На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
 
 
Кафедра гражданского права
 
Контрольная работа
По дисциплине:
«Гражданское право»
по теме «Ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПЛАН:
 
Введение………………………………………………………………………….………3
 
1. Договор розничной купли-продажи………………………………………………….4
 
2. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества………………………………………………………………...6
 
3. Имущественная ответственность   за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара………………………….….9
 
4. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………….….…20
 
5. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром………………………………………………………………………………….22
 
Заключение………………………………………………………………………..…….25
 
Список литературы……………………………………………………………………..26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях  рыночной экономики роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.
Гражданская ответственность является одним из видов юридической ответственности и подразумевает применение к правонарушителю санкций в виде возложения на него дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Рассматривая гражданско-правовую ответственность как средство охраны прав потребителей, необходимо отметить, что ее основной функцией является компенсационная, т.е. восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Гражданский кодекс РФ предусматривает различные формы ответственности: в форме возмещение морального вреда, имущественного вреда, возмещения убытков и  уплаты неустойки, кроме того,  в соответствии с п.п.1 и 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества вправе по своему выбору требовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, либо возмещение расходов на устранение недостатков товара, либо возврата уплаченной за товар денежной суммы.
В то же время, к отношениям,  не урегулированным гражданским кодексом РФ,  применяются Закон РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним. Так, вопросы ответственности контрагентов потребителя регулируются несколькими статьями Закона о защите прав потребителей применительно к виду и характеру нарушенного права потребителя. Так ст. 12  Закона устанавливает ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге); ст. 14 - имущественную ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги); ст. 15 - за причинение морального вреда потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством; ст. 16 - за причинение потребителю убытков, вызванных включением в договор незаконных условий; ст. 18 - за продажу товара ненадлежащего качества; ст. 23 - за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром; ст. 28 - за нарушение сроков выполнения работ (услуг); ст. 29 - за недостатки работы (услуги).
Система гражданско-правовой защиты прав потребителей предусматривает ответственность продавца, изготовителя, исполнителя и других лиц перед потребителем и перед государством.
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
 
Розничная купля-продажа направлена на удовлетворение бытовых потребностей граждан, подразумевает экономическое неравенство участников договора, которое компенсировано преимуществами, предоставленными слабой стороне,  именно в соответствии со статьей 492 ГК РФ - право покупателя ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий при отсутствии чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отличие договора розничной купли продажи от договора поставки состоит в том, что целью поставки в соответствии со ст. 506 Гражданского кодека РФ является «использование покупателем товаров для применения в предпринимательской сфере или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».1 Товар, передаваемый по договору розничной купли-продажи в соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ «предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».2
На сегодняшний день данный вопрос наиболее актуален по причине принятия  Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ", который изменил определение розничной торговли в целях применения ЕНВД.
В соответствии с Законом N 101-ФЗ с 01.01.2006 розничной торговлей в целях применения ЕНВД признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт), на основе договоров розничной купли-продажи.
По данному вопросу И. Разумова в работе «Поставка или розничная купля-продажа?» пишет: «Наиважнейшим становится определение цели покупки, именно от этого зависит, торгует ли  налогоплательщик в розницу или оптом. Выводы о цели сделки, с одной стороны, должны быть сделаны в момент ее совершения. С другой стороны, такие выводы всегда будут очень зыбкими. Ведь гражданское законодательство не содержит реальных, не обусловленных волей и действиями третьих лиц - покупателей критериев отнесения торговли к розничной или оптовой; напротив, ГК исходит из автономии воли участников гражданского оборота (ст. 2 ГК РФ)».3
В соответствии с письмом Минфина РФ от 16.01.2006 N 03-11-04/3/14: «…при осуществлении операций по реализации товара к оплате предъявляются соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, составляются счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то указанная предпринимательская деятельность не может быть признана розничной торговлей для целей применения единого налога на вмененный доход и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения».4 Также это отражено в ст. 493 ГК РФ, согласно которой «договор розничной купли-продажи _______________________________________________________________________
1. Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5. ст.410.
2. Там же.
3. Разумова И. Поставка или розничная купля-продажа? // Эж-Юрист. – 2006. - №10. – 17с.
4. Документы и комментарии, №5 от 01.03.2006г.
 
считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара».1
По мнению И. Разумовой «…условие о запрете перепродажи противоречит ГК РФ и является ничтожным: по договору купли-продажи вещь передается покупателю      в  собственность,    и  он  вправе  по   своему усмотрению совершать в ее отношении любые действия. Если же владелец вещи, получивший ее в результате сделки купли-продажи, не вправе распоряжаться ее судьбой, то следует признать, что вещь перешла к владельцу не по договору купли-продажи, но по какому-либо иному. То же можно сказать и о положении, обязывающем контрагента - юридическое лицо использовать купленное в целях личного, семейного, домашнего использования, ведь организация не сможет следовать указанному в силу своей природы».2
Таким образом, принципиальное отличие рассмотренных договоров заключается в их цели, при этом поставка предполагает коммерческое использование купленного товара, а розничная продажа либо не преследует этой цели вообще, либо в очень «скрытом виде». Вывод о цели использования покупки можно сделать исходя из цены сделки, количества, ассортимента товара, регулярности сделок между теми же лицами, личности покупателя.
Здесь также следует отметить, что договор розничной купли-продажи является консенсуальным, взаимным, данный договор во всех случаях публичный,  и как правило, выступает договором присоединения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
_______________________________________________________________________
1.Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5. ст.410.
2.Разумова И. Поставка или розничная купля-продажа? // Эж-Юрист. – 2006. - №10. – 23с.
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРАНЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
 
Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Закон конкретизирует это определение применительно к отношениям по поводу защиты прав потребителей, указывая на нарушение этих прав, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, как на причину возникновения морального вреда. Причинителями вреда в соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей могут быть изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер). Так, в отличие от вреда, причиненного недоброкачественным товаром, возмещение морального вреда может быть непосредственно возложено на каждого из указанных лиц. С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителя, предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ по защите прав потребителей. А.Я. Парций в комментарии к Закону о защите прав потребителей пишет, что уполномоченные лица несут ответственность за причинение потребителю морального вреда в результате своих собственных действий (бездействия), не входящих в функции, возложенные на них по договору с изготовителем или продавцом товара.
Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда. Обязанность доказывать отсутствие вины лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.
Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом, согласно ст. 151 ГК РФ, принимается во внимание степень вины причинителя, иные обстоятельства, степень физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований. Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями. Например, «Ф. обратился к мировому судье и иском к ООО «Эльдорадо-Архангельск» о расторжении договора-купли продажи автомобильного телевизора «ELENBERG» от 14.07.2005г., взыскании убытков, неустойки, морального вреда, обосновывая свои требования тем, что в товаре обнаружены недостатки: не реагирует память меню, не работает ПДУ. После обнаружения недостатков она обратилась в магазин с требованиями о расторжении договора купли-продажи, а 19.07.2006г. с письменной претензией. В добровольном порядке ее требования удовлетворить отказались. В судебном заседании истица  Ф. поддержала исковые требования, пояснила…, что действиями продавца причинен моральный вред. Они с семьей собирались ехать  в отпуск и для этого специально покупали телевизор,  пришлось отложить поездку  на несколько дней из-за  проблем  с телевизором. Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения… продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежат компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Суд решил исковые требования Ф. удовлетворить  ООО «Эльдорадо-Архангельск» в Ф. взыскать стоимость автомобильного телевизора, в размере 5391 рублей, неустойку в размере 2000 рублей,  денежную компенсацию морального вреда в размере 400 рублей».1
Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10. Среди них следует обратить внимание на следующие: «Суду необходимо выяснять, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора». 2
Также следует отметить, что «в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности».3
На требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (ст. 208 ГК РФ).
«Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом    с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий».4
Кроме того следует отметить то, что «Суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку в силу действующего законодательства ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду
 
 
1. Дело №2-1098// Архив Октябрьского районного суда г. Архангельск. 2005.
2. Постановления Пленума ВС РФ  от 20.12.1994г. N 10 Постановления Пленума ВС РФ  от 20.12.1994г. N 10.
3. Там же.
4. Там же.
 
