Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Темперамент типы темперамента

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 1. Понятие о характере
 
1.1. Черты характера и  отношения личности
 
1.2. Из истории учений  о характере
 
1.3. Черты характера как  побуждения
 
Глава 2. Структура характера  и симптомокомплексы его свойств
 
2.1. Системы свойств характера
 
2.2. Структурные свойства  характера
 
Глава 3. Формирование характера
 
3.1. Наследственность и  характер
 
3.2. Закономерности формирования  характера
 
3.3. Характер и темперамент
 
3.4. Характер и деятельность
 
3.5. Роль подражания в  формировании характера
 
3.6. Характер и фиксированная  установка
 
3.7. Роль конфликтных ситуаций  в формировании характера
 
Список используемой литературы
 
 
Глава 1. Понятие о характере
 
Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В  этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность  человека называют чертой характера. Например, такие индивидуальные психические  особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера.
 
1.1. Черты характера и  отношения личности
 
Какие же индивидуально-своеобразные психические свойства человека называются свойствами или чертами характера? В качестве примера возьмем некоторые  проявления характера двенадцатилетней ученицы Тоси М.
 
В школе девочка держится всегда в стороне от других учеников, неразговорчива, дичится, робеет, не поднимает  руки на уроке, не высказывается на классных собраниях. Между тем во дворе у дома у нее много  подруг, она очень бойкая, веселая. Таким образом, у Тоси проявляются  два различных свойства характера. В школе проявляется застенчивость, девочка дичится и робеет. Дома же проявляется общительность. Об общительности  Тоси мы не в состоянии узнать, наблюдая ее в школе, а о застенчивости  – наблюдая ее во дворе дома.
 
Как видно из этого примера, каждая черта характера проявляется  лишь в соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это  тем, что в каждой черте характера  выражается отношение человека к  определенным обстоятельствам и  сторонам действительности. Тося М. потому так робка, замкнута и застенчива в классе, что, будучи недавно переведена в городскую школу из деревенской, еще отчуждена от детского коллектива и боится, что над ней будут  смеяться. У себя же во дворе она  бойка, энергична и общительна, потому что сблизилась с соседями, считает  себя не хуже детей и равноправно  участвует в их играх и затеях.
 
Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных свойств, которые проявляются в  типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
 
Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С  одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие  эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется  данное свойство характера. Так, в приведенном  примере характер Тоси М. проявляется  в том, что в школе она подавлена, чувствует себя хуже других детей, боится учительницы и товарищей, а дома среди подруг у нее повышенное, жизнерадостное настроение, она чувствует  к ним симпатию и близость. Для  определения свойств характера  ученика важно, поэтому не только описать его действия и поступки, но и раскрыть всю полноту его  эмоциональных переживаний в  ряде типичных ситуаций.
 
С другой стороны, от отношений  зависит индивидуальное своеобразие  способов и качеств действия в  каждой типичной ситуации. Так, в приведенном  примере характер Тоси М. проявляется  в том, как она себя ведет в  школе и дома. Точно так же трудолюбие как черта характера проявляется, во-первых, в том, что труд доставляет человеку радость, что он тяготится  безделием, и, во0вторых, в том, что  он работает старательно, не отвлекаясь ничем посторонним, не тратя понапрасну ни одной минуты.
 
Способы и качества действий человека зависят не только от отношений  личности, но и от особенностей воли, чувств, внимания, ума, т.е. от индивидуальных особенностей психических процессов. Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят  не только от положительного отношения  к труду, но и от сосредоточенности  внимания, от точности и ловкости движений, от усилий воли.  Поэтому в зависимости  от преобладающего влияния различных  психических процессов на способы  действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты  характера.
 
