На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и их использование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки РФ
     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
     «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
     КОЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 
 

                    Кафедра бухгалтерского
                    учета и аудита 

                Дисциплина  «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»  
                 
                 

Тема: «Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и их использования» 
 
 

                  Курсовая  работа        
                  студентки 5 курса 
                  (группа  АБ – 1/07)
                  заочного  отделения 
                  экономического  факультета 
                  специальность 080109  –
                Бухгалтерский учет, анализ и  аудит 

                Приданникова  Светлана
                Евгеньевна 
                 

                Научный руководитель –
                                                               доц. Молчанова В. Н.   
  

Апатиты
2012 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3
1. Теоретические основы формирования финансовых результатов 5
1.1. Понятие финансовых результатов и основные источники их формирования 5
1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 13
1.3. Методика анализа прибыли и рентабельности 16
2. Анализ финансовых результатов 28
2.1. Общая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов 29
2.3. Факторный анализ чистой прибыли 31
2.4. Факторный анализ прибыли от продаж 33
2.5. Анализ рентабельности 35
2.6. Анализ деловой активности и финансового цикла 38
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложения 44 

 

Введение

 
     Прибыль – это  важнейший показатель эффективности  работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и  удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства  предприятия перед бюджетом, банками  и другими организациями. Поэтому  достоверность исчисления финансового  результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей бухгалтерского учета.
     При формирующихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение  прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской  деятельности, критерием выбора оптимальных  направлений и методов этой деятельности. В современной России, при становлении  и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета становится наиболее актуальной. Учет финансового  результата предприятия необходим  на любой стадии производства.
     Информация  о финансовых результатах деятельности организации формируется главным  образом в виде отчетов о прибылях и убытках. Эти данные необходимы для оценки потенциальных изменений  в ресурсах организации, при прогнозировании  формирования денежных потоков на основании  имеющихся ресурсов и при обосновании  эффективности использования дополнительных ресурсов.
     Актуальность  выбранной темы заключается в  огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия  и ее стабильного развития. Из выше изложенного можно сделать вывод, что выбранный объект исследования, то есть прибыль, процесс ее получения  и вообще финансовые результаты, являются для организации, существующей в  экономической среде рыночных механизмов, категорией номер один.
     Целью данной работы является теоретическое  изучение формирования финансовых результатов,  анализ использования прибыли и  рентабельности на предприятии.
     Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:
     - изучить теоретические основы  формирования финансовых результатов;
     - провести анализ финансовых результатов  в организации;
     - выявить резервы увеличения прибыли  в организации.
       Объект  исследования: общество с ограниченной ответственностью «Метель».
       Предмет исследования: формирование финансовых результатов в организации.
       Для исследования были использованы данные бухгалтерской отчетности за 2008-2010 гг.
       Теоретическая и практическая значимость работы заключается  в разработке практических рекомендаций по выявлению резервов увеличения прибыли  и повышении рентабельности  ООО  «Метель».
     Методической  и теоретической основой работы являются нормативно - правовые акты по организации бухгалтерского учета  финансовых результатов, а так же литература по бухгалтерскому учету  и анализу финансово - хозяйственной  деятельности организаций, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух» и внутренняя документация предприятия.
     Методологическую  основу работы составляют следующие  методы: горизонтальный и вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ относительных  показателей (финансовых коэффициентов), факторный анализ.
 

1. Теоретические основы формирования финансовых результатов

1.1. Понятие финансовых результатов и основные источники их формирования

 
     Финансовый результат  деятельности организации определяется показателем прибыли или убытка, полученного по результатам отчетного  года.
     Формирование  финансовых результатов организации  можно представить следующим  образом (рис. 1.1).
     Финансовый  результат является важным показателем  деятельности предприятия. Именно от него зависит решение о продолжении  фирмой функционирования на рынке. Неудивительно, что данному вопросу уделено  значительное внимание в современной  литературе.
     Все доходы и расходы предприятия  учитываются в его журнале  хозяйственных операций и сводной  оборотной ведомости. Этому моменту  посвящен теоретический материал большинства  литературы по бухгалтерскому учету. В  ней рассматривается порядок  учета доходов и расходов организации  от основного вида деятельности, а  также прочих доходов и расходов [15, c.48].
     Доходами  от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции  и товаров, поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием  услуг.
     Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением  продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также выполнением работ, оказанием  услуг.  


