На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние рынка труда России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ   
 
 
 

Введение                                                                                                         2 стр                    

Глава 1 Современное состояние рынка труда России                               2-7 стр                                   
1. Сущность рынка  труда                                                                              7 стр
1.1 Определение  рынка труда                                                                       7-8 стр
1.2 Типология  и структура рынка труда                                                      8-10 стр
1.3 Рынок труда  и заработная плата                                                            11-12 стр

1.4 Современное  состояние рынка труда в России                                    12-14 стр

1.5 Специфика  трудовых отношений                                                          14-15 стр    

1.6 Цели и  задачи политики занятости                                                        15-18 стр

1.7 Перспективные  направления политики занятости                               18-21 стр             

1.8 Роль и  место государственных служб  занятости на современном                               рынке труда в России                                                                                    21-23 стр                       1.9 Перспективы развития рынка труда                                                      23-24 стр

Глава 2 Распределение доходов                                                                   24 стр
1.1  Доход населения:  понятие, структура и показатели                           24-25 стр    
1.2 Принципы распределения  доходов в обществе                                   25-26 стр
1.3 Проблемы неравенства  доходов в обществе                                        26-27 стр         
1.4 Справедливость  распределения доходов в рыночной  экономике     21-31 стр                
1.5 Измерение неравенства распределения доходов                                 32-35 стр                                                                                    

Список  используемой литературы                                                          36 стр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ   
 

Рынок трудa как экономическая категория  долгoе время рассматривался кaк  явление, присущее лишь капиталистическим  странам, а безработица - как следствие  господствующих отношений на рынке  труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между  трудом и капиталом.
Функционально-организационная  структура рынка тpудa включает в  себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области  занятости и безработицы; систему  подготовки кадров; систему найма, контрактную  систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование  занятости.
Нa рынке  труда встречаются продавец и  покупатель, кaк при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность  к труду), a покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.
На рынке  труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу  приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке  труда происходит жестокий, беспощадный  отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует  высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между  вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Цель  данного исследования – изучение современного развития рынка труда.       
 
 

