Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Оглавление
 
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и значение подведомственности, ее виды и значение
 
Глава II. Разграничение подведомственности между судами общей
юрисдикции
 
Заключение………………………………………………………………….76
Список использованной литературы……………………………………...83
 
Введение
 
В условиях существования трех ветвей судебной власти в РФ проблемы разграничения подведомственности дел судам различной юрисдикции имеют не столько теоретическое, сколько важное практическое значение, поскольку от правильного определения подведомственности во многом зависит доступ к правосудию.
Понятие "подведомственность" употребляется в различных смыслах:
а) как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;
б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;
в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;
г) как предпосылка права на обращение в суд.
Институт подведомственности юридических дел, как отмечал Ю.К. Осипов, решает задачу разграничения компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дела.
Являясь институтом процессуального права, подведомственность самым непосредственным образом связана с более широким понятием компетенции судов каждой из ветвей судебной власти, которая в общем плане определена прежде всего в Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Определены в Конституции и органы судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ (ст. 126) и арбитражные суды РФ, система которых возглавляется Высшим Арбитражным Судом РФ (ст. 127).
С уверенностью можно сказать и о том, что уголовное судопроизводство как форма осуществления правосудия по уголовным делам присуще только судам общей юрисдикции и никакие другие суды не могут рассматривать уголовные дела.
Гораздо сложнее обстоит дело с осуществлением судебной власти посредством гражданского и административного судопроизводства. Именно в этих формах судопроизводства и важно разграничить компетенцию, поскольку споры, возникающие из гражданских и административных правоотношений, рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.
Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет подведомственность споров судам общей юрисдикции, перечисляя категории дел, которые рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, а также исключая из перечня те дела, которые подведомственны арбитражным судам.
Информационная база ---- М.К. Треушникова, В.М. Жуйкова, Б.Д. Завидова, В. Ершова.
Методологическая база
Цель настоящей работы –исследование института подведомственности дел судам общей юрисдикции.
Для ее достижения в работе предполагается последовательное решение следующих задач: определение понятия «подведомственность», характеристика ее основных видов и их значение
-
-
Актуальность данной темы определяется тем, что институт предусмотрен ст.й 46 Конституции – Основным законом страны. Положение, предусмотренное Конституцией РФ имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными юристами, посвящающими ей немалую часть своих исследований.
Объект
Предмет
Состав
 
 
Глава I. Понятие и значение подведомственности, ее виды и значение
 
Современный ГПК РФ предусматривает единственную специальную норму, посвященную вопросу подведомственности, - ст. 22. Однако законодательство, регулирующее данную область гражданского судопроизводства, достаточно обширно, поэтому для его раскрытия необходимо комплексное исследование источников как процессуального (ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" (далее - Закон о судебной системе), ГПК РФ), так и материального (ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и др.) права.
Основополагающие начала о подведомственности дел судам содержатся в Конституции РФ и принятых в развитие ее положений федеральных конституционных законах. Так, в Конституции РФ говорится о том, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Кроме того, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
 
Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных органов и третейских судов. Несмотря на множество органов и организаций - три формы защиты:
1.         Судебная защита (подведомственность судебная - суд общей юрисдикции или арбитражный суд),
2.          Административная защита (подведомственность административная),
3.          Общественная защита (подведомственность дел общественным организациям)
 
Выделяют несколько видов судебной подведомственности:
- исключительную (дело м.б. рассмотрено только судом),
- альтернативную (спор может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица, как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации),
- договорную (возможность выбора органа, но по взаимному согласию сторон),
- императивную (когда дело становится безусловно подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора).
В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:
- характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание - связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);
- субъектный состав (состав участников спора);
- спорность либо бесспорность права;
- наличие договора между сторонами спора;
- характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);
- орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов МСУ).
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т.е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов.
По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов - два признака в совокупности:
- по характеру спор экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности,
-по субъектам - юридические лица и граждане-предприниматели (эти правила действуют и для споров с участием иностранных субъектов).
Ст. 33 Арбитражного ПК предусматривает специальную подведомственность: арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, кто участники спорных отношений (т.е. достаточно одного признака - характера спора). К подведомственности арбитражных судов относятся:
- дела по спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ независимо от характера спорящих субъектов (производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными обществами - дела в суды общей юрисдикции, как и дела по трудовым спорам);
- дела о защите деловой репутации в области предпринимательской или иной экономической деятельности (в любом случае).
Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, МСУ, должностных лиц, иностранных лиц, М/н организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ. Кроме того, суды рассматривают и разрешают:
- дела по указанным в ст.122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
- дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст.245 ГПК (по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено ФЗ к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов МСУ, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ);
- дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства);
- дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл.46 и 47 ГПК);
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл.45 ГПК).
Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.
 
 
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Д.Х. ВАЛЕЕВ
 
 
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Согласно ст. 4 последнего в РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
В ч. 1 ст. 22 ГПК РФ перечислены те категории дел, которые относятся к компетенции указанных выше судов общей юрисдикции. При этом законодатель, выделяя шесть пунктов, фактически закрепляет шесть основных видов гражданского судопроизводства: исковое; приказное; по делам, возникающим из публичных правоотношений; особое; по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; по делам об оспаривании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. На наш взгляд, существует еще один, дополнительный, вид гражданского судопроизводства, непосредственно не обозначенный в указанной ст., - судопроизводство по разрешению некоторых вопросов, возникающих в исполнительном производстве.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
 
Гражданские правоотношения регулируются гражданским законодательством (ГК РФ, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и др.), которое по своему составу достаточно обширно. В отдельных нормативных актах, в той или иной степени регулирующих гражданские правоотношения, предусмотрен судебный способ защиты. Примерами этому могут служить ст. 17, 40 - 46 Закона о защите прав потребителей, ст. 136 - 142 Федерального закона от 08.01.1998 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог РФ" <1>, ст. 15 - 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст. 14 - 18 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", ст. 37 и 38 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и др.
--------------------------------
<1> Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ". - Ред.
 
