На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Иностранные инвестиции в России: современное состояние, проблемы и пути решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?27
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пермский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
 
 
 
 
Кафедра общей экономической теории
 
 
 
Курсовая работа
 
по дисциплине «Экономическая теория» на  тему
 
Иностранные инвестиции в России: современное состояние, проблемы и пути решения.
 
 
 
 
 
Выполнил(а) – студент(ка) 1 курса заочной формы
обучения менеджмента факультета, группы Мнз - 12
Пономарёва Эльвира Юрьевна
Руководитель – Шушарин Валерий Федорович
Оценка             
Дата             
Подпись             
 
 
 
Пермь 2012
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций…………………….5
1.2 Функции иностранных инвестиций………………………………………….7
1.3 Российское законодательство в сфере привлечения иностранных  инвестиций………………………………………………………………………...9
2.ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………11
2.1 Анализ поступлений иностранных инвестиций в экономику
РФ (2009– 2010гг.)……………………………………………………………….11
2.2 Проблемы инвестиционной привлекательности российской экономики..14
3.ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА В РФ……...18
3.1 Необходимость стимулирования иностранного инвестирования в РФ….18
3.2 Возможные меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ…………………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
Приложение………………………………………………………………………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Тема курсовой работы: «Роль и место иностранных инвестиций в экономике России». Выбор данной темы определяется ее актуальностью.
Стремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для иностранных инвесторов в нашей стране.
В связи с продолжающейся нестабильностью в России многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества. Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния, подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Проблема работы заключается в следующем противоречии. На инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы пытаются не упустить свою долю российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги.
Целью данной курсовой работы является исследование места и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретический аспект рассматриваемой темы;
- проанализировать тенденции поступления иностранных инвестиций в РФ на современном этапе;
- рассмотреть особенности инвестиционного климата РФ;
- выявить проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ;
- рассмотреть возможные пути стабилизации инвестиционного климата в РФ.
Итак, предмет исследования курсовой работы - роль и место иностранных инвестиций в экономике России, объект исследования – поступления иностранных инвестиций в России на современном этапе.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили учебные пособия по дисциплине «Инвестиции», периодическая печать.
 

1.      ТЕОРИТИЧКСКИЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РФ
 
 
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций
 
Инвестиции – относительно новый для российской экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие «капитальные вложения», под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
Согласно закону, иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.[6]
Иностранные инвестиции могут вкладываться в: ценные бумаги; имущественные права; вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях; права на интеллектуальные ценности; научно-техническую продукцию; целевые денежные вклады.
Иностранными инвесторами могут быть:
- иностранное юридическое лицо, правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
- иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;
- правоспособный иностранный гражданин;
- постоянно проживающее за границей и правоспособное лицо без гражданства;
- международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;
- иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами. [1]
По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами инвестиций являются:
- долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
- создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
- приобретение паев, акций, облигаций и иных ценных бумаг;
- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;
- приобретение иных имущественных прав;
- инвестиции в форме государственных займов.
Иностранные инвестиции классифицируются по различным признакам. По источнику происхождения инвестиции бывают:
- частные,
- государственные,
- смешанные.
По способу учёта они подразделяются на:
- текущие - осуществляемые в течение года,
- накопленные - объём инвестиций за весь период их осуществления.
По характеру использования:
- предпринимательские,
- производственные,
- ссудные (займы, кредиты).
Предпринимательские инвестиции, в свою очередь делятся на:
- прямые (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия),
- портфельные (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги),
- прочие (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).[2]
 
1.2 Функции иностранных инвестиций
 
Инвестиции, как экономическая категория, выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Мировое хозяйство в целом и отдельные страны не могут эффективно функционировать без перелива капитала. Это является необходимостью и одной из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Влияя на расширение производственных мощностей в долгосрочной перспективе, инвестиции оказывают существенное влияние на использование уже имеющихся мощностей.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны может способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
- освоение невостребованного научно-технического потенциала страны;
- продвижение товаров и технологий на внешний рынок;
- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала в развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
- содействие притоку капитала в труда - избыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
- содействие развитию производственной инфраструктуры.
То есть иностранные инвестиции для любой страны рассматриваются как факторы ускорения экономического и технического прогресса; обновления и модернизации производственного аппарата; овладения передовыми методами организации производства; обеспечения занятости, подготовки кадров отвечающих требованиям рыночной экономики.[3]
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции инвестиций:
- регулирующая - распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества;
- распределительная - осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности;
- стимулирующая - обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики; обновление средств производства, активизация самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, развитие науки и техники;
- индикативная - позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы. [4]
 
1.3 Российское законодательство в сфере привлечения иностранных инвестиций
 
В настоящее время на регулирование института иностранных инвестиций направлены нормы нескольких отраслей и институтов права, а именно: законодательство об инвестиционной деятельности, законодательство об иностранных инвестициях, гражданское законодательство, налоговое законодательство.
Этот закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.[12]
Федеральный закон от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации. [13]
Помимо специально ориентированных законов на регламентацию правового режима инвестиционной деятельности, необходимо учитывать так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики.
Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно закону «Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительное урегулирования иностранных инвестиций.
Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов – необходимое условие для притока иностранных инвестиций.[9]

2.      ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАП
 
 
2.1 Анализ поступлений иностранных инвестиций в экономику РФ (2009-2010 гг.)
 
Общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010г. составил 300,1 млрд.долларов США, что на 11,9% больше, чем на конец предыдущего года (в 2009г. прирост за год составил 1,4%). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных инвестиций - 3,0% (3,8%).
Наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций в общем их объеме на конец 2010г. приходилась на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,5%), добычу полезных ископаемых (16,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (10,5%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (11,8%); наименьшая доля - на издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации (0,1%), текстильное и швейное производство (0,1%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (0,06%), рыболовство и рыбоводство (0,04%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (0,01%), образование (0,001%). (Приложение 1).
Среди субъектов Российской Федерации наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций на конец 2010г. приходилась на Москву (42,6%), когда на Московскую область (6,6%). Наименьшая доля иностранных инвестиций в России  приходиться от 0,0% до 0,005%.[11]
Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России на конец 2010г. составил 116,2 млрд.долларов США (рост за год на 7,2 млрд.долларов США). Наибольший объем накопленных прямых инвестиций приходился на Кипр - 44,7 млрд.долларов США (рост за год на 11,2 млрд.долларов США) и Нидерланды - 22,4 млрд.долларов США (снижение за год на 6,7 млрд.долларов США).
В 2010г. в экономику России поступило 114,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. В 2010г. отмечен рост поступления иностранных инвестиций в экономику России.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2010г. 120,8 млрд.долларов, или на 57,6% больше, чем в 2009 году.
              Структура иностранного капитала, поступившего в Россию, за 2010г. изменилась. При снижении доли прямых инвестиций с 19,4% в 2009г. до 12,1% в 2010г. (в основном, за счет снижения доли взносов в капитал - с 9,8% до 6,7%) и доли портфельных инвестиций - с 1,1% до 0,9%, отмечен рост доли прочих инвестиций - с 79,5% до 87,0% соответственно (в основном, за счет роста доли кредитов на срок до 180 дней - с 8,1% до 36,0%).
              В 2010г. по сравнению с предыдущим годом поступление прямых инвестиции снизилось на 13,2% (в 2009г. по сравнению с 2008г. - снижение на 41,1%), что вызвано снижением объемов прямых иностранных инвестиций из основных стран-инвесторов: из Виргинских (Британских) островов - на 395 млн.долларов США (на 56,3%), Финляндии - на 286 млн.долларов США (на 42,4%), Кипра - на 253 млн.долларов США (на 6,8%), Швейцарии на 231 млн.долларов США (на 68,2%), Китая - на 180 млн.долларов США (на 59,8%). [11]
Наибольшее снижение объемов прямых иностранных инвестиций в 2010г. по сравнению с 2009г. отмечено в организациях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - на 1,6 млрд.долларов США (на 45,6%), в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - на 1,0 млрд.долларов США (на 37,3%), в строительстве - на 318 млн.долларов США (на 42,7%).
Значительный рост прямых инвестиций наблюдался в производстве транспортных средств и оборудования - на 468 млн. долларов США (в 2,0 раза), машин и оборудования - на 268 млн.долларов США (на 60%), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 228 млн.долларов США (на 61,1%).
Портфельные инвестиции в 2010г. возросли по сравнению с 2009г. на 21,9% (в 2009г. по сравнению с 2008г. было отмечено снижение на 37,7%). Структура портфельных инвестиций изменилась. При снижении доли акций и паев в общем объеме портфельных инвестиций с 42,9% в 2009г. до 32,0% в 2010г., доля долговых ценных бумаг возросла соответственно с 56,2% до 63,2%.
Иностранные портфельные инвестиции поступали, в основном, в акции и паи организаций по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 50,2% от общего объема данного вида поступления, организаций связи - 29,5%; в долговые ценные бумаги организаций строительства - 50,3% от общего объема данного вида поступления, организаций, осуществляющих деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 18,6%.
Прочие иностранные инвестиции возросли в 2010г. по сравнению с предыдущим годом на 53,3% (в 2009г. по сравнению с 2008г. отмечено снижение на 13,5%). В структуре прочих инвестиций произошли некоторые изменения. При снижении доли торговых кредитов в общем объеме прочих инвестиций с 21,4% в 2009г. до 17,6% в 2010г., доля прочих кредитов возросла соответственно - с 78,0% до 79,3%.
Объемы прочих кредитов увеличились за 2010г. на 55,7%, из них кредиты на срок свыше 180 дней - в 6,2 раза. Прочие кредиты поступили, в основном, из Соединенного королевства (Великобритании) - 38,2 млрд.долларов США, или 48,3% от их общего объема.(Приложение 2).
Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала в 2010г. была финансовая деятельность, обрабатывающие производства; добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь. В 2010г. в финансовую деятельность поступило 37,9 млрд.долларов США, или 33,1% от общего объема поступивших иностранных инвестиций, обрабатывающие производства - 33,2 млрд.долларов США, или 28,9%, добычу полезных ископаемых - 13,9 млрд.долларов США, или 12,1%; оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 13,3 млрд.долларов США, или 11,6% (Приложение 3).
Увеличение объема иностранных инвестиций за 2010г. наблюдалось в финансовой деятельности - в 14,3 раза, производстве кокса и нефтепродуктов - в 2,5 раза, образовании - на 90,4%, гостиницах и ресторанах - на 62,8%.
Значительное снижение объемов поступления иностранных инвестиций за 2010г. было отмечено в организациях рыболовства, рыбоводства - на 64,2%, транспорта и связи - на 52,2%, здравоохранения и предоставления социальных услуг - на 50,5%.
              Среди организаций, получающих инвестиции из-за рубежа, наиболее устойчивое финансовое состояние имеют организации, осуществляющие деятельность в добыче полезных ископаемых, производстве кокса и нефтепродуктов. [11]
 
