На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение
1. Проблемы  и современное состояние научной  деятельности в России
2. Развитие  изобретательства в России
2.1 Тенденции  развития изобретательства в  России в сравнении с западом
3. Оценка  технической деятельности и изобретательства  в РФ
Заключение
Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  работы заключается в том, что  сегодня основные эволюционные процессы обусловлены главным образом  развитием высоких технологий. Собственно, каждая историческая эпоха связана  с технологическим обновлением: B XIX в. были созданы паровые машины, давшие начало индустриальному производству, XX в. привнес электричество и характеризовался электрификацией всех производств. XXI в. также будет характеризоваться качественно новым скачком в области наукоемких технологий.
     Большинство стран мира, прежде всего Запада, прилагают максимум усилий к укреплению научно-технического потенциала, расширению инвестиций в наукоемкие технологии, участию в международном технологическом  обмене, ускорению темпов научно-технического развития.
     Целью работы было изучение развития изобретательства в России.
     Кроме того, были сделаны попытки оценить  перспективы развития рынка высокотехнологичной  продукции России.
     Необходимо  сказать, что инновационные технологии существуют и внедряются во все отрасли  народного хозяйства, но при анализе  рынка мы изучали только те направления, которые будут приоритетными  в новом веке и, возможно, станут ядром нового технологического уклада.
     В работе были поставлены следующие задачи:
     - проведение историко-географического  анализа развития науки и инноваций;
     - раскрыть проблемы и современное  состояние научной деятельности  в России;
     - показать тенденции развития  изобретательства в России;
     - оценить техническую деятельность  и изобретательство в РФ. 

 

      1. Проблемы и современное  состояние научной  деятельности в  России 

     Вторая  половина 90-х годов стала для  российской науки периодом преодоления  жестокого кризиса, в который  научно-техническая сфера погружена  с 1991 года. Многократное сокращение бюджетных  ассигнований на первоначальном этапе  экономических преобразований привело  к исключению науки из числа стратегических государственных приоритетов. Централизованная система управления научно-технологическим  развитием была разрушена, а надежды  на автоматическое действие рыночных механизмов не оправдались. Отечественная  наука была поставлена на грань выживания.
     В этот период были сформированы основы государственной научно-технической  политики, адекватной новой системе  социально-экономических отношений  в России, процессам становления  открытого постиндустриального  общества. Уже первые шаги по ее реализации свидетельствуют о создании организационно-экономических  предпосылок, позволяющих перейти  от практики вынужденных решений  по спасению науки к программам ее устойчивой деятельности. Сегодня необходима полновесная стратегия развития страны, в которой научно-технологический  комплекс призван играть ключевую роль. Объективная потребность в такой  стратегии более чем очевидна. Тем более, что сегодня появились и реальные возможности для обновления страны и решения ее ключевых проблем.
     Начало  нового тысячелетия характеризуется  научными и технологическими достижениями, изменившими уклад мировой цивилизации  и образовавшими структуру современного общества. Эти достижения становятся определяющим фактором в обеспечении  устойчивого развития любой страны, повышении ее конкурентоспособности  в мире. Востребованность науки постоянно растет. Небывалыми темпами расширяются рынки наукоемкой продукции. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, продукции, в развитых странах приходится до 85% прироста валового внутреннего продукта.1
     Одновременно  передовые технологии становятся главной  ареной конкуренции, а научно-техническая  сфера - важнейшим фактором геополитики. Глобализация науки, технологий, промышленности создает новых лидеров не только среди фирм, но и среди стран. Поэтому  только страны с мобильным, динамично  развивающимся научно-технологическим  комплексом могут сохранить свои позиции в этой глобальной гонке.
     Отечественная наука за многолетнюю историю  внесла неоценимый вклад в развитие России. Достижениям ученых страна в значительной степени обязана  своим положением мировой державы. И сегодня вопрос о том, останется  ли Россия государством с мощной экономикой и промышленностью во многом и  даже, прежде всего, зависит от того, сохранит ли она сильную и достойную  науку, а отечественные ученые свои позиции в мировом научном  сообществе.
