На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 

Курсовая  работа  

по дисциплине: Искусство
на тему : Сравнительная  характеристика искусства Древней  Греции и Древнего Рима 
 
Студент:
Специальность:
Группа
Преподаватель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 

2011
Содержание:
Введение
Древняя Греция
Древний Рим
Основные особенности  древнегреческой и древнеримской
 цивилизаций  и их культуры
Сравнительная таблица Древней Греции и Древнего Рима
Заключение
Приложения
Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Все большее  число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это  не только знакомство с шедеврами  мировой цивилизации, уникальными  памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость  исторических исследований прошлого.
Крупнейшими цивилизациями  древнего мира были древнегреческая  и древнеримская цивилизации. Они  занимали расположенные географически  близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между  собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались  взаимодействуя друг с другом. Поэтому  для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской  цивилизации очень удобно применять  один из наиболее важных методов исторического  исследования – сравнение.
Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события  взаимосвязаны и оказывают большое  влияние друг на друга. Цивилизации  Древней Греции и Древнего Рима позднее  стали основой для возникновения  европейской цивилизации, и оказали  огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.  “Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы”  Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. 
 
 
 

Древняя Греция 

Время не пощадило и архитектуру древних греков. Сохранилось всего несколько  руин. Но и по этим руинам, полным непередаваемой красоты и величия, можно судить об искусстве древнегреческих зодчих. Правда, это исключительно храмы, театры и другие общественные здания. Жилой дом греки не считали  предметом искусства. Они презирали  роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые черепицей дома были очень скромны и даже не имели  окон на улицу.
Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть па храм Посейдона  в Пестуме (начало V в. до н. э.)(приложение№1), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих приземистых колонн с нависшими тяжелыми капителям и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
Со временем пропорции меняются: колонны становятся более стройными, расстояние между  ними увеличивается, а капители и  балки уменьшаются. От этого архитектура  приобретает большую легкость и  приветливость, здания как бы наполняются  светом и воздухом.
Вершина греческой  архитектуры - Парфенон - храм богини Афины  Парфенос (Девы)(приложение №2) построенный в V в. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. О нем даже сложили поговорку: «Если ты не был в Афинах — ты верблюд, если был и не восхитился — осел». Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города — Акрополе. Его беломраморный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост — мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами, которые почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичностии гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.
Лучшие памятники  древнегреческой скульптуры также  были созданы в V в. до н. э. Но до пас  дошли и более ранние произведения - статуи VII — VI вв. до н. э. Они симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение  другой. Скованные позы, вытянутые  руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
 В V в. до  н. э. скованность исчезает, фигуры  обретают движение, пропорции —  красоту, лица — одухотворенность. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Рим). Ее автор,  великий скульптор Мирон, изобразил  прекрасного юношу в момент, когда  тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело  изогнуто и напряжено, как готовая  развернуться пружина. Под упругой  кожей отведенной назад руки  взбугрились тренированные мускулы.  Пальцы ног, образуя надежную  опору, глубоко вдавились в  песок. 
Полны напряженной  жизни и статуи Поликлета, хотя, в  отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов  не во время упражнений, а в состоянии  покоя. Взять хотя бы «Копьеносца» (или  «Дорифора», V в. до н. э.(приложение №3) Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек, свободный от страха, гордый, сдержанный, воплощение достоинств воина и гражданина. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.
Величайшим ваятелем своего времени греки считали  Фидия, украсившего мраморной скульптурой  Парфенон. Лучше всего сохранилась  мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие. Вот группа отважных всадников на горячих лошадях. Девушки в длинных одеждах подгоняют жертвенных быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями — символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Все они направляются в храм богини Афины — Парфенон.
Скульптура Парфенона  сильно пострадала. А самая знаменитая из статуй Фидия - «Афина Парфенос»(приложение №4) погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин.
V в., до н.э.  был временем высшего расцвета  искусства Древней Греции. Искусство  этого времени именуют искусством  высокой классики.
Прекрасные произведения искусства были созданы и в IV в. до н.э. - в период поздней классики. В это время работали такие  великолепные мастера скульптуры, как  Скопас, Пракситель и Лисипп. Каждый из них имеет свои особые качества. Скопас трагичен, экспрессивен и страстен. Пракситель, напротив, утончен, его  герои изящны, подчас изнежены. Последнего мастера поздней классики — Лисиппа  в большей мере, чем его предшественников, интересует внутренний мир человека.
В дальнейшем греческое  искусство претерпевает большие  изменения, разрушается его прежняя гармоничность.
В конце IV в. до н.э., со времени завоеваний Александра Македонского, в истории Греции наступает новый  период — период так называемого  эллинизма. Он длится до I в. до н. э. Эллинистическое  искусство — это синтез древнегреческого и восточного искусства. Оно распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию и другие страны.  

