На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Машиностроение мира

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?                                                Содержание
Введение______________________________________________________
1.              Структура отрасли машиностроения и её роль в мировом хозяйстве_____________________________________________________
2.              Факторы размещения предприятий машиностроения___8
2.1.              Предпосылки и факторы размещения производств___________________________________8
2.2.              Влияние НТР на территориальную организацию_____________________________________10
3.              Географические особенности развития важнейших подотраслей машиностроения.______________________________
3.1.              География и особенности развития автомобилестроения______________________________
3.2.              География и особенности развития станкостроения__________________________________17
3.3.              География и особенности развития судостроения___________________________________              19
3.4.              География мировой авиаракетно-космической промышленности_______________________20
3.5.              Электротехническая промышленность мира              ___________________________________22
Заключение___________________________________________________28
Список литературы___________________________________________30

Введение
    Машиностроение — система взаимосвязанных отраслей, производящих машины и оборудование, что позволяет обеспечивать техническое перевооружение всего хозяйства, удовлетворять потребительский спрос населения на разнообразные аппараты и приборы бытового назначения, создавать экономический и оборонный потенциал отдельных стран. Особенно важным является вклад машиностроения в ускорение темпов НТР, интенсификацию экономического развития и повышение производительности труда как за счет постоянного технического прогресса в самой отрасли, так и за счет обеспечения всех отраслей хозяйства новейшими орудиями труда. Для машиностроения характерны особенно большая сложность и разветвленность внутриотраслевой структуры, широкий ассортимент продукции, активное участие в территориальном и международном разделении труда.
    В промышленности экономически развитых стран на машиностроение, как правило, приходится 25-40% стоимости произведенной промышленной продукции. Недостаточное развитие машиностроения в стране даже с высокими показателями развития других промышленных производств — структурный недостаток. Все многочисленные машиностроительные производства группируют в несколько отраслевых объединений. Основными среди них являются общее машиностроение (промышленное оборудование, станки, сельскохозяйственные машины и т. п.), транспортное машиностроение (автомобили, самолеты, корабли, подвижной состав железнодорожного транспорта и т. п.), электротехническое и электронное машиностроение (все виды электрооборудования, разнообразная электронная аппаратура и т. п.). Несколько уступает этим отраслям машиностроение по точной механике и оптике. Особым сектором является военное машиностроение. С машиностроением тесно связана металлообрабатывающая промышленность (металлоконструкции, бытовые изделия и т. п.) и разнообразные машиноремонтные предприятия. Современные тенденции машиностроения связаны со значительным увеличением объемов исследований и ростом производства в таких наукоемких отраслях, как радиоэлектроника, приборостроение, производство ЭВМ, офисного оборудования, современных средств связи, роботов, авиакосмических комплексов.
    В мировом машиностроении только первая десятка стран способна производить всю номенклатуру машиностроительной продукции. Это США, Япония, Россия, ФРГ, Великобритания и Франция, а также, в какой-то мере, Китай, Канада, Италия и Украина. Их суммарная доля в выпуске продукции составляет около 3/4 мирового показателя, доля машиностроения в структуре промышленности колеблется от 25% (Китай) до 40% (Япония) по количеству занятых и стоимости производства. Машиностроительные фирмы именно этих стран – основные лидеры мирового научно-технического прогресса.
    Большая группа промышленно развитых стран Европы (особенно Нидерланды, Бельгия, Швеция, Швейцария, Чехия, Испания, Польша и др.), новых индустриальных стран (особенно Республика Корея, Сингапур, Бразилия, Мексика) и некоторые страны Азии со сформировавшейся структурой хозяйства (например, Индия, Турция) специализируются на выпуске отдельных видов машиностроительной продукции, с которыми они выходят на мировой рынок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.     Структура отрасли машиностроения и её роль в мировом хозяйстве

    Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.
    Основное назначение машиностроения ? производство средств производства и предметов личного потребления. Развитие машиностроения на основе научно-технического прогресса определяет характер воспроизводства материальных благ и в конечном счете устойчивость социально-экономического развития общества.
Продукция машиностроения в высоко развитых странах составляет примерно 35?40 % стоимости всей продукции промышленного производства, в нем занято 25?35 % трудовых ресурсов промышленности. Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
    В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.
Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами. Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.
   Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.
   К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.
    В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
    Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии.  Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.
  По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью евысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.
  В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Рисунок 1. География машиностроения мира(с использованием показателя объёма продукции машиностроения по Unido) [9]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.     Факторы размещения предприятий машиностроения

2.1.           Предпосылки и факторы размещения производства

    Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.
    Главным фактором размещения машиностроения по-прежнему остаётся Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и стоимость труда, помноженная на его квалификацию. Научный потенциал играет особую роль в размещении новейших производств, особенно на ранних стадиях развития. По – прежнему высокий научно – технический потенциал сохраняет за США лидерство в мировом машиностроении, хотя и не в такой степени, как ранее. Западная Европа тоже сохраняет свой научно – технический потенциал, но потеряла роль главного генератора научно – технических идей, роль «колыбели» мировой техники. Будущее решиться в пользу тех стран, которые смогут обеспечить в машиностроении качество и квалификацию трудовых ресурсов.
    Только несколько высокоразвитых стран в мире располагают практически всеми отраслями машиностроения. Это США, Россия, Германия, однако без широко развитой кооперации между странами и отдельными отраслями и предприятиями современное машиностроение обойтись не может.
Факторы размещения машиностроения:
    Наукоемкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро. Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
    Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
    Трудоемкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов. Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства.
    За долгие годы были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.
    На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие условия, предпосылки и факторы, в том числе их технико-экономические особенности, характер спроса и ёмкость рынков сбыта, уровень развития всех форм общественной организации производства (специализации, концентрации, кооперирование),обеспеченность трудовыми ресурсами, степень развитости инфраструктуры  и т.д. Для географии современного машиностроения характерны широкие кооперированные связи. Заводы, выпускающие сложную конечную продукцию имеют множество  заводов – смежников. Эта тенденция в последние годы усиливается внедрением системы снабжения « точно в срок»(особенно в автомобилестроении и электронике с электротехникой). При этом Требуется большая точность в доставке комплектующих деталей непосредственно ко времени их использования на последних стадиях сборочного производства. Такого роды специализации машиностроительных предприятий в сочетании с территориальным разделением труда приводит к формированию узкоспециализированных промышленных центров и даже районов.
    Для некоторых  материалоёмких отраслей тяжёлого машиностроения по- прежнему важна близость к сырьевой базе.
Во многих отраслях машиностроения отмечается высокая трудоёмкость производства, предъявляются высокие требования к уровню квалификации рабочей силы( например, в приборостроении, электронике, электротехнике, авиационной и аэрокосмической отраслях).В последние годы страны с дешёвой рабочей силой оказались в более благоприятной ситуации для развития трудоёмких отраслей машиностроения, чем страны, обладающие сырьевыми ресурсами. Однако развитие наукоёмких отраслей, базирующихся на новейших достижениях науки, усложнение техники стимулирует сосредоточение наиболее сложных производств (особенно опытно-промышленных) в странах или районах, располагающих квалифицированными кадрами, научными центрами исследования и конструкторских разработок, развитой информационной и транспортной инфраструктурой. Такие производства в основном размещаются в промышленно развитых странах. А в развивающихся странах (с «дешёвой» рабочей силой, широким использованием детского и женского труда) обычно размещаются сборочные заводы, выпускающие массовую продукцию и получающие комплектующие детали из промышленно развитых государств.

