На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление районным домом культуры как автономным учреждением

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Управление  районным домом культуры как автономным учреждением» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3 
 

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования управлением учреждением культуры перехода в условии автономное учреждение 

1.1. Управление районным домом культуры как автономным учреждением                                                                                                           7 

1.2. Особенности управления районным Домом культуры в условиях автономномного режима… ……………………………………………………                                      

1.3. Эффективность  управления учреждением в автономном режиме…….   32 

Выводы по первой главе………………………………………………………...37 
 

Глава 2 Экспериментальное  исследование управлением автономным учреждением культуры Демянсгого района 

2.1. Состояние  и проблемы в организации по  методическому обеспечению……………………………………………………………………………...  38 

2.2. Модель управления Демянского районного дома культуры как автономным   учреждением………………………………………………     .49 

2.3.Рекомендации  по усовершенствованию управлением    Демянского  районного  дома культуры                            ………………………………………………                                                        57 

Выводы по второй главе………………………………………………………..59 

Заключение………………………………………………………………………61 

Библиографический список…………………………………………………….62 

                                                Введение 

     Актуальность  исследования. Стремительные перемены, происходящие в нашей стране, привели к изменению и переоценке культурных ценностей общества. Для современной культуры характерно изменение духовного спектра с акцентом на материальный фактор.
     Возросший интерес к материальным ценностям  приводит к усилению прагматических ориентации у людей, особенно у подрастающего поколения, ограничивает духовные запросы. Традиционные ценности, составляющие основу культуры, трансформируются, причем зачастую не в лучшую сторону: этика трудолюбия перерождается в умение «добывать» деньги; стремление к образованию заменяется желанием любыми путями стать удачливым и предприимчивым в области зарабатывания материальных благ. Постепенно формируется облик молодого поколения, которому присущ культ потребительства, утрата интереса к прошлому и настоящему своей страны и отсутствие веры в будущее.
     В этой связи возрастает роль эффективности управления и поиск новых путей организации учреждений культуры. Общество всегда было заинтересовано в повышении уровня образованности, воспитанности, нравственности, поскольку именно от их активности, личностных качеств и умений зависят судьбы, духовно-нравственное здоровье общества и состояние культуры1. Это отражено в исследованиях А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Н.Г. Воробьева, И.Н. Ерошенкова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д.  

     Красильникова, Ю.П. Лукина, В.П. Подвойского, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, Г.Н. Филонова.
     Проблемы  модернизации сферы досуга находится  в поле зрения многих исследователей. Это объясняется тем, что деятельность традиционных центров культурной жизни (театров, кинотеатров, Домов и Дворцов культуры) претерпевает в настоящее время существенные изменения. Имеется большое число исследований, научных статей, монографий, посвященных этой проблеме, среди которых можно отметить работы В.Н. Болховитинова, Л.Г. Брылевой, Г.Н. Будановой, Е.Н. Вороновой, Л.Г. Генералова, Ю.А. Грибкова, В.М. Клюева, В.Е. Новаторова, С.В. Шишкина и др.
     Результаты  научных исследований показали, что  происходит уменьшение активности культурно-досуговой деятельности традиционных центров досуга, и выявили ряд противоречий, возникающих при создании новых форм организации учреждений в условиях рыночной экономики. Как отмечает Г.Н. Буданова, с одной стороны, наблюдается снижение уровня рекреационных услуг в государственном секторе, а с другой – повышение его в негосударственном секторе, где создаются досуговые центры нового типа, на коммерческой основе, с использованием современной техники и технологий. В деятельности этих центров досуга просматривается синтез социально-культурных и образовательных функций, однако, имея коммерческую основу, они могут удовлетворить потребности в культурно-досуговой деятельности лишь ограниченной доли потенциального контингента.
     Таким образом, коммерческие интересы отодвигают на задний план социальные и педагогические факторы, которые при организации культурно-досуговых мероприятий в учреждениях негосударственного сектора почти не учитываются. Между тем, как показывают исследования ряда ученых, эти важнейшие функции традиционных культурно-досуговых  
 

     учреждений могут и должны быть восстановлены и усилены путем модернизации сферы досуга с учетом новых социально-экономических условий. В.Е. Новаторов раскрывает теоретические и методические основы досуговой деятельности, принимая во внимание происходящие преобразования в обществе. При этом большую роль он отводит профессиональному работнику сферы досуга, подчеркивая значение активного взаимодействия педагога (работника-культуролога) и воспитанника (посетителя досугового учреждения) для самореализации личности в сфере свободного времени.
     Одним из способов модернизации сферы досуга ученые видят в использовании  моделирования и проектирования процесса организации досу-говой деятельности в купе с большей самостоятельностью.
     Однако, несмотря на обилие теоретических разработок и эмпирических исследований, проблема управления учреждением культуры в условиях автономии является одной из самых сложных и теоретически многозначных.
     Исходя  из вышесказанного, проблемой данного  исследования выступает противоречие между достаточной теоретической разработанностью и недостаточной разработанностью методических основ активизации молодежи на базе досугового учреждения культуры. Наличие социального заказа на разработку и реализацию молодежного досугового проекта и недостаточная методическая разработка проблемы указывает на целесообразность и необходимость данного исследования.
     Интерес к проблемам управления домом  культуры носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике, менеджменте.
     Социально-философские  проблемы досуга населения как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского,  И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др.  

     Значительный  вклад  в исследовании досуга молодежи внесли Г.А, Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.
     К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин,   Г.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.) по вопросу профессиональным управлением учреждения культуры профессор Д.Д.Вачугов.
     В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
     Исследования   названных  авторов   имеют   важное    значение    для совершенствования теории и   методики управления   культурно-досуговыми учреждениями.   Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.
       Объект исследования – управление учреждением культуры;
     Предмет исследования – особенности управления;
     Цель  дипломной работы – разработка модели управления домом культуры, как автономным учреждением и выработка практических рекомендаций по его совершенствованию.
     Гипотеза  исследования: Мы  полагаем, что управление районным домом культуры, будет успешным, если будет разработана модель  управления домом культуры в условиях автономии, предпологающая
     - план перехода в автономное учреждение и разработку плана управления.
     Задачи  исследования:
     1. Анализ литературы по управлению районным домом культуры.
     2. Изучение проблем в управление  домом культуры.
     3. Разработка особенностей управления  перехода дома культуры, в
     автономную  организацию. 
 