     Одним из важнейших показателей состояния  и развития научной деятельности является численность исследователей, техников и вспомогательного персонала, занятых в инновационной сфере. После распада СССР произошел  значительный спад численности ученых, занятых в НИОКР.
     Численность ученых за период 1992-1999 гг. сократилась  с 1533 тыс. до 873 тыс. человек, а в расчете  на 10000 занятых в экономике с 213 до 137 человек.2
     Характерной чертой развития науки является то, что 62% притока научных кадров составляет вспомогательный персонал, а на долю исследователей приходится всего 30% ученых. Наука в России не является привилегированным  занятием, это подтверждается тем, что  только 11,2% выпускников высших учебных заведений остаются в науке. Численность исследователей в НИОКР сокращается, т.к. в общей тенденции сокращения научного персонала, 37% составляют исследователи. Но все же, несмотря на отрицательные тенденции сокращения исследователей, на их долю приходится 48% занятых в НИОКР, на вспомогательный персонал - 27%, на техников - 8,3%.3
     В настоящее время в России основная масса исследований и разработок происходит в предпринимательском  секторе, который включает в себя все организации и предприятия, чья основная деятельность связана  с производством продукции или  услуг с целью продажи, в том  числе находящиеся в собственности  государства, а также частные  бесприбыльные предприятия, обслуживающие  вышеназванные организации. На его  долю приходится 65,5% всех проводимых исследований.
     И все же сложная ситуация наблюдается  в России. Во всех секторах экономики  наблюдается отрицательное сальдо в численности занятых в НИОКР. Только в секторе высшего образования  сохраняется постоянное число ученых, но на него приходится всего 4,7% научных  кадров.
     76% научных персонала занято в  государственных организациях (663 тыс.  человек). На частные организации  приходится всего 5%, а на иностранные  всего 1% ученых.
     В России насчитывается 420 тыс. исследователей - работники, занимающиеся исследовательской  работой и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Все  исследователи имеют высшее образование. Из 73 тыс. техников 21,1% имеют высшее образование; 59,7% - среднее специальное  образование и 19,2% - прочее образование. Среди вспомогательного персонала  доля прочего образования возрастает до 51,2% за счет среднего специального образования.4
     Численность кандидатов наук в проведении НИОКР  постоянно сокращается со 118 тыс. в 1991 г. до 85 тыс. человек в 1999 г. В  свою очередь незначительно возросло число докторов наук в исследованиях  с 16 тыс. до 21 тыс. человек. Несмотря на значительное уменьшение численности  кандидатов наук и незначительный рост докторов наук, их удельный вес в  общей численности исследователей постоянно увеличивался.
     Хотя 62% всех исследователей сосредоточены в предпринимательском секторе и только 31,2% в государственном, 69% докторов наук и 52,3% кандидатов наук заняты именно в государственном секторе.
     Большинство исследователей работают в области  технических (63,8%), а затем в естественных наук (23,9%). И все же 47,3% докторов наук занимаются естественными, 19,7% техническими и 14,8% медицинскими науками.
     Проблема  финансового обеспечения - одна из самых  сложных в отечественной науке. Объемы финансовых ресурсов в реальном исчислении, направляемых в эту сферу  из всех источников, после резкого  падения в начале 90-гг. относительно стабилизировались. Научный комплекс начал адаптироваться к условиям рыночной экономики. Однако процесс адаптации проходит болезненно. Масштабы финансовых ресурсов, поступающих в науку, остаются недостаточными и не могут удовлетворить ее потребности. Россия, направляющая в научно-техническую сферу менее 1% ВВП, все больше отстает от группы промышленно развитых и некоторых развивающихся стран. Недостаток капитала выступает сегодня в России в качестве одного из основных ограничителей научно-технического развития. Ситуация на рынке капитала и инвестиций является крайне неблагоприятной для развития инноваций. Дефицит денежных средств сказывается на финансировании всех стадий инновационного процесса от фундаментальных исследований до опытно-конструкторских разработок.
