На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности корпоративного управления в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Содержание

Введение ______________________________________________________2
Глава 1. Понятие и становление корпоративного управления в                        России _________________________________________________________3
1.1.Сущность и  функции корпоративного управления _________________3
1.2. Становление  корпоративного управления в  России________________4
Глава 2. Особенности корпоративного управления в России.________6
2.1. Формирование  национальной модели корпоративного  управления___6
2.2. Проблемы  становления эффективного корпоративного                                     управления в России. ____________________________________________8
2.3. Направления  формирования корпоративного управления  в России__10
Заключение ____________________________________________________22
Список  использованной литературы______________________________23
Приложения ____________________________________________________24
                              
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение
История корпоративного управления насчитывает свыше 200 лет, хотя  корпоративная форма ведения бизнеса – для России явление сравнительно новое. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы формирования рациональной системы управления корпорацией, принципы и факторы ее построения, экономическая целесообразность внедрения стандартов корпоративного управления.
   В России процесс формирования собственной национальной модели корпоративного управления лишь начинается, поэтому проблема ориентирования российской экономики на ту или иную уже существующую модель, проблемы внедрения корпоративного управления и перспективы его развития будут рассматриваться в этом реферате.
   Корпоративное управление в большинстве российских компаний находится, по общему мнению, на низком уровне по сравнению с развитыми странами. Тем не менее, за последние 7-10 лет в этой сфере произошёл впечатляющий прогресс. В настоящее время ряд российских компаний достигли международного уровня корпоративного управления. С каждым годом возрастает роль корпоративного управления для повышения эффективности крупного и среднего бизнеса, улучшения делового и инвестиционного климата в России.
   За последнее время значительно возросли требования к российским компаниям со стороны регулирующих органов и институциональных инвесторов, обострилась конкуренция со стороны транснациональных корпораций. Именно поэтому эффективная система корпоративного управления становится сегодня для российских компаний таким же конкурентным преимуществом, как материальные или финансовые ресурсы. По данным исследования Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), выполненного по заказу и при участии Ассоциации независимых директоров в Международной финансовой корпорации, сегодня необходимость внедрения передовых практик корпоративного управления признают 85% из 440 опрошенных российских компаний.
Но для понятия  особенностей корпоративного управления в России нужно сначала понять, что такое корпоративное управление, корпорация и как она функционирует в России.
                
Глава 1. Понятие и становление корпоративного управления в России.
1.1. Сущность и функции  корпоративного управления.
  Корпоративное  управление – это управление  организационно-правовым оформлением  бизнеса, оптимизацией организационных  структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями.
Выделяя корпоративное  управление в особый тип, особенности  которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров, построенное на стратегии развития корпорации в целом, наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения».
   Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, то есть акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы.
   Сущность  корпоративного управления состоит  в реализации цикла корпоративного  управления для достижения максимальной  эффективности функционирования  корпорации, которая является основным  критерием корпоративного управления.
   Для управления корпорацией используется цикл управления, содержащий семь этапов:
    анализ возможностей;
    планирование;
    организация;
    мотивация;   
    диспетчирование;
    контроль;
    регулирование.
   Для осуществления  цикла управления, управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.
   Управляющая  компания определяет политику  корпорации в целом, а руководители  предприятий – направления деятельности  своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.
            1.2. Становление корпоративного управления в России.
  Принципы  корпоративного управления носят  рекомендательный характер, являются  своеобразным ориентиром для  создания правовой базы корпоративного  управления на государственном уровне, а также для оценки и выработки компаниями собственной практики.
   Корпоративное  управление в России регулируется  Гражданским кодексом РФ, Федеральными  законами «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О  защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «нормативными актами Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Российское корпоративное законодательство достаточно развито, но необходимо укреплять механизмы правоприменения, ужесточать требования по соблюдению прав акционеров, раскрытию информации и т.д.
  В настоящее  время вступил в силу Кодекс  корпоративного поведения, разработанный  ФСФР и одобренный Правительством  РФ. Кодекс носит рекомендательный  характер и представляет собой  свод рекомендаций по основным компонентам процесса корпоративного управления в компаниях.
  В кодексе  дано следующее определение корпоративного  поведения – это понятие, охватывающее  разнообразные действия, связанные  с управление хозяйственными  обществами.
  Кодекс устанавливает следующие принципы корпоративного управления:
    Практика корпоративного поведения должна обеспечивать акционерам реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе.
    Практика корпоративного поведения должна обеспечивать равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа(категории). Все акционеры должны иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав.
    Практика корпоративного поведения должна обеспечивать осуществление Советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов общества, а также подотчетность членов совета директоров его акционерам.
    Практика корпоративного поведения должна обеспечивать исполнительным органам общества возможность разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов совету директоров общества и его акционерам.
    Практика корпоративного поведения должна обеспечивать своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности понятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами.
    Практика корпоративного поведения должна учитывать предусмотренные законодательством права заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрять активное сотрудничество общества и заинтересованных лиц в целях увеличения активов общества, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест.
    Практика корпоративного поведения должна обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.
   Помимо  этого, Кодекс содержит детальные  рекомендации по следующим вопросам:
      созыв, подготовка и проведение общего собрания акционеров;
      Совет директоров общества6 формирование, функции, вознаграждение;
      исполнительные органы общества: формирование, компетенция, вознаграждение;
      крупные сделки, реорганизации: определение, порядок проведения;
      Раскрытие информации об обществе: цели, формы;
      Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества: цели организации контроля, аудиторская проверка, ревизионная комиссия;
      Дивиденды: определение размера, порядок выплаты;
      Урегулирование корпоративных конфликтов.
   Целью  применения Кодекса является  защита интересов всех акционеров  независимо от размера пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать российские акционерные общества (АО), что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом. 
 