Глава 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА РОССИИ  

В системе экономических  отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и  работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют  ярко выраженный социально-экономический  характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения  страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются  уровни занятости населения и  оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке  труда, становится безработица - в целом  негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Рынок труда  является одним из индикаторов, состояние  которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности  социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика  и ее структурная перестройка  предъявляют новые требования к  качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
Занятость населения  составляет необходимое условие  для его воспроизводства, так  как от нее зависят уровень  жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение  квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые  лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей  силы и, в целом рынок труда, актуальны  для экономики страны и актуальны  для рассмотрения.
На эволюцию российского рынка труда не мог  не наложить серьезного отпечатка трансформационный  кризис, в условиях которого она  протекала. С одной стороны, России не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением  государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия  с точки зрения спроса на труд и  общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как  разрыв устоявшихся хозяйственных  связей, новая структура относительных  цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и  т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения  ресурсов, включая рабочую силу.
Рынок труда как экономическая категория  представляет собой лишь некую абстракцию. В действительности же, особенно для  целей анализа и регулирования  рынок труда выступает как  множественная категория и может  быть дифференцирован и "привязан" к конкретной территории, отрасли, профессии. Рассмотрим более подробно эти его  виды.
В территориальном  разрезе рынок труда выступает  как многоуровневое понятие. Так, различают  федеральный (на уровне страны) рынок  труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный  или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться  в международный в соответствии со сложившимся международным разделением  труда.
Для рынка  труда каждого уровня характерны свой круг участников, свои проблемы, особенности  регулирования (управления), что предполагает решение возникающих проблем  с учетом требований системного подхода: проблемы на одном уровне решаются с учетом задач более высокого уровня.
Рынок труда может дифференцироваться по принципу однокачественности товара, когда спрос и предложение  рабочей силы рассматриваются применительно  к отрасли, профессиональной группе, простому или сложному труду (неквалифицированная  и квалифицированная рабочая  сила), к мужчинам и женщинам, к  детской рабочей силе и т.д.
Федеральный рынок труда характеризует ситуацию с занятостью населения России в  целом. Он является объектом детального рассмотрения и анализа в увязке с другими макроэкономическими  процессами, происходящими в масштабе республики.
До недавнего  времени федеральный рынок труда  носил замкнутый характер: его  участником было население страны, а сбалансирование спроса и предложения  рабочей силы решалось только применительно  ко всему народному хозяйству.
В последние  годы более тесными стали взаимосвязи  федерального и международного рынков труда. Степень этой взаимосвязи  регулируется во многом эмиграционной  политикой страны.
Длительное  время наша страна жила в условиях жесткого ограничения выезда населения  на работу в другие страны, хотя в  других странах мирах экспорт  рабочей силы был распространен. Так, в начале 80-х годов за пределами  своих стран работали 25 млн чел. (так называемые временные мигранты). Во Франции мигранты составляют 1/4 всех занятых в строительстве, 1/3 - в  автомобилестроении, в Бельгии - половину горняков, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих.
Принятие  закона о порядке выезда и въезда в Россию ознаменовало собой начало активного участия нашей страны в международном трудовом обмене, в связи с чем встала задача разработки политики такого участия.
Поощрение экспорта рабочей силы со стороны  законодательства и органов государственной  власти должно строиться с учетом как положительных моментов, так  и негативных.
В частности, к положительным моментам следует  отнести возможность получения  страной валютных доходов за счет:
- налогов  с прибыли фирм-посредников;
- непосредственных  денежных переводов эмигрантов  на родину для поддержки семей  и родственников;
- личного  инвестирования эмигрантов (привоз  на родину средств производства  и предметов длительного пользования,  покупка земли, недвижимости, приобретение  ценных бумаг);
- капиталов  из стран - импортеров рабочей  силы, идущих частично на воспроизводство  трудовых ресурсов, в социальную  сферу;
- прямых  компенсаций от стран - импортеров  рабочей силы. Экспорт рабочей  силы позволяет частично снять  напряженную ситуацию с занятостью  на внутреннем рынке рабочей  силы в стране. Его можно рассматривать  и как фактор повышения квалификации, особенно в случае коммерческого  командирования за рубеж специалистов, ученых и т.д.
Сама  возможность выезда за пределы страны с целью заработка часто расценивается  как элемент демократических  преобразований и как одно из условий  предоставления кредитов ведущими мировыми державами.
Однако  отток наиболее квалифицированной  части рабочей силы, ученых, работников искусства наносит ущерб народному  хозяйству и культуре страны.
Анализ  федерального рынка труда направлен  на выявление проблем занятости  в стране в целом и путей  их решения в государственном  масштабе. Однако не менее полезным представляется анализ занятости в  территориальном разрезе. В каждой области, районе области, городе, как  самостоятельном хозяйствующем  субъекте, складываются свои проблемы с занятостью населения, зависящие  от демографической ситуации, развития производительных сил, отраслевой структуры  производства, развития социально-бытовой  инфраструктуры, природных условий, влияющих на возможность привлечения  Дополнительных трудовых ресурсов или, наоборот, сдерживания их оттока с данной территории. На удовлетворение потребности в рабочей силе (если смотреть со стороны работодателя) или возможности трудоустройства (если смотреть со стороны работника) влияет и развитость транспортной системы, способствующей маятниковой миграции населения (постоянное проживание человека в одном административном районе и занятость - в другом).