с имущественной ответственностью, так и самостоятельно».1
Потерпевший, то есть лицо, которому преступлением причинен моральный вред, вправе предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда при производстве по уголовному делу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Постановления Пленума ВС РФ  от 20.12.1994г. N 10
ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ИЛИ ИМУЩЕСТВУ ПОТРЕБИТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРА.
Законодательство Российской Федерации различает виды гражданско-правовой ответственности в зависимости от правовых оснований ее возникновения. Такими видами являются  договорная и внедоговорная ответственность. А.Я. Парций отмечает: «Деление на указанные виды имеет практическое значение при применении мер ответственности, поскольку они регулируются различными нормами законодательства…
Под договорной понимается ответственность, возникшая в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сторонами договора определенных в нем обязательств.
Внедоговорная ответственность возникает в связи с совершением одним лицом противоправных действий в отношении другого лица, в результате чего последнему причинен определенный ущерб.  Между правонарушителем и потерпевшим отсутствуют какие-либо договорные отношения, а для наступления ответственности необходимо наличие реального ущерба, например смерть кормильца, потеря трудоспособности и заработка потерпевшим, повреждение или уничтожение имущества, вынужденные расходы на его восстановление».1
Статья 14 Закона о защите прав потребителей регулирует вопросы имущественной ответственности за вред, возникший именно в результате противоправных действий, которые выражаются в реализации товара (работы, услуги) с недостатками, представляющими опасность для любого пользователя.
Изложенные положения о видах ответственности отражены в п. 2 ст. 14 и означают в данном случае, что причиненный вред должен быть возмещен не только непосредственному приобретателю товара, заключившему договор с продавцом, но также, например, членам его семьи, лицам, которым он подарил или продал товар и т.п., если им причинен вред в результате недостатков товара. Каждый из таких лиц имеет право самостоятельно требовать возмещения вреда.
В части второй ГК РФ также предусмотрено регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (гл. 59). Основания ответственности за этот вред в ГК РФ (ст. 1095) и Законе практически совпадают. Важно подчеркнуть два момента: во-первых, по ГК РФ вред может быть возмещен не только физическому, но и юридическому лицу, если вред причинен его имуществу; во-вторых, в Кодексе прямо указано, что продавец, изготовитель, исполнитель несут ответственность независимо от их вины, в отличие от общего правила возмещения причиненного вреда лишь при наличии вины причинителя.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона о защите прав потребителей лицами, несущими ответственность за причинение вреда, являются продавец или изготовитель товара (по выбору потерпевшего), исполнитель работы или услуги. В то же время указанный Закон расширил круг лиц, несущих ответственность за нарушение прав потребителей, предусмотренных законом и договором. В этом выражен договорный и внедоговорный характер отношений, возникающих в результате причинения вреда.
 