1.2. Из истории учений  о характере
 
Слово «характеристики» для  описания индивидуальных особенностей человека впервые употребил греческий  философ Теофраст (IV – III в. до н.э.). Его  «характеристики», однако содержат лишь описание нравственного облика человека. В таком же смысле термин «характер» употреблял Лабрюйер (XVII в.). Таким образом, уже с самого начала слово «характер» обозначает нечто отражающее социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело смысл, прямо противоположный  темпераменту, обусловленному свойствами организма. В XIX в. начиная с А. Бена, характер стали понимать в чисто  психологическом плане – как  индивидуальные особенности либо интеллекта, чувства и воли (А. Бен), либо чувства  и воли (Рибо), либо только воли (П. Ф. Лесгафт). В XX в. под характером стали  понимать не особенности отдельных  областей психики, а свойства целостной  личности. Эти свойства понимали или  как основные побуждения (Л. Клагес), или как склонности и отношения (А.Ф. Лазурский). Наибольшее значение в борьбе материализма и идеализма имел вопрос о наследственном или приобретенном происхождении характера. И. Кант (XVIII в.) считал характер, в отличие от темперамента, приобретенным. Однако при описании индивидуальных особенностей он не различал врожденных и приобретенных свойств. Рибо понимал характер как наследственно обусловленный. Малапер, Фулье и другие различали в характере и наследственные и приобретенные свойства. Полан утверждал, что характер целиком определяется условиями жизни. Борьба этих двух взглядов продолжается в плоть до нашего времени.
 
 
1.3. Черты характера как  побуждения
 
Многие черты характера  представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и  поступки человека. В одинаковых обстоятельствах, руководимые сходными или одинаковыми  мотивами и отношениями, стремясь к  одним и тем же целям, разные люди испытывают отчетливо выраженную склонность к различным характерным для  них способам действий для достижения целей. В этих склонностях и проявляется  побуждающая сила свойств характера. Благодаря такой побуждающей  силе свойств характера человек  нередко применяет совершенно нецелесообразные способы действия, противоречащие объективным  условиям. Он иногда и сам не рад  своему характеру, но не в состоянии  поступать иначе. Так, в исследованиях  одного зарубежного психолога установлено, что некоторые люди  в работе гораздо больше дорожат своими достижениями, чем опасаются неудачи. Поэтому  они склонны выбирать более трудные  экспериментальные задачи, даже если терпят в них неудачу. Они склонны  к объективно неоправданному риску. Другие, наоборот, больше опасаются  неудачи, чем дорожат достижениями. Поэтому они излишне осмотрительны  и выбирают легкие задания даже тогда, когда убеждены, что могут выполнить  более трудные.
 
Такая склонность выбирать нецелесообразный, но характерный для человека способ действия особенно отчетливо проявляется  в условиях большого напряжения, в  так называемых стрессовых ситуациях.
 
Вместе с тем если характерный  для человека способ действия целесообразен  в данной обстановке, то он проявляет  гораздо большую энергию, настойчивость  и трудоспособность по сравнению  с теми случаями, когда он вынужден пользоваться не соответствующими его  характеру способами действия.
 
Таким образом, свойства характера  могут мешать человеку, если они  побуждают его действовать вопреки  требованиям объективных обстоятельств. Если же свойства характера соответствуют  требованиям, предъявляемым к человеку в данной обстановке, то они выполняют  положительную роль, так как только при этом условии человек в состоянии работать творчески и в полную меру сил.
 
Так как черты характера  побуждают человека действовать  определенным образом, иной раз вопреки  обстоятельствам, то они лучше всего  обнаруживаются в трудные минуты жизни. Правдивость, прямота, смелость побуждают комсомольца вскрывать  существующие недостатки, какими бы неприятными  последствиями это ни грозило  ему.
 
Характер испытывается в  борьбе с противодействующими обстоятельствами. Активность характера проявляется  в той побуждающей силе, с которой  преодолеваются неблагоприятные обстоятельства. Активность характера как побуждение существенным образом влияет на силу воли. Чем активнее свойство характера, тем большую силу воли обнаруживает человек, побуждаемый этим свойством. Сильная воля невозможна без активных черт характера.
 
Воспитание характера  – одна из центральных и важнейших  задач воспитания человека – борца  за коммунистическое общество.
 
 
Глава 2. Структура характера  и симптомокомплексы его свойств
 
Характер человека не представляет собой чисто случайной совокупности различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию. Такая целостная  организация называется структурой характера. Поэтому, зная одно или несколько  свойств характера человека, мы можем  предсказать другие неизвестные  нам черты его характера. Так, зная, что человек высокомерен  и тщеславен, мы можем предположить, что он недоброжелателен к людям; если он скромен, то он – уступчив.
 
Системы взаимно связанных  психических свойств называются симптомокоплексами или факторами. Анализируя эти системы, мы можем  выяснить, чем определяется структура  характера. Например, может быть выделена система полярно противоположных  свойств характера, которые проявляются  в межличностных отношениях.
 
