На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История развития социальной психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 
 

Введение
1. Донаучный  период становления социальной  психологии 4 стр.
2. История  развития социальной психологии  как науки 8 стр.
2.1 Этап  становления социально-психологического  знания 8 стр.
2.2 Этап  экспериментально-теоретического развития 12 стр.
2.3 Развитие  отечественной социальной психологии  18 стр.
Заключение 23 стр.
Список  используемой литературы 26 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социальная  психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей  поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (по Г.М.Андреевой).1
     Как наука социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Однако ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Задолго до возникновения научной социальной психологии люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Эти вопросы были вызваны потребностями практики — поисками наилучших форм организации людей в политической, военной и хозяйственной сферах деятельности. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом социально-психологической мысли. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т.п.
     Рассматривая  историю развития социальной психологии, отметим, что некоторые вопросы были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.
     Многие  исследователи отмечают наличие  элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает
     зарождение  социальных проблем, с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона.
     Цель  данной работы:
     - проанализировать историю становления и развития социальной психологии;
     - историю становления и развития социальной психологии в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Донаучный период  становления социальной  психологии 

     Социальная  психология прошла длительный путь развития. История ее развития как науки  значительно моложе истории так  называемого «социально-психологического мышления».2
     Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой другой научной дисциплины – это зарождение социально-психологических  идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их из системы философского знания. Правда, не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии.
     История первобытного общества свидетельствует, что уже на заре человечества люди, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, каким-то образом пытались объяснить и использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.
     С VI в. до н.э. до середины ХIX в. происходит постепенное накопление социально-психологических знаний в рамках философии с попытками определить детерминанты человеческого поведения и развития личности в обществе. Так, в древневосточном учении даосизме утверждалось, что человеческое поведение предопределяется законом «дао». Путь человека определен судьбой, поэтому главное для человека – вырабатывать спокойствие и достойно подчиняться судьбе, осуществляя личностный рост. В работах Конфуция, Сунь-цзы, Мо-цзы рассматриваются проблемы
     врожденности  или приобретенности различных  социально-психологических свойств.
     Началом становления социальной психологии можно считать анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности.3 Уже в произведениях Платона и Аристотеля обнаруживается немало рассуждений о связи между индивидуальными особенностями тех или иных людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга.
     В античной философии можно выделить две линии анализа соотношения  человека и общества. Линию социоцентризма и линию эгоцентризма. Линия социоцентризма представлена, например, в произведениях Платона (диалоги «Государство» и «Законы»), где он высказал «коллективистское», общественно-центристское суждение: общество – это независимая переменная, а индивид – зависимая от него переменная величина. Социум, таким образом, стоит над индивидом. Точка зрения Платона об иррациональном поведении масс как явлении стала впоследствии достаточно распространенной в зарубежной социальной психологии.
     Представителями линии эгоцентризма индивид рассматривался как источник всех социальных форм, поскольку в нем заложены все соответствующие тенденции. Аристотель, например, в своем трактате «О политике» говорил о том, что человек по природе своей – животное политическое, а общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза.
     Многие  из этих идей послужили исходной основой  для разработки социально-психологических  концепций в более позднее  время. Философы прошлого в течение  продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим». Отсюда и выводились источники социального поведения людей.
     В средние века и эпоху Возрождения  индивидуализм развивался в рамках христианства, при этом изучались вопросы: что движет человеком, чему подчинено возникновение и образование внутренней структуры общества.
     Продолжение темы находит отражение во взглядах представителей науки эпохи Возрождения.4 Т. Гоббс видит эту движущую силу в стремлении человека к власти и личной выгоде. Адам Смит называл движущими силами хозяйственной и общественной жизни «симпатию» и стремление к удовлетворению собственных интересов. Подчеркивая одновременно роль социального окружения, он задолго до современных исследователей писал, что отношение индивида к себе, его самооценка зависят от зеркала, функцию которого выполняет общество.
     Социоцентризм находит выражение в представлениях Н.Макиавелли, Дж. Вико, П.Ж. Прудона и других авторов. Так, согласно взглядам Н.Макиавелли, общество, подчиняющее индивида, рассматривается как некий социальный механизм («организм»), регулирующий социальную активность индивида. Ряд вопросов, касающихся определения места и роли психологии личности в жизни общества, поставил Гельвеций. В своих работах «Об уме» и «О человеке» он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человека, а также роль сознания и страстей, потребностей, желаний индивида в развитии общества.
     В работах немецкого философа Гегеля можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению исторического процесса в целом и его отдельных этапов. Он рассматривал смену характеров людей в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. В свою очередь, особенности таких устойчивых образований, как религия и государство оказываются следствием тех или иных изменений в особом психологическом образовании – «духе народа».
     Таким образом, в таких своеобразных формах «социально-психологическое мышление»  насчитывает тысячелетия, в то время как научная дисциплина «история социальной психологии» – относительно молодая отрасль знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. История развития социальной психологии как науки 

