На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Исторические формы семьи и брака

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Дисциплина: «Философия»

 
 
 
       Тема: «Исторические формы семьи и брака» 
 
 

       СОДЕРЖАНИЕ
       ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
    ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА………………………………………5
      Брак в древности……………………………………..5
      Европейский брак в средневековье и
                               Возрождение…………………………………………7
      Христианская модель семьи………………………...8
     2.  ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА……………………..12
                  2.1         Исторические формы и социальные
                                 функции семьи………………………………………12
                   2.2         Исторические формы брака………………………...15
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….........22
       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ
       Представленная  контрольная работа посвящена теме «Исторические формы семьи и брака». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
       Тема  «Исторические формы семьи и брака» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.
       Актуальность  настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Исторические формы семьи и брака» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
       Объектом  данного исследования является анализ условий «Исторические формы семьи и брака».
       При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Целью исследования является рассмотрении исторических форм  семьи и брака. Для достижения своей цели необходимо определить задачи. Задачами являются:

      Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Исторические формы семьи и брака»;
      Рассмотреть эволюцию семью и барака, в том числе изучить различные модели семь и брака;
      определить исторические формы семьи;
      проанализировать социальные функции семьи;
      рассмотреть исторические формы брака.
       Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
       Во  введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.
       Глава первая раскрывает исторические аспекты  проблемы «Исторические формы семьи и брака».
       Во второй главе подробно рассмотрены содержание исторических форм семьи  и брака.
       Источниками информации для написания работы по теме «Исторические формы семьи и брака» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Исторические формы семьи и брака», справочная литература, прочие актуальные источники информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.  ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА
       1.1 Брак в древности
       Возникновение  городской  цивилизации,  развитие  навыков  письма  и чтения привели к первым письменным законам о браке,  появившемся  в  Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой:  будущий муж должен был выкупить девушку у ее  отца.  Во  всех  древних  культурах  брак - соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
       В  Древнем  Египте  брак  также  заключался   по   экономическим   или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры,  чтобы  не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
       Первая  историческая  форма  моногамии  –   патриархальная   семья   – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а  также  домашних рабов.
       История  знает  и  эпоху  матриархата,  когда   в   древнем   обществе главенствующее положение  занимала  женщина,  но  на  то  были  свои  особые причины. Когда было наложено  жесткое  табу  на  кровосмешение,  образовался род, как новая форма  семьи,  в  основу  которой  как  уже  отмечалось,  был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья  и  жены были общими,  отцовскую  линию  проследить  было  фактически  невозможно,  и поэтому действительно кровными родственниками  можно  признать  было  только мать и ее детей, которые оставались при ней и  составляли  ее,  материнский, род.
       В период матриархата наследование всегда шло по  женской  линии,  а  в брачных соглашениях собственность  жениха  часто передавалась  во  владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим  на  своих  сестрах  и  даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство. Так Клеопатра (69 – 30  гг.  до  н.  э.)  сначала  была  женой  своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой  младшего  брата.  Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.
       Первые  законы  римского  права  приписываются  Ромулу,   легендарному основателю Рима. В соответствии с  этими  законами  женщина,  соединенная  с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества,  на нее распространялись все  права  мужа.  Закон  предписывал  женам  полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а  мужей  –  управлять  женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что  брак  существует исключительно  ради  деторождения,  а  также  ради  того,  чтобы   неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское  право  легло  в основу  английского  законодательства,  которое  по-прежнему  закрепляло  за мужьями большие права.
       В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин:
      жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины;
      матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа  называли  на  «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в  рабство); 
      рабыни, являвшиеся наложницами  плебеев;
      гетеры  –  образованные  и  одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»);
         Нравы в Древней Спарте иллюстрируются  следующим  примером.  Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой  любому  мужчине,  который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме  мужа,  рожденный  ею ребенок от постороннего мужчины  также  оставался  в  семье  (если  это  был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения  единственной  цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.
