На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Городельская уния

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Учреждение  образования  «Брестский государственный  университет им. А.С. Пушкина» 
 
 

     Кафедра Теории государства и права
     Контрольная работа по истории государства и права Беларуси на тему «Городельская уния» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Студентка 1 курса заочного
     Отделения юридического факультета
     Групп «А» Пуговкина 
     Ксения  Эдуардовна
     220024, г. Брест
     ул. Орловская д.25 кв.5
     тел.40 6161 
 
 

     Брест 2010
 

Содержание
     Введение……………………………………………………….3
     Внешние факторы……………………………………………..4
     Кревская  уния………………………………………………….7
     Островская  и Виленско – Радомская унии…………………..10
     Городельская  уния…………………………………………….14
     Заключение…………………………………………………….18
     Список  литературы……………………………………………19
 

      Введение
     Белорусская государственность прошла долгий путь исторического развития. На современном  историческом этапе очень важным стало то, что в Преамбуле действующей Конституции Республики Беларусь было акцентировано внимание на многовековой истории развития белорусского государства, которое возникло в старожитности и развивалось в русле общеевропейской и всемирной истории.
     В истории права, поэтапное развитие которого проходило под воздействием многочисленных внутренних и внешних  факторов, наиболее четко показываются характерные черты социально-экономической и политической жизни народа и те изменения, которые происходили в связи с развитием и усложнением исторического процесса. Как элемент общей культуры общества, право показывает уровень духовой жизни, изменения в правосознании народа. Изучение правового наследия белорусского народа, которое довольно долго удерживалось рядом причин, дает нам представление об уровне правовой культуры общества в тот или иной исторический период.
     Цель  данной контрольной работы – проанализировать вопросы, касающиеся уний Великого княжества  Литовского с Польшей, и более  подробно остановиться на Городельской унии.
     Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих важнейших  задач:
     Во-первых, описать и проанализировать, какие внешние факторы способствовали сближению двух государств.
     Во-вторых, проанализировать унии Великого княжества Литовского и Польши.
     В-третьих, проследить историческую судьбу данных историко-правовых документов.
     Для выполнения поставленной задачи использованы труды таких авторов как: Вишневский А.Ф., Юхо Я.А., Довнар Т.И., Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А.
     Данная  тему интересна именно тем, что союз Великого княжества Литовского с Польшей под властью одного монарха внес коренные изменения в государственное устройство обоих государств и оказал существенное влияние на развитие экономических, политических и культурных связей народов Беларуси, Украины, Литвы и Польши. Вся история этих народов на протяжении 400 лет находилась под влиянием этого союза, начало которому было положено в 1385 году в замке Крево.
 

     Внешние факторы
     Находясь  в центре Европы и имея границы со многими государствами, Великое княжество Литовское осуществляло активную внешнеполитическую деятельность на основе принципов, принятых в тот период в международных отношениях.
     В силу многих обстоятельств наиболее интенсивно развивались отношения  с Польшей. Хотя на протяжении длительного периода сближения часто проявлялись противоречия многих соглашений, данная интеграция привел к образованию нового славянского государства – Речи Посполитой.
     Великое княжество Литовское с первых дней своего существования вынуждено было принять на себя удары немецко-католических захватчиков, которые стремились лишить свободы все народы Восточной Европы. Организовывали эти разбойнические нападения германские императоры и верхи католического духовенства, чтобы установить свое господство. Главная роль в этих агрессивных планах отводилась немецким феодалам, которые должны были составлять основную ударную силу. В роли их союзников выступали феодалы других католических государств Европы, в том числе верхи духовенства и многие феодалы Польши.
       Немецкая агрессия на славянских  и прибалтийских землях велась разными путями и методами. Сначала это были военные нападения, подчинение населения немецким императорам и католическому духовенству, а после началось особенно опасное проникновение немецких купцов и ремесленников в города, и переселение значительной части колонистов в сельские места.
      Колонизация Польши приобрела величайший размах, так как ей способствовали онемечивание польских феодалов и духовенства. Онемечивание населения проходило совместно с усилением феодального гнета, введением новых поборов. В XIII-XIV веках во всех буйных польских городах правительство состояло из немцев и онемеченных поляков, а немецкие порядки и права действовали по всему государству. Все это привело к тому, что западные и северные польские земли полностью перешли во владения немцев и на много веков были потеряны для Польши.
      Опасность перехода всей Польши в руки немцев немного подтолкнуло часть польских феодалов – они, к тому же под напором широких пластов населения, вынуждены были пойти на упразднение договора с Вильгельмом Австрийским и решили начать переговоры с великим князем литовским Ягайлом.
     Исторические  источники свидетельствуют, что  против немецкой экспансии активно  выступала значительная часть польского народа. Кроме того, союз с Великим княжеством Литовским позволял населению Польши защитить свою территорию от опусташительных набегов и захватов земель со стороны княжества.
      Некоторые историки, недооценивая роль народных масс, считают унию простой исторической случайностью, либо делом только феодальных верхов. Так, И. Филевич писал, что борьба межу Польшей и Великим княжеством Литовским завершилась « нікем не прадбачнай выпадковасцю – шлюбам Ягайлы і Ядвігі... Нічым не падрыхтаванае, а таму недаступнае розуму, бяспрыкладнае ў гісторыі шчасце заззяла цяпер на сцьмелым польскім далягладзе. »1
      Союз  с Польшей был необходим и  Великому княжеству Литовскому, которое  готовилось к решающей борьбе с немецкай агрессией. Правительственные силы княжества считали, что для успеха в борьбе с крестоносцами было необходимо « перш за ўсе адарваць Польшчу ад згубнага саюза з немецамі і палітычна ізаляваць ордэн, пазбавіць яго маральнай, а самае галоўнае – матэрыальнай і ваеннай дапамогі з боку еўрапейскіх дзяржаў»2, т.к. феодалы католических государств Западной Европы пополняли ряды крестоносцев и давали им большие ресурсы, которые обеспечивали орден огромными людскими резервами и материальными запасами.
      Объективно  союз между Польшей и Великим  княжеством Литовским был выгоден обоим государствам и всем народом Восточной Европы, так как позвалял объеденить силы против немецкой и татарской агресии. Этот союз был полезен также и для развития производственных сил и торговых путей.
 

