На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Модель экономического регулирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Модель экономической  системы выступает как теоретическое  описание (отпечаток, слепок) или желаемого  состояния, или реально существующих экономических отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.
При таком моделировании  активно используется потенциал  научного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаративного анализа.
Особое значение экономического моделирования состоит в том, что имеет место концентрация уже накопленного опыта экономического развития. Моделирование позволяет  четко обозначить вектора и динамику социально-экономического развития, его  основные противоречия. Прочтение составленной экономической модели открывает  возможность для заимствования  передовых форм хозяйствования.
Множественность опыта, а также наличие разных теоретических  подходов в свою очередь обусловливает  появление множественности моделей  рыночной экономики. Их специфика зависит  от исторических особенностей развития той или страны, достигнутого уровня развития национальной экономики, сложившегося соотношения функций государственных, коммерческих и общественных структур, а также от выбора приоритетов  социально-экономического развития.
Для того, чтобы избрать экономически верный путь развития страны, необходимо правильно поставить цель развития национальной экономики, а в дальнейшем отслеживать основные показатели, характеризующие результативность и эффективность ее функционирования. Этим и обусловлена актуальность исследуемой в данной курсовой работе проблемы.
Современные модели национальной экономики
Макроэкономическая  модель. Модель национальной экономики  представляет собой вербальное или  формализованное описание явлений  и процессов, позволяющее выявить  функциональные зависимости и основные тенденции развития.
В реальной действительности модель национальной экономики может  выступать как концепция (программа) дальнейшего социально-экономического развития, как теоретическое обобщение  национальной экономической системы  и т. п.
Очень важно, что при  построении такой модели концентрируется  опыт хозяйствования, обобщаются новейшие экономические технологии, уточняются общее направление и параметры социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе.
Функционирование  современной модели рыночного типа предполагает наличие у нее следующих  «генетических» черт:
а) используется рыночная технология распределения ресурсов и установления хозяйственных связей, которая доказала свою высокую эффективность;
б) рыночное саморегулирование  дополняется эффективной подсистемой  общественного (экономическое самоуправление) и государственного регулирования  национального воспроизводства;
в) формируется «социально ориентированная экономика», что  подчеркивает единство экономического и социального развития;
г) диффузия отношений  собственности, что отражается через  преодоление одиозных форм отчуждения; стремление обеспечить единство собственности, труда и управления; появление  ассоциативных, комбинированных и  смешанных форм собственности;
д) открытость национальной экономики по отношению к внешнему миру, что сопровождается участием в интеграционных процессах, обеспечением свободы перемещения факторов производства и созданного продукта;
е) переход национального  производства от индустриального к  постиндустриальному технологическому укладу (постиндустриальная фаза развития).
Идея общности «генетически черт» современных моделей национальной экономики получила свое отражение  в концепции «смешанной экономики».
Смешанная экономика. Данную концепцию можно воспринимать как результат обобщения передового опыта хозяйствования, накопленного на данный момент странами Запада, и  как обоснование базиса прогрессивной  системы рыночного типа.
В качестве основных признаков смешанной экономики  выступают взаимная дополняемость частного и государственного сектора, плюрализм форм собственности и свобода частного предпринимательства.
В условиях смешанной  экономики механизм координации  сочетает принципы рыночного саморегулирования, экономического самоуправления и государственного регулирования. Это дает основание  утверждать, что на макроуровне обеспечивается синтез плана и рынка (см. рис. 1).
Известно, что прогрессивная  подсистема экономического самоуправления (форма ассоциативной власти) вырастает  как реакция на те социально-экономические проблемы, которые возникают в функционировании рыночного механизма. Данная подсистема самоуправления есть совокупность институтов и организаций, созданных добровольно по инициативе хозяйствующих субъектов и за их счет. Развитие экономического самоуправления на Западе рассматривается как новейшее достижение институционального строительства. Очень важно, что такая тенденция реализуется по инициативе снизу вслед за осознанием обособленными хозяйствующими субъектами общности экономических интересов.
Под эгидой экономического самоуправления осуществляется переход  от «экономического» к «социальному человеку», от рыночной экономики к  цивилизованному рыночному хозяйству.
Наличие у державы  мощного авторитета и значительных резервов предопределяет возможность  формирования подсистемы государственного регулирования национальной экономики. Такая подсистема выступает как  совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации социально-экономических  процессов.
