На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Рынок: сущность, черты, функции, роль

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Лекция 4. РЫНОК: ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ, РОЛЬ 
 

   Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории. В процессе исторического развития изменялось понимание рынка и рыночного механизма, вырастала их роль в экономике. Однако и в настоящее время толкование рынка неоднозначно. Выяснению сущности рынка и содержания рыночного механизма посвящена данная лекция. 

Основные  вопросы лекции: 

    Рынок: сущность, черты, функции, роль

   2. Структура  и инфраструктура рынка

   3. Элементы  рыночной экономики

   4. Типы  рынков.  
 

   4.1. Сущность рынка: черты, функции, роль 

   Формирование  рыночных отношений в России и  других постсоциалистических странах повысило практическую значимость теории рыночной экономики. Понятия «рынок» и «рыночная экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны.
   Рыночная  экономика – результат длительного  исторического развития рыночных отношений и рынка. Она возникает и интенсивно развивается вместе с возникновением и развитием капиталистической системы хозяйствования.
   Рынок - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного изобилия. Он лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйствующих  субъектов.
   Поскольку эти два понятия не только взаимосвязаны, но и неотделимы друг от друга, то в современной экономической литературе употребляются в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.
   Рынок рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
    натурально-вещественные связи, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
    товарные связи, осуществляемые посредством рынка.
   Рынок пришел на смену натуральному хозяйству, первой и простейшей форме общественного хозяйства.
Натуральная форма есть такая  форма хозяйства, в которой производство материальных благ и  услуг ведется  для потребления внутри самой хозяйственной единицы.
   Натуральная форма хозяйствования основывается на земельной собственности и ей присущи следующие черты:
    замкнутый характер, ограниченный рамками данного хозяйства (общины);
    простое воспроизводство (т.е. в одних и тех же масштабах);
    универсализм крестьянина (т.е. слабое разделение труда);
    господство традиций в принятии решений;
    прямые связи между производством и распределением (созданный продукт движется по схеме: производство ®  потребление).
   Однако  внутри натурального хозяйства медленно шло развитие товарно-денежных отношений. В результате общественного разделения труда и специализации происходит обособление производителей, их кооперация и объединение на новой экономической основе. На смену натуральному хозяйству пришло товарное хозяйство.
Товарное  хозяйство – это  такой тип хозяйства, где продукты изготавливаются  не для собственного потребления, а для обмена их путем купли-продажи.
   Товарной  форме хозяйствования присущи следующие  черты:
    открытость;
    разделение труда, приведшее к росту его производительности и появлению излишков продуктов;
    расширенное воспроизводство (повторение производства в увеличивающемся масштабе);
    осуществление связей через рынок (созданный продукт движется по схеме: производство®распределение ®обмен® потребление):
    продукты производятся для обмена самостоятельными, независимыми, экономически обособленными производителями, то есть производителями являются собственники средств производства и продукции. Это возможно только в условиях частной собственности.
   Таким образом, важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются:
   во-первых, общественное разделение труда и специализация; 
   во-вторых, экономическая обособленность (самостоятельность) хозяйствующих субъектов, то есть полностью  независимых, автономных в принятии  хозяйственных решений (что производить, как производить и кому продавать продукцию). Обособленность возникает на базе частной собственности;
   в-третьих, самостоятельность производителя, свобода предпринимательства и свободный обмен ресурсов, позволяющий сформироваться свободным ценам, подсказывающим хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Общественное  разделение труда  – это исторический процесс обособления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
   В основе экономического развития лежит  естественное разделение труда – разделение функций между людьми исходя из половозрастных, физических, физиологических и других особенностей.
   Последующее экономическое развитие породило общественное разделение труда. Известны четыре этапа общественного разделения труда:
   1) отделение земледелия от скотоводства;
   2) отделение ремесла от земледелия;
   3) выделение посредника-купца, отделение от производства торгового капитала;
   4) выделение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) от производства.
   На  основе общественного разделения труда  возникли другие виды разделения труда: профессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное.
   В результате разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов и оказание услуг.
Базирующаяся  на разделении труда  ориентация производителей на изготовление отдельных  продуктов и их элементов называется специализацией.
   Специализация дает немало преимуществ. Это объясняется  принципом сравнительного преимущества – производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей.
   В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возросла.
   Первоначально под рынком понимали место встречи  продавца и покупателя, то есть место массовой купли-продажи товаров. Позднее в понятие рынка ввели отношения между продавцом и покупателем, отношение спроса и предложения. Сегодня при выявлении сущности рынка следует помнить о том, что рынок представляет собой определенную систему отношений.
Рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанная на частной собственности и механизме спроса и предложения.
   Рыночные  отношения включают:
   отношения, связанные с арендой (взаимоотношения между двумя субъектами осуществляются на рыночной основе);
   процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда, кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
   процесс функционирования рыночной инфраструктуры;
   обменные процессы  с зарубежными партнерами.
   Суть  рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкуренции.
   Основными чертами рынка являются:
   1. Наличие товарной массы - чем количественно и качественно разнородна товарная масса, тем более развит и рынок.
   2. Наличие устойчивой и развитой денежной системы. Рынок - это не бартер, не обмен по цепочке … Т – Т…,  а бесконечная цепь товарно-денежного обращения   …Т - Д - Т –Д’-…  (по К. Марксу,  Д‘>Д на размер прибавочной стоимости).
   3. Свободные цены.
   4. Частная собственность – это имеющие денежную оценку экономические активы, находящиеся во владении отдельных экономических субъектов (частные лица, фирмы). Различают следующие виды активов:  физические – материальные ресурсы и товары, недвижимое имущество; финансовые – наличные деньги, банковские вклады и ценные бумаги; нематериальные – авторские права, патенты, торговая марка.
   5. Конкуренция. Именно конкуренция заставляет искать направления деятельности, связанные с более рациональным использованием ресурсов, создает благоприятные условия для инновационной деятельности, порождает стимулы к непрерывному совершенствованию форм и способов деятельности, то есть становится вечным двигателем рыночной экономики.
   6. Самостоятельность хозяйственных субъектов. Это свободный выбор партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракт, договоры, отсутствие жесткого административного товарного распределения, свобода договоров и сделок. Но эта самостоятельность относительна, поскольку подчинена правилам рыночной игры.
   7. В основе действия продавца и покупатель лежит личный экономический интерес, в этом и является стимулирующая функция рынка.
   8. Рынок связан с существованием  трансакционных издержек. Это расходы на получение лицензий на выбранную деятельность, сбор и обработку информации о состоянии рынка, поиск покупателей (или продавцов), ведение с ними переговоров, заключение контракта, а также  контроль за его соблюдением. Иными словами, это расходы на совершение сделок или издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
   9. Свободное маневрирование ресурсов, возможность изменить условия производства, технологии, свободное перемещение ресурсов в другую отрасль.
   10. Рынок подчинен действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения.
   11. Предполагает полную материальную ответственность за результаты деятельности.
   12. Рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни.
   13. Наличие развитой инфраструктуры.
   14. Рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством. Региональный рынок выступает как часть национального, а национальный – как часть мирового.
   Цивилизованный  рынок функционирует при определенных условиях, к их числу относятся:
   реализация многогранных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной);
   система мер связанных с разработкой правового законодательства по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования;
   демократизация производства при сохранении государственных регуляторов;
   рыночная инфраструктура должна объединять рынок товаров и услуг, рынок производства и финансовый рынок;
   превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием специализированных предприятий.
   Сущность  рынка проявляется в его функциях:
   1. Интегрирующая  - состоит в соединении сферы производства, потребления, а также торговцев-посредников. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
   2. Информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки по кредитам и т.д. объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.
   3. Ценообразующая (или эквивалентная) – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты на производство продукции с общественно-необходимыми.
   4. Регулирующая предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве обмен между регионами. Постоянное колебание цен не только информирует о состоянии дел на рынке, но и регулирует хозяйственную деятельность. Растет цена - расширяем производство, падает - сокращаем. Рынок отвечает на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
   5. Стимулирующая состоит в побуждении производителя к созданию необходимой продукции с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли за счет снижения издержек и внедрения научно-технического прогресса, а на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.
   6. Посредническая. Рынок обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Реализация интересов рыночных субъектов обеспечивает соединение интересов продавца (получение большего дохода) и интересов покупателя (в удовлетворении потребности с наименьшими затратами), предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
   7. Контролирующая. Рынок - главный контролер конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
   8. Санирующая. С помощью рыночных рычагов происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов, осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
   9. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров и их функционирование – товаров длительного пользования) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
   10. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно». Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя – в удовлетворении потребностей с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
   Из  сущности рынка и его функций  логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функции» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль – это ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.
   Роль  рынка в экономике сводится к следующему:
    выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить, с помощью обратных первичных связей;
    уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
    дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
    «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных производителей и свертыванию устаревших производств.