1. Парций А.Я. Комментарий к закону «О защите прав потребителей» (постатейный) // Консультант плюс. - 2006.
Так одним из новых контрагентов потребителя, а именно импортер, может нести ответственность за причинение вреда на основании ст. 14 Закона о защите прав потребителей, поскольку согласно определению этого лица он является продавцом импортированного им товара.
Статья 1095 ГК РФ предусматривает также ответственность за вред, причиненный указанным в ней объектам вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре.
В Законе о защите прав потребителей ответственность за указанные действия предусмотрена в п. 3 ст. 12, которая в части порядка возмещения вреда отсылает к ст. 14 Закона о защите прав потребителей.
Согласно п. 3 ст. 14 вред подлежит возмещению, если он причинен в течение срока службы или срока годности товара. В настоящее время и Закон и ГК РФ исходят из принципа установления различных сроков причинения вреда, влекущих обязанность его возмещения, в зависимости от обязательности или необязательности установления на тот или иной товар сроков службы или сроков годности в соответствии со ст. 5 Закона (о порядке определения товаров, на которые установление упомянутых сроков является обязательным.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 14 Закона о защите прав потребителей причиненный вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения, если вопреки требованиям п. п. 2 и 4 ст. 5 Закона срок службы или срок годности не установлены. Согласно указанной норме Закона о защите прав потребителей   вред подлежит возмещению в том же порядке, если:
- потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности;
- потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях невыполнения этих действий;
- товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни и здоровья человека.
Установленный Законом перечень оснований для возмещения вреда независимо от времени его причинения в основном совпадает с аналогичным перечнем, предусмотренным п. 2 ст. 1097 ГК РФ, за исключением последнего основания, которое в ГК РФ отсутствует. Потенциальная опасность товара, по определению возникающая по истечении упомянутых сроков, такой причиной быть не может. Сущность указанных сроков согласно ст. 5 Закона в том и состоит, что они определяют период безопасного использования товара, а их истечение заведомо расценивается как обстоятельство, влекущее признание товара потенциально опасным. Однако вред подлежит возмещению, если он причинен в течение именно этих сроков, что рассматривается как правонарушение. Возмещение вреда независимо от времени его причинения возможно, если упомянутые сроки не установлены вопреки требованиям закона. По данному вопросу А.Я. Парций пишет: «Но для этого вред должен быть реально причинен, иначе непонятно, что же должно возмещаться».1
Следует отметить, что Закон о защите прав потребителей в качестве одного из _____________________________________________________________________________1. Парций А.Я. Комментарий к закону «О защите прав потребителей» (постатейный). // Консультант плюс. - 2006.
оснований указывает отсутствие соответствующей информации о сроках службы или годности на товар, тогда как ГК РФ - на отсутствие информации о самом товаре, а также еще и об услуге.
Также необходимо отметить то, что обязательная информация о товаре, связанная с его безопасностью, в п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, кроме информации о сроках службы и годности, предусматривает также информацию о правилах безопасного использования товара, об обязательном подтверждении соответствия, т.е. является более широкой по сравнению с п. 3 ст. 14.
Абзац 3 п. 3 ст. 14 Закона о защите прав потребителей регулирует вопрос о сроках причинения вреда в тех случаях, когда изготовитель не воспользовался в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона своим правом установить срок службы на товар, на который обязательное установление такого срока не предусмотрено в установленном порядке. В этом случае вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, а если этот день установить невозможно, с даты изготовления товара.
Статья 5 Закона о защите прав потребителей регламентирует, что в добровольном порядке может устанавливаться срок службы на товары, на которые установление этого срока не является обязательным, а установление "добровольного" срока годности на соответствующие товары не предусматривает. Между тем п. 1 ст. 1097 ГК РФ в этом отношении не делает различия между сроками службы и годности. А.Я. Парций по данному вопросу указывает: «Позиция Кодекса является обоснованной, соответствует интересам потребителей и, установленная им норма может применяться изготовителями соответствующих товаров. Из рассмотренного различия вытекает и несовпадение подходов к определению порядка исчисления десятилетнего срока причинения вреда».1
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 14 этот срок исчисляется со дня передачи товара потребителю, а если этот день установить невозможно - с даты изготовления товара. Согласно п. 1 ст. 1097 ГК РФ этот срок является единым для всех товаров и исчисляется со дня производства товара. При применении упомянутых норм следует исходить из характера соответствующих товаров. Товары, на которые устанавливаются сроки службы, начинают терять свои свойства с момента начала их использования, что возможно только с момента их передачи потребителю. Товары, на которые должны устанавливаться сроки годности, начинают терять свои свойства с момента их изготовления. Соответственно указанным особенностям товаров и должен определяться порядок исчисления 10-летнего срока.
Закон о защите прав потребителей предусматривает право потерпевшего по его выбору обращаться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Если вред причинен в результате предоставления ненадлежащей информации о товаре, требование предъявляется лицу, ответственному за это. Аналогичная норма содержится в ст. 1096 ГК РФ. Выбор потерпевшего не связан с виной изготовителя или продавца, которые свои взаимные претензии должны решать в порядке регрессных требований.
Закон о защите прав потребителей устанавливает исключительную _____________________________________________________________________________1. Парций А.Я. Комментарий к закону «О защите прав потребителей» (постатейный). // Консультант плюс. - 2006.
ответственность изготовителя (исполнителя) в тех случаях, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении товара, что придало товару качества, послужившие причиной вреда. А.Я. Парций по данному вопросу пишет: «Использованный в изделии материал со временем начинает выделять вредные вещества или приобретает способность к самовозгоранию или в результате обработки товар становится источником высокой радиации. Для наступления ответственности и в этом случае не требуется наличие вины».1
В соответствии со ст. 1098 ГК РФ «В случае причинения вреда: «изготовитель, продавец, исполнитель могут быть освобождены от ответственности, если докажут, что вред причинен в результате действия непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара по его вине».2
В ст. 1098 ГК РФ нарушение потребителем установленных правил транспортирования товара как основание освобождения причинителя вреда от ответственности за вред не упоминается, однако это обстоятельство не является препятствием для применения правил Закона о защите прав потребителей.
Согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавших предъявлению иска. Право на возмещение вреда в упомянутых случаях возникает с момента смерти или повреждения здоровья гражданина. В отношении требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потребителя, действует общий срок исковой давности - три года.
Способы возмещения вреда предусмотрены ст. 1082 ГК РФ: предоставление вещи такого же рода и качества, исправление поврежденного имущества или возмещение убытков. При повреждении здоровья
возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, питание и т.п. (ст. 1085 ГК РФ).
Федеральный закон от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» также рассматривает вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения требований технических регламентов к продукции и к процессам. Согласно п. 3 ст. 36 данного ФЗ в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_____________________________________________________________________________1. Парций А.Я. Комментарий к закону «О защите прав потребителей» (постатейный). // Консультант плюс. -2006.
2. Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5. ст.410.
По данному вопросу А.Я. Парций пишет: «В федеральном законе существенно расширен по сравнению с ГК РФ и Законом перечень объектов, которым причиняется вред, подлежащий возмещению. Перечень дополнен указанием на государственное и муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений. Потерпевшим по этим дополнительным объектам является государство, если два последних объекта не входят в состав имущества потребителя.
Упомянутый в п. 3 ст. 36 ФЗ случай возникновения угрозы причинения вреда, т.е. когда вред еще не причинен, не следует связывать с его возмещением. Эта ситуация влечет другое последствие - обязанность принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам и объектам».1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
_____________________________________________________________________________1. Парций А.Я. Комментарий к закону «О защите прав потребителей» (постатейный) // Консультант плюс. -  2006.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРА НЕНЕДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
 