Рис. 1.1. Формирование прибыли организации 

 

      При формировании расходов по обычным  видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам[7 c.23]:
    материальные затраты;
    затраты на оплату труда;
    отчисления на социальные нужды;
    амортизация;
    прочие затраты.
     В состав прочих доходов и расходов включаются операционные, внереализационные  и чрезвычайные доходы и расходы.
     Операционными доходами являются:
    поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
    поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
    поступления, связанные с участием в уставном капитале других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
    прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
    поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
    проценты, полученные за предоставление в использование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
      В состав операционных расходов включаются:
    расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, а также прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
    расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций;
    расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
    проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
    расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
    отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности и др.
      Внереализационными  доходами организации являются:
    штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
    активы, полученные безвозмездно, в том числе по договорам дарения;
    поступления в возмещение причиненных организации убытков;
    прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
    суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
    курсовые разницы;
    суммы дооценки активов и др.
      Внереализационные расходы организации включают:
    штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
    возмещение причиненных организацией убытков;
    убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
    суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
    курсовые разницы;
    сумма уценки активов;
    перечисление средств (взносов, выплат), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха и т.п.
     Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.)
     В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности.
     Затем все данные систематизируются и  вносятся в бухгалтерский баланс (Форма № 1), Отчет о прибылях и  убытках (Форма № 2), Отчет о прибылях и убытках (Форма № 4), которые  является основными источниками  информации для анализа финансового  состояния организации. Форма данных отчетов приведена в Приложении 1, 2 и 3 соответственно.
     К настоящему времени в России формально  сложилась определенная концепция  в регулировании учета и отчетности. Учет финансовых результатов, как и  любая другая бухгалтерская отчетность, регулируется законодательством РФ, указами президента РФ и постановлениями  Правительства РФ.
     Основным  законодательным документом, регулирующим бухгалтерскую отчетность в целом  и учет финансовых результатов в  частности, является Федеральный закон  от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, утвержденное приказом Минфина  России от 29.07.98 № 34н.
     В Федеральном Законе «О бухгалтерском  учете» подробно описаны все требования к предоставлению бухгалтерской  отчетности, которые и учитывают  финансовые результаты деятельности предприятия.
     Правила формирования в бухгалтерском учете  информации о доходах и расходах коммерческих организаций установлены  Положением по бухгалтерскому учету  «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н и «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.
     В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации  признается увеличение экономических  выгод в результате поступления  активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
     Данное  Положение регулирует учет доходов  от обычных видов деятельности, операционных доходов, внереализационных доходов. В соответствии с настоящим Положением поступления могут быть приняты  к бухгалтерскому учету как доходы организации только при одновременном  соблюдении следующих условий:
    доход должен быть получен в соответствии с конкретным договором, на основании законодательных и нормативных актов или согласно обычаям делового оборота;
    сумма дохода должна быть определена;
    право собственности на материальные ценности (товары, готовую продукцию, материальные запасы и т.п.) должно перейти к покупателю, а выполненные работы (оказанные услуги) должны быть приняты заказчиком;
    суммы расходов (произведенных или предстоящих), связанных с какой-либо хозяйственной операцией, должны быть определяемыми;
    необходимо, чтобы должник оплатил или принял на себя обязанность оплатить переданные ему материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги).
    В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
     Данное  Положение регулирует учет расходов по обычным операциям, операционных расходов, внереализационных расходов.
     В соответствии с настоящим Положением затраты могут быть приняты к  бухгалтерскому учету и включены в расходы организации для  целей налогооблажения только при  одновременном соблюдении следующих  условий:
    расходы должны производиться в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
    сумма расходов должна быть определяемой;
 
     

     Рис. 1.2. Прибыль предприятия и формирование налога на добавленную стоимость
    организация должна оплатить или принять на себя обязанность оплатить данные расходы.
     Таков краткий обзор нормативных документов, регламентирующих учет финансовых результатов  организаций.
     Однако, основной источник финансовых средств  предприятия — его прибыль (рис. 1.2). Прибыль — часть валового дохода предприятия.
     Валовой доход предприятия — выручка от продажи продукции за вычетом затрат.
     Важная  составляющая валовой прибыли — прибыль от реализации основных фондов (рис. 1.3). 


     Рис. 1.3. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества  

     Другая  составляющая валовой прибыли — прибыль от внереализационной деятельности (сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и прочее).
     Среди основных источников финансирования расширенного воспроизводства основных фондов находится  амортизация. Это процесс перенесения стоимости основных фондов и нематериальных активов на производство и реализуемую продукцию по мере их износа. Накопленные суммы амортизационных отчислений должны использоваться для долгосрочного инвестирования.
     Амортизация — основной источник самофинансирования на предприятиях.
     На  финансы предприятий оказывает  сильное воздействие налоговая система. Три элемента налоговой системы наиболее важные для финансов предприятия: ставки налогов; налогооблагаемая база; сроки уплаты налогов в бюджет.

