На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Волгоградский Государственный Университет
Факультет философии, истории, международных  отношений и социальных технологий
Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 

                                      Курсовая работа на тему:
«Анализ исследования  восприятия в гештальтпсихологии». 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.ПСЗ-071
                                                                                          Гудошникова Ю.С.

                                                     Проверила: ассистент

                                                                                 Безрукова А.Н. 

Волгоград 2009

 

Содержание

 
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие гештальтпсихологии.
    1.1 Общая  характеристика гештальтпсихологии……………………………5
    1.2 Свойства гештальта……………………………………………………......7
    1.3 Проблема целостности в гештальтпсихологии  ………………………..13
2.Специфика восприятия  в гештальтпсихологии.
    2.1 Общее  определение понятия восприятия………………………………19
    2.2 Экспериментальные  исследования восприятия …………………….....25
    2.3 Гештальт-принципы  организации восприятия…………………………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………..………………….........36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Актуальность  исследования восприятия обусловлена  тем, что восприятие играет важную роль в жизни человека, в его трудовой и познавательной деятельности. Основой любого познавательного процесса, его отправной точкой всегда является восприятие. Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта.
       Объект  исследования — анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии.
       Предмет исследования - восприятие.
       Цель  курсовой работы - проанализировать исследование восприятия в гештальтпсихологии.
       Задачи  курсовой работы:
    дать определение понятия гештальтпсихологии;
    дать определение понятия восприятия;
    раскрыть специфику восприятия в гештальтпсихологии (на основе экспериментальных исследований);
    обозначить роль восприятия в гештальтпсихологии.
       Представленный  в данной работе подход основывается  на предпосылках, которые нельзя называть ни смутными, ни безосновательными. Напротив, это преимущественно предложения  здравого смысла, легко подтверждаемые опытом. К сожалению, психологи, как правило, принимают их как само собой  разумеющиеся и оставляют на заднем плане, а между тем их теории все дальше уходят от реального и наблюдаемого. В данной работе сделана попытка выразить эти предпосылки явно и просто, для того, чтобы получить возможность использовать их в качестве меры основательности и полезности наших представлений, что позволит нам предпринимать исследования с удовольствием и пользой.
       Эти предпосылки  первоначально разрабатывались  группой немецких психологов, работавших в области восприятия. Они показали, что человек не воспринимает отдельные, несвязные  между собой элементы, а организует  их в процессе восприятия в значимое целое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общее определение  понятия гештальтпсихологии.
 
1.1 Понятие гештальтпсихологии.
       Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Ее создание связано с именами  М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886-1941) и К. Левина (1890-1947), заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии – “Экспериментальные исследования видимого движения” была опубликована в 1912 году, однако окончательное оформление нового направления произошло уже после первой мировой войны.
       Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала  целостные структуры, из которых  состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности. 
       Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформирует прежнее  понимание структуры сознания и  когнитивных процессов.
       Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалось новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.
       Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном  исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.
       Методологический  подход гештальтпсихологии базировался  на нескольких основаниях – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).
       Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят к коре, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.
       Субъект может осознать свои переживания, процесс  решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах их исследования бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.  

       Подводя итог выше изложенному, в исследованиях  ученых школы гештальтпсихологии были открыты почти все, известные  в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. 

