На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1
 
1. Предмет, система и значение учебной дисциплины « Судоустройство».
Предмет рассматривается обычно в двух аспектах: в узком ( предметом является изучение норм права, законов регулирующих принципы построения и деятельности правоохранительных и правозащитных органов, их полномочия, компетенцию, функции, права и обязанности.) в широком смысле ( + история возникновения  и развития органов, их место и роль в гос механизме)
Изучение деятельности  правоохранительных органов – основное содержание курса
структура курса включает в себя три части:
Общую: изучение основных понятий дисциплины, её источников, рассмотрение теоретических и методологических вопросов.
Особенная: харак-ка правоохранительных органов и их организаций, история возникновения, устроиства, развития, цели, задачи, полномочия, функции.
Специальная: органы юстиции зарубежья
 
2. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.
Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.
              Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия.
              Ведущая функция суда – это всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная, хотя и последняя занимает свое место в деятельности суда. Именно такая концепция, такое понимание суда отвечает сущности демократического правового государства.
              В связи со становлением в Республике Беларусь демократического правового государства, основополагающим принципом которого является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции), необходимостью придания суду качества судебной власти, суд не включается в систему правоохранительных органов в узком, собственном смысле этого слова и именуется органом судебной власти. До 90-х годов суд безоговорочно относился к  правоохранительным органам, что принижало его роль в структуре органов государства. Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции. Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, ставит в ней окончательную точку, определяет конечный результат. Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное. Остальные органы, именуемые правоохранительными, несмотря на важность выполняемых ими задач, осуществляют вспомогательные по отношению к правосудию функции или иные самостоятельные полномочия, направленные на укрепление законности и правопорядка.
              Правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.
              Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию: прокуратуры – прокурорский надзор, органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений, адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам, органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции.
              Органы судебной власти – функцию правосудия, которая является самостоятельной формой государственной деятельности наряду с законодательной и исполнительной.
              В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства.. Под ней подразумевают всю систему государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в судопроизводстве, реализации закона.
 
3. Защита прав и свобод граждан, утверждение законности и правопорядка - главная задача суда и правоохранительных органов.
Согласно ст.6 Кодекса (задачи судов)
Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.
ст. 7 (законность при осуществлении правосудия)
Суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Правовые источники дисциплины. Понятие, виды, общая характеристика
Правовые источники учебной дисциплины “Судоустройство” – это система законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих задачи, полномочия и организацию суда и правоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру и порядок образования, а также исходные начала деятельности этих государственных органов.
Основным и главным правовым источником курса судоустройства, как и других юридических дисциплин, является Конституция Республики Беларусь
Ряд принципиальных положений содержится в I-ом разделе “Основы конституционного строя” и II- ом “Личность, общество и государство”, самостоятельной главе 6-ой “Суд” раздела IV-го “Президент, Парламент, Правительство, суд” и 7-ой главе “Прокуратура” раздела VII-го “Прокуратура. Комитет государственного контроля”.
В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.); Европейская хартия о статусе судей (1998 г.); Основные положения о роли адвокатов (1990 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.
Базовым, основополагающим законом для отечественного судоустройства является Закон о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь.
К законам, регулирующим вопросы организации судебной власти и правоохранительных органов, относятся также: Закон “О Конституционном Суде Республики Беларусь” , “О хозяйственных судах в Республике Беларусь” , “О прокуратуре Республики Беларусь” , “Об адвокатуре” , “О милиции” и тд.
К правовым источникам судоустройства относятся также Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров, источниками судоустройства следует признать и разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающие при рассмотрении судебных дел, даваемые Верховным Судом Республики Беларусь и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, заключения Конституционного Суда.
 
5. Международно-правовые акты как источники судоустройства.
В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.); Европейская хартия о статусе судей (1998 г.); Основные положения о роли адвокатов (1990 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.
 
6. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы.
По поручению Верховного Совета Республики Беларусь была разработана Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом.
Главными целями судебно-правовой реформы признаны: создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов; воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.
Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Восьмой – посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформы законодательства, наконец, последний (десятый) – этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы.
              Концепция не установила хронологические рамки проведения реформы, определив лишь ее этапы: подготовительный, переходный и завершающий. Это обусловлено  кризисным состоянием общества, дефицитом и уровнем квалификации юридических кадров, наконец, отсутствием необходимых материально-технических условий и финансовых средств. Реализация  конкретных мер на каждом этапе зависит от наличия соответствующих социальных, финансовых и организационных предпосылок.
 
7. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 29.06. 2006г. Общая характеристика.
22 главы, 193 статьи
Развитие получили конституционные принципы организации и деятельности суда, статус судей и народных заседателей, организация судейского сообщества. Впервые закреплено единство судебной системы Беларуси (ст.4 Единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем: установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом; соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства; признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.) Предусмотрено участие граждан в осуществлении правосудия. Принцип открытого разбирательства дела – гласность при осуществлении правосудия.
Одним из достоинств Кодекса является регламентация вопросов построения системы судов общей юрисдикции, хозяйственных судов и Конституционного (состав, компетенция, права, обязанности). Ведены апелляционные инстанции для проверки правильности  судебных решений
В разделе 3, регламентирующем статус судьи и народного заседателя, уточнение и повышение требований к кандидатам на  судебные должности, веден институт кандидата в судьи. В кодексе ужесточены требования к кандидатам в судьям высшего звена
Кодекс достаточно детально регулирует многие вопросы организации и деятельности органов судебной власти.
 