     4. Разработка рекомендаций по управлению  домом культуры, как автономным учреждением.
     5. Обобщение результатов исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  предпосылки исследования управление    культуры в условии перехода в автономное учреждение 

      Управление  районным домом культуры
 
      Районные дома культуры в сети существующих культурно-досуговых формирований создавались в 50-60 годы как организационно-методические центры руководства клубными учреждениями района и на определенном этапе они выполнили поставленную перед ними задачу,  предоставляя населению разнообразные услуги социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера, а также условия для реализации их творческого потенциала – занятия любительским художественным творчеством.
     РДК в этот период и ещё  несколько  десятилетий позже были эффективными инструментами воспитательной, культурно-досуговой деятельности, страстными застрельщиками различных идеолого-пропагандистских компаний, в том числе способствующих духовному воспитанию людей.
       Именно в этот период зарождались  первые самодеятельные коллективы, культурно-спортивные комплексы (КСК), централизованные клубные системы (ЦКС) активно проводились праздники трудовых династий, «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Мы сейчас с ностальгией вспоминаем те многочисленные хоры,  духовые оркестры, театральные коллективы, которые были у нас в 50-80-е годы. Многие из них сегодня потеряны. В разгар перестройки, перехода к рыночной  экономике, много говорилось о  разгосударствлении культуры в стране. В этих условиях государство, действительно уменьшало своё участие в поддержке культуры, полагая, что формирующийся рынок решит все проблемы автоматически. К сожалению, это привело к ослаблению материально-технической базы, оттоку профессионалов КДУ, падению материально-этических  критериев, оказало негативное воздействие на духовно-нравственное состояние нашего общества. Ещё в 2000 г. в статье «Дружной семьей в ХХI век» М.Ш. Шаймиев отметил значительное падение духовного состояния общества:  «Это резкое падение жизненного уровня населения, огульный отказ от  идейно-нравственных и интеллектуально-эстетических ценностей прошлого, поспешная деидеологизация государства и общественной деятельности и, как итог – утрата живущими ныне поколениями людей возвышенных идеалов,
жизненной перспективы, социального оптимизма. На смену им идет господство бездуховности, так называемой массовой культуры, меркантильного, сиюминутного отношения к жизни, к окружающим, 
 

 к  вечным человеческим ценностям.  Нравственное здоровье общества  вышло из-под контроля».
     К сожалению,  принятые Федеральные законы № 95, 122 и в частности 131 «Об общих принципах организации местного самоуправлении», позволяющие регионам РФ экономить на культуре не вселяют большого оптимизма работникам культурно-досуговой сферы в решении проблем повышения общей культуры, нравственности в обществе, особенно в сельской местности.
     Сегодня острой проблемой остается сохранение нематериальной культуры, которую, по мнению культурологов, сохранить гораздо  сложнее, чем материальную. Это традиционные праздники, обряды, устное народное творчество, бытовая культура народов России.
       Потеряв хотя бы на 10-20 % сеть  сельских досуговых учреждений, мы потеряем многие детские,  молодежные народные творческие  коллективы, и создадим дополнительные возможности для дальнейшего роста алкоголизма, наркомании и других общественных пороков. Задача работников КДУ, общественности, местной интеллигенции - отстоять как можно больше коллективов,  клубов, Домов культуры для того, чтобы сохранить имеющиеся коллективы, и те  очаги культуры, где на практике работают кружки, клубы по интересам, реализуются социально-культурные проекты.
     Формирование  сети и обеспечение объемов услуг  культуры находится в прямой зависимости  от возможностей бюджета района, города, населения, где сеть уже не рассматривается в качестве обязательной. Закон оставляет местным органам власти право формирования «своей» культурной политики, численности и структуры КДУ, без учета внятных ориентиров государственной культурной политики и особенностей функционирования клубов и ДК на селе. Это не дает никаких гарантий осуществления основных функций КДУ по возрождению, сохранению культурного наследия, реализации творческих потребностей и организации досуга населения.
     Таким образом, методы и средства управления культурой будут подвергнуты значительной корректировке, выражающейся в перемещении акцента с директивного управления  на создание условий саморазвития и партнерства.
Мы напоминаем, что клубное учреждение как юридическое  лицо считается созданным с момента  его регистрации. Для этого на первоначальном этапе необходимо
    Определить учредителя клубного учреждения (Отдел культуры...)            
Разработать Устав на каждый РДК (при необходимости  на СДК, СК) исходя из прилагаемого Положения с указанием целей, задач и направление деятельности, который наряду с Положением клубного учреждения,  

Конституцией  Российской Федерации. Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами руководящих органов субъектов Российской Федерации и
 муниципальными  образованиями являются  руководством  в деятельности учреждения культуры  клубного типа.
    Пройти регистрацию в регистрационной палате.
    Заключить договор с  Учредителем по обязательствам клубного учреждения в отношении объемов основной деятельности
   В условиях дефицита средств органов  местного самоуправления на развитие клубно-досуговой сферы, должна быть разработана эффективная экономическая  законодательная база, способствующая дополнительному финансированию культуры спонсорами, меценатами,богатыми людьми. Сегодня мы рекомендуем заведующим отделами, управлениями культуры, работникам РДК, СДК взвесить все возможности каждого населенного пункта, где имеются КПУ и выйти с предложениями к главам местных администраций, при возможности на сельском сходе граждан решить сакраментальный вопрос «Быть или не быть?» клубу в данном селе. Если быть то, что необходимо сделать в первую очередь по вопросам укрепления материально-технической базы, финансирования культурных проектов,  по каким приоритетам строить содержательную деятельность клуба? Необходимо избрать правление, творческий актив клуба, изучить потребности населения села в сфере досуга, и на деле доказывать, что клуб - это  именно такой социальный институт, без которого     невозможно развитие в других сферах общественной деятельности.
   В зарубежной практике культурная политика оценивается, прежде всего, не как деятельность одного или ряда ведомств, но как  сложная общественно-государственная  деятельность, в которой участвуют  самые различные субъекты культурной политики, ученые, общественные деятели, работники культуры и искусства, различных государственных и общественных организаций, предприниматели и т.д. «Не варитесь в собственном соку», привлекайте всех, кто не равнодушен к своему досугу, досугу своих детей, внуков.
   Любые опросы, даже экспресс опросы при проведении каких-либо мероприятий могут вам  найти правильный путь к работе.
   «Оптимальный  клуб будущего в отношении персонала  – это, по необходимости очень  небольшое ядро высококвалифицированных  кадровых работников, плюс более широкий круг работников на договорных началах с оплатой их труда в значительной мере за счет самой клиентуры, плюс еще более широкий круг активистов, работающих на общественных началах в силу увлеченности делом… »,- это точка зрения  на досуг ХХI века профессора, доктора исторических наук, заведующего сектором социальных прогнозов ИСИ АН СССР Бестужева-Лада. 
 
