На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Анализ систем учета и планирования деятельности предприятия. Контроль внутренней и внешней системы учета. Систематический учет всех (количественных) движений товаров и связанных с ними денежных изменений, использование производственных факторов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 03.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Курсовая работа
на тему:
"Диагностика систем учета и планирования деятельности предприятия"
1. Этапы проведения

Системы учета и планирования деятельности предприятия являются важнейшими сферами деятельности контроллера, поэтому на первом этапе необходимо осуществить диагностику обеих систем. Мы исходим из того, что на каждом предприятии имеются базовые элементы контроллинга, поскольку есть система учета (по крайней мере, внешняя) и каждое предприятие использует данные из своей системы учета для более или менее стандартного документированного планирования. Следовательно, на каждом предприятии в какой-либо форме также выполняются задачи по координации снабжения информацией (частью его является система учета) и планирования.
Для анализа систем учета и планирования деятельности предприятия используйте опросные листы.
Опросный лист «Диагноз системы учета»
* Расчет затрат по видам:
различаются ли постоянные и переменные затраты?
достаточно ли дифференцированны виды затрат?
Расчет затрат по центрам финансовой ответственности: структурированы ли центры затрат по четко разделяемым сферам ответственности?
Расчет затрат по носителям:
используются ли единые и целесообразные методы калькулирования?
документированы ли методы?
насколько регулярно осуществляется калькуляция фактических издержек?
осуществляется ли расчет прибыли в краткосрочном периоде?
* Насколько дифференцирован расчет выручки?
Имеется ли целесообразное планирование затрат?
Можно ли рассчитать суммы покрытия по принятым решениям?
Расчет инвестиций:
используются ли целесообразные единые методы инвестиционных расчетов?
документированы ли эти методы в форме руководства к действию?
Функционирует ли согласование расчета затрат/выручки и финансового расчета?
Насколько регулярно составляются обзоры ликвидности?
Существует ли четко определенная связь расчета затрат/выручки и планирования?
Опросный лист «Планирование деятельности предприятия»
Имеется ли стратегическое планирование?
Известны ли специфические сильные и слабые стороны собственного предприятия и конкурентов?
Имеется ли целостная система планирования результатов (бюджетирование)?
Используются ли специальные методы планирования проектов?
Существуют ли письменно зафиксированные планы на год и на несколько лет?
Согласованы ли между собой отдельные планы (например, по обороту, снабжению, инвестициям) для всех периодов планирования?
Насколько урегулирован процесс планирования?
Имеется ли соответствующий справочник по планированию?
Ответы на вопросы опросных листов создают общую картину базовых систем -- системы учета и планирования деятельности предприятия. Теперь вы знаете, какие функции контроллинга уже выполняются в существующих системах и где возможны недостатки, которые должны быть устранены для создания действенной системы контроллинга.
На многих малых и средних предприятиях существует система учета, в которой расчет затрат и объемов производства еще не достиг уровня управленческого инструмента. Здесь еще доминируют цифры из финансовой бухгалтерии, зачастую не хватает систематического и всеобъемлющего планирования. О смысле и цели планирования также существуют неясные представления.
2. Что для этого необходимо

2.1 Основы системы учета

Система учета предприятия занимается систематическим учетом всех (количественных) движений товаров и связанных с ними, а также выходящих за их рамки денежных (стоимостных) изменений. Исходя из данных, отраженных в документации (например, в форме счета на закупку сырья), информация подвергается дальнейшей обработке. Она агрегируется, относится к различным объектам, например организационным единицам, но может быть также заново оценена в целях расчета, ориентированного на принятие решений. Подготовленная таким образом информация затем используется в следующих целях:
удовлетворение потребности предприятия в информации для поддержки внутрифирменного процесса принятия решений и их реализации (планирование, управление и контроль);
удовлетворение потребности внешних структур в информации согласно законодательным предписаниям (например, для годового отчета) или для самопрезентации предприятия.
Вся система учета может быть, таким образом, разделена на внутреннюю и внешнюю. К внешней системе учета относятся в первую очередь финансовая бухгалтерия и связанные с ней второстепенные виды бухгалтерского учета. Внешняя система учета отражает финансовые взаимоотношения предприятия и его окружения. Примерами здесь могут быть закупки материала или техники, выплата зарплат и окладов или получение кредита в банке. Внутренняя система учета охватывает расчет затрат и объемов производства, плановые и инвестиционные расчеты, а также внутрифирменную статистику (рис. 2.1).
