На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Основные направления развития и становления пенсионного законода-тельства в дореволюционный и советский периоды

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?16
 
Лекция: Основные направления развития и становления пенсионного законодательства в  дореволюционный и советский периоды
 
1.Основные направления развития и становления пенсионного законодательства в  дореволюционный период
С принятием в 988 году христианства, на Руси было глубоко воспринято учение Христа, обращенное к душе человека и призывающее людей заботиться о ближнем, быть милосердными.
Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых.
Развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит уже Императору Петру Великому. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.
В обзоре мероприятий Петра Великого в области общественного призрения необходимо отметить, что, внося в него так много нового, он не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на призрение. Без этих источников невозможна была реформа призрения.
Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его в значительной части организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на совершенно твердой почве и на правильном пути.
Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказов. Законодательным актом от 4 ноября 1775г., получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», была заложена государственная система общественного призрения.
К 1862г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:
-  лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);
-  заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);
-  учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих);
-  институты пансионеров, местные благотворительные общества.
Таким образом, реформой 1775г. Екатерина II создала универсальную систему благотворительности.
Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принципов организации. Их деятельность не была постоянной и они не могли удовлетворять потребности населения.
И, тем не менее, система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.
Во второй половине XIX в. входила в жизнь и набирала силу практика страхования рабочих и их призрения в связи с болезнью, увечьем или старостью. Начало решению этого вопроса положили законы 1861 и 1862гг., согласно которым пенсии за утрату трудоспособности по увечью и за многолетнюю работу из-за престарелого возраста были введены на государственных и частных предприятиях горнозаводской промышленности, для чего создавались товарищества со вспомогательными кассами.
Под давлением либеральной общественности и рабочих выступлений проблема социального страхования постепенно занимает все большее место в правительственном законодательстве.
В конце 90-х гг. движение за введение обязательного страхования рабочих приобрело такой общественный вес, что не считаться с ним не могли ни правительство, ни предпринимательские круги. Поэтому 2 июня 1903г. правительство издало закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горнозаводской промышленности». Он стал первым законом, в основу которого был заложен принцип обязательного страхования. Страховые законы, принятые III Государственной Думой в 1912г., в известной степени поднимали уровень рабочего социального законодательства в России. Однако они имели крупные недостатки и потому их значение не следует преувеличивать. Прежде всего, законы не носили общероссийского характера. Они действовали только в регионах Европейской России. В целом социально-страховые законы 1912г. касались лишь шестой части рабочих России. Кроме того, установленные размеры пособий, пенсий и других выплат не обеспечивали достаточного материального содержания рабочих. Серьезным недостатком законов являлось практическое отстранение рабочих от участия в управлении делом их социального страхования.
Таким образом, в российском историческом опыте организации социального страхования рабочих имеются элементы, которые обоснованно можно записать в актив правительства и общественности России. Во второй половине XIX - начале XX в. в связи с особенностями промышленного развития и формирований характера отношений между наемными рабочими и предпринимателями в России становление социального страхования происходило быстрее, чем в Германии, Англии, Франции и других европейских государствах. В число приобретений в этой области входит введение принципа обязательного страхования. В отдельных видах социального страхования рабочих было оказание материальной и другой помощи в связи с заболеваниями, увечьем, потерей семьей кормильца.
Вместе с тем важно учитывать сложность и противоречивость процесса создания системы рабочего социального страхования. В этих условиях государство, чье поведение в социальном страховании определялись необходимостью заботы о нуждавшихся в помощи гражданах и сохранения стабильности в обществе, пыталось регулировать отношения рабочих и работодателей, понуждало предпринимателей в ряде случаев идти на уступки в пользу наемных работников, оставаясь в главном защитником интересов имущих слоев. Подобное положение во многом объясняет наличие таких крупных изъянов в российском социальном законодательстве о рабочих, как его распространение лишь на ряд категорий наемных работников, страхование только некоторых видов потерь нетрудоспособности, отсутствие обеспечения в связи с безработицей, ограничение участия рабочих в управлении делом социального страхования и др
.
2.Основные направления развития и становления пенсионного законодательства в  советский период
После поворотных политических событий октября 1917г., приведших к установлению Советской власти, новое правительство в лице Совета Народных Комиссаров сразу же приступило к реализации страховой программы большевистской партии. Эта программа еще со времен обсуждения в 1912г. думских законопроектов о страховании рабочего предусматривала введение государственного страхования рабочих во всех случаях утраты трудоспособности или потери заработка ввиду безработицы, распространение страхования на всех лиц наемного труда и их семейств производство выплаты всем застрахованным из расчета полного заработка с возложением расходов на предпринимателей и государство, и др
Эти программные требования не остались лозунгами. Уже 13 ноября 1917г., на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов Советской власти официальное правительственное сообщение «О социальном страховании».
