На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Философия и методология принятия решений. Принятие рациональных решений. Эффективность стратегии все или ничего. Влияние принятия решений на цели. Управленческое решение как результат работы менеджера. Принятие неэффективых решений. Выбор альтернатив.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание:

Введение
1.Решения и цели
1.1. Философия и методология принятия решений
1.2. Рациональные решения
2. Влияние принятия решений на цели
2.1. Принятие решений и цели
2.2. Пример взаимосвязи решений и целей
Вывод
Список используемой литературы

Введение

В теории решений термин «альтернатива» означает одно из альтернативных решений, поступков, одно из отношений или вещей, являющихся предметом выбора (один из возможных их вариантов).

В связи с далеко идущим усложнением организационных и личностных решений традиционные методы деятельности часто оказываются непригодными. Ни интуиция, ни здравый смысл, ни врожденный ум не гарантируют правильного выбора из возможных альтернативных решений, относящихся к политике, экономике или культуре. Практика показывает, что если лицо, принимающее решение, опирается только на опыт или так называемую житейскую мудрость, оно часто принимает ошибочные решения, которые приводят к таким фатальным следствиям, как экономический застой, нанесение вреда окружающей природе или снижение уровня обучения в школе. Чтобы иметь возможность принимать рациональные решения, как организационные, так и личностные, нужно все шире использовать научное знание. Наука -- это мощный инструмент познания, позволяющий изучать и объяснять процессы принятия решений, управлять ими. Принятие решений стало предметом научного исследования лишь во время второй мировой войны.

Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что на современном этапе поставленные цели должны быть связаны с решениями.

Предметом является диалектика взаимосвязей целей и решений.

Объектом являются цели и решения.

Целью является изучение предмета и объекта данной курсовой работы

Задачи:

- рассмотреть решения и цели;

- рассмотреть влияние принятия решений на поставленные цели.

1.Решения и цели

1.1. Философия и методология принятия решений

Прежде всего, возникает вопрос - почему появилась такая специализация на философских факультетах страны. Дело в том, что далеко не все выпускники этих факультетов после окончания учебы смогут заняться академическими исследованиями или преподаванием философии в высшей школе. Большинство из них пойдет работать в бизнес, органы государственного управления, а если кто-то и будет преподавать в вузах, то, скорее всего, самые различные социально-гуманитарные дисциплины. Философское образование, на мой взгляд, должно обладать не только фундаментальностью, но и практичностью. Выпускник философского факультета, наряду с занятием наукой и преподаванием, должен быть готов успешно выступить в роли:

- специалиста в области анализа различных сфер жизни общества и его социальных институтов;

- консультанта управленческих структур в системе государственной власти, в бизнесе, в общественных организациях;

- аналитика в средствах массовой информации, службах по связям с общественностью и т.д.

Все эти сферы деятельности предполагают непосредственное участие нашего выпускника в процессах управления. Необходимо отметить, что современное общество не может развиваться без системы управления, причем эффективный менеджмент все активнее становится важнейшим ресурсом любой страны. В нем нуждаются университеты и заводы, магазины и больницы. Значимость управления в обществе общепризнанна, его сегодня рассматривают как один из основных факторов прогресса. Проблема принятия решений является одной из ключевых в современной теории и практике управления. Это вполне закономерно, поскольку акт принятия решения - центральный момент любого процесса управления. Принятие решений присутствует во всех функциях управления, а решение является основным результатом работы системы управления. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до сведения исполнителей в форме заданий, планов, нормативов, команд и служит основой для их целенаправленных последующих действий. Каждый процесс управления можно рассматривать как процесс принятия решений [1].

Многие люди глубоко убеждены, что, обладая профессиональными знаниями, опытом, волей, они способны в подавляющем большинстве случаев принять оптимальное решение. Как правило, осознавая сложность проблем выбора решений, они, тем не менее, не сомневаются в своей способности найти верное решение. Достижения современной науки, убедительно доказывают необоснованность этой уверенности. Установлены объективные пределы возможностей человека при выполнении сложных когнитивных операций в силу ограничений объема оперативной памяти, скорости восприятия и переработки информации и т.п., что накладывает определенный отпечаток на поведение человека [2-4]. Как шутят философы, «если глупость человеческая не имеет границ, то ум, к сожалению, имеет такие границы». Из этой шутки, тем не менее, следует важнейший методологический вывод: человеку, принимающему решения, нужно помогать, специальным образом организуя процесс получения и обработки информации! Практика принятия решений, базирующаяся лишь на опыте и здравом смысле, не использующая достижений науки, становится в настоящее время абсолютно бесперспективной.

