На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение риторики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Родилась  риторика как дисциплина в Афинах около  V века до н. э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.). Вот как пишет о нем А. Ф. Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы…» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. -- М., 1969. -- С. 34-35). Автором же первого учебника называют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавать ораторское искусство в специальных школах.
Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Но в истории риторики были и драматические моменты, когда она запрещалась. Так дядя Платона Критий, став главой афинских тиранов, отменил преподавание красноречия, усмотрев в нем весьма опасное занятие, которое дает власть над людьми.
Мы обратимся  к лучшим страницам истории риторики, к именам тех, кто внес в ее развитие неоценимый вклад. На первых порах она была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Бродячие учителя красноречия, софисты, брались обучить любого желающего искусству спора и публичной речи.
§1.1.4. Софисты. Их роль в становлении риторики
Кто же такие софисты  и почему рождение риторики связывают  именно с ними? На второй вопрос нам  ответил русский  философ А. Ф. Лосев. «Хотя греки всегда любили поговорить, -- пишет А. Ф. Лосев, -- и славились своими проникновенными речами, как до софистов, так и после них, тем не менее, только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. -- М., 1969. -- С. 29). Ответ на первый вопрос будем искать, обратившись к истории слов софист, софизм, софистика. Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. Риторикой пренебрежительно называют пустое словесное украшательство, уводящее от главного. Появление у этих слов второго значения, несущего отрицательную оценку, связано с особенностями мировоззрения софистов. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь пестра, изменчива и бесконечно разнообразна. То, что было прекрасным для человека вчера, завтра становится безобразным. Все зависит от его настроения, возраста и т.д. «Так что же рассуждать? -- спрашивает софист Протагор. -- Я сказал, что докажу тождество безобразного и прекрасного…»
Риторический  идеал софистов обладал следующими особенностями:
1) Это  была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего -- скорее пассивный объект воздействия,  чем активный субъект. Его сознанием  можно манипулировать.
2) Риторика  софистов -- агональная (от греч. аgon -- борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого.
3) Риторика  софистов была риторикой относительности.  Не истина была целью их  споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать.
§1.1.5. Сократ. Платон. Аристотель
В спор с софистами  вступает Сократ, живший в Афинах в 470-399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры. Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику -- Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Об удивительном мастерстве Сократа Платон рассказывает в диалоге «Пир» устами юного Алкивиада: «Этот Марсий (древнее божество, достигшее совершенства в игре на арфе) приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось -- нельзя больше жить так, как я живу… Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой… Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и при том в самое чувствительное место -- в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впитываются в молодые одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно».
Риторический  идеал Сократа можно определить как:
«1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли -- вот цель речевого общения и деятельности говорящего,
2) гармонизирующий:  главная цель разговора, спора,  монолога -- не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения…,
3) смысловой:  цель разговора между людьми, цель речи -- поиски и обнаружение  смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена» (21,383).
Сократ  учил кратко задавать вопрос, выслушивать  ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа  обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову» (21,11).
Если  Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежит  авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что  «риторика -- искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля -- это наука и мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все способы доказательства. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно,- не слишком интересно и важно для риторики. Ведь ее дело «не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения», т.е., убеждая, делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное -- для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто пользуется доказательствами несогласно с истиной» (Аристотель. Риторика: Книга первая. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, -- динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств -- античных, затем европейских, в том числе и русских.
§1.1.6. Из истории русской  риторики
История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней  Руси. Но по документам и сохранившимся  литературным произведениям  можно составить  представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.
Известно  в Древней Руси и дипломатическое  красноречие. Одна из первых серьезных  дипломатических  акций относится  еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».
Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие -обращение  к войску проявить стойкость и  мужество. Еще один вид красноречия -- торжественное. Пиры, тризны, встречи  победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика -- торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.
В XII в. широкую  известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси Кирилл Туровский. Ни по объему оставленного литературного  наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям. то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой. Это повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде.
Образцы вполне светского публичного красноречия  есть в «Слове о полку Игореве». Достаточно вспомнить обращение  к князьям Святослава.
Термин  «риторика» в русском языке впервые  появляется в переводе греческой  рукописи «Об образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария", появилось в начале XVII столетия.
В становлении  русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов. Он написал учебник  «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненной в пользу любящих полезные науки» (1748 г).
Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и  тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.
