На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Петр 1. Экономическая модернизация российского традиционного общества и её противоречивые последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный  университет»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 

Плотникова  Анастасия Сергеевна
Институт  экономики 1курс 816 группа 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине история на тему «Петр 1. Экономическая модернизация российского традиционного общества и её противоречивые последствия». 

Работа допущена к защите__________________________________________ 
 
 

Признать, что  работа выполнена и защищена с  оценкой_________________________________________________________
Руководитель____________________________________________________ 
 
 

Архангельск 2011
Содержание 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      3
Глава1 ЦЕЛИ И ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ                       5
Глава 2 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
2.1 Промышленность и мануфактуры                                                              8
2.2 Изменения в области торговли                                                                  12
2.3 Финансовая реформа                                                                                  13
2.4 Монетная реформа                                                                                      15
Глава 3 последствия экономической модернизации         17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 21
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        23 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Во  второй половине 17 века Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим  отставанием от передовых стран  Европы. В стране почти не было крупных  промышленных предприятий, которые могли бы обеспечить население собственными орудиями и продукцией. 
     Правящий  в то время император Пётр I Великий, не мог допустить краха своей страны. Он провел ряд важнейших преобразований в области  экономики, что впоследствии стало называться периодом российской экономической модернизации.
     Модернизация (от греч. modern - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями и показателями качества.
     Общественная  модернизация в России протекала  в рамках имперской модели, характеризуемой  следующими признаками:
-выборочное заимствование технико-технологических достижений развитых стран в обмен на вывоз сырья;
-ужесточение эксплуатации собственного народа архаическими методами;
-растущая централизация и бюрократизация управления.
     Проведение  модернизации способствовало дальнейшему  усилению факторов мобилизационного типа экономического роста. Это проявилось в более глубоком, чем в Европе, вмешательстве государства в  экономику в условиях преобладания аграрного хозяйства при низком уровне отделения промышленности от земледелия, господства континентальной, а потому вялой торговли, сохранения архаичной социокультуры.
     Эпоха Петра Великого закономерно привлекает интерес сегодня, и неслучайно – Россия, как и тогда, живет в эпоху преобразований. Самые важные из них – экономические. Российская империя XVII – начало XVIII вв. в этом смысле удивительно напоминает Российскую Федерацию рубежа XX – XXI вв. Как и сейчас, после долгого периода самоизоляции, страна открывается для развитых государств Европы. Очень многое заимствуется оттуда в готовом виде, примеряется к российской действительности, в том числе и в сфере экономики. Очень многое из того, что делается государством во внешнеэкономической сфере, напоминает реформаторские начинания Петра I. Поэтому обращению к опыту петровских экономических реформ в данном случае более чем актуально.
          Итак, целью моей курсовой работы стало изучение экономической модернизации Петра Великого.
     Для этого необходимо выполнить следующие  задачи:
1. Выявить  цели и причины возникновения  модернизации Петра I;
2. Раскрыть  основное содержание экономических реформ;
3. Определить  значение экономической модернизации Петра I для России. 
     Следует  показать, как изменилась страна в своем экономическом облике, а также выявить противоречия, возникавшие в процессе проведения модернизации.
     Для написании данной работы были использованы такие методы конкретного исторического  исследования, как логический и историко-типологический.
     Работа  состоит из введения, трех глав и заключения. 
 
 
 