2.2.           Влияние НТР на территориальную организацию

    В эпоху НТР мировое машиностроение в целом стало значительно более наукоемким. В передовых странах на него приходится более 2/3 всех расходов на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в промышленном производстве. Общей тенденцией стал также переход от универсальных к более узкоспециализированным предприятиям. Что же касается изменений в структуре отрасли, то они были вызваны в первую очередь тем, что новейшие отрасли стали развиваться наиболее быстро, новые – более медленными темпами, а старые – еще более замедленно. Конкретизировать эту тенденцию можно на примерах авиаракетно-космической промышленности, станкостроения и судостроения.
Увеличился ассортимент продукции, выпускаемой предприятием, усовершенствуется и усложняется само машиностроительное производство, развиваются новые и новейшие отрасли. При этом выделяются страны -  продуценты массовой продукции и страны поставщики сложной наукоёмкой продукции, развиваются специализация и межстрановое кооперирование.
    Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Ее основное назначение ? производство средств производства и предметов личного потребления. Развитие машиностроения на основе научно-технического прогресса определяет характер воспроизводства материальных благ и в конечном счете устойчивость социально-экономического развития общества.
    Благоприятные предпосылки для  быстрого  развития  создавал  непрерывно
возрастающий спрос основных отраслей  производства  на  различные  машины  и механизмы.  Однако   для   удовлетворения   запросов   бурно   развивающихся промышленности,   транспорта,   сельского   хозяйства   и   военного    дела машиностроение должно было измениться и качественно и количественно.
    Бурное развитие машиностроения было связано, прежде  всего,  с  быстрым ростом станкостроения – основное производство машин машинами.  Здесь  важную роль  сыграла  модернизация  механического  суппорта  токарного   станка   и использование его в усовершенствованном виде.
Быстро  растущая  фабрично-заводская  система  машин  предъявляла   все
увеличивающийся спрос на металлы. Предыдущий период называли «эпохой  железа и угля». Новый этап технического развития  становится  все  в  большей  мере «эпохой  электричества,  стали  и   нефти».   Система   машин   в   отраслях промышленного производства изготовлялась в основном  из стали и  отчасти  из чугуна. 
В эру НТР машиностроение появилось и стало проворно развиваться в 10-ках новейших государств, в следствии этого ни 1 иная ветвь индустрии не имеет возможности сравниться с ним по распространенности во всем мире. И и все же отличия меж отдельными государствами остаются еще довольно немаленькими.
    Современная инновационная деятельность, основанная на  умелой технологической политике, является, на наш взгляд, имен­но инструментом, при помощи которого можно решить мно­гие общественные проблемы и избежать большого количества негативных последствий вмешательства человека в окружающую среду в целях удовлетворения своих экономических потребностей. Действительно, с одной стороны, НТР (понятие, от которого, на наш взгляд, уже необходимо отказаться и трактовать современное увеличение темпов развития науки и техники не как революционный, а как общественно нормальный процесс) служит мощным ускорителем взаимодействия между обществом и природой, что заканчивается для последней далеко не всегда безболезненно. Од­нако, с другой стороны, только благодаря научно-техническо­му прогрессу мы обладаем сегодня целым рядом экологически чистых, ресурсо- и энергосберегающих, а также природоохранных технологий, без которых трудно представить себе се­годня перспективы развития мировой экономики, да и всего общества в целом.
    Структура машиностроения в ходе НТР претерпела существенные изменения на всех её уровнях. В ХХ в. Сформировалась его традиционная структура, включавшая: общее машиностроение, производящее промышленное оборудование всех видов и назначений; транспортное машиностроение, изготавливающее все виды наземных, водных и воздушных транспортных средств; электротехническая промышленность, выпускающая продукцию для производства электрической энергии, её передачи потребителю и преобразование в другие виды энергии. На каждую из этих групп в мире приходилось в среднем около 1/3 стоимости продукции всей отрасти.
Достижениями НТР на мировом рынке в большей степени сумели воспользоваться экономически развитые страны. Они начали перевод всего производства на новую технику и технологии. На размещение производства оказывает влияние уровень развития техники и технологий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.       Географические особенности развития важнейших подотраслей машиностроения.

