Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Развитие деревенского туризма

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?75
 
            СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ДЕРЕВЕНСКИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………..7
1.1. Деревенский туризм как разновидность экологического туризма……...7
1.2. Современное состояние и тенденции развития деревенского
туризма в мире…………………………………………………………………..12
1.3. История развития деревенского туризма в России……………………….30
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО (ДЕРЕВЕНСКОГО) ТУРИЗМА В РОССИИ ………………………………………………………..45
2.1. Факторы и условия развития сельского туризма в России………………45
2.2. Проблемы и перспективы развития деревенского туризма в России…...55
2.3. Разработка маршрута объекта сельского туризма (на примере с. Этока).62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………70
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..73
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность исследования. Сельский (деревенский) туризм и его разновидность, агротуризм, имеют много общего с экологическим туризмом и часто отвечают многим его приоритетам, в частности: сохранение естественной и культурной среды, поддержка благосостояния местного общества, снабжения туристам пищи, из местных продуктов
       Сельский туризм ориентирован на ознакомление со спецификой (с особенностями) местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйства.
       В настоящее время сельский туризм - явление довольно-таки распространенное в Европе. В Италии, Франции, Испании ежегодно насчитывается несколько миллионов "зеленых" туристов.
       В России пока что только формируется  мнение по поводу этого явления. Нужно учитывать, что сельский туризм связан с проживанием на хуторах в сельской местности, где отдыхающим предоставляются, во-первых, размещение (со всеми удобствами), во-вторых, сопутствующие услуги (типа проката спортинвентаря, организации местных мероприятий), в-третьих - но это необязательно - кухня и продажа продуктов собственного производства. 
Следовательно, изучение и анализ данной темы является весьма актуальным.
        Степень изученности проблемы. Теме сельского (деревенского) туризма посвящено немало публикаций. Среди наиболее значимых зарубежных изданий следует упомя­нуть работы А.И. Эйтингтон, а также работы российских авторов (В.С. Боголюбов, С.А., Воробчуков, В.В. Храбовченко, А.И. Тарасенок, А.В. Дроздов  и др.). 
       Узконаправленные работы, затрагивающие обозначенное нами направление, не позволяют составить целостное представление о перспективах развития сельского (деревенского) туризма
        Настоящая работа призвана в некоторой степени восполнить этот пробел применительно к региону КМВ.
Регион Кавказских Минеральных Вод обладает многообразием и в значительной мере уникальным как для России, так и для многих европейских стран природно-ресурсным потенциалом, что и является основой для развития разнообразных видов туризма, в том числе и деревенского.
Целью исследования является определение стратегических направлений деятельности региона Кавказских Минеральных Вод (на примере пос. Этока) в сфере развития сельского туризма, исследование проблем и обозначение перспектив данного вида туризма.
В достижение поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
              - рассмотреть деревенский туризм как разновидность экологического туризма;
    - изучить современное состояние и тенденции развития деревенского
туризма в мире;
  - проанализировать правовую основу регулирования деревенского туризма в России;
           - изучить факторы и условия развития сельского туризма в России;
  - рассмотреть проблемы и перспективы развития деревенского туризма в России (на примере пос. Этока).
Объект исследования – сельский (деревенский) туризм  как новое направление  в сфере туриндустрии.
В ходе исследования нами использованы комплексы общенаучных методов, таких как анализ и синтез, сравнительный и системный подходы, исторический и логический анализы.
В числе информационных источников в дипломной работе  использованы:
?                  научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров;
?                  учебные пособия, научные работы (диссертации, монографии и т.д.);
?             информация, опубликованная во всемирной сети Интернет.
       Теоретическая значимость работы заключается в обосновании и значении нового вида туризма – деревенского - в развитии туриндустрии в регионе КМВ.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы о сельском (деревенском) туризме могут быть использованы при планировании работы туристских учреждений, а также в деятельности бюро путешествий и экскурсий.
        Структура дипломной работы. В соответствии с целью и задачами исследования определилась структура работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
 
 
 

1.      ДЕРЕВЕНСКИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
 
      1.1. Деревенский туризм как разновидность экологического туризма
 
Деревенский, или сельский туризм (в зарубежной литературе чаще используются понятия «агротуризм», «фермерский туризм», в российских источниках - «сельский», или «деревенский») - это одна из альтернативных форм туризма, являющаяся составной частью понятия «экологический туризм». Деревенский туризм подразумевает под собой отдых в сельской местности, при котором набор предоставляемых услуг может включать такие компоненты, как размещение туристов, питание, организация познавательных и развлекательных мероприятий, другие услуги, перечень которых зависит от возможностей фермеров и пожеланий клиентов.
       На научной и практической ниве до сих пор продолжаются дискуссии о содержании и направленности таких понятий и явлений, как «сельский, или деревенский туризм» и «агротуризм». Обратимся с этим вопросом к словарю с путешествий, туризма и гостеприимства британца С. Медлика (1993 г.). Согласно этому словарю сельский туризм (rural tourism) — вид туризма для отдыха, сконцентрированный на сельских территориях. Он предусматривает развитие туристических путей, мест, для отдыха, сельскохозяйственных и народных музеев, а также центров для обслуживания туристов с проводниками и экскурсоводами. Понятие «сельский, или деревенский туризм» часто отождествляют с «агротуризмом», но «сельский туризм» значительно шире. Агротуризм (farm tourism) — туризм для отдыха, который предусматривает использование сельского (фермерского) хозяйства. Агротуризм может проявляться в разных формах, но всегда включает арендуемые помещения. Различают две базовых формы агротуризма: арендуемые помещения с обслуживанием непосредственно в пределах дворового хозяйства или размещение на ночлег с самообслуживанием на землях, которые принадлежат дворовому хозяйству, например в кемпингах и палатках. Агротуризм, таким образом, выступает одной из форм сельского туризма. В агротуризме дворовое хозяйство (фермерское хозяйство) составляет одновременно ночлежную базу и главный предмет интереса для туриста.
    Справедливости ради следует отметить, что на сегодняшний день не существует конкретного определения понятия «деревенский туризм». Авторы многих учебников, учебных пособий, а также авторы статей в журналах и газетах не разграничивают понятия «сельский, деревенский и агротуризм». Поэтому в настоящей работе мы также прибегнем к смешению этих терминов, так как, на наш взгляд, это синонимы одного и того же понятия.
