Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Снижение себестоимости продукции как фактор повышения эффективности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
 


     Введение

     В настоящее время в условиях длительного  и болезненного для России перехода к рыночной экономике важное значение имеет эффективная организация производства.
     Ушло  в прошлое государственное планирование работы предприятий, большинство экономических  связей потеряно. И в новых условиях выживание возможно только при увеличении эффективности работы предприятия, минимизации издержек и максимизации прибыли.
     Один  за другим экономические кризисы  ставят в тяжелое положение не только предприятия, но и рядовых  граждан – потребителей, от уровня покупательской способности которых  зависят объемы продаж производимой продукции.
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение снижения себестоимости продукции как фактор повышения эффективности производства.
     Только  детальное изучение производственной и коммерческой деятельности объекта  исследования позволят вскрыть резервы снижения себестоимости и дать экономическое обоснование последующих предложений.
 

      Глава 1. Снижение себестоимости – источник получения прибыли.

     1.1. Сущность понятия себестоимости.

     Получение наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
     Непосредственной  задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
     Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
     Затраты живого и овеществленного труда  в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.
     Наибольшая  доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления.
     Себестоимость продукции находится во взаимосвязи  с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения  условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.
     Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной  и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.
     Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.
     В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия  на производство и сбыт товарной продукции  в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой  продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:1
     СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1),
     где СР - себестоимость реализованной продукции
     СТ - себестоимость товарной продукции
     ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники
     СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.
     Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе.
     Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции  в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
     Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:
     - по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная  себестоимость;
     - по длительности расчетного периода  - месячная, квартальная, годовая,  за ряд лет;
     - по характеру данных, отражающих  расчетный период фактическая  (отчетная), плановая, нормативная, проектная  (сметная), прогнозируемая;
    по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.

     1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура

     Себестоимость продукции - один из важнейших экономических  показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты  предприятия, связанные с производством  и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
     Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции. Цеховая себестоимость  включает затраты данного цеха на производство продукции. Общезаводская (общефабричная) себестоимость показывает все затраты предприятия на производство продукции. Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции. Отраслевая себестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.
     Систематическое снижение себестоимости продукции  дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так  и для повышения материального  благосостояния трудящихся. Снижение себестоимости продукции - важнейший источник роста прибыли предприятий.
     Затраты на производство промышленной продукции  планируются и учитываются по первичным экономическим элементам  и статьям расходов.
     Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:
     - сырье и основные материалы,
     - вспомогательные материалы,
     - топливо (со стороны),
     - энергия (со стороны),
     - амортизация основных фондов,
     - заработная плата,
     - отчисления на социальное страхование,
     - прочие затраты, не распределенные  по элементам.
     Соотношение отдельных экономических элементов  в общих затратах определяет структуру  затрат на производство. В различных  отраслях промышленности структура  затрат на производство неодинакова; она зависит от специфических условий каждой отрасли.
     Группировка затрат по экономическим элементам  показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения  их на отдельные виды продукции и  другие хозяйственные нужды. По экономическим  элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).2
     Группировка затрат по статьям расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.
     В промышленности применяется следующая  номенклатура основных калькуляционных  статей:
     1) сырье и материалы
     2) топливо и энергия на технологические нужды
     3) основная заработная плата производственных  рабочих
     4) расходы на содержание и эксплуатацию  оборудования
     5) цеховые расходы
     6) общезаводские (общефабричные) расходы
     7) потери от брака
     8) непроизводственные расходы.
     Первые  семь статей расходов образуют фабрично-заводскую себестоимость. Полная себестоимость складывается из фабрично-заводской себестоимости и внепроизводственных расходов.
     Расходы предприятий, включаемые в себестоимость  продукции, делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и др. К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общезаводские (общефабричные), по содержанию и эксплуатации оборудования.
     Цеховые и общезаводские расходы в большинстве отраслей промышленности включаются в себестоимость отдельных видов продукции путем распределения их пропорционально сумме заработной платы производственных расходов (без доплат по прогрессивно-премиальной системе) и расходам на содержание и эксплуатацию оборудования.
     Например, сумма цеховых расходов за месяц  составила 75 млн. рублей, а основная заработная плата производственных рабочих - 100 млн. рублей.         Это значит, что в себестоимость  отдельных видов продукции цеховые  расходы будут включены в размере 75% от суммы основной заработной платы производственных рабочих, начисленной по отдельным видам продукции.
     По  статье “Внепроизводственные расходы” учитываются главным образом  расходы по сбыту готовой продукции (затраты на тару, упаковку продукции и т.д.) и расходы на научно-исследовательские работы, расходы по подготовке кадров, расходы по доставке продукции на станцию отправления, и т.п. Как правило, внепроизводственные расходы включаются в себестоимость отдельных видов продукции пропорционально их фабрично-заводской себестоимости.
     Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции  составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.
     Правильное  исчисление себестоимости продукции имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции. На промышленных предприятиях применяются три основных метода калькулирования себестоимости и учета затрат на производство: позаказный, попередельный и нормативный.
     Позаказный  метод применяется чаще всего  в индивидуальном и мелкосерийном  производстве, а также для калькулирования  себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод этот состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на изделие или на группу изделий. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество выпущенных изделий.
     Попередельный метод калькулирования себестоимости  находит применение в массовом производстве с коротким, но законченным технологическим циклом, когда выпускаемая предприятием продукция однородна по исходному материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (фазам) производственного процесса.
     Нормативный метод учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль над ходом производственного процесса, над выполнением заданий по снижению себестоимости продукции. В этом случае затраты на производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов.3

