На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Международному частному праву"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Д.В.Сологуб 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 
 

Курс  лекций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва
2008 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ 1: ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА 

    Предмет международного частного права.
    Коллизия права: понятия и основания ее возникновения.
    Система международного частного права.
 
1. ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
      Понимание сложности международного частного права как отрасли права и дисциплины начинается с анализа этимологии его наименования. В действительности МЧП не является проявлением некой устойчивой наднациональной (международной) системой правовых норм, основанной на исчерпывающем перечне международных источников права (конвенциях, международных соглашениях). Источники МЧП и нормы их составляющие изменяются в зависимости от того, в какой национальной системе права они представлены. Нормы международного частного права являются частью национальной правовой системы1.
      Международное частное право (МЧП) – это отрасль права, объединяющая нормы внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, «осложненные» иностранным элементом.
      Из  данного определения вытекает, что  в качестве предмета МЧП являются имущественные и личные неимущественные отношения гражданско-правового характера, что сближает его с гражданским правом внутригосударственным. С другой стороны, МЧП схоже и с международным публичным правом наличием в его составе различных международных элементов.
      Главной предпосылкой при выделении отношений, регулируемых МЧП, является то, что они относятся к сфере международных. Межгосударственные отношения между гражданами и организациями (юридическими лицами) различных государств – это предмет регулирования МЧП. Специфика международных отношений с участием физических и юридических лиц порождает специфику их правового регулирования.
      В сферу международного частного права  входят гражданская право- и дееспособность иностранных физических и юридических  лиц; отношения собственности иностранных физических и юридических лиц; отношения, вытекающие из внешнеэкономических (торговых, посреднических, монтажно-строительных и т.д.) договоров; финансовые и кредитно-расчетные отношения; отношения по использованию результатов интеллектуального труда (авторские, патентные и др.) иностранных физических и юридических лиц; отношения по перевозке зарубежных грузов; наследственные отношения  по поводу имущества, находящегося за рубежом, трастовые отношения и т.д. Перечень отношений не является исчерпывающим, но он дает основание судить о том, что все они относятся к отношениям, аналогичным предмету гражданского права. Но МЧП регулирует не стандартные имущественные отношения, а такие, которые возникают в международной сфере.
      Исходя  из этого, можно выделить два основных признака, характеризующих общественные отношения, составляющие предмет международного частного права:
      гражданско-правовые отношения.
      отношения, осложненные наличием иностранного элемента.
      Таким образом, только одновременное наличие  указанных двух признаков позволяет очертить тот круг общественных отношений, который составляет предмет международного частного права.
      По  своей природе к гражданско-правовым отношениям относятся семейно-брачные и трудовые, выделенные в Российском законодательстве в отдельные отрасли права. Следовательно, семейно-брачные и трудовые отношения международного характера составляют предмет международного частного права. Но необходимо отметить, что кроме гражданско-правовых отношений, семейное и трудовое право, охватывает своим регулированием отношения другого порядка, например, административно-правовые (запись актов гражданского состояния, трудовой распорядок и др.), но в предмет международного частного права входят только те семейно-брачные и трудовые отношения, которые имеют гражданско-правовую природу.
       «…главное качество, которому должно удовлетворять общественное отношение, на которое воздействует международное частное право, - проявление юридической связи между конкретным общественным отношением и правопорядками двух или более государств, поскольку понятие «отношения, осложненного иностранным элементом», по существу, искажает характер регулируемых отношений как объекта МЧП, ибо позволяет считать, будто это внутренние отношения, к которым «добавлен» «иностранный элемент». В действительности общественные отношения, регулируемые МЧП, суть отношения изначально международного характера, хотя и отличаются от тех, которые подчиняются международному публичному праву»2.
      Объект международного частного права составляют гражданские правоотношения международного характера, или гражданские правоотношения, осложненные иностранным элементом.
      Таким образом, спецификой отношений, подпадающих  по сферу действия МЧП, является наличие «иностранного элемента». Под «иностранным элементом» понимают:
     – субъекта, который имеет иностранную принадлежность;
     – объекта, имеющий определенную принадлежность к иностранному государству;
     – юридического факта, который имел или  имеет место за границей.
     При этом, нельзя забывать, что вышеперечисленные  проявления иностранного элемента важны лишь с точки зрения контакта российской правовой системы с правовой системой иностранного государства3. Именно поэтому указанный перечень примеров участия иностранного элемента в правоотношениях, являющихся предметом МЧП, не является исчерпывающим.
     Основная  задача, которая стоит перед МЧП  это - выбор права, применимого к  правоотношению, осложненному иностранным  элементом.
     В ряде иностранных государств, к задачам  МЧП относят также вопрос определения  юрисдикции, т.е. правомочности национального  суда рассматривать дело, основанное на правоотношении, осложненном иностранным элементом4.
     Нельзя  забывать также и о вопросе  признания и исполнения иностранных  судебных решений на территории России и признании и исполнении решений  российских судов за рубежом.  
 

2. КОЛЛИЗИЯ  ПРАВА: ПОНЯТИЯ И ОСНОВАНИЯ  ЕЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ

      Коллизия  права – это  объективно возникающее  явление, которое  порождается двумя причинами: наличием иностранного элемента в гражданско-правовом отношении и различным содержанием гражданского права разных государств, с которыми это правовое отношение связано.
      Коллизия  права это основополагающая категория  международного частного права. Следует различать
      коллизию  норм права, содержащихся в законах, изданных в разное время;
      коллизию  правовых норм, возникающую в результате иерархии законодательных актов;
      коллизию, порождаемую федеративным устройством государства. Коллизия права в международном частном праве, прежде всего, возникает между материальными нормами национального частного права разных государств. Анализ такого явления как коллизия права позволяет выделить различные варианты коллизий: коллизия коллизий, скрытые коллизии, положительные и отрицательные коллизии, интертемпоральные и интерлокальные коллизии и др.
      Преодоление коллизии права – это основная задача международного частного права. Необходимой предпосылкой правового регулирования коллизионной проблемы является выбор гражданского права того государства, которое будет компетентно его регулировать. Во внутреннем праве государств есть особые нормы – коллизионные, которые содержат правила выбора права. Данные нормы тем или иным образом указывают гражданское право какого государства должно быть применено для урегулирования конкретного гражданского отношения с иностранным элементом. Иначе говоря, в российском праве необходимо найти такую норму, которая бы и обосновывала ответ на возникший коллизионный вопрос. 