Подавляющее количество споров из договора розничной купли-продажи связано с ненадлежащим качеством товара. Перечень прав, предоставляемых покупателю в этом случае, содержится в ст.503 ГК. Поскольку, согласно п.3 ст.492, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК применятся Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии сними, данные отношения также регулируются ст.18 Закона о защите прав потребителей.
Статья 503 ГК РФ и ст.18  Закона о защите прав потребителей регулируют одни и те же общественные отношения, поэтому применяются вместе, и что не сказано или не точно сказано в одной статье, дополняется другой
Так, в случае неисполнения или некачественного исполнения договора розничной купли-продажи покупатель имеет право предъявлять следующие требования:
1. Требование о соразмерном уменьшении покупной цены обычно заявляется, когда недостаток товара не препятствует, но ограничивает его исполнение по назначению. В соответствии с п.3 ст.24 Закона о защите прав потребителей: «В случае предъявления покупателем  требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в  расчет понимается цена товара  на момент предъявления покупателем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены».1
По данному вопросу Н.Н. Агафонова в работе «Некоторые проблемы договора розничной купли-продажи» пишет: «Закон не может дать ни каких критериев, на основании которых могла быть произведена уценка. Все вопросы решаются по соглашению сторон, в необходимых случаях с учетом акта-экспертизы. Спорные вопросы разрешаются судом».2
2. Устранение недостатков товара производится безвозмездно. В этом случае покупатель не должен оплачивать ни сам ремонт, ни стоимость заменяемых элементов.  При принятии товара для устранения его недостатков у лица, которому был передан товар, возникает перед покупателем обязательство по обеспечению сохранности этого товара. К данному  обязательству применяются правила гл.47 ГК РФ о договоре хранения, если иное не предусмотрено законом. Хранится товар во время ремонта также безвозмездно.
После устранения недостатков гарантийный срок  продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня  обращения покупателя с требованиями об устранении  недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия устанавливается гарантийный срок  той же продолжительности, что и на замененные, если иной не предусмотрено   договором. Этот срок исчисляется со    дня    выдачи покупателю товара по окончании ремонта согласно ст.471 ГК и п.4.
 
