На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическая сфера общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Стр.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура  и формы политической жизни………………………..4
2. Содержание, место  и роль политических отношений  в общественной жизни……………………………………………………………………………….8
3. Политика как  наука и искусство. Границы политического регулирования..14
Заключение………………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………………….19 

 

     Введение 

       Политическая сфера общества - это  область общественной жизни, в  которой осуществляется управление  развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.
     Ведь  государство, как правило, выполняло  и выполняет ряд общественно  значимых функции, и прежде всего  таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. 
     Государство – основной политический институт власти. Внешняя и внутренняя политика государства в большей степени представляет, выражает и защищает интересы одних классов, наций, социальных групп и слоев и в меньшей – других. В результате одни классы, социальные группы и т. д. располагают властью, другие–стремятся к власти, предъявляют ей те или иные требования. Между ними возникает особый вид отношений–политические отношения, связанные с вопросами государственной власти.
     Следовательно, политика – это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).
     Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано  с классовыми интересами, проблемой  власти. Политика обладает большой  степенью самостоятельности и оказывает  сильное влияние на экономику  и другие сферы общества.
 

      1. Сущность, структура и формы политической жизни 

     Специфическая область человеческого общества - политическая жизнь - одна из важнейших  сторон общественного бытия. Она  охватывает интересы не только классов, но и социальных групп, наций, отдельных личностей. Особый интерес она представляет потому, что именно в этой сфере люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власти. Это мы наблюдаем во время выборов органов власти.
     Отсюда  следует также, что политическая жизнь – непрекращающийся процесс деятельности членов общества. О ее сложности и многозначности можно судить по структурным компонентам политической жизни. К ним относятся: государство со всеми своими структурами; политические партии; общественные движения и организации; средства массовой информации; все виды политики; политическая культура и политическая деятельность. Все они связаны между собой.
     Политические  субъекты 1находятся в постоянном движении, в действии и противодействии.
     Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллионов людей.
     Политические  элиты упрочивают свое положение, одни элиты сменяются другими, формируется  и набирает вес молодое поколение  элит.
     Политические  партии проводят свои съезды и конференции.
     Государственные властные структуры видоизменяются, перестраиваются.
     За  всем многообразием политической жизни, кажется, невозможно выявить закономерности ее протекания, но политические действия имеют объективную причину, последовательный характер и последствия. 

     
     Рис.1 

     Представленные  элементы политической жизни можно  объединить в более общие виды явлений: политическую систему, политические режимы (ряд политологов рассматривают  политический режим как функциональную подсистему политической системы) и политические процессы.
    Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и др.) и характеризует устройство политической власти в обществе.
    Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы.
    Политические процессы включают в себя относительно более изменчивые явления. Политический процесс - это взаимодействия субъектов политики, результатом которых являются изменения, перемены в политической жизни общества.
     Динамической  характеристикой политической жизни  является политический процесс - он раскрывает глубинные изменения политической системы, ее эволюцию во времени и  пространстве. Другими словами, политический процесс - это совокупность отношений между субъектами политики.
     Если  исходить из того, что политический процесс есть совокупная деятельность или взаимодействие социальных субъектов  с целью изменения функционирования политической системы общества, то его субъекты - социальные группы, классы, отдельные индивиды, имеющие политические интересы. Для них характерны: коллективные действия (обычно стихийные, неорганизованные); групповые действия (действия организованных групп); тотальные действия (при высокой степени концентрации участников); наконец, индивидуальные действия, т.е. действия индивидов в порядке личной инициативы.
     По  своей форме это могут быть действия, направленные на изменение  отношений власти и общественных отношений, на перераспределение властных функций в правящей элите, на воздействие на власть, на регулирование межгосударственных отношений.
     Исторический  опыт показывает, что наиболее продуктивна  политическая жизнь, функционирующая  в условиях развитой демократии. Поэтому  весьма важно учитывать степень  демократизации политической жизни и политического процесса.
     Общество  выступает полноправным субъектом  политической жизни и полноценным  участником процесса управления делами государства. Развитие принципа выборности руководящих органов политической власти требует от каждого современного человека участия в выборных кампаниях и, следовательно, умения правильно выбирать кандидатов на руководящие должности как на макро-, так и на микроуровне. В такой ситуации человеку необходимо ориентироваться в политической жизни, политических течениях, движениях, объединениях, поскольку их представители в системе законодательной и исполнительной власти будут представлять его интересы. Чтобы принимать правильные решения, человек должен располагать необходимой политической информацией. Ложная информация дает основания для принятия соответствующих решений и наоборот.
     Политическая  система также представляет собой  процесс политических отношений  и политической деятельности и их институционализации, т.к. неинституциональные  формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила поведения и т.п. институциональные органы. Процесс институционализации включает формирование и поддержание центров власти. Политическая организация общества включает распределение элементов политической системы, определение их функций и отношений с обществом.
     Политика  связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности.
     Для понимания сущности политической жизни  принципиально важно, что интересы, заставляющие людей и их группы заниматься политикой, носят не индивидуальный, а над персональный характер, имеющий определенное значение для той или иной части населения.
     Независимо  от своего конкретного содержания (будь то потребности в изменении материальных условий, участие в управлении, распределении  ценностей и т. д.) эти интересы должны неминуемо затрагивать положение иных общественных групп, что, собственно, и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения людей «третьей силы» - государства.
     Поэтому там, где классы, нации, религиозные  общности или другие социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальном положении других слоев населения, там и вовлекается государственная власть в регулирование общественных отношений, там и коренятся импульсы политических отношений.
     Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. 