В этом важном документе предусматривалось распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту, на все виды потери трудоспособностей, на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы, возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей, возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы, полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях».
Выполняя провозглашенную программу, Правительство РСФСР в ноябре-декабре 1917г. приняло целый ряд директив, положивших начало формированию новой системы социального обеспечения, основанной на закреплении права на социальное обеспечение за каждым трудящимся предприятия, потерявшим трудоспособность. Одним из самых ранних постановлений правительства стал декрет «Об увеличении пенсий» (ноябрь 1917г.) в группу первого декрета входят: «Положение о страховании на случай безработицы», «Положение о страховании на случай болезни», «Положение о Страховом Совете», «Положение о страховом присутствии». В конце ноября 1917 г. специальным декретом Совнаркома все лечебные учреждения и предприятия были переданы предпринимателями в ведение больничных касс.
Следовательно, в организации социального страхования советское правительство многими позициями в короткое время сделало значительные шаги вперед по сравнению с дореволюционным периодом. Действие страхования по болезни распространялось на всю территорию России, охватывало все виды труда и всех наемных работников. Совнарком ввел такой новый вид социальной страховки, как выдача пособий в случае потери заработка при безработице. При всех тяжелейших экономических трудностях Советского государства оно гарантировало безработным выплату страховых пособий.
Оценивая социально-страховательную деятельность советского правительства в первые месяцы новой власти с высоты пройденного Россией в 1917-1991 гг. исторического пути, наряду с позитивными демократическими мерами нельзя не заметить в этих действиях элементы революционного романтизма, стремление политиков обеспечить широкую социальную базу большевистской партии, что привело к созданию опередивших свое время страховых документов.
В условиях гражданской войны и политики «военного коммунизма» социально-экономическое положение трудящихся принципиально изменилось. Это было связано с национализацией промышленности, концентрацией власти и ресурсов в руках государства, ликвидацией товарно-денежных отношений, уравнительности в разделении предметов потребления, превращении работников в «бойцов трудовой армии.
В этих условиях социальное страхование было трансформировано в социальное обеспечение. Во многом это было связано с тезисом большевистской идеологической доктрины о возможности скорой реализации коммунистического идеала. Считалось, что социальное обеспечение является стадией полного коммунистического обеспечения, а от социального страхования, как института «буржуазного права», можно отказаться.
Правда, война заставила оставить мечты о всеобщем и равном для всех трудящихся социальной обеспеченности. Потребности наладить работу военной промышленности, снабжать Красную Армию, спасать от голода городское, прежде всего, пролетарское население – все это изменило направленность социального обеспечения. Оно стало избирательным, распространялось только на «ударные» группы населения, на наиболее социально слабо защищенные его слои, а также на пострадавших от войны и стихийных бедствий.
Социальное обеспечение заменило собой страхование во многом благодаря огосударствлению и централизации управления в условиях гражданской войны и «военного коммунизма». 31 октября 1918г. по декрету Совнаркома были ликвидированы все прежние страховые учреждения, в том числе больничные кассы, кассы безработных, страховые присутствия и страховые советы. Не избежали упразднения структуры страховой медицины. Следствием упразднения прежних страховых кампаний и огосударствления дела социального обеспечения явилась ликвидация самостоятельности и самоуправления в этой области.
В обстановке гражданской войны Советское государство закономерно уделяло особое внимание социальному обеспечению красноармейцев и красногвардейцев и членов их семей. Уже 7 августа 1918г. Совнарком издал декрет «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств...». Через полгода действие этого декрета было распространено на моряков Военно-Морского Флота, военнослужащих пограничной охраны, продовольственных отрядов, железнодорожной охраны, на все категории солдат и матросов прежней армии и флота.
Важной вехой в организации социального обеспечения стало принятие СНК 31 октября 1918г. «Положения о социальном обеспечении трудящихся». По положению от 31 октября 1918г. социальное обеспечение гарантировалось во всех случаях временной и постоянной утраты трудоспособности или по причине безработицы. В результате мероприятий правительства по организации государственной системы социального обеспечения в течение 1918–1920 гг. значительно увеличилось количество пенсионеров и семейств красноармейцев, которые пользовались пособиями.