8. 1-ый и 2-ой съезды судей РБ. Значение решений съездов для укрепления судебной системы и совершенствования деятельности судов.
Процесс реализации Концепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г.
Съезд судей поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим Хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь.
Следует отметить, что абсолютное большинство высказанных на съезде предложений в течение года было реализовано. В частности, разработана и осуществляется программа по кодификации и систематизации законодательства, приняты новые Гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный, Жилищный и другие кодексы. С лета 1998 года введено единоличное рассмотрение гражданских дел, изменены сроки их рассмотрения. Упорядочены ставки государственной пошлины, приняты нормативы нагрузки судей. Специальным Указом Президента создан Институт переподготовки и повышении квалификации судей, работников прокуратуры, строительства и реконструкции зданий судов, их материально-технического и кадрового обеспечения. Более результативной и эффективной стала деятельность судов по осуществлению правосудия.
Съезд судей принял Кодекс чести судьи, Положение о республиканском Совете судей, избрал его первый состав, поручил ему подготовить проект Закона “Об органах судейского самоуправления”.
Второй съезд судей создал программу социально-экономического развития РБ на 2001-05 гг.
Съезд отмечал необходимость совершенствования системы исполнения постановлений суда, считал что усилия должны быть направлены на: обеспечение верховенства Конституции, выполнение судьями своего профессионального долга, реализация принципов публичности и гласности правосудия, укрепление независимости судей, усиление взаимодействия органов  с исполнительной и законодательной властью, упрощение процедуры рассмотрения споров, совершенствование гражданского законодательства, укрепление системы высококвалифицированными кадрами.
 
 
9. Понятие, свойства и назначение судебной власти в правовом государстве.
Понятие судебная власть появилось с принятием  Концепции судебно-правовой реформы , исходящей из принципа разделения властей.
Судебная власть – это система независимых гос.органов – судов,  наделенных властными полномочиями, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать  в судебных заседаниях возникшие споры и конфликты, применять наказания к виновным лицам.
Суд  осуществляет неуклонное исполнение законов, способствует предупреждению правонарушений,  укреплению законности и правопорядка, утверждению высоких принципов нравственности и морали.
Приговоры, решения являются обязательными для всех без исключения.
Особенности судебной власти: исключительность – только суд и никто другой осуществляет правосудие; полнота и самостоятельность – вынесенные судом приговоры и решения  не требуют никаких согласований, утверждений гос властью и вышестоящими судебными инстанциями; активность – суд  сам исследует доказательства, что бы установить истину и принять обоснованное решение.
В законодательстве отсутствует легальное определение. При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие элементы как:
1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных актов в государстве;
2) деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов (правосудие);
3) обеспечение исполнения судебных решений (в частности, в форме деятельности судебных исполнителей);
4) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
5) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества в их деятельности;
6) аналитическая и организационная работа;
7) осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.
Судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательствам на суды иных функций.
 
10. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной.
Законодательная власть в лице Национального Собрания Республики Беларусь принимает законы. Таким образом законодательная власть воздействует на систему правосудия, “управляет” органами судебной власти, формирует судебную политику. Однако вмешательство в рассмотрение конкретных дел со стороны Парламента не допустимо. Законодательный орган не вправе пересматривать судебные решения, отменять и изменять акты правосудия. Он вправе корректировать судебную деятельность лишь посредством принятия новых законов и постановлений и осуществления контроля за их исполнением, а также толкования Конституции и законов, принятия решений об амнистии.
Конституционный Суд активно участвует в правотворческом процессе прежде всего выполняя свою основную функцию: дачи заключений о соответствии Основному закону нормативно-правовых актов (ст.116 Конституции).
Вторая форма взаимоотношений законодательной и исполнительной властей с судебной – это  их участие в формировании судейского корпуса.
В-третьих, законодательная власть утверждает финансирование судов за счет средств республиканского бюджета, смету расходов, связанных с их деятельностью. Причем, уменьшение расходов на судебные нужды, либо использование средств на их обеспечение на другие цели допускается только с согласия Парламента. Бюджет судов должен обеспечивать выполнение ими их конституционных полномочий.
Судебный контроль в сфере государственного управления – эффективное средство борьбы с чиновничьим произволом и беззаконием, важнейшая гарантия соблюдения прав человека.
 
 
 
11. Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и иными общественными организациями, преследующими политические цели.
Политические партии играют важную роль в политической системе, в развитии политической активности граждан и их участии в управлении государством. Они являются связующим звеном между государственной властью и народом, представителями различных слоев населения.
Рассматривая взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели, следует указать и еще на то, что к компетенции судов отнесено рассмотрение их жалоб на отказ органов юстиции в регистрации общественных объединений, а также исков и представлений о прекращении деятельности партий и общественных объединений в связи с нарушением требований ст. 5 Конституции Республики Беларусь, запрещающей им заниматься деятельностью, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя, либо пропагандой войны, возбуждением национальной, религиозной и расовой вражды (ст.ст. 17, 25 и 29 Закона РБ “Об общественных объединениях” от 4 октября 1994 г.).
 