В работе М.Б. Биржакова деревенский туризм (rural tourism) трактуется как отдых в сельской местности туристов-индивидуалов, организованный посредством туроператоров и туристических агентств [13,69].
       Сельский (деревенский) туризм можно рассматривать в узком и широком значении. В первом значении под ним следует понимать проведение различных мероприятий (спортивных, оздоровительных, культурно-развлекательных), направленных на создание благоприятных социальных условий в сельском хозяйстве (прежде всего, занятость местного населения), повышение эффективности основного производства (за счет «перелива» капитала) и, наконец, обеспечение оптимальной конкурентной среды на туристском рынке (на базе развития промышленного производства дичи для спортивной охоты, рыбоводства и рыболовства).
       В широком значении деревенский туризм можно рассматривать как доминирующую ключевую отрасль в территориальном аспекте, когда остальные отрасли (дорожное хозяйство и транспорт, снабжение продовольствием и торговля, народные ремесла и культурологические мероприятия) подстраиваются технологически под соответствующую природно-рекреационную среду. Сельский туризм позволяет путешественникам самим испытать сельскую жизнь выбранного места, принять участие в местных праздниках, познакомиться с традиционной сельской кухней, с образцами местного ремесла, и в итоге — проникнуться уважением к окружающей среде и местным традициям. Самыми ярыми сторонниками деревенского туризма  выступают сами местные жители, почувствовавшие всю прелесть этого вида. Гости селян работают вместе с фермерами в поле, по колено стоят в воде с рыбаками, вытягивая полные сети.
        В современном виде сельский туризм в Европе появился в начале 70-х годов XX столетия. В это время во многих крупных городах остро встала проблема ухудшения окружающей среды, у людей возникла потребность в общении с природой, в чистом воздухе, природной тишине, натуральных продуктах питания. Сегодня фермерский туризм развивается весьма быстрыми темпами и в некоторых странах оттягивает на себя часть иностранного туристского потока. В качестве примеров можно привести такие страны, как Италия, Франция и Ирландия, Финляндия, Швеция, Дания. Все большее развитие агротуризм получает и в странах Восточной Европы, таких как Польша, Болгария, Латвия, Литва.
       Сельский туризм - это отдых на базе фермерского хозяйства или приусадебного участка (в частном секторе). От аренды сельского дома он отличается тем, что все заботы о своих гостях - организацию проживания, питания, досуга, а также обслуживание - берет на себя принимающая семья. Это идеальный вариант отдыха для тех, кто устал от городского шума, монотонной работы и бешеного темпа нынешней жизни. Таких людей сейчас немало. Главное в сельском туризме - это общение с природой, которого так не хватает среднестатистическому городскому жителю. Именно оно позволяет на время отодвинуть в сторону стресс - спутник любого горожанина и почувствовать себя отдохнувшим, помолодевшим, полным сил и энергии.
Сельский туризм - это не только проживание туриста в сельском доме, но и функционирование целой инфраструктуры, которая включает хорошие транспортные сообщения между населенными пунктами, места проведения досуга, наличие служб, оказывающих различные услуги по предоставлению информации и обслуживанию, маленькие ресторанчики, кафе и трактиры. При этом каждый гость, (в сельском туризме туриста называют «гостем»), должен ощущать домашний комфорт и повышенное персональное внимание.
В то время как вся Европа переживает агротуристский «бум», для России - это явление новое. Имеющийся на сегодняшний день опыт показывает, что проблем для развития сельского туризма много. Однако многие регионы стремятся к развитию этого туристского направления. \Создаются всевозможные организационные процессы по развитию сельского туризма в Алтайском крае, Московской, Ленинградской и Калининградской областях.
       Сельский туризм считают социально-ориентированным туризмом. Ему присущи следующие признаки:
             - индивидуальность, семейность, поездки в кругу друзей;
             - большая длительность пребывания в туре;
              - применение медленных и умеренно быстрых средств передвижения;
              - спонтанные решения по элементам программы;
              - мотивация изнутри;
              - стиль жизни в соответствии  с культурой посещаемой территории;
               - «впечатления»;
               - активность и разнообразие;
               - территория (цель путешествия  изучается заранее);
               - язык территории изучается  заранее – хотя бы на простейшем уровне;
               - путешественник познает новую культуру;
               - покупки – это памятные подарки для друзей;
               - после поездки остаются знания, эмоции и воспоминания;
               - путешественник рисует с натуры или фотографирует сам;
               - тактичность.
       При наличии разнообразных видов и особенностей сельского туризма его классическая модель предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно фермеры или члены их семей, извлекающие из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного профиля. Главная особенность в том, что клиенту-гостю предлагают проживание в сельской местности и знакомство с жизнью и бытом фермеров. Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.
        В качестве факторов успеха сельского туризма в Европе необходимо назвать, прежде всего, политическую поддержку его со стороны национальных государств и Евросоюза, поскольку агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности.
        В дальнейшем, другим важнейшим фактором успешного развития агротуристического сектора стало то, что агротуристический продукт отвечал запросам нового потребителя, который составляет крупнейший сегмент платежеспособного спроса. Кроме этого, необходимо отметить, что микроэкономическая модель агротуризма оказалась весьма эффективной. Производство турпродукта по сравнению с другими секторами туриндустрии выглядит крайне малозатратным, а значит, агротуризм мог конкурировать по показателю "цена-качество" с другими турпродуктами. Но на сегодняшний день ключевым моментом функционирования агротуризма как сектора современной туриндустрии является перевод турпродукта в информационную форму и создание баз данных по агротуристическим хозяйствам, предназначенных для широкого круга клиентов.
      Именно высокая конкурентоспособность агротуристического продукта и использование информационных технологий в организации этого сектора стали факторами его успешного развития и позволили ему занять заметное место в туриндустрии ряда стран - лидеров мирового туризма.
 
1.2. Современное состояние и тенденции развития сельского туризма
в мире

       Существует несколько значительно отличающихся концепций сельского туризма, преследующих разные цели и ориентированных на разные задачи, выработанных в соответствии с конкретными условиями и практикуемых в разных группах стран. При этом во многих странах эко-агротуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туротрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма.
     В Европе различают следующие модели организации агротуризма по национальному   колориту:
       - британская;
       - французская;
- итальянская;
       - германская;
          Британская модель представляет интерес, прежде всего, особой системой размещения  туристов, при этом наиболее популярными приняты три типа проживания:
- Bed & breakfast – проживание в доме фермера с питанием в виде завтрака, в этом случае имеется возможность непосредственного контакта с семьей фермера.
