На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ              3

ГЛАВА 1. Правовой режим особо охраняемых природных территорий………………………………………………………………………6

1.1             Особо охраняемые природные территории как природные комплексы………...…………………………………………………………….6
1.2             Особенности заповедной формы охраны природных объектов и   комплексов………………………………………………………………..…...15
1.3 Полномочия государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков…………………………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и ответственность за его нарушение……………………………………...….41
2.1 Основные нормативно правовые документы в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и природных объектов…………………………………………………………..41
2.2 Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях…………………………………………..…………..45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              …………………………………………….…………………60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК              ……………………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….65
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Тема данной дипломной работы «Нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях (на примере Камчатского Края)».
Проблема охраны экологии была осознана в 80-х годах текущего столе­тия как глобальная проблема современности, от решения которой зависит дальнейшее существование человечества. Исследованию этой проблемы с тех пор было посвящено множество международных конференций и совещаний. Экологическое право стало интен­сивно формироваться как одна из отраслей современного права.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что:
1. В числе основных направлений государственной политики в области охраны экологии - создание и развитие особо охраняемых природных территорий.
2. Особо охраняемые природные территории Камчатского края занимают 27% площади территории края. Они состоят из: 2х заповедников, 1го заказника федерального значения и 22х заказников регионального значения, 3х заказников местного значения, 2х округов горно-санитарной охраны, 4х природных парков, 1го ландшафтного природного парка, 84х памятников природы регионального значения, 32х памятников природы местного значения и 4х водно-болотных угодий.
3. Особо охраняемые природные территории несут в настоящее время основную нагрузку, прежде всего, по сохранению биологического разнообразия, поэтому на них должна делаться главная стратегическая ставка при решении экологических проблем.
Цель работы:  исследовать отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а так же указать на отдельные проблемы реализации норм об ответственности за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи
?      Исследовать понятие и значение ООПТ.
?      Выделить права и обязанности государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков с целью предотвращения правонарушений и наказания за них.
?      Указать основные нормативно правовые документы в области организации, охраны и использования ООПТ и природных объектов.
?      Исследовать институт ответственности за нарушение законодательства об ООПТ, по результатам чего выявить пробелы в законодательстве об особо охраняемых природных территориях.
Для решения вышеназванных задач методологическую основу составят следующие методы:
- метод анализа - литературы (по теме дипломной работы), нормативно-правовой документации, анализ документов), в том числе сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые режимы охраны отдельных видов ООПТ и т.д.)
- метод синтеза накопленной в ходе анализа научной информации.
Предметом данного исследования выступают теоретические положения учебной и дополнительной литературы, в том числе периодической печати, материалы правоприменительной практики, нормы законодательства, регулирующие отношения в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которые и будут выступать объектом дипломной работы.
Степень научной разработанности темы исследования невысока. Круг работ, посвященных отдельным аспектам правового регулирования особо охраняемых природных территорий, ограничен единичными статьями в периодических изданиях. Чаще данный вопрос рассматривается исследователями в рамках изучения особенностей конкретного природного ресурса. Отдельных комплексных разработок, определяющих сущность, содержание и особенности данной категории, нет. В связи с чем теоретическую основу исследования составили немногочисленные работы ведущих специалистов в области экологического права, таких как М.М. Бринчук, Ж.Б. Доржиев, И.В. Хамнаев, В.Д. Ермакова, А.Я Сухарева, А.Ю Семьянова.
Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
 
1.1   Особо охраняемые природные территории как природные комплексы
 
Определение категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ) содержится в ряде законодательных актов. Но основными специальными являются: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Земельный кодекс от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
Так, Федеральный закон об охране окружающей среды (ст. 4) называет «первоочередными» объектами охраны «естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию». К числу объектов, подлежащих особой охране, прежде всего отнесены объекты признанного международного значения, включенные в списки Всемирного культурного наследия и Всемирного природного наследия. Затем следуют государственные и природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные (РФ) и природные (региональные) парки, дендрологические (ведомственные) парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Кроме того, ст. 4 этого Закона упоминает имеющие и не имеющие официальных титулов иные природные комплексы (без расшифровки), места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народностей России, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф, исключительную экономическую зону РФ, редкие или находящиеся под угрозой уничтожения почвы, леса, иную растительность, животных, другие организмы и места их обитания.