    3. СИСТЕМА  МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
      Природа и характерные черты нормативного состава международного частного права, непосредственно зависят от способов правового регулирования гражданских правоотношений международного характера, которые состоят из двух видов норм: коллизионных и унифицированных материальных гражданско-правовых.
      Коллизионные  нормы преодолевают коллизионную проблему путем выбора права. Главная особенность таких норм состоит в том, что они не содержат прямого определения прав и обязанностей участников гражданских правоотношений, а указывают, право какого государства нужно применить для определения этих прав и обязанностей. Поэтому эти нормы называют отсылочными.
      Унифицированные материальные гражданско-правовые нормы, с помощью которых осуществляется материально-правовой способ регулирования, преодолевают коллизионную проблему путем создания единообразных норм гражданского права различных государств, что устраняет саму причину возникновения коллизии. В отличии от коллизионных, материально-правовые нормы непосредственно устанавливают правила поведения для участников гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. Часто такие нормы называют прямыми. Таким образом, международное частное право включает два вида норм – коллизионные  и унифицированные материальные гражданско-правовые. 
 

    ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОЧНИКИ И  СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА 

    Виды и  краткая характеристика источников международного частного права.
    Субъекты международного частного права.
    Государство как субъект международного частного права.
 
    ВИДЫ И  КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ
    МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
      Для современного МЧП характерны следующие основные источники:
      внутригосударственное законодательство;
      международные договоры;
      санкционированные обычаи;
      судебная практика.
      Внутригосударственное законодательство в области МЧП  действует в пределах каждого  отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов. В России нет единого кодифицированного акта по международному частному праву. Одним из основных нормативных актов, представляющий на сегодняшний день источник МЧП РФ в виде национального закона, являются ГК РФ (3 часть).
      К международному частному праву относится  раздел VI состоящий из 3-х глав (66, 67, 68) и включающих коллизионные нормы:
      о выборе правовой системы при решении вопросов о правоспособности и дееспособности иностранцев;
      об определении «национальности» юридических лиц;
      о возмещении ущерба при деликтных обязательствах;
      о регулировании наследственных правоотношений и т.д.
      Другой  источник МЧП в российской правовой системе в области семейного права является раздел VII Семейного Кодекса РФ 1995г. «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства». Помимо перечисленных источников МЧП в их состав необходимо включить и другие специальные законы, регулирующие гражданские правоотношения, осложненные иностранным элементом.
      Международные договоры Российской Федерации были включены в российскую правовую систему  Конституцией 1993г., позднее аналогичное  положение закреплено в Законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» 1995г.
      Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих  их. По существу, международные договоры в области МЧП регулируют правоотношения с участием юридических и физических лиц – субъектов внутреннего права, но обязательства по договорам возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Государства-участники могут выполнять свои международные обязательства путем прямого внедрения международного договора в свое внутреннее право или же путем издания отдельных внутригосударственных актов на его основе.
      Правительство Российской Федерации заявило о  вступлении в Гаагскую конференцию  по международному частному праву в своем постановлении N 784 от 13 ноября 2001 г. "О вступлении Российской Федерации в Гаагскую конференцию по международному частному праву", поэтому следует ожидать присоединение Российской Федерации к необходимому перечню конвенций.
      03 преля 2007 года Европейский союз также стал членом Гаагской конференции по частному праву.
      В рамках Гаагской конференции принято 35 конвенций, в том числе Конвенция  по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.*(156), названные конвенции  о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам и о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам, Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 г.*(157), проект Конвенции о международной юрисдикции и иностранных судебных решениях по гражданским и торговым делам, разрабатываемой в настоящее время.
      Под обычаем понимается единообразное  устойчивое правило, сложившееся в практике и имеющее обязательную юридическую силу. В отличие от обычая единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике, но не имеющее юридической силы, именуются обыкновением. Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят не писанный характер. Сложность природы обычая заключается в том, что определить четкую границу признания его юридически обязательным очень сложно. В российской правовой системе закрепляются следующие понятия: «обычай делового оборота» (ст. 5 ГК), «национальный обычай» (ст.19 ГК), «местный обычай» (ст. 221 ГК). Национальный правовой обычай будет источником МЧП лишь в том случае, если он будет представлять правило, направленное на решение коллизионной проблемы.
      Российская  правовая система относится к  романо-германской правовой семье, для  которой судебная практика не является формально-юридическим источником права, суды не наделены законодательной властью и поэтому их решения не создают норм права. Но это нисколько не умаляет роли судебной практики в развитии и совершенствовании законодательства. Более того значение судебной и арбитражной практики в международном частном праве велико, что связано с  трудностями применения коллизионных норм, в том числе, и норм иностранного права, так как истинное содержание права раскрывается посредством практики его применения «у себя на родине». В странах англо-саксонской системы права судебная практика, а точнее судебный прецедент рассматривается как источник международного частного права. При этом под судебным прецедентом принято понимать конкретное судебное решение, за которым государством признается сила закона. 

    СУБЪЕКТЫ  МЧП
      К субъектам МЧП принято относить:
      физических лиц (граждане, лица без гражданства - апатриды, иностранные граждане, лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
      юридических лица (отечественные, иностранные и международные - в том числе международные неправительственные организации);
      государства;
      нации и народы, борющиеся за свободу и независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов;
      международные межправительственные организации;
      государственно-подобные образования, являющиеся субъектами МПП (например, Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви);
      Субъекты, указанные в п.п. 1 и 2, являются участниками  правоотношений МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении.
      Субъекты, указанные в п.п. 3-6, только тогда  будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда  будет выполнено следующее условие: другой стороной в правоотношении или контрагентом по сделке будет один из субъектов, включенных в п.п. 1 или 2. 
 