- Self catering unit.  Проживание в отдельном здании на условиях самообслуживания. Зачастую это переделанный небольшой амбар.
- Bunkhouse. Проживание в изолированном здании, вмещающем в среднем 8-15 туристов. Для этого может быть использован большой амбар, разделенный на спальную зону (в которой сосредоточены все койко-места, кухня и ванная комната).
Сельские туры в британской модели включают элементы познавательного, активного и экотуризма: пешеходные и велосипедные прогулки, катание на пони для детей, игра в футбол, крикет и очень популярные в Великобритании верховую езду и гольф. Много внимания уделяется экологическому воспитанию детей.
  Французская модель организации сельского туризма более сложная, чем британская. В ней представлено множество вариаций сельского туризма. Основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Французы   предпочитают самостоятельно готовить себе еду, используя экологически чистые сельские продукты.
Еще в 1971 году во Франции была создана ассоциация "Туризм в сельской местности", координирующая организацию сельского туризма в национальном масштабе. В 1986 году 8 млн. французов (примерно 1/4 часть всех отдыхающих) предпочли отдых в сельской местности, а в 1987 году таким образом отдыхали уже 9,2 млн. французов плюс 5,2 млн. иностранцев (из них 27 % немцев, 25 % англичан, 25 % бельгийцев, 14 % голландцев и 9% представителей иных наций). Сельским туризмом охвачены практически все департаменты Франции (сельская местность занимает 80% площади страны), хотя в общем доходе от туризма его доля составляет менее 10%. Однако есть и побочные эффекты: с развитием сельского туризма заметно оживилась предпринимательская активность в сельской местности, в частности, выросло число актов купли-продажи недвижимости.
Проблемы сельского туризма рассматриваются во Франции не только в масштабе всей страны, но и на уровне отдельных районов. Так, в департаменте Крёз были открыты возможности для дополнительной занятости сельского населения в летнее время. Самые популярные места отдыха в департаменте - берега естественных водоемов (прудов и озер). Местные власти стимулируют застройку прибрежных зон легкими домиками и создание искусственных песчаных пляжей, где летом организуют праздники, конкурсы рыбаков, разнообразные мероприятия для детей. Основные же занятия отдыхающих в сельской местности - это пешеходные, водные и конные прогулки, разные формы пассивного отдыха.
Сельский туризм стимулировал и значительный рост числа туристских маршрутов в окрестностях традиционных морских курортов. Так, особенностью развития туризма на побережье Вандеи в последние годы стало включение в "рекреационный оборот" новых прибрежных территорий, что способствовало восстановлению памятников природы и культуры в этих районах. Туристы, естественно, отдыхают в конкретных населенных пунктах, поэтому разработки отдельных проектов по развитию сельского туризма доводятся до уровня деревень. В одной из таких образцовых деревень на площади в 1100 гектаров разместились три поля для гольфа, три первоклассных гостиницы, 1050 частных владений, бальнеологический санаторий. Особенностью сельского туризма является то, что туристы едут отдыхать только в сохранившиеся старые деревни, выбирая естественные объекты.
Смысл сельского туризма во Франции заключается в поддержании освоенности территории страны на достигнутом уровне. Французское правительство пошло путем изменения функций сельских населенных пунктов. Сельское хозяйство страны было не в состоянии более поддерживать ту систему расселения, которая сложилась в прошлом, поэтому и стало развиваться новое направление рекреации - сельский туризм.
В итальянской модели выделяют три тематических направления сельского туризма:
1.. «Природа и здоровье» - размещение в сельских поселениях на территории курортных мест, национальных парков.
2. «Традиционная гастрономия» - размещение в агрохозяйствах, специализирующихся на определенном видепродукции – вина, оливкового масла, рыбы, морепродукта и т.д. – в зависимости от региона.
3. «Спорт» - размещение в кемпингах, гостиницах при специализированных спортивных объектах в сельской местности – в Италии это тоже входит в сектор агротуризма.
Италия является признанным лидером в Европе по аграрному туризму, так прибыль в этой стране в 1999 году превысила $350 млн. при существующих 10 тыс. хозяйствах, предоставляющих такие услуги (ВТО, 1999). Первоначально итальянское правительство, предполагало, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью фермеров, позволяющей несколько укрепить их финансовое положение без необходимости дополнительных инвестиций. Однако сегодня спрос на данный туристский продукт изменил саму концепцию агротуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а основной вид деятельности.[24, 27].
В основном, данное направление туризма развито в Северной и Центральной Италии, причем несомненными лидерами здесь являются Тоскана и Трентино-Южный Тироль. Именно в этих двух областях концентрируется почти половина агротуристских предприятий всей страны и именно сюда направляется половина турпотока этой сферы. Тоскана - это земля Флоренции, Пизы, Сиены и множества менее известных, но чрезвычайно интересных средневековых городов и монастырей, а Трентино-Южный Тироль - один из крупнейших европейских центров горного и горнолыжного туризма. Таким образом, успешное развитие агротуризма стало возможным здесь, прежде всего, на основе уже существующей хорошо развитой туристской инфраструктуры и "раскрученности" этих территорий. К этим двум факторам добавляются красота пейзажей, обилие культурно-исторических и природных достопримечательностей, хорошие вина и качественная местная кухня, которые занимают особое место в этой "формуле успеха". Следует отметить также, что основной вид транспорта используемый в этой сфере туристами - это личный автомобиль, поэтому далеко не во всех регионах агротуризм может развиваться столь бурно и успешно [24, 37].
Ситуация в корне стала меняться около 10 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире стал расти интерес к "экологическому" туризму, и агротуризм очень хорошо вписался в новую моду. Ведь речь шла не только об отдыхе на лоне природы, но и настоящем сельском образе жизни и экологически чистых продуктах питания. Во-вторых, как внутренний итальянский рынок, так и ряд важных иностранных рынков (прежде всего, немецкий) достигли определенного уровня насыщения и требовали нового продукта, выходящего за рамки традиционных видов "пляжного" туризма и экскурсионных программ по крупнейшим городам страны.
