На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Cодержание 

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретические  основы финансового контроля
 на  страховом рынке РФ………….…………………………………………………6
1.1. Сущность финансового контроля на страховом рынке,
его функции………………………….…………………………..……..…………..6
1.2. Правовое регулирование финансового контроля
 на  страховом рынке……………………………………………………………….13
2.Анализ  осуществления финансового контроля  на страховом рынке……….20
2.1.Анализ современного состояния страхового рынка в РФ…………………20
2.2.Оценка финансового контроля на страховом рынке……………………….26
2.3. Перспективы и тенденции развития финансового контроля на страховом рынке……………………………………………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………………37
Список  использованной литературы…………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В последние годы в связи развитием  рыночных отношений происходят глубокие изменения в экономике России. В настоящее время Россия ставит перед собой цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, что практически невозможно без развития страхового рынка России, который является ключевым условием реализации всех важнейших социально-экономических проектов внутри страны.
      Сегодня в России  проблемы финансовых основ страхования,государственного регулирования и надзора,участия иностранных страховщиков,реализации инвестиционной политики страховщиков становятся более острыми под влиянием глобального финансового кризиса,охватившего все, без исключения,национальные системы страхования.
      В настоящее время в России происходит восстановление функций финансового контроля на страховом рынке как регулятора внешнеэкономических связей, возрастает научный и практический интерес к, его месту в государственном устройстве и государственной политике.
Необходимость финансового контроля на страховом  рынке важна,так как страховой рынок аккумулирует денежные средства клиентов,важна их добросовестность.
     Страхование – это стратегический сектор экономики. Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и даёт возможность  увеличить состояние и богатство  нации.
Отсутствие  надлежащей  учебной базы, невосприятие страхования как серьезного экономического инструмента на государственном  уровне приводит к тому, что данный экономический сектор развивается  сам по себе.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.Обязательный контроль за финансовой деятельностью на страховом рынке физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами. 2.Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
      При этом значительный интерес представляют вопросы формирования и реализации финансового контроля в рамках государства. Вопросам сущности, финансового контроля на страховом рынке и основным методам регулирования внешней торговли  в разное время были посвящены работы ученых: Гомелля В.Б, Родионова В.М., Шлейников В.И., Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф., Шахов В.В  и других авторов. Однако в российской экономической науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют точные фундаментальные разработки, касающиеся основ организации и функционирования финансового контроля на страховом рынке, оценки ее эффективности.Кроме того, недостаточно исследованы новые подходы к формированию финансового контроля на страховом рынке в новых условиях а также обоснование перспектив развития в среднесрочном и долгосрочном периоде.
     Недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значительность поиска наиболее эффективных направлений развития финансового контроля на страховом рынке, анализа основных проблем ее реализации на современном этапе и соотношение с общемировыми тенденциями, наличие значительного круга дискуссионных вопросов определили выбор темы курсовой работы, объекта исследования, цель исследования и ее задачи.
     Объектом  исследования курсовой работы является финансовый контроль на страховом рынке. Основная цель курсовой работы состоит в рассмотрение финансового контроля на страховом рынке, организации финансового контроля на страховом рынке Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
      - раскрыть теоретические аспекты финансового контроля на страховом рынке, ее сущность, цели, а также основные методы регулирования;
      - проанализировать основные особенности развития страхового рынка в РФ, выявить ее особенности и основные проблемы;
      - рассмотреть перспективные направления развития финансового  контроля на страховом рынке.
      Работа  включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
      В первой главе «Теоретические основы финансового контроля на страховом рынке РФ» рассмотрены основные понятия финансового контроля на страховом рынке.
      Во  второй главе «Анализ осуществления  финансового контроля на страховом  рынке»  произведен анализ финансового  контроля на страховом рынке,приведена  статистика.
      В заключении даны основные выводы по проведенному исследованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Теоретические  основы финансового контроля на страховом рынке РФ
      1.1. Сущность финансового контроля на  страховом рынке, его функции
      Одним из звеньев системы контроля выступает  финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.
      Финансовый  контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая  и определяет назначение и состояние  финансового контроля.
