На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философские школы Древнего Китая

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение  

     Актуальность изучения философской мысли Древнего Китая (и Древнего Востока в целом) обусловлена тем, что на сегодняшний день западный взгляд на мир неспособен удовлетворить потребность человека в счастье, гармонии, обретении смысла жизни. В связи с этим не только философы, культурологи и психологи, но и простые обыватели все чаще обращаются к древней восточной философии в поисках ответов на самые сокровенные вопросы.
     Китайская классическая философия представляет собой оригинальные, самостоятельно возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранный источник и не опирающиеся на него. Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне исконная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.
     Исследователи отмечают такие специфичные черты  китайской философии, как подчиненность  политической и моральной практике, иероглифический характер, господство литературной формы в философских произведениях и др. [1], [3].
     Цель исследования – рассмотреть основные направления философской мысли Древнего Китая. Из всего обилия философских школ  и течений Древнего Китая мы условно выделили и проанализировали две основных философских концепций: первая – рациональная философия, присущая конфуцианству, моизму и легизму, поднимающая социально-нравственные проблемы; вторая – философия дао, разделяемая сторонниками даосизма.  
 
 
 

1. Особенности философии  Древнего Китая 

      В развитии философской мысли Древнего Китая выделяют два основных этапа: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период 8 - 6 вв. до н.э., и этап  расцвета философской мысли – этап  соперничества «ста школ», который традиционно относится к 6 - 3 вв. до н.э. [1;13].
      Исследователи отмечают, что необычайную внутреннюю стабильность китайской  философии. Эта  стабильность основывалась на подчеркивании  исключительности китайского способа мышления, на основе  которого  сформировались чувство превосходства и нетерпимость  ко всем другим философским взглядам [2], [3].     
      Начало  китайского философского мышления, подобно  тому,  как это было  позже в Древней Греции,  уходит  своими  корнями в мифологическое   мышление.  В   китайской   мифологии   существует обожествление неба, земли и всей  природы как реальностей, образующих среду человеческого существования.  Из  этой  мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром,  сообщает существование вещам. Чаще он представляется словом «небо» (тянь).     Вся природа одушевлена -  каждая  вещь,  место и явление имеют своих демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало консервативности мышления  в  Древнем  Китае.
      В целом можно отметить, что философия  в Древнем Китае была весьма практичной. Сам древнекитайский язык без  суффиксов и флексий затруднял  выработку абстрактного философского языка, а ведь философия - мировоззрение, пользующееся философским языком. Философия была почти не связана даже с той наукой, какая существовала в Китае. Поэтому большинство древнекитайских философских школ занимались мирскими вопросами:  проблемами житейской мудрости, нравственности, управления государством. Яркий примером «приземленности» философской мысли Древнего Китая было является представление о зле. Зло не является, например, бытийной категорией, незыблемо существующей в мире, и исходит не от Бога, а от человека, что указывает на социальные корни зла. По Конфуцию, главная причина зла заключалась в несоблюдении людьми трех заповедей: человеколюбия, золотой серединыа, взаимности. Моисты считали, что корень зла – в отсутствии любви. Представители школы «Фа-цзя» - законники (легисты) причину зла видели в несоблюдении законов общества, а даосы полагали, что зло возникает из-за вмешательства человека в естественный ход вещей.
     Специфика китайской философии непосредственно  связана с ее особой ролью в  той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Философы, первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный слой, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.
     Следующая особенность состоит в том, что  натурфилософские воззрения китайских  мыслителей не находили более или  менее адекватного выражения  в философии, так как философы, как правило, не считали нужными обращаться к материалам естествознания. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, осталось уделом одиночек. Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснение природы, а так же проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития.
      К особенностям традиционного философского мышления в Китае можно отнести следующие:
1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются  как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части. Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.
2. Интуитивность.  В китайском традиционном философском  мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. «Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность», необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.
3. Символизм.  Традиционное китайское философское мышление использовало образы (синсян) в качестве орудия мышления.
4. Познание  принципов макрокосма осуществляется  посредством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.
5. Традиционное  китайское философское мышление  было ориентировано на то, чтобы  включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные принципы макрокосма.
6. Традиционное  китайское философское мышление  обладало своего рода логикой,  но эта логика функционировала  не по принципу «исходное понятие - вывод», а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений.
7. Движение, изменение представлялись часто  в виде циклов. Противоречия в  объекте выступали не как противоположности,  не как единство, а как взаимодополняющие  начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого.
      Таковы  общие особенности философской мысли Древнего Китая. Вместе с тем, в Китае существовало большое количество философских школ, предлагающих разные  решения основных философских проблем и порой противостоящих друг другу.  