 

   От  профессионализма клубных работников зависит 70 % успеха всей досуговой деятельности, в том числе и материальный, ведь человек, потенциальный посетитель клуба, заплатит деньги только за адресные,
   качественные  культурные услуги, а грамотный директор ДК или клуба, по мнению культуролога Вячеслава Родионова «подобен толковому  продавцу, четко понимающему состояние  рынка в этой сфере – что можно продать, а какой товар не пользуется спросом».
   РДК. клуб должен зарабатывать деньги. Но мы и продавать должны только качественный товар. Пусть недорого, но постепенно народ к этому привыкнет. Ведь покупаем же мы билеты в кино, почему же не заплатить за хороший вечер, концерт и т.п. Таким образом, мы будем способствовать радикальному изменению сознания людей, искоренению иждивенческих настроений в сфере потребления культурных благ.
   Однако  перечень платных  мероприятий не отличается от прошлых лет  разнообразием: дискотека, вечера отдыха, концерты. Прибавились организация юбилеев, праздников при долевом участии, или  на договорной основе для предприятий и организаций городов, районов.
   Стремление  людей в реализации своих исторических, национальных традиций на личностном и межличностном уровнях будет существовать до тех пор, пока существует этнос, поэтому ориентация на «продукцию» традиционной народной культуры востребована в любые времена.  Нужно  подумать, как с пользой для дела не тратя силы на бездумные развлечения использовать многовековые традиции, уклад жизни данного села, района. Огромной духовной энергией заряжены праздники «Бабушкин сундук», «Праздник самовара», праздники полотенца, пирога, вечера -  встречи поколений, фольклорные праздники и т.п.
   Необходимо  отметить, что все фестивали, праздники,  смотры, конкурсы сегодня нужны и  многим людям приносят большую радость  бытия, являются важным звеном их досуговой  деятельности. Кроме того, работники  РДК должны ориентировать уровень  традиционного и современного народного творчества  на  высокие образцы Не надо забывать и о ментальном желании многих людей участвовать в коллективном творчестве.
   Мы, пожалуй, научились неплохо проводить  разнообразные крупномасштабные районные, городские массовые мероприятия, вечера, КВН (ШТМ), календарные праздники (Новый год и др.), праздники чествования юбиляров, тружеников и т.п. И это неплохо. Надо больше работать на личность, персоналии, переходить на психологически тонкие нити управления. Ведь народ, в массе своей переживший за последние годы огромное количество стрессов и еще не избавившийся от них, вовсе не жаждет бездумно петь и танцевать в клубе. Так только увеличивается разрыв между клубными работниками и посетителями клубно-досуговых центров. Если среди посетителей клубов найдутся любители петь, можно создать что-то вроде хора. Но они будут петь, прежде всего, для собственного удовольствия, а не ради участия в фестивалях, смотрах и т.п.  

   И эту востребованность современного досуга мы тоже должны понять, принять и учитывать. Ведь люди сейчас более замкнуты.
     И если они не собираются  сделать свое пение источником  заработка, пусть поют в узком  кругу – не нужны им большие  сцены и огромные залы. А вот  платное членство в клубах  по интересам нужно внедрять, как это издавно было, например в Англии. Пусть членские взносы будут самыми минимальными, просто символическими, скажем 30-50 рублей в год, но эти небольшие деньги как показывает опыт, способствуют оказывать самое благотворное организационно-психологическое воздействие. Член клуба почувствует себя, в какой-то мере сохозяином. Он выберет правление, ответственное перед ним, которое установит контроль над действиями администрации. Он будет более бережно относится к книгам из клубной библиотеки, к самому зданию и инвентарю. Он примет участие в обсуждении бюджета, куда вложена его доля. Он постарается организовать работу таким образом, что отдача от неё была более высокой.
   Вот почему оптимальный РДК, клуб будущего представляется нам в виде объединения  его членов, которые не просто время от времени помогают администрации и платному персоналу, а активно участвуют в его повседневной жизни.Этим методикам, технологиям должен обучать клубных работников РДК.
   По  мнению вице-президента Международного союза работников культуры, туризма и спорта, члена редколегии “Клуб” Владимира Соловьева сейчас в России  возрождаются именно такого типа клубы, которые были известны в России многие десятки лет. Восстанавливается система клубов с постоянным членством. Люди, которые входят в такой клуб, являются его хозяевами. Чувство хозяина возвращается в Россию, оно возвращается в клубную сферу. В сфере свободного времени сейчас возрождаются и благородные собрания, купеческие клубы (клубы предпринимателей).Так к примеру Нижегородская ярмарка – это форма клуба деловых людей.
   Сейчас  творческая интелегенция, люди разных профессий хотят иметь творческие дома, клубы, где они могут собраться, общаться, проводить свое свободное  время. А «элитарные клубы», богатейшей умами и талантами республики Татарстан, могут стать подвижниками отечественной культуры и науки. Созданные ими из числа творческой элиты, имеющейся в любом районе, селе, объединения, клубы, содружества обязательно станут генераторами интеллектуальной и нравственной энергии в преодолении социального кризиса, в сохранении, развитии всего, что достигнуто в отечественной культуре и общественной нравственности.
   Надо  заинтересовать людей объединенных целевой установкой со знаком  плюс  привлекательными проектами и стать  полезным и для них, предложить им свои организаторские возможности и помещение. Чаще бывает наоборот – идут и сразу начинают просить у  потенциальных спонсоров деньги, но никто так просто денег не дает.  
 
 
 

   Конечно, в функции КДУ входит и  работа с детьми, ветеранами, социально-незащищенными категориями и т.п. Все это очень важно и нужно осуществлять. И вот на подобные программы культработник должен получать целевые средства, причем и здесь можно строить бюджет на паритетных и долевых началах вместе с управлениями социального обеспечения и фондами социального страхования, комитетами по делам молодежи и спорту, другими организациями районов, использовать помещения, творческие потенциал клубных работников на конкретные программы.
   Именно  под конкретные программы, например, выделяется более 50% средств муниципальных органов, профсоюзов, спонсоров в  Германии, где очень развита сеть самодеятельных кружков и студий, участники которых вносят в общую казну клуба определенную плату.
   Прогноз  будущего для нашей цивилизации  состоит в том, что свободное время растет, и будет расти , и, чтобы человек не снимал стресс наркотиками или телевизором, включенным на целый день, его можно привлечь к благотворительным акциям,
    часть  досуга может быть востребована  для помощи школе, здравоохранению,  сфере экологии, организации досуга для других и т.п. Ученые также прогнозируют, что через 10-15 лет производство на селе затребует 1 % населения. Трудно судить, насколько они окажутся достоверными и как быстро это произойдет. Когда близкие к городу деревни имеют шанс на выживание только в новом качестве, ориентируюсь на социокультурные запросы города. А какая среда обитания сформируется в сельской местности? Каковы шансы на выживание культурно-досуговой сферы? Не приведут ли все эти процессы к обезличиванию человека, села?  Все это необходимо осмыслить, предусмотреть нам -  специалистам по культурно-досуговой деятельности; и уж затем разрабатывать новые проекты на ближайшее будущее и перспективы.
   Итак, сегодня перед работниками культурно-досуговой  сферы  после решения вопросов оптимизации сети КДУ стоят следующие задачи от решения которых во многом зависит будущая культура села, города:
    Утверждение статуса отделов (управлений) культуры, РДК и клубных учреждений в системе административных структур, вводимых ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»;
    Поиск дополнительных источников финансирования, расширение платных услуг населения в сфере досуга, привлечение спонсоров, меценатов, организация финансирования мероприятий на долевых началах и т.п.;
    Изучение спроса населения  в сфере досуга, разработка  перспективных социально-культурных программ, ориентирован-ных на конечный
 