      Финансовый  контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических  форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства  в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.
      Финансовый  контроль можно классифицировать по различным критериям (временному, по субъектам  осуществления и прочим), одним из важнейших же является объект или сфера финансового контроля. Согласно данному признаку выделяют финансовый контроль на страховом рынке.
      В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения  и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость,, налоги и др.)
      Финансовый  контроль на страховом рынке как особая область финансового контроля, которая связана с использованием стоимостных категорий, имеет целевую направленность и определенную сферу применения
      Финансовый контроль на страховом рынке представляет собой совокупность действий и операций по проверке процесса формирования и распределения финансовых ресурсов субъектов страхового рынка в целях обеспечения платежеспособности страховых организаций и защиты интересов страхователей.
      Предметом финансового контроля в сфере страхования выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как уставный капитал, прибыль, доходы, рентабельность, страховые взносы и выплаты, издержки, отчисления на различные цели и в фонды.
      Цель  финансового контроля заключается  в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами в сфере страхования, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.
      По  методам проведения финансового  контроля на страховом рынке различают: проверки, обследования, надзор, анализ, наблюдение (мониторинг) и ревизии.
      Проверка  производится на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она охватывает отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности. В ходе проведения проверки страховых организаций выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
      Обследование  охватывает отдельные стороны деятельности страховых организаций и проводится по более широкому кругу показателей. Обследование определяет финансовое положение страховых организаций, перспективы их развития и необходимость реорганизации.
      Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.
      Анализ  как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина.
      Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
      Ревизии бывают полные, частичные, тематические и комплексные, а также плановые и внеплановые. Если проверяются все документы и материальные ценности, то это сплошная ревизия. А при проведении выборочных ревизий контролируется только часть документов.
      Неисполнение  или ненадлежащее исполнение участниками  процесса контроля своих прав и обязанностей влечёт применение определённых мер  принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности
      Меры  принудительного воздействия, или  санкции, применяются органами государственной  власти и их должностными лицами в  соответствии с их полномочиями при наличии определённых оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчётности; уклонение от уплаты налогов и др. эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии и проверки), на основе которого применяются меры принуждения.
      Все вышеперечисленные методы финансового  контроля используются Федеральной службы страхового надзора (далее ФССН), являющейся специальной службой осуществляющей финансовый контроль на страховом рынке. Отметим, однако, что в регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют также и другие государственные органы - налоговые, антимонопольные, Центральный банк Российской Федерации.
      Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов.
      Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».
      Основными функциями ФССН, обуславливающие особенности финансового контроля на страховом рынке, являются:
    принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
    выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
    ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;
    осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
    осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
    выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
    получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
    обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
    обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
      Однако  регулирующая и контрольная роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:
а) регистрация и лицензирование;
б) обеспечение гласности;
в) поддержание правопорядка в страховой отрасли.
      Государственное регулирование начинается на этапе  допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают  процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходит в два этапа: сначала страховая копания проходит регистрацию как предпринимательская структура. Затем она должна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора, где параллельно с регистрацией производиться лицензирование.
      Лицензирование  деятельности страховых компаний - это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется ФССН [7,c.108].
      Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой  организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
      При обращении страховой организации  в ФССН за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.
     ФССН обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа[15,c.60].
      В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций ФССН может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.
      Для осуществления возложенных задач  ФССН имеет право:
      - проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;
      - получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;
     - осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;
      - контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности ФССН имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования[13,c.200].
      Помимо  лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей.
      Следующая функция – обеспечение гласности.Каждый,кто профессионально  занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности. Чтобы недопускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.
      Третья функция – поддержание правопорядка в отрасли.Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.  

      1.2. Правовое регулирование финансового контроля на страховом рынке
     Рынок страховых услуг является одним  из важнейших сегментов финансового  рынка, обеспечивающим стабильность экономического и социального развития общества. Рынок страховых услуг позволяет заинтересованным лицам минимизировать вредоносные последствия непредвиденных событий путем равномерного перераспределения рисков между многими лицами, что обеспечивает стабильность оборота.