Врачи изучают медицину, юристы - юриспруденцию, но мало кто из них получает систематическую подготовку в области принятия решений. Думается, что специалист, которому предстоит принимать ответственные решения, наряду с обладанием конкретными знаниями, должен владеть и основами теории и методологии принятия решений. Осознавая сложность проблем, которые предстоит решать выпускникам вузов России в XXI веке, представляется достаточно очевидным вывод о необходимости обучения будущих специалистов методам и методологией принятия решений. Зарубежный опыт подтверждает этот тезис. В университетах США, например, курс, основанный на книге Jeffrey R.S. «The Logic of Decision» [5], является одним из наиболее распространенных, причем практически для всех специальностей.

Наша жизнь соткана из множества решений. Каждый день возникают ситуации, которые требуют принятия решений, и если одни из них просты и привычны, то другие требуют серьезных размышлений, третьи встречаются впервые, а от четвертых может зависеть дальнейшая судьба. Отметим при этом наше стремление находить непременно «хорошие», «правильные» решения. А что такое «хорошее» решение? Каковы критерии сравнения различных вариантов решения? Что положить в их основу? Должны ли эти критерии учитывать только субъективные оценки человека, принимающего решение, или же возможен подход, позволяющий находить методы, которые с одинаковым успехом применимы к разным людям и различным задачам? Может человек сделать точный рациональный выбор или же он может только приближаться к нему? Как в принятии решений должны соотноситься наука и искусство? Можно ли научить человека принимать «правильные» решения?

Ответы на эти вопросы весьма не просты и требуют специальных исследований. Особая роль процессов принятия решений в жизни общества в целом и отдельных людей осознавалась издавна, что нашло свое отражение в таких классических философских проблемах, как свобода воли человека, борьба добра и зла. В XX в. изучение проблем принятия решений вышло на качественно новый уровень. С конца сороковых годов прошлого века с работ Дж. Фон Неймана и О. Моргенштерна берет свое начало теория принятия решений как самостоятельная научная дисциплина [6]. Она возникла вследствие экономических и политических потребностей, но в данное время активно использует результаты и методы различных отраслей знаний, тесно связана с практикой и, в силу специфики предмета, носит комплексный, междисциплинарный характер. Ее развитие неотделимо от прогресса компьютерной техники, формирования таких научных направлений, как исследование операций, искусственный интеллект, системный анализ. Теория принятия решений активно использует методы философии, математики, психологии, информатики, в то же время она имеет ярко выра-женную прикладную направленность [7].

Анализ процессов принятия решений с необходимостью носит междисциплинарный характер, поскольку в них тесно переплетаются различные факторы: организационно-технические, социально-экономические, психологические, правовые и др. Поэтому рассмотрение этих процессов, безусловно, не может быть ограничено рамками лишь какой-то одной дисциплины - социологии, психологии, математики, истории, экономики и т. п. Однако то общее представление, которое получают, сложив вместе данные названных наук об этих процессах, напоминает скорее мозаику со строго определенными разделительными линиями, чем единую картину. Более того, в силу междисциплинарности рассматриваемого феномена, зачастую возникают терминологические разногласия при описании и изучении одних и тех же явлений методами различных наук, появляются проблемы соотношения используемых моделей. Специализация повлекла за собой утерю той целостности, которой характеризуются естественные процессы принятия решений. Эти и ряд других факторов требуют, на мой взгляд, наличие общего философского, междисциплинарного базиса, который необходим для более глубокого понимания феномена решений, и позволит сформировать понятия и категории, обеспечивающие выход за рамки узко дисциплинарных способов понимания и осмысления этих процессов.

Одной из основных исторически сложившихся задач философии является построение и анализ исходных аксиологических, гносеологических и методологических оснований человеческой деятельности и поведения. Любую человеческую деятельность можно представить как цепочку принятия решений. Философский анализ проблем принятия решений обусловлен не только их ролью в жизни общества и отдельного индивида, но и тем, что процессы принятия решений, будучи синтезом науки и искусства, знания и опыта, представляют широкое исследовательское поле для изучения человека, понимания его природы в различных ситуациях. Отсюда следует значение анализа этих процессов для философской антропологии и социальной философии, как и в целом для развития методологии гуманитарного знания. Категория «решение» в различных ее интерпретациях становится уже одной из центральных для многих разделов эпистемологии - как ценностно-нормативного знания, так и позитивного, как теоретического, так и прикладного.