     В основном научные исследования и  разработки финансируются за счет государственного бюджета. В последние годы наблюдается  тенденция к снижению доли бюджетных  фондов в структуре затрат на НИОКР. Это происходит из-за увеличения затрат на исследования и разработки внебюджетными  фондами и за счет средств иностранных  источников, которые за данный период увеличились с 7,4% до 16,9% в общей  структуре внутренних затрат на НИОКР.5
     Распределение финансирования по секторам деятельности прямо пропорционально размещению научно-технического персонала. На предпринимательский  сектор приходится 69,9% затрат и 65,6% научных  кадров. В абсолютных показателях  финансирование составляет 33,5 млрд. руб. Хотя всего на внутренние затраты  на разработки и исследования приходится 48 млрд. руб., капитальные затраты  составляют всего 3,4% или 1,63 млрд. рублей, а из этих денег только 45,3% идет на покупку современного оборудования. Во внутренних текущих затратах основную долю составляет оплата труда (36%).
     По  секторам деятельности существует четкая дифференциация в структуре затрат на различные стадии НИОКР. Так в  государственном секторе основную долю составляют разработки и фундаментальные  исследования (43,8 и 39,8% соответственно), в предпринимательском секторе 80,4% приходится на разработки конечного  продукта, в секторе высшего образования  фундаментальные и прикладные исследования составляют по 37,5%, частный бесприбыльный  сектор характеризуется высокой  долей прикладных исследований - 67,3%.6
     По  структуре внутренних текущих затрат на исследования и разработки 76,4% составляют технические науки (35,5 млрд. руб.). После  них следуют естественные науки (16,6%), медицинские науки (2,2%), сельскохозяйственные науки (2,0%), общественные (1,7%) и гуманитарные науки (1,0%).
     Несмотря  на абсолютное лидерство технических  наук, в различных секторах деятельности существуют свои приоритеты. 54% затрат на исследования в естественных науках приходится на государственный сектор, 81% разработок в технических науках финансируется за счет предпринимательского сектора.
     В естественных науках 52,1% затрат идет на финансирование фундаментальных исследований, в технических же науках 83,3% финансовых средств направлены на разработки, в сельскохозяйственных науках происходит равномерное распределение финансирования по 33%. Гуманитарные науки выделяются высокой долей фундаментальных  исследований - 78,8% и только 4,1% на разработки.7
     Устойчивой  гарантией динамичного развития научно-технической сферы в условиях рынка является только активное освоение разрабатываемых инновационных  технологий в промышленности и других отраслях экономики. Отсутствие платежеспособного  спроса губит науку.
     Сегодня внедрение технологических инноваций  осуществляют 5-6% предприятий, которые  тратят на эти цели менее 1% объема продукции (в Германии - 4%, Швеции - 7%). В расчете  на рубль затрат инновационные предприятия  обеспечивают объемы выпуска продукции  в 7,4 раза большие, чем при ее производстве по традиционным технологиям. [30]
     Проблемы  освоения инновационных технологий в промышленности являются ключевыми  для большинства стран. Разработка этих технологий, производство высокотехнологичных  товаров и выход на мировые  рынки рассматривается как стратегическая модель экономического роста.
