На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

      
      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  исследования. Усложнение общественной жизни, убыстряющаяся динамика социальных процессов, ломка сложившихся социальных установок, сопровождающая социальные катаклизмы, предъявляют особые требования к способности человека понимать происходящее и соответствующим образом интерпретировать как происходящие социальные изменения, так и собственное поведение и поведение других людей. Все это предполагает увеличение интеллектуальной компетентности человека при познании мира.
      В широком смысле «интеллект» и  используется для констатации наличия  таких способностей у людей, а  так же различия людей по уровню развития этих способностей. Проблема интеллекта привлекала ученых давно, но тем не менее однозначных решений она пока не получила. В развитие понятия внесли свой вклад такие зарубежные психологи, как Э.Торндайк, Г.Олпорт, Г.Айзенк, Х.Гарднер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг, Р.Селман, Н.Кэнтор и Дж.Кильстром. Среди отечественных ученых следует выделить - Н.А.Аминова, Ю.Н.Емельянова, М.Л.Кубышкину, Н.А.Кудрявцеву, В.Н.Куницыну, Е.С.Михайлову, М.В.Молоканова, Л.И.Уманского, А.Л.Южанинову и др.
      Известно, что тревожность блокирует личностную активность, мешает правильно воспринимать и оценивать межличностные отношения (Р.Мэй, С.Кьеркегор, Ч.Спилбергер, З.Фрейд, К.Хорни, О.Х.Маурер, Дж.Тейлор, Г.Селье, Г.С.Салливен, Ф.Б.Березин, А,А,Бодалев, А.И.Захаров, Н.Д.Левитов, A.M.Прихожан, Ю.Л.Ханин и др.). Однако исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на установление взаимосвязи между интеллектом людей, выбравших виды труда, требующие для его эффективного выполнения большее или меньшее развитие интеллекта, и уровнем тревожности у этих людей, пока не проводилось.
      В связи с этим цель нашего исследования предполагала выявление и анализ влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
      Цель  исследования – изучение влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
      Объектом  исследования является уровень тревожности  представителей разнотипных профессий.
      Предметом исследования выступает влияние  уровня показателей тревожности  на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
      Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
      1. В процессе теоретического анализа  провести сопоставление взглядов  на проблему интеллекта и выявить  возможности понимания этого  феномена как системного свойства человека.
      2. Изучить психологическую литературу по проблемам тревожности.
      3. В процессе исследования удостовериться в наличии закономерностей и адекватности использованных методик цели и гипотезе исследования, заявленным в работе.
      4. В психологическом исследовании выявить влияние тревожности на уровень интеллекта, а следовательно и успешность профессиональной деятельности.
      Гипотеза  исследования строится на предположении  о том, что тревожность (как состояние) у людей, выбравших указанную сферу профессиональной деятельности, будет тем более выражена, чем ниже уровень социального интеллекта. У людей, занятых профессиональным трудом в системе «человек-знаковая система», возможна другая зависимость между социальным интеллектом и тревожностью.
      В качестве методологической основы исследования выступили труды Дж.Гилфорда, Н.Кэнтор, Дж.Кильстром, Р.Стернберга, Ю.Н.Емельянова, В.Н.Куницыной - разработчиков проблемы социального интеллекта, учение о  психологических системах в рамках культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский), системно-структурный анализ К.К.Платонова, методологические основания теории самореализации личности К.Роджерс, теория психологических систем (В.Е.Клочко).
      Для решения поставленных задач использовались следующие методы: психодиагностические: шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина; Методика Айзенка — EPQ предназначена для изучения индивидуально-психологических черт личности.
      Описание  выборки. Выборку основного исследования составили инженеры КОМЗа и операторы такси в количестве  40 человек.
      Практическая  значимость работы состоит в том, что на основе выявленной взаимосвязи  между интеллектом и тревожностью, можно строить психокоррекционную работу, направленную на развитие интеллекта и соответственно снижение тревожности, полученные данные могут быть использованы в тренинговой работе, в профориентационной работе и при решении проблем управления персоналом и расстановке кадров. .Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, использованием математической обработки полученных данных, репрезентативностью выборки.
      Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
 

      
      Глава 1. Теоретический анализ проблем тревожности  и ее влияния на интеллектуальный уровень  развития личности
      1.1.Анализ  понятия тревожности  в психологических исследованиях 