Смешанная экономика - это еще и доминирующая тенденция перехода от пятого к шестому технологическому укладу. Активно вытесняются старые технологии, основанные на машинной технике. Формируются новые экологические требования к производству. Развитие биотехнологий и микроэлектроники, опережающий рост высоких технологий изменяют прежние представления о производстве и его эффективности.
Смешанная экономика -- это современный тип развитой экономики, обеспечивающий единство экономических  и неэкономических начал в организаций хозяйственной деятельности.
В формировании смешанной  экономики как современного базиса сказывается логика единства экономического и социального развития. Так, если производство немыслимо без рабочей  силыто современное производство немыслимо без расширенного воспроизводства человеческого капитала. Социальный фактор становится внутренним моментом стабильного экономического роста. За его счет во многом обеспечивается общее равновесие национальной экономики. Социальная устойчивость становится столь же значимым фактором экономического развития, как труд, капитал, технология и предпринимательство.
Социальная устойчивость как главный критерий социально  ориентированной рыночной экономики -- это такое состояние общества и его членов, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.
Вывод: в современных  условиях смешанная экономика отражает генеральную линию социально-экономического развития человечества.
Надо признать, что  нарастающая стандартизация и глобализация экономических взаимосвязей являются важнейшими признаками современной  экономической действительности.
Применительно к данной теме глобализация означает, что национальные экономики разных стран все более  становятся однотипными, функционируют  на базе одних и тех же принципов. Идет активный обмен передовым хозяйственным  опытом. Размываются национальные границы  хозяйственной деятельности. В процессе интернационализации экономической  жизни формируются первоначально  типовые модели, а затем обнаруживается тенденция формирования некой единой модели экономики, которая обеспечивается однотипными институтами и организациями  

 

Процессы глобализации, охватившие в данный момент наиболее развитые регионы мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение  между внешними и внутренними  факторами развития национальных экономик в пользу первых. Во второй половине XX века международные хозяйственные  связи превратились в важный инструмент распределения ресурсов и обеспечения  экономического роста.
Типовые модели национальной экономики. Безусловно, сегодня формирование единой модели (в рамках научной  гипотезы) можно воспринимать лишь как общую закономерность экономического развития, как главную линию общемировой  эволюции. Но заметно и то, что  ближе всего к такой главной  линии эволюции располагаются прежде всего такие типовые модели национальной экономики, в роли которых выступают национальные экономические модели передовых стран мира.
В качестве типовых  моделей организации национальной экономики сегодня принято признавать:
а) американскую модель рыночной экономики (либеральная модель рыночной экономики США и Канады);
б) западноевропейскую модель рыночной экономики в варианте немецкой модели «социального рыночного  хозяйства» и шведской модели «демократического  социализма»;
в) азиатскую модель (Япония, Юго-Восточная Азия).
Нетрудно заметить, что в качестве типовых моделей  признаны модели национальной экономики, которые на текущий момент сложились  в трех главных экономических  центрах мира.
Множественность опыта, а также наличие разных теоретических  подходов в свою очередь обусловливает  появление множественности моделей  рыночной экономики. Их специфика зависит  от исторических особенностей развития той или страны, достигнутого уровня развития национальной экономики, сложившегося соотношения функций государственных, коммерческих и общественных структур, а также от выбора приоритетов  социально-экономического развития.
В современной экономической  теории принято выделять два основных типа рыночной экономики: либеральную  и социально ориентированную  модель.
Для либеральной модели (США, Англия) характерны прежде всего господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства предельно ограничены и реализуются исключительно на макроуровне, т. е. на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты денежно-кредитной политики.
При этом не следует  забывать, что национальная экономика, например, США является высоко монополизированной. Крупные компании США, как правило, выступают в роли международных монополий или транснациональных корпораций.
Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принципа «свободной игры рыночных сил».
По существу здесь  последовательно реализуются идеи монетаризма Чикагской школы (М. Фридмен и др.), а также соответствующие положения концепции «экономики предложения». В либеральной модели рыночной экономики активно поощряется предпринимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспеченных слоев населения достигается за счет устойчивого экономического роста. В целом же модель социальной политики строится на том, что каждый трудоспособный член общества должен сам зарабатывать на себя, на свою семью и на свою старость.
Для социально ориентированной  экономики (ФРГ, Австрия, Швеция) характерно наличие представительного государственного сектора. В обществе доминируют принципы социального партнерства, вытекающие из концепции «демократического  социализма». На уровне предприятия, в  духе социал-демократических традиций, развитие получает производственное соуправление. Действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств и защиту добросовестной конкуренции, а также на охрану окружающей среды. Высока роль государства в решении других социальных вопросов.