Форма учета в основном определена законодательно.
Для контроллера на первом плане стоит внутренняя система учета. Она базируется на внешней системе учета, используя различную информацию из нее. Инвестиционные расчеты используются при этом для оценки экономической эффективности на долгосрочный период. В расчете затрат и объемов производства производственные факторы, например сырье, отражены как приобретенные, оплаченные и документально зафиксированные внешней системой учета. Теперь речь идет об использовании производственных факторов внутри предприятия, т. е. о том, где используется, например, материал, в каком количестве и для производства какого продукта.
В целом задача внутренней системы учета состоит наряду с учетом в представлении и планировании процесса производства продукции/услуг и контроле экономической эффективности.
Расчет затрат и объемов производства как один из основных компонентов внутренней системы учета является важнейшей внутрифирменной системой информации для контроллера. Она используется для снабжения информацией систем планирования и контроля. Входные данные расчета затрат и объемов производства поступают большей частью из финансовой бухгалтерии. Поэтому задача контроллера состоит в налаживании оптимальных связей между финансовой бухгалтерией и расчетом затрат с учетом целей и объемов производства.
Существующее до сих пор и считающееся целесообразным разделение внешней системы учета и внутренних целей информирования столкнулось в последние годы с развитием противоположной тенденции: внутренняя и внешняя системы учета интегрируются. Гармонизация внутренней и внешней систем учета происходит в основном по причине большей ориентации на международные правила ведения учета, усиления глобализации рынков товаров и услуг и предпринимательской деятельности, образования концернов из соображений экономического эффекта, а также по причине политики предприятий, все более последовательно ориентирующейся на рынки капитала для удовлетворения растущей потребности инвесторов в информации.
В результате стремления к полному слиянию систем учета объекты отчетности, периоды отчетности, стоимостные показатели, иерархии и целевые значения должны стать максимально идентичными. Масштаб слияния зависит от индивидуальных стратегий унификации на предприятии. Из-за законодательного нормирования внешней системы учета в большинстве случаев требуется адаптация внутренней системы учета к внешней. Требования к адаптации могут вытекать из применения различных целевых показателей успешности и различных базовых величин (объем производства/выручка и затраты/расходы) в обеих системах. Одной из важнейших предпосылок интеграции системы учета является создание общего банка данных. Часто это реализуется за счет перехода от обычной двухкруговой системы (финансовая и производственная бухгалтерии образуют два отдельных замкнутых круга бухгалтерского учета) к однокруговой системе, в которой существует одна единица учета и один банк данных, используемые для различных целей по-разному.
Гармонизация систем учета делает возможным единое толкование показателей результативности как внутри предприятий, так и вне их. Концептуальные и оценочные положения международных правил отчетности в большей степени опираются на концепции производственно-экономической теории, поэтому могут дать гораздо более реальную оценку экономической стоимости предприятия. Примером может служить использование рыночных или временных показателей при оценке активов и пассивов вместо затрат на приобретение или производственной себестоимости. За счет унификации системы учета некоторые процессы по сбору и обработке информации могут стать излишними, что приведет к повышению эффективности.
В эмпирическом исследовании, проведенном на 41 немецком предприятии, акции которых котируются на фондовой бирже, следующие преимущества гармонизации системы учета назывались чаще всего (см. Hoke М., 2001, S. 155):
устранение внутренних проблем коммуникации (61%);
снижение комплексности и достижение прозрачности системы учета (41%);
эффективность и экономия затрат в системе учета (37%);
управленческие показатели лучше отражают процессы на предприятии (27%);
более высокая объективность (24%);
унификация и сопоставимость показателей в рамках всего предири ятия (24%);
большая понятность и принятие на международном рынке (20%);
вклад в управление предприятием, ориентированное на стоимость (15%);
возможность участия инвесторов в руководстве предприятием (12%);
согласованная внутренняя и внешняя коммуникация (12%).
В крупных компаниях, например DaimlerChrysler AG или Siemens AG, разница между внутренними и внешними результатами уже в прошлом. Компания Daimler Benz AG восприняла интернационализацию внешней системы отчетности и стратегическую переориентацию концерна в 1995 г. как толчок к сближению информационной базы внутренней и внешней отчетности и реформированию систем управления предприятием.