С окончанием гражданской войны и введением новой экономической политики социальное обеспечение в Советской России вступило в новый период своего развития. Восстановление многоукладности и товарно-денежных отношений, перевод предприятий на хозяйственный расчет, отмена трудовой повинности, возрождение в составе занятого населения категорий «наемных работников» и «предпринимателей» правомерно поставили в порядок дня вопрос о восстановлении социального страхования. В условиях обвального экономического спада, хозяйственной разрухи, финансового кризиса, многомиллионных людских потерь за годы двух войн, массовой безработицы, падения жизненного уровня населения – социальное обеспечение требовало огромных расходов. Они ложились тяжким бременем на экономику страны и становились совершенно непосильными для государства. Под влиянием этих и многих других факторов советское правительство приходит к заключению о необходимости возврата к социальному страхованию рабочих и служащих.
Своего рода поворотной вехой, обозначавшей переход от социального обеспечения периода гражданской войны и военного коммунизма к социальному страхованию, стал декрет Совета Народных Комиссаров от 15 ноября 1921г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Страхованием пользовались работники наемного труда во всех случаях социального риска, в том числе при временной или постоянной утрате трудоспособности, безработице и др.
В русле новой социально-защитной политики советское правительство в годы восстановительного периода приняло целый ряд нормативных актов. По постановлению Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» (8 декабря 1921г.) право на пенсию по инвалидности получали все рабочие и служащие, а также военнослужащие в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания, трудового увечья, общего заболевания или старости. Декрет Совнаркома от 9 декабря 1921г. гарантировал пенсионное обеспечение членов семей в случае смерти кормильца. Важными законодательными актами 1921г. явились также декреты СНК «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» (9 декабря), «О страховании на случай болезни» (19 декабря), «О социальном обеспечении при безработице (28 декабря).
Для осуществления социально-страховательной работы создаются кассы социального страхования. Комитеты этих касс формировались профсоюзами путем выборов на профсоюзных конференциях.
Как свидетельствует историческая действительность, в 1921–1924гг. усилиями Советского правительства стала складываться система социального страхования и обеспечения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их семей, что подтверждается принятием ВЦИК, Совнаркомом и другими руководящими органами РСФСР около 100 декретов, положений и других документов по этим вопросам.
В иной форме решались задачи социальной помощи нуждавшимся в ней крестьянам. Государственным социальным обеспечением пользовались лишь те крестьяне – участники войны, инвалиды и жертвы террора военного времени, которых было невозможно обеспечить посредством крестьянской взаимопомощи или трудоустройства в артелях или кооперациях инвалидов.
На основе опыта деятельности крестьянских комитетов общественной взаимопомощи позднее возникла система крестьянских обществ взаимопомощи. В сентябре 1925г. ВЦИК и Совнарком РСФСР утвердили «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи».
Постепенно на смену крестьянским обществам взаимопомощи приходят кассы взаимопомощи колхозников. Их существование законодательно было закреплено постановлением ВЦИК и Совнаркома от 13 марта 1931г. Оно утвердило Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников. Этим нормативным документом кассам предоставлялось право создавать дома для престарелых, оказывать финансовую и натуральную помощь при болезни, увечье, беременности.
С окончанием восстановления народного хозяйства и переходом его реконструкции в условиях отказа от нэповских принципов и утверждения административно-командной системы управления усиление централизации и огосударствления не могло не вызвать постоянной трансформации социального страхования в социальное обеспечение. С конца 20-х гг. в связи с развертыванием индустриализации и численным ростом количества рабочих правительство делает определенные шаги по повышению уровня организации пенсионного обеспечения.
Заметной вехой в организации пенсионного дела стало Положение ЦИК и СНК о пенсиях и пособиях по социальному страхованию от 13 февраля 1930г. В этом документе законодательство о пенсионном обеспечении рабочих и служащих было систематизировано.
Значительные социально-политические и экономические изменения, происшедшие в стране в процессе реализации первого и второго пятилетних планов, позволили в Конституции 1936г. закрепить право всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни, утрате трудоспособности. Важнейшим шагом вперед стало установление равенства прав всех граждан на пенсионное обеспечение.
В годы Отечественной войны главное внимание правительства было направлено на организацию социального обеспечения военнослужащих и их семей. В правительственных указах военных лет утверждался порядок назначения пенсий и пособий лицам высшего, старшего, среднего и младшего начальственного состава, определялся порядок установления пенсий и выплаты пособий семьям военнослужащих в военное время, учреждались льготы для семей погибших и без вести пропавших фронтовиков.
