На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Дефицит и излишек товаров на рынке. Понятие ценовой эластичности спроса

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет информационных и  социальных технологий
Кафедра менеджмента и социальных технологий 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной  дисциплине «Экономическая теория» 

«ДЕФИЦИТ  И ИЗЛИШЕК ТОВАРОВ  НА РЫНКЕ. ПОНЯТИЕ  ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА» 
 
 

                Выполнил: студент группы ГМУ 10-1з
                            Никитин Игорь Анатольевич
                Проверил: канд.эконом.наук, доцент
                            Немиров Владимир Николаевич 
                 
                 

Липецк -2012
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ            3
1. ПОНЯТИЕ ДЕФИЦИТА И ИЗЛИШКА ТОВАРОВ НА РЫНКЕ    3
  1.1. Рыночное равновесие цен спроса и предложения     5

  1.2. Равновесная  цена           7

  1.3. Устойчивость  и неустойчивость равновесия      7

  1.4. Дефицит и излишки          9
2. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА       12
  2.1. Эластичность спроса по цене         12
  2.2. Точечная и дуговая эластичность         14
  2.3. Эластичность линейной кривой спроса       17
  2.4. Функция спроса с постоянной эластичностью       18
  2.5. Эластичность и общий доход         19
  2.6. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса    21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ            23
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     25
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рыночная  экономика – это бесконечное  взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.
     Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой  руки"). Превышение цены спроса над  ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом. 
     Органы  власти, структуры бизнеса, супермаркеты, потребители и т.д. нуждаются в способе, позволяющем им измерять, каким образом изменяется объем покупаемого товара (услуг) в ответ на изменение цен.
     Использование абсолютных показателей (цена измеряется в денежных единицах, а объем спроса в зависимости от товара в литрах, метрах или штуках) не позволяет сравнить реакцию потребителей на изменение цен на различных рынках. В силу этого удобнее рассмотреть меру чувствительности, не зависящую от единиц измерения. Экономисты выбрали в качестве такой меры реагирования объема спроса к изменению цены и назвали ее эластичностью.
     Все это предопределило объект работы –  спрос и излишек товаров на рынке.
     Предметом выступает практическое применение законов экономической теории на практике.
     При этом, цель работы заключается в определении понятия и качественных характеристик дефицита и излишка на рынке, а также сущности явления эластичность.
     Для достижения поставленной цели решались следующих задач:
     - теоретическое обоснование дефицита  товаров на рынке;
     - исследование понятия излишек товаров на рынке;
     - теоретическое исследование эластичности спроса по цене.
 

1. ПОНЯТИЕ ДЕФИЦИТА  И ИЗЛИШКА ТОВАРОВ  НА РЫНКЕ

1.1. Рыночное равновесие цен спроса и предложения

 
     Рыночным  процессом ценообразования управляют  законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы на соответствующих графиках рис.1 и рис.2 с помощью кривых.
               

Рисунок 1 – График спроса          Рисунок 2 – График предложения 

     Однако  рыночные силы намного богаче тех  моделей, которые были представлены.
     Совместим на одном графике линии спроса и предложения (рис.3).

Рисунок 3 – Взаимодействие спроса и предложения 

     Как видно из рис.3, линии спроса и предложения пересекаются в одной точке (точка Е). В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D – точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
     Объем продаж в этой точке называется равновесным  объемом рынка (QE) формула (1).
     QE=QS=QD                                                        (1)
     Цена  в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (PE) формула (2).
     PE=PS=PD                                                        (2)
     Таким образом, рыночное равновесие – это  состояние рынка, при котором  объем спроса равен объему предложения.
     Различают частичное и общее равновесие.
     Частичное равновесие – равновесие на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства.
     Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и  предложения, и ни один из этих экономических  агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.
     Понятие общего равновесия разработано Вальрасом. В его трактовке, это состояние, при котором эффективное предложения  и эффективный спрос уравнивается на рынке услуг.
     Равновесие  всей экономической системы в целом называется экономическим равновесием и проявляется в виде пропорциональности:
     - между производством продукции  и его потреблением;
     - между вовлеченным в оборот  ресурсами и их использованием;
     - между предложением товара и  их спросом;
     - между материально-вещественными и финансовыми потоками.
     Согласованность данных пропорциональностей общественного  производства приводит к сбалансированному  развитию экономической системы  в целом. Однако каждая производственная единица обладает известной автономностью, поэтому пропорциональность в национальном хозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию и предполагает отклонение от равновесия, которое по-разному тактируется в разных экономических школах.

1.2. Равновесная цена

 
     Равновесная рыночная цена – это цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают. Она является относительно устойчивой; при ней по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.
     Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды  рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.
     Точка пересечения кривых спроса и предложения  Е соответствует определенному  уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс) рис.3.