3.1.           География и особенности развития автомобилестроения

    Автомобилестроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли.
    Автомобильная промышленность – главная составная часть транспортного машиностроения. Более того, во многих развитых странах она обеспечивает от 5 до 10 % всего производства ВНП. Но значение ее выходит далеко за рамки транспортной подотрасли. Это объясняется, во-первых, тем, что автомобильная промышленность выступает в роли основного потребителя многочисленных видов продукции других отраслей (стали, алюминия, пластмасс, свинца, каучука, электронных изделий и т. д.). Во-вторых, тем, что с ней непосредственно связан автомобильный бизнес в широком смысле этого слова, включающий в себя сбыт и обслуживание автомобилей, строительство и ремонт автодорог и др. В-третьих, тем, что на протяжении большей части XX в. именно автомобильная промышленность находилась в авангарде научно-технического прогресса, а также прогресса в области организации труда и менеджмента. Так, именно она положила начало и фордизму, и постфордизму, ознаменовавшему новый технический переворот в развитии производства.
    По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.
    Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а, следовательно, - в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств, и автомобилестроение является той областью, в которой используются только сверхновые информационные технологии. Учитывая еще и то, что в последнее время гонка между мировыми лидерами отрасли перешла на качественно новый уровень за счет появления сверхновых технологий, автомобилестроение становится все более нако-, капитало- и ресурсоемким.
    Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции автомобилестроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.
    Автомобилестроение – одна из ведущих отраслей машиностроения, которая существенно влияет не только на развитие машиностроения в целом, но и на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства.
    Автомобилестроение является материальной основой технического перевооружения экономики. Научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической революции является быстрый моральный износ способов производства.
    Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как автомобилестроения, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как автомобилестроения требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария, Япония, Чехия. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.
    Высокая степень капиталоемкости автомобилестроения определяет и соответственно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли.
    В настоящее время на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны западной Европы – 25-30%,на страны Восточной и Юго-Восточной Азии – около 20%.В СНГ и странах Восточной Европы автомобилестроение переживает  в настоящее время не лучшие времена.
    Автомобилестроение ? одна из самых монополизированных отраслей  машиностроения в мире. Из 250 автомобильных компаний 95 % автомобилей выпускает всего двадцать фирм, которые распространили производство, сборку и ремонт машин почти во все страны мира. В последние десятилетия прошлого столетия характерным для отрасли стало слияние многих крупных компаний в транснациональные корпорации, которые вытесняют с рынков автомобилей менее сильных конкурентов.
    В число крупнейших автомобильных корпораций мира входят американские «Дженерал Моторс» и «Форд Мотор», японские «Тойота», «Ниссан», «Хонда», германский «Фольксваген», германо-американская «Даймлер-Крайслер», итальянский «ФИАТ», французские «Рено» и «Пежо-Ситроен».
    Именно этим корпорациям, а также южнокорейской «Дэу» принадлежат основные мощности автомобилестроения и автосборки в странах Латинской Америки и Азии. В Бразилии, например, объем продаж контролируют автомобильные ТНК «Фольксваген», «ФИАТ», «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Даймлер-Бенц», «Тойта», а в Аргентине к ним добавляются «Даймлер-Крайслер» и «Рено». Во второй половине 1990-х гг. борьба за передел мирового автомобильного рынка еще более обострилась. Она затронула и страны СНГ, в которых создали свои многочисленные филиалы «Форд Мотор», «Рено», «Дженерал Моторс» и другие зарубежные автомобильные компании.
    Научно-технический прогресс в автомобилестроении меняет структуру многих других отраслей машиностроения и приоритеты в сырьевых ресурсах. Все больше используется легирующих материалов, в том числе антикорозийных ? цинка и фосфора, растет потребление пластических масс; почти 25 % кузовного металла производится из железного лома, в том числе из переплавки старых автомобилей.
    Из рисунка 1 мы можем проследить динамику производства легковых автомобилей 1950 года и 2008 годом. Мы можем увидеть, что производство значительно увеличивается, значит автомобилестроение с каждым годом активно развивается.
 
 
 
 
 
 
 

 
Рисунок 2.  Динамика производства легковых автомобилей. [9]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сборка автомобилей максимально приближается к потребителю, здесь же производят запчасти и отдельные детали. В США на каждое сборочное предприятие приходится до 25 специализированных заводов узлов и деталей.
Автомобили – один из главных товаров мировой торговли. Экспортная квота автомобилестроения составляет примерно 40 %. А в первую тройку стран-экспортеров автомобилей входят: Япония, Германия и Франция. Впрочем, в последние годы к ним присоединился и Китай.
   Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия).
Из таблицы 1 мы видим 10 стран лидирующих в производстве автомобилей.

и т.д.................


Страна
Выпущено за 2008г., тыс.шт.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.