Из многочисленных отечественных риторик наиболее известна «Общая реторика « Н. Ф. Кошанского (1829). Ученый дает следующее определение: «Реторика, имея предметом мысль, показывает: 1, откуда они почерпаются (Изобретение); 2, как приводятся в порядок (Расположение); 3, как излагаются (Выражение мыслей)». (Кошанский Н.Ф. Общая реторика, -9-е изд. - СПб., 1844. -- С.2) Цель риторики как науки и учебного предмета Кошанский видит в том, чтобы, «раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному» (там же).
Нужно отметить, что до середины прошлого столетия риторика была не только наукой об ораторском искусстве, но и теорией прозы и одна за другой от предмета риторики отпадают то одна, то другая область словесности. Обособляется теория поэзии, стилистика. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.
Глава 1.2. Современная риторика
§1.2.1. Определение современной риторики
С новой силой интерес  к риторике вспыхнул в середине ХХ века. Он объясняется бурным развитием теории информации. К этому  времени науки  гуманитарного круга  стали остро нуждаться  в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания. Кроме того, снова возник интерес к живому устному речевому общению. Ведь сегодня человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. Какое же определение дают специалисты современной риторике? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на публичное выступление: «Риторика -- наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию» (20,6). По мнению же известного ученого Ю. В. Рождественского, такое определение риторики является неполным. Он пишет: « …история риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» (Теория риторики. -- М:, 1997.-С.3).
А. К. Михальская, разделяя на риторику взгляды Ю.В. Рождественского, дает следующее определение: «Риторика -- это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи», (21, 34). Каким же конкретным содержанием наполнено это определение?
Сделать речь целесообразной -- значит найти  ее соответствие цели говорящего, или, выражаясь языком современной науки, речевому намерению.
Воздействовать  на аудиторию -- значит подвигнуть людей на активные действия, а иногда, может быть, заставить изменить образ жизни и мировосприятие.
Гармонизировать отношения говорящего и адресата -- сегодня непременное требование к успешной речи. Это значит, что  современная риторика должна обеспечить взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов.
В определении, данном А. К. Михальской, прочитываются общие задачи риторики. Более конкретно они сформулированы Рождественским: «Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» (Теория риторики. -- М:, 1997.-С.3).
§1.2.2. Общая риторика и  ее разделы
В науке о риторике ученые выделяют две  области: общую риторику и частную. Предметом  общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в  различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Общая риторика содержит следующие  разделы:
1. риторический канон;
2. публичное выступление  (оратория);
3. ведение спора;
4. ведение беседы;
5. риторика повседневного  общения;
6. этнориторика.
Кратко остановимся на каждом разделе.
Риторический  канон -- это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.
Оратория, или теория и практика публичной речи -- особый раздел риторики, очень важный раздел. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика -- «дитя демократии». И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции.
Теория  и искусство ведения  спора -- это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно.
Ведение беседы также изучает общая риторика. Тем, кто желает познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, кто хочет научиться правильно определять стратегию и тактику разговора (любого разговора -- и светского, и делового), риторика даст необходимые практические рекомендации.
Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она поможет вам найти ответы на следующие вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?
Касаясь риторики повседневного общения, нужно  сказать, что одни специалисты относят  ее к частным риторикам, другие считают  ее одной из областей общей риторики. Последние в защиту своей точки  зрения приводят следующие доводы: эта риторика « касается такой области человеческой жизни, в которой участвует каждый и действуют весьма общие законы речевого взаимодействия» (21, 37).Так или иначе, но риторика повседневного общения существует и может оказать практическую помощь любому человеку.
Этнориторика  изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Так, риторически образованный человек поймет, почему американцы считают, что при ведении переговоров наши деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, и почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях. Еще раз повторим: все дело в различии национальных культур, и понимание этого поможет избежать ошибок в общении.
Итак, мы назвали разделы общей риторики, которая изучает законы речевого поведения, лежащие в основе эффективной  речи. Законы эти действуют во всех сферах жизни человека.
Теперь  обратимся к частным риторикам.
§1.2.3. Частные риторики
Частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. Вот что горит по этому поводу автор учебного пособия «Риторика» Н. А. Михайличенко:
«Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения» (20, 6).
В нашей  стране уже изданы «Педагогическая риторика» А. К. Михальской, «Деловая риторика» Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой, разрабатываются и другие учебники. В этом пособии, адресованном в первую очередь будущим менеджерам, мы обратимся и к частным риторикам, хотя основной упор делается на законах общей риторики, которые дают ключ к любым ее областям.