Кревская  уния
     Большое количество внешних и внутренних факторов в Великов княжестве Литовском и Польше привели к тому, что в августе 1385 году в замке Крево был основан государственно - правовой союз, с которого началось устойчивое сближение Великого княжества Литовского с Польшей.
     Воспользовавшись стремлением народов обоих государств к союзу и дружбе, польские феодалы и бискупы  хотели переделать данный договор в средство захватнической политики и насаждение католичества на Беларуси, в Литве и на Украине.
     Условия Кревской унии досконально не известны. Однако, существует  текст обещаний, который, якобы, давал Ягайло польским представителям: принять католическую веру и распространить ее на всей территории Великого княжества Литовского; передать на нужды Польши государственную казну Великого княжества; заплатить денежную компенсацию бывшему жениху Ядвиги, австрийскому принцу Вильгельму; вернуть Польше все завоеванные земли; освободить с плена всех христиан; объединить все земли Великого княжества Литовского с Польшей.3
     Сомнения  относительно точности и самого факта существования текста Кревского договора возникают в связи с тем, что такой акт стал известен только после смерти Ягайло.
     Также, по большей части пунктов данный договор не выполнялся. Были выполнены  только обещания Ягайло крестить население Беларуси и Литвы в католическую веру.
     Принявши  католичество и получивши имя  Владимир, великий князь Ягайло вступил  на польский престол и стол королем  Польши, после чего начал распространять в Великом княжестве Литовском  католицизм. 20 февраля 1387 года он выдал общеземский привилий, который положил начало государственной поддержке католицизма.4
     Кроме того, известно, что магнаты Великого княжества Литовского много раз обращали внимание на неправдоподобность польских хроникеров. Дело дошло до того, что против неправды в польских хрониках, касающихся Великого княжества, был поднят вопрос на Виленском сойме 1559 году.
     Также, в пользу того, что данный документ был сфальсифицирован, свидетельствует и то, что акт, который фигурирует как оригинал договора, не имеет необходимых реквизитов – подписей и печаток.
     Профессор Я. А. Юхо отмечает, что на мысль о фальсификации текста Кревского договора  наводит и тот факт, что в актах Островского соглашения 1392 году и Виленско - Радомской унии 1401 года нет ни слова об обещаниях Ягайло.
     Об  этом же свидетельствует и дальнейший ход истории. Известно, что Ягайло все время стремился к усилению целостности и государственной  независимости Великого княжества  Литовского.
     Что же касается правительства  Ягайло на польском престоле, то, после вступления на него, коренным образом изменилась как внешняя, так и внутренняя политика Польши. Ягайло прибыл в Краков с большой свитой своих придворных и личной охраной. Все они, как и сам Ягайло, не разговаривали на немецком языке, поэтому польская правящая элита вынуждена была перейти с немецкого языка на польский или белорусский. Таким образом, было положено начало прекращению онемечивания Польши и возрождение славянских языков.
     После занятия Ягайлом польского трона  великим князем Великого княжества Литовского стал его брат Скиргайло. Права Скиргайло на управление государством были закреплены выданной Ягайлом 28 апреля 1387 года специальной грамотой. Этот привилий был направлен на усиление власти Скиргайло в государстве. Главное же правовое значение этого документа заключалось в подтверждение государственного суверенитета Великого княжества Литовского от Польши.
     Ягайло  признал и закрепил права Скиргайло на великокняжеский трон. Вместе с этим, вступивши на польский престол, Ягайло не сложил с себя полномочий правителя Великого княжества. Он стал наивысшим князем Великого княжества Литовского и одновременно являлся главой Польши, тем самым возглавляя два государства. Тем самым в этот период была установлена персональная уния между Великим княжеством Литовским и Польшей.
 