К подведомственности судов общей юрисдикции относятся также дела по спорам, возникающим из трудовых правоотношений. Согласно ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
- работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации;
- работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебной практике известны вопросы, связанные с рассмотрением дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ. По этому поводу Пленум ВС РФ дал особые разъяснения в Постановлении от 20.11.2003 N 17 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ".
Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе (ст. 11, 273 - 281, 391 ТК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, ст. 22 и подраздел II ГПК РФ, пункты 4 и 5 Постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ").
Кроме того, необходимо учитывать, что в ст. 292 ТК РФ установлены сокращенные сроки исковой давности обращения в суд за решением индивидуального трудового спора. Работник имеет право обратиться в суд за решением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.
Другой обширной группой дел, рассматриваемых в судах, являются споры, связанные с семейными правоотношениями. Согласно п. 1 ст. 8 СК РФ защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ, - государственными органами или органами опеки и попечительства. Необходимо учитывать, что судебный способ защиты является общим и универсальным по отношению ко всем другим.
К подведомственности судов общей юрисдикции относятся дела: о расторжении брака при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (п. 1 ст. 21 СК РФ); об установлении отцовства (ст. 49 СК РФ); об оспаривании отцовства (материнства) (ст. 52 СК РФ); о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 125 СК РФ); о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ); об отмене усыновления (п. 1 ст. 140 СК РФ); о разделе между супругами совместно нажитого имущества (ст. 38 СК РФ); о признании брака недействительным (ст. 27 СК РФ); о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в случае возникновения спора (ст. 80 СК РФ); о взыскании алиментов на нетрудоспособных родителей (ст. 87 СК РФ); о взыскании алиментов на супруга с другого супруга (ст. 89 СК РФ). Суды могут рассматривать и некоторые другие дела, связанные с семейными правоотношениями.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела по требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства. Некоторое сходство можно усмотреть с упрощенным производством в арбитражном судопроизводстве (гл. 29 АПК РФ). Однако упрощенное производство по своей сути - это разновидность процессуального порядка рассмотрения дела в исковом производстве. В свою очередь, приказное производство представляет собой самостоятельный вид гражданского судопроизводства, предусмотренный только в гражданском процессуальном законодательстве. Судебный приказ - это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. В частности, судебный приказ выдается тогда, когда требование основано на нотариально удостоверенной сделке; на сделке, совершенной в простой письменной форме; на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; когда заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам; о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы; когда органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов заявлено требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.
К компетенции судов общей юрисдикции относятся также дела, возникающие из публичных правоотношений (п. 3 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ). При этом в ст. 245 ГПК РФ содержится перечень таких дел: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих дел не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ; иные категории дел, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
 
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Указанный перечень не является исчерпывающим, так как федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
В пунктах 5 и 6 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ выделяются категории дел и виды судопроизводства, : дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (разд. VI ГПК РФ); дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. При этом указанные граждане, лица и организации имеют право обращаться в суды в РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а также могут выступать в качестве ответчиков, если для этого нет никаких ограничений. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (ст. 398 ГПК РФ).
Вместе с тем необходимо учитывать, что предъявление в суде в РФ иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Международные организации подлежат юрисдикции судов в РФ по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами. Аккредитованные в РФ дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах РФ или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в РФ по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами РФ (ст. 401 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают гражданские и иные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
 
КС РФ уделил внимание вопросам подведомственности дел в части разграничения компетенции между самим КС РФ и судами общей юрисдикции. Например, в Постановлении от 16.06.1998 N 19-П, где дано толкование ст. 127 Конституции РФ, говорится следующее. По смыслу статей 125, 126 и 127 Конституции РФ суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в пунктах "а" и "б" ч. 2 и в ч. 4 ст. 125 акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу. Поэтому суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в КС РФ с запросом о проверке его конституционности. Обязанность обратиться в КС РФ с таким запросом, по смыслу частей 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ во взаимосвязи со ст.ми 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.
Однако ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (пункты "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ.
Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом при условии закрепления в нем видов нормативных актов, подлежащих проверке судами; правил о предметной, территориальной и инстанционной подсудности таких дел; субъектов, управомоченных обращаться в суд с требованием о проверке законности актов; обязательности решений судов по результатам проверки акта для всех правоприменителей по другим делам. Иначе суды не вправе признавать перечисленные в ст. 125 (пунктах "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ акты незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. По ГПК РСФСР 1964 года в случае связанности требований дело подлежало рассмотрению исключительно в суде общей юрисдикции.
 
·              Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. - "Юстицинформ", 2008 г.
 
3.1. Суды общей юрисдикции
3.1.1. Суды первой инстанции
 
В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам обшей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.
Так, в соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений[1].
Подобные споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо права - имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.
Судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории гражданских дел:
1)   исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилишных, земельных, экологических иных правоотношений;
2)   дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела о требованиям, основанным на:
нотариально удостоверенной сделке; сделке, совершенной в простой письменной форме; совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;
3)дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):
по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;
иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;
4)дела особого производства (ст. 262 ГПК): об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.;
5)   дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6)   дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений[2].
 
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
Вышеперечисленные дела суды общей юрисдикции рассматривают за исключением случаев, когда они отнесены федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
 
Судебный приказ представляет собой судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ.
Судебный приказ является как судебным постановлением, так и исполнительным документом, на основании которого производится взыскание с должника.
В порядке приказного производства рассматриваются следующие дела:
требование, основанное на нотариально удостоверенной сделке;
требование, основанное на сделке, совершенной в простой письменной форме;
требование, основанное на сов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.