 
 

Глава 2. Особенности корпоративного управления в России.
2.1. Формирование национальной  модели корпоративного  управления.
   Структура  управления корпорацией в различных  странах определяется такими  факторами, как законодательная  база, регулирующая корпоративные отношения, сложившаяся характерная структура управления в конкретной стране и др. В каждой стране структура управления корпорацией имеет определенные элементы, которые отличают ее от структур других стан. Исследователи выделяют три основные модели управления корпорацией: англо-американская модель, германская и японская. Причем первые две являются господствующими на развитых рынках капитала. При рассмотрении англо-американской необходимо выделить такие основные ее достоинства, как высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок и легкость перелива капитала между компаниями и отраслями, а также высокая информационная прозрачность компаний. В качестве недостатков можно отметить ориентацию преимущественно на достижение краткосрочных целей, жесткие требования к доходности инвестиционных проектов и др. К главным преимуществам германской модели можно отнести приверженность долгосрочной стратегии, высокую финансовую устойчивость компаний. Недостатками же выступают недостаточное внимание к правам мелких акционеров, невысокая степень информационной прозрачности. Оценивая перспективы формирования национальной модели корпоративного управления, необходимо опираться на анализ реальных социально-экономических процессов. В России складывается собственная, специфическая модель корпоративного управления, включающая характеристику уже существующих классических моделей.
   Фактически  в России в настоящее время  формально присутствуют разрозненные  компоненты всех традиционных  моделей: относительно распыленная собственность (но неликвидный рынок и слабые институциональные инвесторы), явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (но при этом отсутствие адекватного финансирования и эффективного контроля мониторинга), элементы перекрестных владений и формирования сложных корпоративных структур разного типа (но при отсутствии тяготения к какому-либо типу). Можно отметить и следующие тенденции:
    с бурным развитием финансово-промышленных групп в России произошел поворот в сторону японской модели – более закрытой, основанной на банковском контроле и финансировании;
    замечено сходство с анго-американской моделью: в российской модели также в первую в первую очередь стимулируется деятельность, направленная на повышение стоимости компании, ее прибыльности в краткосрочной перспективе;
    можно отметить и нацеленность на поддержание высокой систем управления, на приспособление компаний к внешней среде, новотивность и риск.
  Таким образом, в России сложилась ситуация, когда ни один из типов систем корпоративного управления не доминирует, а национальная модель корпоративного управления находится в стадии формирования.
   В целом же в России среди ключевых особенностей развития национальной модели корпоративного управления необходимо выделить:
    перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях;
    специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации;
    слабую или нетипичную роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);
    значительную долю государства в акционерном капитале и вытекающие проблемы управления и контроля;
    федеративное устройство и активную роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем субъекта, действующего в рамках конфликта интересов – как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий/хозяйствующий агент);
    неэффективный и/или выборочный (политизированный) государственный инфорсмент ( при сравнительно развитом законодательстве в области защиты прав акционеров).
  Вместе с  тем существует целый ряд проблем  концептуального характера, усложняющих  развитие национальной модели корпоративного управления:
    Отсутствие единого подхода и единого направления развития системы корпоративного управления для стран с переходной экономикой. Так, Джозеф Стиглиц в 1999 году отмечал необходимость усиления внимания к роли инсайдеров, которые в контексте проблем связи между собственностью и управлением будут благоприятно воздействовать на сокращения цепочки агентских отношений. В том же 1999 году Европейский банк реконструкции и развития в качестве одного из принципиального важных направлений на следующее десятилетие указывает необходимость борьбы с «интересами окопавшихся инсайдеров».
    В более широкой постановке вопрос об экономической природе прав собственности выходит за пределы «чистой» теории – в последнее время он все чаще связывается с достаточно острыми проблемами хозяйственной политики ( к примеру, проблемами, порожденными российской приватизацией).