 
    результат, повышение качества мероприятий, разнообразие и совершенствование форм организации  досуга;
    Повышение профессионального мастерства работников  культуры в условиях рыночных отношений.
      Главной задачей в сфере организации досуга на ближайшую перспективу является создание в республике в каждом отдельно взятом  районе, селе или городе современного, высокоразвитого рынка услуг, охватывающего быт, отдых, туризм, спорт, досуг людей и создание необходимых условия для достижения нового качества культурной  жизни населения.
          Каждое  село, район или город нашей  республики имеют свои исторические корни, индивидуальность, яркие преобладающие культурные традиции, поэтому выбор приемлемых, естественных, жизнеспособных досуговых форм для каждого из них можит в основном осуществляться самостоятельно, один РДК должен оказать каждому клубному учреждению района необходимую методическую помощь.
          Мы  можем создавать многоцелевые культурные центры, которые сочетали бы в себе функции производства культурных благ и услуг с функциями образования, хранения и распространения культурных ценностей, регулирования традиционных и новых форм народного творчества, какими по существу является большинство КПУ в РТ: это и центры досуга, социально-культурные центры, центры эстетического воспитания, общения и культуры, центры воспитания и искусства, историко-культурные центры, осуществляющие возрождение местных традиций, в которых функции Дома культуры или клуба объединяются с функциями Дома фольклора, Дома ремесел, Дома мастера с мастерскими, выставочным залом, салоном продажи изделий народного творчества  (эти формы более приемлемы для города). А для села рационально культивировать однопрофильные – Дом традиционной культуры, Дом народного искусства и досуга, Дом танца, Дом семейного творчества, клуб-библиотека, клуб-музей и т.п. впрочем, здесь нет готовых рецептов или указаний. Все зависит от ваших возможностей и желаний.
В структуру  клубных учреждений нового типа могут  органично  войти также кооперативы, возрождающие местные народные промыслы, ремесла и выполняющие заказы на изготовление предметов народного  искусства; творческие студии (резьба по дереву, плетение из лозы, гончарное искусство, чеканка и т.д.); творческие лаборатории по возрождению узорного шитья, национальной вышивки, ковроткачества и т.д.; кружки рукоделия и национальной кулинарии и т.п.
общении, в контактах с и интересными  людьми несмотря на все преобразов  Потребность в клубе на практике не исчезнет, пока сохранится потребность в ательные процессы в обществе, а форма организации этого общения конечно может измениться в сторону камерности, нерегламентированности, значительно чаще завтрашний  посетитель клуба 

 будет  участником, чем зрителем. Поэтому  работники КДУ должны сегодня  основательно освоить законы  менеджмента и четко реагировать  на досуговые потребности населения  в условиях рыночной экономики. 
        А профессия организатора досуга всегда была и остается востребованной. И в лучших из них должен быть сконцентрирован талант организатора, лидера сегодня он должен быть эрудитом и профессионалом общения, социологом и менеджером. Так, что работы у организаторов досуговой сферы в будущем  будет достаточно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Особенности управления прайонным домом укультуры в условиях автономного режима 

  В начале 90-х годов XX века целях сохранения существующей системы некоммерческим организациям в России было разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Следующим шагом в данном направлении стал поиск новой организационно-правовой формы и её учреждение, с одной стороны, путем наделения большими финансовыми и хозяйственно-распорядительными полномочиями, а с другой - путем отказа от ее финансирования. Данный поиск закончился принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и № 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" [25, 16].
  Законы  эти вызвали огромное количество дискуссий, были организованы кампании и митинги протеста. В связи  с этим возникает закономерный вопрос, выгодно ли появление автономных учреждений обществу, образовательной системе, как это скажется на управлении, финансировании, процессе обучения, работниках и обучающихся.
  Первоначально проекты законов о государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях были инициированы в недрах Центра стратегических разработок в ведомстве Г. Грефа, и их авторы исходили из двух несколько противоречивых предпосылок. Первая заключается в том, что если, к примеру, образовательные учреждения оказывают "услуги" и коммерческая составляющая достаточно велика, то пусть они будут чистыми субъектами рынка, а государству за их деятельность отвечать не надо. Заодно и бюджетные средства можно сэкономить. И, наконец, вторая мысль, которую часто высказывал, министр образования, А.А. Фурсенко: "Нехорошо зарабатывать деньги на государственной собственности". Но на это высказывание следовало очень логичное возражение руководителей образовательных учреждений, особенно ректоров, о том, что они готовы отказаться от коммерческого приема, но при условии, что они будут финансироваться полностью, а не на уровне 40-45% от необходимой потребности обеспечения бюджетного приема [12].
  Авторы  проектов утверждали, что основная цель введения автономного учреждения состоит в том, чтобы увеличить  свободу, к примеру, образовательных  учреждений в распоряжении собственностью и средствами, но за это органы власти уменьшают свою ответственность за результаты деятельности автономного учреждения, то есть снимается субсидиарная ответственность государства. 
 
 
 