     К сожалению, инновационная активность отечественных предприятий остается низкой. Ухудшились условия освоения инноваций. Инвестиции в основной капитал в целом в постоянных ценах составляют примерно пятую часть уровня 1990 г. Незначительные масштабы инноваций характерны для всех отраслей промышленности и предприятий независимо от численности и формы собственности. Основная часть инновационно-активных предприятий сосредоточена в машиностроении, металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
     Доля  принципиально новых разработок в затратах на технологические инновации  составляет 18% (в странах ОЭСР - не менее одной трети). Затраты на обучение и подготовку персонала, приобретение патентов и лицензий, проведение маркетинговых  исследований - минимальны. Хотя в России имеется значительный задел готовых  научно-технологических результатов, даже активные предприятия редко  приобретают права на патенты, лицензии и т.д. Основным источником финансирования затрат на инновации являются собственные  средства предприятий. Доля средств  из консолидированных бюджетов - федерального, регионального и местных - составляет 5% инновационных затрат, а иностранных  инвестиций - около 8%. Отечественные  разработки составляют основную часть  закупленных научных результатов. Зарубежный опыт пока не оказывает  существенного влияния на технологические  инновации.8
     Инновационная активность предприятий определяется экономической конъюнктурой, инвестиционным климатом, состоянием производственного  аппарата.
     Инновационная пассивность тормозит рост конкурентоспособности  продукции. Из-за этого структура  и динамика экспорта по товарным группам  нестабильна, что свидетельствует  об уязвимости позиций России на мировом  рынке. Рыночная стратегия предприятий  напрямую связана с инновациями. Чем жестче конкуренция, тем чаще промышленные предприятия обращаются к науке. Освоение технологических  инноваций позволяет выйти на внешний рынок и через обратную связь - расширение экспорта - укрепить финансовую базу предприятий, возможности обновления производства.
     Только 6% предприятий машиностроения оценили  конкурентоспособность своей продукции  на мировом рынке как высокую  и 17% считают ее высокой на рынках стран СНГ.9
     За  последнее десятилетие происходит увеличение заработной платы в отрасли  «наука и научное обслуживание».
     Слабое  развитие научной деятельности в  России обусловлено не только недостаточным  финансированием, но и отношением общества к науке. Об этом свидетельствуют  опросы населения. 19% считают, что Россия никогда не сможет достичь технологического уровня развитых государств, 38% затруднились ответить. А в рейтинге наиболее уважаемых профессий, из 12 наука  стоит на 10-м месте (уважаемой  профессией считают только 5% опрошенных).10
     Что касается отечественных достижений в мировой науке, то Россия занимает весьма скромное место среди других стран. Так в 2008 г. внутренние затраты  на исследования и разработки в РФ составили 9,6 млрд. долл. В США этот показатель в 25 раз больше и равен 247 млрд. долл. В данной ситуации Россию можно сравнить с такими странами как Канада, Италия, Нидерланды. Конечно, по абсолютным показателям финансирования, Россия стоит на 9-м месте после  США, Японии, Германии, Великобритании и др., но, рассматривая отчисления на науку в процентах к валовому внутреннему продукту, Российская Федерация  из первой десятки смещается в  третью и занимает 21-е место.
     Даже  в Новой Зеландии (1,13%), Чешской  Республике (1,26%), Ирландии (1,41%) и Исландии (1,82%) этот показатель выше, чем в  России, который равен 1,06%. Самая  высокая доля затрат на научные исследования в процентах от ВВП в Швеции - 3,7% за ней следует Финляндия - 3,11% и только потом идет Япония - 3,06%; а также США - 2,84%.11
     Отчисления  на науку в расчете на душу населения  опускают РФ до таких стран как  Венгрия - 70 долл., Греция - 67, Польша - 56. При затратах на науку в расчете  из 66 долл. на душу населения лишнее говорить об экономическом процветании  России. В США этот показатель равен 842 долл., Швеции - 774, Японии - 731.
     В целом процессы, происходящие в российской науке, следует расценивать как  стабилизирующиеся в будущем. Несмотря на некоторые успехи по стабилизации ситуации положение остается неустойчивым. 