Все эти особо охраняемые объекты (ст. 58 Закона наряду с термином «объект» употребляет слово «территория») объединяются понятием «природно-заповедный фонд»[1].
Таким образом, в ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объединены неодинаковые по своему правовому режиму территории. Одни - уже признанные в качестве ООПТ, другие - только ожидающие официального признания, а третьи - вообще еще не определены и не выделены в натуре, для которых соответствующие титулы, принятые в законе, - не более чем указания для последующего отбора. Такое смешение в одном ряду признанных, не признанных и даже еще не выделенных территорий нельзя признать удачным. Разумеется, их следовало бы рассматривать по отдельности и по отдельности же назначать меры по их охране (или скорейшему выявлению).
В этом смысле более четкую позицию занимает Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В статье 2 он разделяет «признанные» ООПТ (п. 1) и территории, на которых только еще могут быть учреждены ООПТ, причем иных категорий: территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие (п. 2).
Пункт 2 ст. 2 представляется «незаконченным», не предусматривая возможность и необходимость организации новых ООПТ из числа тех же самых категорий, которые были названы в п. 1. Это создает обманчивый эффект, что круг ООПТ в пределах признанных категорий уже определен, утвержден, и дальнейшего их развития ожидать не приходится.
Земельный кодекс РФ относит к ООПТ заповедники, заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, «территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»[2] а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ). Отдельно Кодекс рассматривает «земли природоохранного назначения», к которым относит земли запретных и нерестоохранных полос; земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции (п. 1 ст. 97 ЗК РФ). Вместе с тем к этой же категории земель ст. 97 ЗК РФ относит места традиционного обитания коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей, хотя в ст. 95 Кодекса они были отнесены к ООПТ.
Земельные участки в пределах природоохранных земель остаются у их собственников или владельцев, но на них накладываются ограничения в интересах сохранения природы. Такие природоохранные ограничения действуют и в отношении владельцев земель, оказавшихся в границах ООПТ. Разница с владельцами земель в природоохранных зонах видится в субъекте контроля. В первом случае администрация ООПТ должна обеспечивать налагаемые на посторонних владельцев природоохранные ограничения, во втором - контроль за деятельностью собственников и владельцев земель, попадающих в охранные зоны, всецело осуществляют надзорные органы.
Статья 97 ЗК РФ страдает тем же недостатком, что и ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Она перечисляет категории земель природоохранного назначения, не заботясь о том, зачислены официально в эти категории те или иные массивы земель, ведутся в отношении их подготовительные работы или же речь идет о правовых рамках, которые могут быть предложены для тех или иных земель в будущем. Иными словами, эта статья смешивает земли с различными правовыми режимами, ставя их как бы на одну доску.
Таковы разночтения приведенных федеральных законов в определениях охраняемых природных территорий, которые следовало бы устранить.
Вопрос о формализации особо охраняемых природных территорий возникает в связи с тем, что соответствующий Закон 1995 г. далеко не всегда дает юридический признак ООПТ. Частично это объясняется тем, что многие ООПТ уже созданы, функционируют, имеют свои положения и свои администрации, либо (по крайней мере) объявлены таковыми компетентными органами. Но данное объяснение срабатывает в основном в отношении уже организованных ООПТ. Что же касается ООПТ, которые появятся только в будущем, то формальный признак, по которому их надлежит считать таковыми, не всегда ясно выражен.
Статья 94 ЗК РФ «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» содержит этот признак (или признаки), в том числе для ООПТ. По смыслу данной статьи это земли, которые «изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим». Однако указанные признаки нельзя признать ни вполне точными, ни исчерпывающими.
Понятно, что для учреждения ООПТ требуется постановление компетентного органа. Этот признак - достаточно точный (хотя при его конкретизации сам закон бывает недостаточно последовательным). Но выражение «изъятие из хозяйственного использования и оборота» без его дополнительной расшифровки является недостаточно определенным (обычно термин «изъятие» применяется тогда, когда земля изымается у прежнего собственника или владельца и передается иному лицу или переводится в особую категорию земель, например, если она отводится под водохранилище).