     1.3. Значение снижения себестоимости

     Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная  механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
     Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством  себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
     Снижение  себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
     Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в  определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда  на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических
мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
     В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.
     Во  втором случае, когда установленные  нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.
     С ростом объема выпуска продукции  прибыль предприятия увеличивается  не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
     Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
     Материальные  затраты, как известно, в большинстве  отраслей промышленности занимают большой  удельный вес в структуре себестоимости  продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
     Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
     Основным  условием снижения затрат сырья и  материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.4
     Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
     Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
     Сокращению  цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и  на другие хозяйственные нужды.
     Значительные  резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
     Масштабы  выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции  во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.
     По  степени однородности все затраты  подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание: сырье и материалы, топливо, энергия, амортизация, заработная плата. Комплексные расходы включают разнородные элементы. К ним относятся, например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы и др.
     По  признаку зависимости от изменения  объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные. К переменным (пропорциональным) относятся  затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства. Эти затраты включают: расходы на основные материалы, режущий инструмент, основную заработную плату, топливо и энергию для технологических целей и др. Условно-постоянными (непропорциональными) являются расходы, размер которых не зависит от изменения объема производства. К ним относятся: заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на отопление, освещение, амортизация и т.п.
     Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими: а) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции; б) затраты на единицу объема выполненных работ - себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой продукции.
     Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.5
     В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.
     Снижение  себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.
     По  показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:
     
     Определив размер абсолютной экономии в планируемом  периоде, рассчитывают искомый процент  снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):
     
     где Эабс.ср.т.п. - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.
     По  показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости  товарной продукции в планируемом  периоде рассчитывается по формуле:
     
     Исходя  из тех же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’тп): 

                                   
     где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции  в отчетном периоде, коп.; Зтпп- то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
     Следует иметь в виду, что на уровень  затрат оказывает влияние целый  ряд факторов, в том числе изменение  норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др.
 

     Глава 2. Анализ путей снижения себестоимости продукции  на предприятии

     2.1. Общая характеристика  и анализ деятельности  предприятия.