Если иметь в виду крайние  полярно противоположные свойства, то у одних людей эта система  проявляется в сочетании самоуверенности, самодовольства, самонадеянности, хвастливости, агрессивности, мстительности, важничанья, замкнутости, нечувствительности к  общественному одобрению, в пренебрежении  к общепринятым правилам поведения. У других людей эта система  проявляется в сочетании противоположных  свойств: неуверенности в себе, скромности, уступчивости, услужливости, безропотности, склонности во всем винить себя. Такие люди отличаются мягкостью, робостью, общительностью, откровенностью, охотно выполняют общепринятые правила поведения. Легко видеть, что такие свойства, как важничанье, замкнутость, нечувствительность к общественному одобрению и общепринятым правилам поведения, выражают пренебрежительное отношение к людям. Точно так же противоположная им группа свойств – общительность, откровенность, подчинение общепринятым правилам поведения – выражает противоположное отношение к людям. Отсюда ясно, что взаимно связаны друг с другом такие свойства характера, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности.
 
2.1. Системы свойств характера
 
В советской психологии различают  четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями  личности.
 
1.   Свойства, выражающие  отношение к коллективу и отдельным  людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость).
 
2.   Свойства, выражающие  отношение к вещам (аккуратность  или неряшливость, бережное или  небрежное обращение с вещами).
 
3.   Свойства, выражающие  отношение к самому себе (самолюбие,  честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность).
 
4.   Свойства, выражающие  отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное  или безответственное отношение  к труду).
 
Помимо этих важнейших  свойств характера, которые зависят  не от одного, а от нескольких различных  отношений личности. В систему  свойств «личность – окружающие люди» входит целый ряд таких, которые выражают не столько различное  отношение к самому себе, например: у одних людей – самоуверенность, самонадеянность, самодовольство, хвастливость, а у других, наоборот, неуверенность  в себе, склонность во всем винить себя, робость.
 
Следовательно, в одну и  ту же систему свойств, обозначаемую как «личность – окружающие люди», входят свойства, зависящие и от отношения к людям и коллективу, и от отношения человека к разным сторонам действительности также не существуют в личности каждое само по себе и независимо от  другого. Различные отношения также взаимно связаны между собой. Например, отношение к труду, вещам и даже к самому себе во многом зависит от отношения к людям и коллективу. От близости к трудовому коллективу зависит и сознание своего трудового долга перед коллективом, например добросовестность в труде, бережное обращение с вещами общественного пользования. Даже отношение к самому себе во много зависит и от отношения к коллективу. Так, человек, близкий к своему трудовому коллективу, не склонен к высокомерию.
 
Во взаимосвязи различных  отношений личности проявляются  некоторые общие закономерности структуры характера личности. Во-первых, благодаря этой взаимосвязи едва ли есть такое свойство характера, которое  зависело бы исключительно от одного какого-либо отношения личности. Скорее мы должны говорить о некоторых группах  свойств, зависящих лишь преимущественно  от определенного отношения личности. Во-вторых, благодаря взаимной связи  отношений личности связаны между  собой не только свойства характера, зависящие от одного и того же отношения, например отношения к людям или  к труду, но в большей или меньшей  степени взаимно связаны все  свойства характера, зависящие от различных  отношений. Характер человека относительно целостен. В-третьих, во взаимной связи  отношений личности имеются, стержневые отношения и зависящие от них  производные.
 
2.2. Структурные свойства  характера
 
Центральные, стержневые отношения  личности, поскольку они определяются общественными отношениями, всегда социально-типичны. Так, центральными, стержневыми отношениями личности являются отношения к людям и  коллективу. Поскольку взаимная связь  свойства характера определяется взаимной связью отношений личности, то, несмотря на индивидуальное своеобразие и  неповторимость свойств каждого  отдельного характера, в основе структуры  характера всегда лежат социально-типичные стержневые отношения личности.
 
Из закономерностей структуры  характера вытекают важные педагогические следствия. Совершенно неосуществимы  такие планы и программы воспитательной работы, которые ставят задачу преодоления  отдельных недостатков характера, например грубости, лживости, и воспитание отдельных положительных свойств, например вежливости или правдивости. Нельзя бороться с грубостью и  воспитывать вежливость, если мы одновременно не воспитываем правильного отношения  к людям. Воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных  свойств. При этом одно из важнейших  условий воспитания такой системы  свойств – формирование центрального, стержневого отношения личности.
 