       Приведем  слова  Ф. Энгельса: «Ниспровержение  материнского  права  было всемирно  историческим  поражением  женского  пола.  Муж   захватил   бразды правления  и  в  доме,  а  жена  была  лишена  своего  почетного  положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое  орудие  деторождения».
       С  появлением  частной  собственности  женщина  становится  бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными  обязанностями,  она  не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а  в  случае его смерти власть в доме переходила к сыну.
       По  свидетельствам историков, женщина  могла делить с мужем ложе, но  не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько  голов  рогатого скота.
       1.2 Европейский брак в средневековье и Возрождение
       На  протяжении IV и V веков Европа  постоянно  подвергалась  нашествию  северных племен варваров, которые  приносили  свои  представления  о  браке, свои брачные  обряды.  Например,  в  соответствии  с  традициями  германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так  и  жены строго каралась моралью и законом. Французские племена,  напротив, одобряли полигамию  и  разрешали  куплю-продажу  невест.  При  этом  почти   у   всех варварских  племен  считалось,  что  брак  существует   ради   семьи,   ради сексуального и экономического удобства.
       С переходом от племенной к национальной  общности,  по  мере  усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали  свою  абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о  браках  своих  вассалов  и смердов.
       Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были  жениться  на  дамах  своего круга.  По  существу  брак  был  социально-экономической  сделкой:  с  одной стороны девушка «продавала»  свою  девственность,  целомудрие,  с  другой  –  мужчина брал на себя обязательства содержать и  обеспечивать  ее  и  будущих детей. Для  аристократии  брак  был  политическим  актом,  лучшим  средством увеличить  свое  влияние  и  могущество.  То  же  самое  отношение  к  браку существовало  и  среди  цеховых  мастеров  средневековых  городов  и   среди купечества.
       Представления о серенадах требуют уточнения  в том плане, что  их,  как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время  как  женатый  мужчина пел под окном чужой жены, под окном  его  собственной  жены  мог  находиться другой. Представление  о  трубадурах  средневековья  неплохо  совмещается  с образом рогоносца.
       К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки,  основанные  на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более  либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
       Ренессанс, по существу своему революционная  эпоха,  стал  «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с  идеалом  физической красоты, и как его следствие, в  идеал  была возведена производительность, плодовитость.     Другими   словами   «Высшими    добродетелями    считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много  детей  приносило  славу  и было обычным явлением, не иметь  их  считалось  наказанием  за  какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».
       1.3 Христианская модель семьи
       Победа  христианской  модели  семьи  над  языческой  характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
       В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например,  под  запретом  оказались  полигамные  браки  и  левират  – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
       Во  времена  первых  христиан  концепция  семьи  мало  отличалась  от иудейской. Мужчина  оставался  главной  фигурой,  наделенной  властью.  Жена должна была ему подчиняться.
       Патриарх  – глава рода, отец  семейства,  выполняет  и  функции  вождя. Слияние ролей Отца и  Вождя, как и  Отца  и  Учителя,  является  характерной чертой патриархальной культуры.
       В примитивном, дописьменном обществе, где  нет сильной  государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство,  будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в  семье миниатюру  общественных  отношений.  Члены  семьи   повинуются   отцу,   ка подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу,  Отцу Небесному.  Триада  –  Отец  –  Правитель  –  Бог  –  основа  патриархальной  идеологии. С одной стороны,  на  отца  (реального  отца  семьи)  возлагаются функции  монарха  в  миниатюре,  с другой  – правителю,  а далее и Богу приписываются отцовские  качества:  сочетание  строгости  и  справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
       Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения  как  христианство. Поэтому  особенно  интересно   рассмотреть   модель   или,   точнее   модели христианской семьи. Как отмечает В.  Н.  Дружинин,  христианское  вероучение предписывает миру две модели семьи:  идеальную  «божественную»  и  реальную, земную.
       Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный  отец Иосиф,  Дева  Мария.  Христианство  разделяет   отца-воспитателя,   несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в  первую  очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог- отец. Земная  модель  христианской  семьи  является  классическим  вариантом детоцентрической семьи.
       Интересно, что в католицизме особое значение имеет  культ  Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют  какую  бы то ни было  ее  роль.  Семья  протестантов  –  это  отношение  мужчины  к мужчине:  отца  к  сыну,  хозяина к   наследнику,   потенциально   равному. Протестантский  деятель  Мартин  Лютер  (1485  –   1546)   выступал   против традиционного таинства брака, считал,  что  целью  брака  является  рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к  женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений,  освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии  и  Шотландии  стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа  и жены.
       Некоторые ограничительные традиции в  брачных  отношениях  принятые  в Европе были перенесены в Новый  Свет  первыми  поселенцами.  Что  интересно, например,   догматическое   осуждение   Кальвином   интимных    удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих  лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго  господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно  из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.
       По мере того как в США женщины получали все больше прав,  отношение  к браку радикально менялось. Этому способствовали  сначала  борьба  женщин  за избирательные  права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.
       В христианском писании  большее  внимание  уделяется  взаимоотношениям супругов, нежели родителей и  детей  и  тем  более  сексуальным  отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в  некоторых  стихах  мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:
       «А  о чем вы писали ко мне, то  хорошо  человеку  вообще  не  касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей  своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от  друга,  разве  по  согласию,  на  время,  для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не  искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною  как  позволение, а не как повеление»
       И  по  возможности  лучше  избегать  и  брака,  так  как  «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится  о  мирском, как угодить жене» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА
       2.1 Исторические формы и социальных функции семьи
       Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией.
       Согласно   антропологии,   семьи   делятся   на   консангвинальные   и конъюгальные.  Консангвинальная  семья  состоит  из  кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой  семье  делятся  по мужской линии (патрилинейность)  или  по  женской  линии  (матрилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно  отношения  между родственниками,  а  не  отношения  между  мужем  и  женой   (конъюгальность) выступают основой организации  семьи.  Супружеская  пара  проживает  либо  с родственниками   жены   (матрилокальность),   либо   сродственниками    мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать  как семье жены,  так и жене мужа.
       Конъюгальная  семья  основана  на  супружеских,  а не  на  родственных отношениях. Родственники со стороны жены  и  мужа  считаются  частью  данной семьи. Они признаются одинаково  важными  и  включены  в  организацию  семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети  принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской  паре.  Если  консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности  поколений,  то  конъюгальная семья  формируется  заново  с   каждым   следующим   браком.   По   критерию местожительства конъюгальная семья  относится  к  дислокальному  браку.  Это значит, что  вновь  созданная  семья  отделяется  от  родителей  и  живет  в отдалении от них. Конъюгальная  семья  допускает  более  широкую  свободу  в исполнении семейных ролей. Американское, российское и  европейское  общества принадлежат   к   конъюгальному   типу,   а   старокитайская   семья    была патрилинейной,  патрилокальной,  консангвинальной.  Семья  индейцев   Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.
       Кроме  того,  выделяют  два  главных  типа  семьи,   встречающейся   в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же  называется расширенной (многопоколенной), и  современную  нуклеарную  (двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную,  (созданную взрослыми  детьми).  По  числу  детей  выделяют  бездетную,   однодетную   и многодетные семьи. По критерию господства в семье  мужа  или  жены  выделяют патриархальную  и  матриархальную  семьи,  а   по   критерию   лидерства   – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную  (глава  семьи  женщина)  и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи).
       Социальные  функции  семьи.