Целенаправленная человеческая деятельность всегда связана с принятием решений, а принятие решений является структурным элементом, важнейшим атрибутом этой деятельности. Решение - это процесс и результат выбора цели и способа ее достижения, связующее звено между познанием и тем или иным вариантом поведения, действия человека. Принятие решений - мыслительный процесс, предполагающий предварительное осознание цели и способа действий, проработку различных вариантов. Важнейшей особенностью этого процесса выступает его волевой характер. В решении интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. Оно служит основой самоидентификации человека, так как любой социальный тип, любой характер раскрывается только через сознательное действие. Решение всегда принимается одним или несколькими лицами и является социальным феноменом по своей природе.

Анализ процессов принятия решений предполагает рассмотрение целого спектра проблем, для рассмотрения которых требуются определенные гносеологические и методологические основания и предпосылки. Прежде всего, вопрос о субъекте принятия решений. Если субъектом решения является группа людей, то в этом случае возникает целый ряд новых гносеологических и методологических проблем, по сравнению с субъектом, состоящим из одного человека. Если же субъект принятия решения состоит из одного человека, то в этом случае актуален вопрос, насколько можно при анализе решений абстрагироваться от черт конкрет-ной личности.

Одним из условий нашей жизни является неопределенность, и необходимо учиться действовать с учетом этого фактора. В связи с этим возникает общая философская и методологическая проблема анализа поведе-ния человека в условиях неопределенности. Фактор неопределенности присутствует во всех серьезных задачах, связанных с человеческой деятельностью, причем это справедливо как по отношению к решениям в области экономики, политики, экологии, так и к жизни отдельного человека. Не менее важно, что неопределенность является не только фактором, но и неотъемлемым атрибутом большинства решений. Процесс при-нятия решений связан с такой познавательной и практической ситуацией, когда необходимо действовать в условиях, которые не полностью определены, когда отсутствует достаточная информация о самой задаче, а также тех ограничениях, которым она подвержена, включая не только объективные, но и относящиеся к субъекту действия. Таким образом, проблема неопределенности в процессах принятия решений имеет важное гносеологическое содержание: неопределенность в данном случае выступает как одна из характеристик отношения субъекта и объекта.

Другой проблемой, изучение которой предполагается в рамках специализации, является рассмотрение методологических оснований для моделирования процессов принятия решений. Применение количествен-ных методов для обоснования решений весьма сложная задача. Использование различных аксиоматических подходов, моделей вызывает серьезные дискуссии. Модели представляют собой неотъемлемую составляю-щую диалога между теорией и практикой управления. Ведь даже лучший управленец, менеджер мыслит с помощью моделей, поскольку постоянно может держать в поле зрения лишь немногие и сильно агрегиро-ванные взаимосвязи окружающей его реальности. Широкое применение моделей управления связано также с различным уровнем руководителей как по квалификации (опыт, подготовка), так и по способностям. Модели «учат» учитывать как формализованные, так и не формализованные условия проблемной ситуации. Модели упорядочивают связи между отдельными этапами подготовки решения управленческих задач, способствуют повышению системности и комплексности анализа.

Сложность и динамизм современной жизни делают актуальным рассмотрение вопросов, связанных с использованием интуиции в принятии решений. Например, практика современного управления уже включает интуицию как необходимый элемент принятия решений. В основе этого явления лежит фактор неопределенности и необходимость принятия быстрых, адаптивных решений, отвечающих изменениям во внешнем окружении организации. Философско-методологический анализ этих вопросов, связанных с исследованием ситуаций, где интуиция может играть определяющую роль, представляется также весьма важным.

Здесь приведена только часть проблем или тем, которые предполагается рассматривать в рамках специализации «философия и методология принятия решений», причем они отражают, прежде всего, авторское видение реализации этого направления подготовки. В силу ограниченного объема статьи не ставилась задача рассмотреть все возможные подходы. Тем не менее, хочу отметить, что, на мой взгляд, реализация этой специализации невозможна без использования методологии критического мышления, которое понимается как последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний, с целью выяснения их соответствия фактам, нормам и ценностям. Критическое мышление является формой рационального мышления, служит необходимым условием принятия эффективных управленческих решений [8].

Говоря о прикладной направленности специализации, основной акцент в статье был сделан на возможности ее использования в сфере управления. Сразу хочу заметить, что проблемное поле исследований принятия решений не совпадает с областью проблем управления. В целом ряде аспектов «принятие решений» существенно «шире», чем сфера исследований проблем управления. Для большинства академических дисциплин существует круг вопросов, которые относят к их основаниям и традиционно обозначают как философию соответствующей науки, при этом управление и принятие решений не являются исключением [9].

