На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Реферат по дисциплине:
«Проблемы теории государства и права»
На тему:
Понятие формы государства  и характеристика ее структурных элементов
  

                                                                    
 
 
 

Санкт-Петербург
2011 
Содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ
      Форма государства представляет  собой устройство  государства   в  самом широком смысле этого слова.
      Проблема формы государства приобретает  не только теоретическое,  но  и первостепенное практическо-политическое значение. От того, как  организована и как реализуется государственная власть, зависят    эффективность государственного   руководства,   действенность   управления,   престиж    и стабильность правительства, состояние законности и  правопорядка  в  стране.
       Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный  политический аспект.    
       Формы государства подвергались глубокому изучению  уже в древности. Философы  рабовладельческих  государств  Греции,  Рима   и   стран   Востока неизменно   занимались   объяснением   и   соответствующей    классификацией государственных форм, ибо относили этот вопрос к числу самых важных  проблем науки.
      В период средневековья в учениях  о формах государства  так   или  иначе обосновывался источник политической власти.
      Далее мыслители (Монтескье, Руссо  и др.) в своих политических  учениях стремились обосновать формы государства,  исходя  не  из  воли  Бога,  а  из принципов деятельности человеческого разума.
      Марксистко-ленинская  теория  государства  и  права   классифицировала государства прежде всего по их историческим  типам,  показывая  разнообразие форм  в  рамках   каждой   общественно-экономической   формации   классового общества.
      Форма государства,  то  есть  устройство  государственной  власти,  ее организация, в  содержательном  отношении  синтезируется  из  трех  основных элементов,   а   именно:   формы   (государственного)    правления,    формы (государственного)  устройства,   формы   (государственного)   политического режима.
      Ведущим элементом в форме  государства, трактуемом  в   широком  смысле, является форма правления.
      Представленная работа посвящена   исследованию  теоретических   вопросов понятия формы государства и ее элементов, рассмотрению причин  возникновения той или иной формы правления.
1. Понятие формы государства и ее элементы
Понятие формы государства    
 От  того, какие задачи решает государство,  его аппарат управления, зависит  положение людей. Сущность государства  проявляется в его форме, типе.     
 Понятие  формы государства включает одновременно  понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских  концепциях.    
Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.    
Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.    
 Кант  рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно главным образом относится к его форме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм — тяжелый социальный недуг нашего времени.
       По вопросу о понятии формы  государства в  юридической   науке имелись различные взгляды.  Одни  авторы  под  формой  государства  понимают "организацию политической власти в государстве, взятую в  единстве  ее  трех основных элементов (или сторон) - формы  правления,  формы  государственного устройства  и  политического  режима"1.  При этом  под формой  правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующая  ее источниками,  взаимоотношениями  органов  государства  между   собой   и   с населением.
      Другие авторы различают форму  государства в узком  и   широком  смысле.
       При этом под  формой  государства  в  узком  смысле  принято  считать  форму правления,  а  в  широком  -   форму  правления  и  форму государственного устройства. Политический режим в таком случае  рассматривается  как  момент, характеризующий сущность государства2.    
 На  протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.    
 Древние  греки не случайно подчеркивали  значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную  роль. Сама идея государства неотделима  от его формы, на что указывает  этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антропологии (признание «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности — души). «Forma dat esse rei» — «форма дает бытие вещи» — считали римские юристы.    
 Римские  юристы полагали, что именно форма  дает бытие вещи.  Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна.  Так, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из ее формы.    
 Марксистская  философия выдвинула тезис о  диалектическом единстве формы  и содержания.  При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования.  В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.
Содержание формы государства    
 Форма  государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.  

    

 Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:   
а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);  
б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);  
в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти  (демократический и антидемократический.     
 Указанное  понимание формы государства  сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика.     
 В  последние десятилетия в мире  возникло множество форм экономического, политического, культурного и  иного объединения государств: содружество,  сообщество и др. К их числу  относится Европейский союз, который  ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входит 12 его участников - бывших союзных республик.
         