2.2 Проблемы инвестиционной привлекательности российской экономики
 
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
В современных условиях, потенциальные иностранные инвесторы оценивают условия инвестирования по ряду критериев и только на основании всесторонней оценки инвестиционного климата в стране принимают решение.
Важнейшими критериями являются: оценка местного рынка с точки зрения его емкости, наличия ресурсов, местоположения, политическая стабильность в стране, правовые условия иностранных инвестиций, система налогообложения, характер торговой политики, степень развития инфраструктуры, защита интеллектуальной собственности, государственное регулирование экономики, дешевизна рабочей силы и уровень ее квалификации, стабильность национальной валюты, возможность репатриации прибылей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях. Обеспечению благоприятного инвестиционного климата также служит применение национального режима к иностранным инвесторам. [7]
Решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства
Но гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов явно уступает сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. Публикуемый  ежегодно английским  журналом «Экономист» рейтинг оценивает политически - экономический риск в России в 90% по сравнению с 30-40% для большинства европейских стран.[8]
В 2010 году Консультативный совет по иностранным инвестициям в России провел опрос действующих в нашей стране иностранных инвесторов (154 оппонента). По их мнению в России существует пять основных категорий проблем инвестиционной привлекательности. Среди них: коррупция (22%), административные барьеры (17%), неадекватное и противоречивое законодательство (13%), избирательная трактовка и применение законов (10%), недостаточная степень защиты от неэтичной тактики ведения бизнеса (8%).
Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.[10]
Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.
Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:
- правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
- неэффективное земельное законодательство;
- высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
- низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
- изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
- непрогнозируемость таможенного режима;
- слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
- сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность.[4]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА В РФ
 
 
3.1 Необходимость стимулирования иностранного инвестирования в РФ
 
Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала в страну заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:
- за годы экономических (рыночных) реформ промышленное производство почти по всем отраслям в Российской Федерации значительно сократилось;
- с помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ;
- одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.[3]
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать, а во-вторых, в какие сферы приток должен быть ограничен.
Из анализа, проведенного во второй главе видно, что за последние годы приток иностранных инвестиций сильно возрос, чему способствовала работа правительства страны по улучшению инвестиционной привлекательности.
Между тем Россия кровно заинтересована сейчас в притоке именно прямых инвестиций не ссудного капитала. Это объясняется тем, что в таком случае, во-первых, внешний долг страны не растет, во-вторых, сотрудничество с иностранными фирмами дает российским предприятиям новые технологии, способы организации производства, обеспечивает прямой выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией, в-третьих, реальные инвестиции являются тем толчком, который способен вывести экономику из депрессивного состояния и обеспечить здоровый экономический рост.[6]
Прямое инвестирование может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением находящихся в государственной монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы.
Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Иностранные портфельные инвестиции могут оказать внутренним инвестициям двоякую пользу. Во-первых, они освободят внутренние ресурсы, связанные на фондовом рынке. Во-вторых, они будут способствовать повышению курса акций, в результате чего выпуск акций будет обеспечивать компаниям-эмитентам приток финансовых ресурсов в большем объеме.[8]
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.[1]
 
3.2 Возможные меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ
 
Выявленные проблемы и необходимость привлечения иностранных инвестиций в РФ, требуют проведения комплекса мер по улучшению инвестиционной привлекательности российской экономике. Целесообразным представляется разработка мер на ближайшую и долгосрочную перспективу, направленных на формирование в стране,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.