Спрос постепенно изменяет саму концепцию сельского туризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а в основной вид деятельности со всеми необходимыми для турбизнеса атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.п. Объекты размещения преобразились и потребовали серьезных инвестиций. Современный сельский туризм в Италии - это не скромные комнаты с 3-4-местным размещением в сельских постройках, а настоящие мини-гостиницы уровня 3-4 звезды с антикварной мебелью, прекрасно оборудованными ванными, бассейнами, теннисными кортами. Очень часто под них реконструируются усадьбы XVI-XVIII вв. или небольшие старые монастыри. Агротуристские комплексы предоставляют своим клиентам возможность заниматься различными видами спорта, совершать конные и пешие прогулки, организуют экскурсии для осмотра местных достопримечательностей и окрестных городов, где туристы с удовольствием посещают сельские ярмарки и средневековые костюмированные праздники. И, наконец, все более важную роль начинает играть кухня.                
Сельский туризм предоставляет возможность не только вкусно и качественно поесть, но и увезти с собой в качестве сувениров дорогие и редкие вина или особые продукты типа трюфеля или специальных сортов сыра и оливкового масла, которые не поступают в городские магазины. Так, в настоящее время в Италии разработано более 70 винно-гастрономических маршрутов, которые в значительной степени связаны с сельским туризмом.
На примере Италии Европейский Союз видит в сельском туризме спасательный круг для сельского хозяйства стран Восточной Европы. Сельскохозяйственное производство на сегодняшний день в развитых странах становится все более и более наукоемким, что вызывает резкое сокращение рабочих мест и ведет к повышению безработицы в сельской местности. К тому же постоянно возрастает опасность возникновения кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Все это требует вовлечение людей в сопутствующие индустрии.
Германской модели присуща особая организация размещения туристов в сельской местности. Гости предпочитают находиться непосредственно в хозяйских домах, а строительство новых коттеджей в сельских районах не очень практикуется. Для немцев типичны следующие формы организации досуга: помощь хозяевам по хозяйству, уход за животными, проведение пикников, рыбалка.
Сельский туризм германской модели тесно связан с событийным туризмом. Это не случайно, ведь в Германии существует множество народных праздников, фольклорных фестивалей и регулярно проводятся сельские ярмарки. В Германии основное внимание со стороны государства обращается на качество обслуживания туристов. В целях контроля создана специальная система ярлыков, используемых при оценке качества питания и состояния жилищ для сельских туристов.
Австрия, славящаяся своими горнолыжными курортами, активно инвестирует средства в развитие сельского и экологического туризма. Австрия давно уже стала туристической Меккой для туристов из разных стран. Только чистая прибыль за прошедший летний сезон достигла десятка миллиардов евро. Зимний сезон обещает тоже быть успешным. Желающих познакомиться с Австрией или просто отдохнуть от городской суеты где-нибудь в глуши австрийские крестьяне ожидают во всеоружии. Крестьянское подворье в Австрии представляет обычно большой дом, весь утопающий в зелени, а также солидное приусадебное хозяйство. Гостя здесь ждет уютная комната, для полноты ощущений могут и матрас сеном набить, крестьянская еда (все - экологически чистое, собственного приготовления) и все прелести деревенской жизни: кудахтанье кур, пение петухов поутру, запахи сена и парное молоко. Для тех, кто не умеет сидеть без дела, работы на подворье всегда хватит, зачастую это входит в программу отдыха. Очень популярен такой вид отдыха среди семей с детьми. Городского ребенка, видевшего курочек и козочек только в зоопарке, научат ухаживать за ними, научат ездить верхом. Часто бывает, что, приехав один раз на недельку, люди потом приезжают на целое лето. Развитию сельского туризма, как и туризма в целом, уделяется большое внимание[24,52].
Кипр. Здесь все более популярным становится так называемый «природный» туризм. Согласно последним исследованиям, проведенным Кипрской организацией по туризму (СТО), все больше и больше туристов предпочитают отдых, максимально приближенный к природе.
К 2010 году число желающих отдохнуть на лоне природы достигнет 65 % от общего турпотока. Уже сейчас все большей популярностью пользуются знаменитые пешеходные тропы. В горах Троодоса и вдоль побережья полуострова Акамас.
Исследуя потребности и пристрастия прибывающих на остров туристов, СТО пытается расширить ассортимент услуг молодой туристической отрасли - агротуризма (на Кипре действует с 1992 года). В настоящее время на Кипре существует несколько туристских агентств, специализирующихся на продаже путевок в кипрские деревни, где туристам предлагают «кусочек деревенской жизни», знакомя с местными традициями и обычаями и народной кипрской кухней.
По данным СТО, в настоящее время на Кипре гостей ждут 60 туристских объектов, расположенных в 29 деревнях острова, общей вместимостью до 500 комнат. В прошлом году по линии агротуризма отдохнуло более 15 000 человек, среди них 33,6 % составили немцы, 21,3 % - британцы, 16,8 % - датчане, 7,7 % - жители Австралии, 6,36 % - французы, 4 % - ливанцы, 3,6 % - бельгийцы, 1,8 % - израильтяне, по 0,9 % - норвежцы и шведы и по 0,45 % - испанцы и канадцы[24, 59].
Сельский туризм на Кипре развивается уже 15 лет под неусыпным вниманием Кипрской организации по туризму, и уже не является для путешественников экзотикой. Туристы уже распознали все прелести отдыха, максимально приближенного к природе, в деревенской пище, в прогулках по горам, лесам, полям, в походах на велосипедах или пешком (можно и на машине) к ближайшему берегу моря, где ждут безлюдные бухточки!
Помимо гастрономических удовольствий здесь также можно получить массу впечатлений. Интересно следить за ловкими руками ткачихи, ткущей бесконечное полотно или вышивающей полотенце. Цветная вышивка хлопком доведена у местных женщин до совершенства, потому что вышитые дорожки покрывали сундуки с приданым, и считалось, что чем богаче, красивее вышивка, тем щедрее и обеспеченнее будет муж. А вот сплести что-нибудь из лозы можно попробовать самому – любой ремесленник покажет, как правильно переплетать прутья, чтобы получилась тарелочка для фруктов или хлеба. Только глядя на Кипр глазами «деревенского» туриста, можно увидеть его уникальные цветы. Ведь Кипр – одно из самых богатых мест в Европе в плане растений, всего здесь 1800 различных видов цветов.