    Островская  и Виленска-Радомская  унии
           После заключения Кревской унии в Великом княжестве Литовском началось принудительное насаждение католичества, а также проявилась тенденция нарушения суверенитета государства. Все это, а также введение польского войска на территорию Княжества обострили внутриполитическую ситуацию, вызвали резкое недовольство населения. Возникли многочисленные народные волнения, и начались восстания. На протяжении нескольких годов правительственные силы боролись с восставшими. Ситуация в государстве еще больше обострилась, когда аппозиционные Скиргайло силы объединил и возглавил Витовт.
           Широкая народная поддержка, оказанная князю Витовту, вынудила Ягайло пойти на компромисс. В результате переговоров, которые происходили 5 августа 1392 года в Острове (около г. Лида) было заключено соглашение, согласно которому полномочия великого князя в Великом княжестве Литовском передавались Витовту, а Скиргайло переводился на княжение в Киевское княжество.
           Островское соглашение положило начало прекращению внутренней борьбы в Великом княжестве Литовском и привело к усилению союза с Польшей на основе персональной унии. Витовт согласился с верховенством власти Ягайло. Последний, в свою очередь, признал власть Витовта в Великом княжестве Литовском и даже обещал ему всевозможную поддержку.
     Этим  соглашением юридически были оформлены  те взаимоотношения, которые складывались между двумя государствами после  вступления Ягайло на польский трон. После  Островского соглашения принудительное окатоличевание населения Княжества несколько ослабело. Также не допускалась возможность нахождения польских солдат в белорусских и литовских городах.
     Обособленность  Великого княжества Литовского от Польши поддерживалась еще и тем, что  само Княжество не было унитарным государством, а представляла собой своеобразную феодальную федерацию, в которой к центральной части государства присоединялись земли – княжества со значительными автономными правами. Феодалы этих земель не принимали участия в решении вопросов уний и поэтому не считали себя связанными условиями данных договоров. Но без их участия нельзя было решать вопросы об характере союза Княжества с Польшей. Необходимо учитывать также количество населения, отсюда и военные силы Княжества значительно превосходили силы Польши, поэтому и присоединить его было невозможно без согласия значительной части населения.5
           Меры по усилению авторитета обоих государств, начатые  Ягайлом, а также наделение существенными льготами управляющей элиты, дали возможность правительству Польши и Великого княжества Литовского привлечь на свой бок ряд удельных князей. С целью усиления союза двух государств 18 января 1401 году в Вильне были собраны наиболее влиятельные магнат Княжества, которые приняли католическую веру и подтвердили специальной грамотой союз с Польшей. В марте этого же года аналогичные обязательства подтвердила польская правящая элита, которая собралась в Радаме. Таким образом союз двух государств, основанный на персональной унии, получил юридическое подтверждение в виде Виленско-Радомской унии.
           Виленско-Радомская  уния подтвердила обособленность и  суверенитет Великого княжества  Литовского, а также права великого князя Витовта как самостоятельного правителя государства. Этот договор ясно определял сущность государственно-правого союза Великого княжества Литовского с Польшей как персональную унию двух государств под верховенством одного монарха.
     Этим  соглашением феодалы Великого княжества  Литовского обещали Ягайло и польским гражданам выступать всеми силами против нападений каких бы то ни было врагов и защищать польские интересы как свои собственные, это же должны были делать и польские феодалы. 
     Акт Виленско–Радомской унии подтверждал обособленность и самостоятельность правителя государства, определил сущность государственно–правовой связи Княжества с Польшей как персональную унию двух государств под верховенством одного правителя.
     В договоре делалась попытка юридически обосновать наследственный характер великокняжеской  власти в отношении к Ягайло и его наследникам, хотя феодалы, которые составляли правящие верхи Великого княжества Литовского, выступали за сохранение практики выборности князя. В связи с этим зависимость великого князя Витовта от короля польского Ягайло начала носить более номинальный характер и не имела решающего значения в отношениях между двумя государствами.
     Виленско–Радомская уния стала юридической основой союза восточноевропейских народов в их борьбе против немецкой агрессии.
     Кревская  уния, союз Польши и Великого княжества Литовского и связанная с ними последующая государственная перестройка, содействовала сближению Беларуси, Литвы, Украины и Польши. Очень важное значение имело взаимодействие военных сил, объединение материальных средств обоих государств в борьбе с внешней военной агрессией. Благодаря изменению внутренней и внешней политики Польши под воздействием уний, были приостановлены онемечивание польского народа и немецкая колонизация Польши. В Польше началось возрождение польской национальной культуры. Подтвердивши союз обоих государств, Виленско – Радомская уния оказалась конечным итогом организации и объединения сил восточноевропейских народов в их борьбе с крестоносцами.  
     Одним из результатов унии стала Грюнвальдская  битва 15 июля 1410, победа  в которой  объединенных войск Великого княжества Литовского и Польши стала началом поражения Тевтонского ордена и остановила немецкое продвижение на восток Европы. Победа под Грюнвальдом повысила авторитет Великого княжества Литовского и Польши на международной арене, усилила стремление к интеграции и более тесному взаимодействию двух государств.
     Таким образом, Кревская уния и связанные  с ней события стали важным этапом во всей европейской истории.
 