    3. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО  ЧАСТНОГО ПРАВА
    Государство будет субъектом МЧП,  отличие  от физических и юридических лиц, только при участии с другой стороны в правоотношении физического или юридического лица. В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом – изъятием из-под действия национальной правовой системы. Таким образом, особенность правового режима государства как участника частноправовых отношений заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции. Необходимо различать полную и ограниченную юрисдикции. Иммунитет государства и его собственности является одним из старейших институтов как внутреннего, так и международного права и может быть выражен формулой «равный над равным не имеет власти». Различают несколько видов иммунитета государств:
    судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого);
    иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность применения любых мер по предварительному обеспечению иска, например, наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);
    иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);
    иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства);
    иммунитет от применения иностранного права, часто называемый иммунитетом сделок с участием государства, так как чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих их сделок.
    Различают абсолютный, функциональный и ограниченный иммунитет.
    Абсолютный  иммунитет означает право государства  пользоваться иммунитетом в полном объеме на любую его деятельность и собственность.
    Теория  функционального иммунитета дифференцированно подходит к осуществляемым государством функциям и проявляется в следующем: если государство действует как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, если же государство выступает в качестве частного лица (занимается коммерческой деятельностью), то тогда оно иммунитетом не обладает.
    Ограниченный иммунитет в отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа – в зависимости от властной либо частной деятельности государства, не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом.
    Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях закреплено в главе 5 Гражданском кодексе РФ. От имени РФ в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компетенцией. Согласно, Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, а также федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, департаменты и др.) Помимо РФ, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать субъекты РФ, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.
МАТЕРИАЛ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПО ТЕМЕ 2:
СТ. 1186, 1188, 1204 ГК РФ. 
 

ЛЕКЦИЯ 3: МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МЧП 

    Методы  правового регулирования МЧП.
    Коллизионные нормы. Основные формулы прикрепления.
    Применение норм международного частного права.
 
    МЕТОДЫ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЧП.
      Для регулирования гражданско-правовых отношений международного характера  используют два метода – коллизионно-правовой и материально-правовой. Коллизионно-правовой (коллизионный) метод урегулирует  коллизионную проблему путем выбора правовой системы, основу которого составляют коллизионные нормы.
      Коллизионная  норма – это  норма, которая не содержит прямого  определения прав и обязанностей участников гражданских правоотношений, а указывают, право какого государства нужно применить для определения этих прав и обязанностей..
      Материально-правовой метод и материально-правовые нормы разрешает коллизионную проблему путем создания единообразных норм гражданского права различных государств, что устраняет саму причину возникновения коллизии. Использование материально-правового метода при регулировании отношений в МЧП имеет значительные преимущества. 