12. Понятие, значение и отличительные признаки правосудия. Соотношение с судебной властью.
Итак, следует прежде всего отметить, что правосудие – это самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.
              Судебная власть осуществляется только судом. Поэтому как нет суда без правосудия, так не может быть правосудия без суда.
              Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами, путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел. Способы отправления правосудия зафиксированы в ст.4 Закона о судоустройстве и статусе судей в общей форме.
              Традиционно методами правосудия являются: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересов граждан, предприятий учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс.
Действующее законодательство и практика его применения знает еще три способа отправления правосудия: 1) рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство; 2) рассмотрение в судебных заседаниях хозяйственных споров между субъектами хозяйствования, так называемое хозяйственное судопроизводство; 3) наконец, конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным судом при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности  нормативных актов.
              Вместе с тем правосудие – это не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений, т.е. в кассационном, надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам, а также разрешение процессуальных вопросов, связанных с исполнением принятых судебных решений.
Обязательным отличительным признаком правосудия является процессуальная форма, под которой понимается соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры.
Правосудие и судебная власть – близкие, но не идентичные понятия. Правосудие – главная и основная функция судебной власти, ее образно говоря, сердцевина, “квинт-эссенция”, так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия. Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий. Иначе говоря, судебная власть охватывает всю сферу общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью судов, устройством судебной системы и отправлением правосудия.
             
13. Понятие, значение и система конституционных основ судебной власти.
Конституционные принципы, это общие и единые для всех судов исходные положения, которые определяют наиболее существенные стороны деятельности, эти привила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, но и для законодателя.
1.        осуществление правосудия только судом, В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам
2.        равенство граждан перед законом и судом
3.        правосудие в соответствии с законом, подзаконность судебной деятельности означает, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и разрешает дела на основе действующих нормативных актов, а не создает своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц.
4.        коллегиальность и единоличность в рассмотрении дел
5.        независимость судей ( обеспечивает действительную самостоятельность судебной власти, создает условия  для работы судов  , в которых суд имеет реальную возможность принимать решения, без постороннего вмешательства, давления и воздеиствия)
6.        открытое разбирательство дел, гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство – как исключение из этого правила
7.        право на защиту, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки
8.        принцип законности,
9.        состязательности и равенства сторон в процессе, суть его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются равные возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Состязательность и равенство сторон в процессе являются неразрывными понятиями, ведь, естественно, ни о каком состязании не может быть речи, если состязающиеся стороны не наделены равными правами и возможностями для отстаивания собственных позиций
10.     презумпция невиновности, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
11.     Выборность и назначение судей
 
 
 
 
 
 
14. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Право граждан и организаций на судебную защиту.
Осуществление судебной власти только судами
В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Применительно к уголовным делам это положение конкретизировано в ст. 26 Конституции, которая устанавливает, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.
Содержание рассматриваемого принципа формирует такие свойства судебной власти как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.
Право граждан на судебную защиту
Судебная власть составляет основу национальной системы защиты прав человека. Такой вывод вытекает из Всеобщей декларации прав человека, которая в статье 8-й закрепила право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Соответственно Конституция Республики Беларусь зафиксировала, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст.60). Это положение детализируется в статье 6-й Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, где указывается, что граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от покушений на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц.
Значение судебной защиты прав человека состоит в том, что без нее все остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, остаются недейственными. Так как суд осуществляет социальный контроль за поведением в обществе, за соблюдением Конституции и законов, он должен стать единственным органом, окончательно разрешающим все правовые споры в обществе.
 
15. Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии судейской независимости.
              Принцип независимости судей и подчинения их  только закону нашел закрепление во многих законодательных актах: Конституции РБ (ст. 110 Судьи  при осуществлении  правосудия независимы  и подчиняются только закону.      Какое-либо  вмешательство в  деятельность судей  по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону), Законе о судоустройстве и статусе судей (ст. 9 Участие граждан в осуществлении правосудия Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами), Законе о Конституционном Суде (ст. 2), процессуальных кодексах (ст. 22 УПК, ст. 11 ГПК, ст. 7 ХПК)
              Рассматриваемый принцип включает два относительно самостоятельные положения:
- при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц граждан, судей и вышестоящих судов;
- судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами.
.
16. Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними других нормативных актов.
Подзаконность является одним из свойств судебной власти. Статья 112 Конституции устанавливает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Аналогичная норма содержится в ст. 4 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”.
Подзаконность судебной деятельности означает, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и разрешает дела на основе действующих нормативных актов, а не создает своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц. Закон “О Конституционном Суде Республики Беларусь”, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, хозяйственно-процессуальное законодательство подробно регламентируют порядок, процессуальную форму судебного разбирательства и выносимых судом решений. Процессуальный порядок судебного разбирательства обеспечивает возможность суду при активном участии в судебном разбирательстве участников процесса, наделенных равными правами, установить истину по делу и вынести по нему законное и обоснованное решение.
 
17. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей.
Правосудие как вид государственной деятельности требует особой осмотрительности, взвешенности и осторожности при принятии решений. Одним из условий этого является обсуждение судьями вопросов рассматриваемого дела и принятие по нему большинством голосов законного и обоснованного решения. Вместе с тем, повышение статуса и качественного состава судей, усиление требований к кандидатам на эти должности, учет опыта зарубежных стран позволили законодателю наделить судей правом единоличного рассмотрения дел. Ст. 113 Конституции предусматривает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. Из смысла данной статьи следует, что коллегиальное рассмотрение дел необходимо рассматривать как правило судопроизводства, а единоличное – как исключение из этого правила. Составы судов при рассмотрении тех или иных категорий дел конкретизируются в отраслевом законодательстве.
 
18. Открытое разбирательство дел во всех судах.
Конституцией Республики Беларусь установлено: “Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства” (ст.114). Из данной статьи Конституции нетрудно сделать вывод о том, что гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство – как исключение из этого правила. Кроме того, независимо от рассмотрения дела в открытом или закрытом судебном заседании участвующим в нем лицам должна обеспечиваться реализация предоставленных им прав.
19. Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Статья 115 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что “правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе”. Это положение продублировано в процессуальных кодексах (ч.1 ст.24 УПК, ст.19 ГПК, ст. 9 ХПК) и суть его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются равные возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Состязательность и равенство сторон в процессе являются неразрывными понятиями, ведь, естественно, ни о каком состязании не может быть речи, если состязающиеся стороны не наделены равными правами и возможностями для отстаивания собственных позиций.
 
20. Порядок назначения и исполнения обязанностей судьи общего или хозяйственного суда.
Статья 99 (кодекса о суд. и ст. суд.). Назначение судей
Судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.
Статья 100. Исполнение обязанностей судьи общего или хозяйственного суда
На время нахождения судьи общего или хозяйственного суда в социальном отпуске на его должность может назначаться судья, находящийся в отставке, или иное лицо при условии соответствия его требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи общего или хозяйственного суда.
Судья общего или хозяйственного суда назначается в соответствии с настоящей статьей Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, основанному на заключении соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья, привлекаемый к осуществлению правосудия в соответствии с настоящей статьей, обладает правами и на него возлагаются обязанности судьи.
Выход на работу судьи, находившегося в социальном отпуске, является основанием для прекращения полномочий судьи, назначенного на его должность в соответствии с настоящей статьей. Решение о прекращении полномочий судьи принимается Президентом Республики Беларусь.
 
21. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, общего и хозяйственного суда.
Статья 101. Присяга судей общих и хозяйственных судов
Судья общего или хозяйственного суда вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги.
Судья общего или хозяйственного суда приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения на должность.
Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь приводятся к присяге Президентом Республики Беларусь.
Судьи областных (Минского городского) и Белорусского военного судов приносят присягу в Верховном Суде Республики Беларусь в присутствии судей Верховного Суда Республики Беларусь и председателей соответствующих судов.
Судьи районных (городских), специализированных и межгарнизонных военных судов приносят присягу соответственно в областных (Минском городском) и Белорусском военном судах в присутствии председателей и судей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, начальников управлений юстиции соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов, председателей соответствующих районных (городских), специализированных и межгарнизонных военных судов.
Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов приносят присягу в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь в присутствии судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей соответствующих хозяйственных судов.
На церемонию принесения присяги судьями общих и хозяйственных судов приглашаются представители Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Министр юстиции Республики Беларусь (его заместитель), председатель Республиканского совета судей (его заместитель), члены квалификационных коллегий судей, а также представители средств массовой информации и иные лица.
На церемонию принесения присяги судьями военных судов приглашается также Министр обороны Республики Беларусь (его заместитель).
Присяга судей общих и хозяйственных судов приносится в торжественной обстановке перед Государственным флагом Республики Беларусь. Началом церемонии присяги является оглашение указа Президента Республики Беларусь:
о назначении на должность судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов - Председателем Верховного Суда Республики Беларусь (его заместителем);
о назначении на должность судьи районного (городского), специализированного и межгарнизонного военного судов - соответственно председателем областного (Минского городского), Белорусского военного судов;
о назначении на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда - Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (его заместителем).
После оглашения указа Президента Республики Беларусь присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке.
Судья общего или хозяйственного суда приносит присягу следующего содержания:

После этого судьей подписывается акт о принесении присяги, который хранится в его личном деле.
После приведения к присяге судье вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи Республики Беларусь.
Судья общего или хозяйственного суда в период осуществления своих полномочий приводится к присяге один раз.
Статья 93. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Беларусь
Судья Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги.
К присяге судьи Конституционного Суда Республики Беларусь приводятся Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Началом церемонии присяги является оглашение решения о назначении (избрании) на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, после чего присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке. При этом его правая рука находится на Конституции Республики Беларусь.
Судья Конституционного Суда Республики Беларусь приносит присягу следующего содержания:

Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном Суде Республики Беларусь приводится к присяге один раз.
Акт о принесении присяги подписывается судьей Конституционного Суда Республики Беларусь и хранится в личном деле судьи Конституционного Суда Республики Беларусь.
После приведения к присяге судье Конституционного Суда Республики Беларусь вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи Республики Беларусь.
 
22. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов).
Право сторон, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений, закрепленное в ст. 115 Конституции, является одной из форм осуществления гражданами права направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам (ст. 40 Конституции). Жалобы участников процесса позволяют вышестоящим судам своевременно проверять решения нижестоящих судов, выявлять допущенные в них ошибки, отменять или изменять незаконные и необоснованные решения. Поэтому своевременное обжалование судебных постановлений (актов) следует рассматривать как действенное условие недопущения исполнения неправосудных решений, средство укрепления законности и правопорядка.
Перечень лиц, имеющих право подачи жалоб на решение судов, а также порядок обжалования детализируются в отраслевом процессуальном законодательстве.
 
23. Презумпция невиновности.
Принцип презумпции (от лат. praesumptio – предположение) невиновности сформулирован в ст.26 Конституции Республики Беларусь, где указано, что “никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Иными словами, обвиняемый (подсудимый) считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений (органам уголовного преследования запрещается перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности; не устранённые сомнения трактуются в пользу его невиновноти).
 
24. Право граждан на юридическую, в том числе, и на адвокатскую помощь.
Конституция Республики Беларусь отражает качественные изменения в правовой политике государства. Впервые в истории нашего конституционного законодательства права и свободы,  честь и достоинство человека объявлены высшей ценностью. Причем они не только декларированы, а гарантированы созданием соответствующих механизмов, необходимых для осуществления конституционных прав и свобод. Учитывая, что далеко не все граждане обладают необходимыми познаниями в области действующего законодательства, ст. 62 Конституции закрепила право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользования в любой  момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Весьма важным является и то, что в предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается за счет государственных средств и противодействия оказанию правовой помощи запрещается.
 
25. Понятие и принципы правового статуса судьи.
Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции.
Судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей  на профессиональной основе.
Содержание правового статуса судьи составляют следующие элементы:
- совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий;
- гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;
- ответственность судей.
Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.
Анализ соответствующих норм Конституции и Закона о судоустройстве и статусе судей позволяет выделить следующие принципы статуса судьи:
1. Единство судейского статуса; имеют единое правовое положение, одинаковые права, обязанности, ответственность.
2. Независимость судьи; – это его самостоятельность при осуществлении правосудия. Недопустимость вмешательства в деятельность судей в какой бы  форме это не проявлялось.
3. Несменяемость судьи; означает назначение (избрание) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом
4. Неприкосновенность судьи; непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в их профессиональную деятельность и личную жизнь.
5. Политическая нейтральность;
6. Надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита.
 
 
 
 
 
 
 
26. Несменяемость и неприкосновенность судей.
Несменяемость судей означает назначение (избрание) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом.
Следует отметить, что несменяемость судей не означает, что нет механизма своевременного избавления от некомпетентных и недобросовестных судей. Как уже отмечалось, при наличии предусмотренных в законе оснований и в порядке, установленном законом, полномочия любого судьи могут быть прекращены досрочно, в любое время. Однако смещение с должности судьи не может быть произвольным, при отсутствии предусмотренных законом оснований.
              Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей) также непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в их профессиональную деятельность и личную жизнь. Неприкосновенность ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства с учетом значимости выполняемых судейских функций.
В отличие от прежнего законодательства о судоустройстве, которое весьма узко трактовало неприкосновенность судьи, сводя ее по существу к особому порядку привлечения судьи к уголовной ответственности, ареста и применения мер административного характера, налагаемого в судебном порядке, Закон о судоустройстве и статусе судей детально и широко регулирует этот институт.
Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, его избравшего либо назначившего, с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
              Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь.
 