1.2 Свойства гештальта.
       Гештальт  часто называют словом «фигура» - целостная  группа, которая естественно и  непроизвольно бросается в глаза на листе  бумаги или выступает из окружающего трехмерного пространства; она имеет свои границы. Окружающие пространство  принято называть фоном. Данный гештальт существует только в отношение данного фона. Соотношение фигуры и фона и до гештальпсихологов было предметом интереса, но являлось прерогативой рисующей братии и интересовало их в основном в связи с изменением оттенков красок на холсте в зависимости от фоновой тональности. Обратите внимание на нюансы цвета на полотнах импрессионистов. В зависимости от фона изменяться не только  зрительное, но и эмоциональное, а также  смысловое восприятие: луна воспримется совсем по-разному на фоне дневного и ночного неба. Один и тот же текст, записанный на пергаменте, может восприниматься как сакральная истина, а на мятой салфетке-как  шутка.
       При неизменности фона гештальт довольно устойчив и его восприятие зависит  от индивидуальных особенностей наблюдателя. Потенциально в фоне может содержаться  несколько гештальтов, значимых целостностей. Гештальт-это значимое множество, обладающее полисемией. Вместе с тем его значение существует не само по себе, а имеет личностную окраску. В этом смысле он уникален и единственен в своем роде. Каждому наверняка приходилось созерцать на ночном небе огоньки, которые называются звездами. Мы с детства знаем, что если глядеть на небольшой участок, то увидишь только сверкающую россыпь. Для того чтобы прорисовать красивые картинки – созвездия, про которые нам кто-нибудь рассказывает, надо глядеть гораздо шире, обнимая взглядом не только горящие небесные костры, но и черные провалы между ними. Люди предавались таким забавам, наверное, столько же лет, сколько существует Адамов род, и один и те же вечные светила сочетали в разные группы- созвездия. Раз научившись их различать, назвав их и определив образ их земных подобий, человек очень редко сомневаться, какая из звезд принадлежит Небесному охотнику. Как устойчива небесная твердь, так стабильна и выбираемая нами группа. А мы выберем, конечно же ту, рол которую нам говорили в детстве; ту, которую привыкли видеть в нашей культуре, потому что она обладает важным, хотя подчас и позабытым значение; и, конечно, она самая красивая. Больше того, если мы не досчитаемся донной звезды в созвездие, например закрытой облаком, то станем с нетерпением ждать, пока она появится на небосклоне.
       Нельзя  сказать, чтобы гештальт был чем-то принципиально неразложимым, как  атом древних греков. Можно разложить. Но если разложить его на составляющие, то он исчезнет без следа. Например, можно видеть в зеркале свое лицо, уникальное и узнаваемое. Но если начать рассматривать по отдельности темные брови, нос с горбинкой, тяжеловатый рот-то собственный образ стирается,  становится неузнаваемым, чужим. Если гештальт разложить на составляющие, он без следа исчезает. Другой пример: вот гоголь-моголь, известный всем напиток, состоящий из желтка, молока и сахара. Он взбит и представляет собой продукт, который по вкусу довольно трудно с чем-нибудь спутать. При этом гоголь-моголь, который, готовили наши бабушки, был незабываем. Но мы прекрасно понимаем, что если разложить этот продукт на молоко, яйца и сахар или,  еще пуще, на белки, жиры и углеводы - будет это гоголь-моголь? Будет это месиво гештальтом с тем же вкусом? Да никогда! Как, с большой вероятностью, ни в одном ресторанчике в мире нам уже не доведется попробовать бабушкин гоголь-моголь: ведь ни бабушка, ни ее кухни, ни семилетних девочек уже нет на свете- только воспоминания. Гештальт довольно устойчив к изменениям параметров. Он  может сохраняться при изменении всех отдельных частей, но при сохранен общей структуры взаимосвязей.
       Еще к. фон Эренфельс заметил, что  мелодия часто может быть узнаваема, даже если  проиграть ее в разных тональностях или на разных высотах, а вот если наиграть ее задом наперед, исчезает; он называл этот феномен «гештальт-качеством» переживания. Например, мы каким-то образом узнаем мелодию Вертинского в шлягере, который насвистывает девочка. Изменилось фактически всё - и голос, и тональность. Как же мы это узнаем? Или некто читает в книжке про шелестящий тростник; формально разглядывая черненькие буковки, на самом деле прекрасно видит склоняющиеся под ветром заросли и слышит, как они посвистывают. Тростник узнаваем, хотя много раз поменялась даже модальность: человек видит буквы, слышит звуки, понимает смысл, видит зрительный образ; зрительное восприятие сменяется слуховым.
       Позднейшие  нейрофизиологические исследования подтвердили, что, оказывается, гештальты, или образы, фиксируются в центральной нервной  системе целиком, сразу лотом. Это  прирожденное качество центральной нервной системы. Запоминается целостное значимое событие, насыщенное всеми модальностями, которые в момент его проживания присутствуют. И для того чтобы припомнить что-то, актуализировать целостное  переживание с его чувствами и смыслами, можно потянуть всего за одну ниточку. Достаточно бывает запаха свежего огурца на морозе, чтобы вытащить сразу целую картинку из памяти- санки, Таврический сад, я катаюсь  с горки, мне весело и страшно и т. д.
       В каждый данный момент в поле восприятия существует только один гештальт. Из фона проявляется только одна фигура: можно видеть либо вазу, либо профиля; либо старуху, либо молодую женщину.