      В развитой экономической системе  рынок страховых услуг занимает важное место, пронизывая все сферы  предпринимательской деятельности, гражданского оборота, быта и социальной сферы общественной жизни, внося  в них стабильность и планомерность, обеспечивая людям уверенность в будущем.
      В настоящее время  происходит процесс формирования и  страхового права как составной  части российской правовой системы, и страхового законодательства. Поэтому  в России пока нет стройной и иерархичной системы страхового законодательства.
      В Российской Федерации сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка.
    Первая ступень, включающая в себя Гражданский кодекс страны, некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса.
    Вторая ступень - специальные законы по страховому делу.
    Третья ступень - нормативные акты министерств и служб по страховому делу [10,c.68].
      На  страховом рынке наиболее защищенными  являются страховщики, а наименее защищенными  – страхователи, поэтому вся система  государственного права должна обеспечить равенство прав и обязанностей участников страховой сделки через приоритетную защиту интересов покупателей и потребителей страховых услуг. Правовая безопасность страховых фирм может быть обеспечена только хорошими законами, не противоречащими актам всех ступеней регулирования страховых отношений.
      Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно выполняет функцию  генерального регулятора всех сфер жизни  общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.
Так, главная роль в регулировании общих вопросов заключения и исполнения договоров страхования принадлежит Гражданскому кодексу РФ (гл. 48 «Страхование»). Гражданский кодекс РФ определяет: В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.
Требования, которым должны отвечать страховые  организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании. Физическое лицо или индивидуальный предприниматель страховщиком быть не может.
     Ст. 6 Закона о страховании запрещает  страховым организациям непосредственно  самим заниматься производственной, торгово - посреднической и банковской деятельностью. Общие правила лицензирования страховой деятельности определены ст. 32 Закона о страховании. Ниже приводится ее текст:
"1. Лицензии  на осуществление страховой деятельности  выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью:
а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:
    учредительных документов;
    свидетельства о регистрации;
    справки о размере оплаченного уставного капитала;
    экономического обоснования страховой деятельности;
    правил по видам страхования;
    расчетов страховых тарифов;
    сведений о руководителях и их заместителях;
    б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:
    учредительных документов;
    свидетельства о регистрации;
    справки о размере оплаченного уставного капитала;
    экономического обоснования страховой деятельности;
    сведений о руководителях и их заместителях.
     Федеральная инспекция по надзору за страховой  деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения всех документов, предусмотренных в п. 1 настоящей статьи.
 Основанием  для отказа юридическому лицу  в выдаче лицензии на осуществление  страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.
    Статья 939. Выполнение обязанностей по договору страхования страхователем и  выгодоприобретателем
    Заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда им является застрахованное лицо, не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору,
    Страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда выгодоприобретателем является застрахованное лицо, выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования либо страховой суммы по договору личного страхования.
      Также важным нормативным актом в сфере  финансового контроля страхового рынка  является ФЗ «Об организации страхового дела». Данный федеральный закон определяет: Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела[2, ст.1].
      Страховая деятельность (страховое дело) - сфера  деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых  актуариев по оказанию услуг, связанных  со страхованием, с перестрахованием.[2, cт.2].
      Гарантиями  обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые  резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:
Страховые резервы  и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.
      Особое  место среди источников правового  регулирования занимает Закон РФ от 9 февраля 2010 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), который определяет общие положения об организации страховой деятельности.
      Закон «О страховании» стал первым юридическим  актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование; определяет компетенцию и функции госстрахнадзора[14,c.210].
      В отличие, от гражданского законодательства страховое законодательство — более широкое по составу понятие. Оно включает не только федеральные законы, но и другие акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты).
      Констатируем  также, что сфера специального регулирования определяется совокупностью правовых норм, которые содержатся в федеральных законах, посвященных различным видам страхования:
    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
    Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 348-ФЗ «Об обязательном социальном страховании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями);
    Федеральный закон от 11 июня 2008 г. № 86-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями и дополнениями);
    Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. № 65-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями).
      Все вышеперечисленные федеральные законы определяют особенности финансового контроля различных сфер страхового дела.