    функция  сексуального  регулирования.  Семья -  это главный социальный  институт,  через который общество  упорядочивает,  направляет  и регулирует  естественные  сексуальные потребности людей.  Вместе  с тем практически каждое  общество  имеет альтернативные  пути  удовлетворения  сексуальных  потребностей.  Несмотря  на  то,  что  существуют  определённые  нормы  супружеской  верности,  большинство  обществ  легко  прощает  нарушение  этих  норм.  При  этом,  как  нигде,  наблюдаются  отклонения  реальной  культуры  от  идеальной.  Но  часто  нормы  семьи  разрешают  сексуальные  связи  супругов  вне  семьи.  Особенно  наглядно  различие  норм  сексуального  поведения  проявляется  в  отношении  добрачного  сексуального  опыта  молодых  людей.  Во многих  современных    обществах   вступление  в брак  девственников считается абсурдным и нелепым,  а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку.  В патриархальных  семьях  добрачный сексуальный опыт  строго  запрещается (по  крайней  мере,  в  отношении  женщин).
    Репродуктивная  функция. Одна  из  основных  задач  любого  общества - воспроизводство  новых  поколений  его  членов.  При  этом  важно,  чтобы  дети  были  физически  и  психически  здоровыми  и  впоследствии  имели  способности  к  обучению  и  социализации.  Вместе  с  тем  важным  условием  существования  общества  является  регулирование  рождаемости,  избежание  демографических  спадов  или  взрывов.
    Функция  социализация.  Несмотря  на  большое  число  институтов,  участвующих  в  социализации  личности,  центральное  место  в  этом  процессе  занимает  семья. Это объясняется,  прежде  всего,  тем,  что именно  в семье осуществляется  первичная социализация  индивида,  закладываются основы  его формирования  как  личности.  Семья  для  ребёнка  является  первичной  группой,  именно  с  неё  начинается  развитие  личности.
    Функция  эмоционального  удовлетворения.  К  многочисленным  потребностям  человека  относится  интимное  общение.  Психиатры  считают,  что  основной  причиной  эмоциональных  и  поведенческих  трудностей  в  общении  и  даже  физических  болезней  является  отсутствие  любви,  тепла  и  полноценного  интимного  общения  в  первичной  группе,  и  прежде  всего  в  семье.  Огромное  количество  данных  свидетельствует  о  том,  что  серьёзные  преступления  и  другие  негативные  отклонения  намного  чаще  происходят  у  тех,  кто  в  детстве  был  лишен  заботы  в  семье,  что  дети,  воспитанные  в  детских  домах  без  любви  матери  и  отца,  гораздо  в  большей  степени  подвержены  заболеваниям,  психическим  расстройствам,  повышенной  смертностью  и  т.д.  Доказано,  что  потребность  людей  в  близком  доверительном  общении,  интимности,  эмоциональном  выражении  чувств  близким  людям  является  жизненно  необходимым  элементом  существования.
    Статусная  функция.  Каждый  человек,  воспитанный  в  семье,  получает  в  качестве  наследия  некоторые  статусы,  близкие  к  статусам  членов  его  семьи.  Это  прежде  всего  относится  к  таким  важным  для  личности  статусам,  как  национальность,  место  в  городской  или  сельской  культуре  и  др.  В  классовых  обществах  принадлежность  семьи  к  определённому  социальному  слою  предоставляет  ребёнку  возможности  и  вознаграждения , характерные  для  этого  слоя,  и  в  большинстве  случаев  определяют  его  дальнейшую  жизнь.  Классовый  статус  изменяться  благодаря  усилиям  человека  и  благоприятным  обстоятельствам.
    Защитная  функция. Во  всех  обществах  институт  семьи  осуществляет  в  разной  степени  физическую,  экономическую  и  психологическую  защиту  своих  членов.  В  большинстве  случаев  вину  или  стыд  за  человека  разделяют  все  члены  его  семьи. Так  же  могут  и  защищать  его.
    Экономическая  функция. Ведение  членами  семьи  общего  хозяйства,  когда  все  они  работают,  способствует  формированию  крепких экономических связей  между ними.  Нормы семейной  жизни включают  обязательную  помощь  и поддержку каждого члена семьи в случае,  если  у него  возникают экономические трудности.