1 ЦЕЛИ И ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
     Начало  модернизации России было положено в 18 в. Петром I. Необходимость петровских преобразований была обусловлена, во-первых, социально-экономическими процессами, которые развивались в стране в XVII в. и выразились в реформах деда, отца и брата Петра; во-вторых, прогрессирующим отставанием России от Запада; в-третьих, приверженностью Петра I западному рационализму, европейскому образу жизни. Таким образом, перемены во всех сферах общественной жизни России были объективно необходимы. Целью реформ было превращение страны в мощное государство, с которым должны были считаться ведущие европейские державы.
     Вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII века.
     Огромная  территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались  в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, Московское государство представлялось отсталым. Это отставание было обусловлено рядом причин. Много лет ушло на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Разумеется, разорительные войны не единственная и не главная причина этого отставания. По мнению ряда историков (В.О. Ключевский, Н.И. Павленко, С.М. Соловьев), решающее влияние на развитие страны, оказывали ее природно-географические и социальные условия.
     По  мнению С.М. Соловьева, «три условия  имеют особенное влияние на жизнь  народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».1
     Русская земля представляла собой огромную равнину, не защищенную естественными укреплениями, открытую нашествиям. На обширной территории жило многочисленное население, вынужденное постоянно и упорно трудиться и постепенно перемещаться в поисках более плодородных земель и более удобных мест обитания. В процессе заселения (колонизации) пустующих земель постепенно сложилось Русское государство.
     Соловьев  полагал, что из-за своего неудачного географического положения Россия «была государством, которое постоянно  должно было вести тяжелую борьбу с соседями, борьбу не наступательную, но оборонительную, причем отстаивалось не материальное благосостояние, но независимость  страны, свобода жителей».2 В борьбе с монголо-татарскими завоевателями русских и другие славянские народы прикрывали страны Западной Европы. Русскому государству приходилось постоянно содержать большое войско для защиты своих обширных границ.
     Из-за того, что были плохо развиты торговля и промышленность, у государства  не было денег, чтобы платить военным  служилым людям.
     Огромные  ресурсы государство направляло на нужды обороны (сооружение искусственных  укреплений, засечных черт, содержание воинских контингентов), в результате чего сильное государство складывалось без соответствующей экономической базы. Отсюда - тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества, которое становилось, в свою очередь, тормозом материального и духовного прогресса общества.
     Кроме внутренних, имелись и внешние  факторы: отсутствие у Русского государства выхода к морям и возможности использования дешевых путей сообщения. Два моря – Балтийское и Черное были закрыты для внешних связей со Швецией и Османской империей. Моря, омывающие страну с севера и востока, практически не могли быть использованы для хозяйственных нужд, ибо ресурсы Сибири и Дальнего Востока находились лишь в начальной стадии освоения.
     Единственными морскими воротами России оставался  Архангельск – порт на Белом море, но он был большую часть года скован льдами, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем  на Балтику. На юге Астрахань обеспечивала России экономические связи лишь с Ираном и Средней Азией, а  эти регионы тоже отставали в  своем развитии.
     Насущная  необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов.
     Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.
     Сама  возможность преобразований создавалась  в результате изменений, происходивших  в стране в течение ХVII в. В экономической  сфере – это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма.
     Для проведения преобразований необходим  был импульс, толчок. Опыт отечественной  истории свидетельствует, что почти  все эпохальные перестройки в  России начинались сверху. А для  этого нужна была личность. Такой  личностью стал Петр I. На характер его  государственной деятельности оказал большое влияние такой субъективный фактор, как его личные качества. Так происходит всегда, когда в  руках одного человека сосредоточена  необъятная власть.
 

2 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
     Основа  основ жизни всякого государства - труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, привлекал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.
     Характернейшая  особенность экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении  во все сферы хозяйственной жизни. Господствовавшие в Европе экономические  концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства  государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса  торговли, вывоза товаров на чужие  рынки и препятствования ввозу  иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в  сферу экономики. Поощрение одних - "полезных", "ненужных" - видов  производства, промыслов товаров  влекло за собой ограничение или  даже запрещение других "неполезных" с точки зрения государства. Меркантилизм в России первую очередь - практическая экономическая деятельность государства, а потом уже экономическая теория. 