Идея социальной ориентации имеет для экономической системы  в ФРГ концептуальное значение, рассматривается  как «третий путь», ведущий между  анархичным рыночным капитализмом начала XX в. и тотальным плановым хозяйством. Концепция социальной ориентации призвана обеспечить синтез экономической свободы и идеалов социальной защиты и социального государства.
Рыночная экономика  означает экономическую свободу. Свобода  рынка ограничивается там, где она  приводит к нежелательным социальным результатам. Так как для модели «чистой» рыночной экономики изначально свойственно неравенство в распределении  доходов и имущества, поэтому  признается, в принципе, необходимость  их перераспределения или трансфер отношений. Социальный аспект рыночной экономики затрагивает, прежде всего, тех членов общества, которые не имеют собственных доходов. Политика перераспределения осуществляется в ФРГ в больших масштабах посредством платежей и услуг системы социального обеспечения.
Как правило, типовые  модели не имеют национальных обозначений. Но по своей сути они все же есть национальные модели развития конкретных стран (США, ФРГ, Япония), которые приобрели такой почетный статус в силу известных обстоятельств. Каждая из таких моделей формируется под воздействием совокупности различных национальных факторов развития и страноведческих особенностей. Те различия, которые имеются между ними, обусловлены географическими и природно-климатическими особенностями (местоположение страны, размеры и конфигурация территории, ресурсные возможности, объем и структура национального богатства), а также доминирующей школой национальной экономической мысли.
Непосредственно сказывается  воздействие особенностей исторического  развития страны, накопленного за многие века опыта выбора стратегических союзников, участия (неучастия) страны в мировых  и локальных войнах и т. п.
К примеру, японская модель национальной экономики сформировалась под воздействием ограниченности территории страны и ее островного характера, относительной  бедности природных ресурсов. Высокая  технологичность и наукоемкость японской промышленности во многом стимулировались этими обстоятельствами.
В Германии формирование концепции «социального рыночного  хозяйства» также протекало под  прямым влиянием специфических национальных факторов. Непосредственное Идейно-теоретическое  и практическое воздействие на данный процесс оказала группа немецких экономистов (Фрейбургская школа), которая в годы второй мировой войны, находясь в эмиграции, разрабатывала основы будущей модели экономического развития.
Ограниченность типовых  моделей. Познание закономерностей  функционирования национальных экономических  моделей передовых стран (регионов) мира в современных условиях является важнейшей интеллектуальной предпосылкой проектирования национальной экономики.
Всегда есть величайший смысл учиться на чужих ошибках  и не повторять все зигзаги  исторического развития. Есть резон  заимствовать передовой опыт экономического строительства, а не блуждать в потемках по кривым закоулкам.
Вместе с тем  надо признать, что ни одна из современных  типовых моделей не в состоянии  корректно и в полном объеме учесть те специфические условия развития, которые присущи конкретной стране.
Данное обстоятельство имеет для белорусской экономики  принципиальное значение и подчеркивается выше далеко не из праздного любопытства. Дело в том, что игнорирование  национальных обстоятельств всегда грозит потерями не меньшими, нежели тотальное отрицание общих закономерностей развития. Любая экономическая реформа, проводимая без учета национальной специфики, неизбежно превращается в полуреформу. В свою очередь такая незавершенная реформа чаще всего оборачивается контрреформой, т. е. откатом назад к устаревшим формам организации экономической жизни.
Возьмем, к примеру, ту или иную типовую модель национальной экономики, которая полностью оправдала  себя в конкретной стране мира (ФРГ, США и т; д.). Вряд ли копирование в белорусских условиях классической схемы экономического развития будет предполагать обеспечение в полном объеме экономической безопасности страны или последовательную реализацию национальных экономических интересов на мировых рынках. Такая модель будет абсолютно бесполезной в условиях тесной экономической интеграции с Россией, при разработке предложений, направленных на повышение конкурентной способности белорусского производителя.
Страноведческие модели. Поэтому не случайно кроме типовых  на планете существует большое созвездие  конкретно-исторических или страноведческих  моделей национальной экономики.
Для удобства в произношении они обозначаются, например, как  «национальная экономика Франции» или «французская модель национальной экономики», как «национальная экономика  Беларуси» или «белорусская модель национальной экономики».