1.2. Экономические  факторы, влияющие  на величину прибыли  и рентабельности

   
     Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора  ее роста или снижения (рис. 1.4) [15, c.97].
     По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.
     К экстенсивным относятся факторы, которые  отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности  работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение  продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а  также непроизводительное использование  ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
     К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
     Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве[16, c.37]. 


     Рис. 1.4. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли 

     Таким образом, можно сделать вывод, что  одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные  факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как  основные первичные факторы, определяющие издержки производства.
     Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в  структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых  являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
     Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных  материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.
     Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому  она заметно сказывается на росте  прибыли при прочих равных условиях.
     К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели[13, c.147]:
      - показатели, связанные с повышением  технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических  характеристик изделий);
      - показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации,  обслуживания и управления производством,  сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака,  улучшение организации труда).
     Следующим фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции, является изменение  объема производства и реализации продукции. Падение объема производства неизбежно  влечет сокращение объема прибыли. Увеличить  объем производства можно за счет технического обновления и повышения  эффективности производства.
     Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо  пропорциональная. Вследствие этого  немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения  остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли  получит предприятие. Величина нереализованной  продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями  реализации продукции. Во-первых, емкость  данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции  больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении.
     Размер  выручки от реализации продукции  и, соответственно, прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и уровня применяемых  цен.
     Цены  устанавливаются самими предприятиями  в зависимости от конкурентоспособности  данной продукции, спроса, и предложения  аналогичной продукции другими  производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых  регулируется государством). Поэтому  уровень цен на продукцию в  определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.
     В процессе осуществления деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся  в тесной взаимосвязи и зависимости.

     1.3. Методика  анализа прибыли  и рентабельности

 
     Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и  выше уровень рентабельности, тем  эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере  бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
     Анализ  прибыли и рентабельности предполагает несколько этапов [15, с.164].

Рис. 1.5. Блок-схема факторного анализа балансовой прибыли 

     1. Анализ состава и динамики  балансовой прибыли.
     В процессе анализа необходимо изучить  состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать  инфляционные факторы изменения  ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Блок-схема факторного анализа балансовой прибыли представлена на рисунке 1.5.
     2. Анализ финансовых результатов  от обычных видов деятельности.
     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучается  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации и определяются факторы  ее изменения.
     Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности:
    объема продаж продукции;
    ее структуры;
    себестоимости;
    уровня среднереализационных цен.
     Объем продаж продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы  прибыли.
     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится [9, c.241].
     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.
     Изменение уровня цен прямо пропорционально  прибыли: при увеличении уровня цен  сумма прибыли возрастает, и наоборот.
     Расчет  влияния этих факторов выполняется  способом цепной подстановки. Сначала  нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов.
     Если  предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура  реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции  в оценке по плановой себестоимости  к общему объему продаж продукции  в той же оценке.
     Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи  продукции, себестоимости и среднереализационных цен.
     3. Анализ уровня среднереализационных  цен.
     Среднереализационная  цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем  продаж. На изменение ее уровня оказывают  влияние следующие факторы:
    качество реализуемой продукции;
    рынки сбыта;
    конъюнктура рынка;
    инфляционные процессы.
      Качество  товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень  средней цены реализации. За более  высокое качество продукции устанавливаются  более высокие цены и наоборот.
     Расчет  влияния сортности продукции  на изменение средней цены можно  выполнить способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому  сорту умножается на базовую цену единицы продукции:
     Для этого отклонение фактического удельного  веса от планового по каждому сорту  умножаем на плановую цену единицы  продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим  на 100.
     По  такой же методике рассчитывается изменение  средней цены реализации в зависимости  от рынков сбыта продукции.
     Если  на протяжении года произошло изменение  отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи  с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым  ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
     4. Анализ финансовых результатов  от прочих видов деятельности.
     Выполнение  плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией  продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных  операций и чрезвычайных обстоятельств.
     Анализ  сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и  прибыли по каждому конкретному  случаю. Убытки от выплаты штрафов  возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с  другими предприятиями, организациями  и учреждениями. При анализе устанавливаются  причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
     Изменение суммы полученных штрафов может  произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и  по причине ослабления финансового  контроля в отношении их. Поэтому  при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях  нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие  санкции.
     Убытки  от списания безнадежной дебиторской  задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в  текущем году, также свидетельствуют  о недостатках бухгалтерского учета [17, c.136].
     Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели  ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы  их роста или снижения.
     В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от данных видов деятельности.
     5. Анализ рентабельности деятельности  предприятия.
     Показатели  рентабельности измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли и  дохода предприятия. По этой причине  они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.
     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.
     Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки [5, c.70].
     Характеризует эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж. Широкое  применение этот показатель получил  в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным  видам продукции.
     Рентабельность (доходность) капитала исчисляется  отношением балансовой (чистой) прибыли  к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
     Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости  и средних цен реализации.
     Расчет  влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию  можно выполнить способом цепных подстановок [17, c.121].
     Таким же образом производится факторный  анализ рентабельности оборота.
     Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия.
     Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от суммы  прибыли от реализации и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг.
     Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала[13, c.134].
     Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.
     И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
     6. Анализ распределения и использования  прибыли.
     Объект  и принципы распределения прибыли  показаны на рис. 1.7. Направления распределения  прибыли отражены на рис. 1.8.
     Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность  в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство  заинтересовано получить как можно  больше прибыли в бюджет.

