На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Идеальное государство Платона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ 

    Факультет культуры
    Кафедра философии и культурологии    

    Курсовая  работа
    Идеальное государство Платона. Аргументы  «За» и «Против».   
 
 
 

    Выполнил (а) студентка
    4 группы I курса факультета конфликтологии
    (специальность  «Юриспруденция»)
    Суровегина  Мария Сергеевна
    ______________________
    (подпись)
    Научный руководитель: д. филос. н.,
    профессор Н.И.Фатиев
    _____________________
    (подпись)      
 
 
 
 

    Санкт-Петербург
    2011 г.
 

Оглавление 

Введение 3
ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций  «Идеального государства» в творчестве ученого 5
ГЛАВА II.  Концепция «Идеальное государство» Платона 9
2.1.Основы  идеального государства  по Платону, его  цели и задачи 9
2.2 Типы государств  по Платону 14
ГЛАВА III. Аргументы «За» и «Против» 16
3.1. Томас Мор и  его одобрение  «идеального государства» 16
3.2. Аристотельская критика  Платоновского коммунизма 18
   3.3 Карл Поппер   и его критика концепции «идеального государства» 19
Заключение 22
Список  использованной литературы 25 
 
 
 

 

    

Введение

 
    Данная курсовая работа посвящена изучению учения Платона об идеальном устройстве государства.
    В целом, с именем Платона связано  формирование политической философии. Он стоит у истоков философии  государства и права. Именно им впервые были поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. В этом смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего: "Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону". Этим определяется актуальность нашей работы.
    В обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено  проблемам государства, права и  политики. Совсем не случайно двумя  самыми крупными его произведениями являются Законы и Государство. В последнем, как это следует уже из названия, описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство.
    Для того, чтобы оценить то грандиозное сооружение, каким является идеальное государство Платона, необходимо выяснить, какие задачи ставит перед собой такое общество и уже, исходя из этого, изучить мнение Платона, как об идеальном государстве, так и о других типах государств.
    Объектом курсовой работы является непосредственно само учение Платона. Предмет исследования - наиболее концептуальные из платоновских идей - его понимание сути идеального государства, а так же анализ аргументов «За» и «Против» идей древнегреческого мыслятиля.
    Определим цель нашей работы. Она будет заключаться в изучении идеального государства Платона, а так же в выявлении аргументов «За» и «Против».
    Задачи работы, в целом вытекают из указанной выше цели и заключаются в следующем:
    изучить процесс формирования политических взглядов Платона, определить роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого;
    выявить сущность, цели и задачи платоновского государства;
    выявить различные типы государств Платона;
    проанализировать аргументы «За» и «Против» концепции «идеального государства» Платона.
    В соответствии с целями и задачами формируется структура курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, поделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы.
    При написании настоящей курсовой работы использовалась специальная литература таких авторов, как В. Асмус, Н. Болдырев, Н. Дианиной, А. Лосева, В. Нерсесянца и других, в которых с позиций современного знания анализируются известные уже две тысячи лет постулаты греческого ученого. Кроме того при написании настоящей работы мы пользовались текстами Платона, Аристотеля, Томаса Мора и Карла Поппера, без которых, естественно, невозможно было достичь глубокого понимания темы.
 

    

ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого

 
    Данная  курсовая работа посвящена исследованию основ идеального государства Платона, с помощью дошедших до нас трудов великого древнегреческого ученого. Прежде чем взяться за изучении концепции «идеального государства», необходимо ознакомиться с основными и наиболее важными тенденциями формирования политический взглядов самого мыслителя посредствам краткого анализа его биографии.
    Платон  родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же, в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии. О важной роли в воспитании Платона традиций государственной службы свидетельствует он сам, повествуя о раннем периоде своей жизни. Это сообщение мы находим в VII письме, являющемся основным и наиболее надежным источником информации о жизни Платона. В нем он пишет, что с ранней молодости проникся глубочайшим интересом к политике. Этот интерес, определенным образом подогревался общением Платона со своим знаменитым учителем - Сократом (взгляды и деятельность которого непосредственным образом воздействовали на формирование деятельности молодого философа), которое продолжалось около восьми лет. 1
    Здесь целесообразно кратко остановится  на взглядах учителя Платона, которые, признано, оказали колоссальное влияние  на ученого. Итак, Сократ - древнегреческий  философ (ок. 469 г. до н. э., Афины – 399 г. до н. э., там же), учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность – поворотный момент античной философии.2
    Под влиянием политической действительности Сократ поставил вопрос о необходимости нравственного совершенства личности как условии совершенства государства, о взаимозависимости индивидуального и общественного интересов, поверяемых ориентацией на важнейший вид добродетели справедливость. В дальнейшем, многие вопросы, ставившиеся Сократом, отразились в творчестве его ученика.
    Итак, именно общение со своим учителем поспособствовало развитию политических взглядов Платона. Возможность фактически заняться политикой представилась Платону в конце долгой Пелопоннесской войны. В тот период в Афинах было создано правительство тиранической олигархии, в которое вошли два его родственника – Хармид и Критий.
    Платон  хотел понять, во что выльется новое революционное правление, и пришел в ужас при виде начавшихся эксцессов и жестокостей. Когда правители пытались и Сократа вовлечь в свои замыслы - арестовать ни в чем не повинного человека ,- он отказался.
    Политические  надежды Платона ожили, когда  восстановилась демократия, однако вскоре они были сокрушены осуждением и казнью Сократа. Опасаясь за свою собственную жизнь, Платон покинул Афины.
    После возвращения в Афины, великий мыслитель отказался от политической карьеры и начал работать над  сократовскими вопросами фундаментального характера. В первую очередь это глобальные вопросы о том, могут ли достигнуть справедливой жизни люди, не причастные к философии и не имеющие четкого представления о том, что такое справедливость. В определенные период своего развития, Платон также ставит и другие, не менее важные вопросы – например, о душе, государстве, воспитании и др.
    В своих ранних, т.н. сократических  диалогах Платон попытался восстановить беседы своего старшего друга в том  виде, в каком они сохранились  в его памяти. Диалоги подводили  слушателей к определенным выводам, и Платон задумал создать школу, где можно было бы обучать справедливости и добродетели.3
    Таким образом, следует сделать вывод, что жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовал развитию его нестандартных идей, которые касались государственного управления и политики .
    Перейдем  к наследию древнегреческого ученого, а точнее к роли и месту концепции  «идеального государства».
    Платоновское  учение о государстве является первым существенным вкладом в политическую теорию. Это учение может быть рассмотрено  как синтез сократовской этики и  платоновской теории идей. 4
    Полное  собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют  развитие философии Платона.5
    В конце XIX в. была установлена последовательность платоновских диалогов в рамках четырех  различных групп: сократических, платонических, среднеплатонических и поздних.6
    Ход изложения диалогов Платона своеобразен - он подчинен не только философским, но и художественным целям. Причем, смысловое содержание диалога делается неясным и неточным там, где применяется мифологическая форма изложения. Кроме всего прочего, следует отметить, что между диалогами отсутствуют смысловые связи.
    Вместе  с тем, каждый из платоновских диалогов глубоко продуман и в своей  совокупности они составляют нечто  единое, связанное учением об идеях. В целом же, мышление Платона скорее филологическое, нежели философское или же научное.7
    Платон  постоянно подвергал все сомнению, поэтому его философия не представляет собой завершенной системы. В некоторых диалогах он, как правило, не приходил к каким-либо выводам, а в других – вовсе ставил вопросы, тем самым вызывая сомнение у  читателей.
    Традиционно, философия Платона, разделяется на три составляющих - этику, теорию познания и теорию природы. Концепция «идеального государства», как правило, отражается в этической составляющей его философии.
    Основными политическими произведениями Платона  являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».8
      В наибольшей степени особо важный диалог Платона – «Государство». Здесь он воссоздает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.
    По  Платону существуют два мира: мир  идей (эйдосов) и мир вещей.9 Абсолютно любая вещь – это отражение своей идеи, она может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Что касается философа, то он должен изучать не сами вещи, а идеи. Это относится и к государству. Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.
 