По существу же, нельзя утверждать, что во всех случаях, когда организуется ООПТ, прекращается всякое хозяйственное использование и всякий оборот их земель. Так, закон допускает, чтобы сохранялось прежнее использование на частных землях, включаемых в ООПТ, если оно не противоречит режиму данных природных территорий. Эти земли могут быть выкуплены дирекцией ООПТ, то есть их оборот не запрещается.
В пределах так называемой административной (или хозяйственной) зоны национального парка или заповедника допускаются некоторые виды хозяйственной деятельности; некоторые участки могут сдаваться в аренду фирмам, обслуживающим туристов. Дирекции ООПТ могут осуществлять, например, покос травы на определенных участках.
Все сказанное подтверждает, что приведенная в ст. 94 должна быть внесена оговорка: «в соответствии с надлежаще утвержденными для них положениями», тем самым не распространяя действие норм данной статьи на все земли ООПТ.
Статья 95 ЗК РФ (впрочем, как и ст. 94) ничего не говорит об изысканиях, которые нередко проводятся ради выявления земель - кандидатов в ООПТ, а также о проектах создания особо охраняемых природных территорий и о доведении до населения и заинтересованных организаций информации относительно уже выполненных проектов такого рода. Участие заинтересованных лиц в составлении и организации проектов ООПТ представляется необходимым элементом демократического политического процесса, каким является выделение и учреждение новых или расширение старых ООПТ. Без такого участия всегда есть риск, что учреждение ООПТ существенно (и без особой нужды) ущемит чьи-то интересы, потому что протестовать против организации ООПТ после их образования, как правило, бесполезно. Проектирование ООПТ есть удобный и зарекомендовавший себя инструмент, позволяющий общественности принять участие в обсуждении решения о создании ООПТ, о ее режиме и границах.
Хотя статья 94 Земельного кодекса устанавливает необходимость «постановления» компетентного органа о создании ООПТ, она не требует объявления о таком акте, его провозглашения. В пунктах 9 и 10 ст. 95 предусматривается объявление определенных земель государственными природными заказниками и памятниками природы. Но что касается природных (региональных) парков, то об объявлении их таковыми закон умалчивает. Пункт 8 ст. 95 дает понять, что они конституируются с помощью (или путем) предоставления им соответствующего набора земель. О том, как происходит становление государственных заповедников и национальных парков, в данной статье вообще ничего не говорится.
Не предусматривается какого-либо провозглашения в качестве ООПТ земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 96), земель природоохранного назначения (ст. 97), земель рекреационного назначения (ст. 98) и особо ценных земель (ст. 100 ЗК РФ). То же относится к землям историко-культурного назначения (ст. 99).
Конституирование этих земель в качестве ООПТ или иных особо охраняемых территорий пытается производить закон путем перечисления их природных достоинств. Так, статья 96 устанавливает, что в состав лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Но сами по себе природные достоинства еще не делают из местности курорта. Для этого необходимы соответствующее решение компетентного органа и его провозглашение - два важных обстоятельства, которые пропущены в ст. 96 Земельного кодекса. Что касается перечня достоинств, дающих основания для объявления местности лечебно-оздоровительной (либо курортом), то ему место не в законе, а в инструкции по отбору соответствующих участков для распространения на них режима особой охраны.
Тем не менее наличие в законе перечня указанных достоинств может иметь и юридическое значение. Например, оспаривая законность объявления (признания) местности курортом (или лечебно-оздоровительной), гражданин получает возможность протестовать против такого решения, утверждая, что выбранная местность не обладает природными лечебными ресурсами, указанными в законе, либо не обладает благоприятным климатом для лечения и профилактики болезней человека, «природными факторами и условиями». Однако остается неясным, требуется в этом случае доказать отсутствие хотя бы одного фактора или же всей их совокупности. Таким образом, включение в закон перечня признаков, делающих местность пригодной для создания ООПТ, заслуживает более глубокого замысла и обоснования.