     ОАО « Бурятхлебпром» - лидер хлебопекарной  отрасли РБ и, следуя собственной стратегии развития, осуществляет модернизацию и расширение производства. Это открытое акционерное общество, уставный капитал которого составляет 2,5 миллиона рублей. Доля работников предприятия составляет 78,21%, а доля сторонних учредителей – 21,79%. «Бурятхлебпром» владеет 33% мучного завода, который начал функционировать в сентябре 2007 года.
     ОАО «Бурятхлебпром» производит 35,5 тонн продукции в день: 22 сорта хлеба, 23 сорта булочных, 8 сортов сухарей, 18 сортов кондитерских высокорецептурных  изделий и 10 сортов пряников и печенья. Он также имеет пивной завод с объемом производства 1200 литров пива в день. Пиво поставляется в различные бары города, а также реализуется через три собственных бара.
     Модернизация  и расширение производства связаны  с освоением завода «Таряан», где уже начато производство хлеба и булочных изделий. Только по предварительным расчетам от  освоения новых площадей наш город получит до 150 новых рабочих мест, дополнительные поступления налогов во все уровни бюджета и внебюджетные фонды до 10 миллионов рублей в 2010 году и далее до 20 миллионов в год; расширение ассортимента и повышение качества хлеба и хлебобулочных изделий; снижение количества продукции потребленной жителями города Улан – Удэ, завезенных с других регионов. Этим «Бурятхлебпром» подтверждает репутацию «локомотива» хлебопекарной отрасли республики.
     Запустив  производство на заводе «Таряан» предприятие  способно вырабатывать резервный хлеб в непредвиденных случаях в объеме до 70 тонн в сутки, что почти составляет 100% потребности города в хлебе.
     Стоить  отметить, что завод «Таряан», признанный банкротом, длительное время бездействовал. После обращения руководства  ОАО «Бурятхлебпрома» к республиканским  властям был решен вопрос об аренде завода. После того, как завод  вновь заработал, бывшие работники завода получили возможность вновь работать, а ОАО «Бурятхлебпром» получило возможность развиваться и дальше. Ассортимент производимой продукции представлен в таблице 1.
     Таблица 1.
     Производство  и реализация произведенной продукции  ОАО «Бурятхлебпрома» за 2008 – 2010 год.
Показатели Выработка, тонн Реализация, т. р.
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Хлеб 11050 11150 11900 70430 78496 85680
Хлебобулочные изделия 860 1680 1800 11140 23830 30600
Сухари, пряники и печенья 524 1090 1700 10667 24497 41100
Кондитерские  изделия 74 100 150 1120 1665 2250
 
     Как видно из таблицы 1, предприятие производит различные виды продукции, основным которым является хлеб. Но можно  сказать, что темпы роста данного  вида продукта снижаются по сравнению  с другими видами товаров выпускаемых «Бурятхлебпромом». Основная причина этого то, что население начинает потреблять все больше ржаного хлеба, заменяя потребление пшеничного хлеба потреблением сдобы и батонов, а также мучных кондитерских изделий, что связано с повышением доходов населения и расширением ассортимента производимой продукции. Что касается реализации сухарей, пряников и печенья, то здесь наблюдается мгновенный захват рынка, продукция пользуется повышенным спросом, вытесняя привозную продукцию. Оптовые клиенты заказывают до 69% от общего объема производства этой продукции. В свою очередь, выручка превышает абсолютные показатели в процентном соотношении, поскольку собственная торговая сеть реализует продукцию по определенному прейскуранту цен, превышающему оптовый прейскурант приблизительно на 20%.
     Как упоминалось выше, основная производимая продукция – хлеб и хлебобулочные  изделия. В конце первого квартала 2008 года компания вышла на рынок кондитерских изделий, начав производство сухарей, печенья и пряников. Во втором квартале 2010 года начали производить высокорецептурные кондитерские изделия. Расширяя ассортимент выпускаемой продукции, предприятие стремится учитывать меняющиеся тенденции современного рынка хлеба.
     Основной  рынок продукции – хлеб и хлебобулочные  изделия. Рынок сухарей может  увеличиться ненамного – максимально  до 15%, зато рынок кондитерских изделий  еще не развит в полной мере и  может увеличиться многократно. Кроме того, разница между продуктами заключается еще в цене. Сухари, пряники и печенья стоят намного дороже хлеба и  ограничения на добавленную стоимость на них не распространяется. Следовательно, «Бурятхлебпрому» следует учитывать эти факторы и стремиться к увеличению своего ассортимента за счет производства подобной продукции. Это возможно в случае полного освоения своих производственных мощностей и мощностей завода «Таряан».
     Таблица 2.
     Финансовые  результаты деятельности ОАО «Бурятхлебпром»
Показатели 2008 г. 2009 г 2010 г.
Выручка от реализации, т.р. 138679,1 146473.9 164363.6
Себестоимость, т.р. 123815,6 129762,8 139889,8
Валовая прибыль, т.р. 14863,6 16711,0 24473,8
Коммерческие  расходы, т.р. 6614,1 6633,3 14616,3
Прибыль от продаж, т.р. 8249,4 10077,8 9857,4
Чистая  прибыль, т.р. 7548,5 5885,9 6927,1
Рентабельность, % 4,75 4,6 4,6
 