ГЛАВА II.  Концепция «Идеальное государство» Платона

2.1.Основы идеального государства по Платону, его цели и задачи

 
    Кратко  ознакомившись с жизненным и  творческим путем греческого ученого, а также поняв роль и место  концепции «идеального» государства  в его творчестве перейдем к непосредственному  изучению основ идеального государства  по Платону, его целей и задач.
    Концепция «идеального государства» неразрывно связана с этикой Платона. Остановимся  на ней.
    Этика у Платона построена, исходя из его  понимания души, т.е. из осознания  врожденных добродетелей, характерных  для отдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, в государстве  царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного  благополучия.10
    Исходя  из вышесказанного, сделаем вывод, что этика у Платона не индивидуальная, а социальная, она тесно связана с политической организацией общества – человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве.
    Именно  в диалоге «Государство» платоновская этика получает наиболее ясную и конкретную формулировку.
    Согласно  мнению Платона, государство возникает  вследствие общественного разделения труда, при котором люди могут  избирать себе сферу деятельности по своим склонностям, ибо от природы  они предназначены к тому или  иному делу. Причем, лучше из них  работает тот, кто делает одну работу, нежели тот, кто занимается всем понемногу. Поэтому в государстве имеются  люди всех специальностей: земледельцы, ремесленники, строители, купцы, воины и др. 11
    В целом, политический идеал Платона – это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу – это справедливо. Неравенство сословий –это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего. На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.12
    Платон  не одобряет все существующие виды государственного устройства. Он считает, что власть тирана, военных, богатых, или власть большинства противоестественна. Кроме того, и социальное неравенство, которое имеет место в любом  государстве, должно основываться на природном  неравенстве людей, в зависимости  от того, какая по своему составу  душа преобладает в том или  ином человеке: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Ему соответствуют и разные типы добродетели.13
    В случае если у людей преобладает разум, то им свойственна мудрость, которая служит добру. Она состоит в постижении вечного и неизменного бытия идей, в понимании взаимной связи между ними. Люди такого типа справедливы, правдивы, добры. Эти люди – философы, которым Платон отводил роль правителей в идеальном государстве.
    Если  же преобладает аффективная часть  души, то это воин или "страж"– человек мужественный, умеющий подчинять свои страсти долгу. У него определяющей частью души является благородная страсть и воля.
    Что же касается души последнего типа, то она принадлежит людям, которые занимаются торговлей или физическим трудом: крестьянам, ремесленникам, а так же всем тем, кто обеспечивает материальную жизнь общества. У этих людей преобладают чувственность и влечения, которые, тем не менее, должны быть управляемыми. Причем в каждом человеке присутствуют все три составляющие, но судить можно только по преобладающей части души.
    Для достижения справедливости в государстве, нужно разделить граждан на три  сословия: правителей, стратегов, производителей, в соответствии с преобладающими в них тремя частями души.14
    Первое  сословие составляют мудрецы, философы их обязанность разрабатывают философские теории, управлять государством, так же они познают мир.15
    Второе  сословие воины, их обязанность служить  философам. Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях.16
    Третье  сословие это те, кто непосредственно  занимается материальным производством. Работники, как их еще называют (крестьяне и ремесленники), занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью.17
    Следовательно, в низшем классе должна преобладать умеренность, в среднем – мужество, в высшем – мудрость.
    Однако  деление общества на сословия не является наследственным, оно вызвано природными задатками человека. Вследствие этого вытекает значительная особенность «идеального государство» - оно должно быть построено на довольно строгой системе воспитания.
    Предложенная  Платоном система воспитания направлена, прежде всего, на воспитание стражей  и правителей. Важное место в ней  занимает гимнастика, мусическое искусство, обучение чтению, письму, изучение арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто имеет природные способности к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию. Обладатель низменной части души, напротив, не стремится к наукам, он любит слушать, ценит красивые вещи, но не способен оценить красоту саму по себе это земледелец, ремесленник или торговец.18
    Высшее  сословие философов формируется  в этом государстве путем специального отбора, начиная с детского возраста.19 Отбор философов происходит из числа наиболее одаренных от природы стражей. В иной ситуации даже «самые одаренные души при плохом воспитании становятся особенно плохими»20, именно из них выходят софисты, злодеи и тираны.
    Спустя  некоторое время обучающим дается целый обзор наук, в след за этим они становятся правителями. Но как и стражи, правители ограничиваются в правах: у них не должно быть частной собственности и семьи. Натурой от низшего сословия они получают плату за свои труды. Что бы миновать соблазна к накоплению, они не должны прикасаться к деньгам.
    Согласно  Платону, философ имеет врожденную склонность к знанию, он определяется любовью к истине, обладает отличительной особенностью – правдивостью, а так же может отказать себе в телесных удовольствиях. Прирожденный философ обладает рядом существенных качеств : он не хвастлив, великодушен, справедлив и благороден.
    Философы  как правители, по мнению Платона, имеют  право на власть постольку, поскольку  они, созерцая нечто стройное и вечно  тождественное, полное порядка и  смысла, не творящее несправедливости, будут подражать этому идеальному бытию, и внесут эти отношения  в повседневный быт человека. Он думает, что «ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государств не станет племя философов».21
    В настоящее время некоторый круг исследователей считают Платона предшественником научного коммунизма, хотя бы потому, что частная собственность, по его мнению, является главный источник социальной несправедливости. Именно частная собственность, по мнению философа, уничтожает единство и целостность государства, ставит людей друг против друга. Тогда как общественная собственность объединяет его, а это возможно лишь в таком государстве, «где большинство говорит... об одном и том же: «Это мое!» или «Это не мое!»22. Поэтому Платон ратует за то, чтобы сословие высшего круга не имело никакой частной собственности, в том числе и личной. Выходит, у Платона общественное начало стоит выше личного. Поэтому этика Платона органически сочетается с его учением об идеальном государстве. Также нужно отметить, что для формирования нового государства и нового человека, древнегреческий мыслитель подчеркивает значение набожности и почитания богов.
    В своих работах, а в частности в диалоге «Государство», Платон противопоставляет свое «идеальное» государство некоторым государствам несовершенного типа. Стало быть, с одной стороны он демонстрирует основополагающие положения своих идей, а с другой - дает нам некую информацию об устройстве государств того времени.
 