    Понятие тревожности было и остаётся достаточно интересным для многих школ в психологии. 3. Фрейд [35] выдвинул две точки зрения на тревожность. Первая заключается в том, что тревожность возникает в результате вытеснения сексуальных влечений; разрядка сексуальных влечений встречает препятствие и порождает в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревожность. Согласно второй точке зрения тревожность возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение которых или следование которым создаёт внешнюю опасность, причём имеются в виду не только сексуальные влечения, но и агрессивные побуждения.
      В психологической литературе можно  встретить разные его трактовки, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать  это понятие дифференцированно  как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
      Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента" [45, с. 98].
       Другие исследователи  дают следующие определения понятию "тревожность: "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности", "это смутно-неопределенное чувство опасности (А.В. Лук) или "предчувствие опасности" (А.И. Захаров), которое выражается в обострении восприятия, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром [15]. "Состояние, возникающее как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу)», «состояние беспокойства, испытываемое человеком без осознания его источника», "состояние свободно плавающей опасности и неопределенности" [15].
      Ч.Д.Спилбергер определяет это состояние как  временной срез в потоке жизненных  эмоциональных переживаний человека, характеризующийся субъективными реакциями напряжения, озабоченности, нервозности и беспокойства. Существенным для переживания тревоги является ее направленность в будущее. Тревожный человек беспокоится в отношении того, что может случиться, им овладевают представления о различных несчастьях и неприятностях, в действительности мало вероятных.
      Ряд авторов рассматривают тревогу  как ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения  которой не поддаются предсказанию (Ф.Б. Березин, К. Хорни), как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания (Poldindger), неопределенное беспокойство (Kepinski) [29].
      Таким образом, из множества существующих определений тревожности можно  вывести общую мысль, характеризующую  данное понятие как эмоциональное  состояние, создающееся при определенной ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. Большинство исследователей проблемы подчеркивают социальную природу потребности, фрустрация которой вызывает тревожность. Исходя из понимания тревожности как эмоционального состояния, возникшего перед возможностью фрустрации социальных потребностей, ее можно рассматривать не только как временное состояние, создавшееся в определенных условиях, которое можно вызвать также в эксперименте, но и в другом аспекте, как некое индивидуально-диффузное хроническое состояние, свойство личности, содержащее опасность для удовлетворения социальной потребности. Принимая во внимание данное предположение можно считать, что наиболее точный подход к определению тревожности представлен в работах А.И. Захарова. Он пишет, что тревожность-это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревожность возникает как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности [15].
      Давая определение тревожности необходимо рассмотреть его наряду с понятием "страхи", так как при всех их отличиях чаще всего одно состояние порождает другое. Разграничение тревожности и страха основано на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом. Тревожность ощущается вне связи с каким-либо стимулом ("свободно плавающая"), тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом.
      А.И. Захаров так же разделяет тревожность  и страх. Тревожность, в отличие  от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возникает и в  виде радостного предчувствия и волнующего ожидания. Страх и тревога, как  эпизодические реакции имеют свои аналогии в форме более устойчивых психических состояний: страх в виде боязни, а тревога - в виде тревожности. [15]
      Таким образом, тревога- это сигнал опасности, а страх- ответ на нее; тревога- предчувствие, а страх - чувство опасности; тревога обладает возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику;- стимулы тревоги имеют общий, абстрактный характер, страх - конкретный, тревога проецирована в будущее, источник страха; - прошлый, травмирующий опыт.
      По  мнению Й. Раншбурга и П. Поппера, тревога - это явление, родственное символическому страху. Тревога-это страх перед каким-то неопределенным объектом и его характерной чертой является то, что данному человеку причина страха неизвестна. Кроме того, они отмечают, что тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения. Тревожный человек воспринимает как угрозу и такие ситуации, которые для иного человека выглядят не столь опасными. [26]
      По  мнению Б.И.Кочубей, Е.В. Новиковой, в  основе таких состояний, как робость  и агрессивность, страх и безразличие - могут лежать механизмы тревоги. Ими были выделены две большие группы признаков тревоги. Первая -внутренние, соматические признаки, возникающие у человека под влиянием волнения, вторая - внешние поведенческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Сложность описания этих проявлений заключается в том, что все они могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния и переживания, например, отчаяние, гнев или радостное возбуждение. [19]
