На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Место культурологии в системе современного гуманитарного знания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание.
     Введение
     1. Предмет, структура и функции  культуры
     2. Место культурологии в системе  современного гуманитарного знания
     Заключение
     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.
     Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются  и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует  их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
     Культурология изучает культурную жизнь в различных  обществах, стремясь выделить особенности  и достижения основных культурно - исторических типов.
     Знакомство  с мировой культурой - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.
     Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
     Одна  из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
     Курс  культурологии дает понимание того, что любая материально - практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
     Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация  стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов  людей. При этом культура выступает  как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно обнаружить новые неистощимые импульсы, способные оказать воздействие на исторический процесс, обращать его во благо людям. Ведь именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества, региона мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую динамику. Не случайно многие ученые связывают судьбу мира с постижением всей современной культуры каждой страны, каждого конкретного народа.
     Вместе  с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу эпоху перемен  воспринимается сознанием конкретного  человека как нечто чуждое его  собственным устремлениям, стихийным  субъективным порывам. Человек пытается понять, откуда возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются  непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат  современного цивилизационного развития человечества, каковы его место и  роль в этом процессе. Ответы на все  эти вопросы человек может  найти, изучая культурологию.
     В данном реферате я попытаюсь раскрыть особенности культурологии, как  научной дисциплины, дать формулировку ее предмета и структуры, а также  показать, какие функции выполняет культурология и какое место она занимает в системе современного гуманитарного знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Предмет,  структура и функции  культуры.
     В структуру культуры входят субстанциональные  элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
     Структура культуры сложна и многогранна. Она включает: систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.
     Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций  в жизни общества и человека.
     Под словом «культура» воспринимается абсолютно  всё, созданное человеком. Любой  предмет, созданный человеком, является частью культуры.
     Культура- это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
     Важнейшая функция трансляции социального  опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или  информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения  к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме  культуры, общество не располагает  никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью  человечества. Разрыв же культурной преемственности  обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.
     Другой  ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее.
     Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
     Регулятивная  функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
     Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.
     Ценностная  или аксиологическая функция  отражает важнейшее качественное состояние  культуры. Культура как система ценностей  формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего  судят о степени культурности того или иного человека.
     Нравственное  и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
2. Место культурологи в системе современного гуманитарного знания.
     О предмете и месте культурологии  в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения: изоляционистская позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение, что культурология - синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
     Что касается первой, изоляционистской, точки  зрения, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене  культурологии другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией. Многие учебники, выпущенные в 90-е годы под именем культурологии, представляют собой на самом деле книги о  мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных  времен до средневековья и Нового времени. Но мировая художественная культура (МХК) — это самостоятельная  дисциплина, а будучи включенной в  состав культурологии, она выступает  только одним из ее подразделов. Точно  так же подразделами являются философия культуры, антропология и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдельности не способна исчерпать предмет культурологии во всем его многообразии.
     В Оксфордском словаре указывается  на то, что слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913 году. Термин «culturology» первым употребил в 1949 г. американский антрополог Лесли Уайт (1900—1975). После этого термин «культурология» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактуется как наука или учение о культуре1. В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Культурология — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)»2. Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявшихся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не найдем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культурология на Западе как наука не существует.
     До  недавнего времени не было культурологии  и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, обладающей собственным  статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в  начале 90-х годов. По существу, мы имеем  дело с самой молодой, хотя и активно  развивающейся отраслью знания.
Изоляционистский  подход грешит еще одним недостатком: он сводит культурологию только к  циклу гуманитарных знаний, игнорируя  другую составляющую — социальные науки.
     В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистского, подхода к культурологии. Его сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Ее фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кронер, Э. Трёльч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессинг, Э. Гуссерль и др. Современные последователи интеграционистского взгляда против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства.
     «Существует мнение, что культурология — это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология — знание о текущей
современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Но в действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает раз-личные формы культурного существования людей... Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития»3.
«Культурология  — скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования»4.
     Интеграционистский  подход, на наш взгляд, имеет определенные преимущества перед изоляционистским, хотя бы уже потому, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в
«Государственном  образовательном стандарте», где  к циклу общепрофессиональных дисциплин  по специализации «Культурология»  отнесены теория культуры, история  культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний  язык.
Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.
     Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они  могут претендовать сегодня в  первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное  многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении: антропологического, гуманитарного и социологического знаний5.
     В культурологии выделяют следующие  подразделы: теория культуры (философия  культуры), история культуры (мировая  художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология  находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился6. Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология) , использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
     Культурологию нельзя свести к социальной или культурной антропологии, к искусствознанию  или социальной философии. По всей видимости, ее следует причислять к наукам с  двойственным статусом: она принадлежит  к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойственный статус отражается в понимании  сущности и предмета культурологии. В таком случае исходное противоречие культурологии, о котором шла речь выше, автоматически снимается. Оно превращается во взаимодополнительность разных знаний- социальных и гуманитарных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.