   "Форма государства зависит от  конкретно-исторических  условий его возникновения и развития.  Решающее  влияние на  нее оказывают сущность, исторический тип государства"3.
      Среди причин и условий, определяющих  форму государства, можно назвать:  сущность  государства  (его   цели  и  задачи);  характер   отношений   между классами;   внешнее   влияние;    состояние    урегулированности,    степень стабильности  существующих  внутри  страны  отношений;  культурные  традиции общества.
2. Форма государственного правления 

Понятие формы государственного правления    
Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.    
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.    
 В  свое время Аристотель разграничивал  формы правления в зависимости  от того, осуществляется ли верховная  власть единолично (монархия), ограниченным  числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).
Разновидности формы правления  
 Формы  правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику
       "Монархия и республика как основные формы правления доказали  исключительную живучесть, приспособляемость к  различным  условиям  и  эпохам  политической истории"4. 


Монархия      
Монархия это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть).     
Признаки монархии   
1. Монарх  олицетворяет собой государство,  выступая во внешней и внутренней  политике как глава государства.   
2. Монарх  осуществляет единоличное правление.   
3. Власть  монарха объявляется священной,  
4. Монарх  формально независим в своей  деятельности.  
5. Создан  особый порядок утверждения и  принятия власти монархом.  
6. Установлено  бессрочное пожизненное правление  монарха.  
 Эти  признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.   
Виды монархий     
 В  теории государства традиционно  выделяются абсолютная и ограниченная  монархии.    
 Виды  монархий могут быть рассмотрены  применительно к историческим  параметрам или с позиций принадлежности  власти.    
Древневосточная  - Вавилон, Индия, Древний Египет   
Римская централизованная - Рим в I-III вв. н.э.   
Средневековая раннефеодальная - Древнерусское государство, монархия Меровингов   
Сословно-представительная - Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании   
Абсолютная - Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия    
Современная конституционная - Великобритания, Дания, Япония    
 Традиционно  монархии рассматривают двух  видов: абсолютная иограниченная.    
Абсолютная монархия  - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV).  
Ограниченная  монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.    
Дуалистическая (двойственная)  монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.     
Признаки дуалистической монархии  
1. Наличие  двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.  
2. Правительство  при дуалистической монархии  подчинено монарху, который по  своему усмотрению назначает  и отстраняет от должности членов правительства.   
3. Монарх  обладает правом вето на принимаемые  парламентом законы.     
Парламентарная (конституционная) монархия   
 При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.    
 Как  разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан).
  Абсолютная Дуалистическая Парламентарная
Принадлежность  законодательной власти Монарху Власть разделена  между монархом и парламентом Парламенту
Осуществление исполнительной власти Монархом Формально –  монархом, фактически – правительством
Назначение  главы правительства Монархом Формально –  монархом, но с учетом итогов парламентских  выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента ------------- (парламент  отсутствует)
У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право vetoмонарха на решения парламента ------------ Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только  в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные страны Средний Восток: Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Германия (1871-1918), Кувейт, Ирак
Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия
         
 
Республика     
Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».     
Признаки республики    
1. Наличие  высших выборных органов власти.   
2. Возможность  участия граждан в управлении  делами государства  
3. Разделение  властей.  
4. Определенная  процедура принятия высшими органами  власти своих решений.  
5. Высокий  авторитет судебной власти.     
Виды республик     
 Республики, как правило, бывают парламентскими  или президентскими.   
 Республиканская  форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды:   
Афинская демократическая - Афины V-IV вв. до н.э.    
Римская аристократия - Рим V-II вв. до н.э.   
Спартанская аристократическая - Спарта V-IV вв. до н.э.   
Средневековая -  Города – Республики: Венеция, Новгород, Союз немецких торговых городов Ганза     
Парламентская республика     
В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.    
Признаки парламентской республики   
1. Верховенство  власти парламента.  
2. Правительство  формируется Ставленником партии, победившей на парламентских  выборах.  
3. Члены  правительства ответственны перед  парламентом за свою деятельность.   
4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.   
5. Парламент  может вынести вотум недоверия  правительству в целом или  одному из его членов, после  чего правительство обязано уйти  в отставку.    
 В  настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д.
        Неотъемленным    элементом парламентарной республики является  развитая  многопартийная  система.  "При неразвитости партийной системы  даже  экстремисткие  (малочисленные)  партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это  может  стать не  менее  пагубным,  чем  тупик  во   взаимоотношениях   исполнительной   и законодательной властей".5     