      Интересными для нашей работы представляются данные психологов социально - психологического направления, специально занимающиеся проблемой тревожности, главным образом, это реформированный психоанализ (в любых его модификациях). Для представителей реформирующего психоанализа вопрос о происхождении тревожности не играл решающей роли. Все ученые в целом согласны, что вне зависимости от того, наследуется это свойство генетически или появляется в связи с травмой рождения, впоследствии индивид научается связывать его с угрожающими ситуациями. Предполагается, что тревожность возникает в первую очередь как реакция на угрозу нарушения межличностных отношений. По мнению социальных психологов, страх перед неодобрением, лишением любви, разрывом межличностных отношений, ведет к возникновению ощущения тревожности.  Кристаллизация этого чувства связывается с предшествующим неодобрением значимыми людьми. Представители этого направления связывали также возникновение тревожности с невозможностью самореализации (т.е. невозможность использования личностью своих талантов, навыков и возможностей удовлетворения потребностей в рамках собственной системы ценностей). Невозможность удовлетворения потребностей ведет к их подавлению, а это в свою очередь мешает личностному самоопределению. Если "подавленная личность проходит через болезненную для нее ситуацию, уровень тревожности будет у нее непропорционально высоким по сравнению со степенью угрозы, заключенной в ситуации. Здесь авторам пришлось прибегнуть к выделению двух типов тревожности:
      1) тревожность перед угрозой смерти или сил природы, которая присуща всем людям. Она должна быть приемлемой и не вести к неврозам (Э.Фромм);
      2) тревожность социального порядка, связанная с угрозой лишения любви, неудовлетворения потребностей, неудачи и т.п.
      И здесь одно и то же явление приходится наделять как позитивными, так и негативными качествами.
      Данное  мнение также прослеживается в работе Гордецовой Н.М., в которой она  предполагает, что тревожность тесно  связана с индивидуальным стилем общения, а именно: малый круг общения, преобладание просьб, согласия и, возможно, этот факт можно отнести ко второму типу тревожности, которые выделяют зарубежные психологи. [11]
      В последние годы в зарубежной и  отечественной научной литературе большое внимание уделяется проблеме тревожности, которая либо отождествляется со стрессом, либо считается одним из его видов, но порой выделяется в самостоятельное состояние. Тревожность можно отнести к отрицательным эмоциям, но не к стрессу, так как она возникает не в ответ на фиксируемое высшее воздействие (стресс), а часто является беспредметной, смутной.
      По  мнению P. Alsop, стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревожность и напряжение, нарушению ясности мышления и широкому спектру поведенческих реакций.
      Выделяют  два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная  некоторой конкретной ситуацией, которая  объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
      Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся  в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. [26]
      Таким образом, можно сказать, что проблеме тревожности уделяется достаточно пристальное внимание как в психологической, так и социальной литературе. Существует множество точек зрения на определение и происхождение состояния тревожности и его взаимосвязи с другими психическими характеристиками, но в целом практически все авторы сходятся во мнении, что возникновение тревожности связано в первую очередь с различными неприятными чувствами: беспокойством, неуверенностью в себе, отрицательным прошлым опытом, хотя есть и такое мнение, что тревожность может также носить позитивный характер.
      Многие  выдающиеся психологи (З.Фрейд, П.Жане, В. Франкл, Ч. Спилбергер, Р. Бендлер, Дж. Гриндер и др.) рассматривали в  своих работах данную проблему. Интересен, с нашей точки зрения, подход к изучению тревожности, представленный Е.А. Орловой представленный в социальной психологии. Она в своей работе охарактеризовала три направления в исследовании тревожности: экзистенциальный подход, условнорефлекторная теория (или теория научения) и психоаналитическая теория.
      Необходимо  отметить взгляды зарубежных психологов, представленных в работе В.А. Бакеева, которые пытались выявить причины возникновения тревожности. [3] Так, Г. Салливен определяет тревожность как чувство неуверенности и изоляции, А. Линфрен рассматривает тревожность как свойство личности, имеющее большое значение в качестве фактора обучения. Н.Саразон  рассматривал тревожность как основной побудитель человеческого поведения. Большое значение он придавал тревожности в разработке теории личности. П.Муссен источником тревожности считает либо органические нарушения в организме (боль), либо страх, боязнь потерять любовь, не справиться в новой окружающей среде, что переживается как состояние неполноценности. Тревожность, по его мнению, является предвосхищением какого-либо неприятного события и имеет огромное значение в качестве детерминанты человеческого поведения [2]. 
 