Многие произведения эпохи эллинизма связаны с  традициями высокой классики, выработанными  лучшими мастерами Древней Греции в V в. до н. э. Достаточно назвать такие  шедевры мировой пластики, как  статуи Нике Самофракийской(приложение №5) или Афродиты (Венеры) Милосской (II в. до н. э.); знаменитые рельефы Пергамского алтаря (II в. до н.э.). Эти рельефы продолжают героическую линию греческого классического искусства. Иногда скульпторы эпохи эллинизма обращались и к жанровым сюжетам, подчеркивая бытовые подробности и детали.
Многого достигла в эпоху эллинизма и архитектура. Архитекторы разрабатывали планы  городов, уделяя немалое внимание частным  жилищам.
Искусство эллинизма  — важный этап в истории мировой  художественной культуры: оно оказало  очень большое влияние на формирование искусства в Древнем Риме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Древний Рим 

Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием(приложение№6), Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков , древних греков и урартов (древних армян) . Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Современному  миру Древний Рим подарил римское  право, некоторые архитектурные  формы и решения (например, арку и  купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным  языком древнеримского государства  был латинский, религия в течение  большей части периода существования  была политеистична, неофициальным  гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) хризмой (нательный крест).
Под Древним  Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но также  и все завоеванные им страны и  народы, входившие в состав колоссальной Римской империи — от Британских островов до Египта. Римское искусство  — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали  не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней  Германии и другие народы. Хотя в  общем и целом в римском  искусстве господствовала древнегреческая  школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы  искусства во многом определялись местными традициями.
Древний Рим  создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные  для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных  нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной  и добротной мебелью — то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые  в истории стали строить типовые  города, прообразом которых явились  римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы —  кардо и декуманум, на пересечении  которых обустраивался центр  города. Городская планировка подчинялась  строго продуманной схеме.
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное  внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских  художников, однако созданные ими  творения вошли в сокровищницу мирового искусства.
Первые крупные  постройки в Риме производились  по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская  архитектура при самом своём  зарождении усвоила себе важнейшую  форму этрусского зодчества —  циркульную арку, то есть полукруглое  каменное покрытие, перекинутое с  одного устоя на другой, и сложенное  так, что соприкасающиеся между  собой стороны составляющих его  отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому  устою. Употребление этой архитектурной  формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое  разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный  размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.
Однако в целом, римская архитектура испытала сильное  влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне  стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для  сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество  украшений, стремление к строгой  симметрии, интерес к утилитарным  сторонам архитектуры, к созданию преимущественно  не храмовых комплексов, а зданий для  практических нужд.
Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в  решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить  свою военную силу и широко распространить свое политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как  и вообще к творчеству в области  духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности  в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно  в видах реальной пользы, причем довольствовались заимствованиями  от этрусков. Потом, когда победы над  другими народами доставили римлянам богатство и развили в них  национальную гордость, особенно после  завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными  из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в  Риме почетом, но все-таки не как нечто  существенно необходимое, а как  средство придавать внешний блеск  общественному и частному быту, возвеличивать  виновников отечественной славы, льстить  народному самолюбию. Государственные  люди и богачи стали покровительствовать  искусству и привлекать в Рим  художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты  работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.
Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Р. искусство, представляющее смесь этрусских элементов с  греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности. 

Наибольшей оригинальности достигла у римлян архитектура; скульптура и живопись были у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками. При  всей ограниченности новизны, вообще внесенной  римлянами в искусство, им принадлежит  та великая заслуга, что они разнесли во все концы известного тогда  мира унаследованное ими классическое искусство Эллады и послужили  передатчиками его элементов  новым временам и новым народам, начавшим свое политическое существование  на развалинах Р. империи. Первые крупные  постройки в Риме производились  совершенно в этрусском роде, по всей вероятности даже этрусскими мастерами; поэтому Р. архитектура при самом  своем зарождении усвоила себе важнейшую  форму этрусского зодчества —  циркульную арку, т. е. полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя  на другой, и сложенное так, что  соприкасающиеся между собой  стороны составляющих его отдельных  камней расположены по направлению  радиусов круга, удерживаются своим  взаимным распором и передают общее  давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола , неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. Применение означенных форм потребовало, однако, коренного изменения подпор: для поддержки тяжелых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно легких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. И вот, римляне почти совершенно бросают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Вообще надо заметить, что логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается вполне, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность. Что касается до стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу.

