На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность государственной инновационной
 политики………………………………………………………………………4
Прямые методы государственного регулирования
инновационныхпроцессов…………………………………………………….5
Косвенные методы государственного регулирования 
инновационных процессов…………………………………………………....6
Органы государственного регулирования инновационного
 процесса  в РФ…………………………………………………………………7
Зарубежная и  российская практика государственного
 регулирования  инновационной деятельности…………………………….12
Заключение…………………………………………………………………...16
Список использованных источников……………………………………….17 

 


      Введение 

      В современных условиях инновационная  деятельность в той или иной степени  присуща любому производственному  предприятию. Даже если предприятие  не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить  замену морально устаревших технологий и продуктов.
      Таким образом, вопросы управления инновационной  деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические  проблемы.
      Целью данной работы являются: Государственное регулирование инновационной сферы в России и за рубежом.
      Цель  позволяют сформулировать основные задачи работы:
      определение понятия инновационной деятельности;
      изучение  развития концепции инновационного менеджмента;
      определение влияния  инновационного менеджмента на эффективность  деятельности предприятия;
      сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной  деятельности.
 


      Понятие и сущность государственной  инновационной политики 

      В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных  концепций, например поддержки малых  и средних предприятий. Хотя частные  концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей  совокупности они, как правило, с  трудом соединяются в единую, приведенную  в соответствие с намерениями  предприятий концепцию.
      Признание необходимости государственного регулирования  в этой сфере в большинстве  развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.
      «Государственная  инновационная политика - это составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.»
      «Государственная  инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и  широкое использование результатов  в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного  удовлетворения общественных потребностей.»
      Она включает три этапа:
      -разработку  научно обоснованных концепций  (системы взглядов) развития инновационной  деятельности - осуществляется на  основе анализа состояния инновационного  потенциала;
      -определение  основных направлений государственной  поддержки инноваций;
      -осуществление  практических действий по реализации  поставленных целей, направленных  на повышение инновационной активности.
      Эффективность государственной инновационной  политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки  инноваций в известной мере находит  отражение в научно-техническом  лидерстве. Оно проявляется в  международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной  научно-технической инновационной  помощи другим странам.
      «Научно-техническое  лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса  и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики. Научно-техническое лидерство  является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству  по тем направлениям, по которым  имеется приоритет в развитии.»
      Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных  экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических  условий для осуществления инновационных  процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной  политики определяют основные направления  государственной поддержки инноваций. 

      Прямые  методы государственного регулирования инновационных  процессов 

      Прямые  методы государственного регулирования  инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.
      «Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает контрактное  финансирование последних посредством  государственных целевых программ поддержки нововведений, в том  числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных  контрактов на приобретение тех или  иных новшеств (товаров, технологических  процессов, услуг), и фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления  нововведений.»
      Контрактное финансирование представляет собой  один из элементов распространенной в настоящее время системы  контрактных отношений - договоров  между заказчиками и подрядчиками.
      В системе прямых методов воздействия  государства на инновационный процесс  важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с  промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых  научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий  для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.
      В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется  ее ориентация на научную новизну  промышленных инноваций, что нередко  является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи. 

      Косвенные методы государственного регулирования инновационных  процессов 

      В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.
      «Косвенные  методы, используемые в реализации государственной инновационной  политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности»
      Состав, структура и содержание косвенных  методов государственного регулирования  инновационных процессов достаточно разнообразны.
      К косвенным методам следует отнести  налоговые льготы и скидки, кредитные  льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:
      -в  освобождении от налогообложения  той части прибыли предприятий  и организаций, которая направляется  на проведение перспективных  инновационных разработок, создание  научно-технического задела;
      -исключении  валютных средств научных организаций  и вузов из числа налогооблагаемых  доходов, полученных от реализации  научно-технической (инновационной)  продукции и направленных на  приобретение специального оборудования  и уникальных приборов;
      -снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;
      -уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.
      Эффективными  при определенных условиях могут  быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные  льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам  и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений. 