1.3. Устойчивость и неустойчивость равновесия

 
     Рыночное  равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния  вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном  случае равновесие неустойчиво. Чтобы  проверить, является ли равновесие, изображенное на рисунке 4, устойчивым, допустим, что цена повысилась с P0 до P1.
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 4 – Взаимодействие спроса и предложения  на рынке 

     В результате на рынке образуется избыток  в размере Q2 – Q1. По поводу того, что вслед за этим произойдет, существуют две версии – Л. Вальраса и А. Маршалла. 
      Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.
     По-иному  рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке  представляет устойчивое рыночное равновесие. 
     По  версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы.
     Согласно  версии Маршалла, доминирующей силой  в формировании рыночной конъюнктуры  всегда являются предприниматели. 
     Расхождения при описании механизма функционирования рынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют  на любые изменения конъюнктуры, а по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу – условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.

1.4. Дефицит и излишки

 
     Рыночное  равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной единицы  времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может  установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS) (рис.5).

Рисунок 5 – Дефицит и излишек товаров  на рынке 

     Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.
     Товар дефицитный, если величина спроса на товар  больше величины его предложения.
     Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.
     Если  установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится  ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает  минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит.
     Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы  к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.
     В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость  дополнительных мер, стимулирующих  ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.
     Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая  стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. 
     Как показано на рис.5, любой избыток  товара, т.е. товарный излишек, толкает  цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать  цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.
2. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА 

2.1. Эластичность спроса по цене 

     Эластичность  в математике - это мера реакции функции на изменение аргумента. Таким образом, если мы хотим охарактеризовать степень влияния одной переменной на другую, то сначала необходимо определиться, какая из переменных будет независимой (выполняющей роль аргумента), а какая - зависимой (выполняющей роль значения функции). Если значение функции существенно меняется под воздействием изменения аргумента, то это соответствует высокой эластичности, если наоборот - то низкой. Но понятия и «слабо» являются субъективными. Для объективной количественной оценки меры реакции рассчитывают значение коэффициента эластичности.
     Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется значение функции при увеличении значения аргумента на один процент. Допустим, мы рассматриваем зависимость между переменными Х и У. Предположим, что Х - независимая переменная, тогда: У = F(x). Коэффициент эластичности У по Х будет равен:
       .                                (3)
     Значение коэффициента эластичности не зависит от выбора единиц измерения, как по оси функции, так и аргумента.
     Коэффициент прямой эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится  объем спроса при увеличении цены данного товара на один процент.
     В данном случае роль функции выполняет  величина спроса, а роль аргумента - цена товара.
                                              (4)
     Из  закона спроса мы знаем, что между  ценой данного товара и объемом  спроса обычно существует обратная зависимость, то есть при увеличении цены количество товара, которое потребители хотят и могут купить, сокращается, и наоборот. Следовательно, прямая эластичность спроса обычно отрицательна: . Обычно производят сравнение коэффициентов ценовой эластичности спроса по абсолютной величине.
     Значение коэффициента ценовой эластичности отражает особенности  потребительского спроса. Для различных товаров зависимость «цена- спрос» носит индивидуальный характер, причем коэффициент эластичности спроса по цене колеблется в широком диапазоне.
     В зависимости от степени эластичности выделяют следующие типы ценовой  эластичности спроса:
     1) Неэластичный спрос - коэффициент  эластичности  , то есть,  темп изменения цены будет больше темпа изменения объема спроса. Покупатели слабо реагируют на изменение цены товара.
     Например, если цена вырастет (снизится) на 1%, то объем спроса сократится (вырастет) на Х%, где Х ,
     2) Эластичный спрос - коэффициент  эластичности  , то есть, темп изменения объема спроса больше темпа изменения цены,  потребители чутко реагируют на изменение цены товара.
     Предположим, если цена вырастет (снизится) на 1%, то объем спроса сократится (вырастет) на Х%, где Х . Коэффициент эластичности будет ,
     3) Спрос единичной эластичности - коэффициент  эластичности  , то есть объем спроса на товар изменяется в той же пропорции, что и цена этого товара.
     Кроме этого рассматривают еще два  крайних случая.
     4) Абсолютно неэластичный спрос. (рис.6) В этом случае изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции,  и покупатели согласны купить товар или услугу по любой возможной цене.
       
 
 

Рисунок 6 - График абсолютно неэластичного спроса 

     Кривая  абсолютно неэластичного спроса вертикальна. На практике не существует кривых спроса абсолютно неэластичных для всех цен, это справедливо даже для такой жизненно необходимой услуги, как например, хирургическая операция.
     Однако кривая спроса для большинства такого рода услуг или товаров будет абсолютно неэластичной в широком диапазоне цен.
     5) Абсолютно эластичный спрос. (рис. 7).
       