Основные  особенности древнегреческой  и древнеримской  цивилизаций и  их культуры

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. “И у греков, и у  римлян было свое историческое призвание  – они дополняли друг друга, и  фундамент современной Европы –  их общее дело.” Но в тоже время  между этими двумя цивилизациями  было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено  сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.
Греция четко  делится на три части:  северную, охватывающую Фессалию и Эпир;  центральную,  ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами,  а с юга - Коринфским и Сардоническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции  мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
Вся история  Древней Греции условно делится  на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.) 
В Греции совсем нет золота:  его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос,  в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.  Горнодобывающий промысел находился в Афинах на  высоком уровне развития: там  умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов,  а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина,  из которой делали кирпичи,  но прежде всего керамику - в этом греки добились,  как известно,  высочайших художественных достижений.  Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.  Камень всегда находился на месте,  его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого  известняка,  добытого  в  ближайших окрестностях;  дома на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания  острова.  Даже  при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара,  поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в.  до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н.  э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,  примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили  на языке,  не относящемуся ни к индоевропейской,  ни к семитской группам.  Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего,  догреческого народа,  карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в  районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности:  древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах;  и элладская  -  в  собственно  Греции.  Отражением критской  культуры  в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли,  очевидно,  художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.
В эпоху архаики  складываются основные черты этики  древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: “Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей”—эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип—кто лучше послужит полису. Определенную  трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. 
Общественное  устройство Греции - рабовладельческая  демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет  – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция  к нивелировке – усреднению доходов  между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а  человеком.
Важнейшим центром Средиземноморской империи  был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных  частях огромной державы возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия  Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр  управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией Азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный Пловдив) и Сердика (современная София).
Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”. До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра “Коллосея” (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы (“акведуки”), канализация,
В самом  Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать  водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи.
Особенно  роскошны были форумы Рима. К древнейшему  форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен  был форум Траяна. Не менее великолепны  были “алтарь мира”, воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой  купольный храм “всем богам” — “Пантеон”, построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.
В Риме, а также во многих больших городах  провинций, строились роскошные здания “терм” (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Каракаллой.
Большими  размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: “Все дороги ведут в Рим !”
В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.
Полы  и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу.
Однако  если общественные здания и дома богачей  блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных а в средиземноморских областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам.
Постепенно  складывалась идеология, система ценностей  римских граждан. Её определял в  первую очередь патриотизм – представление  об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сравнительная таблица Древней  Греции и Древнего Рима 

Критерий сравнивания Древняя Греция Древний Рим
Общие черты общества и культуры Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для  других стран и культур Патриотизм; чувство  долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского  искусства
Искусство  
 
 
 
 
 
 
Развитие  искусства в рамках рабовладельческого общества (“античное искусство”) Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик
Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики  и аллегории, анализ явлений, расчленение  целого на части и их детальное  изображение, более четкое, чем у  греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания
Архитектура Большие открытые сооружения, стоящие чаще на возвышениях, а не в низинах, как  в Риме, меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание больше храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и. т. п.; отсутствие симметрии различных частей здания Понимание и  описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; сооружения, значительно  превосходящие по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих
 
Скульптура  
Открытые  пластичные формы; отношение к форме, объему,  пространству основано на концентрической  динамике художественного мышления, а не на эксцентрической, не основанной на прорыве границ и рамок; основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса; постепенное  развитие реалистичности  
 
Сосредоточенные, большей частью заключенные сами в себе образы; наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим  образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности; влияние греческой  скульптуры, за исключением жанра  реалистического портрета, способствующее утрате черт натурализма
Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская  и древнегреческая цивилизации  очень сходны друг с другом. В  некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Являясь  вторым самостоятельным этапом истории  мировой  культуры античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа,  в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием  ранней  цивилизации  культура  античности  внесла огромный вклад  в развитие мировой культуры.  Дошедшие до нас памятники  архитектуры  и скульптуры, шедевры живописи и  поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют  значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
Главным для  греков были красота, искусство, спорт, а для римлян – патриотизм, мужество,  железная дисциплина,  подчинение закону.
Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы- меру всех вещей.
Культура Древнеримской  империи была культурой военизированного государства, господствовал культ  практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями была политика, война, управление. Афины в период своего расцвета - республика, Рим-империя. В Греции человек-мера всех вещей, в Риме человек –песчинка.
Скорее всего, греческая культура оказала большее  влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в  более ранний период времени, а римская  культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием  и конечно добавляла к ней  множество новых признаков и  особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто  говорить, что описанные её особенности  присущи и греческой культуре.
 
 
 
 
 
Приложение №1
храм Посейдона  в Пестуме  

 
Приложение №2
Парфенон – храм богини Афины Парфенос

 
 
 
Приложение №3
Копьеносец

Приложение №4
Афина Парфенос

 
Приложение №5
Ника Самофракийская

 
Приложение №6
Капитолий

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Римское_искусство
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.