     2. Содержание, место и роль политических отношений в                 общественной жизни 

     Субъекты  политики, осуществляя политическую деятельность, вступают в политические отношения - взаимодействия по поводу использования власти. Эти взаимодействия будут определяться политическими интересами участников, которые представляют собой непосредственную побудительную причину политической активности. Они формируются из осознания экономических, социальных (религиозных, этнических) интересов, осознания своего положения на основе сравнения с положением других групп и предполагают ориентацию на участие в политико-управленческой деятельности как условие закрепления или изменения этого положения.
     Политические  отношения – это связи, воспроизводящиеся  между людьми в политике. В основе вычленения политических отношений  лежит критерий наличия особого, специфического вида общественной деятельности, который характеризуется собственной, присущей именно ему структурой - обозначившимися целью, средствами, результатом, субъектом и объектом2.
     Политические  отношения - это всегда взаимосвязи  и взаимодействия социальных общностей  и личностей по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов субъектов. Это - процесс сознательной деятельности последних, в котором интегрируется самое значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.
     Политические  отношения невозможно осуществить только индивидуальными усилиями, пусть даже и выдающихся личностей. Для индивидов они обладают статусом объективной данности. В результате осуществления политических отношений происходит воспроизводство (регенерация) - простое или расширенное - политического процесса и системы, накопление и трансляция политических идей, знаний, опыта, ценностей, информации и т. п., а также форм и способов практической политической деятельности. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.
     Политические  отношения вычленяются из общей синкретической структуры общественных отношений лишь с начала Нового времени, с приобретением политической деятельностью черт профессионализма и осознанности. Особо выделяются отношения политики с другими общественными системами - экономической, духовно-нравственной, социальной и пр.
     В структуре политических отношений  можно обнаружить и духовную (что  связанно с процессами познания и  обретения политического сознания, идеологии), и материальную (поскольку  в результате их осуществления в  обществе происходят реальные, осязаемые изменения) составляющие.
     Политические  отношения возникают в обществе во время политического процесса и характеризуют отношения господства и подчинения, а также взаимовлияния  политических субъектов в сфере  государственной власти, т. е. в сфере политической. Политические отношения являются одним из основополагающих элементов любой политической системы, а также важнейшей характеристикой общества, поскольку именно форма и структура политических отношений непосредственно влияет на образ жизни всего общества. Рыночная экономика может существовать как в авторитарных, так и демократических политических системах. Но именно политические отношения задают весь фон обычной человеческой жизни.
     Политические  отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по трём основаниям:
       по виду взаимосвязанных субъектов (отношения между активистами  партии, отношения между партиями, отношения между институтами, отношения между общественно-политическими организациями, межгосударственные отношения и т.п.).
       по предмету отношения (по поводу чего сложилось отношение: отношения  власти, отношения политического управления, отношения политического лидерства и т.п.).
       по характеру отношения (отношения  сотрудничества, конкурентные отношения, конфликтные отношения).
           по механизму своего  проявления они делятся на  стихийные и сознательные.
     Выделяют  следующие типы политических отношений:
     - отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);
     - отношения подчинения господства  и эксплуатации. При таком типе  отношений возможны разногласия,  противоречия, конфликты и даже  войны. Конфронтация обусловлена  непримиримостью между субъектами  политического процесса, особенно в области политической идеологии.
     Политические  отношения бывают также горизонтальными  и вертикальными (например, демократия и тоталитаризм). Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.
     Уровни  существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический.
     Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими  сферами общественной жизни. Испытывая  влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие  на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.
     Как правило, в стабильных демократических  обществах функциональная связь  политики с другими общественными  сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д.
     В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления, по сути, девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.
     Политическая  система, будучи организованной совокупностью  взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать  в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы.
     И действительно, социальные институты  – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений.
     Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с  одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.
     Политические  отношения властвования выступают в определенном аспекте как господство одних  групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над  другими в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.
     Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в  любой их модификации однозначны господству. Да, власть – это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия.
     Вместе  с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором – прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.
     В политике часто различают два  главных направления: " политика реальных интересов" и " политика идеалов", или " политику принципиальную". Первая стремится к достижению непосредственных выгод, вторая – к торжеству общих принципов права и справедливости;
     Это разделение не выдерживает исторической критики: осуществление известных  идеалов всегда тесно связано  с реальными интересами. Политика делится на иностранную, или внешнюю, часто называемою высшей политикой, и политику внутреннюю. Политика внешняя завершает собой науку международного права. Внутренняя политика делится на политика финансовую, торговую, уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики3.  