При характеристике внутренней структуры территориального рынка труда выделяют такие его  подвиды, как первичный рынок  труда, 'субъектами которого являются лица, впервые вступающие в трудовую жизнь, имея соответствующую специальную (профессиональную) подготовку, и вторичный. Между первичным и вторичным  рынками труда стоит переподготовка кадров (в соответствии с рекомендациями службы занятости, а также по собственной  инициативе работника), уже имеющих  профессиональную подготовку, но испытывающих трудности с трудоустройством по первоначально избранной профессии.
Отраслевой  рынок труда характеризуется  соотношением спроса и предложения  рабочей силы по совокупности профессий, характерной для данной отрасли, а профессиональный - ситуацией, складывающейся по конкретной профессии.
Такие специализированные рынки труда  представляют большой интерес.
Во-первых, общая ситуация с занятостью на территориальном  рынке труда есть отражение особенностей, сложившихся на отраслевых или профессиональных рынках. К ним следует отнести  как избыток предложения со стороны  работников определенных профессий  при ограниченном количестве рабочих  мест, так и, наоборот, отсутствие предложения  со стороны специалистов того или  иного профиля при наличии  большого количества вакантных рабочих  мест, даже если такие специалисты  в стране (области, городе) есть.
Следовательно, для оценки возможности решить проблему занятости недостаточно просто сравнить количество вакантных рабочих мест и численность незанятого населения (или безработных). Необходимо знать, что это за рабочие места и  что представляют собой лица, являющиеся безработными (например, какую профессиональную подготовку они имеют).
Во-вторых, детальный анализ положения на отраслевых и профессиональных рынках труда  позволяет вскрыть природу возможного несоответствия между спросом и  предложением рабочей силы и максимально  конкретизировать мероприятия по изменению  ситуации на них в нужном направлении. Согласование спроса и предложения  всегда требует увязки рабочего места  с определенной отраслью, профессией, а последняя определяет требования к профессиональной подготовке работника.
Наем  работника отнюдь не свидетельствует  о выходе его из системы рынка  труда, поскольку на предприятии  существует свой собственный рынок  труда.
Известно, что наличие рабочих мест, различающихся  условиями труда (причем эти различия, касающиеся престижности, условий оплаты, санитарно-гигиенических условий  труда, содержательности труда, возможностей роста квалификации и т.д., могут  быть весьма существенными), наличие  работников, отличающихся друг от друга  уровнем подготовки, отношением к  труду, личными качествами и т.д., предполагают определенную конкуренцию  за право занять то или иное рабочее  место.
В этой конкуренции могут участвовать  как лица со стороны (участники территориального рынка труда), так и работники  предприятия. Последнее обстоятельство и является основанием для выделения  внутризаводского (внутрифирменного) рынка труда.
Внутренний  рынок труда на предприятии имеет  свои особенности. Главная из них  состоит в том, что отношение "спрос - предложение" реализуется внутри коллектива, т.е. из числа уже нанятых  и, естественно, занятых работников, причем претенденты на новое рабочее  место (как и вообще на любое вакантное) могут быть из числа высвобождаемых работников с других участков производства, а также из числа продолжающих работать, но изъявивших желание сменить  свое рабочее место по собственной  инициативе.
Перераспределение рабочей силы внутри предприятия (смена  рабочего места, профессии, квалификации), называемое внутризаводским движением  рабочей силы, способствует, с одной  стороны, удовлетворению потребностей предприятия в рабочей силе определенного  качества, а с другой - реализации личных устремлений работника. Путем  такого перераспределения достигается  закрепление работника на предприятии. Кроме того, в условиях конкурсного  отбора больше уверенности, что рабочее  место займет действительно достойный  по своим профессиональным качествам  работник. Конечно, при этом следует  учитывать, что заполнение вакантных  мест собственными работниками предприятия, не намеченными к высвобождению, требует соответствующих затрат, связанных с переподготовкой  и адаптацией человека на новом рабочем  месте.
Таким образом, внутренний рынок труда  на предприятии представляет собой  поле столкновения стратегий работодателей (администрации) и работников предприятия, отстаивающих свои интересы. Для рынка  труда этого вида характерны и  спрос на рабочую силу, и предложение, исходящее от собственных работников. Здесь складывается свой уровень  заработной платы для различных  категорий работников в зависимости  от их нужности и полезности для  предприятия, происходит регулирование  соотношения спроса и предложения. При снижении спроса может иметь  место вариант неполной занятости  работника по инициативе администрации, что с позиций общества (или  федерального рынка труда) рассматривается  как скрытая безработица.
Западные  экономисты на основании применяемой  фирмами стратегии гибкой занятости  выделяют во внутризаводском (внутрифирменном) рынке труда две составные  части: первичный и вторичный  рынок.
К первичному рынку труда относятся рабочие  места, обеспечивающие работнику высокую  заработную плату, хорошие условия  труда, стабильную занятость, шансы  на продвижение и т.д. и предназначенные  для так называемого "ядра" рабочей силы предприятия, как наиболее квалифицированной, ценной и нужной ему.
Вторичный же рынок формирует рабочие места  с низкой заработной платой и соответствующими льготами, плохими условиями труда, с более высокой текучестью, с  меньшими шансами на продвижение. Участники  вторичного рынка труда - это, как  правило, менее значимые для предприятия  работники или работники таких  профессий, которые в избытке  имеет территориальный рынок  труда.
Перемещение рабочей силы между первичным  и вторичным рынком предприятие  осуществляет с учетом результатов  труда претендентов, их отношения  к труду и своему предприятию и обязательно через профессиональное образование или повышение квалификации.
    Сущность  рынка труда, его  типология и структура