Сельский туризм на Кипре развивается быстрыми темпами, но не превращает кипрские деревни в туристские центры с толпами туристов, шумными компаниями и прочими атрибутами обычного пляжного отдыха. Власти следят, чтобы инвестиции на развитие туризма получили лишь те крестьяне, которые купили дома в деревнях до 1989 года, то есть настоящие местные жители, а не бизнесмены, и чтобы деревни не перенаселялись агротуристами, чтобы этот вид отдыха не терял свой изначальный смысл, который кратко можно описать как возвращение в счастливое детство.
В Финляндии, Северной Карелии, где много лесных озер, распространен отдых по типу деревенский туризм в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Домики отлично оборудованы всем необходимым адекватно стоимости. Обычно они состоят из гостиной и нескольких спален.
В коттеджах есть горячее и холодное водоснабжение, небольшая кухня, оснащенная электроплиткой, холодильником, микроволновой печью, кофеваркой. Большинство коттеджей имеют камины, сауны. Туристам предоставляются напрокат лодки, рыболовные снасти, лыжное снаряжение.
Все это позволяет в достаточно комфортных условиях довольно уединенно, но при этом активно отдохнуть на берегу чистого озера, в лесу.
Это направление туризма представляет собой хорошо организованную индустрию и предлагает свои услуги, как финнам, так и иностранным туристам, в том числе российским.
Болгария становится все популярнее для туристов не только на Западе, но и в странах СНГ. Развитие сельского туризма для Болгарии является исключительно важным. Проживание, питание и обслуживание туристов обеспечивает сельская семья. Своеобразная мода на отдых в сельской местности, которая распространилась в Европе в последние годы, пришла и в Болгарию, хотя этот вид туризма для болгар является новым. Туристов привлекает ландшафтное, климатологическое, бальнеологическое, историко-культурное разнообразие, а также экономическая доступность подобного вида туризма. Городским жителям предлагается отдохнуть от надоевших обычных номеров гостиниц и типовых санаторных комнат. Выгодный он и для сельской семьи, которая за определенную плату с удовольствием примет туристов, удобно их разместит, накормит, предоставит разные виды услуг. В Болгарии есть давние традиции, а возможность заниматься агротуризмом на базе сельского дома - круглогодичная. Сегодня 70% населенных пунктов Болгарии - это сельские поселения, в которых проживает 60% населения. Для размещения экотуристов используются уже имеющиеся туристские комплексы, а также частный жилой фонд, используются естественные оздоровительные факторы, аттрактивные ландшафты, привлекательные историко-архитектурные объекты.
Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010гг. предусматривается следующие направления развития агроэкотуризма:
      - создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;
      - активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;
      - создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов;
- создание условий для ознакомления с природным потенциалом Республики Беларусь, активного отдыха на природе, в том числе: организация туристских походов с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;
- организация эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, в том числе групп, специализированных по интересам (уникальные ландшафты, ценные водно-болотные или лесные угодья, знакомство с флорой и фауной, редкими и исчезающими видами растений и животных и т.д.);.
- фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях.
Несмотря на то, что Беларусь – единственная страна в Европе, где нет ни моря, ни гор, у нее есть значительный потенциал для развития сельского туризма – лирические, часто пасторальные пейзажи, уникальные национальные парки, традиционные ремесла и промыслы, экологически чистые продукты и, главное, гостеприимство и щедрость белорусской души. Гордость страны ? национальные парки и заповедники, каждый из которых уникален.
Белорусские сельские усадьбы уникальны и неповторимы. Они не всегда совершенны, но всегда индивидуальны. Они отражают вкус и характер хозяина. Сегодня более 50 сельских усадеб уже принимают туристов. Они все бесконечно разные: старинные, современные, комфортные и спартанские. Все они расположены в очень живописных местах ? на берегу водоемов или в лесу. Однажды ощутив радость общения с природой и душевность белорусских хозяев, хочется возвращаться сюда снова и снова.
Сельский туризм на Украине - это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе.
По данным ООН доходы от агротуризма во всем мире составили в 2008 году более 150 млрд. долларов – это почти треть поступлений от мировой туриндустрии
    Организация отдыха на селе, по мнению жителей Европы, не так прибыльна, как на известных морских и горнолыжных курортах, но может приносить стабильный и вполне достойный доход. Сельский туризм сейчас находится на пике популярности в Европе и по некоторым оценкам приносит от 10% до 20% от общего дохода туриндустрии. Причем 35% жителей стран ЕС отдыху в селе предпочитают любой другой.
      Агротуризм - явление многогранное. Один из его аспектов, ввиду современного состояния социально-экономического развития страны, - социальный. Поэтому сельский зеленый туризм следует рассматривать как одно из средств диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также как один из факторов стратегии преодоления бедности в сельской местности. Именно поэтому, в странах, которые развиваются, сельский зеленый туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, которые предоставляют услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые.
        В качестве факторов успеха агротуризма в Европе необходимо назвать, прежде всего, политическую поддержку агротуризма со стороны национальных государств и Евросоюза, поскольку агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности.
        В дальнейшем, другим важнейшим фактором успешного развития агротуристического сектора стало то, что агротуристический продукт отвечал запросам нового потребителя, который составляет крупнейший сегмент платежеспособного спроса. Кроме этого, необходимо отметить, что микроэкономическая модель агротуризма оказалась весьма эффективной. Производство турпродукта по сравнению с другими секторами туриндустрии выглядит крайне малозатратным, а значит, агротуризм мог бы конкурировать по показателю "цена-качество" с другими турпродуктами. Но на сегодняшний день ключевым моментом функционирования агротуризма как сектора современной туриндустрии является перевод турпродукта в информационную форму и создание баз данных по агротуристическим хозяйствам, предназначенных для широкого круга клиентов.
      Именно высокая конкурентоспособность агротуристического продукта и использование информационных технологий в организации этого сектора стали факторами его успешного развития и позволили ему занять заметное место в туриндустрии ряда стран - лидеров мирового туризма.
        ММЦ ИРИС исследован опыт Италии, где малое предпринимательство составляет основу экономики, что позволяет проектировать модели взаимодействия предпринимателей с учетом кооперации по исследованиям и учету региональных особенностей становления и развития туризма в регионе. Агротуризм стал развиваться здесь еще в 70-х гг. в качестве дополнения к сельскохозяйственной деятельности. Первоначально предполагалось, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью фермеров, позволяющей несколько укрепить их финансово-экономическое положение без необходимости больших инвестиций.
