На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социология стереотипов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Российский  Государственный  Социальный Университет 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Общая социология» 

на тему: «Социология стереотипов» 
 
 
 
 

Студент:  

Специальность: Социология 

Группы: СОЦ-Д-2 

Преподаватель:   
 
 

МОСКВА 2011 
 

      Содержание 

Введение………………………………………………………………………2
Определение понятия  «стереотип»……………………………………….....4              Функции стереотипов……………………………………………………..…6
Стереотип в  концепциях социологов конца XIX – XX в……………….…9
Стереотип в  концепции современных социологов………………….…….13
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………....16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Полноценная личность формируется только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков и стандартов социального  поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как и в социальной психологии, это понятие определятся как  «социальный стереотип». Он формируются  в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает  в качестве побудительных мотивов  действия индивида.
     Согласно  положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют собой основной мыслительный материал, на котором строится массовое сознание. Стереотипизация процесса мышления в психологическом плане связана с установкой, формирующейся в процессе предшествующей практики людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, в определенном свете, исходя из предшествующего опыта восприятия.
     Таким образом, стереотипы имеют объективную  природу и являются неотъемлемым свойством психики человека делать обобщения. Действительно, если бы человек  не обладал способностью стереотипизировать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться в непрерывно растущем потоке информации, которая к тому же постоянно усложняется и все более дифференцируется. Эту возможность обеспечивает способность головного мозга человека вырабатывать обобщенные представления о явлениях и фактах, формирующиеся на основе предыдущих знаний человека, а также поступающей к нему новой информации. Стереотипы передают лишь суть события или явления одним словом, предложением, рисунком, понятным всем или большинству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Определение понятия  «стереотип»
     Само  слово «стереотип» у многих ассоциируется  с неким штампом, шаблоном, навязанной схемой мышления или навязанным образом  представления о каком-либо предмете. Действительно, стереотип – это  некий упрощенный, стандартизованный, целостно определенный эмоционально насыщенный образ, который олицетворяет суть представления  о социальном объекте: индивиде, группе, явлении или процессе.
     Так же стереотипы можно рассматривать  как особые способы обработки  информации, облегчающие ориентацию человека в мире. Признаки, содержащиеся в стереотипах, используются нами для оценки, некой классификации и приписывания определенных характеристик предметам и явлениям в жизни. Несомненно, такая стандартизация упрощает во многом нашу жизнь: ведь существование таких устойчивых негласных правил, общепринятых норм, представлений, образов дает возможность человеку лишний раз не думать над тем, как ему поступить. Это касается, например, вещей и явлений в нашей повседневной жизни: видя тучи на небе вы берете зонтик, если перед вами человек в нетрезвом состоянии вы ждете от него чего-то плохого. Общим местом в определениях социального стереотипа является также признание его преимущественно негативным феноменом, мешающим полному, адекватному взаимопониманию людей, трактовка его в качестве своеобразных шор, искажающих видение реальности жизни.
     С древнегреческого языка стереотип переводится как твердый или пространственный отпечаток. Изначально само слово «стереотип» понималось как метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотипом называли монолитную печатную форму, копию с типографского набора или клише, используемую для многотиражных изданий. Но это значение, несомненно, устарело. Теперь мы понимаем стереотип как какой-либо прочно сложившийся образ, постоянный образец чего либо, некий стандарт в поведении, в образе мышления, в укладе жизни.
     В современной социальной теории и  существуют различные определения  понятия «Стереотип», в зависимости  от направления научной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции стереотипов.
По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие социальный и психологический  опыт общения и взаимодействий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью  и др. Благодаря этим качествам  стереотипы выполняют свои разнообразные  функции и задачи, из которых для  процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие:
* объяснение  человеческих поступков путем  предоставления готовой и простой  информации об их специфических  социокультурных особенностях;
* предвидение  различных форм поведения от  партнеров по коммуникации;
* формирование  основ собственного поведения  по отношению к собеседникам  и партнерам;
* защита  традиций, обычаев, привычек, своей  культуры, апология собственной  сокультурной группы;
* обеспечение  членов общества соответствующими  эталонами, моделями, стандартами  поведения;
* стабилизация  и интеграция отношений между  социокультурными группами в обществе.
Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах «глобального» обобщения, происходящих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чужой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.
Например, в основе стереотипов практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских  лежат наблюдения за их действительным поведением.
Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по группам на основе стереотипных признаков и ожидать от них определенного поведения.
Например, если спросить у любого человека, для  членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, можно предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внешнему облику от членов вашей культурной группы, то такого предположения не возникает.
Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упростить  сложность незнакомого культурного  окружения.
Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифицировать поведение окружающих и дать объяснение его причин путем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным механизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.
Как уже  отмечалось, носителями и создателями  стереотипов являются те или иные социальные группы, которые, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению  друг к другу определенные социальные стереотипы. Стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с представителями  чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке стереотипа даже в том случае, если очевидно отклонение от уже имеющегося представления. В  таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а  существующий стереотип продолжает рассматриваться как норма.
Поскольку стереотип является порождением  группового сознания, то адекватно  он может использоваться только при  межгрупповых отношениях для быстрой  ориентировки в ситуации и определения  этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят практически  мгновенно - по различным признакам  групповой принадлежности срабатывает  психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для срабатывания этого механизма совершенно не важно, что в действительности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; главное - не ошибиться в ориентировке. 
 
 
 

     Стереотип в концепциях социологов конца XIX – XX в 

     Повышенный  интерес социологической науки  к данному феномену объясняется  отнесением его к разряду регулирующих начал социального поведения  личности.
     Если  социальная психология занимается исследованием  стереотипа на индивидуальном уровне, то социология считает стереотип  неким феноменом с определенной ролью в процессе регуляции социальных связей, поведения людей.
     Уолтер Липпман, Американский эссеист, политический обозреватель, известен в России, главным образом, своей концепцией Общественного мнения, ставшей на Западе одной из классических, Но нам он интересен прежде всего тем, что ввёл в широкий научный оборот понятие стереотипа.
     В работе « Общественно е мнение» (1922), посвященной больше изучению расовых проблем, он воспользовался этим термином для обозначения предвзятых образов, оценок, эталонов, которые используются представителями этнических и других групп.
     Первоначально стереотип исследовался как антропостериотип, то есть, как этнический стереотип или как предрассудок. Суть его тогда заключалась в схематизме, который используется для регулирования, упорядочивания представлений об окружающем мире.
     Итак, согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.
     Нужно отметить, что достаточно долгое время  стереотип характеризовался в науке  как негативное явление. Но в дальнейшем трактовка и представления о  стереотипе существенно изменились.
     В психологическом подходе к осмыслению понятия стереотипа можно выделить несколько теорий с различным  подходом анализа. Различают индивидуалистические и социальные теории.
     В работах Зигмунда Фрейда(1856- 1939), Альфреда Адлера(1870-1937) мы можно найти индивидуалистические подходы к изучению стереотипа. Но к наиболее полно разработанным  теориям относят концепцию Теодора  Адорна (1903-1969)и Макса Хоркхаймера. В центре их исследования - рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». Ими так же было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства в проекте «Авторитарная личность». Здесь стереотип рассматривался прежде всего, как продукт групповой деятельности, как готовые формулы, воспринимаемые извне. Но, несмотря на это, личность имеет возможность исправить, придать специфические черты тому или иному общепринятому образу, исходя уже из своего мировоззрения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.