       2.2. Исторические формы брака
       История  собственно  человеческого  общества  приурочивается  к  стадии  становления  родового  строя,  появления  коллективов,  связанных  происхождением  от  одного  предка.  Полагают,  что  из-за  неустойчивости  в  то  время  брачных  связей  и  трудности  установления  отцовства  наибольшее  распространение  вначале  получил  счет  родства  по  материнской  линии  (материнский  род),  который  позже  сменился  патрилинейным  родством  (отцовским  родом).  Наряду  с  однолинейным  счетом  родства  (только  по  матери  или  отцу)  важным  признаком  рода  был  обычай  экзогамии, т.е.  запрещения  брачно-половых  связей  между  мужчинами  и  женщинами,  являющимися  членами  одного  рода.  Происхождение  этой  регламентации  половых  связей  полностью  не  выяснено;  гипотеза  о  том,  что  оно  было  введено  для  избежания  вредного  последствия  браков  между  родственниками  (инбридинга)  в  настоящее  время  отклоняется  как  надуманная.
       Вместе  с  появлением  в  первобытном  обществе  родовой  организации  возникает  брак  и  семья - особые  социальные  институты,  призванные  регулировать  отношения  между  полами,  между  родителями  и  детьми  и  т.д.
       Первой  формой  брака  обычно  считается  дуально-родовой  групповой  брак,  при  котором  все  мужчины  одного  рода  являлись  потенциальными  мужьями  всех  жен  другого  рода.  Как  показали  этнографические  наблюдения  над  аборигенами  Австралии  и  некоторыми  другими  отставшими  в  своём  развитии  родоплеменными  общностями,  такой  брак  чаще  всего  конкретно  проявлялся  в  существовании  парных  семей - более  или  менее  длительного,  сравнительно  легко  заключаемого  и  легко  расторжимого  союза  одного  мужчины  с  одной  женщиной,  причем  оба  супруга  сохраняли  право  на  связь  с  «дополнительными»  женами  или  мужьями,  состоящими  или  не  состоящими  в  парных  семьях.  Парная  семья,  хотя  и  обладала  некоторыми  хозяйственными  функциями,  еще  не  являлась  отдельной  экономической  ячейкой;  муж  и жена  сохраняли тесные  связи со  своими  родами,  а иногда  и оставались  жить  со  своими  сородичами,  встречаясь  друг  с другом   лишь  для половых сношений  (дети  в этом  случае  обычно  оставались  в роду  матери).  В ходе  дальнейшего  развития  общества  групповой  брак  стал  ограничиваться  более  узким  кругом  лиц,  например  только  братьями  основного  мужа  и  сёстрами  основной  жены,  а  затем  и  вообще  исчез,  сохранившись  лишь  в  некоторых,  иногда  искаженных  пережиточных  формах  (известное,  например,  у  некоторых  народов  право  гостья  на  жену  или  дочь  хозяина  и  т.п.).
       Период  разложения  общинно-родового  строя  и  становления  классового  общества,  низшей  социальной  и  хозяйственной  ячейкой  которого  стала  семья,  ознаменовался  изменением  и  форм  брака.  Парная  семья  сменяется  более  прочной  моногамной  семьёй.  Возросшая  хозяйственная  роль  мужчины - земледельца  и  скотовода - приводит  к  утверждению  его  главенства  в  семье  (патриархат).  Прежде  распространённый  у  многих  народов  матрилокальный  или  дислокальный  брак  почти  полностью  вытесняется  патрилокальным,  точнее,  виролокалным  (от  латинского  «vir» - муж).  Мужчина  обычно  возмещает  семье  невесты  её  экономическую  ценность  выкупом;  в  раннеклассовом  обществе  получает  некоторое  распространение  и  традиция  похищения  будущей  жены  (умыкание).  Начальной  и  широко  распространённой  формой  моногамной  семьи  была  большая  семья,  известная  также  как  патриархальная  семья  и  больше-семейная  община.  Она  состояла  обычно  из  3-4  поколений  ближайших  родственников  по  отцу  (например,  одного  или  нескольких  братьев  с  их  детьми,  внуками и  правнуками),  которые  жили  вместе  и  вели  общее хозяйство;  постепенно  такая   семья уступает  место малой семье,  обычно  состоящей из  брачной пары  и их  детей.