27. Народные заседатели. Предъявляемые требования. Правовое положение. Порядок формирования и утверждения списков народных заседателей.
              Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает участие граждан в отправлении правосудия в качестве народных и присяжных заседателей.
Как народные, так и присяжные заседатели – временные, непрофессиональные судьи. Однако правовое положения их неодинаково. Первые (народные заседатели) пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно с судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юридические вопросы дела. Не осуществляют лишь руководство ходом судебного заседания.
Вторые (присяжные заседатели) самостоятельно, без участия профессиональных судей, решают только фактические вопросы дела, а именно: виновно или невиновно лицо, преданное суду, в совершении преступления. Таким образом, присяжные заседатели наделены законом более узкими правами, но зато они решают вопрос о виновности самостоятельно, без влияния судьи-юриста, его авторитетного мнения.
              Народные заседатели призываются к участию в рассмотрении дел в порядке очередности по спискам по мере необходимости осуществления правосудия.
Что же касается составления списков народных заседателей, то длительное время последние избирались трудовыми коллективами и собраниями трудящихся по месту жительства, а также представительными органами разных уровней в зависимости от звена судебной системы. Теперь в соответствии со ст.6 Временного положения о порядке утверждения списков народных заседателей, утвержденного Верховным Советом Республики Беларусь 7 июня 1996 г., подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполкомов Советов сроком на пять лет на основе списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти из числа граждан, которые постоянно проживают на территории района, города, области и отвечают предъявляемым требованиям. Списки народных заседателей районных (городских), областных, Минского городского судов утверждаются соответствующими исполкомами. Списки народных заседателей военных судов утверждаются командирами воинских частей.
              Списки народных заседателей Верховного Суда, утверждаются Советом Республики Национального собрания по  представлению Председателя этого суда.
Не могут быть народными заседателями: лица, признанные ограничено дееспособными  или недееспособными либо страдающие хроническим психическим или иным заболеванием, препятствующим исполнению обязанностей народного заседателя; лица, привлеченные к уголовной ответственности или судимые за совершенные преступления: лица, не владеющие языком судопроизводства; лица, которые занимают должности, не совместимые с исполнением обязанностей народных заседателей (депутаты, члены Правительства, служащие органов внутренних дел и государственной безопасности, адвокаты, священнослужители).
Важно отметить, что количество народных заседателей устанавливается из расчета: 35 народных заседателей на одного судью районных (городского), межгарнизонных военных судов; 25 заседателей – на судью среднего звена общих судов и 10 заседателей – на судью Верховного Суда Республики Беларусь.
Как народным, так и присяжным заседателям закон гарантирует выплаты за выполнение ими обязанностей в суде.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
28. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи общих и хозяйственных судов. Квалификационный экзамен. Зачисление кандидатом в судьи. Специальная подготовка на судейскую должность.
Согласно ст. 62 этого закона судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.
Кроме того, кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.
Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.
Судьями Верховного Суда могут быть лица, имеющие как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование. Кроме того, на них не распространяется требование, касающееся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена. При этом судьи данной судебной коллегии, не имеющие высшего юридического образования, должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет.
Требования к кандидатам в судьи хозяйственного суда в принципе такие же, как и к кандидатам в судьи общих судов. “Судьей хозяйственного суда, – гласит ст. 6 Закона Республики Беларусь о хозяйственных судах от 9 декабря 1998 г., – может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей хозяйственных судов”. При этом судьей Высшего Хозяйственного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. (Судьи Верховного Суда, как ранее указывалось, должны иметь стаж судебной работы не менее пяти лет). Это позволяет привлекать на работу в Высший Хозяйственный Суд высококвалифицированных специалистов из разных сфер  юридической деятельности, имеющих практический опыт в области экономических отношений.
Подбор, подготовку кандидатов в судьи, повышение их квалификации осуществляют органы юстиции с участием соответствующих судов.
Квалификационный экзамен принимает действующая при Высшем Хозяйственном Суде экзаменационная комиссия, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей хозяйственных судов.
Результаты этого экзамена действительны в течение года с момента его сдачи и на протяжении всего времени  работы в должности судьи хозяйственного суда. Сдавший квалификационный экзамен и отвечающий требованиям на должность судьи хозяйственного суда вправе обратиться в квалификационную коллегию судей хозяйственных судов с заявлением о рекомендации на эту должность, которая и решает этот вопрос. При отказе в такой рекомендации повторное обращение в квалификационную коллегию, допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.
Впервые избранные или назначенные на должность судьи приносят присягу.
 
29. Права и обязанности судей и народных заседателей.
              Закон о судоустройстве и статусе судей четко и лаконично определяет права и обязанности судей.
Судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми.
При исполнении своих обязанностей, а также внеслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Закон запрещает заниматься судьям какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям.
Судья, будучи носителем судебной власти, наделен властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Он имеет право:
?                    требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;
?                    вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения и организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
?                    ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта;
?                    запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
При осуществлении правосудия судьи обязаны точно выполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.
Профессиональной обязанностью судьи является сохранение профессиональной тайны в отношении информации, связанной со служебной деятельностью.
Народные заседатели пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно с судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юридические вопросы дела. Не осуществляют лишь руководство ходом судебного заседания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
30. Кодекс чести судьи. Общая характеристика.
Распространяются также на судей, находящихся в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу, за исключением случаев, когда из существа отношений не вытекает иное.
В ст.2 Кодекса еще раз подчеркнуто, что при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться только законом и своей совестью. Закон превыше всего для носителей судебной власти.
В Кодексе чести судьи сформулированы правила поведения судьи, обеспечивающие  его независимость, объективность и беспристрастность. В частности, подчеркнуто, что всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по отправлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Он должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы то ни было для него оно неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности. Это непросто, но эта святая обязанность судьи быть объективным, беспристрастным и независимым, подчиняясь только закону.
Недопустимо использование судьей своего служебного положения в личных целях, а равно для удовлетворения чьих-либо интересов.
Судья обязан также, записано в ст. 6 Кодекса чести судьи, воздерживаться от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу судебных решений. Недопустимо также публично выражать свои политические пристрастия, агитировать за и против кандидатов на государственные должности.
Долгом судьи является оказание помощи молодым судьям в овладении профессиональным мастерством, хранить лучшие традиции судебной власти и передавать их новому поколению судей.
              Судья должен стремиться к созданию в судебном заседании обстановки торжественности, доброжелательности и спокойствия, проявлять уважение, терпение и вежливость в отношении сторон и других участников процесса, а также реагировать на нарушение норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей.
 