Примерно то же можно сказать о землях рекреационного назначения, названных в ст. 98 Земельного кодекса. Эти земли перечислены по их целевой направленности (п. 1 ст. 98) и (в какой-то мере) по присвоенному им титулу (п. 2 ст. 98). Поэтому лицо, не заинтересованное во включении земли в указанную категорию, будет оспаривать его правильность, ссылаясь на то, что целевое использование этой земли не отвечает приведенному в законе списку[3]. Или же оно будет оспаривать правильность титула рекреационного учреждения на его или иной земле[4]. Отсюда следует, что нормы закона, содержащие всякого рода перечни, должны быть продуманны на предмет того, что эти перечни могут приобрести неожиданное для законодателя юридическое значение.
Поэтому следовало бы вообще отказаться от конституирования ООПТ в соответствии с перечнем достоинств определенных земель, их целевого назначения или в соответствии с перечнем располагаемых на них объектов. Такое конституирование не должно опираться на узаконенную процедуру проектирования ООПТ, вынесения соответствующего решения и его провозглашения. При этом правовой режим ООПТ должен указываться в законе лишь в общих чертах, поскольку его детализация будет содержаться в индивидуальном положении об ООПТ.
С учетом выше изложенного и различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);
б) национальные парки (федерального значения);
в) природные парки (субъектов РФ);
г) государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);
д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);
е) дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);
ж) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов и
органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых природных территорий (в том числе зеленые зоны, городские леса, парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микро-заповедники и др.).
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природные заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством РФ и Министерством природных ресурсов и экологии. В отношении государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно- оздоровительных местностей регионального значения и субъектов РФ управление и контроль осуществляются органами государственной власти субъектов РФ – в Камчатском крае это - министерство природных ресурсов Камчатского края, а именно отдел охраны окружающей среды, а так же специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды, в Камчатском крае это – инспекция  государственного экологического и водного контроля Камчатского края.
Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления, в Камчатском крае это – отдел охраны природных ресурсов и окружающей среды.
В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, научной, эколого-просветительской, экономической, исторической и культурной ценности.[5].
 
 
 
1.2. Особенности заповедной формы охраны природных объектов и комплексов
Государственные природные заповедники представляют собой особо охраняемые природные территории самого высокого ранга. На их полностью изымаются из хозяйственного использования охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир). Традиционно и согласно российскому законодательству  это территории со строгим режимом охраны, в них ведутся постоянные круглогодичные наблюдения за жизнью дикой природы. Основное значение заповедников – служить эталонами природы, быть местом познания хода естественных, не нарушенных человеком процессов, свойственных ландшафтам определенного географического региона. Не менее важной и определенной Законом стороной деятельности заповедников является научная работа. Это в принципе отличает их от других форм особо охраняемых территорий. Существенной частью деятельности современных заповедников является экологическое просвещение населения.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Земля, воды, недра государственных природных заповедников со всеми находящимися в их пределах объектами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами недвижимости полностью и безвозмездно предоставляются государственным природным заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование. Приватизация земельных участков, расположенных на землях заповедника, и объектов недвижимости (в том числе жилых домов и квартир, зданий и сооружений) запрещается. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
? осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии
охраняемых природных комплексов и объектов;
? организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
? экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.
На прилегающих к территориям природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования[6].
Так на территории природного заповедника:
1.                  запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в Положении о данном заповеднике;
2.                  запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; осуществление экологических задач; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций. В заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
На землях заповедников, не включающих особо ценные экологические системы, допускается деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности сотрудников заповедника. Общая земельная площадь российских заповедников составляет 28,4 млн.га, или 1,5% от территории РФ[7].
Статус государственных природных биосферных заповедников имеют те из них, которые входят в международную систему биосферных резерваторов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
Государственные природные заповедники финансируются за счет средств государственного бюджета. Они являются юридическими лицами, находятся на самостоятельном балансе. Например, в положении о государственном природном заповеднике "Корякский" сказано что, заповедник является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств федерального бюджета, имеет самостоятельный баланс, счета (в том числе валютные), в учреждениях банков Российской Федерации.
Национальные парки - являются природоохранными, эколого просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, предназначенными для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Их территории (акватории) включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Все природные объекты, находящиеся на территории национальных парков, и все объекты недвижимости безвозмездно предоставляются им в бессрочное (постоянное) пользование.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Вокруг национального парка создаются охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования.