В страноведческих  моделях отражаются не только общечеловеческие ценности, общие тенденции формирования смешанной экономики, но и прямое воздействие национальных факторов социально-экономического развития.
Анализ показывает, что среди страноведческих моделей, наряду с так называемыми статическими моделями (типичные, классические сбалансированные и т. п. модели), следует выделять модели национальной экономики переходного  типа или модели переходной экономики.
2. Разновидности моделей  национальной экономики  переходного типа
макроэкономический  рыночная национальная
Разновидности переходной экономики. В народе принято считать, что переезд из одной квартиры в другую по последствиям сродни пожару.
Тем не менее, сегодня  вряд ли кого-то можно удивить переходной экономикой. «Состояние перехода» распространено достаточно широко, а «переходная  экономика» в мировой практике скорее правило, нежели исключение.
Когда же возникает  переходная экономика? Выделим основные ситуации подобного рода:
1. В стране имеет  место эволюционный переход от  одной экономической системы  к другой, осуществляемый вслед  за исчерпанием так называемой  «длинной волны» экономического  развития Н.Д. Кондратьева.
Такой переход к  новой экономической системе  обычно осуществляется постепенно. Соответствующие  материальные предпосылки и элементы новой экономической системы  объективно складываются еще в рамках существующего экономического строя. Но так ли все проходит гладко?
Опыт показывает, что  заключительная фаза такого перехода иногда может совпасть с очередным  мировым экономическим кризисом. Тогда характер процессов эволюционного  перехода резко изменяется, причем далеко не в лучшую сторону. Нечто  подобное, например, произошло в  США во времена Великой депрессии (1929-1932 гг.).
Следует обратить внимание и на то, что при всех способностях к эволюционному развитию перед  западной экономической системой уже  не один раз остро возникала проблемы выбора курса дальнейшего социально-экономического развития. При этом отдельные страны Запада, столкнувшись с такой проблемой  в сложных исторических условиях, делали далеко не лучший выбор.
Классическим примером тому выступает приход к власти фашистов в Германии (начало 30-х гг. XX века). Сделав ставку на милитаризацию экономики, под жесткий государственный  контроль были поставлены инфляция, проблема занятости, распределение экономических  ресурсов, коррупция. Частная собственность  была дополнена идеями всеобщности  труда и правом собственности  наемного работника на рабочее место. Финал и историческая цена данного тупикового варианта эволюции экономической системы рыночного типа хорошо известны.
Дело в том, что  всегда сохраняется вероятность  многовариантного экономического и  социального развития. В реальной жизни выработка новой парадигмы (концепции) экономического развития непосредственно  зависит от воздействия политической сферы, состояния надстроечных отношений, от характеристик общественного  сознания, уровня развития национальной экономической науки.
Считается, что нынешняя экономическая система Запада также  входит в заключительную фазу той  «длинной волны» экономического развития, начало которой было положено в 60-е  годы XX века под воздействием НТР, всплеска европейской экономической интеграции, мирового нефтяного кризиса и  др. И действительно мы видим, что  вновь актуализируется проблема выбора. Ожидается, что в ближайшие 10-15 лет вполне допустимы радикальные  изменения в отношениях присвоения, в функционировании финансового  капитала и способах обеспечения  экономической координации.
2. В рамках экономической  системы имеет место эволюционный  переход от одного хозяйственного  механизма к другому.
Такие изменения протекают  в первую очередь под воздействием концентрации и централизации национального  производства, экономической интеграции, изменения структуры корпоративной  собственности. Они сопровождаются обогащением «пучка прав собственности» и т. д.
Обычно скорость трансформации  хозяйственного механизма зависит  от глубины и характера протекания периодических экономических кризисов. При таком переходе национальная экономика спонтанно приспосабливается  к изменяющимся внутренним и внешним  условиям за счет внедрения новых  форм и методов хозяйствования.
3. В стране из-за  ошибок, допущенных в коридорах  власти при выработке стратегии  развития, резко тормозится процесс  адаптации национальной экономической  модели к изменяющимся эндогенным  и экзогенным условиям. Не реализуются  обозначенные выше генетические  принципы функционирования современной  экономической системы рыночного  типа. В итоге страна входит  в полосу длительной социальной  нестабильности. Выход из данной  ситуации обусловливает необходимость  специального переходного периода.
Примером переходной экономики подобного рода могут  служить многие страны Латинской  Америки второй половины XX века, с  присущими им военными переворотами, финансовыми аферами и обманутыми вкладчиками, нерациональным использованием иностранных кредитов и катастрофическим ростом внешнего долга.