31. Приостановление и возобновление полномочий судьи.
Приостановление полномочий судьи в случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей).
              В Законе о хозяйственных судах 1998 г. (ст. 9) перечень случаев приостановления полномочий судьи хозяйственного суда дополнен, кроме того, такими основаниями как-то: признание судьи безвестно отсутствующим по решению общего суда, вступившим в законную силу; участие судьи в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные должности. В случае приостановления полномочий судьи заработная плата и иные выплаты производятся в порядке, установленном законодательством. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Председатель Высшего Хозяйственного Суда на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов после отпадения оснований для приостановления полномочий судьи (ст. 9).
Статья 123. Приостановление и возобновление полномочий судьи
Полномочия судьи приостанавливает Президент Республики Беларусь в случае:
возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого - до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела;
участия судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов - на время участия его в избирательной кампании.
Приостановление полномочий судьи по мотивам, указанным в абзаце третьем части первой настоящей статьи, не влечет за собой отмены его личной неприкосновенности, материальных и социальных гарантий.
Полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи, предусмотренные частью первой настоящей статьи.
             
32. Прекращение полномочий судей. Основания и порядок.
Действующий закон предусматривает две формы прекращения полномочий судей: 1) лишение полномочий и 2) освобождение от исполнения служебных обязанностей.
              Согласно ст.72 Закона о судоустройстве и статусе судей судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, несовместимого с их высоким статусом, не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их.
Освобождение судьи от исполнения обязанностей возможно по следующим основаниям: по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы; в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу; по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно; по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи; по собственному желанию; в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.
              Решение об освобождении от исполнения обязанностей принимается избравшим или назначившим его органом с учетом заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Исключение составляют только случаи, когда полномочия судьи прекращаются по собственному желанию или в связи с утратой гражданства.
Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей.
Закон предусматривает также временное приостановление полномочий судьи в случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей).
Прекращение полномочий судей Конституционного суда  осуществляется президентом, с уведомлением Совета Республики. Прекращение полномочий судей общих и хозяйственной судов осуществляется президентом, по совместному представлению Министра  юстиции, и председателя Верховного и Высшего хозяйственного суда соответственно. Полномочия председателей и судей Верховного и Высшего хозяйственного суда осуществляется президентом, председателей – с уведомлением СовМина.
 
 
 
33. Отставка судьи
              Согласно Закону «О гос. службе»:
Отставкой является прекращение государственной службы по предусмотренным настоящей статьей основаниям по инициативе государственного служащего.
Основаниями для отставки государственного служащего являются:
2.1. наличие стажа работы ДЛЯ СУДЬИ  (для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе соответственно стажа работы в должности судьи или прокурорского работника не менее 20 лет (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - не менее четырех лет)).
2.2. состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).
 
Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей.
              Согласно ст. 75 Закона о судоустройстве и статусе судей судья, проработавший на должности судьи не менее двадцати лет, вправе выйти в отставку независимо от возраста и причин ухода.
              Судья также считается в отставке в случае прекращения его полномочий в связи: с признанием его недееспособным в определенном законом порядке; невозможностью исполнения своих полномочий продолжительный срок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам.
Судье, вышедшему в отставку, выплачивается выходное пособие в расчете месячной заработной платы по последней должности за каждый год работы судьей, но не менее шестикратного среднего месячного заработка на оставляемой должности.
При выходе в отставку судьи областного, Минского городского, районных (городских) и военных судов предупреждаются об этом за месяц Министром юстиции, а судьи Верховного Суда – Председателем этого суда, судьи хозяйственных судов – Председателем Высшего Хозяйственного Суда.
              Отставка судье предоставляется Президентом Республики Беларусь. Судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда – Президентом с уведомлением Совета Республики.
 