     2.1Промышленность и мануфактуры
     Совершенно  очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок: выросла крупная  мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия, металлообработка, судостроение. Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности.
     Цель  промышленной политики Петра была ясна - добиться экономической независимости России.
     Здесь отчетливо прослеживаются два этапа: 1700—1717 гг. — главный основатель мануфактур — казна; с 1717 г. мануфактуры  стали основывать частные лица. Если на первом этапе приоритет отдавался  выпуску продукции для военных  нужд, то на втором - промышленность стала выпускать продукцию и для населения.
     Промышленное  строительство Петровской эпохи  проходило невиданными темпами. За первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали в конце XVII в. Легкая промышленность также развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Впервые появились заводы: бумажные, цементные, сахарный, шпалерная (обойная) фабрика.
     Также одной из проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома освобождались от военного постоя.
     18 января 1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам,  вне зависимости от их социальной  принадлежности, покупать к своим  заводам крепостных крестьян, чтобы  использовать их на заводских  работах. Этот указ знаменовал  собой решительный шаг к превращению  промышленных предприятий, на  которых зарождался капиталистический  уклад, в предприятия крепостнические,  в разновидность феодальной собственности  - своеобразную вотчинную мануфактуру.  Промышленность России была поставлена  в такие условия, что она  фактически не могла развиваться  по иному, чем крепостнический  путь. С ростом промышленности  на заводах обнаружился острый  дефицит рабочих рук. Решение  проблемы оказалось возможным  лишь за счет использования  подневольного труда. На вспомогательные  работы привлекались государственные  крестьяне, приписываемые целыми  деревнями к тому, или иному  заводу и обязанные в течение  2–3 месяцев исполнять там свои  повинности. А в 1721 г. Петр разрешил  мануфактуристам (среди них большинство  составляли не дворяне) покупать  к заводам крепостных крестьян, которые позже стали называться  посессионными. Они становились  собственностью не заводчика,  а предприятия.
     Было  начато освоение нового промышленного  района – Урала, ставшего вскоре центром  отечественной металлургии. К концу царствования Петра Великого Россия полностью удовлетворяла свои потребности в металле и, занимая 3-е место в мире по объему его производства, начала продавать его за рубеж, где «русское железо» по своим качествам ценилось выше шведского. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска и в Сибири в 1704 году построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. В Петербурге выросли Адмиралтейская верфь, Арсенал для производства вооружений. На верфи  1714 г. Работали 10 тыс. человек, с 1706 по 1725 г. С ее стапелей сошли 59 крупных и более 200  мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и селе Преображенском, на Олонце и реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы(пушечные дворы, арсеналы)появились, помимо Петербурга, в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы- в Петербурге и под Москвой.
     В 1719 году Петр I издал законодательный акт под названием Берг-привилегия, в котором определялась политика русского правительства в горнорудной промышленности. А также гарантировал право наследственной собственности на заводы, ограждал промышленников от вмешательства в их дела местных властей, обязывал Берг-коллегию оказывать промышленникам техническую и финансовую помощь, провозглашал право свободной продажи железа. Полезные ископаемые объявлялись собственностью царя, и промышленники обязаны были платить в казну налог в размере 10% прибыли (с 1724—1 коп. с пуда чугуна (1 пуд ~ 16,4 кг)). В то же время Берг-привилегия отдавала предпочтение при разработке полезных ископаемых владельцу земли; промышленник обязан был платить вотчиннику за лес и землю 1/32 долю от прибыли. С целью привлечения квалифицированной рабочей силы Берг-привилегия освобождала мастеровых от рекрутской повинности и подушного налога.
     Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности. В оборот народного труда поступило  множество новых производств, т.е. количественно увеличивались и  качественно улучшались источники  народного благосостояния. Это улучшение  достигалось путём страшного  напряжения народных сил, но только благодаря  этому напряжению страна оказалась в состоянии вынести тяготу беспрерывно двадцать лет длившейся войны. В будущем, начавшаяся при Петре усиленная разработка национальных богатств вела к обогащению и экономическому развитию России. 

     2.2 Изменения в области торговли
     Примерно  с конца 10-х годов XVIII в., когда  военная гроза окончательно отодвинулась на запад и в успешном завершении войны никто не сомневался, Петр пошел на существенное изменение  торгово-промышленной политики. Была ликвидирована  фактически монополия на экспортную торговлю. Претерпела изменения и  промышленная политика правительства. Суть изменений состояла в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства. Создание купеческих компаний, предоставление им ссуд и льгот укрепляло положение  ведущих заводчиков, однако не означало самоустранения государства из промышленной сферы. Контроль сохранялся, например, через систему казенных заказов. За деятельностью предприятий тщательно  наблюдали коллегии, проводившие  периодические проверки.
     Особое  распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для  казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от государства  многочисленные льготы: беспроцентные  ссуды, право беспошлинной продажи  товаров и т. д. Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. Таможенный  протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.)
     Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства  Петра I обеспечил активный торговый баланс России – вывоз товаров  в 1726 г. составлявший 4,2 млн. руб превышал ввоз в 2 раза.
     После образования Санкт-Петербурга на территории государства были построены каналы, соединившие Волгу и Неву (Вышневолоцкий и Ладожский). Между отдельными частями страны усилился обмен, росли обороты российских ярмарок (Макарьевской, Ирбитской, Свенской и др.), в чем проявлялось формирование всероссийского рынка.
       Следовательно, внутренняя торговля значительно оживилась, но, в общем, продолжала иметь всё тот же караванно-ярмарочный характер. Но и эта сторона хозяйственной жизни России была всколыхнута Петром и выведена из того покоя косности и непредприимчивости, какой отличалась в XVII веке и ранее. Распространение коммерческих знаний, появление фабрик и заводов, общение с иноземцами, - всё это давало новый смысл и направление русской торговле, заставляя её оживляться внутри и, тем самым, становится всё более и более деятельной участницей мировой торговли, усваивать её принципы и правила. 