1.Собрание законодательств РФ , 15.01.1996, №3, ст.140
2. Агафонова Н.Н. Некоторые проблемы договора розничной купли-продажи // Закон. 2004г. - №10. – с.68.
ст.20 Закона о защите прав потребителей.
Кроме того, некоторые продавцы и изготовители при реализации технически сложных товаров в документах, устанавливающих гарантийные обязательства, указывают, что эти обязательства не распространяются на комплектующие изделия и расходные материалы. В этой связи возникают вопросы об объеме и правовом регулировании так называемого гарантийного ремонта - безвозмездного устранения недостатков.
По данному поводу Я.Е. Парций пишет: «Для правильного решения этого вопроса необходимо определить, что входит в состав товара, из каких частей он состоит… Например, входят ли в состав "автомобиля" аккумулятор, шины, лампы в фарах, радиоприемник и т.д. или они являются расходными материалами, комплектующими изделиями?».1
Для этого необходимо определить, что является комплектностью товара и комплектом товаров. Статья 478 ГК РФ, регулирующая вопрос о комплектности товара, не содержит определения этого понятия. Ст. 479 ГК РФ указывает, что комплект товаров - это их определенный набор. При этом каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению, независимо от других товаров, включенных в комплект. Состав комплекта является чисто договорным условием. Таким примером комплекта товаров является набор мебели, который может изменяться по желанию покупателя. В отличие от комплекта, под комплектностью следует понимать такую совокупность составных частей, которые и образуют собственно товар с определенными потребительскими свойствами. Эти составные части самостоятельно не используются. Вместе с тем отдельные части товара - комплектующие изделия, например, шины для транспортных средств, могут
быть отделены от основной части товара, и  изнашиваются быстрее последней. Именно в силу этого п. 3 ст. 470 ГК РФ допускает возможность установления на эти части в договоре купли-продажи самостоятельного гарантийного срока, отличающегося по продолжительности от гарантийного срока на основное изделие. Если договором это не предусмотрено, гарантийный срок на основное изделие распространяется и на комплектующие изделия.
Технически сложные изделия иногда не могут выполнять свои функции без расходных материалов и деталей, которые не входят в состав товара. Потому, как отмечает А.Я. Парций:  «во избежание споров по поводу того, на что именно распространяются гарантийные обязательства, изготовитель (продавец) товара должен точно определить его комплектность».2
Согласно ст. 478 ГК РФ, комплектность определяется договором купли-продажи. Это может быть сделано различными способами: путем ссылки на соответствующую техническую документацию, в документах, прилагаемых к товару; путем перечисления в этих документах составных частей товара; путем перечисления расходных деталей или материалов, на которые гарантийные обязательства не распространяются.
_____________________________________________________________________________1. Парций А.Я. Комментарий к закону «О защите прав потребителей» (постатейный) // Консультант плюс. - 2006.
2. Там же.
 