      Достаточно  важную роль в регулировании страховой  деятельности, особенно в сфере контроля и надзора, играют ведомственные  нормативные акты. По своей форме ведомственные акты можно подразделить на положения, правила, письма, приказы, инструкции и др. (например, «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями), утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263; письмо Федеральной службы страхового надзора от 21 марта 2007 г. № 1436/02 «О страховании договорной ответственности») [16,c.190].
      Таким образом, финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды.
      Страховой контроль же выражается в изучении финансового положения страховщика  и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика  для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций ФССН – орган финансового контроля на страховом рынке - может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности ФССН имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств.
     Однако  для осознания практического  значения страхового контроля в страховании  необходимо рассмотреть страховой рынок как вид финансового рынка и проведение финансового контроля на нем. Данные вопросы нашли свое отражение в следующее главе работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ  осуществления финансового  контроля на страховом  рынке
      2.1 Анализ современного состояния страхового рынка в РФ
      Страховой рынок представляет собой социально-экономическое пространство, в котором действуют страхователи, нуждающиеся в страховых услугах, страховщики (страховые компании), удовлетворяющие спрос на них, страховые посредники и организации страховой инфраструктуры (консалтинговые фирмы и т. д.).
      Объективной основой формирования страхового рынка является необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. В широком понимании страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта.
      Страховой рынок РФ является молодым рынком по сравнению со страховыми рынками ведущих западных государств: его формирование пришлось на начало 90-х годов ХХ века. Данная незрелость и особенности страхового рынка РФ во многом и определяет необходимость финансового контроля в сфере страхования.
      Для определения приоритетных направлений финансового контроля и перспектив его развития на современном этапе проанализируем функционирование страхового рынка за период 2006-2009 гг.
     Тенденция сокращения численности участников страхового рынка заметна с 2004 года. Ее пик пришелся на кризисные 2008-2009 годы, когда рынок покинули 186 субъектов страхового дела (включая страховые организации, брокеры и общества взаимного страхования), при этом если в первые три квартала 2008 года уходили с рынка по 17 – 18 ССД за квартал, то, начиная с 4 квартала 2008 года, в среднем уже по 27 субъектов страхового дела в квартал.
      

            Рис.2.1.1 Количество страховых компаний в 2007-2009 г.[32]
      При этом рынок избавляется от слабых и недобросовестных компаний в равной степени во всех округах – как  видим, доля страховых организаций, сконцентрированных в Центральном и Приволжском федеральных округах, практически не изменилась, несмотря на значительное уменьшение количества страховых организаций в целом по России.
      Следует отметить, что ярко выраженная тенденция  последних лет, которая заключалась в непрерывном росте количества филиалов, к началу 2009 года несколько сбавила обороты и даже повернула вспять. Связано это было с отзывами лицензий у компаний, обладающих довольно развитой сетью филиалов: ООО «Генеральный страховой альянс», ОАО «Расо», ООО «Поддержка-Гарант» и др. Однако к концу 2009 года тенденция возобновилась, и в данный момент в Приволжском федеральном округе насчитывается количество филиалов иногородних страховых организаций на уровне конца 3 квартала 2008 года.
     Прямое  влияние количество страховых организаций  оказывают на динамику страховых  выплат и взносов.
Анализ  страховых выплат по отраслям: Если мы возьмем страховые выплаты по ОСАГО то мы увидим, что страховые выплаты растут. Согласно таблице 2 приложение 1.ели в 1квартале2006 г. было 7,4 млрд. руб., то в 2009 г.-11,2 млрд.руб. Другая динамика наблюдается с темпом роста. Если он к 1кв.2008г. достиг 127,9%,то в 2009 г. он снизился до 101,8%.Это связано с тем,что мировой финансовый кризис повлиял на темпы развития автострахования и через снижение объемов автокредитования, и через уменьшение покупательной способности населения. Число заключённых договоров ОСАГО снизилось по двум причинам. Первая – сокращение количества людей, пользующихся личным автотранспортом, которое привело не только к разгрузке дорог, но и к тому, что эти люди не продлили договоры ОСАГО. Часть из этой категории оставила машины в гараже или на стоянке по причине экономии, какая-то часть лишилась своих автомобилей в результате их взыскания банками в обеспечение кредитов. Вторая причина – рост числа отказников, не купивших полис на очередной год по финансовым или любым другим соображениям.