1.1 Определение рынка  труда

Рынок труда, как  и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной  частью рыночной экономики. На нем предприниматели  и трудящиеся совместно ведут  переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий  труда и заработной платы.
На современном  этапе развития экономики рынок  труда представляет собой систему  общественных отношений, отражающих уровень  развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими  на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими  словами, рынок труда - это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.
Просто говоря, на рынке труда существуют три  основных агента предприниматели, профсоюзы  и государство. Государство же выступает  в качестве работодателя на государственных  предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы  развития. Однако главная его функция  заключается в определении правил регулирования интересов партнеров  и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая  служит базой решений и основой  механизма регулирования рынка  труда, куда включается и система  социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования  рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно  осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые  программы предприятий, предусматривающие  переподготовку кадров в связи с  планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти  составные части рыночного механизма  регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении  в зависимости от экономических  и исторических условий развития данной отрасли. 
 

      Типология и структура рынка  труда

Рынок труда  имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения  нужно выделить ту его часть, которая  способна работать по найму. Но способность  работать по найму не совпадает с  понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц  определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее, в общей  численности населения можно  выделить 2 крупные группы: люди способные  и неспособные работать по найму.

При всей схожести развития экономики и социальных сфер развитых стран политика занятости  в каждой из этих стран привела  к формированию разных моделей рынка  труда. Это разнообразие моделей  можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и  внутренний рынки труда.
Внешний рынок  труда предполагает мобильность  рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное  по выполняемым функциям и характеру  работы с прежним местом, либо на более высокие должности и  разряды. Внешний рынок труда  предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и  квалификацию работников, сосредоточенных  на внутреннем рынке труда, сложнее  использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда  препятствуют переходу работников на другие предприятия.
Таким образом, внешний рынок труда характеризуется  большей текучестью кадров по сравнению  с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно  внутри предприятия.
Тенденции в  экономическом развитии, которые  приводят к сокращению продолжительности  рабочего времени, вызывают к жизни  новую форму функционирования рынка  труда - гибкий рынок труда.
Структурная перестройка  экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и  увеличение сферы услуг с ее возможной  организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение  объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий  в количестве и качестве рабочей  силы. Жесткая регламентация условий  труда у работников на стандартных  режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда  способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом  обновлении знаний, расширение профессионального  профиля, возможность выбора подходящего  режима рабочего времени.
Сфера, где формируется  этот труд, изначально предназначенный  на продажу, является фактически составной  частью рынка труда. Это потенциальный  рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут  существовать. Экономическая функция  этой части рынка труда заключается  в том, что здесь лишь формируется  наемный труд.
Существует множество  факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных  работников с огромного числа  предприятий в любой стране с  развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы  потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в  каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится  между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это  состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта  торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и  денег, которая находится за пределами  сферы производства товара. А в  сфере обращения продавец этого  товара постоянно перемещается между  предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта  сфера и называется циркулирующим  рынком труда, где начинается его  купля-продажа.
Существует также  рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим  прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные  гарантии занятости и материальной обеспеченности:
· высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда  соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и  рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.
· работники, конкурирующие  между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости  и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство  квалифицированных работников, и  рост их доходов равен росту уровня инфляции.
· работники, занятые  физическим трудом, преимущественно  в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.
· работники  тех профессий, которые имеются  в избытке на рынке труда. Это  сфера услуг с низкой производительностью  труда. Уровень зарплаты у них  низок, и их занятость не гарантирована.
· контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и  те, кто долгое время являлся безработным.
Наряду с международным  рынком товаров, услуг и капиталов  все большую силу приобретает  теперь и международный рынок  рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в  условиях усиливающихся процессов  интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все  больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают  транснациональные потоки и перемещения  рабочей силы, которые приобретают  постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения  рабочей силы наряду с движением  капитала образует верхний международный  уровень рынка рабочей силы. Международный  рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают  покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования  спроса и предложение рабочей  силы.
Образование международного рынка труда осуществляется двояко:
· через миграцию труда и капитала;
· путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются  юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между  ними.
Таким образом, рынок труда как социально-экономическая  категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие  выходит за рамки понятий «занятость»  и «незанятость», которые характеризуют  лишь состояние элементов рынка  труда на данный период.
Разумеется, рынок  труда имеет свою специфику, особенности:
1) Специфика  товара (будет рассмотрена ниже).
2) Спрос на  труд является производным от  спроса на товары.
3) Рынок труда  несовершенен по степени симметрии  информации, работники пытаются  завысить рентную ставку (их самооценка).