Рис. 1.7. Объект и принципы распределения  прибыли 

     Руководство предприятия стремится направить  большую сумму прибыли на расширенное  воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
     Величина  чистой прибыли зависит от:
    факторов изменения балансовой прибыли;
    факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономический санкций и т.д.

     Рис. 1.8. Схема распределения прибыли
     Также в процессе анализа необходимо изучить  выполнение плана по использованию  прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
     Определение резервов увеличения прибыли и рентабельности показано на рисунке 1.9. Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности определяются по каждому виду товарной продукции.  


Рис. 1.9. Резервы увеличения прибыли 

     Для определения резервов роста прибыли  за счет увеличения объема реализации продукции необходимо резерв роста  объема реализации (Р^Vрп) умножить на фактическую прибыль (Пiф) в расчете  на единицу продукции: 

     Р^Пvрп=?(Р^Vрп * Пiф)      (1.1) 

     Подсчет резерва роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции  и услуг (Р^Пс) осуществляется следующем образом: резерв снижения себестоимости (РvС) умножается на возможный объем продаж с учетом резервов его роста: 

     Р^Пс=? РvСi(Vрпi+ Р^Vрпi)    (1.2) 

     Подсчет резервов роста прибыли за счет повышения  качества продукции – изменение  удельного веса каждого сорта (?Удi) умножается на отпускную цену (Цi), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции: 

     Р^П= ?(?Удi* Цi)*( Vрпi+ Р^Vрпi).    (1.3) 

     Основные  источники повышения рентабельности продукции - увеличение суммы прибыли  от реализации продукции (Р^П) и снижение ее себестоимости (РvС):  

         (1.4) 

     где Р^R – резерв роста рентабельности,
     Rв – возможный уровень рентабельности,
     Rф – фактический уровень рентабельности,
     Пф  – фактическая сумма прибыли,
     Р^П – резерв роста прибыли от реализации продукции,
     Vрпв  – возможный объем реализации  продукции,
     Св  – возможный уровень себестоимости  продукции,
     Зф  – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
     Резерв  повышения уровня рентабельности совокупного  капитала, может быть определен по формуле[23, c.137]: 

           (1.5) 

     где БП – сумма брутто – прибыли,
     Р^БП  – резерв увеличения брутто – прибыли,
     Кф  – фактическая среднегодовая  сумма основного и оборотного капитала,
     РvК – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости,
     Кд  – дополнительная сумма основного  и оборотного капитала,
     Rф  – фактический уровень рентабельности.
 

2. Анализ финансовых результатов

2.1. Общая характеристика  предприятия

 
     Общество  с ограниченной ответственностью «Метель» учреждено в соответствии с действующим  законодательством РФ на основании  решения Общего собрания участников (протокол от 18 апреля 2000 года). Способ образования – регистрация юридического лица при создании на основании постановления  Администрации г. Апатиты Мурманской области № 297 от 21 апреля 2000 года, что  подтверждается свидетельством о государственной  регистрации (перерегистрации) предприятия  № 1280 серия 1147405000-000.
     Полное  фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Метель». Место нахождения Общества: г. Апатиты  Мурманской области.
     Срок  деятельности Общества не ограничен. Деятельность Общества прекращается по решению общего собрания участников Общества, либо по основаниям, предусмотренным действующим  законодательством РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.