Наблюдается тенденция снижения в отрасли  страховании жизни.Если в 1кв.2006г. страховые  выплаты были 1,9 то в 1квартале 2009г.они снизились до 1,5 млрд.руб.Это связано с кризисом.Если темп роста в 1 квартале 2008г.достиг 100%,то в 2009 г. понизился до 83%.Кризис сделал людей более восприимчивыми к предложению программ страхования жизни. Сегодня потенциальные клиенты стали проявлять большее внимание к рисковой составляющей страхового продукта, поскольку отсутствие финансовой защиты в сложных рыночных условиях становится "непозволительной роскошью".
     Если  проанализировать страхование имущества, то наблюдается тенденция повышения страховых выплат. Так, если в 1 кв. 2006 г. они составляли 11,8 млрд. руб., то к 2009 г. они выросли до 33,4 млрд. руб. Констатируем, что кризис не повлиял на отрасль. Почти такая же тенденция наблюдается в обязательном медицинском страховании. Страховые выплаты в 1 кв. составили 37,6 млрд. руб. Уже в 1 кв. 2009 г. они выросли до 102,2 млрд. руб. Хотя темп роста снизился со 159,6% в 1 кв. 2006 г. до 127,3% в 2008 г.
Немного другая тенденция наблюдается и при рассмотрении динамики страховых выплат, что наглядно демонстрирует рисунок 2.1.2.
      

      Рис.2.1.2. Динамика основных показателей рынка, I кв. 2006 – I кв. 2009 гг. [25]
      Согласно  рисунку 2.1.2, вплоть до  2 квартала 2008 года наблюдалась тенденция роста страховых премий, однако в I квартале 2009 года появилась тенденция замедления общерыночного роста премий, темп составил 106,3% по сравнению с I кв. 2008 года. Ежеквартальный рост премий в целом по рынку в IV квартале 2008 года и в I квартале 2009 года составлял около 2%. Незначительное сокращение на 4% было характерно для III квартала 2008 года.
      На фоне этого темп роста выплат по рынку в целом увеличивался. Можно наблюдать рост выплат аналогичный I кварталу прошлого года в 129%. Квартальная динамика страховых выплат по итогам 2008 года и в начале 2009 остается прежней (I кв. 2008 г. – падение на 13%, II кв. 2008 г. рост на 22%, III кв. 2008 г. – падение на 2%, IV кв. 2008 г. – рост на 26%, I кв. 2009 г. – падение на 15%). Выплаты по добровольным видам страхования увеличиваются более стремительно, нежели выплаты по обязательным видам.
      Анализ  страхового рынка в разрезе обязательного и добровольного страхования показывает следующее. По итогам 1 квартала 2009 года доля обязательного страхования, существенно увеличившись (на 7,3 процентных пункта), в соответствии с формальными данными собранных премий превысила добровольные сборы, что адекватно отражает реалии российского рынка с его обязательно-вмененным характером.
      По  итогам I квартала 2009 года доля обязательного  страхования, существенно увеличившись (на 7,3 процентных пункта), в соответствии с формальными данными собранных премий превысила добровольные сборы, что адекватно отражает реалии российского рынка с его обязательно-вмененным характером.
      Рынок добровольных видов страхования  в I квартале 2009 года отреагировал на неблагоприятную  экономическую ситуацию сокращением премий на 8,3%, рынок же обязательного страхования напротив продолжил свой рост (123,7%), что представлено в таблице 2.1 приложения 1.
      Плавное сокращение рынка страхования жизни, наметившееся в 2008 году, сменяется ростом (на 5,1%) премии по итогам I кв. 2009 года. В связи с этим, доля страхования жизни прекратила сокращаться и по итогам прошедшего квартал осталась на уровне аналогичного периода прошлого года, и составила 1,7%[9,c.153].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.