    Структура собственности корпораций в России находится в стадии формировании, продолжаются и процессы консолидации акционерного капитала, в связи с чем выводы о тяготении к той или иной классической модели структуры владения и корпоративного управления пока преждевременны.
    В России остро стоит проблема аффилированных отношений и бенефициарного владения (последнее понятие в российском праве вообще отсутствует).
  Перечисленные характерные специфические черты формирующейся национальной модели корпоративного управления создают ощутимые трудности для принятия решений в области права и экономической политики. При этом необходимо помнить, что в долгосрочном плане следует учитывать общемировую тенденцию к унификации моделей корпоративного управления (взаимное заимствование различных компонентов и механизмов). Само по себе правовое оформление модели корпоративного управления вторично, и лишь основано на реальных экономических процессах, в том числе глобализационных. Фундаментальная задача с точки зрения государства – рассмотрение корпоративного управления в контексте защиты и гарантий прав собственности (прав интересов, прав акционеров) и обеспечение баланса интересов всех участников корпоративных отношений. Именно в данном контексте корпоративное управление должно рассматриваться как важнейшее институциональное условие экономического роста.
    2.2. Проблемы становления  эффективного корпоративного  управления России.
   Проблема  «корпоративного управления» стала  особенно актуальной в России  со второй половины 90-х годов.  Внешними побудительными мотивами  для этого стали общемировые  процессы, в частности возросший  интерес к корпоративному управлению  в США и ряде других стран в 80-е годы (как реакция на волну враждебных захватов контрольных пакетов акций при одновременном усилении институциональных инвесторов), мировой финансовый кризис 1997 – 1998 годов и проблемы корпораций стран с развивающимися рынками.
  Подписание в 1999 году Принципов корпоративного управления ОЭСР стало обобщением опыта государств – членов ОЭСР в этой области, а сами Принципы – потенциальным модельным сводом стандартов и руководств, в том числе для стран с переходной экономикой. Основным показателем корпоративного управления, к которому должна стремиться компания, является эффективность корпоративного управления. Характерными чертами эффективного корпоративного управления, по определению Всемирного банка, являются:
    прозрачность;
    раскрытие финансовой и другой информации о деятельности компании;
    внутренние процессы контроля и надзора за деятельностью менеджмента;
    защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров;
    независимость директоров в определении стратегии компании, утверждении бизнес-планов, принятии других важных решений, в назначении менеджеров, контроле за их деятельностью, смещении менеджеров в случае необходимости.
  Организация  экономического сотрудничества  и развития выделяет следующие  черты эффективного корпоративного  управления:
    честность – уверенность инвесторов в защите своих средств;
    прозрачность – своевременное раскрытие компанией достоверной и полной информации о своем финансовом положении;
    подотчетность – менеджеры подотчетны собственникам компании;
    ответственность – соблюдение компанией законов и этнических норм.
  Результат  эффективного корпоративного управления  проявляется как на локальном,  так и на глобальном уровне:
    на уровне компании эффективное корпоративное управление обеспечивает получение компанией максимальной прибыли при соблюдении интересов акционеров и всех заинтересованных лиц;
    на уровне государства эффективное корпоративное управление способствует развитию частного сектора, фондового рынка в целом экономики;
    на мировом уровне эффективное корпоративное управление позволяет снизить рички наступления финансового кризиса при формировании структуры международного финансового рынка.
  Согласно  традиционной концепции корпоративного  управления с повышением благосостояния  компании повышается благосостояние  ее акционеров. Однако современная концепция признает, что благосостояние акционеров отличается от благосостояния компании, что связано с тем, что компания и ее акционеры могут иметь различные цели. Поэтому цель эффективного корпоративного управления – обеспечение баланса интересов всех участников корпоративных отношений.
  Анализируя  ситуацию, связанную с развитием  корпоративного управления в  России, можно выделить следующие  современные тенденции:
    слияние «контролирующих акционеров» и «менеджеров»;
    низкая вероятность расширения в ближайшие годы внешнего акционерного финансирования как принципиальной экономической предпосылки эффективного корпоративного управления;
    концепция акционерного капитала и консолидация контроля;
    усиление борьбы акционеров за свои права и осознание своей роли.