 
 

Рисунок 7 - Кривая абсолютно эластичного спроса 

     Кривая  абсолютно эластичного спроса горизонтальная линия. Такой тип эластичности практически не встречается в реальной жизни. Этот случай возможен при наличии на рынке совершенной конкуренции, т.е. идеальных рыночных условий. Тогда по сложившейся на рынке цене можно продать бесконечно большое количество продукции, однако, даже при незначительных изменениях цены объем спроса на товар падает до нуля. 

2.2. Точечная и дуговая эластичность 

     По  способу расчетов эластичности спроса по цене различают точечную и дуговую  эластичность.
Точечная  эластичность
     Пусть первоначальная цена товара P1, объем спроса- Q1. Пусть цена товара изменилась на ?P=P2-P1, а величина спроса - на ?Q=Q2-Q1. Определим процентные изменения цены и объема спроса.
     P1   -  100%
     ?P - ?P%.
     Тогда    ?P%=
.

     Аналогично:
     Q1 -  100%
     ?Q - ?Q%.
     Тогда    ?Q%=
.

     Подставим полученные выражения в формулу (2)
                        (5)
     Эта формула применяется при незначительных изменениях (до 10%) объема спроса и цены. Точечный коэффициент обычно применяют в случаях вычисления эластичности в определенной точке или некоторой окрестности точки. Именно об этом свидетельствует и его название. Если необходимо вычислить коэффициент в определенной точке, то это означает, что изменение аргумента практически отсутствовало, то есть   ( ?P>0), тогда:
       , где                            (6)
     Чтобы использовать формулу (4) необходимо знать аналитическое выражение рассматриваемой функции, поскольку в ходе расчета придется взять от нее производную.
Дуговая эластичность
     Если  известны цена и объем спроса для  двух точек A(P1;Q1) и В(P2;Q2), а вид кривой спроса неизвестен (рис.8), то чаще применяют для расчета дуговую эластичность.
 
 
 
 
 

Рисунок 8 - Кривая спроса на товар 

     Пусть нам поставлена задача рассчитать эластичность при перемещении из точки А  в точку В. При этом мы будем  использовать для расчета формулу (2) , тогда:
                (7)
     Предположим, что задача немного изменилась, и нам надо определить коэффициент эластичности на отрезке при перемещении из точки В в точку А. Снова используем формулу (2).
               (8)
     Как видно, значения эластичности отличаются. Получается, что эластичность на рассматриваемом участке зависит от того, в каком направлении происходит перемещение. Поэтому при значительных изменениях объема спроса и цены необходимо использовать формулу, результат которой бы не зависел от направления движения. Этим свойством обладает коэффициент дуговой эластичности. За 100% берутся координаты средней между А и В – точки С (рис.4).
        

       
 
 
 
 
 

Рисунок 9 - Кривая спроса на товар 

     
     ?P - ?P%.      Тогда    ?P%=
.

     Аналогично:
       
     ?Q - ?Q%.       Тогда    ?Q%=
.

     Подставим полученные выражения в формулу (2)
                  (9)
     Формулу дуговой эластичности можно применять  независимо от того, на сколько процентов  меняется значение функции и / или аргумент. 

2.3. Эластичность линейной кривой спроса 

     Рассмотрим  линейную кривую спроса Q=a-bP. Наклон этой кривой спроса есть константа(-b). –b= . Подставив значение –b в формулу (2), получим . Для линейной кривой спроса наклон – постоянная величина, он не зависит от цены и величины спроса. Напротив, с изменением цены отношение P/Q меняется при движении вдоль кривой спроса (рис. 5).
      Следовательно, для линейной кривой спроса эластичность спроса по цене – переменная величина.  
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 10 - График линейной кривой спроса 

     При Р=0 эластичность спроса равна нулю. При Q=0 коэффициент эластичности спроса равен минус бесконечности. Если Q=a/2, P=a/2b, то эластичность спроса по цене E= -1.
     Таким образом, точка единичной эластичности спроса по цене находится в середине линии спроса.
     Спрос является
    неэластичным при ;
    эластичным при .
 
2.4. Функция спроса с постоянной эластичностью 

     Рассмотрим  эластичность функции спроса: вида: (рис.11).

Рисунок 11 - Функция вида
, где А  и а - некоторые константы
 

     Выведем формулу эластичности для этой функции:

     Таким образом, мы выяснили, что значение эластичности для подобной гиперболической  функции спроса не зависит от координаты точки и при любом уровне цены равно -а. Свойством постоянной эластичности обладает не всякая гиперболическая функция спроса, а только удовлетворяющая указанному выше общему уравнению. 

2.5. Эластичность и общий доход 

     Общий доход (выручка) определяется как произведение цены на проданное количество товара. ТR=P•Q.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.