     В развитии социальной психологии как  науки правомерным представляется выделение основных этапов ее развития.
     история социальная психология научный
     2.1 Этап становления  социально-психологического  знания 

     Во  второй половине XIX в. интерес к социально-психологической  проблематике возрастает в различных  странах. В Германии формируется научная школа, обратившаяся к изучению психологии народов. В первую очередь здесь необходимо отметить труды по психологии философа Лацаруса и языковеда Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать «Журнал психологии народов и языкознания». За тридцатилетний период было опубликовано 20 томов этого издания, которое можно рассматривать как первый журнал по социальной психологии.5 Целью журнала было объявлено «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое». На его страницах социально-психологические вопросы рассматривались, исходя из филологической, антропологической и исторической ориентации.
     Большое влияние на развитие социально-психологической  мысли оказали труды английского  естествоиспытателя Дарвина.6 В соответствии с принципом естественного отбора, который он сформулировал, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, тем не менее, признавал роль социальных воздействий в формировании нравственных качеств человека. Он подчеркивал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурным факторам.
     Многие  последователи Дарвина обратились к его теории эволюции органического  мира, чтобы использовать ее как основу для объяснения социальных и социально-психологических явлений. Основателем социального дарвинизма является английский философ и социолог Спенсер, выступивший со своими собственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. Исходя из этого, он оправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители второй половины XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовые различия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционными процессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают во Франции Фуле, Эспина, Вормс, Лапуж, в Англии - Баджот, в Австрии - Гумплович и Ратценхофер, в США - Фиске, Смолл, Самнер. Хотя позиции этих исследователей по многим вопросам были различны, все они исходили из того, что биологическое изменение является детерминантом изменения социального.
     Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр Фрейд.7 Будучи основоположником психоанализа и соответствующей научной школы, Фрейд в то же время оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов он сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, результатом чего являются фрустрации. Фрейд признавал необходимость цивилизации, для того чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В то же самое время его концепции отличает негативная точка зрения на человеческое общество, которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей. По мнению Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. При этом он видел необходимость в такой социальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческой агрессивности. Несмотря на уязвимость многих положений психоаналитической теории Фрейда, она позволила по-новому подойти к объяснению ряда социально-психологических феноменов. На Западе уже более полувека фрейдизм выступает в качестве одной из главных философских основ социальной психологии. Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными.
     Значительные  факты были накоплены к этому  времени в области антропологии, этнографии и археологии, которые  для своей интерпретации, объяснения и учета связи продуктов культуры с особенностями мышления людей того времени, их традиций нуждались в услугах социальной психологии. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Такая картина позволила американскому социальному психологу Т.Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы.
     В еще более определенной форме  потребность в возникновении  социальной психологии проявила себя в развитии двух наук, которые считаются непосредственными родителями социальной психологии, – социологии и психологии. Социология выделилась в самостоятельную науку в середине XIX в. Ее родоначальником считается французский философ Огюст Конт. Социология с самого начала стремилась строить объяснение социальных фактов, обращаясь к законам психологии, видя в специфике общественных явлений психологическое начало. В дальнейшем оформляется особое психологическое направление в социологии (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), сводящее законы социального к законам коллективной психики. Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.
     Психологическое направление в социологии оказалось весьма жизнеспособным потому, что в принципе психологизация общественных отношений легко и органично согласуется с любыми попытками более углубленного истолкования общественной жизни. Таким образом, в развитии двух наук психологии и социологии — обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки. Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.8 Итоги этого этапа определяются тем, что были выделены и четко поставлены такие вопросы, как вопрос о соотношении индивидуального и группового сознания, о движущих силах социального поведения. Выделению социальной психологии в особую и самостоятельную
     область научного знания и практики способствовало и то, что ни одна из существующих наук (прежде всего психология и социология) не могли самостоятельно дать исчерпывающий ответ на данные проблемы. Вместе с тем, известная слабость позиций социальной психологии объяснялась отсутствием на тот момент сколько-нибудь значительного эмпирического материала. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Поэтому следующий период в ее развитии закономерно стал экспериментальным. 