       Укрепление  патриархата,  приобретение  жены  за  выкуп  привело  к  ухудшению  общественного  и  семейного  положения  женщины.  Жена  должна  была  беспрекословно  подчиняться  мужу  и  всем  старшим  членам  его  семьи;  если  женщина  хотела  вернуться  в  родительский  дом,  то  её  родственники  должны  были  отдать  полученный  за  неё  выкуп.  Развод  стал  поэтому  очень  редким  явлением;  даже  после  смерти  мужа  женщина  продолжала  оставаться  в  как  бы  купившей  её  семье,  а  нередко  и  должна    была  вступить  в  брак  с  одним  из  братьев  мужа  (обычай  левирата).  Дети  безоговорочно  принадлежали  отцу.  Патриархальный  порядок  наследования  требовал  бесспорности  факта  отцовства,  поэтому  супружеская  неверность  семьи  стала  сурово  наказываться,  нередко  смертью ,  в  то  время  как  муж  продолжал  пользоваться  некоторой  половой  свободой.  Новые  формы  брачно - семейных  отношений  освещались  религией,  закреплялись  в  законодательствах  раннеклассовых  государств.
       Кроме  моногамного  брака,  в  раннеклассовом  обществе  получил  распространение  брак  полигамный  (точнее  полигинный),  когда  мужчина  состоял  в  брачно-половых  отношениях  с  несколькими  женщинами.  Корни  этой  формы  брака  тянутся  в  родо-племенную  эпоху.  Такие  браки  допускались  в  подавляющем  большинстве  известных  науке  племенных  обществ;  считалось  вполне  естественным,  что  сильный  воин  или  ловкий  охотник  имеет  нескольких  жен,  которых  он  может  содержать.  Однако  в  период  господства  парной  семьи  такие  браки  вряд  ли  имели  широкое  распространение  и,  очевидно,  представляли  собой  своего  рода  привилегию  племенной  верхушки.  Полигамные  браки  относительно  редки  среди  племён  охотников  и  рыболовов;  процент  их  повышается  с  переходом  к  земледелию  и  скотоводству  и  особенно  значителен  у  племён,  сочетавших  земледелие  со скотоводством.
       В  Северной  Америке  полигамные  браки  были  распространены  несколько  больше,  чем  в  Южной,  однако  ряд  народов  и  в  Северной  Америке  придерживались  парной  (позже  моногамной)  семьи.  Сравнительно  редкой  была  полигамия  и  у племенных обществ Азии,  зато  в Африке  она встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные  формы:  некоторые вожди крупных племенных союзов  и правители раннеклассовых  африканских государств  имели по  несколько сот жен; несколько десятков  жен считалось довольно  обычным явлением.  Подсчитано,  что в Африке  полигамия встречалась у 86 %  земледельческих и 76%  скотоводческих  народов,  вне Африке - соответственно  у 30  и 57%  народов.
       У  многих  народов  полигамия  сохранилась  и  при  переходе  к  классовому  обществу. В  Древнем  Египте  и  Вавилоне  она  встречалась,  правда,  очень  редко,  но  у  древних  евреев,  как  свидетельствует  Библия,  напротив, - довольно  часто,  хотя  у  них  преобладали  моногамные  браки.  В  Индии  многоженство  было  допущено  еще  в  древности Риг-Ведой  и, по-видимому,  считалось  обычным;  еще  в  XIX  в.  Около 5%  индусов жили 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.