На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Тему № 5 вариант № 16

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ)
ALL-RUSSIAN DISTANCE INSTITUNE OF FINANSE
& ECONOMICS
Филиал  ВЗФЭИ в г. Архангельске

Кафедра Философии Истории и Права

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Политология» 

на тему № 5 вариант № 16
     «Понятие, структура и типология политических систем» 
     
студента Гусейновой  Сабины Мазагир кызы
Номер личного дела      08ФФб00491
Специальность      Финансы и кредит
Курс       4
Группа       Периферия(1 поток)
Форма обучения      заочная
Руководитель Шумилов Валерий  Вячеславович
 
 
 
 
 
 
     Архангельск
     2012
     Содержание:
Введение………………………………………..…………………………….…3
      Понятие «политическая система общества», ее структура и функции ………………………………………………………………………….4
      Типология политических систем……………………………….…..10
      Параметры различия современной политической системы России и бывшей советской (образца 60-80г. ХХ века)……………………14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список  использованной литературы………………………………………..18
 


Введение 

     Политическая  система существует неразрывно с  государством, так как государство  является едва ли не самым главным  элементом политической системы. Возникновение  политической системы практически  связано с возникновением государства  вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных  негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда «ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.» Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.  
 
 
 
 
 

      Понятие «политическая система  общества», ее структура  и функции 
     Политическая  система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и  политических норм, принципов организации  и осуществления политической власти в обществе. Понятие «политическая  система» является одним из основных в политологии и позволяет  представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности  и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной  и функциональной сторонах политики.
     Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы  выступает политическая власть. Она  является как бы стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия  его существования, социальную и  национальную структуру, состояние  и уровень общественного сознания, культуры, международного положения  и др. Через политическую систему  выполняются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление  в политике.
     Политическая  система представляет собой многофункциональную  структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:
     институциональный – различные социально-политические институты и учреждения (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные  органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);
     функциональный  – совокупность трех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);
     регулятивный  – совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования  взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды  и др.);
     коммуникативный – совокупность разнообразных отношений  между субъектами политической системы  по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
     идеологический  – совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).
     Каждый  из компонентов политической системы  имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации  и способы выражения.
     Среди политических институтов, оказывающих  существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие  на общество, следует выделить государство  и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают  не являющиеся собственно политическими  институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие и др. Основным назначение политических институтов является представительство  коренных интересов различных слоев  общества. Стремление к организации  и реализации своих политических интересов и целей – главное  в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в  обществе является государство.
     Именно  государство является официальным  представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.
     Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управление неодинаковы  и зависят от природы государства  и политической системы.
     В состав политической системы входят также политические отношения. Они  представляют собой разновидности  общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации  и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они, по существу, определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.
     Развитие  политических отношений определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического  сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения  выступают формой сохранения и закрепления  политического опыта, традиций, определенного  уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического  процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать  в форме принуждения, конфликта  или сотрудничества, консенсуса.
     По  социальной направленности различают  политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического  строя, и отношения, выражающие интересы аппозиционных сил.
     Существенным  элементом политической системы  являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы  и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей  общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического  режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через  политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление  определенные социальные интересы и  политические устои. В то же время  при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят  до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.
     К числу элементов политической системы  относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение  политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений  выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые  в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь, прежде всего  под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают  сильнейшее влияние на их поведение  и все политическое развитие.
     Под системой функций принято понимать вклад, который элемент привносит  в деятельность того целого, частью которого он является. Применительно  к политической системе (элемент) речь идет о том, что она вносит в  жизнедеятельность всего общественного  организма (целое). В общем виде ее функцию можно сравнить с функцией мозга в человеческом организме  – это функция управления, координации  деятельности. Задачами политической системы являются обобщение и согласование всей совокупности интересов и разработка политической программ, которая обеспечивала бы их реализацию. Конкретно это проявляется в формулировке общих целей и задач, стоящих перед обществом, для решения которых политическая система должна осуществить мобилизацию ресурсов т. е. привлечь материальные средства, обеспечить поддержку населения. Политическая система при этом осуществляет распределение ценностей, полученных из внешней среды: например, средства, поступившие в виде налогов, она перераспределяет путем выделения дотаций, ассигнований и т.д.
     Политическая  система осуществляет управление, координацию  поведения отдельных людей и  групп путем выработки определенных правил (законов, административных норм), организации их применения.
     Важнейшими  функциями политической системы  являются обеспечение единства и  стабильности общества, достижение согласия между основными общественными  группами. Дело в том, что в любом  обществе одновременно с сотрудничеством  людей всегда существует конкуренция  по поводу богатства, власти, престижа. Задача политической системы заключается  в обеспечении того, чтобы социальная конкуренция протекала в приемлемых для общества формах, не угрожала его  стабильности и единству. В случае возникновения острых и опасных  социальных конфликтов политическая система  обязана или подавить их силой, или  урегулировать с помощью определенного  перераспределения ресурсов, удовлетворения тех или иных требования и т. д.
     Наконец, для того чтобы успешно выполнять  свои общественные функции, политическая система должна заниматься рекрутированием  политической элиты т. е. подбором и  подготовкой людей для работы в органах власти, для исполнения политических ролей, и политической социализации – т. е. стремиться к  тому, чтобы граждане усваивали определенные нормы, образцы поведении, благоприятные  для функционирования политической системы. Разумеется, осуществление всех названных функций предполагает еще одну: передачу информации между правителями и управляемыми, а также между элементами политической системы.
     Подробным анализом функций политической системы  занимались представители структурно-функционального  подхода. В частности, Габриэль Алмонд и Джон Пауэлл анализировали ее с точек зрения взаимосвязи со средой, внутреннего функционирования, сохранения и адаптации.
     Во  взаимоотношении со средой политическая система должна проявить четыре главные  способности:
     а) регулирующую (управление поведением индивидов и групп путем введения норм, действий администрации и т. д.);
     б) экстракционную (способность системы  черпать из внешней или внутренней среды экономические и финансовые ресурсы, например налоги, политическую поддержку и т. п.);
       в) дистрибутивную (распределение  благ, услуг, привилегий группам  или отдельным лицам, распределение  дотаций, финансирование служб  и т.д., причем это распределение  является по существу перераспределением  того, что получено из внешней  среды);
       г) реагирующую (способность отвечать  на импульсы, идущие от среды,  прежде всего на требования  групп или отдельных лиц). 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Типология политических систем 