2. Философские школы  Древнего Китая  

2.1. Конфуцианство
     Наиболее  влиятельным философским направлением китайской философии является конфуцианство. Основателем конфуцианства был  древнекитайский философ  Конфуций (Кун – Цзы) - самый знаменитый китайский мыслитель. Он не оставил письменных работ, но его взгляды нашли отражение в трактате «Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленном его учениками.
      Основное  в его учении - социально-этический  аспект, опирающийся на авторитет древности. Конфуций разделяет людей на три этические категории: цзюнь цзы (благородный муж, совершенный человек, обладающий человеколюбием и чувством долга),  сяо жень  (маленький человек или человек с маленькой буквы) и жэнь  (средний человек, потенциально могущий стать либо тем, либо другим).
     Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо - сыновняя почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям являлась основой человеколюбия. Вообще, согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот «золотой век», в прошлое и ориентировал мыслитель свою модель государства. Поэтому несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. Следовательно, чтобы вновь восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к традициям, возродить их. Даже идеалом у Конфуция был благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни.
Как уже  говорилось, Конфуций выделял три  заповеди, которым должен следовать  любой человек, что гармонизировать  свою жизнь. Первая – человеколюбие  - это почтительность к родителям и доброе отношение ко всем людям. Вторая - золотая середина  - это грань  между несдержанностью и осторожностью. И третья - взаимность - это основная нравственная заповедь Конфуция, которую он выразил в одной фразе:   «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
     Из  сказанного выше можно убедиться, что учение Конфуция в своей основе рационально. Для него было очевидно, что лишь четкое, строго выверенное знание может быть основой для правильного поведения; он полагал, что если человек понимает, как следует жить, он не может не жить правильно. Вместе с тем консерватизм конфуцианства – это  проявление логики, согласно которой мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии.  

2.2. Моизм и легизм
     Основателем  школы моистов был Мо-цзы (Мо Ди) (479-400 до н.э.). Моисты считались противниками конфуцианства с его четким разделением ролей в общества. Моисты исходили из представления о процветании народа. Управление государством у моистов осмыслялось как забота о благополучии народа. Только в этом случае народ будет любить государя и в империи установится мир. Забота о народе должна заключаться в отказе людей, обладающих властью, от роскоши и богатства, которые являются воплощением несправедливости.
     Что касается легизма, то как и конфуцианство, он в целом был скорее морально-этическим, чем религиозным учением. Легисты также интересовались устройством идеального государства. Однако их точка зрения гораздо более радикальной. Они полагали, что идеально лишь государство, которое обладает большой силой, в таком государстве должна быть сосредоточена в руках человека, который тем самым должен обладать огромными полномочиями. Условием гармоничного развития государства является строгая система обязанностей и наказаний за их невыполнение. Как и древнегреческий Платон, легисты выделяли три главных группы населения: правителей, военных и крестьян. Однако в их подходе есть и различия: если, по мнению Платона, управление государством должны осуществлять мудрецы, то с точки зрения легистов управление государством должно находиться у императорской династии.
      Легисты отказались от нравственного принуждения, то есть от методов убеждения, целиком положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Они высмеивали конфуцианские этические нормы и рассуждения о человеколюбии, долге, справедливости и братской любви, называя их «игрой в слова». Главную роль они отводили единым, обязательным для всех законам. Они предлагали меньше поощрять и больше наказывать, так как люди будут бояться наказания и не осмелятся совершать преступления.  

2.3. Даозизм
      Даосизм является не менее мощным направлением древнекитайской мысли, чем конфуцианство, и, пожалуй, наименее рациональным. Основателем его считается полулегендарный китайский философ Лао-цзы, которому приписывается авторство книги «Дао дэ цзин», созданной в V-IV вв. д.н.э.
      Необходимо  иметь в виду, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. Если конфуцианство во главу угла ставило мирские вопросы, то даозим – бытийные.
     «Дао де дзин» - основополагающее произведение философии даосизма. Основная мысль этого трактата посвящена дао, центральному философскому понятию даосизма. Дао - это общая сущность всех единичных вещей и явлений, это всеобщее первоначало, это смысл человеческого бытия, это всеобщий закон. Основные характеристики дао - естественность и недеяние - означают невмешательство в самосущие процессы природы, а также отражаются на социально-этическом аспекте философии даосизма в виде управления недеянием и мудростью простоты. Дао - это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией «ци» составляет основу мира. Дао — это нечто всеобъемлющее, что заполняет собой все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.