    КОЛЛИЗИОННЫЕ  НОРМЫ. ОСНОВНЫЕ  ФОРМУЛЫ ПРИКРЕПЛЕНИЯ
      Коллизионная  норма – это  норма, определяющая право, какого государства должно быть применено к данному гражданскому правоотношению, осложненному иностранным элементом. Таким образом, главная особенность коллизионных норм состоит в том, что сама по себе она не дает ответ на вопрос, каковы права и обязанности сторон, а лишь указывает компетентный для этого правоотношения гражданско-правовой порядок, определяющий права и обязанности.
      Структура коллизионной нормы отвечает функциональному  назначению коллизионного права, призванного  обеспечивать выбор и компетентно  регулировать гражданское правоотношение, осложненное иностранным элементом.  Она состоит из двух элементов: объема и привязки. Объем – это указание вида гражданского правоотношения с иностранным элементом. Привязка – это указание на право, подлежащее применению к данному правоотношению.
      По  форме коллизионной привязки различают  односторонние и двустронние коллизионные нормы. Односторонняя – это такая норма, привязка которой прямо указывает право страны, подлежащее применению (российское, украинское, английское и т.д.). Как правило, односторонняя норма указывает на применение права своей страны.
      Привязка  двусторонней коллизионной нормы не называет право конкретного государства, а формулирует общий признак, используя который можно выбрать право. Поэтому привязку двусторонней нормы называют формулой прикрепления. Применение формулы к конкретным фактическим обстоятельствам ведет к выбору права того государства, которое должно компетентно регулировать гражданские отношения, указанные в объеме этой нормы. Однако при множестве способов выбора права, устанавливаемых коллизионными нормами различных государств, каждый из них является вариантом некоторых общих коллизионных формул, которые сложились в процессе многовекового развития коллизионного права. Следовательно, все многообразие способов выбора права может быть сведено к ограниченному числу предельно обобщенных, конкретизированных правил – формул прикрепления. Их называют также типами коллизионных привязок или коллизионными принципами.
      1. Личный закон физических лиц – наиболее распространенная формула прикрепления. Включает два варианта:
      национальный закон или закон гражданства, который означает применение права того государства, гражданином которого является данное лицо;
      закон места жительства – применение права государства, на территории которого данное лицо проживает (или находится).
      Разграничение между сферами применения закона гражданства и места жительства является главным образом территориальным  – одни страны используют личный закон в форме закона гражданства, другие – в форме закона места жительства.
      2. Личный закон юридического лица означает применение права того государства, которому принадлежит юридическое лицо. Возникают вопросы только как определять государственную принадлежность юридического лица. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее.
     3. Закон места нахождения вещи – одна из первых формул прикрепления, сложившихся в практике МЧП. Она означает применение права того государства, на территории которого находится вещь, являющаяся объектом гражданского правоотношения. В целом по этому закону практически во всем мире определяется правовое положение имущества, как движимого, так и недвижимого.
      4. Закон, избранный сторонами гражданского правоотношения или закон автономии воли  - означает применение права того государства, которое выберут сами стороны – участники гражданского правоотношения.
      5. Закон места совершения акта  - означает применение права того государства, на территории которого совершен гражданско-правовой акт (завещание, выписана доверенность, подписан договор и т.д.). Это обобщенная формула прикрепления и в таком виде она используется нечасто, т.к. «гражданско-правовой акт» - это широкое понятие, охватывающее многообразные гражданско-правовые действия. Поэтому данная формула конкретизируется в зависимости от того, о каком виде акта идет речь.
      5.1 Закон места совершения договора;
      5.2 Закон места исполнения договора;
      5.3 Закон места совершения брака;
      5.4 Закон места причинения вреда;
      6. Закон страны продавца - означает применение права того государства, которому принадлежит продавец. Закон страны продавца – это обобщенная формула прикрепления, под которой понимается закон места производственной деятельности стороны договора.
      7. Закон, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано – обычно применяется для решения вопросов в сфере договорных обязательств, но иногда его используют в качестве общего подхода для регулирования всех гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
      8. Закон суда – означает применение права того государства, где рассматривается спор. Общепризнанной сферой применения этого принципа является международный гражданский процесс: суд, рассматривая гражданские дела с участием иностранного элемента, всегда руководствуется своим процессуальным правом. В порядке исключения суд может применить нормы иностранного процессуального права, если это специально оговорено в законе или международном договоре.
      Перечень  рассмотренных формул прикрепления не является исчерпывающим – это наиболее типичные и обобщенные формулы, наиболее часто применяемые для регулирования гражданско-правовых отношений международного характера.
      В зависимости от механизма создания и применения существует два вида коллизионных норм: внутренние и договорные.
      Внутренние  коллизионные нормы  – это нормы, которые  государство разрабатывает  и принимает самостоятельно в пределах своей юрисдикции. Они содержатся во внутренних законодательных актах соответствующего государства. В РФ такие нормы сосредоточены в основном в двух отраслевых законодательных актах: в гражданском и семейном кодексах.
      Вторая  разновидность коллизионных норм – договорные, которые представляют собой единообразные коллизионные нормы, созданные на основе международных соглашений как результат согласованной воли договаривающихся государств. Договорные коллизионные нормы отличаются от внутренних не только по механизму создания, но и по механизму применения.
      По  способу регулирования коллизионные нормы подразделяются на императивные, диспозитивные и альтернативные. Императивные – это нормы, которые содержат категорические предписания, касающиеся выбора права и которые не могут быть изменены по усмотрению сторон гражданского правоотношения.
      Диспозитивные – это нормы, которые, устанавливая общее  правило выбора права, оставляют сторонам возможность отказаться от него, заменить другим правилом. Диспозитивные нормы действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иного правила.
      Альтернативные  – это нормы, которые  предусматривают  несколько правил по выбору права данного  гражданского правоотношения. Правоприменительные органы, а также стороны могут применить любое из правил предусмотренных такого рода нормами.
      Необходимо  различать генеральные (основные) и  субсидиарные (дополнительные) коллизионные нормы. Генеральная – это норма, которая формулирует общее главное правило выбора права, предназначенное для преимущественного применения. Субсидиарная – это норма, которая формулирует еще одно или несколько правил выбора права тесно связанных с главным. Она применяется тогда, когда главное правило по каким-либо причинам не было применено, или оказалось недостаточным для установления компетентного правопорядка. 

    ПРИМЕНЕНИЕ  НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
      Гражданский кодекс РФ закрепляет положения, обязывающие  применять иностранное право в определенных случаях. К такого рода случаям относятся: при наличии прямых предписаний о применении иностранного права в национальном праве; национальное право предусматривает общие принципы, на которых строится применение иностранного права; применение иностранного права осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Помимо этого законодательно закреплено несколько важных положений в отношении правил установления содержания иностранного права. В этих целях суду предоставляется несколько способов получения информации о содержании иностранного права:
      Суд по собственной инициативе может обратиться с запросом в Министерство юстиции РФ или иные компетентные органы;
      Допросить в качестве свидетелей специалистов в области иностранного права;
      Установить содержание иностранного права посредством доказательств, представленных самими сторонами.
      В случае если все описанные меры по установлению содержания иностранного права окажутся безрезультатными, то суд вправе применять коллизионный принцип - закон суда.
      Кроме оснований применения иностранного права международное частное право определяет и ряд ограничений применения иностранного права, которые законодательно закреплены правовыми системами разных государств.
     Одной из старейших норм международного частного права, известных в МЧП РФ, является положение, ограничивающее применение иностранного права по признаку нарушения интересов экономической, политической, социальной, этнографической и других систем, в совокупности образующих публичный порядок государства. Это положение носит название «оговорки о публичном порядке» и имеет законодательное закрепление в нормативных актах РФ, содержащих коллизионные нормы.
      Оговорка  о публичном порядке  – это установленное  законодательством  РФ ограничение в  применении иностранного права, когда его применение несовместимо с основами российского правопорядка (публичного порядка).
      Практика  применения оговорки о публичном  порядке не имеет широкого применения в деятельности российских судов, как, впрочем, и сама практика применения коллизионных норм или вопросов, возникающих при их применении.
      Оговорка  о публичном порядке – институт МЧП, присущий практически всем правовым системам. Вместе с тем, содержащие данной категории различно для стран континентальной Европы и для Англии и США. Существуют две концепции оговорки о публичном порядке: «негативная» и «позитивная».
      Негативная  оговорка означает невозможность  применения иностранного права, если такое применение наносит урон или представляет существенную опасность интересам данного государства.
      Позитивная  оговорка означает невозможность применения иностранного права в связи с наличием в определенной правовой системе императивных материальных норм, не допускающих «вмешательства» иностранного права в регламентацию правоотношений, уже регулируемых данными материальными нормами.
      Другим  ограничением применения иностранного права является положение об «обходе закона». «Обход закона», так же, как и оговорка о публичном порядке, является основанием для неприменения иностранного права в случае, когда коллизионная норма делает обязательным его применения.