     Как видно из данных таблицы 4, происходит постепенное увеличение выручки  за счет освоения новых видов продукции.  Можно отметить снижение чистой прибыли  в 2010 году на 14%  , в следствии возрастание коммерческих расходов. В целом рентабельность остается на постоянном уровне.
     Предприятие имеет пять производственных участков:
    участок №1 (ул. Куйбышева, 44)  производит хлеба различных сортов в объеме 3600 тонн в год и хлебобулочные изделия в количестве 320 тонн;
    участок №2 (ул. Маршака,1) производит хлеб украинский в объеме 4400 тонн в год;
    участок №3 занимается производством пива «Стимул» в объеме 287 тысяч дал в год;
    участок №4 (п. Заиграево) производит хлеб «Дарницкий» в количестве 210 тонн в год;
    участок №5 (ул. Маршака,1) производит сухари и печенья в объеме 1460 тонн в год.
     По  словам главного инженера компании с  освоением завода «Таряан» предприятие  решает для себя проблему улучшения  условий труда рабочих, дальнейшей автоматизации производства и механизации. В настоящее время инженеры и технологи компании работают над отладкой  технологических цепочек,  отработкой качества продукции и расширением ее ассортимента. Основной объем работы планировалось выполнить еще до конца 2010 года и в последующие года два   года предприятие будет и дальше проводить модернизацию производства.
     Для оценки использования основных производственных фондов необходимо  проанализировать их состав и структуру, которая представлена в таблице 3.
 

      Таблица 3.
     Состав  и структура основных производственных фондов ОАО «Бурятхлебпром»
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
  тыс. руб. % тыс. руб. % тыс.руб. %
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, т.р. 18326,7 100 19454 100 21559,8 100
в том числе: здания 12297 67,1 12481,2 64,1 12724,6 59,0
сооружения  и передаточные устройства 164,3 0,89 290,1 1,5 373 1,7
машины  и оборудование 4151,5 22,6 4713,8 24,2 6179,9 280,6
производственный  и хозяйственный инвентарь 167,6 0,9 226,3 1,2 240,7 1,1
транспортные  средства 1546,1 8,5 1742,4 9,0 2041,4 9,6
 
     По  данным таблицы, можно сделать вывод  о росте основных производственных фондов на предприятии, среднегодовая  стоимость которых возрастает с  каждым годом.  В 2010 году она увеличилась на 3233,1 тыс. рублей, что объясняется приобретением оборудования на производство новых видов продукции предприятия. Также увеличивается количество транспортных средств на предприятии: на 495.3 т.р., что также объясняется той же причиной.
     Управление  предприятием осуществляется единой командой управленцев, однородной по образовательному уровню. Возраст руководителей колеблется от 42 лет до 57. Все руководители имеют большой опыт работы в хлебопекарной отрасли, участвуют в различных демонстрациях, презентациях, приобретая все новые навыки и методы управления. Обучение руководителей проводилось на предприятии в период сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития по программе ТАМ, (диагностике предприятия).
     Управление  осуществляется по следующей схеме:
    Годовое собрание акционеров подводит итоги работы прошедшего периода, назначает членов Совета директоров, ревизионную комиссию, аудиторов.
    Руководство компании озвучивает стратегию дальнейшего роста, корректирует цели.
    Планово – экономический отдел разрабатывает основные показатели деятельности предприятия, делает расчеты по себестоимости, объемам производства и реализации продукции на год, исходя из показателей прошлого периода и некоторых изменений внешней и внутренней среды предприятия.
    Инженер по качеству и сертификации совместно с технологами разрабатывает новые виды продукции, производство которых подлежит также расчетам в планово – экономическом  отделе.
    Генеральный директор утверждает производственный план и план реализации продукции.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.