Целостность характера, однако, не абсолютна. Абсолютная целостность  характера была бы возможна только в том случае, если бы одно центральное, стержневое отношение личности полностью  и без остатка определяло все  остальные отношения. Это, однако, невозможно, так как в самой объективной  действительности существуют противоречия. Существуют противоречия между различными требованиями, которые предъявляет к человеку труд, возникают так называемые ролевые конфликты. А так как отношения личности – это отражение общественных отношений, то существуют противоречия и между отношениями личности  между обусловленными ими свойствами характера.
 
Степень целостности характера  индивидуально-своеобразна. Встречаются  люди с более целостным и менее  целостным, противоречивым характером. Так как свойства характера проявляются  в индивидуально-своеобразных способах действия, то в результате противоречий в характере неминуемо возникают  противоречия в действиях и поступках, извращенность поведения, нарушения  социально-нравственных норм. Так, в  одном исследовании было показано, что источником несдержанности, необузданности, антисоциальных действий часто оказываются  противоречия между стремлением  к сближению с детским коллективом, стремлением ребенка к положительной  оценке учителей и товарищей и  чрезмерно высоким мнением  о  себе самом, повышенной самооценкой. Естественно, что в таких случаях основной путь борьбы с недостатками поведения  – преодоление противоречий в  характере ученика.
 
Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами, которые  присущи характеру как целому. К числу структурных свойств  характера, во-первых, относится степень  их глубины. Более глубокими свойствами характера мы называем те, которые  определяются центральными, стержневыми  отношениями личности и потому связаны  с очень широкой системой других свойств. Благодаря различиям в  степени глубины свойств характера  характеристика человека не может быть сведена к перечню всех симптомокомплексов, т.е. систем взаимно связанных свойств  характера, как это упрощенно  представляют некоторые зарубежные психологи. Характеристика человека требует  расположения этих симптомокомплексов в глубину, выделения более поверхностных  систем.
 
Во-вторых, к числу структурных  свойств характера относится  активность, или сила, характера. Активность характера определяется степенью противодействия  внешним обстоятельствам. В этом отношении мы различаем людей  с сильным и со слабым характером.
 
В-третьих, в структурное  свойство характера входит степень  его устойчивости или изменчивости. И устойчивость и изменчивость характера  – необходимые условия приспособительной  деятельности. Если бы каждый раз при  изменении внешней обстановки иным становился и характер, тогда поведение  превратилось бы в чисто пассивный  отклик, реакцию на внешнюю обстановку, поведение было бы всецело пассивно-приспособительным. Поведение животных потому и является более пассивным, чем поведение  человека, что потребности животных легко изменяются в зависимости  от состояния организма  и внешних  условий. Деятельность человека активна  потому, что свойства характера продолжают направлять поведение в самых  разнообразных обстоятельствах  жизни, вопреки противодействующим условиям. Животное, насытившись, перестает  искать пищу, встретив опасность, бежит  от нее. Между тем трудолюбие, если это устойчивое свойство характера, проявляется даже тогда, когда работа однообразная, когда работу не умеют оценить. Именно поэтому человек не является рабом внешних обстоятельств. Он не только зависит от них, но и сам их создает.
 
Вместе с тем не менее  необходимое условие существования  личности – определенная степень  пластичности характера. Пластичность (изменчивость) характера имеет двоякое  значение. Во-первых, она точно так  же, как устойчивость, условие активного  воздействия  на среду. Для того чтобы  действия и поступки были целесообразны, полезны, необходимо, чтобы они соответствовали  изменяющимся внешним условиям. Но это возможно только тогда, когда  свойства характера, определяющие индивидуально-своеобразные способы действия, сами в какой-то степени будут изменяться под  влиянием внешних условий. Если человек, ставший учителем, не в состоянии  был бы избавиться от присущей ему  уступчивости, покладистости, робости, то, благодаря своему характеру, он был бы плохим учителем. В действительности же такой обреченности характера  не существует. Во-вторых, пластичность характера – необходимое условие  его развития и воспитания. Только потому, что он в определенной степени  пластичен. Степень устойчивости и  пластичности также индивидуально-своеобразна  и представляет собой свойство структуры  характера в целом.
 
Структурные свойства характера  взаимосвязаны. Более глубокие свойства вместе с тем и более активны  и более устойчивы. Наоборот, более  поверхностные свойства менее активны  и более пластичны.
 