        Ситуация в корне стала меняться около 10 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире стал расти интерес к «экологическому» туризму, и агротуризм очень хорошо вписался в новую моду. Ведь речь шла не только об отдыхе на лоне природы, но и настоящем сельском образе жизни и экологически чистых продуктах питания. Во-вторых, как внутренний итальянский рынок, так и ряд важных иностранных рынков (прежде всего, немецкий) достигли определенного уровня насыщения и требовали нового продукта, выходящего за рамки традиционных видов «пляжного» туризма и экскурсионных программ по крупнейшим городам страны.
      На основе исследований агротуристического сектора были выявлены основные мотивы туристического спроса на отдых в сельской местности: психологический (возможность максимально расслабиться, не думать об условностях, которая задает нам цивилизация) и экономический (обслуживание обходятся туристам гораздо дешевле, чем в гостиничных условиях) аспекты.
      В сельском туризме предприниматели из разных стран нашли возможности экономического использования некоторых ресурсов, которыми местные жители пренебрегали или не слишком эффективно использовали.  Например:
      • Старые постройки (дома прошлого столетия) или дачные постройки (виллы), которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения), они из пассива превращаются в актив, принося определенный доход.
       • Местные празднества считаются одной из больших статей расхода для местного бюджета. Но с включением их в развлекательные программы для туристов они становятся одними из наиболее востребованных зрелищ во время пребывания туристов в данном населенном пункте. Поэтому большинство разработчиков  туристических маршрутов готовы поддержать эти мероприятия из собственных фондов.
       • Озера и другие водные ресурсы, которые вместе с прилегающими территориями используются для рыбной ловли, отдыха, солнечных ванн и т.д.
       • С развитием индустриальных технологий производства стандартизированных продуктов, ремесленные промыслы становятся неконкурентноспособными. Сельский туризм позволяет их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды,  обустройства отдельных помещений в местном стиле и т.п.
      Только в послевоенный период в большинстве европейских государств начинает разрабатываться нормативная база  для туризма. Понятно, что это стало результатом развития туристических маршрутов между разными странами, появления все более разнообразного спроса и соответственно предложений, приспособленных к потребностям путешественников. Туризм в сельской местности на европейском пространстве развивается в следующих формах:
       - размещение в домах селян («крыша над головой»);
       - сельские гостиницы;
      - кемпинги в сельских зонах;
      - отдых на базах отдыха;
      - комбинация этих форм.
      Туризм в пригородных и городских зонах Европы поддерживается и продвигается по следующим направлениям:
       a) содействий в организации экономической деятельности:
      - по размещению/питанию (посредством национального законодательства, решений административных органов в сфере туризма, решений местных властей);
      - организации отдыха;
      - транспорта для туристов;
      - ограничения (например, Греция из мотивов охраны окружающей среды не поощряет развитие кемпингов);
      б) внедрение технических норм:
      - необходимый минимум оборудования и экипировки (которые признаны гарантировать качество);
     - классификации для отдельных структур, обслуживающих туристов (гостиницы, мотели, рестораны и др.);
     - количество и качество услуг для отдельных структур размещения;
     - качество отдельных элементов инвентаря (мебель, оборудование для альпинизма, экотурзима, спелеологии и др.);
      - качество определенных товаров и продуктов (меры, предписанные для защиты потребителя);
       в) определение тарифов для туризма в сельской местности:
       - не наблюдается единая политика практикуемых тарифов; они могут существенно отличаться (от полной свободы цен – Германия, Бельгия, Италия до регламентирования на национальном – Франция, региональном – Испания - уровне или тарифы, навязываемые государством – Греция);
      - поставщики услуг в зависимости от случая могут практиковать или нет фиксированные цены;
       г) налоговая система:
      - в некоторых странах (Франция, Ирландия и др.) практикуется специальный налоговый режим для сельских структур размещения и размещения в жилищах граждан;
      - во взаимоотношениях с налоговыми структурами интересы поставщиков туристических услуг представляют Национальные Ассоциации (в Испании кемпингам предоставлен особый налоговый режим, поскольку они обслуживают членов местных профсоюзов);
       д) подготовка персонала, задействованного в сфере туризма:
      - сертификация профессиональных качеств некоторых категорий работников (менеджеров, гидов, поваров, и т.д.) на национальном уровне (бревет по туризму в Румынии, Молдове и др.);
       - профессиональное усовершенствование членов национальных специализированных профессиональных ассоциаций (Ассоциация Гидов, Гостиничная Ассоциация, Ассоциация Сомелье и т.д.);
      - периодическая обязательная переподготовка специалистов в сфере туризма (Румыния, Венгрия, Польша, Франция и др.);
      е) прямые субсидии из бюджета:
      - финансирование учебных программ и рост качества труда;
      - прямые инвестиции в обустройство, модернизацию и строительство коммерческих структур;
      - рекламирование посредством издания „Путеводителя сельского туризма” на региональном и национальном уровне, создание единой региональной марки/бренда, объединяющей владельцев сельских туристических структур и т.д. 
       Одна из тенденций последних лет показывает особый интерес горожан к отдыху на природе в сельской местности в крестьянских традиционных домах. Три составляюшие массового отдыха на море (от английского Sun-Sea-Sand – солнце-море-песок) в европейских странах были заменены на пейзаж-традиции-отдых (Landscape-Lore-Leisure). Как туристский продукт – сельский туризм предлагает целый пакет услуг, начиная от размещения в сельском доме, экскурсий, питания и заканчивая активным участием в сельской жизни.
       Мотивацией к отдыху в сельской местности является:
        • желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;
        • возможность познакомиться с другой культурой и  традициями;
        • желание участвовать в разных праздниках, общаться;
        • по причинам семейных традиций;
        • отсутствие средств для отдыха в других местах;
        • возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха.
      Отдых в селе носит больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия активного характера, а также возможность познать нечто новое:
       - этнофольклорные мероприятия – предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, просмотр этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.;
      - участие в сборе винограда, яблок, производстве вина, посещение винодельческих предприятий с дегустацией вина;
     - изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов;
      - отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами;
      -  организация экскурсий в пейзажные заповедники;
      -   активный отдых – рыбалка и охота;
      - прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.
      -  спортивные мероприятия.
        Понятно, что владельцы агропансиона не могут обеспечить все типы развлечений даже для своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся: структуры размещения (рестораны, бары, таверны); 
владельцы транспортных средств (традиционный, ретроварианты); центры народных промыслов и ремесленного производства; художественные и этнофольклорные коллективы,  музеи, представительные хозяйства,  администрация заповедника.