  При этом  можно выделить следующие основные  проблемы в системе корпоративного  управления российских компаний:
    информационная закрытость, особенно в части раскрытия информации о структуре собственности и реальных владельцах компании;
    заказное правоприменение в решении корпоративных конфликтов, с применением так называемого административного ресурса;
    финансовая отчетность, не соответствующая международным стандартам;
    низкая эффективность мониторинга за деятельностью высшего менеджмента;
    низкие эффективность и профессионализм в работе Совета директоров, незначительное число в его составе Независимых директоров.
2.3. Направления совершенствования корпоративного управления в России.
   Проблемы корпоративного управления решаются как на государственном уровне (так, например, ФСФР ввела строгие требования к раскрытию информации, издан российский Кодекс корпоративного поведения), так и на уровне отдельных компаний (принятие ими собственных кодексов поведения). Правила и стандарты корпоративного управления являются важными компонентами механизма рыночной экономики. Принятие российскими компаниями кодексов корпоративного поведения или управления необходимо рассматривать в качестве позитивного фактора, как для самих компаний, так и для инвесторов в связи преимущественным акцентированием кодексами деятельности компаний по раскрытию информации, повышению эффективности советов директоров и улучшению защиты прав акционеров. При этом необходимо иметь ввиду, что у компаний, планирующих работать в качестве «публичных», и у компаний, намеренных существовать в качестве «закрытых» обществ, направления совершенствования корпоративного управления внутри организации существенно разнятся. Так, первые, осознав, что без привлечения средств новых акционеров они не смогут успешно развиваться в долгосрочной перспективе, тесно привязывают все управленческие решения к системе приоритетов инвесторов, для которых первостепенное значение имеют такие вопросы, как наличие у компании независимого и квалифицированного регистратора, достаточное количество независимых директоров в составе Совета директоров компании и эффективность их работы и Совета директоров в целом, процедура принятия решений на общем собрании акционеров и порядок участия в его работе и т.д. Для вторых же перспективы и направления совершенствования корпоративного управления более скромны. Их программа в этой области нацелена прежде всего на повышение качества управленческих решений, создание эффективной системы взаимодействия и мотивации всех заинтересованных лиц. Общим же для всех корпораций является то, что если они не сумеют трансформировать системы корпоративного управления в соответствии с надлежащей международной практикой, то окажется в невыгодной конкурентной позиции, пытаясь мобилизовать капитал для финансирования своего роста. Строгие стандарты корпоративного управления будут иметь существенное значение для привлечения и удержания инвесторов в условиях интернационализации рынков капитала.
   Необходимо  отметить, что на сегодняшний  день корпоративное управление претерпевает существенные изменения во всем мире, прежде всего это относится к корпоративному законодательству. Корпоративное законодательство вынуждено реагировать на новые экономические реалии, крупные корпоративные скандалы, а также процессы глобализации и интеграции как на межгосударственном уровне, так и в рамках бизнес–процессов. На сегодняшний момент в РФ подготовлена Концепция развития корпоративного законодательства, определяющая основные приоритеты и основанная на комплексном подходе. Один из основных разделов данной Концепции посвящен регулированию корпоративных конфликтов и противодействию недружественным корпоративным захватам. Согласно оценке независимых экспертов, с июля 2004-го по октябрь 2005 года в России возникло не менее 60 публичных корпоративных конфликтов с общей стоимостью вовлеченных в них активов более 4 млрд. долларов.
   Значительное  внимание в Концепции также  уделяется реорганизации юридических  лиц. В рамках совершенствования  законодательства о реорганизации  необходимо принятие единого федерального закона, посвященного вопросам реорганизации юридических лиц. Кроме того, одним из важнейших направлений является совершенствование правового регулирования аффилированных лиц. Существенной проблемой российского корпоративного управления законодательства является совершенствование организационно-правовых форм юридических лиц.
   Корпоративное  законодательство затрагивает всех  без исключения участников хозяйственной  деятельности, его развитие требует  системного подхода и непосредственно отражается на качестве корпоративного управления в той или иной стране.
  Таким образом,  Российская модель корпоративного  управления представляет собой  следующий «управленческий треугольник»: 
 