 

      3. Политика как  наука и искусство.  Границы политического                регулирования 

     Политика  в современном смысле сводится обыкновенно  к изучению тех целей, к которым  должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о государстве политика имеет не много общего, так как учение о революциях, например, в ее состав не входит. С наукой права она тоже не сливается, являясь необходимым ее дополнением и завершением.
     Так, например, государственное право  изучает структуру государства  – но при одинаковом составе, при одинаковой организации государственный строй в различных странах или в разное время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот эти-то направления деятельности и изучает политика.
     Другой  пример: уголовное право изучает  наказание как главный способ борьбы государства с преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний, в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это-то применение наказания сообразно с задачами данного исторического момента и входит в содержание политики4.
     Таким образом, в содержание политики как науки, прежде всего, входит учение о действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным целям являются политическими партиями. Подобно термину история, которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и наука, его исследующая, термином политика обозначается не только наука, но и совокупность действительных стремлений государства и средств, применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности или неразумности политики того или другого государства, того или другого государственного деятеля.
     Употребление  словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную  обоснованность, которая означает: принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы; адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества; применение научных методов в политике; интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта); способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.
     Совокупность  технических правил для управления государством и для осуществления  его задач – правил, частью построенных на науке политика, частью внушаемых непосредственно гением отдельного человека – составляет политику как искусство. Более того, она сама считается искусством, требующим талантливых исполнителей.
     Что включает в себя политическое искусство? Его неотъемлемыми компонентами являются:
     а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия;
     б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;
     в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам.
     Политика  как искусство предполагает своевременное  обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений. 
     Вместе  с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира. Политика  не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.
     Важной  характерной чертой политики является ее универсальность и всеохватность. Так, политика выступает в качестве всеобщего инструмента социальной организации: она изначально связана с организованной деятельностью людей, функционированием государственных и иных политических институтов, с упорядочением взаимоотношений между участниками общественной жизни. В то же время политика, формирующаяся в пределах политической сферы общества, перерастает ее рамки и пронизывает все иные области жизни, ее поле значительно шире собственно политической сферы.
     В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами  общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.
     По  своему характеру политическое регулирование  означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в  распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д.
     Политической  может стать любая проблема, порожденная  какой-либо общественной сферой. Это  значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией.    

Заключение
     Политическая  сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.
     Политические  отношения - устойчивые взаимосвязи  и взаимодействия субъектов политики друг с другом и с властью. Достигается  эта устойчивость за счёт появления  норм, регулирующих поведение взаимодействующих политических субъектов. Со временем эти нормы закрепляются, и люди воспроизводят определённые модели поведения, уже ориентируясь не на конкретное лицо, а на ролевые ожидания и требования.
     Политические  отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные.
     Политика  и наука о политике должны взаимодействовать  и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука - политика приобретает  авторитарный характер; если наука не опирается о политику, она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т.к. позволяет производить над ним любые социальные эксперименты.
     Сейчас  наука предлагает различные определения  политики:
     1. Политика – это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
     2. Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
     3. Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.