        Структура, возникающая в результате сотрудничества (называемая в специальной литературе cluster), приносит больше выгод каждому участнику, чем, если бы каждый действовал самостоятельно.  Для каждого кластера приемлема формула «2+2=5». Иначе говоря, каждый участник плюс ко всему выигрывает еще ? (или 25%) дополнительного дохода только при участии в этой системе.  Вот почему организация развлечений для туристов одна из самых динамичных форм расширения традиционных предложений на любом туристическом направлении, в том числе и сельском.
 
1.3. Развитие сельского туризма в России
 
С формированием крупного столичного центра в России в XVII в. территории Северо-Запада России, занятые в настоящее время Ленинградской, Новгородской, Псковской областями и Республикой Карелия, щедро раздавались придворной знати.
Сегодня можно насчитывать более тысячи крупных, средних и мелких помещичьих имений, дворянских усадеб, частично сохранившихся или полностью утраченных временем или порушенных войнами, стало быть - собственными. С возрождением Санкт-Петербурга, как столицы, в период правления Анны Иоанновны, стал формироваться средний класс купцов, госслужащих, мещан и преподавателей учебных заведений и иных сословий, прямо или опосредованно относимых к зарождающейся интеллигенции, которым не достались земельные наделы. Для семейного отдыха этой категории населения в летнее время прижилась практика отъезда в деревню на дачу. Однако понятие «деревня» весьма растяжимое [21,17].
Дача - это найм жилья на летний сезон в фешенебельном или модном для данного сословия курортном или пригородном районе. На дачу вывозились женщины, прислуга, дети, престарелые родители.
Постройка в 1851 г. Николаевской железной дороги открыла новую эпоху в организации пассажирских перевозок по России, открыла доступ в новые дачные и курортные пригороды. Большое значение играла Петербургско-Варшарская железная дорога, давшая приток дачников в районы Гатчины и Оредежа.
Местности интенсивно застраивались летними дачами, некоторые строили просторные дачные (летние) дома с большими верандами для сдачи в найм на летний период. Особо ценились дачи в районе Приморской ветки железной дороги - Лахта, Лисий нос, Разлив, Сестрорецк, построенной в 1894-1895 годах.
Возник так называемый «дачный промысел». То есть бизнес, маркетинг и менеджмент имели место еще и в царской России. Дачники, снимающие дачи на летний период в найм, приносили неплохой доход местному населению за счет платы за найм помещений, а также за счет покупки сельскохозяйственной продукции. Пользовались спросом услуги стирки белья, поставки дров, прислуги и гувернеров.
Многие дачи снимались повторно из сезона в сезон и теми же арендаторами, поиск дач осуществлялся весной в марте, по знакомству, по объявлениям в газетах.
Во времена существования Советского Союза для номенклатуры создавались специальные «дачные тресты» в фешенебельных курортных районах, например, в Комарово под Ленинградом.
Сегодня дачный промысел - это выгодный бизнес. Так, популярность получил «Кордон Кузьмича» - коттедж в районе Приморска на берегу Финского залива. Свою славу он получил как место действия комедийного сюжета фильма «Особенности национальной рыбалки» [26,49].
Развитие сельского туризма в России находится в зачаточной стадии. Это подтверждает имеющийся на сегодняшний день опыт Калининградской области, Алтайского края, где имеются гостевые дома, но большей частью отсутствует инфраструктура сельского туризма. Следовательно, сегодня наиболее оптимально назвать сельский туризм более скромным названием "сельское гостеприимство". Возможно, это даже более правильно с исторической точки зрения, так как русские люди всегда отличались хлебосольностью по отношению к гостям.
Сельское гостеприимство - первая стадия развития сельского туризма. То есть население сельской местности (возможно и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т.д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев.
Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организация развлекательных мероприятий (баня, совместное хождение на шашлыки, за ягодами и грибами, рыбалка, охота, верховая езда т.д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как, например, кормление животных, сбор урожая ягод или огурцов; не исключено оказание помощи по сидению с детьми гостей и т.д.
Потребителем или целевой группой в России могут быть: семьи с детьми; люди среднего возраста; пожилые люди с внуками; компании молодых людей; спортсмены (при наличии соответствующих услуг для занятий спортом, такие как верховая езда, прокат лыж) и т.д.
Некоторые считают, что ехать в сельскую местность бессмысленно, ведь многие имеют дачу. Частично можно согласиться с тем, что дачи будут создавать определенную конкуренцию развитию «сельского гостеприимства». Во-первых, многие знают о большой проблеме сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги стали не редкостью. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе, при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности. Во-вторых, «сельское гостеприимство» дает возможность отдохнуть от домашнего быта женской части семьи и получить новые впечатления детям. В-третьих, оно позволяет получить смену обстановки за небольшие финансовые потери для семьи, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице. В-четвертых, сегодня на российском рынке туризма растет интерес к внутреннему туризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности. От «сельского гостеприимства» в первую очередь ожидают: спокойствия и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов, комфорта условий проживания, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получение новых впечатлений, возможность развлечения для детей и проведения досуга для взрослых [28, 32].
Жители шумных городов стремятся найти место для отдыха, которое было бы ближе к естественным условиям, ближе к природе, где есть прекрасные условия для реальной смены обстановки, необходимой для поддержания жизненного тонуса. Поэтому многие люди отдают предпочтение скромной старинной обстановке деревенских домов. Отдыхающие смогут насладиться ароматом свежескошенного сена, вкусом фруктов и овощей, сорванных прямо в саду, и провести несколько беззаботных недель в полном отдыхе.
Сельское гостеприимство на Алтае, например, приобретает все большую популярность. С 1998 года в Республике не только местные жители этой горной страны, но и приезжие горожане во время отпуска могут насладиться спокойной и размеренной деревенской жизнью. Во всяком случае, те из них, кто отдаст предпочтение деревенскому туризму.
Горный Алтай словно создан природой для отдыха, но не потребительского, а скорее, отдыха созерцательного наедине с природой.
Форма туризма, которую развивает в Горном Алтае некоммерческое партнерство «Зеленый дом», предполагает отдых семьей горожан за городом, в деревне, непосредственно в семьях местного населения. Принимающая семья и ее усадьба называются «зеленым домом». Для гостей готовятся отдельные деревянные дома в живописной местности у реки, подножия гор, в которых есть все необходимое для отдыха: жилые комнаты на 2-3 человека, оборудованные кухни, баньки.