Президентская республика    
Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
             В президентской  (лат.  presidens  -  букв.  Сидящий впереди) республике  населением избирается не только  высший  законодательный орган государственной власти, но и глава государства  -  президент,  который одновременно является и главой  исполнительной  власти.  Президент  в  таких республиках  обладает  большей  самостоятельностью  в  своих   действиях   и независимостью в парламентарных республиках. Однако, в государствах с  таким устройством   объективно   существует   большая   вероятность   установления авторитарного правления (диктатуры),  означающего  роспуск  или  ограничение полномочий коллегиальных представительных  органов  государственной  власти, приостановление деятельности политических партий,  ограничение  политических и личных прав и свобод граждан".6    
Признаки президентской республики:  
1. Президент  назначает правительство, которое  несет перед ним политическую ответственность.   
2. Президент  назначает, перемещает и отстраняет  от должности членов правительства.   
3. Президент  избирается не парламентом, а  в результате референдума или  коллегиями выборщиков.  
4. Президент  имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.  
5. Президент  является главнокомандующим вооруженными  силами страны.    
 Классическим  примером президентской республики  являются Соединенные Штаты Америки.     
 В  некоторых государствах существует  республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики.      
Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.    
 Впервые  такая форма республики была  введена во Франции в 1958г.  По инициативе Шарля Де Голля,  который стремился к сильной  президентской власти, но должен  был учитывать традиции парламентаризма  в стране.    
 Особенности  этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти.  Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом.    
 В  смешанной республике президент  может назначить премьер-министра  и министров, независимо от  партийного состава и сил.  Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.    
 В  современном мире существуют  и нетипичные виды республик.  Например, теократическая республика (Иран, Афганистан).  Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет (Заир, Малави). 

Соотношение типа государства и формы правления    
 Государство  каждого типа может принимать  различные формы.  Например, для рабовладельческого типа государства были характерны как деспотическая монархия, так и полисные республики; для буржуазного типа – все виды республик и ограниченные монархии.     
 Следует  отметить, что некоторые формы  правления присущи только конкретному историческому типу государства: сословно-представительная монархия – только феодальному, а парламентская монархия – буржуазному.  Также важно и то, что некоторые типы государств не могут воплощаться в определенные формы.  Так, рабовладельческое государство не может существовать в форме ограниченной монархии с общенациональным парламентом, а социалистическое – в форме монархии.    
 Таким  образом, четкого соотношения  между формой правления и типом  государства не существует, но  нельзя опровергнуть наличие фактов, которые предопределяют конкретную форму государства.  Среди всех фактов наиболее четко выделяют:  
 а)  уровень социально-экономического  развития.  Например, складывание абсолютной монархии в эпоху феодализма объясняется развитием в его недрах капиталистических отношений.  В условиях примерного равновесия сил между дворянством и буржуазией монархия получает возможность проводить самостоятельную политическую линию, лавируя между классами;   
 б)  соотношение классовых сил.  В тех странах, где буржуазные революции одержали решительные победы, устанавливалась республика (Франция, США), а там, где борьба буржуазии с феодалами завершилась компромиссом, сохранялась монархическая форма правления (Англия, Япония, Голландия);  
 в)  национальные и культурные традиции, степень религиозности общества (Англия, мусульманские страны);  
 г)  внешние факторы -  влияние бывшей метрополии на свои колонии и др. (государства Британского Содружества).  
 
 
 
 

3. Форма  государственного  устройства
Содержание формы  государственного  устройства     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.