Основанием и причиной гармонизации системы учета для многих немецких предприятий стала стандартизация отчетности, т. е. применение IAS (International Accounting Standards) или US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles). Согласно постановлению Комиссии EC, принятому в марте 2002 г., все акционерные общества Европейского Союза, акции которых котируются на фондовой бирже, с 1 января 2005 г. при составлении отчетов обязаны применять стандарты IAS. Дополнительный двухгодичный переходный период до 2007 г. будет предоставлен тем предприятиям, которые используют US GAAP в качестве основы системы учета и внутренней отчетности и чьи акции котируются на иностранной фондовой бирже, предписывающей в обязательном порядке нормы US GAAP. Это особое положение принято в интересах предприятий, которые в силу правил SEC применяют нормы US GAAP в качестве обязательных, поскольку они ведут деятельность на рынке капитала США или их акции котируются на американских фондовых биржах. Ожидается, что в будущем SEC будет признавать отчетность по IAS как предпосылку для доступа иностранных предприятий на Нью-Йоркскую фондовую биржу.
Опрос, проведенный KPMG в 1999 г., показывает, что 64% предприятий, входящих в 30 компаний, на основе деятельности которых формируется индекс DAX, приняли решение о применении IAS (см.: Stahl, А, 2002, S. 35). Подробнее тема гармонизации системы учета и международной системы отчетности рассмотрена в разделе 4.2.3.
2.1.1 Задачи и области применения системы учета
Система учета берет начало в документировании бизнес-процессов в целях контроля в рамках финансовой бухгалтерии (см. рис. 2.1). По окончании отчетного периода составляется баланс, а также счет прибылей и убытков.
Сегодня система учета является всеобъемлющей, с ее помощью частичные взаимосвязи процесса деятельности предприятия учитываются в различных калькуляционных моделях. Ведь в силу разнообразия информационных связей одного инструмента для учета, управления и контроля товарных потоков недостаточно. Различают следующие основные калькуляционные модели: расчет затрат, балансовый расчет и связанный с ним финансовый расчет.
Главная цель расчета затрат -- создание основы для принятия решений и контроль их выполнения (рис. 2.2). На основе сопоставления стоимости произведенной продукции/услуг и стоимости потребленных производственных факторов рассчитывается калькуляционная прибыль. Обоснование решений требует прогнозирования затрат и объемов производства, достигаемых на основе определенных решений. Для выполнения задачи контроля необходимо определить фактические показатели, достигнутые на основе принятого решения, и сопоставить их с плановыми или заданными показателями.
Расчет затрат состоит из трех элементов: по видам, по центрам финансовой ответственности и по носителям.
Балансовый расчет представляет собой расчет на конкретную дату, т. е. в нем на определенную дату сопоставляются позиции по имуществу и задолженности. Статьи активов показывают стоимость отдельных видов имущества компании. На основе анализа пассивов становятся понятны источники финансирования деятельности.
Хотя расчеты затрат и баланса имеют различные калькуляционные цели, между этими инструментами существуют тесные связи. Расчет затрат дает базу для оценки запасов незавершенного производства и готовой продукции. Кроме того, на основе расчета затрат осуществляется оценка имущества, произведенного своими силами.
В финансовом расчете сопоставляются доходы и расходы и рассчитывается сальдо ликвидности за период. В то время как расчет затрат дает информацию для управления предприятием с целью получения прибыли, финансовый расчет служит цели обеспечения ликвидности. С помощью финансового расчета учитывается финансовый эффект деятельности предприятия.
Расчет прибыли, балансовый и финансовый расчеты неразделимо связаны. Схема на рис. 2.3 показывает единство системы учета и существующие взаимосвязи.
2.1.2 Расчет затрат и объемов производства как центральный элемент контроллинга
Расчет затрат показывает стоимость производства продукции/услуг на предприятии. Для контроллера данные расчета затрат являются, по крайней мере, в оперативной деятельности, важной основой для работы.