   4.2. Структура и инфраструктура рынка

 
   Рыночная  экономика – сложная социально-экономическая  система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
   Современная рыночная экономика есть система  рынков. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка,  их удельный вес в общем объеме рынка.
   Признаками любой структуры являются:
   а) тесная связь между ее элементами;
   б) определенная устойчивость этих связей;
   в) целостность, совокупность данных элементов.
   Экономическая структура определяется:
    формами собственности;
   структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия), зависящей от удельного веса той или иной формы хозяйствующих субъектов в экономике;
    особенностями сферы товарообращения;
      уровнем приватизации;
    видами торговли, используемыми в стране.
   Исследование  структуры рыночной экономики облегчается выработкой основных критериев, в соответствии с которой выделяют основные ее подсистемы.
   Целесообразно рассматривать структуру рыночной экономики исходя из следующих основных критериев:
   1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений.
   В зависимости от того, какой именно товар или группа товаров имеет  хождение на данном рынке, различают рынок благ и услуг, рынок рабочей силы, денежный рынок. Рынок благ и услуг включает в себя рынки предметов потребления, рынок услуг, рынок средств производства,  рынок научно-технических разработок и др. Денежный рынок охватывает рынок денег, финансовый рынок (ссудный, инвестиций, рынок ценных бумаг, страховой),  рынок валюты;
   2) по товарным группам:  рынок товаров производственного назначения,  рынок товаров народного потребления,  рынок сырья и материалов,  рынок факторов производства и т.д.;
   3) по отраслевому признаку. Например, рынок автомобилей, нефтяной рынок и т.п.;
   4) по общественному разделению труда (транспортно-географи-ческому положению): местный, региональный, национальный, мировой. Например, если вы хотите улучшить свои жилищные условия, то вас будет интересовать местный рынок недвижимости, если анализируется рынок нефти, то анализ осуществляется на уровне мирового рынка;
   5) по степени ограничения конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции;
   6) по видам субъектов рыночных отношений: рынок покупателей,  рынок продавцов, рынок государственных учреждений и рынок посредников. Всех рыночных субъектов согласно их функциям можно разделить на две большие группы – покупателей и продавцов. В зависимости от того, кто их них обладает решающей рыночной властью и может определять условия купли-продажи выделяют рынок покупателей, рынок продавцов, рынок посредников;
   7) по степени зрелости: неразвитый, развитый и формирующийся;
   8) по соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный.
   9) по уровню насыщения товарной массой: равновесный, дефицитный и избыточный.
   10) по характеру продаж:  рынки оптовой торговли и рынки розничной торговли, рынки закупок сельхозпродукции.
   Инфраструктура - это обязательный компонент любой  целостной экономической системы.
Инфраструктура  рынка – это  совокупность правовых форм, опосредствующих  движения товаров  и услуг, акты купли-продажи, совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок  и обеспечивающих его нормальное функционирование.
   Основными элементами инфраструктуры являются:
   биржи, их организационное оформление посредничества;
   аукционы, ярмарки, и другие формы организационного не биржевого посредничества;
   кредитная система и коммерческие банки;
   эмиссионная система и эмиссионные банки;
   система регулирования занятости и центр государственного и не государственного содействия занятости (биржа труда);
   информационные технологии и средства деловой коммуникации;
   налоговая система и налоговая инспекция;
   система страхования коммерческого и хозяйственного риска и страховые компании и т. д.
   Инфраструктура  призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы формируются самим рынком (у каждого  рынка своя инфраструктура).
   Функции инфраструктуры заключаются в следующем:
   -  облегчение участникам рыночных  отношений реализации их интересов;
   -  повышение эффективности и оперативности  работы рыночных субъектов; 
   -  организационное оформление рыночных  отношений;
   - облегчение форм юридического  и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
   - подготовка специалистов для  эффективного функционирования  рынка.