34. Государственная защита судей и народных заседателей. Материальное и социальное обеспечение судей.
Закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на безопасность указанных лиц, их близких, а также направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.
              Видами мер государственной защиты этих лиц в соответствии со ст. 4 этого закона являются: применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности имущества; применение  мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; осуществление мер социальной защиты, установленных законом, в том числе реализация права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти) членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью. 
Материальное и социальное обеспечение судей, меры их правовой и социальной защиты должны гарантировать условия независимого исполнения ими должностных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров, их стабильности.
Установлены следующие виды обеспечения судей: соответствующая оплата труда; обеспечение форменной одеждой; внеочередная установка квартирного телефона; обеспечение благоустроенным жильем; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом его дополнительности и оплаты стоимости проезда; бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; обеспечение пожизненным содержанием в случае ухода в отставку или пенсией на общих условиях в соответствии с законодательством.
              Судьи обеспечиваются бесплатной форменной одеждой в порядке и на условиях, определяемых главой государства.
Судьям по их желанию вместо жилья могут предоставляться льготные банковские кредиты на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство.
              Жизнь и здоровье судей подлежат государственному обязательному личному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В предусмотренных законом случаях страховые организации выплачивают страховые суммы соответствующему судье или его наследникам.
Судьи освобождаются от прохождения воинских сборов. Они имеют право хранения, ношения и применения огнестрельного оружия, а также боеприпасов к нему.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
35. Аттестация судей. Их квалификационные классы.
Квалификационная аттестация судьи – это объективная оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней актами законодательства.
              Основными целями квалификационной аттестации признаются: улучшение качественного состава судей; установление соответствия судьи занимаемой должности; стимулирование профессионального роста судей, определение необходимости их переподготовки; повышение ответственности судей за соблюдение законности при осуществлении правосудия.
Различаются два вида квалификационной аттестации судей: очередная и внеочередная.
Первая проводится в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – в течение шести месяцев работы; при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей квалификационной аттестации. Внеочередная квалификационная аттестация проводится при назначении на должность судьи бессрочно, если судья был назначен (избран) на определенный срок полномочий; при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; при назначении на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе.
              Не подлежит квалификационной аттестации Председатели Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.
В отношении судей Верховного Суда, председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов и заместителей председателей этих судов квалификационная аттестация проводится квалификационной коллегией судей Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции. Квалификационная аттестация в отношении судей, входящих в состав квалификационных коллегий судей областных (Минского городского), районных (городских) судов и судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов, – также осуществляется квалификационной коллегией судей Верховного Суда по представлению соответственно председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов и руководителя соответствующего органа юстиции. Судьи областных, Минского городского, районных (городских), Белорусского военного и межгарнизонных военных судов проходят аттестацию в квалификационных коллегиях судей областей (г. Минска) и военных судов по представлению председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов и руководителя соответствующего органа юстиции. Судьи Высшего Хозяйственного Суда, председатели хозяйственных судов областей и их заместители – в квалификационной коллегии хозяйственных судов по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда и Министра юстиции, а судьи хозяйственных судов областей – в той же коллегии, но по представлению председателей.
Для судей судов Республики Беларусь установлены высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.
Квалификационные классы присваиваются:
высший квалификационный класс - Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
высший, первый и второй квалификационные классы - заместителям председателей и судьям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы - председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов, а также судьям областных (Минского городского), Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов;
второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы - судьям районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов.
Судьям, впервые назначенным на должность судьи районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов, присваивается пятый квалификационный класс, на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда - четвертый квалификационный класс. С учетом профессиональных качеств может быть присвоен и более высокий квалификационный класс в пределах, определенных частью второй настоящей статьи, исходя из опыта и стажа предыдущей работы в качестве стажера судьи, государственного арбитра, секретаря судебного заседания, работника органов прокуратуры, учреждений юстиции, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иного государственного служащего.
              Сроки пребывания в каждом квалификационном классе следующие:
в пятом квалификационном классе – 2 года;
в четвертом квалификационном классе – 3 года;
в третьем квалификационном классе – 4 года;
во втором квалификационном классе – 5 лет.
За судьей, пребывающем в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
36. Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов.
Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по двум основаниям: за нарушение законности при рассмотрении дел и за совершение другого служебного проступка. . За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка судья привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде.
              Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание; выговор; строгий выговор. При наложении взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.
Судья может быть подвергнут дисциплинарной ответственности не позднее двух месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, пребывания в отпуске, но не позднее года со дня его совершения.
Дела о дисциплинарных проступках судей общих и хозяйственных судов рассматриваются квалификационными коллегиями судей.
Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит: Председателю Верховного Суда – в отношении всех судей общих судов; Министру юстиции – в отношении всех судей общих  и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов; председателям областных, Минского городского, Белорусского военного судов, руководителю соответствующего органа юстиции – в отношении судей соответствующих областных, Минского городского, районных (городских) судов, Белорусского военного и межгарнизонных военных судов; руководителю соответствующего органа юстиции – в отношении судей районных (городских) судов; Председателю Высшего Хозяйственного Суда – в отношении всех судей хозяйственных судов.
Дисциплинарное производство в отношении Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда возбуждается Президентом.
Дело о дисциплинарной ответственности судьи должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в квалификационную коллегию судей.
Решение квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано судьей, в отношении которого оно вынесено, и лицом, возбудившим дисциплинарное производство, в десятидневный срок со дня его вынесения: в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, если решение было вынесено квалификационными коллегиями судей областей (г. Минска) и военных судов;
Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим такового.
 
37. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях.
Судебная система любого государства – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на его территории и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями.
Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности.
Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов.
Нижестоящие и вышестоящие суды образуют звенья судебной системы. Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающие определенное место, положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией, т.е. объемом прав и полномочий по осуществлению правосудия. Суды, имеющие одинаковые полномочия, относятся к одному звену судебной системы, хотя они могут носить и разные наименования (например, областные и Минский городской суды, в Российской Федерации – областные, краевые, городские (в Москве и СПБ), суды автономных областей и автономных округов и т.д.).
Судебная инстанция отражает, таким образом, взаимоотношения судов между собой в процессе рассмотрения конкретного дела (один суд рассматривает дело по существу, т.е. с вынесением судебного решения, а другой, вышестоящий – проверяет правильность этого решения).
              Итак, судебная инстанция – это такой суд, который
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.