     2.2 Этап экспериментально-теоретического  развития 

     В конце XIX - начале XX в. ведется активный исследовательский поиск движущих сил, определяющих социальное поведение - в развитии социальной психологии начинается новый период - исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Американский психолог Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуациях непосредственного соревнования друг с другом, чем тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С целью верификации этих выводов он провел следующий эксперимент. Задача испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать леску на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого из двоих просили работать быстрее, чем их оппонент. В другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать леску так быстро, как только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, чем в одиночестве. Его статья с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в «Американском психологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого экспериментатора в социальной психологии.
     Характерной чертой многих работ этого периода  было выделение того или иного  доминирующего фактора при анализе  социально-психологических явлений. Появляются работы, посвященные социально-психологическим  проблемам, исходя из современного определения предмета социальной психологии как науки. Эти исследования оказались столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом еще более пристального внимания в связи с попыткой социально-психологического анализа многих историко-политических событий XX века. Следует особо отметить следующие работы: Э.Дюркгейм «Метод социологии» (1899); Г. Лебон «Психология народов и масс» (1895); Г. Тард «Законы подражания» (1892), «Общественное мнение и толпа» (1892); М. Вебер «О категориях понимающей социологии» (1913); В. Вундт «Психология народов» (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как «социальная философия» и «историческая социология», в начале XX века термин «социальная психология» становится общеупотребительным и служит для обозначения нового направления в науке.
     Данный  этап характеризуется появлением первых социально-психологических теорий, таких как «психология народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя, «психология масс» Г. Лебона и С. Сигеле, теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дауголла. которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний. После этого началась активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии. На разработку их содержания направляются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и интеракционизма.9
     Положительное значение созданных концепций заключается  в том, что были выделены и четко  поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении  сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д.10
     Важной  вехой на пути становления социальной психологии как науки явилась  публикация в 1908 г. двух учебников:
     1) «Введение в социальную психологию»  английского психолога Макдугалла, в которой он развивал «гормическую» теорию поведения людей в группах (от греч. «горме» «инстинкт») - поведение людей объяснялось на основе инстинктов, направляющих все живое к определенным, биологически значимым целям.
     2) «Социальная психология» американского  социолога Росса, который находясь под сильным влиянием французской социально-психологической мысли, использовал концепцию подражания в качестве ключевого принципа при анализе социального поведения. Каждая из этих двух книг выдержала более 20 изданий и внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки.
     Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов - Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке. Их произведение состояло из 5 томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 гг. в США. Это был итог исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло в основную проблематику западной социальной психологии.
     Среди различных подходов, появившихся  в 20-30-е гг., следует отметить социометрический метод Морено, обнародованный им в 1933 г. для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено, межличностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картину предпочтений и неприятий среди членов группы. Эту картину можно представить графически в виде социограммы. Другой способ обработки данных - конструирование социометрических индексов, позволяющих дать количественное выражение социометрического статуса каждого члена группы и различных аспектов групповой структуры. С помощью социометрии получено немало важных данных о строении группы и ее функционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление западной социальной психологии
     Среди выдающихся исследователей, оказавших  большое влияние на формирование современной социальной психологии, необходимо назвать и Левина, который  привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. В соответствии с теоретическим подходом Левина, человек и его окружающая среда являются компонентами единого динамического поля, обладающего такими свойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера. Различные части этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значение одиночного факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимает в поле. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния личности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность различна в различных случаях. Ярким примером его творчества является эксперимент (один из первых в социальной психологии групп), цель которого состояла в изучении некоторых аспектов функционирования группы при различных типах групповой «атмосферы».
     К концу 30-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего развития в США. В эти же годы начинает проявляться  все более отчетливая тенденция  привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главным  образом, в сфере деятельности индустриальных организаций. Отмечается возникновение новых научных центров, увеличение выпуска дипломированных социальных психологов. Социальные психологи составляли одну четверть всех университетских психологов. Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной психологии» считается важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труд до сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания.
     В последующем огромное влияние на развитие социально-психологического знания оказала Вторая мировая война. По заданиям нескольких военных ведомств США было проведено большое количество социально-психологических работ, охвативших широкий круг проблем. Можно отметить исследования лидерства, морального состояния войск, природы паники, первичных военных групп, отношений между представителями различных рас и культур, действия слухов с целью контроля над их распространением и ряд других проблем «психологической войны».
     В ряде стран Западной Европы все большее  число исследователей начинают отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, чем в США, основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальной психологии «ползучий эмпиризм», делающий акцент на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашают необходимость осуществления исследовательской работы, исходя из более широкого «социального контекста», который включал бы в себя актуальные проблемы современного общества.
     Сам по себе акцент на развитие экспериментальных  методик означал несомненный  прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.
     В настоящее время интерес к теоретико-прикладным исследованиям возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Из названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а интеракционизм — представляет социологический источник. Ключевые идеи в области современной социальной психологии разработаны также в трудах видных европейских социальных психологов А. Тэшфела (Великобритания) и С. Московиси (Франция) и др. А. Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире. С. Московиси является главой французской школы социальной психологии, автором теории «социальных представлений». Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отвечает на них, — таково credo Московиси и всей европейской школы социальной психологии. Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране. 

     2.3 Развитие отечественной социальной психологии11 

     В России социальная психология развивалась  под сильным влиянием марксизма. Лишь социолог Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической  мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России. Широкое распространение получила его концепция «героев и толпы». Рассматривая толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая «выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядов Михайловского, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной социально-психологической мысли.
     Значительный  вклад в разработку ряда проблем  социальной психологии внес Плеханов, революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в  России. С позиций исторического материализма он дал определение понятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов
     показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.
     Вскоре  после установления в России советской  власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки. В своих поисках в области социальной психологии отечественные исследователи старались в той или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям советской системы. В 20-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.