Руководитель любого ранга ежедневно ищет решения сложных и порой запутанных управленческих проблем. На что же ему опереться: на теоретические рекомендации и разработки, советы признанных научных авторитетов или на имеющийся опыт, известные прецеденты, собственную интуицию? Если он получит специальную подготовку в области принятия решений или воспользуется консультацией специалиста, то этот фактор, при прочих равных условиях, сможет сделать его деятельность более эффективной.

1.2. Рациональные решения

Опираясь на постулаты (критерии) инструментальной рациональности, специалисты в области статистики и экономики пытаются сформулировать рациональные методы разрешения описанных задач принятия решений, то есть алгоритмов, позволяющих за конечное число шагов найти среди альтернатив оптимальный вариант. Поиск решения складывается из нескольких этапов, среди которых особенно важны два следующих.

1. На первом этапе исследователь анализирует задание по принятию решения, устанавливает совокупность действий, описывает параметры и переменные, которые участвуют в них. Такой подробный анализ позволяет установить тип задания. С его помощью исследователь может понять, какой характер имеет задание--детерминистский (при котором каждая альтернатива приводит к однозначно определенным результатам) или вероятностный (в котором участвуют случайные переменные с известными вероятностями распределения). Познание структуры задания имеет основное значение, так как от него зависят дальнейшие этапы работы.

2. На втором этапе исследователь формулирует рациональное решение. Метод решения зависит только от структуры задания. Так, большинство заданий детерминистского типа выполняется с помощью линейного про-граммирования и дифференциального исчисления. Для выполнения же вероятностных заданий используется теория вероятностей. После выработки метода выполнения задания он постепенно осуществляется на практике.

Чтобы проиллюстрировать изложенные положения, представим себе простое задание детерминистского типа, названное в литературе задачей о диете. Рациональное питание основано на выборе таких продуктов, которые содержат все необходимые составляющие, такие, как углеводы, белки или витамины, и одновременно как можно более дешевы. Оптимальная диета должна, следовательно, удовлетворять определенным условиям, которые диктуются как соображениями здоровья (медицинские постулаты), так и соображениями бережливости (экономические постулаты). Допустим, что даны продукты питания T1, Т2, ... Тп. Диета заключается в использовании x1 единиц продукта Т1, x2 единиц продукта Т2, ..., xп единиц продукта Тп. Ее можно представить в виде вектора х =(x1,x2, ..., xп). Как известно, каждый продукт содержит определенное число питательных составляющих в определенном количестве. Обозначим эти составляющие b1, b2, ..., bm. Одно из основных требований рациональной диеты состоит в том, чтобы каждая из этих составляющих (углеводы, витамины или минеральные соли) наличествовала в количествах, не меньших определенных минимальных величин. Обозначим эти минимальные величины составляющих b1, b2, ..., bm, С1, С2, ..., Cm. Следовательно, для рациональной диеты должны выполняться следующие неравенства:

b11x1+ b12x2+ … + b1nxn>=C1

b21x1 + b22x2 + … + b2nxn>=C2 (1.3)

bm1x1 + bm2x2 + …+ bmnxn>=Cm

Если диета не отвечает условиям (1.3), то с точки зрения рациональности питания ее следует отвергнуть.

Однако одного выполнения указанных выше постулатов еще не достаточно. Нужно выполнить постулат максимизации целевой функции, согласно которому диета должна удовлетворять упомянутому условию (1.2),

Допустим, что k1, k2,..., kn -- цены продуктов х1, х2,... ..., xп. Следует выбрать самую дешевую диету, для которой функция цели и достигает минимума, то есть достигает функция 1 - u:

и == k1x1 + k2x2 + ... +knXn==min. (1.4)

Следовательно, в описанном случае заданием на рациональное решение будет выбор такой диеты (x1, xi, ..., xп), которая удовлетворяет неравенство (1.3) и для которой в то же время функция цели (1.4) достигает минимума. Опираясь на интуицию или здравый смысл, очень трудно -- если вообще возможно -- решить эту задачу надлежащим образом. Чтобы найти рациональную диету, следует использовать линейное программирование, которое позволяет решать задачи детерминистского типа.

В статистических и экономических работах можно найти много примеров рациональных решений. Чтобы лучше их охарактеризовать, обсудим подробнее понятие инструментальной рациональности. Согласно О. Ланге, «мы различаем два понятия рациональности действий: рациональность фактическую и рациональность методологическую. Первая имеет место тогда, когда набор средств отвечает действительной, объективно существующей ситуации... Фактическая рациональность д и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.