Местные жители знают все тропочки в лесах и могут сопроводить на водопады, к озерам, в пещеры. Все это сохранено на Алтае. Гостей научат кататься верхом, доить корову, косить сено, сбивать масло, прясть пряжу и еще многим практическим навыкам, без которых жизнь в деревне просто невозможна. Если гости пожелают, то принимающая семья проводит в лес за грибами, ягодами, орехами, травами. Гостям предложат также традиционное экскурсионное обслуживание для знакомства с нерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов, угостят национальными блюдами.
Сельский туризм является приоритетным и в развитии туристического бизнеса Ленинградской области. Сегодня в области создано сотни мест для комфортного проживания отдыхающих в деревенских домах. Экотуристы могут остановиться как в простых избах с удобствами на улице, так и в коттеджах со всеми благами цивилизации.
Пожалуй, один из наиболее активных регионов России, который подхватил падающее знамя деревенского туризма, – это Кирилловский район Вологодской области. Места эти словно специально созданы Богом и природой для туристического бизнеса. Шесть живописных озер, окаймленные сосновыми лесами, древнейшие памятники христианской культуры – Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия, самый большой в России Кирилло-Белозерский монастырь, на подворье которого был пострижен в монахи царь Иван Грозный, Горицкая женская обитель, куда ссылали неугодных жен царственные особы.
Пик сезона - летний период, когда открывается судоходство. По Волго-Балтийскому каналу прибывают сюда круизные пароходы. За сезон на пристани у Горицкого монастыря причаливает около 600 круизных теплоходов, с борта которых сходит в порядке 280 тысяч туристов. Туризм в этих местах – основной способ дохода для местного населения. На туристах пытаются заработать все: и стар и млад. Торговые лотки с сувенирами и маленькие магазинчики ширпотреба начинаются от пристани и громоздятся по всему пути следования туристов, включая территорию знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, где местные офени продают украшения из янтаря и картины с видами на бересте. Неудивительно, что именно здесь и прижился деревенский туризм.  
Необходимо отметить, что в развитии экологического туризма заинтересовано не только государство, но и местные жители, которые, предоставляя для отдыхающих свое жилье и работая в качестве обслуживающего персонала, имеют постоянный неплохой доход. Кроме того, «зеленый» туризм поможет сохранить от вымирания многие отдаленные деревушки России, где сохранилось множество памятников старины, например красивые деревянные церкви.
       Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует отметить:
       - рост мобильности граждан за счет увеличения количества личного транспорта;
     - более эффективная организация свободного времени (выходные, короткие и длительные каникулы);
          - рост динамичности и уровня стрессов в современной городской жизни;
         - разнообразие и рост качества услуг, предлагаемых владельцами туристических структур в сельской местности, их специализация.
Экотуризм предпочитают те, для кого словосочетание «здоровый образ жизни» – не пустой звук. Ведь откуда еще можно почерпнуть огромный заряд бодрости и так необходимые в наш сумасшедший век жизненные силы, как не от родной земли?
В конце ХХ века наблюдается бурная дифференциация в сфере туризма, появляются новые формы и виды туристических услуг, в том числе ориентированные на познание природы во всех ее проявлениях. Экологический или "мягкий" туризм возникает как своеобразная оппозиция традиционному "жесткому" ресурсоемкому туризму. Основными принципами экотуризма выступают: минимизация ущерба окружающей среде; экологическое воспитание; забота о сохранении местной социокультурной среды; экономическая эффективность и обеспечение устойчивого развития тех районов, где он осуществляется [15,21].
Особую значимость экотуризм приобретает после знаменитой конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г), провозгласившей курс на устойчивое развитие человечества в качестве безальтернативной стратегии выживания в ХХI веке. Из всех видов туризма, пожалуй, только экологический удовлетворяет требованиям устойчивости, поскольку базируется на экономных, энерго- и ресурсосберегающих, малоотходных технологиях, приносящих минимальный ущерб окружающей среде. Кроме того, именно экотуризм является действенным орудием в формировании экологического сознания, экологической мировоззрения и экологической культуры. Таким образом, экологический туризм сегодня можно рассматривать в качестве одной из форм системы всеобщего экологического образования.
Сегодня экологический туризм многолик [15,26]. Это и научный экологический туризм, который предполагает экспедиции в самые интересные и неизученные уголки Земли, участие в научных исследованиях вместе с ведущими специалистами в той или иной отрасли науки. Это и познавательный экологический туризм с самой разнообразной направленностью и тематикой - ботанической, фаунистической, орнитологической, геологической и пр. Одним из видов экологического познавательного туризма можно считать и агротуризм, или сельский туризм, который возник в ряде стран Европы (Италия, Франция, Швейцария, Германия и др.) в начале 80-х гг. XX века и постепенно становится популярным и в России. Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отпуска ведут традиционный образ жизни на фермах и хуторах. Такой отдых дает возможность поучаствовать в традиционном сельском труде, познакомиться с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями, танцами, местными обычаями, принять участие в традиционных праздниках и фестивалях.
Деревенский туризм популярен у людей любого возраста, так как дает возможность побыть на воздухе и сменить образ активности. Участие в сельскохозяйственных работах частично компенсирует плату за жилье и еду. Устоявшийся уклад деревенской жизни, экологически чистые продукты питания и дешевизна отдыха способствуют снятию стрессов и рекреации городского населения [16,24].
Выходные, праздники, каникулы, отпуск всей семьей или в компании друзей хорошо провести на лоне удивительно девственной природы, с разнообразной развлекательной программой.
Можно снять напряжение в настоящей русской бане, на берегу реки половить рыбу, заняться несложными хозяйственными работами, совершить конные прогулки, покататься на велосипеде, ознакомиться с окрестностями, Вечером посидеть у камина или у костра, попеть караоке, поучаствовать в конкурсе бардовской песни или народных танцев, а ночью можно предпочесть сеновал, пройти ненавязчивый курс фитотерапии, подложив под голову подушку из мяты, хмеля или ромашки. Можно поселиться в деревянном летнем домике, палатке, трейлере или в доме хозяина, познакомиться с жизнью села, его традициями, угощением, фольклором. Деревня органично сплетается с лесом, рекой, лугом, полем, и здесь можно найти спокойное м
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.