1.3 Рынок труда и  заработная плата.

Заработная плата  определяется и в широком, и в  узком смысле этого слова, что  связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата - это оплата труда  работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых  требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или  работники сферы услуг. При таком  подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование  единицы труда в течение определенного  времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.
Различают номинальную  и реальную заработную плату. Номинальной  заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного  периода времени. Реальная заработная плата - это те товары и услуги, которые  можно приобрести на полученные деньги.
где, Wр- реальная з/п; Wн - номинальная з/п; P - уровень  цен на товары.
Цены на факторы  производства, в том числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда  в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают  предприниматели и государство, а субъектами предложения - работники  с их навыками и умениями.
Спрос на труд находится  в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны  предпринимателя сокращается, а  при снижении заработной платы спрос  на труд возрастает
Предложение труда  также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается 
При увеличении заработной платы каждый момент отработанного  времени лучше оплачивается, следовательно, каждый момент свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить  свободное время дополнительной работой.
В краткосрочном  периоде имеет место эффект масштаба. Это когда увеличение заработной платы увеличивает издержки производства, в результате уменьшается объем  производимой продукции, следовательно, уменьшается спрос на труд.
Помимо эффекта  масштаба, при увеличении заработной платы падает цена на капитал, что  ведет к увеличению спроса на капитал  и снижению спроса на труд. Этот процесс  называется эффектом замещения
Сокращение предложения  труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта  дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть, из которых ему к тому же просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда  работник достигает определенного  уровня благосостояния, меняется его  отношение к свободному времени, увеличить количество которое в  данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Данная зависимость  предложения рабочей силы от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент эффекта дохода характеризует индивидуальное предложение  труда отдельных лиц или групп  лиц. Для экономики в целом  функция совокупного предложения  труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы.
Особую важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного  предложения для достижения рыночного  равновесия. Очевидно, что оно достигается  в точке Е, которой соответствует  определенный уровень заработной платы WE и заданное этим уровнем предложение  труда LE. Это означает, что все  предприниматели, согласные платить  зарплату WE, находят на рынке необходимое  количество работников. Точка E определяет положение полной занятости. (См. рис. 3)
В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает  рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения  труда.
В случае снижения уровня заработной платы по сравнению  с ее равновесным уровнем, спрос  на рынке труда будет превышать  предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места  из-за нехватки работников, согласных  на более низкую заработную плату.
Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние  полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний  спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. Различные  виды работ могут быть в разной мере привлекательными для человека, требовать разных затрат на профессиональное образование, поэтому заработная плата  должна стимулировать, например, выполнение менее престижных видов работ  или компенсировать материальные затраты  на образование. Такая дифференциация в заработной плате называется «уравнивающими различиями».