В годы послевоенного восстановления народного хозяйства с целью подъема ведущих отраслей промышленности и привлечения трудящихся на предприятия этих отраслей указами СНК 1947–1956 гг. были установлены повышенные размеры пенсий для работников металлургической, угольной, строительной, и ряда других отраслей промышленности.
Дальнейшее улучшение пенсионного обеспечения связано с Законом о государственных пенсиях, принятым Верховным Советом 14 июля 1956г. В соответствии с этим за­коном право на пользование государственными пенсиями было распространено на значительно больший круг лиц. В конце 50-х – начале 60-х гг. практически начался новый этап в развитии социального обеспечения. С принятием в 1964г. Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов устанавливается всеобщее государственное пенсионное обеспечение
Материальное обеспечение социально нуждавшихся категорий населения осуществлялось на основе трех сложившихся систем:
1) государственное социальное обеспечение, обслуживавшее военнослужащих, членов творческих союзов, учащихся и ряд других категорий граждан за счет государственных, республиканских и местных бюджетов;
2) государственное социальное страхование, распространявшееся на рабочих и служащих и находившееся в ведении профессиональных союзов; источником его финансирования являлись взносы предприятий, учреждений, организаций и бюджетных дотаций;
3) социальное обеспечение колхозников, средства на которое формировались из отчислений от доходов колхозов и дотаций по государственному бюджету. Независимо от системы, материально обеспечивавшей граждан, они были полностью освобождены от уплаты каких-либо взносов на социальное обеспечение или страхование.
Таким образом, по сравнению с дореволюционной Россией социальное обеспечение в советский период подня­лось на качественно новый уровень, превратившись в еди­ную государственную систему, которая выступала в несколь­ких организационно-правовых формах, обусловленных спецификой обеспечения отдельных категорий граждан в связи с особенностями их трудовой деятельности. Благодаря глубокому и целенаправленному реформированию дела социальной помощи нуждавшимся, в стране было введено полное социальное обеспечение трудящихся при всех ви­дах потери трудоспособности, при безработице, наступлении старости или инвалидности и других предусмотренных законом случаях.
Характерными чертами социального обеспечения являлись его всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения, в том числе назначение пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по выслуге лет; выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособия женщинам по беременности и родам, по случаю рождения ребенка, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и санаторно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением ВТЭК; предоставление места в домах престарелых и инвалидов; содержание детей в летних лагерях отдыха и т.д.
По достоинству оценивая позитивные стороны советского социального обеспечения, в то же время нельзя его идеализировать, не видеть его серьезных недостатков и заслуживающих критики отрицательных черт. В условиях административно-командной системы была установлена государственная монополия на социальное страхование. Только высшим органам государственной власти и управления принадлежало право издавать основные нормативные акты, регламентировавшие порядок организации социального страхования.
Одним из противоречивых явлений советской системы социального обеспечения было ее провозглашение правящими кругами «самой гуманной в мире» и одновременное проведение жесткой политики «классового подхода» в области общественного призрения, что выражалось в ограничении материальной поддержки нуждавшихся в ней представителей бывших «господствовавших» классов, вплоть до лишения права на пенсионное обеспечение чиновников дореволюционного государственного аппарата, земских начальников и вообще «социально чуждых элементов».
Закон о государственных пенсиях 1956 года просуществовал до 1990 года. Начавшийся процесс перестройки, переход к рыночным отношениям значительно снизил жизненный уровень самых незащищенных слоев населения – нетрудоспособных, престарелых, многодетных семей. Указанные причины послужили основанием для принятия нового закона о пенсиях.
 
3. Основные направления развития и становления пенсионного законодательства в  советский период на первом этапе реформирования пенсионного законодательства в современной России (1990 – 2001 годы)
Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Наиболее существенные изменения, закрепленные законом, состояли в следующем. Во-первых, была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Она охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию. Во-вторых, была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного Фонда РФ. В-третьих, Закон был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода. В этих целях в статье 16 Закона были закреплены механизмы: осовременивания заработка старых пенсионеров, дифференциации размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсии на 1% за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20%), исчисления пенсий из среднемесячного заработка за последние 24 месяца работы или за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.