 

      1.2. Понятие интеллекта. Стадии развития  интеллекта по  М.Пиаже 

      Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям». По Пиаже, «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма со средой». Одна из основных особенностей человеческого интеллекта заключается в том, что не всякое содержание, получаемое из внешнего мира, может быть усвоено, а лишь то, которое хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. Усвоение (ассимиляция) и приспособление (аккомодация) находятся между собой в состоянии несбалансированного равновесия, и деятельность человека направлена к достижению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией. Еще одним важным показателем интеллекта является его организованность, т.е. представление интеллектуальной активности субъекта в виде некоторой структуры с выделением в ней отдельных элементов.
      Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта.
      1). Первая стадия  — сенсомоторная  стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.
      2). Вторая стадия  — предшествующая  операциям.  До 7 лет у детей развивается интуитивное символическое (предметное) мышление. Они уже могут конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.
      3). Третья стадия  — конкретных  операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
      4). Четвертая стадия  — формальных  операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией.
      Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.
      Если  для Пиаже интеллект - это общий  регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) он – символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому.[12]
      Таким образом, в настоящее время существуют как минимум три трактовки  понятия интеллекта:
      Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».[24]
      Педагогическая  трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
      Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект  как «способность адаптации средств  к цели» .[24] С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей.
      Совокупность  познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность  действовать разумно, рационально  мыслить и хорошо справляться  с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.[12] 
 

      Выводы  по главе 1:
      Многие  выдающиеся психологи (З.Фрейд, П.Жане, В. Франкл, Ч. Спилбергер, Р. Бендлер, Дж. Гриндер и др.) рассматривали в  своих работах проблему тревожности.
      Из  множества существующих определений  тревожности можно вывести общую  мысль, характеризующую данное понятие  как эмоциональное состояние, создающееся  при определенной ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. Большинство исследователей проблемы (Салливен, Дэвис, Мэй, Райхман и др.) подчеркивают социальную природу потребности, фрустрация которой вызывает тревожность. Исходя из понимания тревожности как эмоционального состояния, возникшего перед возможностью фрустрации социальных потребностей, ее можно рассматривать не только как временное состояние, создавшееся в определенных условиях, которое можно вызвать также в эксперименте, но и в другом аспекте, как некое индивидуально-диффузное хроническое состояние, свойство личности, содержащее опасность для удовлетворения социальной потребности.
      Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению  процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности  при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
      Интеллект— это способность проводить более тонкие различия. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. 

 

      Глава 2. Экспериментальное  исследование по изучению влияния уровня тревожности
      Организация исследования
 
      Для проведения экспериментального исследования были привлечены инженеры КОМЗа и  операторы такси. В экспериментальном  исследовании участвовали 40 человек.
       Социально-демографический портрет респондентов следующий: (в % от числа опрошенных):
Возраст %
25-35 16,0
36-40 17,8
41-45 15,4
46-50 24,8
51-60 26,0
Итого: 100,0
Пол (в % от числа опрошенных):
пол  %
Мужской 71,4
Женский 28.6
Итого: 100,0
Образование (в % от числа опрошенных):
  %
Неполное  среднее  3,1
Среднее и среднее специальное 30,8
Высшее  и незаконченное высшее 62,5
Аспирант, соискатель учёной степени 3,6
Итого: 100,0
 
      Методы  исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: обзорно — аналитическое исследование психолого-педагогической и специальной психологической литературы; эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, психологическое тестирование, беседа; математическая обработка полученных данных. 

      Характеристика  методов исследования
      Метод тестирования – наиболее частый применяемый метод в психодиагностики, позволяющий определить наличие у человека тех или иных психических качеств, свойств, уровень их развития и сравнить полученные результаты с имеющимися нормами.
      Для диагностики психических состояний и свойств личности сотрудников отделений были выбраны:
      I. Шкала оценки личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)
      Данный  тест является надежным информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реактивная тревожность  как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.