На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Количественные методы социологических исследований

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Количественные  методы социологических  исследований
Социоло?гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. ????? — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Основной  целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия»
Все методы сбора информации в социологических  исследованиях можно разделить  на две большие группы: количественные и качественные.
Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.
Обработка информации в таких исследованиях  осуществляется с помощью упорядоченных  процедур, количественных по своей  природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие  требования, базирующиеся на теории вероятности  и математической статистике. В связи  с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную  совокупность.
Количественные  методы могут быть охарактеризованы как <формализованные> и <массовые>. Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного  набора анализируемых переменных и  количественное их измерение. Характерная  особенность формализованных методических инструментов состоит в том, что  в них исследуемые переменные заданы разработчиком заранее. Изменение  этого набора переменных в ходе исследования, т.е. <подстройка> инструментария является невозможным. Высокая степень формализации количественных методик сочетается с их ориентацией на массовый сбор однотипных первичных данных и их статистическую обработку. К числу формализованных количественных методов социологического исследования относятся: статистика, анкеты с закрытыми вопросами, структурированное наблюдение, контент-анализ.
Количественные  методы в социологии 
 
1. Метод опроса в социологическом исследовании  
 
Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых исследований используется данный метод.  

Опрос- это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:
    психологическое состояние респондента в момент опроса;
    ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
    содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом).
Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей. Особенность связана с тем, что данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях, о характере отношений с другими людьми. Данный метод позволяет охватить массовую аудиторию, но с этим связана относительная дороговизна и высокая трудоемкость.  
 
При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (cross-sectional study -"поперечное" изучение). Например, редакции журналов и газет проводят од-норазовые выборочные исследования своих читателей по таким парамет-рам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п.  
 
Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени (longitudinal study - "продольное" изучение).  
 
Виды опроса:

1) массовый опрос  (случайно отобранная группа людей  - неспециалистов по теме опроса);  
2) экспертный опрос (респонденты - специалисты по теме опроса);  
3) глубинное интервью, т.е. беседа по теме в свободной форме;  
4) фокусированный опрос, который предполагает сбор данных по конкретной ситуации с предварительной подготовкой респондентов;  
5) социометрический опрос служит для измерения внутригрупповых отношений.

6) Анкетирование:  очное и заочное (почтовое, через  газеты и журналы, в сети  ИНТЕРНЕТ).  
 
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Его цель - дать достоверную информацию. Для этого надо учитывать и соблюдать ряд правил и принципов составления анкеты, а также особенности различных вопросов.

Все вопросы, которые  можно задать респондентам, можно  условно разделить на следующие  группы:
    открытые
    закрытые
    прямые
    косвенные
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные.
Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Необходимо  отметить, что наличие вариантов  ответов увеличивает скорость ответа на вопрос, подсказки в самих ответах  помогают лучше понять задаваемый вопрос - а также в определенной мере "планировать" результаты опроса. Данные вопросы удобно вводить в  электронные базы данных. Однако возможное отсутствие среди вариантов ответа того, который был бы предпочтительнее для респондента, является их недостатком.
Открытые вопросы дают респонденту возможность выразить свое мнение во всей полноте, так как не предполагают "подсказок", не формируется предвзятое мнение респондента заданными вариантами ответов. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые. Однако необходимо помнить, что вопросы должны быть четко сформулированы, чтобы высказывания респондента по теме опроса не перешли в высказывание мыслей "вообще". 
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

При составлении  анкет необходимо знать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным  социально-демографическим группам  респондентов (молодым и пожилым, людям с разным уровнем образования, горожанам и жителям деревни  и т.д.).
Почтовый  опрос - разновидность анкетирования, которая правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде почтовый опрос заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. 
Важное преимущество почтового опроса - относительная дешевизна и простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров и расходов на оплату их труда. Еще одним положительным качеством почтового опроса является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты. 
Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет: далеко не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не отражают всю полноту картины, поскольку не учитываются мнения тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.

Еще одним  видом опроса является телефонный опрос. Преимущество данного метода - быстрота проведения исследования, низкая стоимость, оперативность. Недостатком данного метода можно отметить временное ограничение интервью (оно не должно длиться более 15 минут), а также необходимость привлечения специально обученных интервьюеров, а, следовательно, - затрата временных и/или денежных ресурсов на их инструктаж. Кроме того, телефонный опрос может использоваться эффективно в применении к определенной группе, - как правило, домохозяйки, пенсионеры и другие категории избирателей, которые имеют достаточно свободного времени и широко используют телефон как средство общения.
Сейчас очень  популярно использование метода он-лайн опросов. На многих Интернет-сайтах имеется свой мини-опросник. 
Преимуществом метода он-лайн опроса является быстрота получения информации, а также простая и удобная для участника форма анкетирования - Вы можете ответить на наши вопросы в любое удобное для себя время. 
Однако этот метод может быть полезен, прежде всего, для решения локальных задач. К тому же ограниченность массива данных, полученных таким образом, исключительно группами пользователей сети Интернет (т.е. групп, не представляющих широких слоев избирателей) не позволяет на их основе делать какие-либо общие выводы.