На представленной картинке в глаза бросается либо дерево, либо лицо.
       Два гештальта, две фигуры одновременно в поле внимания удерживаться не могут. Раз что-то, очень трудно перестать это видеть. Если пятна на обоях сложились в рожицу клоуна, трудно снова увидеть в них грязные кляксы или очертания детской пятерни. Если уже увидел что-то одно, то трудно перестать это видеть - образ обладает  инерцией, это его свойство. Гештальт «рожица клоуна» появляется непроизвольно, работа  синтеза совершается автоматически. Чтобы увидеть нечто другое, придется проделать сначала довольно трудоемкую аналитическую работу, увидеть, что рожица клоуна состоит из кривых линий, ротик - желательно пятнышко… Какой-то момент я буду бессмысленно таращиться на обои; и вдруг- ага! Пятерня! Чтобы появился новый гештальт, придется разрушить старый. Вспомните, как Перлз в книге «Эго, голод и агрессия» ратовал, что прежде чем что-то усвоить из окружающей среды, ребенок должен измельчить пищу, разрушить гештальт конфетки. Без агрессии, без целенаправленной аналитической деятельности разрушить образ невозможно. Пока живо прежнее - никогда не будет следующего.
       В первый раз увидев кого-либо, мы уже  создаем себе некое представление  о нем, мысленный образ. Со временем оно подтверждается, становится привычным. Мы и не замечаем, как эта персона  изменилась - гештальт устойчив. Сколько  раз приходиться видеть, как человек вместо того, чтоб совершать трудоемкую работу по разрушению своей привычки и  увидеть наконец эту особу сегодняшними глазами, безнадежно пытается  изменить ближнего своего, чтобы приблизить в самому  себе – сегодняшнему. Сколько пословиц на тему «привычка- вторая натура». Первая! Гештальт - каждый раз только один.
Чем больше гештальт насыщен эмоциями, чем он более содержателен, полон для  нас, тем он легче возникает, дольше удерживается, более узнаваем. Для  влюбленного все девушки обретают  черты возлюбленной; переживший ограбление в каждой темной фигуре на улице увидит гангстера; жертвы посттравматических стрессовых расстройств годами видят одни и те же кошмарные сны…
       Незавершенный гештальт, почти имеет еще большую  силу: он сам стремится к  завершению. Речь идет о так называемом эффекте Зейгарник, эффекте незавершенного, прерванного действия. Мы уже касались его, когда замечали, как глаз непроизвольного перебрал между близко расположенными линиями, как будто стремился заштриховать  «лишний» промежуток. Непроизвольное желание «завершить гештальт» касается не только непосредственно системы восприятия, но и других сторон человеческой психики. Если какое-нибудь действие, в которое человек уже вложился и вот-вот кончит, не завершить, прервать, то энергия  как бы копится, и потом человек завершает это дело с удвоенной энергией.
       Студенты  Зейгарник быстрее справлялись  с не выполненными до конца заданиями, лучше запоминали в тех случаях, если им оставалось не все до конца  понятным. Это происходит не оттого, они решили: во что бы то ни стало, запомню! Эффект незавершенного действия столь же непроизвольный, как и остальные законы гештальта. Если какое-то значимое событие прервано, то в нем осталась энергия, и организм человека сам хочет его завершить, направляет на это энергию; система стремится к равновесию. Представьте себя, вы читаете книжку , даже без особого интереса; зазвонил телефон, вас оторвали. После разговора следовало бы заняться уже совершенно другим, но так хочется дочитать до конца главы…
       Это имеет отношение к последовательности экзистенциальных переживаний. Влияние  эффекта Зейгарник на человеческую жизнь двойственное: с одной стороны - задай интригу, поставь в конце  фразы многоточие, придумай коан, веди себя загадочно- и человек будет снова и снова возвращается, чтобы доделать, додумать, досмотреть, понять; с удвоенной, устроенной, удесятеренной энергией. На  этом  построены реклама, сериалы, обучение, сказка 1001 ночи, наконец. Часто терапевт замечает своему клиенту: «Побудь с этим…» - и предлагает закончить сеанс; он не хочет, чтобы начатое переживание раньше времени оформилось в слова и забылось; он оставляет гештальт незавершенным в надежде, что клиент остается со своими переживаниями, будет о нем думать и, может быть, на следующем сеансе завершат более полно.
       С другой стороны, если человек склонен  к самопрерываниям или не умеет  противостоять, когда его прерывают  другие, то у  него в жизни накапливается  огромное количество незавершенных  ситуаций. Энергия, которая не израсходована  на своевременное действие, сохраняется в напряжении соответствующей группы мышц, со временами создавая нам «мышечный панцирь», по Райху,  и лишая нас подвижности. Одним из главных источников  неврозов Перлз считал накопление  незавершенных гештальтов. Если человек не поступил полностью так, как он хотел, то позже, желает он того или нет, ему трудно отстроиться: оставшаяся энергия так или иначе возвращает его внимание в недоделанному. Может быть, кому-то из вас знакомо беспокойное чувство, когда пришел домой с работы и хочется переключиться. Никак! Мысль бьется, как муха в стекло: «Вот черт, надо было ему все-таки сказать, что так ему и надо! Когда он меня вывозил прилюдно мордой об стол - я стерпел…пусть теперь попляшет…» Вечером не уснуть, само мечтается: «Вот бы у него было, если бы сказал». А ночью это лицо снится. Организм стремится завершать действие, хотя бы во сне или на невротических грез. 

