На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мировоззрение,исторические типы мировоззрения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

1. Мировоззрение. Исторические  типы мировоззрения. 

2. Русская философия конец 19 - начало 20 вв.

3. Список использованной литературы

1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

 
По своей природе  философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.
в состав мировоззрения, сложного интегрального образования, входят вся совокупность обобщенных знаний о мире — научных, практических, профессиональных и других, а также  различные целостные системы, формирующие  представление о добре и зле, прекрасном и безобразном, существующем и должном и др., определяющие отношение к прошлому, настоящему и будущему, образ жизни и нормы поведения людей. Характерная черта мировоззрения — единство образа мыслей и образа действий, это сфера поступков, социальной активности, деятельности в решении насущных жизненных проблем. Таким образом, в мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая стороны в их взаимосвязи. 
По содержанию и направленности мировоззрение может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, относиться к различным социальным группам и классам. В реальной жизни общие представления о мире и жизненные программы, свойственные определенной эпохе, дополняются множеством групповых и индивидуальных вариантов, отражающих многообразие социальных и природных условий существования людей. И тем не менее, в многообразии исторически изменяющихся мировоззрений выделяются несколько основных типов: мифологическое, религиозное, философское.
 

Мифологическое мировоззрение основано на системе мифов, которые не имеют конкретных авторов – их творцами является народ. Система мифов как бы помогала вписаться в окружающий мир, таящий в себе опасность непредвиденных и непонятных событий и явлений. Иногда в мифологических сюжетах видят только вымысел, и он действительно присутствует, но не это главное. Социальная роль фантастических построений заключалась в том, что в них в своеобразной метафорической форме аккумулировался социально-исторический опыт предшествующих поколений, по взаимодействию с природой и регулированию общественных отношений, объяснению окружающего мира и т.д. Сказание, предание о прошлом в образно-эмоциональной форме играло роль прецедента, которому необходимо было неукоснительно следовать: миф воспринимался как высшая реальность, не подлежащая ни малейшему сомнению, как живое, телесное, реальное бытие. Мифологическое мировоззрение – это форма организации образа жизни на ранних ступенях общественного развития, способ ориентирования века в природной и социальной среде. А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин и др. всесторонне исследовали роль и значение мифологии в развитии культуры прошлого и настоящего.
На ранних ступенях развития истории наряду с мифологическим возникло и религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия также обращается к фантазии и чувствам, формирует ценностное отношение к миру, нравственные нормы образа жизни и поведения. На самых ранних ступенях общественного развития религия и мифология составляли одно целое. Но по мере дифференциации общественного сознания они стали существенным образом отличаться друг от друга, образуя различные мировоззренческие формы. Специфической особенностью религии является наличие культа, т.е. системы обрядовых действий и процедур, обуславливающих отношение со сверхъестественным существом – Богом. 
Развитая религия характеризуется различными формами культа, которые пронизывают пространство и время человеческого существования, где воедино слиты смысл человеческого бытия и священная история, пронизывающая повседневную жизнь от рождения до смерти, что придает смысл человеческой жизни. Религиозное мировоззрение носит характер вероучения, содержит духовно-практическую направленность. Главной целью любого вероучения является поиск правильного жизненного пути, основанного на высших ценностях, присущих трансцендентному, потустороннему миру. В этом проявляется более глубокое осознание человеком своих потребностей и запросов, человеческой сущности вообще. Именно религиозное мировоззрение сформулировало общечеловеческие, нравственные и другие ценности, активно культивировало "вечные" чувства любви, доброты, сострадания, милосердия, справедливости, долга и другие.
 