1.4 Современное состояние рынка труда в России

Формирование  в России рынка труда диктует  необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику  и национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование  некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости  в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии  их адаптации к российским реалиям.
Информационные  системы «Статистика» являются эффективным  и современным средством, с помощью  которого стало возможным провести анализ состояния рынка труда  в России. А именно: - В последнее  время в России появилась тенденция  к увеличению спроса на рабочую силу и одновременно к росту скрытой  безработицы. Статистика показывает, что  в 2009-2010 гг. население трудоспособного  возраста будет составлять около 85,8 млн. человек. Кроме того, продолжается пополнение рынка труда значительным числом увольняемых из рядов вооруженных  сил( в основном по сокращению), бывших заключенных, а также мигрантов  из стран СНГ. В результате трудовые ресурсы нашей страны будут расти  и составят к 2009-2010 гг. около 86,7 млн. человек. Столь значительный количественный трудовой потенциал, подкрепленный  еще не растраченными качественными  показателями (с точки зрения общеобразовательной  и профессиональной подготовки кадров), мог бы стать базой для обеспечения  экономического роста страны. Однако, как показывают результаты статистических анализов, пока этого не происходит. Однако экономическая стабилизация и рост промышленного производства, наметившиеся в 2007-2008 гг., пошел на спад ввиду мирового финансового кризиса.
Главная проблема, перед которой оказался сегодня, рынок труда РФ, связана с увеличением  спроса на высококвалифицированную  рабочую силу. Нынешняя политика государства, привели к резкому сокращению подвижности рабочей силы.
Так, если в 2005 г. суммарная численность прибывших  и выбывших в экономике составляла 27,6 млн. чел., то в 2008 г. - уже 20 млн., или  почти на 8 млн. человек меньше. Как  известно, проблема занятости непосредственно  связана с политикой доходов. В любом цивилизованном рыночном обществе высокий доход основной массы занятого населения формирует  и соответствующий спрос, являясь, таким образом, двигателем социально-экономического развития. В России же такой взвешенной политики доходов нет. Ее место занимает неконтролируемое присвоение общенационального  достояния незначительной частью населения, в то время как производитель  товаров и услуг - будь то рабочий  или крестьянин, ученый или учитель - располагает доходами, позволяющими ему удовлетворить лишь самые  необходимые жизненные потребности. Настоящий вывод подтверждается данными Госкомстата России.
На макроуровне  в условиях кризиса, а не следует  забывать, что основной период мирового финансового кризиса Россия ощутит только в 2009 году, скрытая безработица  играет роль своеобразного буфера между  эффективной занятостью и открытой безработицей, не допускающего лавинообразный рост последней и резкое возрастание  напряженности в обществе. Следствием этого являются значительные размеры  вынужденной неполной занятости. Так, в 2008 г. численность работавших неполное рабочее время по инициативе администрации  составила 2,3 млн. человек (или 5,1% от их среднесписочной численности), а  численность работников, которым  были предоставлены отпуска без  сохранения содержания (или с частичным  сохранением заработной платы по инициативе администрации) -- 2,7 млн. человек (или 2,1% от среднесписочной численности). Наибольшие размеры неполная занятость  приобрела на предприятиях транспорта (29,6%), в промышленности (19,9%), научных  учреждениях (14,8%), в информационно-вычислительном обслуживании (10,2%). Значительные размеры неполной занятости, а также сложности с трудоустройством сделали стабильным такое явление, как вторичная и неформальная занятость. По оценке Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, вторую работу сегодня имеют более 8 млн. человек; число занятых в неформальном секторе составило около 25 млн. человек, в том числе для 7,5 млн. человек этот вид деятельности являлся единственным источником дохода. В результате зачастую лучшая часть квалифицированных работников нашла свое применение в теневом секторе экономики, который, по последним данным Госкомстата России составляет от 10 до 20% от ВВП. В 2008 году, после соответствующих постановлений правительства (о квотировании и лицензировании) иностранных рабочих произошло некоторое снижение давления иностранной рабочей силы на рынок труда. Численность приезжающих на работу трудящихся-мигрантов, по оценке Минтруда России, сохранялась в пределах 550-600 тыс. человек, что составляет 0,4% от численности занятого населения. Однако масштабы нелегальной миграции все равно оцениваются сегодня примерно в 3-4 млн. человек. Изменения в сфере занятости обусловили и рост общей численности безработных. Численность не имеющих занятия, но активно ищущих работу и, в соответствии с методологией МОТ, классифицируемых как безработные, увеличилась с начала 2008 года на 0,1 млн. и с учетом финансового кризиса будет увеличиваться. Уровень общей безработицы вырос и составляет 6,5-8%. При этом (парадокс) численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, продолжает сокращаться. Основной причиной подобного сокращения с моей точки зрения остается бюрократические препоны по выплате пособий по безработице, а также сезонные сокращения (в летнее время) обращений граждан и окончание у определенного их количества первоначального периода получения пособия по безработице. Несмотря на снижение численности регистрируемых безработных, стабилизировалась продолжительность поиска работы. Так, к концу первого полугодия 2008 г. средняя продолжительность регистрируемой безработицы составляла 3 месяца. При этом более года искали работу 5% безработных, состоящих на учете в органах службы занятости. По-прежнему в общей численности безработных преобладают те, кто уволился с последнего места работы по собственному желанию (45%), в связи с ликвидацией организаций или сокращением численности персонала (30%). Из данного анализа можно сделать вывод, что в целом ситуация на рынке труда в виду мирового финансового кризиса становится достаточно сложной.