4. Проводится насильственный  исторический эксперимент, связанный,  например, с революционной заменой  капиталистического строя социалистическим (так называемая прогрессивная  мутация).
В переходный период от капитализма к социализму обычно формируется одноукладная экономика, исключаются реальные товарно-денежные отношения, утверждается «государственный социализм». Правящим классом становится партийная и государственная бюрократия, безраздельно господствующая в условиях азиатского способа производства.
Основные признаки социалистической экономики такого типа в популярной форме были изложены в книге И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».
5. Страна, спасаясь  от голода, национального позора  и других последствий насильственного  социалистического эксперимента, отказывается  от устарелых догм и берет  курс на формирование цивилизованной  экономической системы рыночного  типа. В такой исторически ответственный  промежуток времени, когда ликвидируется  необоснованное «забегание вперед», также складывается переходная экономика.
Вывод: в современном  мире состояние перехода от одной  экономической системы к другой является достаточно распространенным явлением.
Формализация перехода. Обозначим АКС, экономическую систему  рыночного типа и будущую пострыночную экономическую систему соответственно символами А, В и С.
Тогда состояние перехода от административно-командной системы  к экономической системе рыночного  типа будет обозначено как А -- В, от рыночной экономики к пострыночной экономической системе как В -- С.
Типовые модели национальной экономики рыночного типа получают обозначения В12, .... Вп, а их подвиды или конкретно-исторические модели в отдельных странах как В11, В12, ... В, или Вп1, Вп2... Впт.
3. Формирование белорусской  модели национальной  экономики
Формализация трансформационного процесса. Если за АКС сохранить  прежний символом А, а ее «советский»  вариант обозначить под почетным № 1 (есть еще Китайский, северокорейский, кубинский и другие виды командной  экономики), то на этапе приобретения национальной независимости получим  исходное обозначение белорусской  экономики -- А1.
Безусловно, экономика  Беларуси (ВY) в рамках СССР не имела такой автономности или национальной специфики, как это было, например, в соседней Польше или Чехословакии. Но достаточно заметные отличия в структуре производства и методах хозяйствования все же были. К тому же Беларусь традиционно выступала полигоном для многих экономических экспериментов союзного значения. Поэтому полное обозначение для белорусской экономики в исходной точке трансформационного процесса будет иметь вид А1ВУ.
Известно, что главным  ориентиром трансформации в переходный период выступает формирование экономической  системы рыночного типа, где должны быть последовательно реализованы  обозначенные выше генетические признаки смешанной экономики. Делая свой европейский выбор, в качестве базовой  модели национальной экономики придется принимать типовую западноевропейскую модель (В2), а с учетом необходимости реализации национальных факторов развития конечный пункт трансформации национальной экономики Беларуси предстает как В2Ву.
С учетом основного  содержания переходного периода, когда  вслед за демонтажом АКС должны формироваться социально ориентированная экономика рыночного типа, само состояние белорусской экономики переходного типа обозначим в виде .
Тогда общий переход  от административно-командной экономики  к новой экономической системе  западноевропейского типа применительно  к Республике Беларусь приобретает  следующий вид:
Радикальный характер перехода. Сравнительный анализ административной и рыночной экономической системы  показывает, что в переходный период трансформационные преобразования неизбежно носят радикальный  характер (см. табл. 1)
В социальной сфере  стратегическая цель трансформационного периода состоит в формировании предпосылок для повышения уровня жизни населения.
 

Таблица 1 - Сравнительные  характеристики административной и  рыночной экономической системы
 
Административно-командная  система Современная экономическая система  рыночного типа  
Производство  ради производства Ориентация на потребности  человека  
Ресурсное и высокозатратное производство Ресурсосберегающее  производство  
Уравнительность в потреблении Социальная дифференциация  
Низкий удельный вес зарплаты в ВВП Высокий удельный вес  зарплаты в ВВП  
Низкий уровень  ВВП на душу населения Высокий уровень ВВП  на душу населения  
Внеэкономические  методы принуждения к труду Эффективная система  экономических стимулов  
Государственная и огосударствленная собственность Частная, государственная  и смешанная формы собственности  
План и  команда Сложный механизм координации  
     
Главными задачами переходного периода выступают:
1. Преодоление кризисных  явлений (спад, инфляция, безработица)  и обеспечение стабилизации социально-экономической  сферы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.