Философия характеризуется  теоретическим отношением к действительности. Поэтому в отличие от других, философское мировоззрение опирается на рациональную обоснованность принципов познания и действия: именно разум выносит окончательный вердикт об их соответствии или несоответствии ценностно-смысловым ориентирам исторического времени. Философия выполняет функцию теоретического мировоззрения, опирается на все предшествующие способы освоения мира, активно использует их возможности, особенности и тем самым аккумулирует опыт духовного развития. 
Формирование мировоззренческих представлений осуществляется через осознание людьми собственных интересов, потребностей, нужд, которые, в свою очередь, определяются уровнем общественно-экономического развития, ступенью развития цивилизации. Возникновение понятий коренным образом изменяет форму, строй, возможности мышления. Понятие — это духовное образование, которое рассматривает предметы, явления, фрагменты реальности в совокупности присущих им единичных и всеобщих свойств и качеств, проявляющихся в универсальной связи и развитии мира. Самые общие понятия, составляющие фундамент философского отношения к миру выступают в роли категорий. Теоретическое мышление посредством абстракций, обобщений, сравнений, идеализаций преодолевает границы образно-чувственного восприятия, вскрывает существенные связи и отношения мира и человека, выявляет новые горизонты познания и осмысления действительности. Понятийное мышление тесно связано с определенными правилами, нормами, процедурами, систематизированных в формальной логике. Не случайно, возникновение философского мировоззрения совпало с появлением первой системы выводного знания, автором которой стал величайший философ древности — Аристотель. Законами силлогистики активно занимались и его предшественники: индийские логики IV-V вв. до н.э., античные философы, Платон и другие.. 
Возникновение теоретического мышления сделало возможным раскрыть механизм мировоззренческого процесса, его укорененность в человеческой деятельности. Всеобщие характеристики социокультуры, которые в предельно обобщенном виде выражают потребности, нужды, возможности, представления о мире, приобретают форму объективных норм миропонимания, мироосмысления, жизнестроительства. Нераздельное единство природного и социального бытия, постоянно воспроизводимого в деятельности и обладающего характерными чертами определенной эпохи, проявляется как два разнонаправленных и одновременных движения: от человека к миру и от мира к человеку. По праву рождения индивид застает "свое" человеческое место, которое он еще должен занять. В напряженном взаимодействии существующего и должного прослеживается глубокая противоречивая связь между регулятивной функцией мировоззрения и свободой: человек делает свободный выбор, который проявляется как воля к самореализации всеобще-человеческого. 
Анализ развития различных типов мировоззрения раскрывают истоки и основные этапы всемирно-исторического пути, который проделало человечество к философскому миропониманию.
 
 

2. Русская философия конец 19 - начало 20 вв.

 
 