       Итак, гештальт- устойчивая к изменениями  параметров уникальная значимая  целостность, исчезающая при изменении структуры связей между его частями и существующая только в соотношении с окружающей средой-фоном. При неизменности фона восприятие гештальта зависит от индивидуальных особенностей наблюдателя. Потенциально в фоне может содержаться несколько гештальтов, значимых целостностей. 

1.3. Проблема целостности  в гештальтпсихологии.
       Гештальтпсихология (М.Вертгаймер, В.Кёлер, К.Коффка, К.Левин), выдвинув в качестве первого основного  принципа принцип целостности, противопоставила его механистическому принципу психологии элементов (Und-Verbindung, по Вертгаймёру). Под "гештальт" представители этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей.
       Идею  целостности гештальтпсихологи первоначально развили в психологии восприятия, в которой они, прежде всего, попытались и экспериментально ее обосновать. Построенная гештальтпсихологией на основе принципа структурной целостности теория восприятия носит ярко выраженный феноменалистический, формалистский идеалистический характер. Принцип целостности, первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применен гештальтпсихологами к решению исходных принципиальных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Далее этот принцип был распространен на все остальные проблемы психологии. Применение принципа целостности за пределами психологии восприятия было обусловлено выявлением второго основного принципа гештальтпсихологии, тесно связанного с первым, – принципа динамичности. Согласно этому принципу, течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе, а не зависимыми от него и определяющими его путь механистическими связями. Таким образом, каждый психофизический процесс тоже оказывается замкнутым в себе целым. Следовательно, действия человека представляются как конечная стадия саморегулирующегося динамического процесса восприятия ситуации. Поэтому поведение целиком определяется структурой ситуации.
       Здесь идеализм теснейшим образом сплетается с механицизмом. Если понимание исходной реальной ситуации как "феноменального сенсорного поля", т.е. сведение объективной действительности к восприятию, представляется идеалистическим, то мысль, будто "сенсорное поле", т.е. восприятие ситуации в качестве фазы единого саморегулирующегося процесса, предопределяет действия человека, является сугубо механистической. Она лишь более утонченная и не менее радикально механистическая концепция, чем та, которая заключена в схеме "раздражение-реакция". Действие, с точки зрения этой концепции, не сознательный акт личности, выделяющей себя из ситуации, противопоставляющей себя ей и способной ее преобразовать, а функция от этой ситуации, из которой оно автоматически вытекает.
       Вместе  с тем принцип динамичности, согласно которому психофизический процесс всецело определяется в своем протекании изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом этом процессе, фактически означает, что весь опыт понимается как имманентный продукт субъекта. Принцип динамичности, который представители гештальт-теории противопоставляют "машинной теории" рефлекторной концепции, заключает в себе полное отрицание внешнего опосредования; он упирается в идеализм.
       На  идеалистической и механистической  основе в гештальтпсихологии надстраивается формализм. И чем дальше, тем обнаженнее и заостреннее выступают эти формалистические тенденции, особенно там, где представители гештальтпсихологии пытаются подойти к проблемам психологии личности и коллектива.
       Критика методологических позиций гештальтпсихологии никак не должна исключить признания несомненных их заслуг в области психологического исследования. Гештальтпсихология сыграла несомненно крупную роль в преодолении атомистических тенденций ассоциативной психологии. Еще существеннее ее положительная роль в развитии экспериментального исследования, достигшего в работах гештальтпсихологов исключительно высокой степени совершенства. Не подлежит, в частности, сомнению, что исследования В.Кёлера антропоидов знаменуют собой новую веху в области сравнительной психологии, а К.Левин и его сотрудники создали новый тип эксперимента, представляющий исключительной ценности инструмент для изучения психологии человеческого поведения.
       Совершенно  иной характер носит другое направление  целостной психологии, представленное так называемой Лейпцигской школой. Гештальтпсихология стоит на позициях феноменализма; при этом для нее характерен все же физикализм; это натуралистическая, механистическая теория. Лейпцигская же школа (Ф.Крюгер, И.Фолькельт и др.) исходит из мистического, иррационалистического идеализма, она ведет свое происхождение от немецкой романтики и религиозной мистики.
       Взгляды этой школы носят заостренно идеалистический  характер. Психика сводится к чувствоподобному переживанию. Структурной целостности гештальт-теории противопоставляется диффузно-комплексная целостность смутного, недифференцированного чувства. На передний план выдвигаются аффективно-эмоциональные моменты и на нет сводятся интеллектуальные. Умалить роль интеллекта, роль знания в сознании – такова основная тенденция этого учения.
       С механическим атомизмом, укоренившимся  в исходных позициях психологии, связано  и то, что психология, разложив психику  на элементы, вовсе упустила из поля зрения личность как целое. В ходе кризиса эта проблема личности выступила с большой остротой. Эта проблема, в частности, стоит в центре персоналистической психологии В.Штерна.
       Стремясь  как будто преодолеть сложившийся  под влиянием христианской идеологии  и укоренившийся благодаря Р.Декарту  дуализм психического и физического, души и тела, В.Штерн в своей персоналистической психологии вместо признания психофизического единства выдвигает принцип психофизической нейтральности: личность и ее акты не могут быть отнесены ни к психическим, ни к физическим образованиям. Личность определяется формальными в неисторическими категориями целостности и целенаправленности, выявляющимися в самосохранении и самораскрытии.  