 
 

АКЦИОНЕРЫ                                                                                                                                  представление интересов собственников                                                                                                     путем участия в общих собраниях акционеров 
 

ПРАВЛЕНИЕ (ДИРЕКЦИЯ)                                          СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ оперативное руководство                                             (НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ) предпринимательской деятельностью                                      мониторинг прав  акционеров;  принятие решений по наиболее важным                                                                                                                 вопросам в период между общими собраниями                                                                                акционеров; обеспечение отчетности и                                                                                       ответственности менеджмента за качество и                                                                                                  результаты деятельности общества
Существенным  моментом является то, что совет директоров(наблюдательный совет), осуществляет функцию контроля над менеджментом, должен сам оставаться объектом контроля.
  Для большинства крупных российских акционерных обществ можно выделить следующие группы участников отношений, составляющих содержание понятие «корпоративное управление»:
    менеджмент, в том числе единоличный исполнительный орган эмитента;
    крупные акционеры (владельцы контрольного пакета голосующих акций общества);
    акционеры, владеющие незначительным числом акций (так называемые «миноритарные» (мелкие) акционеры);
    органы государственной власти (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), а также органы местного самоуправления;
    владельцы иных ценных бумаг эмитента;
    кредиторы, не являющиеся владельцами ценных бумаг эмитента.
   В российских  условиях противоречия в сфере  корпоративных отношений традиционно  наиболее остры. В результате  массовой приватизации в России сложилась своеобразная структура капитала акционерных обществ, основанная на распределении мелких пакетов акций среди большого круга мелких акционеров, а также на наличии «эксклюзивных» отношений между крупными акционерами и менеджментом таких обществ. Поэтому достаточно часто возникают парадоксальные ситуации, когда крупные акционеры российских эмитентов заинтересованы не столько в повышении прибыльности бизнеса компании, сколько в сохранении своих специфических отношений с предприятиями (например, контроле за финансовыми потоками ил экспортно-импортными операциями).
   С другой  стороны, потребность в усилении  контроля над российскими эмитентами  заставляет крупных акционеров  осуществлять активный процесс  консолидации пакетов акций, проводимый  зачастую методами, ущемляющими права мелких акционеров. Так, широко используемым способом избавления от мелких акционеров по-прежнему является увлечением доли крупных акционеров за счет размывания долей акционеров. 
 

Заключение.
В этом реферате я разобралась в том, что такое корпоративное управление, как оно формируется, функционирует и с помощью чего достигается наибольшая эффективность его правления. Помимо этого, я исследовала особенности корпоративного управления  в России, проблемы становления в стране.
Выводы из данного реферата можно сделать следующие. Несмотря на сохраняющуюся закрытость российских компаний, в области корпоративного управления наблюдается прогресс. Серьезные изменения произошли в правовой базе: заметно обновлен закон «об акционерных обществах», принят кодекс корпоративного поведения, принят новый закон о банкротстве.
   Этап  зарождения и первоначал
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.