 

      2. Развитие изобретательства в России 

     Изобретательство - творческий процесс создания изобретения, форма непосредственного участия  отдельных лиц (изобретателей - индивидуумов, имеющих ярко выраженные склонности к И.) в развитии технического прогресса  человеческого общества, в совершенствовании  производства. И., как и всякий вид  творчества, является процессом стихийным  по своей природе. Однако в советское  время на государственном уровне была сделана попытка придать  И. в СССР массовый и организованный характер. Для этой цели правительством был принят целый ряд административно-командных  мер, начиная от создания в каждом областном центре станций юных техников до обязательного создания на каждом предприятии бюро по изобретательству и рационализации (БРИЗов) и патентных служб. При этом если в задачи станций юных техников входило привитие технических знаний детям, то в задачи БРИЗов входила доработка технических идей рабочих до технических решений с изобретательским или рационализаторским уровнем, а в задачи патентных служб - предотвращение преждевременной публикации охраноспособных технических решений и своевременное патентование изобретений, отслеживание патентной чистоты выпускаемой продукции и др. Соответственно была также введена обязательная гос. статистическая отчётность всех предприятий и организаций по И., обязательное планирование внедрения изобретений и т. д. В 1958 по решению правительства и президиума ВЦСПС в СССР было создано Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Работа ВОИР (по аналогии с работой КПСС) строилась по территориально-производственному принципу: в каждой области (крае, районе) было организовано отделение общества, а на каждом предприятии - ячейка. Курское областное отделение ВОИР многие годы возглавлял инженер Иван Ильич Савельев (1931 - 2002), энтузиаст И., много сделавший для становления изобретателей и И. в Курской области. Под эгидой ВОИР в области был организован и много лет успешно функционировал общественный институт патентоведения, призванный восполнить пробелы в области патентных знаний среди инженерно-технических работников промышленных предприятий Курска и области. Все эти мероприятия правительства действительно привели к резкому повышению количества создаваемых изобретений. Но рост массового изобретательства происходил зачастую и за счёт мелких изобретений сомнительной ценности. Отрицательные тенденции в развитии изобретательства в СССР обрели зримые черты, особенно в последние годы советской власти. Понизился изобретательский уровень многих технических решений, пришёл в упадок процесс внедрения изобретений и понизилась эффективность внедрения, т. к. во главе угла, в основном, стояла государственная статистическая отчётность по изобретательству (вместо решения первоочередных потребностей производства) и формализованное до абсурда социалистическое соревнование (вместо здоровой конкуренции между промышленными предприятиями).12
     Внедрение рыночных отношений в экономику  России в начале 1990-х существенно изменили экономические условия работы промышленных предприятий. Исчезновение государственной системы планирования заказов, разрыв снабженческих и сбытовых связей, появление свободной конкуренции с импортными товарами вызвали резкий спад производства социалистического сектора промышленности, за которым последовал и полный развал социалистической системы изобретательства. Лишь после 1995, когда начали появляться первые промышленные предприятия частного сектора экономики, появились и социальные заказы на создание новой, конкурентоспособной продукции и на оформление монопольных прав на промышленную собственность патентами на изобретения. 