  Законопроект, справедливо окрещённый "троянским  конём приватизации", предполагает превращение в автономные учреждения организаций образования, науки, культуры и социальной защиты, что возможно приведёт к следующим результатам. Так, во-первых, утрата сохранившихся в законодательстве налоговых льгот для организаций социальной сферы и целого ряда социальных гарантий для граждан, включая отсрочки от призыва на военную службу, досрочные пенсии для педагогов и медиков и т. д. Все эти льготы и гарантии не распространяются на автономные учреждения. Во-вторых, новый виток коммерциализации социальной сферы, массовое вытеснение бюджетных, то есть бесплатных для гражданина, социальных услуг и замена их платными. В-третьих, фактическая ликвидация конституционного права граждан на бюджетное образование. Конституция России гарантирует это право лишь тем, кто учится (воспитывается) или лечится в государственных или муниципальных учреждениях, но отнюдь не в автономных учреждениях.
    В-четвёртых, снятие запрета на  приватизацию, который установлен  законом для государственных  и муниципальных образовательных  учреждений. В законопроекте об  автономных учреждениях прямо прописан и один из путей такой приватизации - банкротство. Приватизация же образования немедленно сделает его полностью платным и лишит будущего многие миллионы детей из семей с низкими и средними доходами. И, наконец, скачкообразный рост коррупции в социальной сфере. Согласно законопроекту, именно чиновники будут решать: превращать государственное учреждение в автономное учреждение или оставить его в прежнем статусе; какое имущество государственного или муниципального учреждения отнести к разряду особо ценного, а какое разрешить продавать.
  Однако, несмотря на все недовольства со стороны  общества, с 8 января 2007 г. законы вступили в силу (некоторые изменения в  другие законодательные акты - с 1 января 2007 г.). Не остались без внимания, такие  важные правовые акты, как Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
  Одна  из особенностей принятого Закона № 174-ФЗ заключается в наличии в  его тексте многочисленных ссылок, в соответствии с которыми Правительству  Российской Федерации предлагается разработать дополнительные нормативные  правовые акты, устанавливающие различные правила (порядки, нормы и нормативы), регламентирующие создание и функционирование государственных (федеральных и субъектов Российской Федерации) и муниципальных автономных учреждений. 
 

  В настоящее время формирование нормативного и методического обеспечения процесса создания автономных учреждений в основном находится в стадии завершения.
  Так, Правительством Российской Федерации  принято шесть подзаконных акта (в хронологическом порядке):
  - постановление от 28 мая 2007 г. № 325 "Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения";
  - постановление от 31 мая 2007 г. №  337 "О порядке определения видов  особо ценного движимого имущества автономного учреждения";
  - постановление от 10 октября 2007 г.  № 662 "Об утверждении Положения  об осуществлении федеральными  органами исполнительной власти  функций и полномочий учредителя  федерального автономного учреждения";
  - постановление от 18 октября 2007 г. № 684 "Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества";
  - постановление от 24декабря 2007 г.  № 924 "Об утверждении Правил  подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений";
  - постановление от 18 марта 2008 г.  № 182 "Об условиях и порядке  формирования задания учредителя  в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания".
  В результате получена новая правовая конструкция, которая предполагает:
  1. Объединить преимущества государственного  учреждения с возможностями коммерческих организаций.
  2. Сохранить налоговый статус учреждений  при ведении ими предпринимательской  и иной приносящей доходы деятельности.
  3. Установить прямую зависимость  между получаемым учреждениями  объемом бюджетных ресурсов и  конкретным эффектом, получаемым от их деятельности.
  4. Конкретизировать правомочия и  возможности учреждений на основе  экономических подходов к управлению  ими и, тем самым, реализовать  принцип автономии учреждений, избавив  их от избыточного административного  давления.
  5. Дистанцировать учреждения от несоразмерно громоздкой управляющей надстройки за счет создания управленческого буфера между собственником имущества и учреждением.
  6. Реализовать на деле новые  подходы к организации общественного  управления государственным учреждением, когда роль этих органов не сводится к факультативным полномочиям, но вписана в технологию принятия управленческих решений, обязательных не только для учреждения,  
 

  но  и (впервые с момента принятия закона "Об образовании) - для его собственника [24, 61].
  Какие же ключевые нормы относительно автономного  учреждения удалось закрепить в  правовых актах?
  В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение является некоммерческой организацией, которая создается  Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Фактически эти сферы охватывают весь так называемый социальный блок.
  Автономные  учреждения могут быть созданы либо путем изменения типа существующего  государственного (муниципального) учреждения, либо с создания автономного учреждения. Предполагается, что основная масса автономных учреждений, особенно на начальных этапах, появится посредством изменения типа, что позволит сохранить у автономного учреждения все разрешительные документы (лицензии, свидетельства об аккредитации и т.п.), имеющиеся у существующего учреждения (п. 12 ст. 5 Закона № 174-ФЗ). Изменением типа никаких других организаций, помимо государственных (муниципальных) учреждений, автономные учреждения создать нельзя.
  В п. 2 ст. 20 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается. Следовательно, для осуществления деятельности в сфере здравоохранения автономные учреждения должны создаваться заново. Вероятно, подобная норма была введена для предотвращения гипотетической угрозы сокращения числа бесплатных услуг, оказываемых населению, и замены их платными. Вместе с тем она лишает возможности прямого перехода в автономное учреждение, а именно путем изменения типа учреждения сферы здравоохранения, способные оказывать востребованные населением платные услуги. Иной же вариант создания автономного учреждения предполагает переоформление всех разрешительных документов, то есть более трудоёмкий процесс.
  В последнее время часто можно  слышать, что с принятием пакета законов об автономных учреждениях большинство существующих бюджетных учреждений предпочтут стать автономными - без учета готовности к этому и интересов потребителей услуг. Однако данные опасения не имеют под собой оснований. Как установлено п. 4 ст. 5 Закона № 174-ФЗ, решение о создании автономного учреждения путем изменения типа, существующего государственного или муниципального учреждения должно приниматься Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо местной администрацией, но лишь по инициативе самого учреждения либо с его согласия. Более того, это решение будет приниматься лишь в том случае, если оно не повлечет за собой нарушения
конституционных прав граждан, включая права на получение  бесплатного образования, на участие  в культурной жизни. Кроме того, предложение о создании автономного учреждения должно содержать обоснование его создания с учетом возможных социально-экономических последствий, доступности для населения и качества выполняемых работ,
    оказываемых услуг. В подобных условиях речь о полной бесконтрольности перевода существующих учреждений в автономные учреждения без учета потребностей населения и состояния существующих учреждений идти не может.
  Заметим, что органы, ответственные за состояние  дел в соответствующих сферах, как правило, заинтересованы в поддержании в них порядка и сохранении объема перераспределяемых через эти органы бюджетных ресурсов, а с переходом на принципы бюджетирования, ориентированного на результат, - и в выполнении запланированных целевых показателей деятельности. Таким образом, непродуманных решений по переводу существующих государственных (муниципальных) учреждений в автономные учреждения вероятнее всего не будет. Напротив, стоит ожидать, что предоставляемые законодательством возможности по созданию автономного учреждения станут использоваться с крайней осторожностью [28, 25].
  Стимулируют ли новые законы к более активному  осуществлению автономными учреждениями предпринимательской деятельности? Целесообразно рассмотреть два  аспекта: во-первых, поддержание материальной заинтересованности автономного учреждения в осуществлении предпринимательской деятельности, во-вторых, создание (сохранение) возможностей для осуществления такой деятельности, включая поддержание готовности других организаций сотрудничать с автономными учреждениями.
  Законодательство  предоставляет автономному учреждению свободу использования полученных доходов. Согласно п. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указанные доходы поступают в  распоряжение автономного учреждения и могут задействоваться им для  достижения собственных целей. Данные нормы схожи с регулированием использования существующими бюджетными учреждениями доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако в отличие от ситуации с бюджетными учреждениями собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности автономного учреждения и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (п. 9 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Это означает, что автономное учреждение сравнительно свободно в расходовании полученных доходов. На всех уровнях бюджетной системы применительно к доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности широко используются особые процедуры учета поступления и расходования, которые хотя и не нарушают прав бюджетных учреждений на самостоятельное распоряжение доходами, однако достаточно сложны, трудозатратны и  