Так как сила и устойчивость свойств характера зависят от того, являются ли они стержневыми, центральными, то они в известной  степени определяются содержанием  отношений личности. Однако активность и устойчивость свойств характера  относительно независимы от содержания отношений личности и имеют формальный характер. Устойчивость характера зависит  от темперамента и потому относительно независима от содержания жизни личности. Наибольшей устойчивостью свойств  характера отличается флегматический темперамент. Поэтому сила и устойчивость свойств характера, сами по себе взятые, еще не говорят о том,  в дурную или в хорошую сторону развитие характера.
 
 
Глава 3. Формирование характера
 
 
 
3.1. Наследственность и  характер
 
Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют  различие тем, что люди неодинаковы  от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают  многие или все свойства характера  наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон).  В действительности, однако, наследственные свойства организма  только одно из условий происхождения  свойства характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными  закономерностями.
 
Наследственное происхождение  свойств характера убедительно  отвергается при изучении однояйцевых  близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые  были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному  положению, материальному и культурному  уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между  тем по свойствам характера они  отличаются, и чем старше, тем  в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся  в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются  правдивыми или лживыми, лентяями или  прилежными, добрыми или злыми  – люди становятся такими.  Зависимость  характера от прижизненных условий  подтверждается и его физиологической  основой – условнорефлекторными функциональными состояниями, образующимися  благодаря определенной системе  внешних воздействий.
 
 
3.2. Закономерности формирования  характера
 
Каждое свойство характера  обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными  отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального  положения приобретают различные  свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда  или обеспеченность, безработица  или уверенность в будущем, угнетение  или социальное равенство – все  это накладывает глубокий отпечаток  не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера. В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости  от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах  – отношения симпатия, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают  значительное влияние на формирование существенно важных черт человека. Специфические свойства характера  развиваются в семье, где все  заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей-погодков или у детей  с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между  родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные  отношения в детском саду и  в школе формирую целый ряд  специфических свойств характера.  Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.
 
Известно, что нервные  процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы  и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились  в более позднем возрасте. Основываясь  на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь  отношениями, которые сложились  в раннем детстве в зависимости  от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство  свойств характера в большой  степени зависят также от степени  сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются.
 
Если добросовестность и  трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его  сознательным взглядам и убеждениям, тогда они проявляются в любых  наиболее трудных и критических  обстоятельствах. Поэтому юношеский  возраст, когда становление сознательных взглядов убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.
 
Общественные и межличностные  отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные  ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают  неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной  и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях. Например, добросовестное отношение  к труду у одного человека выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой – размеренно, спокойно.
 
В каких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение  личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных  индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные условия и обусловленные ими  социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера. Вместе с тем  одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при  различном, даже противоположном отношении  личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движениях  могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики  только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим  социально-типичным отношением личности.
 
3.3. Характер и темперамент
 
Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера определяется физиологической основой того и  другого. Тип нервной системы  влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует  и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних  проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы  действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или  с трудом, при сильных или при  слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с  товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной  инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем  легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и  прекращают их. Такого рода различия в  протекании внешних проявлений свойств  характера могут быть названы  динамическими особенностями. От свойств  темперамента зависят динамические особенности свойств характера.
 
Роль типа темперамента сказывается  еще и иначе. Свойства типа нервной  системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию  определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характера, например пассивно-оборонительных или  агрессивных. Соответственно этому  и свойства темперамента могут благоприятствовать или противодействовать развитию определенной системы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных  условиях меланхолику легче стать  трусом, чем холерику. Но при благоприятных  условиях, наоборот, холерику легче  стать храбрым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость  или трусость, как и другие черты  характера.
 
3.4. Характер и деятельность
 
Социальные условия развития и воспитания и их взаимоотношение  с наследственными индивидуальными  особенностями психики определяют свойства характера не прямо и  непосредственно, а через посредство деятельности. В зависимости от действий и поступков человека при одних  и тех же социальных условиях и  наследственных особенностях возникают  разные свойства характера. С наибольшей очевидностью это обнаруживается при  изучении развития и формирования характера  у гомозиготных близнецов, воспитывающихся  в родной семье.
 
 
В исследованиях обнаружено, что гомозиготные близнецы, воспитывающиеся  в родной семье, гораздо более  отличаются друг от друга по характеру, чем в том случае, если они были взяты на воспитание в разные семьи. Объясняется это тем, что когда  близнецы растут вместе, то постоянное общение поро
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.