      Органы  государственного регулирования  инновационного процесса в РФ 

      В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.
      По  своему содержанию управление инновационным  процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру  управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности  между ними, соотношение прав и  обязанностей; б) систему сбора, обработки  и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора  и расстановки кадров.
      «Организационный  механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия  для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций»
      Субъектами  инновационной политики выступают  центральные и местные органы власти, предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники  и инноваторы, смешанные образования.
      Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования  Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической  политике - консультативный орган. Основными  задачами совета являются:
      -информирование  Президента о процессах, происходящих  в научно-технической сфере в  стране и за рубежом;
      -разработка  предложений о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных  направлений в ее реализации;
      -анализ  и экспертиза поступающих на  заключение Президента проектов  законодательных актов по научно-техническим  вопросам;
      -подготовка  предложений о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим вопросам;
      -участие  в подготовке официальных документов  и материалов по научно техническим  вопросам для Президента РФ.
      Органы  законодательной власти РФ - Государственная  дума и Совет Федерации - имеют  право инициирования законов  в сфере научно-технической и  инновационной деятельности. В обеих  палатах функционируют соответствующие  комитеты - Комитет Госдумы по образованию  и науке и Комитет Совета Федерации  по образованию, науке и культуре.
      Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.
      Основными функциями комиссии являются обеспечение  согласованной работы федеральных  органов исполнительной власти и  исполнительных органов субъектов  РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической  политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических  достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.
      Министерство  образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной  и научно-технической политики в  области образования и науки, осуществление мер по созданию и  развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:
      -организация  научно-технического прогнозирования;
      -выбор  и оценка приоритетных направлений  развития образования, науки и  техники;
      -разработка  и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
      -создание  государственных научно-технических  программ и проектов;
      -методическое  руководство подготовкой кадров  региональных и межрегиональных  научно-технических программ;
      -финансирование  гражданских НИОКР общегосударственного значения;
      -создание  и развитие благоприятной среды  для научной и инновационной  деятельности;
      -формирование  соответствующих систем экономического  стимулирования и организационных  структур;
      -организация  условий для опережающего развития  фундаментальных научных исследований;
      -обеспечение  формирования государственной политики  в области международных связей  в сфере образования, науки  и техники и др.
      Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и  методов государственного воздействия  на экономику:
      -непосредственно  разрабатывает государственную  инновационную политику;
      -устанавливает  приоритеты в развитии народного  хозяйства страны и се регионов;
      -определяет  основные направления инвестиционной  политики, в том числе меры  по стимулированию инновационной  активности;
      -организует  разработку федеральных целевых  программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
      Минфин  РФ осуществляет бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит  использования финансовых ресурсов. 
 
 

      Структура механизма государственного регулирования  инновационных процессов показана на рис. 1.
             
       
Рисунок 1 Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
 

 


      Зарубежная  и российская практика государственного регулирования  инновационной деятельности 

      
Зарубежный  опыт Российский  опыт
      - увеличение вклада науки и  техники в развитие экономики  страны. В зарубежных странах  до 90 % экономического роста достигается  за счет научно-технического прогресса       - обеспечение прогрессивных преобразований  в сфере материального производства;
      - повышение конкурентоспособности  национального продукта на мировом  рынке;
      - укрепление безопасности и обороноспособности  страны;
      - улучшение экологической обстановки;
      - сохранение и развитие сложившихся  научных школ.
      - увеличение вклада науки и  техники в развитие экономики  страны - по данным на 2009 год менее  5 %.(в 1990 эта доля доходила до 65 %)       - разработку научно обоснованных  концепций (системы взглядов) развития  инновационной деятельности - осуществляется  на основе анализа состояния  инновационного потенциала;
      - определение основных направлений  государственной поддержки инноваций;
      - осуществление практических действий  по реализации поставленных целей,  направленных на повышение инновационной  активности.
 