4.3. Элементы рыночной экономики

 
   Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие  определенных ее элементов, составляющих рыночную систему.
   Наиболее  важными элементами выступают производители и потребители. Одни производят товары, другие его потребляют. Производители выступают с предложением товаров. Потребители предъявляют спрос. Существует три основных субъекта рынка: домохозяйства, фирмы и государство.
   Домохозяйства (или потребители) - это самостоятельно хозяйствующая единица, состоящая из одного и более лиц, являющаяся собственником и поставщиком факторов производства, главной целью которой является удовлетворение потребностей.
   Фирма (предприятие) - это самостоятельно хозяйствующая единица, функционирующая с целью получения прибыли. Она является производителем и поставщиком товаров и услуг.
   Государство понимается в широком смысле слова – как совокупность всех правительственных учреждений, имеющих юридическую  и политическую власть для контроля над хозяйственными субъектами и рынком. Оно обычно представлено бюджетными организациями, целью которых является не получение прибыли, а государственное регулирование экономики.
   Объектами рыночных отношений являются товары и деньги.
   На  рис. 4.1 представлены взаимоотношения  между основными субъектами рынка, показан кругооборот товаров  и услуг, формирование расходов и доходов определенных рыночных субъектов.
   Из  схемы (рис. 4.1) видно, что домохозяйства и фирмы взаимодействуют на двух основных рынках - рынке ресурсов и рынке товаров и услуг. На рынке факторов производства домохозяйства выступают в роли продавцов, а фирмы - в роли покупателей. Домохозяйства предлагают фирмам экономические ресурсы (1). Фирмы выплачивают домохозяйствам соответствующие доходы (2). На рынке товаров и услуг фирмы становятся продавцами, а домохозяйства покупателями. Фирмы предоставляют домохозяйствам  произведенные ими товары (3), а домохозяйства приобретают у фирм товары (4). Таким образом, реальный поток товаров (по часовой стрелке) дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (против часовой стрелки). 


   Рис. 4.1. Кругооборот товаров, доходов и расходов 

   Домохозяйства большую часть полученных доходов тратят, а оставшуюся сберегают. Эти сбережения они направляют в различные финансовые институты. Это могут быть вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, а также покупка акций и облигаций
частных предприятий (5). Тем самым, создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствование инвестиционных средств, в которых они нуждаются (5). В обратном направлении текут доходы от финансовых вложений – проценты и дивиденды (6).
   В условиях натурального хозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт – материальное благо, являющееся результатом труда и обладающее потребительной ценностью (полезностью), то есть способностью удовлетворить те или иные потребности человека благодаря определенным свойствам. В условиях товарного производства продукт труда уже приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром, он является ценностью  уже не для производителя, а для других лиц, то есть приобретает общественные свойства.
Товар - это экономическое благо, произведенное для обмена.
   Товар должен быть не только изготовлен для  других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. Следовательно, продукт становится товаром только  тогда, когда он создан трудом, обладает общественной ценностью и обменивается на другие товары. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда.
   Обмен может приобретать различные  формы, но во всех случаях обмен –  это действие, в ходе которого мы получаем (отдаем) одну вещь в обмен на другую. Отсюда каждый товар при обмене приобретает на рынке меновую стоимость – способность обмениваться на другие полезные вещи в определенных количественных соотношениях.
   Сложилось три основных подхода при определении стоимости товара. Сторонники трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) считали, что товары в определенных количественных соотношениях приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу – труд (трудовые затраты), то есть затраты труда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.