 

      2.1 Тенденции развития  изобретательства  в России в сравнении  с западом
     изобретательство  технический творческий общество
     17 июня 1812 г. в России был издан  первый законодательный акт по  правовой охране изобретений:  несмотря на непростое для  России военно-политическое и  экономическое положение, Императором  Александром I был подписан Манифест  «О привилегиях на разные изобретения  и открытия в художествах и  ремеслах». За прошедшие почти  два столетия в России в  общей сложности принято около  двух десятков законодательных  актов по правовой охране изобретений,  которые, несомненно, оказали значительное  влияние на развитие отечественного  изобретательства и научно-технического  потенциала в целом. Последний из них, Патентный закон Российской Федерации, несмотря на его несовершенство и несоответствие реальной экономико-правовой ситуации в стране, фактическое невыполнение ряда его основополагающих норм, формально действует без каких-либо изменений с октября 1992 г. И это объективный показатель отношения государства не только к данной проблеме, но и к оценке роли научно-технического прогресса в обеспечении подъема отечественной экономики.13
     В истории изобретательства в России можно выделить несколько условных этапов: подготовительный - в течение  практически всего XIX столетия (параллельно  с формированием основ капиталистических  общественно-экономических отношений), стартовый - с конца XIX столетия до середины XX (с момента принятия Положения  о привилегиях на изобретения  и усовершенствования 1896 г. и начала так называемой научно-технической  революции), экстенсивный - с середины 50-х до середины 80-х годов XX столетия (именно в этот период Россия вышла в мировые лидеры по количеству создаваемых и регистрируемых на государственном уровне изобретений) и, наконец, стагнации - с середины 80-х годов по настоящее время.14
     Динамику  подъема и падения российского  изобретательства достаточно объективно характеризуют следующие данные.
     В середине 70-х годов доля России в  общем объеме поданных в мире национальных заявок на изобретения составляла 25,8% (для сравнения - СИТА - 14,6%, Японии - 30,6%), а в общем объеме выданных на имя  национальных заявителей охранных документов - 22,8% (США -15,1%, Японии - 19,3%); к началу 90-х годов - соответственно 16,2% (США - 12,8%, Японии -46,8%) и 33,4% (США - 19%, Японии - 22,2%), а уже к концу 90-х годов - соответственно 2,6% (США - 15,2%, Японии - 44,6%) и 2,9% (США -23,4%, Японии - 24,1%).15
     При несущественном росте количества подаваемых в России заявок количество выдаваемых патентов на изобретения имеет четко  выраженную тенденцию к сокращению. Причем это происходит на фоне бурного  роста соответствующих показателей  в ведущих зарубежных странах. Следует  заметить, что по количеству выдаваемых патентов Россия скатилась во второй десяток стран мира, а по количеству заявок - в третий. В сравнении  же с такими странами, как США  и Япония, Россия в настоящее время  отстала почти на порядок.
     Статистические  данные по динамике правовой охраны промышленных образцов и полезных моделей не вносят существенных изменений в результаты оценки изобретательской активности в  Российской Федерации. Динамика подачи заявок и выдачи патентов на промышленные образцы, характеризующая соответствующие  процессы в области создания и  выпуска новых изделий, показывает, что Россия, несмотря на относительный  рост этих показателей, значительно уступает ведущим странам мира и находится в конце второго десятка стран - участниц ВОИС (стабильно делит 19-20 места).
     Определенной  отдушиной для отечественных  заявителей при создании и регистрации  тми научно-технических достижений (НТД), относящихся к категории  объектов промышленной собственности, является институт регистрации полезных моделей. Оперативно (в течение 3-5 месяцев) и за сравнительно небольшие деньги (в настоящее время 500 руб.) любое  лицо может получить охранный документ, удостоверяющий его исключительные права на разработку, относящуюся, правда, лишь к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Регистрация полезной модели осуществляется в явочном порядке, т.е. без экспертизы по существу (на страх и риск заявителя), а охранный документ с учетом возможности продления его действия позволяет обеспечивать правовую охрану данного объекта промышленной собственности в течение 8 лет с даты подачи заявки на его регистрацию. Зачастую этого срока вполне достаточно для того, чтобы извлечь необходимую выгоду от обладания исключительными правами на данный объект промышленной собственности. Поэтому неудивительно, что из года в год количество подаваемых заявок на регистрацию полезных моделей возрастает.16
     В России правовая охрана полезных моделей  введена с октября 1992 г. В других же странах-участницах ВОИС отношение  к данному институту правовой охраны объектов промышленной собственности  неоднозначно. Полезные модели охраняются лишь в 31 стране из почти 150 стран-участниц ВОИС. Причем в большей части - это  развивающиеся страны. Исключение составляют, пожалуй, лишь Германия и Япония.