1.5 Специфика трудовых отношений

 России трудовые  отношения как контекст политики  занятости имеют специфику, которая  определяется рядом факторов.
Непосредственным  следствием спада производства становится не рост безработицы, как это происходит в условиях развитого, эффективно функционирующего рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной незанятости. Анализ работы предприятий последних лет показывает, что скрытая безработица увеличивается значительно более быстрыми темпами, чем открытая. Резкое сокращение производства не сопровождается адекватным высвобождением рабочей силы. Преобладание нерегистрируемой и скрытой безработицы выдвигает на первый план проблему расчета ее уровня и структуры. Строить политику занятости исходя из официальных данных, отражающих лишь верхушку айсберга, нецелесообразно. В качестве методики исчисления фактического уровня безработицы можно, на наш взгляд, использовать сложный индекс, предложенный известным деятелем МОТ Г. Стэндингом. В состав индекса включены помимо официально зарегистрированных безработных также и фактически безработные, по тем или иным причинам не подлежащие регистрации, лица, занятые сокращенный рабочий день (неделю) или имеющие рабочее место, но из-за отсутствия работы не работающие, пассивно безработные. Уровень безработицы, рассчитанный по такой методике, в Великобритании, например, превышает официальный на 25%. В России расхождение с официальными данными должно быть, на наш взгляд, еще более значительным.
Инфляция и  экономический хаос оказывают двоякое  воздействие на заработную плату: происходит дальнейшее снижение и без того низкой реальной заработной платы, особенно в  государственном секторе, и возрастает отрыв величины вознаграждения за труд от его результатов, качества и сложности. В результате заработная плата утрачивает свойственную ей в рыночной экономике  функцию распределения труда  между различными секторами экономики  в соответствии со спросом. Это приводит к нарастанию диспропорций между  структурами спроса на труд и его  предложения в профессионально-квалификационном, отраслевом, территориальном и других аспектах. Консервации структурных  диспропорций способствует искусственное  поддержание завышенного спроса на рабочую силу.
В сравнении  со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают  соответствующие государственные  органы в России для разработки и  проведения политики занятости, крайне ограничены. Поэтому качественно  иное значение приобретает правильный выбор приоритетов.
С учетом вышесказанного рассмотрим некоторые стратегические принципы и конкретные подходы и  программы в области политики занятости в развитых странах  с точки зрения полезности их использования  в российских условиях.

1.6 Цели и задачи политики занятости

Политику занятости  нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня  в России, где все разговоры  вертятся вокруг адаптации к рынку  традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения. Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо, вульгарная трактовка пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости.
В мировой науке  и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как  инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста. Так, документ, подготовленный Международным  центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы  следующие стратегические цели политики занятости:
более полное использование  недоиспользуемой рабочей силы;
создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
инвестирование  в человеческий капитал в целях  увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к  возможностям работников;
стимулирование  механизмов адаптации к требованиям  рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур)2.
Политика занятости  призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе и  т.д. Некоторые из этих факторов зависят  от свойств и установок самого человека, другие находятся вне его. К первым относятся качественные параметры рабочей силы (уровень  образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличие  позитивной трудовой мотивации), ко вторым - состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.
Главным инструментом достижения стабильности экономического положения каждого члена общества и страны в целом считается  накопление и сохранение человеческого  капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования  и профессиональной подготовки. Во многих странах бытует точка зрения, что повышение образовательного уровня малоимущей части населения  поможет не только значительно увеличить  доходы этих слоев и тем самым  сократить масштабы экономического неравенства, но и сформировать мотивацию  к более содержательной творческой работе.
Однако экономическая  ситуация, сложившаяся в 70-80-х годах  в США и распространившаяся впоследствии на другие развитые страны, показала, что  образование является источником роста  эффективности труда работников (а вместе с тем и их личных доходов) и национального дохода страны лишь в том случае, когда созданы условия для его реального производительного использования.
Всплеск безработицы  среди высококвалифицированных  работников в середине 70-х годов, последствия которого приобрели  хроническую форму, привел к осознанию  того, что рост качества предложения  труда должен сопровождаться ростом качества спроса. Таким образом, в  поле зрения политики занятости попала задача улучшения структуры рабочих  мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в западноевропейских странах является индивидуальный подход к каждому  занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем  месте по индивидуальному плану  и консультирование по вопросам карьеры.
Улучшение качества рабочих мест с точки зрения перспективы  профессионального роста, оплаты труда  и обогащения его содержания - ключевая проблема, стоящая перед политикой  занятости.
Подобная концептуальная направленность этой политики в развитых странах, на наш взгляд, может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России. Казалось бы, экономический спад, угроза резкого роста безработицы, обнищание  и социальное расслоение населения  выдвигают на первый план менее амбициозную  задачу скорейшей разработки системы  социальных амортизаторов, отодвигая  проблемы обогащения труда и развития работника до лучших времен. Однако, как нам представляется, ситуация в этом плане далеко не столь однозначна.
Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических  и других параметров, является отвечающий мировым стандартам высокий уровень  образовательного и профессионально-квалификационного  потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и др.) Россия до недавнего времени  занимала одно из ведущих мест в  мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.
Если сравнить структуру рынка труда - объекта  политики занятости в развитых странах  со структурой рынка труда, формирующегося в России, нетрудно заметить, что  за исключением двух крайних сегментовроссийская ситуация представляет собой зеркальное отражение ситуации в государствах с рыночной экономикой. В России в отличие от стран Запада работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). Сравнительно высокодоходной, а потому быстро набирающей престиж категорией рабочей силы являются занятые в сфере торговли и услуг на работах, не требующих или почти не требующих образования и профессиональной подготовки. В развитых же странах эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).
Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска  и лицам, которым грозит высвобождение  с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение  и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше  оплачиваемую, но не требующую навыков  и знаний работу, а также за счет “утечки мозгов”. Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования  и приобретению квалифицированных  профессий, а примитивным видам  занятий, быстро приносящих значительные доходы.
Многие выпускники вузов в течение длительного  времени лишены возможности трудоустройства  по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени  является отражением социально-экономической  дестабилизации. Деградация структуры  занятости и оскудение человеческого  капитала является, на наш взгляд, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.