     2.3 Финансовая реформа
     Война со Швецией и Турцией за выход  к морям, строительство флота  и мануфактур, реорганизация системы  управления и т.д. требовали огромных государственных расходов. Бюджет страны находился в критическом состоянии. Нехватка средств вызвала проведение финансовой реформы. Изменению прежде всего подверглась налоговая  система. Начиная с 1704 г., вводятся такие налоги как: какмельничий, пчелиный, погребной, трубный, хомутейный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, с раскольников, с бороды и т.д. Косвенных налогов к 1724 году насчитывалось 40 видов. Вместо подворного обложения в 1718-1724 гг. была введена подушная подать с ревизской души. К новым налогам добавились казенные монополии на соль, мел, деготь, рыбий жир, сало, дубовые гробы. Рыбные ловли становились объектом откупа, вино продавалось только в казенных кабаках.
     К числу крупных преобразований Петра 1 также  относится и денежная реформа, послужившая главным источником финансирования военных расходов. Она  решала комплекс вопросов:
-использование  в качестве монетного сырья  отечественных металлов – стимулирование национальной горнорудной отрасли;
-перевод  денежного производства на новый  технический уровень – машинное производство;
-установление  единого денежного обращения  на всей территории – расширение внутрихозяйственных связей;
-увеличение  доходов казны от чеканки монет.
     Результатом реформы стало постепенное изъятие  из обращения иностранных монет  и создание единой национальной денежной системы на десятичном принципе: 1 рубль = 10 гривенникам=100 копейкам. Для удобства обращения были выпущены и производные монеты – полтинники, полуполтинники и пятаки. Однако реформа оказалась непоследовательной. Понижение стоимости монет вызвало их обесценивание. В стране началась инфляция, а бюджет снова начал испытывать сокращение доходной части.
     В финансовой области самой существенной мерой оказалась городская реформа. Именно в Ратушу теперь стекались основные налоговые поступления, а не в старый Приказ Большой казны: в 1701 году приход первой составил 1,268 миллиона, второго — 717,7 тысячи рублей. Той же цели повышения доходов казны способствовали две другие меры: введение сбора с гербовой бумаги (по мартовскому указу 1699 года) и упорядочение взимания печатных пошлин, собиравшихся за удостоверение всех актов новой специальной «орловою воротною печатью». Появились                           «прибыльщики» — особые чиновники, в обязанность которых входило выдумывание новых налогов для пополнения казны.  

     2.4 Монетная реформа
     Указ 11 марта 1700 года провозгласил монетную реформу. Стали чеканить наряду с  серебряными мелкие медные монеты разной стоимости: полкопейки («денежка»), 1/4 копейки («полушка»), 1/8 копейки («полуполушка»). До этого в обращении не хватало мелкой разменной монеты, и люди рассекали серебряную копейку на две, три части, а в некоторых местах самостийно появлялись заменители — кожаные и прочие «денежки».
     Памятуя о неудаче медной реформы 1654—1663 годов, когда рынок наводнили огромным количеством медных денег, стоимость которых постепенно упала в 10—15 раз в сравнении с серебряными, теперь         отчеканили только нужное количество мелких медных монет хорошего качества. Нововведение в народе приняли спокойно. Очевидно, посещение лондонского Монетного двора, беседы со специалистами пошли впрок и Петру, и его помощникам в этом деле.
     Одно  можно сказать с полной уверенностью – благодаря экономической деятельности Петра I роль государства в экономике чрезвычайно возросла. Обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, а также правом неограниченного пользования землей и ее недрами, государство взяло на себя регулирование всего, что было связано с процессом производства и распределения, начиная от мест размещения предприятий и определения номенклатуры изделии-до разработки правил ее реализации. Таким образом, Петром I впервые в истории России была предпринята попытка создания государственной, «регулярной» экономики, которую спустя два столетия назовут государственно-монополистической или административно-командной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 последствия экономической модернизации
     Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они  имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу  страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они  осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные  преобразования петровского времени  с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего  развития страны выступали все сильнее  и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские  страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический  путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и  быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших  интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней  жестокостью. По меткому определению  Пушкина, его указы были "нередко  жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".
     Несмотря  на значительные успехи, петровская модернизация, основанная на форсированной индустриализации, обрекла Россию на экономическую  отсталость в будущем. Кроме того, проведение модернизации сопровождалось массовым уничтожением населения (около 12,5 % тогдашнего населения России). Если в Западной Европе XVII-XVIII вв. быстро развивалась представительная власть, укреплялись основы парламентаризма, то в нашей стране, напротив, усиливалась жесткая централизация, абсолютизация государственной власти, что являлось прямым продолжением деспотизма и самодержавия, присущего Московской Руси.
     Современники  Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую  вносили в жизнь его реформы. Эта новизна для одних была приятна, потому что они видели в  ней осуществление своих желаний  и симпатий, для других она была ужасным делом, ибо, как им казалось, подрывались основы старого быта, освященные старинным московским правоверием. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого, так как реформы  задевали всех. Но не все одинаково  резко выражали свои взгляды. Пылкая, смелая преданность Петру и его  делу отличает многих его помощников; страшная ненависть слышится в отзывах  о Петре у многих поборников старины. Первые доходят до того, что зовут  Петра "земным богом", вторые не страшатся  называть его антихристом. И те, и  другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому что находятся под влиянием его деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.