     Вместе  с тем в этих странах в последние  годы наблюдается определенное снижение количества подаваемых заявок на полезные модели. Все эти обстоятельства следует учитывать при выработке государственного подхода к оценке целесообразности института правовой охраны полезных моделей в Российской Федерации. И, тем не менее, видимо, на данном этапе экономического развития России этот институт правовой охраны все-таки целесообразен. По крайней мере, он позволяет худо-бедно поддерживать тонус творческой активности рядовых изобретателей, поскольку зачастую получение полновесного патента на изобретение им не по карману.
     Немногим  лучше обстоят дела и в области  правовой охраны товарных знаков. Относительный  рост регистрации товарных знаков в  России связан с принятием, прежде всего, административных мер органами, осуществляющими  регистрацию юридических лиц (в  виде требований обязательной государственной  регистрации обозначений, используемых в фирменных наименованиях и  на печатях). По крайней мере, не с  факторами, характеризующими состояние  экономики. В значительной мере рост показателей регистрации товарных знаков связан и с деятельностью  расплодившихся «пиратских» фирм, регистрирующих чужие обозначения на свое имя  либо осуществляющих превентивную регистрацию  новых обозначений с целью  последующей их коммерциализации, т.е. возмездной уступки прав на них, в  т.ч. и на основе лицензионных соглашений.
     К сожалению, пиратские действия на рынке  товарных знаков в России в значительной мере провоцируются действиями органа, уполномоченного осуществлять регистрационные  процедуры в этой области, - Российского  агентства по патентам и товарным знакам (далее - Роспатент). К числу  основных таких действий следует  отнести:
     - введение нелегитимной «ускоренной»  процедуры экспертизы и регистрации  заявленных обозначений за дополнительную  плату (тарифы), кстати, превышающую  не менее чем в 10 раз официальные  пошлины, установленные Постановлением  Правительства РФ от 12.08.96 г. №  947. Введение Роспатентом «ускоренной»  процедуры ставит в заведомо  неравные условия разные категории  заявителей: в худшем положении,  как правило, оказываются представители малого бизнеса, зачастую не имеющие необходимых финансовых ресурсов для осуществления «ускоренной» правовой охраны своих товарных знаков. Одновременно эта процедура, как показывает практика, открывает неограниченные возможности для действительно ускоренной пиратской регистрации товарных знаков с использованием административного ресурса Роспатента;
     - размещение рекламы юридических  и физических лиц, специализирующихся  в области оформления прав  на объекты интеллектуальной  собственности (в том числе  - на товарные знаки), в помещениях  Роспатента и на находящихся  в его ведении прилегающих  к нему территориях. В сущности, в данном случае орган государственной  исполнительной власти выступает  в роли рекламораспространителя, т.е. коммерческой организации, извлекающей экономическую выгоду от размещения зачастую недобросовестной и ложной рекламы. Правда, формально делает это через подчиненную ему структуру -Федеральный институт промышленной собственности. Ни одно зарубежное патентное ведомство не позволяет себе подобной деятельности, поскольку там отдают себе отчет в том, что патентное ведомство - не коммерческое предприятие. Слишком ответственна и щепетильна его миссия - миссия арбитра в делах, связанных с государственной регистрацией прав на результаты интеллектуальной деятельности;
     - неконтролируемая со стороны  Роспатента «миграция» его экспертов  и других специалистов в коммерческие  структуры, специализирующиеся на  оформлении прав на объекты  промышленной (интеллектуальной) собственности,  в том числе и в «пиратские»  коммерческие структуры. Именно  эти специалисты, используя свои  неформальные связи в структурных  подразделениях и в руководстве  Роспатента, активно лоббируют интересы  «пиратских» фирм. Именно эти  сотрудники обеспечивают «ускоренную» процедуру экспертизы и регистрации товарных знаков в подразделениях Роспатента.17
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.