  предполагают  проведение согласований с органами государственной власти (местного самоуправления).
  Согласно  п. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения вправе осуществлять деятельность в соответствии с заданиями учредителя бесплатно либо за частичную плату. Кроме того, автономные учреждения  

  могут вне заданий учредителя выполнять  работы, относящиеся к его основной деятельности, и оказывать услуги за плату на одинаковых при оказании однородных услуг условиях - но лишь в порядке, установленном федеральными законами (п. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Если таковой порядок отсутствует, деятельность, относящуюся к основной, вне задания учредителя автономное учреждение осуществлять не может.
  За  автономным учреждением закреплено право выполнять и иную деятельность, но лишь постольку, поскольку это  служит достижению целей, ради которых  учреждение создано, и лишь при условии, что такие виды деятельности указаны  в уставе автономного учреждения.
  Помимо  этого, в Законе № 174-ФЗ введен ряд  норм, позволяющих автономному учреждению осуществлять свою деятельность и управлять  имуществом в более благоприятных  условиях. Так, за автономными учреждениями закреплены широкие права по распоряжению имуществом: согласие собственника требуется лишь для распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, иным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Вместе с тем управление имуществом автономное учреждение имеет определенные финансовые ограничения. Так, если в качестве способа получения дополнительных финансовых ресурсов автономное учреждение выберет сдачу в аренду недвижимого, либо особо ценного движимого имущества, средства на содержание данного имущества учредителем выделяться не будут. Рассмотренная норма направлена на пресечение такого распространенного в настоящее время негативного явления, как содержание имущества, сдаваемого в аренду, за счет бюджета [10, 22].
  Автономное  учреждение вправе привлекать заемные  денежные средства. В случае если цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, а, следовательно, сделка считается крупной, для ее осуществления потребуется одобрение наблюдательного совета автономного учреждения [16, 35].
  Возникает вопрос, будут ли готовы иные организации сотрудничать с автономными учреждениями? Согласно п. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам такого учреждения. В п. 2 ст. 120 ГК РФ и в п. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого. Однако основную часть имущества, закрепленного за автономным учреждением, очевидно,  

  будет составлять как раз недвижимое и  особо ценное движимое имущество, а  иное имущество, которым автономное учреждение должно отвечать по своим  обязательствам, окажется несопоставимо  мало. При этом в соответствии с  п. 10 ст. 5 Закона № 174-ФЗ оценка достаточности закрепляемого имущества для несения ответственности по обязательствам осуществляется лишь применительно к обязательствам государственного (муниципального) учреждения, возникшим до изменения его типа, без учета потенциальных обязательств автономного учреждения в будущем. Для сравнения: частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества [33, с. 176].
  Указанные нормы снимают с собственника риски, связанные с осуществлением автономным учреждением предпринимательской  деятельности, перекладывая их исключительно  на автономное учреждение, а значит, на их поставщиков, кредиторов и потребителей услуг.
  Таким образом, хотя автономное учреждение имеет  больше прав для распределения полученных доходов по собственному усмотрению, возможности для их получения  ограничены в силу ограничения направлений  деятельности, которые оно может осуществлять на платной основе, а также ограничения состава имущества, которым автономное учреждение отвечает по своим обязательством при отсутствии субсидиарной ответственности государства.
  Из  бюджета будут выделены средства на выполнение автономным учреждением задания учредителя с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества автономного учреждения, на уплату налогов, по которым объектом налогообложения является такое имущество, а также на финансовое обеспечение развития автономного учреждения в рамках утвержденных программ. Данное финансирование будет осуществляться в виде субсидий или субвенций, перечисляемых на счета автономных учреждений в банках. Полученные средства автономное учреждение вправе расходовать без контроля за их целевым использованием со стороны органов казначейства [22, с. 20].
  В заключительных положениях к Закону № 174-ФЗ есть оговорка о том, что объем  финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем  для государственного или муниципального учреждения бюджетного или автономного, не может зависеть от типа последнего. Данная норма создает определенные гарантии унифицированного подхода к установлению процедур финансового обеспечения выполнения задания учредителя для государственных и муниципальных учреждений обоих типов и, следовательно, обоснованного определения объемов финансирования для автономного учреждения. В то же время существует вероятность того, что учредитель не сформулирует задание для автономного учреждения,
которое в результате лишится права на бюджетное финансирование в том  или ином финансовом году.
  Автономное  учреждение как вид учреждений
  До  издания Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ "О внесении изменений  в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных
  учреждений" в законодательстве использовалось одно понятие - "учреждение" с указанием  на некоторые виды учреждений, отличающихся друг от друга в зависимости от того, каким собственником оно было создано. Допускалось создание следующих разновидностей некоммерческих организаций в форме учреждений:
  1) государственных учреждений, созданных  Российской Федерацией за счет средств соответствующего бюджета;
  2) муниципальных учреждений, созданных  муниципальными образованиями и  финансируемых за счет средств  местного бюджета;
  3) частных учреждений, созданных и  финансируемых за счет имущества  и средств граждан и (или) юридических лиц - собственников (ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
  Родовое понятие учреждения характеризуется  признаками, общими для всех видов  учреждений. Каждое учреждение пользуется правами юридического лица. Особенностью учреждения является то, что оно всегда создается внешним учредителем, остающимся за его пределами. Учредитель определяет цели деятельности учреждения, которые соответствуют его общей характеристике как некоммерческой организации и конкретизируются в уставных документах в рамках указания закона - учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функции некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ).
  В результате принятия нового закона в  ГК РФ появляются три типа учреждений: государственное и муниципальное бюджетное учреждение, государственное и муниципальное автономное учреждение и частное учреждение. Они отличаются по учредительству, взаимоотношениям с учредителем и некоторым образом по распоряжению находящимся в их ведении имуществом и средствами.
  В числе важнейших задач, которые  пытались решить посредством введения учреждений нового типа, а именно автономных, - создание условий для тех учреждений, которые способны зарабатывать самостоятельно, что позволит уменьшить возложенное  на государство бремя их содержания и повысить качество услуг [32, 75].
  Автономные  учреждения на сегодняшний день призваны отчасти заменить собой существующие государственные бюджетные учреждения, численность которых представляется явно избыточной. Предоставление федеральным органам исполнительной власти права самостоятельно формировать бюджетные учреждения привело к лавинообразному нарастанию 