 
Если договором комплектность товара не определена, она определяется сложившимися в определенной области правилами, не предусмотренными законодательством. О том, что определенная составная часть не входит в состав комплектности товара, можно заключить из указания, что цена этой части не входит в цену товара.
От комплекта товаров и комплектности товара следует отличать широко используемое в практике понятие "комплект поставки". В этот перечень обычно включают все, что передается потребителю, включая основное изделие, комплектующие изделия, запчасти, инструмент, предметы упаковки, различную документацию. Иногда комплект поставки ошибочно называют в документации комплектностью, что расширяет пределы ответственности продавца.
Гарантийный ремонт является способом восстановления права потребителя на получение доброкачественного товара. Поэтому к указанным отношениям должны применяться нормы гл. 2.
В связи с требованием о безвозмездном устранении недостатков товара возникает вопрос о том, кто будет выполнять эту обязанность. Возможны два варианта. Первый - изготовитель берет на себя выполнение соответствующих функций в договоре поставки. Второй - продавец заключает с ремонтным предприятием соответствующий договор, согласно которому ремонтное предприятие выполняет функции продавца в объеме и порядке, предусмотренных этим договором. При заключении договора возникнут вопросы об обеспечении ремонтного предприятия запасными частями, материалами, оборудованием. Если продавец и ремонтное предприятие не имеет возможности или желания взять на себя выполнение указанных обязанностей, продавцу целесообразно предусмотреть решение указанных и смежных вопросов в договоре поставки с изготовителем товара. Разумеется, это возможно, как правило, при длительных хозяйственных связях. При этом необходимо ссылаться на ст. 6 Закона о защите прав потребителей. Согласно этой статье, изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Эта обязанность реализуется изготовителем путем обеспечения ремонта и технического обслуживания товара, а также выпуска и поставки в торговые и ремонтные организации необходимого количества и ассортимента запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Необходимо особо оговорить порядок и сроки поставки запчастей с учетом срока ремонта, установленного в соответствии с правилами п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, а также порядок и сроки поставки или иного способа обеспечения выполнения требования потребителя о безвозмездном предоставлении аналогичного товара на период ремонта, в соответствии с п. 2 указанной статьи.
            В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей: «Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)              незамедлительно».1
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 21.112000 г. N 32, _______________________________________________________________________
1. Собрание законодательства РФ, 15.01.1996г., №3, ст.140.
который внес изменения в  Постановление Пленума от 29.09.1994 г. N 7: «под понятием "незамедлительно" следует понимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения».1
В случае заключения  договоров розничной купли-продажи в устной форме срок для устранения недостатков может быть указан в сопроводительной, технической документации, поскольку указанный договор является договором присоединения.
Предоставление на время ремонта в пользование потребителя аналогичного товара длительного пользования осуществляется лишь по его требованию. 
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется указанное требование, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 и включает:
автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
мебель;
электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);
электробытовые приборы, используемые для термической обработки
продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);
гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия»..2
Согласно п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, если ремонт осуществляется обычным способом, без замены комплектующих изделий или составных частей основного товара, гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его после ремонта. Указанный период должен быть подтвержден документом ремонтной организации.
Если ремонт осуществляется путем замены комплектующих изделий или составных частей, на которые установлены гарантийные сроки, то на новые комплектующие изделия или составные части гарантийный срок устанавливается той же продолжительности, что и на замененные. В этом случае гарантийный срок исчисляется со дня выдачи товара потребителю после ремонта. Договором может быть предусмотрен иной порядок. Изложенный порядок (п. 4 ст. 20 Закона) соответствует п. 4 ст. 471 ГК РФ, но
Закон о защите прав потребителей  распространяет его и на составные части, чего нет в ГК РФ. Если соответствующее лицо не примет мер по установлению гарантийного срока на новые комплектующие изделия или составные части в письменной форме, потребитель вправе считать этот срок
действующим в силу закона.
_______________________________________________________________________
1. Вестник ВАС РФ, 1995г.
2. Российская газета №21, 04.02.1998г.
Следует обратить внимание, что абз. 1 п. 2 ст. 471 ГК РФ регулирует другие случаи невозможности использования товара, кроме обнаружения недостатков, по обстоятельствам, зависящим от продавца. Такими обстоятельствами могут быть, например, отсутствие инструкции по эксплуатации, задержка с установкой товара. В этих случаях гарантийный срок не течет.