     В современном мире существуют многообразные  политические системы. В зависимости  от различных критериев предлагаются разные классификации. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.
     Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил  англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.1
     Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы  управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:
    - либеральные демократии,
    - коммунистические (авторитарно-радикальные),
    - традиционные,
    - популистские,
    - авторитарно-консервативные.
      С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:
    - примитивные системы,
    - патримониальные империи,
    - кочевые или завоевательные империи,
    - феодальные системы,
    - централизованные бюрократические империи,
    - современные системы.
     Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:
    - тоталитарную,
    - авторитарную,
    - демократическую.
     Вопрос  типологии политических систем изучается  разными исследователями и, имеется столько же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеет свое место и ценность в науке, и заслуживает пристального изучения. Но учитывая, что невозможно осветить данный вопрос в желаемых объемах, в рамках одной курсовой работы, считаем возможным, резюмировать известные нам классификацию политических систем.
     1. Типология, исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
     Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.
     Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
     2. Типология по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
     Черты тоталитарной политической системы:
     ? отрицание или значительное ограничение  прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над  всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
     ? ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
     ? радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость  от государственной машины в решении  практически всех политических проблем.
     Черты авторитарной политической системы:
     ? использование сильных, жестких  средств решения социальных и  политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;
     ? ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
     ? централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
     ? сосредоточение функций управления обществом в одном лице или  узком социальном слое.
     Черты демократической  системы:
     ? правление большинства;
     ? свобода критики и оппозиции  правительству;
     ? защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
     ? право народа на участие в решении  государственных дел, уважение и  охрана прав человека.
     3. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем. Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов.
     По  господствующим способам управления и  разрешения политических противоречии системы подразделяют на:
     командную (ориентированную на использование принудительных методов управления),
       соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и
       социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).
     В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ  наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные  интересы. Все иные модели оказываются  неустойчивыми и разрушаются  противоречащей им исторической практикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Параметры различия современной политической системы России и бывшей советской (образца 60-80г. ХХ века) 

     Политическая  система современного российского  общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой  норм, идей и основанных на них государственных  органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих  в политической жизни страны. В практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается, как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» (образца 60х – 80х годов) периода.
     Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой России времен Советского Союза, можно выделить следующие ее особенности.
     Во-первых, переходный характер политической системы  и самого общества от одного типа, социалистического, к другому – капиталистическому. Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния  переходности от централизованного  управления государством и обществом  к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики  – к рыночной.
     Во-вторых, выделение, по крайней мере – официально, формально-юридически, в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.
     Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.
     В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского  общества одной официальной, партийно-государственной  идеологии и установление принципа множества идеологий.
     В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную  экономическую систему, проявляющуюся  вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации  «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
     В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и  лояльными правящему слою или  классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции  закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных  актов, в которых бы в прямой форме  говорилось об оппозиции. Однако наличие  в действующей Конституции России положений о многопартийности, об «идеологическом многообразии» и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.
     Наряду  с названными особенностями политической системы современного российского  общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят  в сущности политической системы, в  ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.
     Относительно  сегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России. Другие считают, что Россия находится в  кризисной ситуации.
     Современный этап социальных преобразований в России чаще всего обозначают понятиями  трансформация или переход. Нередко они рассматриваются как синонимы, хотя в действительности их содержание различно. Понятие переход предполагает наличие субъекта, знающего конечную цель движения и пользующегося доверием тех, кого он ведет в избранном направлении. Применительно к политическому режиму переход предполагает существование, во-первых, сильной власти, руководствующейся конкретной идеей, а во-вторых, авторитетной команды, преследующей ясную и реалистичную цель, опирающейся на обоснованную программу действий и пользующейся широкой поддержкой граждан. Причем цели этой команды должны соответствовать интересам общества, а программа – имеющимся у него возможностям. Кроме того, для любого преобразования в сфере государственного управления необходимо определить два теоретических основания: какие цели государственного управления должны быть достигнуты этим процессом и каковы конкретные методы, при помощи которых можно достичь этих результатов. Следовательно, в процессе трансформации государственных режимов огромную роль играет выбранное теоретическое основание и определенный путь этого преобразования. 

Заключение: 
 

Полнота системы, непротиворечивость элементов - предпосылка для последовательной реализации властных и управленческих функций. Это также закономерность системы. Последовательность реализации функций - практическое воплощение целостности, полноты системы. Известно, что нереализованность  заложенных в советском строе  многих важнейших функций объяснялась  неполнотой системы (с точки зрения провозглашенной революцией цели), внутренней противоречивостью создаваемых  институтов. Особенно тяжелые негативные последствия повлекло за собой создание противоестественных для любого демократического сообщества неподконтрольных ему репрессивных аппаратов. Не соответствовал объективным свойствам политической системы монополизм правящей политической партии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.