        «Обход закона»  - это волеизъявление  сторон, выраженное  в подчинении правоотношения иностранному праву с целью избежать применения внутренней материальной правовой нормы.

      Однако, несмотря в целом на отрицательное  отношение к «обходу закона», в законодательстве некоторых стран существуют специальные нормы, закрепляющие эту категорию МЧП.
      «Обратная отсылка» – это  ситуация, при которой  коллизионная норма  одной правовой системы  в качестве применимой указывает на другую правовую систему, а коллизионная норма последней – на исходную правовую систему.
      Существует  два варианта отношения к обратной отсылке: признавать обратную отсылку, то есть применять национальное право, которое первоначально указало на компетенцию иностранного правопорядка, и не признавать, то есть применять иностранное материальное право без учета коллизионных норм.
      Обратная  отсылка обусловлена наличием в  каждой правовой системе коллизионных норм, одинаковых по объему (т.е. регулирующих одни и те же правоотношения), но различных по коллизионным привязкам.
      Сегодня проблема обратной отсылки решается либо посредством включения специальных статей в законы государства, либо  путем закрепления международных договоров, содержащих положения об обратной отсылке.
      В России обратной отсылке посвящена Статья 1190. Обратная отсылка Гражданского кодекса:
      1. Любая отсылка  к иностранному  праву в соответствии  с правилами настоящего  раздела должна  рассматриваться  как отсылка к  материальному, а  не к коллизионному  праву соответствующей страны, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
      2. Обратная отсылка  иностранного права  может приниматься  в случаях отсылки  к российскому  праву, определяющему  правовое положение  физического лица (статьи 1195 - 1200).
      Проблема  обратной отсылки возникла перед  судами ряда государств во второй половине XIX в., когда при рассмотрении споров в силу двусторонней коллизионной нормы  требовалось применять иностранное  право. Эти проблемы возникают в  случаях, когда отечественное право отсылает к иностранному праву, а из коллизионных норм последнего вытекает необходимость обращения вновь к отечественному праву или к праву третьей страны. В российское гражданское законодательство правило об обратной отсылке включается впервые. Такого правила не было ни в Основах гражданского законодательства, ни в ГК РСФСР, однако в отечественной литературе существовали разные точки зрения о целесообразности принятия обратной отсылки. Новое регулирование соответствует международной практике и современной доктрине, особенно в части, касающейся договорных обязательств, хотя законодательство различных государств решает сложную проблему обратной отсылки неоднозначно. Положения об обратной отсылке предусмотрены в Законе о международном частном праве Грузии от 29 апреля 1998 г., а также содержатся в законодательстве Германии, Венгрии, Польши и других стран. По закону Швейцарии применение обратной отсылки ограничивается некоторыми случаями, связанными с применением швейцарского права. Так же как в Швейцарии применение обратной отсылки только в конкретных, определенных законом случаях предусмотрено законами Италии, Португалии, Швеции, штата Луизиана (США), Азербайджана (по Закону от 6 июня 2000 г.). По этому пути пошло и российское законодательство.
      3. В пользу принятия обратной отсылки приводился довод о том, что суть применения коллизионных норм состоит в выборе правовой системы, с которой правоотношение имеет наиболее тесную связь.
      Пункт 2 статьи 1190 предусматривает исключения из этого общего правила. Исключения предусмотрены в отношении двух категорий случаев или, иными словами, при наличии двух условий. Во-первых, в отношении случаев, когда нормы иностранного права отсылают конкретно к российскому праву, а не к праву какой-то третьей страны. Таким образом, отсылки к праву третьей страны в соответствии с этой нормой части третьей ГК вообще не допускаются. Во-вторых, в случае отсылки к российскому праву устанавливается, что обратная отсылка может применяться в случаях отсылки к положениям, определяющим правовое положение физического лица.
      Конкретно речь идет о статьях, определяющих личный закон физического лица (ст. 1195 ГК): право, подлежащее применению при определении  гражданской правоспособности физического  лица (ст. 1196 ГК), право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица (ст. 1197 ГК), право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК), право, подлежащее применению к опеке и попечительству (ст. 1199 ГК), право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении умершим (ст. 1200 ГК).
      В России применение в случаях, касающихся определения личного закона физического  лица, российского права при отсылке  к нему иностранного права способствует большей стабильности и определенности в отношении установления прав личности, не говоря уже о том, что это облегчает задачу суда. Употребление обратной отсылки в отношении правового положения физического лица отражает и общую тенденцию части третьей ГК, исходящей из критерия наличия тесной связи соответствующих отношений с применяемым правом.
      Отсылка к праву третьей  страны – это ситуация, при которой коллизионная норма одной правовой системе в качестве применимой указывает на другую правовую систему, а коллизионная норма последней – на правовую систему третьего государства. 

МАТЕРИАЛ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПО ТЕМЕ 3:
СТ. 1195, 1191, 1190, 1993 ГК РФ. 
 

ЛЕКЦИЯ 4: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ  МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА 

    Квалификация  в МЧП. «Скрытые коллизии».
    Взаимность и ее виды. Реторсии.
 