     Городельская  уния
           Разгром основных сил Тевтонского ордена под Дубровной (Грюнвальдом) не привел к полному поражению немецкого государства. Торунское соглашение 1411 года было компромиссным и не могло удовлетворить ни один из боков. При  активной поддержке Запада новый магистр тевтонцев начал возобновлять военную мощь Ордена. Новая война с крестоносцами казалась неизбежной, поэтому Витовт и Ягайло посчитали необходимым более плотное объединение сил. Вместе объехав земли Великого княжества Литовского, подписавши военные соглашения с Москвой и татарами, Витовт и Ягайло решили принять условия новой государственной унии.  
     Для этого, второго октября 1413 года по инициативе Ягайло в Городельский замок съехались представители польской шляхты и 47 магнатов-католиков Великого княжества Литовского с целью разработки условий новой унии двух государств. В результате были приняты три грамоты (привилия), которые юридически оформили Городельскую унию.
     Согласно  первой грамоте, представители польской управляющей верхушки соглашались с правами буйных землевладельцев-католиков Великого княжества иметь свои гербы, поэтому 47 представителей польской шляхты наделяли 47 магнатов Княжества своими гербами, тем самым, принимая их в гербовое братство.
     Вторая  грамота подтверждала согласие землевладельцев-католиков Великого княжества на принятие гербов польских магнатских родов. Магнаты обоих государств обещали друг другу быть в тесной дружбе и союзе.
     Панам и боярам Великого княжества Литовского, которые приняли католичество, были подтверждены привилегии, данные Ягайлом еще в 1386 году, а также гарантировались новые. Они получали право полного распоряжения своей землей и широкие политические свободы. Обязанности их были ограничены только строительством укреплений и участием в военных походах на свои средства. 
     Кроме того, в Литве вводилось одинаковое с Польшей административное деление (в связи с чем учреждались должности виленских и трокских воевод и кастелянов)
     Третья  грамота, выданная от имени Ягайло и Витовта, вошедшая в историю как известный Городельский привилий, представляла собой соглашение двух монархов о более тесном союзе государств.
     В грамоте говорилось, что на государственные  должности в Великом княжестве  Литовском могут назначаться  только феодалы-католики, которые приняли  польские гербы. Впервые предусматривалась  возможность созыва совместных соймов двух государств.
     Городельская  уния носила ярко выраженный католический характер. Одной из причин этого  было то, что Витовт хотел получить симпатии Запада и лишить тем самым  его поддержки Орден. Чисто православные земли Беларуси - Витебская, Полоцкая, Смоленская - не принимали никакого участия в Городельском съезде и акты унии их не касались. Они оставались автономными областями государства.
     Однако  существует и другое мнение. Согласно Я. А. Юхо, «трэці прывілей уяўляе сабой дакумент адкрытай каталіцкай агрэсіі і меў на мэце не саюз дзвюх дзяржаў, а ўмацаванне і пашырэнне каталіцызму, ідэалагічнае падаўленне і падпарадкаванне народа каталіцкаму духавенству».6
     Городельский  привилей имел и противоречивые положения. Так, в артикуле первом привилия констатировалось, что все земли, объединенные в Великом княжестве Литовском, передавались королевству Польскому. Согласно этому Великое княжество должно было в ближайшем времени перестать существовать как самостоятельное государство. Однако в артикуле одиннадцатом говорилось о сохранении власти великого князя и обособленность Великого княжества Литовского от Польши. Управляющие верхи Княжества обещали в случае смерти Витовта, не выбирать себе князя без консультации и согласия польской шляхты. Последние, в свою очередь, в случае смерти польского короля, не должны были выбирать короля без согласия Витовта и управляющих верхов Великого княжества Литовского.7 С этого артикула следует, что Великое княжество сохраняло свою самостоятельность, т.е. привилей в данном случае имеет равноправный характер, и нет даже намека на ликвидацию и присоединение земель Княжества к Польше.
     Таким образом, учитывая противоречия положений  Городельского привилия, можно сделать вывод, что государственно-правового значения слова об объединении земель Великого княжества Литовского с Польшей не имела. Характер взаимоотношений двух государств не изменился, и в реальной жизни остался все тот же союз государств в форме персональной унии. Более того, союзные отношения значительно ослабели после поражения крестоносцев в 1414 – 1422 годах и заключения с ними мира. После выбора на великокняжеский престол в 1430 году Свидригайло, отношения настолько испортились, что дело дошло до военных действий против Польши.
     Несмотря  на столкновения и противоречия, возникавшие в последующие десятилетия, уния сохраняла свою силу. В 1440 году, когда литовский трон занял Казимир, а польским и венгерским королем стал его старший брат Владислав, уния на некоторое время оказалась разорванной.
     Но  после гибели польского короля в битве под Варной (1444) и приглашения Казимира на польский трон, личная унию двух государств была восстановлена. Литовский престол был наследственным, а польская монархия — выборной, поэтому сохранение унии обеспечивалось избранием на польский престол литовских Ягеллонов. Эти принципы сохраняли свою силу вплоть до Люблинской унии 1569 года.
     Как видим, основные принципы союза двух государств постепенно подвергались трансформации. Она заключалась в отказе от идеи вхождения Великого княжества Литовского в состав Польши в пользу признания автономности того и другого государственного организма. При этом значение унии состояло не в одной лишь разработке и воплощении в жизнь законов, касавшихся отношений двух государств. Не меньшее значение имели связанные с ней процессы социальной и внутриполитической эволюции Княжества.
 