       Таким образом, несмотря на заостренную борьбу с частными проявлениями механицизма  – со сведением целого к механистической сумме частей, гештальтпсихология сама является механистической концепцией. И в то же время, несмотря на свой "физикализм" и борьбу с "витализмом", она является феноменалистической, т.е. идеалистической, теорией. Идеализм и механицизм в самых утонченных и потому особенно опасных формах сплетены в ней в сложном единстве.  

       В этой главе мы узнали, о том, что  школа гештальтпсихологии зародилась в начале 20-х годов в Германии. Яркими предста 
вителям этого направления были М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, они же оставили большой вклад. Главной идеей их теории была – идея целостности, которая развивалась с помощью экспериментальных методов исследований познавательных процессов. Заострим свое внимание на том, что именно эта школа , обратила особое внимание на разработку объективных методов экспериментального исследования  психики.
Гештальт-психология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля. Также им принадлежит открытие такого понятия как Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Основное понятие гештальтпсихологии, выступает в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостное, несвободное к сумме своих частей. В ходе экспериментов проводимых гештальтистами, были открыты также свойства гештальта такие как: фигура-фон, неразложимость гештальта, гештальт-качество,  единство гештальта, насыщенность гештальта эмоциями,  незавершенность гештальта. Также школа гештальтпсихологии столкнулась с проблемой   целостности, которую первоначально развивали в психологии восприятия. Принцип целостности, раскрытый на проблеме восприятия, затем начал применяться и к решению психофизических проблем, так как каждый психофизический процесс тоже оказывается замкнутым в себе целом.
       Таким образом, школа гештальтпсихологии оставила большой вклад и дала толчок для более широкого изучения понятия восприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Специфика восприятия  в гештальтпсихологии. 

 2.1 Общее определение понятия восприятия.
       Восприятие  – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.