Первые опыты русского философствования относятся еще  к раннекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности («Слово о законе и благодати» Иллариона, доктрина монаха Филофея «Москва – третий Рим», переписка И.Грозного с А.Курбским, отражающая столкновение 2-х концепций развития русской государственности – монархии ограниченной и просвещенной). В религиозно-философских трактатах  10 – 17 вв. значительное место занимает морально-назидательная тематика («поучения» Мономаха, «Домострой» Сильвестра, сочинения И.Волоцкого и др.).
Следует отметить, что  средневековая философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания, приоритетным здесь является религиозный и художественный способ философствования.
Существенным этапом развития русской философской мысли  становится Просвещение (18 век). В этот период философия постепенно приобретает  самостоятельный статус, освобождается от диктата богословия. Философия России этого периода опирается на деистические представления (Бог творит мир, но не вмешивается в его развитие), на теорию «двух истин» (истины богословия и философии/науки самостоятельны и независимы). Большой вклад в развитие философии этого периода и становление научного знания внесли М.Ломоносов и А.Радищев. В целом философская мысль этого периода носила ярко выраженный научный и политический характер.
Подлинно оригинальная национальная философия в России появляется уже в 19 веке. Для России 19 век – это век классический: русская философская классика создает цельное, глубоко выстраданное философское знание, осмысляющее историческое предназначения России, которое предлагает историко-философскую оценку духовного развития русского православного мира.
У истоков самобытного  национального философского творчества в России стоит П.Я.Чаадаев(1794 - 1856). В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Судьба Чаадаева сложилась довольно сложно: его идеи были плохо восприняты обществом, особенно же негативно встречены правящей верхушкой. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Впоследствии, отвечая на критику, в «Апологии сумасшедшего» Чаадаев смягчил высказанные ранее идеи и акцентировал внимание на том, что России еще предстоит решить  большую часть проблем социального порядка.
Особенностью развития русской философии 19 века, идейно связанной  с трудами Чаадаева, становится противостояние западников и славянофилов. Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали западники, - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (так считал сам П.Я.Чаадаев).
Обсуждение проблем  религии и вопросов о методах  реформ раскололо западничество  на два направления:
-либеральное (П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин), которое отстаивало догмат о бессмертии души и ратовало за просвещение  народа и пропаганду передовых идей;
-революционно-демократическое  (А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский), которое  трактовало сущность души с  позиций атеизма и материализма, выдвигало идеи революционной борьбы.
Славянофильство оформляется в 30-е –60-е г. 19  века. Среди представителей славянофилов обычно выделяют три ветви:
·     «старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);
·        «младшие» славянофилы (И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев);
·        «поздние» славянофилы (Н. Данилевский, Н.Страхов)
Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России (без  оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду -  Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).
В ряду русских славянофилов заметное место занимает творчество такого замечательного философа  и врача как К.Н. Леонтьев (1831 – 1891). Про его мнению, бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. Леонтьев считает, что в прогресс надо верить, но не как в непременное улучшение, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих, Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической и неравнодушной. Анализируя культурно-исторический процесс, философ выделяет 3 стадии циклического развития общества:
-первичная «простота»,
-«цветение» или  «цветущая сложность»,
-вторичное «упрощение»  или «смещение».
По мнению Леонтьева, красочность и цветение российской жизни противостоит западному «всесмещению», что доказывает неправильность развития западного мира и, наоборот, зрелость традиций византизма – сочетания  крепкой монархической  власти, строгой церковности, крестьянской общины и жесткого сословно-иерархического деления общества.
С идеями русского славянофильства  во многом связаны замечательные  мыслители русской религиозной  философии конца 19 – начала 20 веков (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии становятся соборность, всеединство и абсолютная ценность человеческой личности.
В.Соловьев(1853 – 1900) создает  «новую философскую систему», которая, по его мнению, выражает новое знание – знание всеединства. Всеединство у Соловьева поднимется в 3-х аспектах:
-гносеологическом  – как единство 3-х видов знания: эмпирического (наука), рационального  (философия), мистического (религиозное  созерцание), которое достигается  не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
-в социально- практическом  аспекте всеединство понимается  как единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма,  протестантизма и православия;
-и в аксиологическом  аспекте – как единство трех  абсолютных ценностей (добра, истины и красоты), при условии примата добра.
Искомое всеединство  в философии Соловьева трансформировалось в образ Софии («вечной женственности»).
Конечным и идеальным  пунктом устремлений человеческой культуры становится богочеловечество;  смысл человеческой истории видится в выходе эмпирического человечества (греховного по своей природе) к Богу. Этот путь освящен любовью и заключен в спасении в человеке человеческого «через жертву эгоизма».
Анализирует В.Соловьев и противостояние Востока и Запада в истории развития цивилизации.   Центральная идея творчества философа – поиск той интегративной силы, которая смогла бы соединить Запад и Восток, открыть позитивные возможности развитию человечества. Такой силой, по мнению Соловьева, может стать только славянство, которое способно инициировать процессы воссоединения человечества.
В.Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию  преображения русской жизни, совершенствования  и углубления христианского существования  нации. В основе этой концепции – критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение казенного патриотизма; утверждение идеи о том, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности и вкладом в мировую цивилизацию; а так же выдвигается идеал развития общественной свободы, служения ценностям  добра и справедливости.
Н.А.Бердяев (1874 – 1948) развивает
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.