      Заключение
       Акты Городельской унии сделали католичество привилегированной религией государства, поэтому конфессиональная проблема в Великом княжестве Литовском начала приобретать особое значение. Хотя, по мнению Я.А. Юхо, положения о том, что на государственные должности должны были назначаться только лица католического вероисповедания, «носили не практическое значение, а идеологическое, поскольку большинство лиц в местной администрации и значительная часть панов-рады были приверженцами православной веры.»8 Тем не менее данная проблема была серьезной причиной внутреннего разлада в обществе.
      Позже, в XV-XVI веках, в Великом княжестве Литовском в правовых актах, не один раз провозглашалось о ровности православной и католической шляхты.
      Затем Виленским привилием 1563 года снова  подтверждалась отмена дискриминационных  норм Городельского привилия 1413 года, а права православной шляхты признавались равными с феодалами–католиками. Более того, объявлялась, что не только католики, а все христиане, в том числе православные и протестанты, могут пользоваться правами и привилегиями шляхты.
      Таким образом, после заключения Городельской унии государственно-правовые отношения между Польшей и Великим княжеством Литовским почти не изменились, однако все больше и больше начала проявляться тенденция польского и католического влияния.
 

     Список  используем литературы:
     1) А.Ф. Вишневский. История государства и права Беларуси. Мн., 2000 г.;
     2) Кузнецов И.Н. История государства и права Беларуси: Пособие для студентов высш. учебн. Заведений / И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс.- Мн.: Тесей, 2004.- 320 с.- (История государства и права).
       3) Вішнеўскі А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: Вучэб. Дап. / А.Ф. Вішнеўскі.- Мн.: Акад. МУС Рэсп. Беларусь, 2003.- с.319.
     4)Вiшнеускi А.Ф., Саракавiк I.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: Некаторыя пытаннi i адказы. – Мн.: ЗАТ «Веды», 1997, 1997.
     5) Доўнар, Т.І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі / Т.І. Доўнар. – Мінск : Амалфейя. – 2007.- 400 с.
     6)Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі.- Мн.: Універсітэцкае, 1992.- 270 с
     7)http://ru.wikipedia.org/wiki/Городельская_уния
     8)http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/80650/Городельская
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.