Говоря  о риторике, нельзя не сказать о  тех дисциплинах, которые тесней
§1.2.4. Связь риторики с  другими науками  и искусством
Красноречие рождается из многих знаний и умений. Для того чтобы  быть хорошим оратором, по словам Цицерона, «...необходимо усвоить самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?»
Из  этого высказывания следует, что риторику можно определить и как науку, и  как искусство. Если в античности риторику называли «царицей всех искусств», то в наши дни она чаще рассматривается как наука. Отсюда следует еще одно определение риторики -- теория убеждающей коммуникации. Что же сближает риторику с искусством и с какими науками она теснейшим образом связана?
Если  рассматривать риторику как мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную близость с литературой и театром. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме. Общее между красноречием и поэзией находил Аристотель. Актерскими приемами пользовались все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.
В то же время на риторику смотрели и как  на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных  явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики, в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи -- все это требует знания законов логики. Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.
Основное  требование к современной речи -- это её эффективность. Этому требованию она может отвечать только тогда, когда говорящий владеет языковой культурой. Работа над языком и стилем -- обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста.
Продуманная, тщательно выверенная речь в живой  аудитории должна быть хорошо произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство  речи облегчают общение в любой  ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, сценической речи.
Психология, педагогика помогут оратору (говорящему) выработать психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке.
Поведение оратора на трибуне, форма контакта с любым слушателем, пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих  в ходе общения, определяется не только знанием психологии, но и тем, насколько  говорящий владеет этикой, каков у него уровень культуры общения.
Таким образом, в основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика.
И все же риторика -- лингвистическая  наука. О том, как сотрудничает риторика с новыми науками, изучающими речевое поведение человека, вы узнаете в следующей главе.
Глава 1.3. Риторика и речевое  поведение человека
§1.3.1. Риторика и лингвистическая  прагматика
Риторика, как лингвистическая  наука, прежде всего  сотрудничает с родственными науками. Так, ею широко используются результаты лингвистической прагматики -- науки ХХ столетия, изучающей, как человек использует язык и речь для воздействия на себе подобных и как ведет себя в процессе речевого общения. Начиная изучать риторику, нужно понять, на каких законах основана сила слова. Прежде чем сформулировать эти законы, обратимся к базовому понятию лингвистической прагматики.
§1.3.2. Речевое событие
Итак, основной единицей речевого общения (коммуникации) является речевое событие, которое определяется как некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Лекция, репетиция какого-то мероприятия, конференция и т.д. -- все это речевые события. Любое речевое событие складывается из двух составляющих:
1. то, что  говорится, сообщается (словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и пр.), -- поток речевого поведения;
2. условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между его участниками.
§1.3.3. Поток речевого поведения, или дискурс
В свою очередь поток  речевого поведения складывается из:
1. собственно слов -- того, что можно написать на бумаге; это вербальное (словесное) поведение;
2. звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона, быстроты темпа речи, пауз: это акустическое поведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнитофон)
3. значимых движений лица и тела: взгляда, жестов, мимики; это жестово-мимическое поведение;
4. того, как партнеры, разговаривая друг  с другом, используют пространство; это пространственное поведение (3-е и 4-е можно зафиксировать только с помощью видеомагнитофона).
Если  мы проследим речевое поведение  человека, то убедимся, что словесная  речь и её акустика в живом общении  тесно связана с жестами, мимикой, пространственным поведением. Понаблюдайте за окружающими, проанализируйте свой собственный опыт, и вы увидите, что жест или выражение лица могут придать противоположный смысл сказанному, и всегда при этом меняется акустика, звучание речи; одна и та же фраза может быть произнесена с совершенно разным смыслом, при этом изменятся жесты, мимика, тон говорящего.
Звучащее  слово -- живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события, в современной лингвистике и риторике называют дискурсом (от лат. diskuro, diskursum -- рассказывать, излагать, а также -- бегать туда и сюда).
Ученые  исследуют речевое поведение, делая  магнитофонные и видеомагнитофонные записи. Без таких наблюдений невозможно понять законы эффективного воздействия  звучащего слова, невозможно дать рекомендации современному человеку.
Итак, мы кратко описали первую составляющую речевого события -- дискурс.
§1.3.4. Речевая ситуация
Вторая  составляющая речевого события --
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.