Главная цель

Обоснование и Контроль решений |

ориентация на будущее
ориентация на прошлое
Основные предпринимательские решения
Прогноз и планирование прибыли по сферам деятельности (центрам прибыли), продуктовым группам и видам продуктов (расчет прибыли по продуктам) с привязкой к периоду
Планирование прибыли с привязкой к заказу (например, для крупных проектов)
Контроль прибыли и анализ прибыли для всего предприятия с привязкой к периоду Контроль продвижения и результатов проекта
Ценовая политика
Определение цен коммерческих предложений
Проверка приемлемости цены сточки зрения покрытия затрат
Сбытовая политика
Определение районов и областей продаж Планирование клиентов и групп клиентов Планирование структуры заказов Планирование каналов сбыта
Контроль и анализ достигнутых сумм покрытия по районам и областям продаж, клиентам и группам клиентов, каналам сбыта, продуктам и группам продуктов
Планирование
производственной
программы
Определение вида и количества производимых продуктов
Анализ структуры прибыли производственной программы
Выбор технологий
Определение производственных технологий по этапам производства
Контроль затрат по внедренным производственным технологиям
Политика в области снабжения
Определение закупочных цен Установление верхних ценовых границ
Контроль затрат в сфере закупки производственных факторов
Политика в области производства и закупок продукции/услуг
Выбор между собственным производством и закупкой на стороне при недостаточной и полной загрузке
Контроль затрат по реализованным каналам производства/закупки продукции/услуг
Ниже речь будет идти лишь о системах расчета затрат, и это необходимо понимать как краткое обозначение, включающее и аспект объемов производства -- как, например, в расчете сумм покрытия (термин и задачи расчета объемов производства см.: Manuel, 1990, S. 45 ff). Рассмотрим сначала этапы расчета затрат (рис. 2.4).
Расчет затрат по видам. Это исходная точка расчета затрат и объемов производства. В нем систематически учитываются все затраты, возникающие при производстве и использовании внутрифирменной продукции/услуг. Расчет затрат по видам учитывает исключительно первичные затраты, которые возникают по продукции и услугам, приобретаемым за пределами предприятия. Сюда относятся, например, затраты на материалы, амортизация оборудования, а также зарплаты и оклады. Вторичные затраты возникают по продукции и услугам, произведенным на предприятии, но не реализуемым в месте их возникновения, а регулярно используемым другими структурными подразделениями и тем самым относимым в плане затрат к последним (см. также «Расчет затрат по центрам финансовой ответственности»). Они возникают, например, если энергия производится самим предприятием или при использовании услуг внутрифирменной ремонтной бригады.
Для структурирования первичных затрат, или видов затрат, в качестве критерия различия задается вопрос о виде использованного производственного фактора. Таким образом, возникает примерное разделение по видам затрат, например: материальные затраты, затраты на персонал и затраты на оборудование (рис. 2.5).
Определение видов затрат осуществляется по конкретным структурам затрат с учетом потребности предприятия в информации и экономической эффективности. С повышением детализации видов затрат увеличивается информативность, однако возрастают и затраты на учет. Результат определения видов затрат фиксируется в плане.
При дальнейшем распределении затрат необходимо различать прямые и косвенные затраты. Прямые затраты, напрямую относимые к носителю затрат, непосредственно включаются в расчет затрат по носителям. Косвенные затраты, напротив, сначала распределяются в расчете по центрам затрат.
Кроме того, различают постоянные и переменные затраты. Постоянные затраты возникают независимо от объема производства (например, проценты на заемный капитал). Переменные затраты зависят от объема производства (например, затраты на материалы).
Расчет затрат по центрам финансовой ответственности -- где и в каком объеме возникли затраты. Таким образом, сначала затраты учитываются по центрам. Расчет затрат по видам служит затем для внутрифирменного расчета стоимости продукции/услуг (вторичные затраты), а также в целом для отнесения косвенных затрат к носителям затрат.
Основным вспомогательным средством расчета затрат по центрам является ведомость расчета. В ней вертикально расположены виды затрат, горизонтально -- центры затрат согласно последовательности производственного процесса (рис. 2.6).
Распространен следующий порядок внутрифирменного расчета стоимости продукции/услуг: отдающие центры освобождаются от затрат, получающие центры обременяются затратами. Через центры затрат, обременяемые в конце (так называемые конечные центры затрат), затем косвенные затраты относятся к носителям затрат путем образования ставок надбавки или ставок распределения затрат.
Поскольку центры затрат являются одновременно сферами ответственности относительно возникающих там затрат, в них-- наряду с чисто расчетной функцией -- осуществляется также контроль затрат с целью управления экономической эффективностью.
Расчет затрат по продуктам -- последний этап в процессе расчета, ко торый показывает, по каким продуктам возникли затраты. Он может быть выполнен как расчет на единицу продукции (расчет затрат на единицу носителя) или же как расчет за период (расчет затрат по продуктам за период).
Расчет затрат на единицу продукции (калькуляция) имеет целью опре деление затрат по незавершенному производству или готовой продукции. На этой основе можно рассчитать, например, производственную или полную себестоимость продукта, играющую важную роль и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.