     Многие институты пенсионного обеспечения были усовершенствованы. Так, в трудовой стаж стали включаться периоды которые раньше не учитывались (учебы в вузах и аспирантуре; уход за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым старше восьмидесяти лет; проживания жен военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности и другие периоды). Так, например, периоды проживания в местностях, в которых не было возможности трудоустройства, для зачета их в стаж подтверждаются справками, выдаваемыми соответствующими министерствами и ведомствами, где имела место военная служба по контракту. Периоды, о которых идет речь, учитывались как при определении права на пенсию, так и при установлении ее размера, когда он зависел от длительности трудового стажа. С учетом периодов проживания супругов военнослужащих в отдаленных местностях, где они не могли устроиться на работу, назначался любой вид пенсии, право на который зависело от продолжительности общего трудового стажа (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Пенсия могла быть назначена и в том случае, если весь трудовой стаж данного лица состоял только из этих периодов и у него не было работы или иной общественно полезной деятельности, подлежащей зачету в общий трудовой стаж. Но тут возникал вопрос о возможности зачета в общий трудовой стаж данного периода после достижения супругами пенсионного возраста. Этот вопрос решался отрицательно по следующим мотивам. Определяющим для зачета в трудовой стаж указанных периодов являлось не только отсутствие соответствующего рабочего места, но и возможность трудоустройства, то есть совокупность обстоятельств, дающих основание отнести лицо к безработному. Лица, нетрудоспособные в силу пенсионного возраста, не признаются безработными. Поэтому супруги военнослужащих, достигшие 55 или 60 лет, не рассматривались как нуждающиеся в трудоустройстве на работу по специальности и в их трудовой стаж, указанный период  мог быть включен только до достижения ими пенсионного возраста.
Закон «О государственных пенсиях в РФ» также вводит и льготное исчисление отдельных периодов, засчитываемых в трудовой стаж. Статья 94 вышеназванного закона закрепила следующие периоды работы, которые исчислялись в льготном порядке:
-              полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности – за год работы;
-              в лепрозориях и противочумных учреждениях – в двойном размере;
-              в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы – в тройном размере;
-              в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 24 января 1944 года) – в тройном размере;
-              во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, - в двойном размере;
-              в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере;
-              военная служба по призыву – в двойном размере.
Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке засчитывалось в общий трудовой стаж в тройном размере. Данный вид исчисления, естественно, позволил определенной категории граждан увеличить продолжительность своего трудового стажа, что в определенной мере влияло на размер пенсии.
Одной из особенностей исчисления размера пенсии по нормам вышеназванного закона является ограничение на уровне трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах – трех с половиной размеров. Помимо стажа и заработка на размер пенсии влияли надбавки и повышения, установление которых было предусмотрено нормами Закона 1990 года. Например к пенсии могли устанавливаться следующие надбавки:
а) на уход за пенсионером, если он являлся инвалидом 1 группы либо нуждался в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достиг возраста 80 лет;
б) на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивалась неработающим пенсионерам;
в) участникам Великой отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности.
Повышения пенсии устанавливались в соответствии со ст.110 Закона, их размер исчислялся в процентном отношении от минимального размера пенсии по старости и дифференцировался от 50% до 100%. Повышения устанавливались определенной категории граждан, например, участникам Великой Отечественной войны, гражданам – бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, гражданам, проработавшим не менее 6 месяцев в годы великой Отечественной войны, чемпионам Олимпийских игр и другим категориям граждан.
Как уже говорилось выше, Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года впервые ввел понятие социальных пенсий. В нем было закреплено, что социальная пенсия устанавливается: инвалидам 1 и 2 групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам 3 группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Размер пенсии был дифференцирован и устанавливался в следующих суммах:
1)              инвалидам с детства 1 и 2 групп, инвалидам 1 группы, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей, и умершей одинокой матери – в размере минимальной пенсии по старости;
2)              инвалидам 2 группы, детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;
3)              инвалидам 3 группы – в размере 1/2 минимальной пенсии по старости.
Таким образом, с принятием Закона «О государственных пенсиях в Российской федерации» в 1990 году, был сделан первый шаг на пути реформирования пенсионной системы нашего государства. Проводя анализ и сравнивая законодательство о пенсиях, действующее до вступления в силу данного Закона, можно сделать вывод, что на данном этапе принятие Закона «О государственных пенсиях в РФ» позволило сделать значительный шаг вперед, хотя, и в нем имелись свои минусы, к которым мы еще вернемся в процессе дальнейшего анализа развития права пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
 
4. Развитие законодательства в связи с принятием Конституции  РФ 1993 года
Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила в п.1 статьи  39, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
      Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации до принятия Конституции 1993 г. составляли: Закон от 20 ноября 1990 года №340-I «О государственных пенсиях в РФ» с последующими изменениями и дополнениями; Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года, в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года; Закон РФ от 21 мая 1993 года «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву»; Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.