На национальные парки возлагаются следующие задачи: сохранение
природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при согласии субъектов РФ на передачу соответствующих земель субъектов РФ в федеральную собственность. Учреждение осуществляется на основании представления представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и специального уполномоченного территориального органа в области охраны окружающей среды.
На землях национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого на их землях могут быть выделены различные функциональные зоны:
? заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территорий;
? особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
? познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха;
? охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
? обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
? хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущие за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на их территориях садовых и дачных участков; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и иных коммуникаций и других объектов, не связанных с режимом их использования: рубка леса главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство: промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; движений и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием этих парков; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Национальные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом источников.
Природные парки в отличии от национальных парков являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ. Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Они предназначены для природоохранных, просветительских и рекреационных целей.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях на землях иных пользователей землей.
Решение об образовании природных парков принимают исполнительные и представительные органы государственной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей среды по согласованию с органами местного самоуправления.
На территориях природных парков устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого, на их территориях могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
С администрацией природных парков согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территории их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются Положением о нем. Например, в положении о природном парке Налычево в п. 3.2 говорится о том что зонирование и режим охраны природного парка «Налычево» утверждаются Главой администрации Камчатской области.
Природные парки являются юридическими лицами, их финансирование осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ.
Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления
природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием у пользователей земли, так и без него.
Государственные природные заказники могут быть федерального, регионального значения, а также принадлежать субъектам РФ.
Заказники могут иметь различный профиль, быть:
? комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
? биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношении;
? палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
? гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
? геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов живой природы.
Подчиненность государственных природных заказников определяет бюджет, за счет которого происходит их финансирование (федеральный, субъекта Федерации или местный).
Государственные природные заказники федерального значении учреждаются решением Правительства РФ по представлению специально уполномоченных на то органов в области охраны окружающей среды.
Государственные природные заказники регионального значения, а также заказники субъектов РФ образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима конкретного заказника зависят от Положения о нем, которое утверждается соответствующим органом. Например, в Камчатском крае существует заказник регионального значения «ТРИ ВУЛКАНА» задачами которого являются поддержка общего экологического баланса и сохранение ближайшей к городам Петропавловск - Камчатский и Елизово популяции снежного барана.
В целях сохранения целостности природного комплекса, охраны и восстановления численности снежного барана на территории заказника запрещается:
?      Все виды охот на зверей и птиц.
?      Сбор лекарственных и других растений, ягод, плодов, цветов, грибов.
?      Предоставление участков под застройку.
?      Разлив и загрязнение территории мусором, нефтепродуктами, отходами производственной деятельности.
?      Передвижение на любых транспортных средствах, за исключением доставки организованных туристических групп на турбазу «Приют Авача», горнолыжную базу, по отведенным для этих целей дорогам и передвижения охраны заказника.
?      Нахождение граждан без специального на то разрешения.
?      Пролет самолетов и вертолетов ниже 200 метров над поверхностью земли, за исключением целевых полетов Управления охотничьего хозяйства, для проведения авиа учетных работ.
Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятниками природы федерального значения объявляются природные комплексы и объекты вместе с занимаемыми ими земельными (водными) участками Правительством РФ по представлению соответствующих органов субъектов РФ.
Памятниками природы регионального значения, а также памятниками природы субъектов РФ объявляются природные комплексы и объекты вместе с занимаемыми ими земельными и водными участками. Это осуществляют органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, которые утверждают их границы и режим охраны, а также определяют должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по обеспечению охраны этого памятника.
Объявление природных комплексов и объектов природы памятниками
природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у
соответствующих пользователей землей.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Пользователи землей, на которой находятся памятники природы, принимают обязательства по обеспечению режима их охраны.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся эти парки и сады.
Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения и образуются решениями соответствующих органов РФ или соответствующих органов субъектов РФ. Находящиеся на балансе этих парков и садов здания, сооружения и
помещения приватизации не подлежат.
На территориях этих парков и садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов могут
быть разделены на различные функциональные зоны:
?      экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;
?      научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;
?      административную.
Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство и режим конкретного парка или сада определяются в Положениях о них, утверждаемых тем органом, который принял решение об их образовании.
Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Лечебно-оздоровительная местность – это территория, обладающая
природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и
профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Наряду с понятием «лечебно-оздоровительная местность» существует понятие «курорт».
Курорт – это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти.
Курортный регион (район) – это территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты создаются в лечебно профилактических целях, они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещается проживание и все
виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
 
 
1.3.           Полномочия государственных инспекторов по охране территорий
государственных природных заповедников и национальных парков.
 
Права государственных инспекторов закрепляются:
1.                  Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях»;
2.                  Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. Директоры государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков.
Работники государственных природных заповедников и национальных парков (государственные инспекторы) имеют следующие права.
1) Проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях, а так же проверять документы на право осуществления природопользования;
2) Задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы.
Осуществление доставления (принудительного препровождения) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2. КоАП РФ). То есть госинспекторы вправе доставить нарушителя в помещение заповедника или национального парка, что ранее действовавшими правовыми актами не предусматривалось;
3) Направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков, к административной ответственности;
4) Изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы.
При этом под орудием незаконного природопользования на практике понимается предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира (оружие и иные приспособления, используемые для охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования и т. п.), под продукцией незаконного природопользования — животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе нарушения заповедного режима, а также их части и полученная из них продукция.
Под соответствующими документами понимаются документы, связанные с охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов (разрешения, лицензии, лесные и лесорубочные билеты, ордера на отпуск леса, охотничьи и рыболовные билеты и т. п.);
5) Производить на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей, а так же осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Проведение личного досмотра и досмотра вещей (ст. 27.7. КоАП РФ). Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях — при наличии достаточных оснований полагать, что при нарушителе находятся оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, — личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены и без понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О совершенных вышеупомянутых действиях составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.7. КоАП РФ.
Осуществление досмотра транспортного средства (ст. 27.9. КоАП РФ). Досмотр транспортного средства любого вида осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, а также двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие владельца. О досмотре составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.9. КоАП РФ.
Под транспортными средствами понимаются плавучие (в том числе подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и иные транспортные средства, используемые для транспортировки нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования[8];
Произведение осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8. КоАП РФ). Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и в присутствии двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О произведенном осмотре составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.8. КоАП РФ.
6) Беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
7) Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
8) Государственным инспекторам разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Изъятие вещей и документов (ст. 27.10. КоАП РФ). Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.10. КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.7. КоАП РФ изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных, а также другие носители информации.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14. КоАП РФ), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, заключается в составлении описи указанных предметов с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера (либо его законному представителю), о запрете распоряжаться (а в случае необходимости — и пользоваться) ими. Эта мера применяется в случае, если указанные предметы изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Арест осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.14. КоАП РФ.
Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставляется также право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон;
б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;
г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (государственных лесных инспекторов), и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
Право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков составлять протоколы о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях определено ст. 28.3. КоАП РФ. (Приложение 1)
П. 33 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ предоставляет вышеупомянутым должностным лицам право составлять протоколы об административных правонарушениях против порядка управления:
?                  о неповиновении законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ);
?                  о невыполнении законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ);
?                  о непринятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ);
?                  о непредставлении сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7. КоАП РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что дела о вышеперечисленных административных правонарушениях рассматриваются судьями.
Однако в Камчатском крае у государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения нет возможности составлять протоколы об административных правонарушениях в области нарушений режима охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения (природные парки, государственные заказники регионального значения).
Рассмотрим данную проблему:
С принятием Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 г. № 209 «Об административных правонарушениях», признавшим утратившими силу Административного кодекса Камчатской области государственные инспекторы по охране ООПТ регионального значения лишились возможности составлять протоколы об административных правонарушениях в области нарушений режима охраны ООПТ регионального значения (природные парки, государственные заказники регионального значения).
Административный кодекс Камчатской области для ООПТ регионального значения (природных парков, государственных заказников) воспроизводил статью 8.39 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях ООПТ различных категорий.
В частности статья 5.2 Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения Административного кодекса Камчатской области предусматривала:
«Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников, природных парков, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях регионального значения либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.»