2.2 Типы государств по Платону

 
    В данном параграфе мы ознакомимся с еще одной немаловажной составляющей учения Платона об идеальном государстве. Идеальное государство Платона - это умозрительная концепция, имеющая место быть в сопоставлении с другими типами государств, которые Платон также описывает. В первую очередь мы подразумеваем четыре несовершенные формы государства - тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика.
    Аристократическая республика по Платону - это 5 400 жителей, поделенных на четыре сословия и связываемые сложнейшей системой управления. В этой форме опускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий, однако повышается системообразующая роль государства, которая предполагает значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. На страже законов стоит система правосудия, а без истинного правосудия государство перестает быть государством.23
    Следующее по «идеальности» - тимократия как власть нескольких человек, которая основана на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души. Такие люди, как правило, становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны – это непосредственная добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство – это в первую очередь некая власть, посредством которой в дальнейшем формируется олигархия.
    Олигархия - власть немногочисленных богатых, которые опираются на торговлю, ростовщичество, они тесно связаны с низкой, чувственной частью души.
    Одна  из худших форм правления по Платону – демократия. По большому счету – это есть власть большинства, которая характеризуется образованием трех классов населения – богачи, народ и трутни. Последние представители в демократическом государстве, говорит Платон, занимают чуть ли не все государственные посты. Трутни стремятся отобрать у богатой части населения часть имущества и отдать его более бедным слоям населения. Богачи же, сопротивляясь, вынуждены будут организовать оппозицию. В случае, когда противостояние достигает точки накала, народ выдвигает своего ставленника – тирана, наделяя его неограниченными полномочиями, в следствии чего, демократия неизбежно приводит к тирании.
    Последней в типологии находится тирания - бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая, в конечном счете, приводит государство к тимократии.
      Тирания у Платона описана  наиболее парадоксально. С одной стороны, она характеризуется как самая худшая. Тираном становится бывший народный представитель, охваченный жаждой единовластия и добившийся его посредством социальной демагогии и открытого насилия. Потакания своим вожделениям и постоянный страх за свою жизнь - вот удел тирана. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. Сильнейший здесь всегда прав.
    С другой стороны, с помощью наихудшей формы правления Платон в поиске наиболее эффективного средства для построения идеального типа государства, покоящегося на справедливости. Платон рассуждает так: пусть явится тиран, молодой, великодушный, способный к учению; пусть судьба сведет его со славным законодателем, и правитель согласится действовать в духе идей мудреца; при безграничной власти и возможности воздействовать на своих подданных в нужном направлении тирану не составит труда провести необходимое радикальное переустройство.24

ГЛАВА III. Аргументы «За» и «Против»

3.1. Томас Мор и его одобрение «идеального государства»

 
    Томас Мор (1478—1535 гг.) родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. Учился в Оксфордском университете, после чего,  закончил юридическую школу и стал адвокатом. Под влиянием друзей-гуманистов вырабатывается мировоззрение самого Томаса Мора — он начинает изучать и анализировать труды античных мыслителей.25 
    В историю философской мысли Томас  Мор вошел прежде всего как  автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515—1516 гг. и уже в 1516 году вышло первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". В дальнейшем еще при жизни это сочинение, кратко называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу.
    Томас Мор (1478 - 1535) в своей «Утопии» развивает  идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое»26.  
    Само  слово "Утопия" состоит из двух слов на греческом языке: "ou" — "не" и "topos" — "место". В буквальном смысле "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Т. Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея".
    Книга Мора повествует об острове под названием Утопия, жители которого установили у себя идеальный государственный строй и ведут идеальный образ жизни. Само название острова говорит, что речь идет о явлениях, которых нет и не может быть в реальном мире. 
    Как было упомянуто выше, "Утопия" задумана и написана как специфическое продолжение платоновского "Государства". Как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, потому вполне ясно, что в "Утопии" можно выявить некий синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов древнегреческого величайшего мыслителя. 
    Так же как и Платон, Мор видит первостепенный принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть сотворено на принципе справедливости, который невозможен в действительном мире.  
    Возникает вопрос: как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: "Для общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во всем равенство".27
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.