Таким образом, метод опроса позволяет в максимально  короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и  получать различную по своей природе  информацию.
Методам опроса присущи следующие  достоинства:  
 
А) Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.  
Б) Возможность проведения статистического анали-за заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.  
В) Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью подразделить общую выборку на отдельные категории в соответствии с различными критериями (пол, возраст, образование, и т.п.).

Недостаток этого метода заключается в отсутствии личного контакта с респондентом, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Метод опроса ставит особые требования к качеству вопросов, которые должны быть четкими, ясными и понятными.
2. Наблюдение  
 
Один из методов социологического исследования - наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение - не одно и то же. Научное наблюдение отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой полученного результата.  
 
В специальной литературе можно встретить различные виды наблюдений: формализованные и неформализованные, включенные, когда исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняют профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.), и невключенные, когда наблюдение осуществляется при условии невмешательства исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные, проводимые в специально созданных условиях. Последние чаще всего используются в рамках психологических и социально-психологических экспериментов.  
 
Наблюдения бывают систематическими, проводимыми по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематическими (кратковременными), проводимыми на стадии "разведки" в качестве первичной основы для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов, с помощью опросов и т.д.).  
 
Каждый вид (тип) наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительной стороной включенного наблюдения является то, что оно позволяет узнавать все детали событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны - опасность утратить объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью недоступен для наблюдения.  
 
Невключенное наблюдение значительно проще, но оно дает поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднено выявление мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.  
 
При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простое и не требующее больших финансовых затрат) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с обеспечением репрезентативности (достоверности) полученных данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения их мотивов. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов все-таки отражает объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и является решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов и т.п.  
 
3. Метод анализа документов  
 
Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов  
 
Контент-анализ используется:  
а) Для изучения общественного мнения читателей 
б) Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе 
в) Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей  
г) анализ программ TV, радио  
д) изучение имиджа лидера  
е) изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе  
 
В качестве анализируемых документов используются: документальная официальная информация (правительственные материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных организаций, деловая корреспонденция, протоколы, финансовая отчетность и т.п.); данные из архива, публикации в СМИ, протоколы собраний и т.п.

Метод контент-анализа широко применяется в социологических исследованиях. Суть данного метода сводится к тому, чтобы найти такие относительно легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (текста) (например, частота употребления определенных терминов), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Тогда качественные параметры содержание делаются измеримыми, становится доступным точным вычислительным операциям. Следовательно, результаты контент-анализа являются в достаточной мере объективными.
Исследование  методом контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц анализа. В качестве таковых могут выступать самые разные элементы:
    Понятия, выраженные в отдельных терминах
    Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.
    Имена исторических деятелей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений в контексте данного документа
    Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п.
Выделение единиц анализа должно проводится исследователем в соответствии с целями и задачами исследования. 
После определения единиц анализа необходимо также выделить единицы счета. Они могут совпадать, либо не совпадать с единицами анализа.

В случае совпадения процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, на основании чего делаются дальнейшие выводы.
В случае несовпадения единиц анализа с единицами счета исследователь на основании анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета. Можно выделить следующие возможные варианты:
    физическая протяженность текстов,
    площадь текста, заполненная смысловыми единицами,
    число строк,
    число абзацев,
    число знаков,
    число колонок текста,
    длительность трансляции по радио или телевиденью,
    метраж пленки при магнитофонных записях.
Естественно, это далеко не полный перечень единиц счета. Эти единицы могут быть трансформированы и видоизменены так, как это удобно исследователю.
После определения единиц анализа и  счета происходит непосредственно  процедура подсчета. Так как основным объектом контент-анализа являются документальные источники, политическая сфера жизни общества предоставляет исследователю огромное количество единиц анализа.
Отдельный интерес у исследователей вызывает деятельность средств массовой информации, направленная на политическую сферу  жизни общества. Исходя из этого, предметом  контент-анализа может быть количество и суть статей на политические темы, вопросы, обсуждаемые политическими обозревателями СМИ, исследование других проблем, направленных на выявление степени влияния СМИ на политическую жизнь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.