Решение законодателя субъекта о введении на региональном уровне статьи, предусматривающей ответственность за нарушением режима охраны особо охраняемых природных территориях регионального значения и наделении в связи с этим государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения правом составления протоколов об административных правонарушениях, было продиктовано невозможностью для государственных инспекторов по охране ООПТ регионального значения пользоваться статьей 8.39 КоАП РФ, поскольку федеральный законодатель конкретизировал круг лиц (должностных лиц и органов), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей.
Можно сказать даже больше: указав в статье 8.39 КоАП РФ все категории особо охраняемых природных территорий, предусмотренные ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», законодатель в соответствии со статьей 23.25 и частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ указал очень узкий круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение режимов охраны ООПТ, и рассматривать их, сведя указанный круг лиц к органам охраны заповедников и национальных парков. Кроме того, такая позиция законодателя прослеживается и в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Так, если в статье 33 указанного федерального закона для охраны заповедников и национальных парков законодатель предусмотрел, что охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений, а директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков, и в статье 34 определил права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, включая право главных государственных инспекторов по охране заповедников и национальных парков и их заместителей налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, то есть рассматривать протоколы об административных правонарушениях, то для охраны Об особо охраняемых природных территорий регионального значения законодатель в части 3 статьи 35 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определил, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями (то есть это только органы исполнительной власти, а не государственные природоохранные учреждения, каковыми являются, к примеру, природные парки), тем самым, лишив субъекты РФ возможности наделять государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения, входящих в штат соответствующих природоохранных учреждений, правами по охране аналогичными правам, предусмотренным в статье 34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для государственных инспекторов по охране заповедников и национальных парков, в том числе правами по составлению протоколов об административных правонарушениях и их рассмотрению и наложению административных взысканий, руководствуясь статьями 8.39, 23.25 и 28.3  КоАП РФ.
Между тем, в соответствии со статьей 18 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» «Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:
а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;
б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.»
Таким образом, в целях обеспечения выполнения государственными инспекторами по охране природных парков задач, возложенных на природные парки законодательством об ООПТ, необходимо наделить их соответствующими административно-процессуальными полномочиями.
Проблема несовершенства законодательства, определяющего правомочия государственных инспекторов по охране природных парков, характерна не только для Камчатского края, но и для всех регионов России, где созданы и функционируют природные парки.
Оговоренную проблему необходимо решать, и решать оперативно в целях создания надлежащих условий для исполнения государственными инспекторами по охране природных парков возложенных на них должностных обязанностей для достижения конечной цели – сохранения природных комплексов и объектов.
 
С учётом мнения юриста природного парка «Налычево» Кошелевой А.М. позицию которой мы полностью разделяем решение изложенной проблемы возможно, и начинать это необходимо с внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.
1.      Внесение изменений в статью 35 ФЗ «Об ООПТ», путем дополнения части 3 статьи следующим (аналогично части 1 статьи 33 ФЗ «Об ООПТ»):
Часть 3 статьи 35 ФЗ «Об ООПТ»
«3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специальные государственные (муниципальные) инспекции работники которых входят в штат соответствующих природоохранных учреждений, наделенные соответствующими полномочиями.»
В этом случае, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 35 ФЗ «Об ООПТ» субъект РФ вправе самостоятельно наделить соответствующими полномочиями государственных (муниципальных) инспекторов по охране ООПТ регионального и местного значения, соответствующих природоохранных учреждений, находящихся в ведении субъекта или муниципального образования, в том числе воспроизвести в нормативном акте субъекта РФ права государственных (муниципальных) инспекторов по охране ООПТ регионального и местного значения аналогичные правам, указанным в статье 34 ФЗ «Об ООПТ».
2. Внесение изменений в КоАП РФ, путем дополнения статей 23.25 и 28.3 следующим:
Статья 23.25 Органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а также особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
«1. Органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а также особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные (муниципальные) инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а также особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, их заместители.»
В этом случае, руководствуясь частями 1 и 4 статьи 28.3 КоАП РФ субъект РФ вправе самостоятельно определить перечень должностных лиц,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.