    численности последних. При этом  новые учреждения зачастую создавались  органами власти вовсе не в  интересах осуществления функций и решения задач государства, а с одной лишь целью получения дополнительного бюджетного финансирования. По данным Министерства имущества в период 2003-2008 годов количество бюджетных учреждений на федеральном уровне увеличилось более чем в полтора раза, достигнув 37 тыс. Государство уже не имело возможности реально контролировать весь "массив" учреждений, что давало последним возможность фактически бесконтрольно распоряжаться переданным им государством имуществом и соответствующими финансовыми потоками.
  По  данным Министерства экономического развития к настоящему моменту неконтролируемый рост количества федеральных государственных  учреждений остановлен, их численность  составляет 36,4 тыс. Государство вынуждено  затрачивать существенные объемы организационных и финансовых ресурсов для контроля за деятельностью учреждений и их финансирования по смете. При этом только по официальной оценке в России сейчас действует не менее 6,5 тыс. федеральных государственных учреждений, излишних с позиций выполнения государственных функций.
  В то же время, существенное сокращение численности государственных учреждений путем их приватизации либо ликвидации в ближайшем будущем представляется малореальным уже хотя бы потому, что  для этого сперва необходимо провести масштабную и весьма продолжительную работу по формированию и согласованию со всеми заинтересованными сторонами перечней приватизируемых и ликвидируемых учреждений. В этой связи, несмотря на все недостатки автономного учреждения, способного "поглотить" часть существующих бюджетных учреждений и несколько снизить издержки государства, связанные с их функционированием, можно только приветствовать [34, 16].
  Учредителями  как бюджетных, так и автономных учреждений являются органы власти, учредителями частных учреждений - физические и юридические лица. По своим взаимоотношениям с учредителями бюджетные и частные учреждения одинаковы, в случае недостатка у них денежных средств для исполнения принятых на себя обязательств субсидиарную ответственность за них несет учредитель. Автономное учреждение имеет тех же учредителей, что и бюджетное, но учредитель не несет субсидиарной ответственности по их обязательствам и, если у них недостаточно денежных средств, то они будут вынуждены отвечать по своим обязательствам имеющейся в их распоряжении собственностью, то есть имуществом.
  В отношении института автономного  учреждения представляется необходимым  отметить следующие моменты: так, подобно  унитарным предприятиям, автономные учреждения могут создаваться и  функционировать исключительно  в государственной или муниципальной форме собственности. Оправданность исключения юридических лиц и граждан из числа возможных учредителей автономного учреждения  

  представляется  небесспорной, особенно в свете того, что гражданское законодательство допускает возможность существования негосударственных учреждений. Заметим также, что разгосударствление автономного учреждения может быть осуществлено путем его преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы либо же должно предусматривать его прекращение в качестве юридического лица. Немаловажной особенностью автономного учреждения следует считать их изначальную ориентированность на реализацию законодательно установленных функций государства в отраслях "сектора социальных услуг", а именно науки, образования, здравоохранения - осуществление таких функций указано в качестве цели создания автономных учреждений. Впрочем, на сегодняшний день государственные функции в ряде "социальных" отраслей сформулированы столь нечетко, что данному требованию с той или иной натяжкой может удовлетворять практически любое учреждение [36, 5].
  Введенное Законом № 174-ФЗ деление всех государственных  и муниципальных учреждений на бюджетные  и автономные предполагает необходимость  ознакомления с основными отличиями, которые имеются между ними.
  1) имущество и бюджетного, и автономного  учреждения закрепляется за ним  на праве оперативного управления. Собственником имущества является  соответственно Российская Федерации,  субъект РФ, муниципальное образование.  При этом бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Если имущество было приобретено за счет средств, полученных от разрешенной приносящей доход деятельности, оно поступает в самостоятельное распоряжение.
  Автономное  же учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться только:
  - недвижимым имуществом, закрепленным  за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
  - особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем  или приобретенным автономным  учреждением за счет средств,  выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
  Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. К  нему относится: 

  - любое имущество, в той части  и недвижимое, которое было приобретено  за счет доходов от разрешенной  предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  - имущество, закрепленное за ним  учредителем или приобретенное  автономным учреждением за счет  средств, выделенных ему учредителем  на  

  приобретение  этого имущества, если это имущество  не является недвижимым или особо ценным.
  2) бюджетное учреждение отдельно  учитывает денежные средства, полученные  от разрешенной приносящей доход  деятельности, и приобретенное за  их счет имущество. Автономное  учреждение должно обособленно  учитывать недвижимое имущество,  закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого  

  имущества, а также находящееся у автономного  учреждения особо ценное движимое имущество.
  3) финансирование бюджетного учреждения производится учредителем из соответствующего бюджета из расчета установленных нормативов на обучающегося в соответствии с утвержденной им сметой доходов и расходов. Учреждение получает выделяемые ему по смете денежные средства в соответствии с процедурой, установленной бюджетным законодательством, то есть путем регулярных ассигнований, поступающих на лицевой счет учреждения в казначействе.
  В отношении же автономного учреждения учредитель осуществляет только финансовое обеспечение выполнения заранее сформулированного задания учредителя с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением. При этом финансирование производится в виде субсидий и субвенций, то есть целевых денежных поступлений.
  4) закон устанавливает, что кроме  заданий учредителя и обязательств  перед страховщиком автономное  учреждение по своему усмотрению  вправе выполнять работы, оказывать  услуги, относящиеся к его основной  деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, автономное учреждение имеет право брать плату за услуги, относящиеся к своей основной деятельности, если порядок установлен законом.
  5) и бюджетное, и автономное учреждение  может получать доходы от разрешенной  предпринимательской и иной приносящей  доход деятельности. Данные доходы  при этом формально являются  собственностью соответствующего  публичного образования, так как учреждение может иметь имущество лишь в оперативном управлении (на праве самостоятельного распоряжения), но не в собственности. В случае с автономным учреждением дополнительно оговаривается, что собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества. Следовательно, автономное учреждение имеет возможность полностью и самостоятельно использовать эти доходы в своих целях.
  6) автономное учреждение в установленном  порядке вправе открывать счета  в кредитных организациях, в то  время как бюджетные учреждения  могут иметь лишь лицевые счета  в казначействе.
  7) бюджетное учреждение отвечает  по своим долгам лишь имеющимися  денежными средствами: выделенными учредителем и заработанными учреждением самостоятельно, но не имуществом в овеществленном виде (согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ и имущества, приобретенного из внебюджетных источников). Если денежных средств на лицевых счетах в казначействе не хватает, то к субсидиарной
  ответственности будет привлечен собственник  имущества, а деятельность бюджетного учреждения будет по-прежнему финансироваться  по смете. Автономное же учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. При этом законодатель сделал оговорку о том, что по долгам автономного учреждения взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
  8) для бюджетных учреждений не  предусмотрено публикации отчетов  о своей деятельности. Они вправе  публично размещать подобную  информацию, однако такая обязанность не установлена федеральным законодательством. Автономное же учреждение обязано ежегодно опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Кроме того, автономное учреждение обязано обеспечить открытость и доступность документов, к которым относятся:
  - устав автономного учреждения, в  той части внесенные в него  изменения;
  - свидетельство о государственной  регистрации автономного учреждения;
  - решение учредителя о создании  автономного учреждения;
  - решение учредителя о назначении  руководителя автономного учреждения;
  - положения о филиалах, представительствах  автономного учреждения;
  - документы, содержащие сведения  о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
  - план финансово-хозяйственной деятельности  автономного учреждения;
  - годовая бухгалтерская отчетность  автономного учреждения;
  - аудиторское заключение о достоверности  годовой бухгалтерской отчетности  автономного учреждения.
  9) автономное учреждение будет  вынуждено ежегодно проводить  обязательный аудит, в то время  как для бюджетных учреждений  подобная обязанность не предусмотрена.
  10) руководитель автономного учреждения  не вправе самостоятельно заключать  все сделки от имени учреждения. Крупная сделка или сделка с заинтересованностью совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета. Наблюдательный совет обязан рассмотреть  