1.7 Перспективные направления политики занятости

Безработица в 6-8% (по оценке МОТ) в России, где на протяжении 70 лет господствовала идеология  полной занятости, воспринимается болезненно. Ситуация усугубляется в связи с  неотработанностью механизмов помощи безработным и скудостью ресурсов, которые государство может выделить на эти цели. Однако по международным  стандартам подобная норма безработицы  не является катастрофической. Кроме  того, вопрос заключается не в уровне безработицы как таковой, а в  том, какие процессы и тенденции  он отражает. За одинаковым синтетическим  показателем может скрываться принципиально  различная ситуация в сфере занятости.
В условиях активного  рынка труда сравнительно большое  число лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность  таких периодов невелика. Примером являются США, удерживающие первое место  в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского  рынка труда способствовал формированию “нового взгляда” на безработицу  как на распространенное, но кратковременное  явление. При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены низким качеством  новых рабочих мест. Проблема их “обогащения” является сегодня одной  из ключевых в американской политике занятости.
Иная ситуация сложилась в Европе , где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах рынка и возрастание  численности и удельного веса длительно безработных, постепенно теряющих связь с рынком и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза формирования у этих слоев “культуры безработицы” побуждает правительства повысить внимание к их реабилитации.
Однако во всех случаях политика занятости подчинена  ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену  общества не просто любой работы, а  возможности в наибольшей степени  развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное  вознаграждение за свой труд. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это  определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно  безработным, поскольку речь идет о  возможной утрате накопленного человеческого  капитала (ведущей составляющей национального  богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал  приобретения и эффективного использования  человеческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам-профессионалам как наиболее дорогостоящей и  ценной категории работников.
Что касается России, то для нее реальную опасность  представляет деградация структуры  рабочих мест и человеческого  потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих  труда высокого качества, и роста  занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в  рамках неформального сектора. Кроме  того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.
На данных проблемах  и должна, на наш взгляд, сосредоточиться  политика занятости. Представляется, что  можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах  с развитой рыночной экономикой. Большинство  из них (за исключением Швеции) большую  часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Вместе с тем отчетливо просматривается  тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все из них  могут быть широко использованы в  России.
Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в  российских условиях возможно лишь в  очень ограниченных масштабах в  районах очаговой безработицы.
Речь идет, в  частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, в течение  ограниченного периода времени  субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных  и молодежи. Субсидирование занятости  обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, но содействует  занятости тех контингентов, перспективы  которых наименее благоприятны. В  результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что  понижает естественную норму безработицы.
Привлекат
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.