      Следует отметить тенденцию, сложившуюся в  области финансирования науки в  США и Японии: в отличие от европейских  стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в  этих странах приоритетно финансируются  работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.
      - стимулирование деловой активности  в научной и научно- технической  деятельности;
      - развитие международного научного  сотрудничества.
      При обеспечении поддержки инновационной  деятельности государства различных  стран придерживаются следующих  стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:
      - стратегия активного вмешательства;
      - стратегия децентрализованного  регулирования;
      - смешанная стратегия.
      Суть  стратегии активного вмешательства  заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной  деятельности как главной, определяющей экономический рост национального  хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации  и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых  вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).
      Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный  сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного  потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным  организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного  регулирования (Швеция).
      Стратегия децентрализованного регулирования  представляет собой более сложный  механизм участия государства в  научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии  играет важную роль, но при этом отсутствуют  жесткие директивные связи, характерные  для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят  научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается  в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).
      В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование  изобретений, запатентованных в  ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  за рубежом государство уделяет  достаточно много внимания развитию инновационной деятельности, ее поддержке. Данное направление является для  них одним из приоритетных, поскольку  напрямую связано с развитием  этих стран в целом и с повышением их конкурентоспособности на международной арене.
      Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной  деятельности, повышение ее эффективности  и широкое использование результатов  в целях ускоренного социально-экономического развития страны
      В России в области государственной  поддержки инновационной деятельности положение сложилось не лучшим образом  по следующим причинам:
      - провал политики конверсии военного  производства привел к значительному  сокращению военной инновационной  деятельности при отсутствии  значительного наращивания на  оборонных предприятиях инновационной  деятельности по продуктам гражданского  назначения;
      - невозможность найти применения  своим изобретениям и “ноу-хау”, низкий уровень жизни привел  к массовому явлению “утечки  мозгов” за границу.
      - невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;
      - отсутствие продуманной налоговой  политики, стимулирующей инновационную  деятельность предприятий, является  причиной низкой инновационной  активности предприятий;
      - постепенное снижение активности  фундаментальной и прикладной  науки.
      Тем не менее, государство в тяжелых  условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для поддержки научно- технической и инновационной деятельности.
      В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят:
      - Министерство образования и науки  Российской Федерации;
      - Федеральная служба по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам (Роспатент);
      - Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  (Рособрнадзор).
      Управление  научно-технической деятельностью  государство осуществляет через  государственные и федеральные  научно-технические программы.
      Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на значительное отставание России от стран Запада в области государственной  поддержки инновационной деятельности, наша страна имеет значительные перспективы  развития. Кроме того, инновационный  путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в  области науки и инновационной  деятельности, многие из которых уже  начали претворяться в жизнь.
 


      Заключение 

      Ключевым  направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни  населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных  технологий, продуктов и услуг, а  также активная государственная  политика в области инноваций.
      В ходе данной работы мы рассмотрели  понятие инновации и различные  подходы к определению сущности инноваций, кроме того ознакомились с многообразием классификационных  критериев для данного понятия, выяснили, в чем заключается содержание инновационного процесса и инновационной деятельности, изучили взаимосвязь всех этих категорий друг с другом и с другими процессами, происходящими в организации.
      Кроме того нами была изучена сущность инновационного менеджмента, как управления изменениями, приводящего к росту конкурентоспособности  фирмы и её продукции, управления развитием на основе инноваций. Мы рассмотрели  основные функции и принципы инновационного менеджмента. В данной работе, кроме того, был изучен российский и зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. В результате, можно отметить, что и в Росси, и на Западе поддержка НИОКР, изобретений и инноваций является приоритетным направлением в государственной политике. Однако в России наблюдается значительное отставание от зарубежных стран по многим показателям.
      Несмотря  на подобного рода тенденции, можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем картина сильно изменится. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в области развития инноваций, а также растущая популярность и эффективность технопарков в нашей стране. 

      Список  использованных источников 

1 Абрамешин А.Е., Воронина Т.П; Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / - М.: Вита-Пресс, 2008. – 272 С.
2 Анисимов Ю.П., Журавлев Ю.В. Теория и практика  инновационной деятельности: учебное  пособие. - Воронеж 2010. - 539 С.
3 Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007. — 584 С.
5 Гугелев А.В. Инновационный менеджмент:учебник. - М.:Дашков и Ко, 2008. - 235 С.
6 Медынский В.Г.  Инновационный менеджмент: учебник  по специальности "Менеджмент  организации". - М.:ИНФРА-М, 2007. - 239 С.
7 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007 – 127 С.
8 Оголёва Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. Л.Н. Оголёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 143 С.
9 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент:учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. - Питер, 2008. - 442 С.
10 Шемякина Т.Ю.  Инновационный процесс: регулирование  и управление. Учебное пособие  по специальности "Менеджмент  организации". - М.: Флинта, 2007. - 238 с.
11 Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// Интернет портал «Корпоративный менеджмент». – (http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn03/11.shtml).
12 Инновационный  менеджмент // Свободная энциклопедия. – (http://ru.wikipedia.org).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.