    КВАЛИФИКАЦИЯ  В МЧП. "СКРЫТЫЕ КОЛЛИЗИИ"
      Квалификация  в МЧП – это  установление содержания правовых понятий, образующих коллизионную норму или толкование юридических категорий применимой правовой системы.
      Различают два этапа или два вида квалификации: первичную, которая предшествует применению коллизионной нормы, и вторичную – осуществляемую при толковании терминов и понятий выбранной посредством коллизионной нормы правовой системы.
      Вторичная квалификация осуществляется в соответствии с правилами и положениями выбранной правовой системы, то есть  того иностранного права, которое является применимым для конкретного правоотношения.
      Существует  три способа квалификации, нашедшие отражение в трех соответствующих теориях преодоления конфликта квалификаций:
    квалификация по закону суда (lex fori) – применение и толкование юридических терминов по праву того государства, где рассматривается спор;
    квалификация по праву, к которому отсылает коллизионная норма (lex causae);
    квалификация, осуществляемая путем обобщения одинаковых понятий различных правовых систем (то есть наделение одноименных юридических понятий общим смыслом), так называемая «автономная квалификация». Автономная квалификация проявляется при заключении международных договоров.
      Проблема, возникающая при установлении содержания правовых понятий, существует преимущественно на первой стадии квалификации и связана с наличием «скрытых коллизий» и состоит в том, что в правовых системах разных государств имеются текстуально совпадающие юридические термины и понятия, наделенные разным содержанием. К их числу относятся такие понятия, как «движимое и недвижимое имущество», «место жительства», «вещные права», «наследники», «место заключения договора» и т.п. «Скрытые коллизии» – это условное понятие, используемое в МЧП для обозначения таких ситуаций, при которых в законодательстве разных государств содержатся текстуальные совпадающие юридические термины, наделенные при этом различным содержанием.
    ВЗАИМНОСТЬ  И ЕЕ ВИДЫ. РЕТОРСИИ

      Одним из основных начал, своего рода фундаментом для сотрудничества государств, служит специальная категория МЧП, именуемая «взаимностью».

      Взаимность в МЧП означает:
      предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем иностранном государстве;
      признание и исполнение иностранных судебных решений при условии признания и исполнения судебных решений РФ в соответствующем иностранном государстве;
      исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов РФ;
      в определенных случаях применение иностранного права при условии, если в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям применяется российское право и др.
      Как правило, наличие взаимности предусматривается  в международном договоре. В том случае, когда такое положение отсутствует, считается, что нет оснований для предъявления требования взаимности. Другими словами, если в международном договоре или в национальном законодательстве не содержится нормы, обуславливающей совершение определенных действий на условиях взаимности, то эти действия должны быть выполнены в отношении иностранцев без соответствующей «проверки» аналогичной ситуации в иностранном государстве в отношении российских граждан.
      Взаимность  регламентируется ст. 1189 ГК РФ, устанавливающая презумпцию взаимности. В российском законодательстве также имеются нормы, включенные в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности.
      Взаимность  может быть формальной и материальной. При формальной взаимности иностранцы пользуются теми же правами, какие имеют отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами, какими иностранцы не пользуются в своем государстве. При материальной взаимности государство предоставляет иностранцам те же права, какими обладают свои граждане в соответствующем иностранном государстве.
      В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности оказывается весьма затруднительным. Это связано с тем, что в некоторых правовых системах просто отсутствуют гражданско-правовые институты, известные и распространенные в других. К примеру, до реформирования гражданского законодательства в РФ, российской правовой системе не были известны такие институты, как ипотека, право сервитута, приобретательская давность и другие.
      Российская  Федерация может устанавливать  определенные ограничения правоспособности в отношении иностранцев –  реторсии. Реторсии — установленные Правительством Российской Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства.
      Возможность установления таких ограничений  определяется законодательством и может иметь место лишь при определенных условиях:
      ограничения должны быть ответными — устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц;
      только Правительству РФ предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут лишить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).
 
      МАТЕРИАЛ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПО ТЕМЕ 4:
СТ. 1187, 1189, 1194 ГК РФ. 

ЛЕКЦИЯ 5: ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 

    Дееспособность  и правоспособность иностранных  граждан.
    Правовое положение российских граждан за рубежом.
    Виды режимов, предоставляемых иностранным лицам в принимающем государстве.
 
    1. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ И ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
      В аспекте МЧП Российской Федерации  вопрос о право- и дееспособности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам, пребывающим за рубежом.
      Прежде  чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор  права при определении право- и дееспособности, нужно четко  определить, что включает в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъявляются два требования: 1) чтобы они не были гражданами РФ и 2) не принадлежали к иностранному государству.

     Понятие «иностранные лица» содержится также  в Федеральном Законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.).

      Для целей регулирования внешнеторговой деятельности этим понятием применительно к физическим лицам обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
      Совокупность  прав, свобод и обязанностей иностранных  граждан и лиц без гражданства  в стране пребывания образуют их правовой статус.
      Правовой  статус физических лиц зависит от:
      вида правовой связи лица с государством;
      времени пребывания в стране;
      цели пребывания;
      наличия иммунитетов и привилегий.
      Статус  физических лиц в МЧП практически  полностью подчиняется законодательству места пребывания. В зависимости от характера правоотношений на физических лиц может распространяться и действие законодательства государства их гражданства или места их постоянного жительства, и дву- и многосторонние международные соглашения. Проанализируем российское законодательство в вопросе определения право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства.
      Иностранцы  и лица без гражданства  пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Такое положение закреплено в российском законодательстве и выражает принцип национального режима. Однако закон закрепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа. Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь определенные права (в том числе, имущественные). Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, капитанами морских и воздушных судов, работать на определенных объектах, связанных с безопасностью страны.
      Гражданская правоспособность иностранцев  определяется их личным законом (ранее российским законодательством), также как и  их гражданская дееспособность определяется личным законом за исключением некоторых изъятий, установленных законодательством. Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства). Для лиц без гражданства гражданская дееспособность устанавливается по праву постоянного места жительства.
      Как отмечалось выше, в российском законодательстве определены ситуации, при которых гражданская дееспособность иностранцев и лиц без гражданства будет определяться не личным законом, а только по российскому праву.
      Во-первых, это касается сделок, совершаемых  иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ, если вторая сторона  не знала и не могла знать об отсутствии у лица полной дееспособности. Это  означает, что иностранец, заключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке.
        Во-вторых, российский законодатель  подчинил российскому праву решение  вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими. 

2. ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН  ЗА РУБЕЖОМ
      При определении особенностей правового  положения граждан РФ в иностранном  государстве необходимо, прежде всего, установить имеется ли международный договор, заключенный РФ и иностранным государством, а затем рассмотреть иностранную правовую систему (включая законодательство, систему прецедентов, обычаев и других источников права, признаваемых в соответствующем государстве).
      Защиту  российских граждан в иностранном  государстве обеспечивают представители  дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в  соответствии с международными конвенциями  о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г., а также Консульским Уставом СССР 1976 г. Согласно ст. 23 Устава, обязанность обеспечения мер защиты российских граждан возлагается на консула.
      На  практике встречаются случаи ущемления  иностранными государствами прав российских граждан, основная масса которых носит политический характер. В большинстве случаи связаны с ограничением административных прав (невозможность безвизового въезда), трудовых прав (отказ в приеме на отдельные виды работы), иногда – имущественных (ограничения в праве собственности). Одним из методов воздействия в подобных случаях является установление российским государством реторсии. 

    ВИДЫ РЕЖИМОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНОСТРАННЫМ ЛИЦАМ В ПРИНИМАЮЩЕМ ГОСУДАРСТВЕ
     Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего государства обладают соответствующими правами и несут определенные обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима, распространенных в мировой практике:
    национальный режим – наделение иностранных физических и юридических лиц такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные граждане и юридические лица;
    режим наибольшего благоприятствования – предоставление физическим и юридическим лицам одного иностранного государства такого же объема прав и полномочий, которыми обладают граждане и юридические лица любого другого иностранного государства.
    Национальный  режим чаще всего применяется  в отношениях с иностранными физическими лицами.
      Норма о предоставлении национального  режима включается во многие  международные договоры об оказании правовой помощи, а также закреплена в нормах внутригосударственного законодательства.
    Режим наибольшего благоприятствования  или режим наиболее благоприятствуемой нации, используется обычно в отношениях с иностранными юридическими лицами. 

МАТЕРИАЛ  ДЛЯ САМОЯТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПО ТЕМЕ 5:
СТ. 1195-1201 ГК РФ. 

ЛЕКЦИЯ 6: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 

    Личный  статут и доктрины определения «национальности» юридических лиц.
    Правовые формы совместной коммерческой деятельности.
 
    ЛИЧНЫЙ  СТАТУТ И ДОКТРИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «НАЦИОНАЛЬНОСТИ» ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
    Правовое  положение юридических лиц в  МЧП раскрывается через категории «личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического лица, взаимоотношений между учредителями, порядка получения и распределения прибыли, расчетов с бюджетом и другие.
    В каждой правовой системе личный статут имеет свое содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских и иностранных юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В  соответствии с нормами гражданского законодательства личный статут иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.
    «Национальность»  юридического лица –  это принадлежность юридического лица к государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления налогов; создания со стороны государства правового регулирования в отношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статута.
    Понятие «личного статута» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности и содержатся различные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц.
    Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности (или часто именуемые в юридической  литературе – доктрины определения  национальности):
    критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;
    критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридического лица;
    критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность такого государства, в котором оно осуществляет свою деятельность;
    критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.
    В Российской Федерации применяется принцип инкорпорации: любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается российским, то есть имеет «российскую» национальность.
    Разные  принципы определения национальности юридического лица на практике порождают  проблему в правовом регулировании деятельности юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».
    «Коллизия коллизий» – это  понятие, используемое в МЧП для обозначения  ситуации, когда одни и те же фактические  обстоятельства в  разных правовых системах имеют различное регулирование.
    Существование «коллизии коллизий» обусловлено  наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки.
    «Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регулирования конкретного правоотношения). При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.
    Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве  случаев осуществляется путем заключения международных договоров, содержащих нормы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе. 

2. ПРАВОВЫЕ  ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Интернационализация международной хозяйственной деятельности приводит к использованию различных  организационных форм совместной деятельности субъектов из разных государств. К  подобным формам относятся как чисто договорные формы, при которых отношения сторон определяются договорами о производственной или научно-технической деятельности, договорами о консорциумах, предусматривающими совместное выступление сторон на том или ином товарном рынке или в отношении определенного объекта деятельности, так и более глубокие организационные формы, приводящие к созданию юридических лиц – это смешанные общества, совместные предприятия и другие.
      Общим для организационных форм совместной деятельности является то, что при этом, как правило, происходит объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, совместное достижение результатов и несение рисков и убытков.
      Консорциумы являются одной из организационных  форм совместной хозяйственной деятельности, которые обычно создаются на договорной основе для реализации крупномасштабных проектов, требующих объединения усилий нескольких организаций (банковские консорциумы при получении кредитов, консорциумы для участия в торгах и т.д.). В силу сложившейся практики об отдельных консорциумах различают два вида консорциумов:
      – консорциумы временного характера, среди которых различают закрытые и открытые;
    –   консорциумы на длительный период времени.
      Другой  достаточно распространенной формой совместной хозяйственной деятельности, которая приводит к созданию юридического лица, являются совместные предприятия. В этом случае это совместное предприятие считается юридическим лицом определенного государства – обычно страны места учреждения. Соответственно совместные предприятия, созданные в РФ, – это юридические лица российского права, хотя их правовой статус отличается от обычных юридических лиц, что обусловлено наличием иностранного элемента. В силу данного обстоятельства правовое положение совместных предприятий необходимо рассматривать не только в рамках законодательства одного государства.   

МАТЕРИАЛ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПО ТЕМЕ 6:
СТ. 1202-1203 ГК РФ.
     