  предложение руководителя о совершении крупной  сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок [37, 30].
  Из  всего вышесказанного, выделим некоторые  преимущества автономного учреждения: во-первых, "нереорганизационный" характер трансформации бюджетного учреждения в автономное; во-вторых, невозможность неконтролируемой утраты государством недвижимого и наиболее ценного
  движимого имущества, принадлежащего учреждению; в-третьих, отсутствие необходимости осуществлять бюджетное финансирование автономного учреждения в рамках сметы доходов и расходов. Прослеживаются в свою очередь и недостатки автономного учреждения: во-первых, необходимость увязки деятельности учреждения с установленными законом функциями государства; во-вторых, необходимость создания и функционирования в учреждении наблюдательного совета, не наделенного реальными управленческими полномочиями; в-третьих, нерациональность схемы ответственности учреждения, которая затрудняет привлечение внебюджетного финансирования.
  В рамках уже сформированной нормативно-правовой базы развернута большая работа, как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, прежде всего, по переходу действующих  бюджетных учреждений в статус автономных.
  По  информации Министерства экономического развития России, по состоянию на середину июля 2008 года, полученной от 41 федерального органа исполнительной власти в перечень федеральных государственных учреждений, предлагаемых к изменению типа на федеральное автономное учреждение, включено 231 федеральное бюджетное учреждение.
  Из  них в 2009 году - 86; в 2010 году - 80; в 2011 году - 22 бюджетных учреждения.
  Предусматривается изменение типа бюджетных учреждений в сферах: образования - 34, культуры - 4, энергетики -10, технического регулирования и метрологии - 91, автомобильного и речного транспорта - 66, науки - 23 и т.д. По информации Министерства экономического развития России, полученной от субъектов Российской Федерации, предусматривается изменение типа на автономные учреждения более 1000 бюджетных учреждений.
  Из  них в 2009 году - 285; в 2010 году - 259; в 2011 году - 8 бюджетных учреждения. При  этом в 2007 году уже изменили статус 78 бюджетных учреждений. Создание автономных учреждений субъектами Российской Федерации предусматривается осуществить в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта, издательской деятельности и др.
  Статус  автономного учреждения открывает  перед детским садом более  широкие возможности в плане распоряжения средствами, полученными от  

  оказания  дополнительных платных образовательных  услуг, также предполагая расширение спектра данных услуг. В ходе проведенного анкетирования родителей были определены наиболее востребованные из них: английский язык, хореография, занятия в бассейне, школа первоклассника, услуги логопеда, физкультурно-оздоровительная работа, изобразительная деятельность. Кроме того, родители хотели бы пользоваться услугами гувернерской службы, обучения игре в шахматы и математике, группы выходного дня, организация кружков "Умелые руки",  

  "Школа  для заботливых родителей". Практика  показывает, что родители готовы  платить за дополнительные услуги, способствующие развитию их детей.  Особым одобрением отмечено посещение  ребенком кружков в стенах детского сада без "походов" в другие образовательные учреждения, что оберегает ребенка от проблем социально-психологической адаптации к новому коллективу сверстников. На сегодняшний день в столице создано 31 муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. В Дёмском районе - 3, Калининском - 4, Кировском - 3, Ленинском - 5, Октябрьском - 10, Орджоникидзевском - 2 и Советском - 4. В планах Управления образования городской Администрации расширение сети автономных учреждений. С января 2010 г., помимо дошкольных образовательных учреждений, планируется перевод в статус автономных учреждения дополнительного образования детей [47]. Таким образом, подводя итог первой главы, следует сделать следующие вывод: для успешного "внедрения" автономных учреждений необходимо устранить ряд имеющихся у них недостатков. А именно, следует смягчить обязательное требование о создании наблюдательного совета, а также ввести норму о раскрытии учреждением информации о составе и стоимости имущества, на которое не может быть обращено взыскание. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Эффективность управления  учреждением в  автономном режиме 
 

     Экономическое обоснование деятельности учреждения как активного агента на рынке  может быть проведено на базе теории управления репутацией. Теория управления репутацией – активно развивающаяся отрасль менеджмента, изучающая коллективное мнение об учреждении, которое формируется с течением времени в сознании целевых групп в результате восприятия информации, связанной с данным учреждением2.
     Если  говорить об экономических показателях, то здесь все достаточно просто:
      Насколько качественно учреждение культуры организует оказание дополнительных услуг, настолько и вырастут доходы.
      Если руководитель будет вдумчиво и рачительно относиться к текущим расходам, тем более эффективным будут его показатели3.
     Теперь  поговорим о показателях эффективности, которые будут определять общий  уровень эффективности Дома культуры, вне зависимости от того, автономное это учреждение или нет.
     Управление  репутацией признается одной из основных задач учреждения культуры, поскольку его деятельность во многом связана именно с распространением информации. Изменение репутации – процесс, связанный с уровнем культурно-просветительной деятельности учреждения, интенсивности его коммуникации с обществом, организации PR-деятельности и пр. Изменение значимости репутации (культурного влияния учреждения на рынок) – это затратное мероприятие, эффект от которого в краткосрочный период может не оказаться заметным. Это происходит вследствие инерции рынка. Усилия в культурно-просветительной деятельности не приносят моментального результата, он может быть учтен только при долгосрочном планировании. Однако следует отметить, что затраты на управление репутацией, как правило, вмененные, т. е. представляют собой недополученную прибыль4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.