ЛЕКЦИЯ 7: ОСНОВЫ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

      Понятие внешнеэкономической сделки.
      Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
      Национально-правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
 
    ПОНЯТИЕ ВНЕШЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СДЕЛКИ
      Правовое  регулирование договорных обязательств занимает существенное место в гражданском праве любого государства. Нормы, регулирующие договорные обязательства, занимают важное место и в МЧП. С их помощью регулируется достаточно широкий круг гражданско-правовых отношений: международная купля-продажа, аренда, международная перевозка грузов и пассажиров, международные расчеты, отношения по использованию произведений литературы, науки и другие аналогичные отношения, осложненные иностранным элементом.
      В нормах МЧП для обозначения договорных обязательств используются два термина: сделки и договоры. Ранее в российском законодательстве использовались термины «внешнеторговая сделка» и «внешнеэкономическая сделка», охватывая и сделки, и договоры. Новое российское законодательство использует термин внешнеэкономическая сделка» лишь однажды, определяя форму данной сделки. Во всех остальных случаях коллизионные нормы определяют применимое право к любым сделкам и договорам, в том числе и к внешнеэкономическим.
      Внешнеэкономическая сделка – это комплексное  понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. В международной практике более распространен термин международная коммерческая сделка.
      Одним из главных вопросов, возникающих  при регулировании подобной экономической  деятельности, является проблема квалификации сделки как внешнеэкономической. Как  уже отмечалось, внешний характер внешнеэкономической деятельности обусловлен наличием «иностранного элемента». Другим отличительным признаком выступает местонахождение сторон в разных государствах. Помимо этого для целей таможенного регулирования и экспортного контроля юридически значимо перемещение товаров, услуг, финансовых средств через таможенную границу РФ и выполнение работ на территории иностранного государства.
      Сделки  международного характера можно  подразделить на внешнеэкономические сделки, связанные с предпринимательской деятельностью, и сделки, не имеющие предпринимательского характера. Центральное место среди международных коммерческих сделок занимает договор международной купли-продажи, что объясняется не только численностью такого рода договоров в мировых экономических связях. Помимо этого все остальные международные сделки либо напрямую связаны с куплей-продажей (например, перевозка, расчеты, страхование), либо являются разновидностью купли-продажи (договоры по предоставлению услуг), либо содержат элементы купли-продажи (международный финансовый лизинг). Следует также отметить, что именно договор международной купли-продажи наиболее разработан в международном частном праве.
      Таким образом, к международным коммерческим сделкам (или внешнеэкономическим, трансграничным сделкам) относятся сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.
      Данный  критерий квалификации сделки как внешнеэкономической определен рядом международных конвенций (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.), а также и законодательство РФ содержит подобный критерий международности, в частности Закон о международном коммерческом арбитраже.
      Наличие иностранного элемента во внешнеэкономической  сделке серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок, что в результате порождает целый ряд дополнительных условий, к которым можно отнести следующие:
      осложненность получения платежей, что приводит к стремлению включить в сделку условия по обеспечению платежа;
      наличие валютных условий;
      транспортировка товара через территорию двух или более государств;
      проработанность условий по поводу страховки, так перевозимый на значительные расстояния и часто перегружаемый с одного вида транспорта на другой товар подвергается повышенной опасности утраты или повреждения;
      необходимость выполнения таможенных правил каждого из государств, границы которых товары или услуги пересекают;
      наличие помимо основного договора ряда дополнительных контрактов, обеспечивающих выполнение всех обязательств по договору (договор перевозки, страхования и др.);
      повышенный риск наступления непредвиденных событий (политические перевороты, вооруженные конфликты, изменение законодательства, регулирующего данную сферу и пр.);
      необходимость включения в договор нормы о применимом праве и порядок рассмотрения споров;
      особые правила о форме и порядке подписания международных коммерческих сделок.
      Отличительными  особенностями правового регулирования  внешнеэкономических сделок является: взаимодействие норм международного и национального права; применение норм различной отраслевой принадлежности национального права; широкое распространение форм негосударственного регулирования (контрактных условий, обычаев международной торговли, судебная и арбитражная практика). 
 

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
      Внешнеэкономическая деятельность является одной из немногих, где проведена была достаточно серьезная  унификация причем не только коллизионных, но и материальных норм. Это объясняется стремлением государств создать достаточно эффективный регулятор международных отношений.
      К международным источникам, регулирующим внешнеэкономические сделки посредством  унификации материально-правовых норм, относятся Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.
      Конвенция ООН о договорах  международной купли-продажи  товаров Вена, 1980 г. Структурно Венская конвенция состоит из 4-х частей:
      Часть 1 – «Сфера применения и общие  положения»,
      Часть 2 – «Заключение договора»,
      Часть 3 – «Купля-продажа»,
      Часть 4 – «Заключительные положения».
      Положения Конвенции являются юридически обязательными  для всех лиц, находящихся под  юрисдикцией государства – участника  Конвенции. Вместе с тем Конвенция  имеет диспозитивный характер, который предполагает возможность отказаться от ряда положений Конвенции как непосредственно государствам при ее подписании, а также сами стороны в договоре могут указать оговорку о том, что они не связаны обязательствами отдельных норм или частей Конвенции. В том случае, если договор не содержит подобных предписаний Конвенция применяется в том объеме, в котором она была ратифицирована государством, правовая система которого является компетентной для регулирования.
      Основные  нормы, сформулированные во второй части, касаются вопросов порядка и формы отправки оферты и акцепта, к которым относятся:
    требования к содержанию оферты, момент вступления оферты в силу, условия отмены и отзыва оферты;
    требования к акцепту и момент вступления его в силу, условия отмены акцепта, момент заключения договора.
    Данная  норма, действует для России с  оговоркой об обязательности письменной формы.
    Акцепт  должен содержать лишь согласие с  офертой и не вносить каких-либо встречных предложений, в противном  случае это будет считаться отклонением от оферты и рассматриваться как новая оферта.
    Одним из основных положений Конвенции  является определение момента заключения договора международной купли-продажи товаров: договор считается заключенным с момента получения акцепта оферентом. Важность данного положения объясняется тем, что правовые системы различных государств придерживаются различных позиций в этом вопросе. В мировой практике сложилось несколько подходов в определении момента заключения договора. Это «теория получения», т.е. вступление акцепта в силу связывается с получением его оферентом; и «теория почтового ящика» – для вступления акцепта в силу достаточно его отправить. Наличие различного правового регулирования в этом вопросе порождает коллизию, которая разрешается в силу наличия материальной нормы в Конвенции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.