В этой связи целесообразно согласование вопросов, регулируемых в ст. 20 Закона о защите прав потребитедлей, между розничным продавцом и изготовителем (поставщиком) товара путем включения взаимных обязательств в договор поставки.
Например, «ТОО "Универмаг "Юбилейный" реализовало по договорам розничной купли - продажи холодильники "Саратов КШ-160", полученные от производственно - коммерческого предприятия "Поиск-К" в соответствии с договором поставки.
В период гарантийного срока эксплуатации несколькими потребителями были обнаружены недостатки товара. По требованиям потребителей продавец возместил им расходы на исправление недостатков, а одному из потребителей безвозмездно устранил дефекты.
Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления требований о возмещении убытков изготовителю товара - ООО "СЭПО-ТЕМП".
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа  удовлетворении иска было отказано  Президиум ВАС так же не нашел оснований для отмены данного решения. Истец ссылался на то, что согласно пунктам 2 и 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление продавцу, а также изготовителю.
Поскольку граждане осуществили свое право на возмещение расходов путем обращения к продавцу по договору розничной купли - продажи, у последнего в результате удовлетворения этих требований возникло право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, так и к изготовителю товара, установившему гарантийный срок. Поэтому предъявление регрессного иска непосредственно к изготовителю товара является правомерным.
Однако, исходя из пункта 3 статьи 492 названного Кодекса законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли - продажи с участием покупателя - гражданина.
Следовательно, права потребителей, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", не могут переходить к продавцу по договору розничной купли - продажи. Следовательно продавец, удовлетворивший требования потребителей, должен обращаться с иском о возмещении убытков на основании ст.518 ГК РФ не к изготовителю, а к поставщику, передавшему товар с недостатками».1
3. Право требовать возмещение своих расходов на устранение недостатков товара возникает у покупателя в случае, если продавец отказался произвести
_____________________________________________________________________________1. Вестник ВАС РФ, 1999г., 310
ремонт независимо от причины отказа, либо не произвел его ремонт в установленный законом срок. Н.Н. Агафонова по данному вопросу пишет: «Ели покупатель не обращаясь на к продавцу, ни к организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, доверит ремонт товара знакомому умельцу, обязанное пред покупателем лицо не сможет определить ни характер поломки, ни время, ни причину, появления недостатка. Это необоснованно ущемляет продавца, который либо имеет своих квалифицированных мастеров, либо заключает соответствующие договоры со специализированными организациями».1
Как полагает Н.Н. Агафонова: «… из ГК или из закона о защите прав потребителей    никакой     последовательности      совершения  покупателем действий не вытекает. В ст.18 указанного Закона безвозмездное устранение недостатков и возмещение расходов на их устранение соединены союзом или. Как равнозначные они перечислены в ст.503ГК. … эту неточность следовало бы устранить и установить право покупателя устранять недостатки товара своими силами или средствами после того, как он обратившись к продавцу или к специализированным организациям, получил отказ или просто не получил ответа, или обязательство перед ним не было исполнено  надлежащим образом».2
4. В соответствии с п.2. ст.21 Закона о защите прав потребителей замена товара должна производиться на товар, не бывший в употреблении, с установлением  нового гарантийного срока.
В соответствии с приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  от 20 мая 2006 года №160 «О некоторых мерах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребитель предъявил продавцу или изготовителю требование о заменен товара ненадлежащего качества   на товар той же марки, модели, артикула, но такой товар уже снят  с производства  либо прекращены поставки товара вследствие непреодолимой силы, обязательства продавца,  изготовителя в части такой замены прекращаются в связи с невозможностью исполнения. Бремя доказывания невозможности замены в силу названных условий лежит на продавце, изготовителе.
Если указанные обстоятельства будут установлены в стадии исполнения  вынесенного судом решения, обязывающего ответчика   предоставить потребителю взамен некачественного товара товар той же марки, модели, артикула, суд решает вопрос об  изменении способа исполнения решения. В случае невозможности исполнения требования потребителя о замене товара на товар той же марки, модели, артикула. Потребитель вправе предъявить иное требование из перечисленных в п.1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей. П .1 статьи 21 «Замена товара ненадлежащего качества» устанавливает несколько сроков для замены товара с недостатками в зависимости от ряда обстоятельств. Так основной срок для замены товара, когда его недостатки очевидны, сохранен - 7 дней со дня предъявления требования. В случае если лицо, которому предъявлено требование о замене, найдет необходимым провести дополнительную проверку товара. товар должен быть заменен в течение 20 дней.
Срок замены увеличивается до одного месяца, если на момент предъявления требования у обязанного лица необходимый товар отсутствует.     Для      районов
1. Агафонова Н.Н. Некоторые проблемы договора розничной купли-продажи // Закон. 2004г. - №10. – с.70.
2. Там же.
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в указанных случаях срок замены определяется сроком очередной доставки грузов. В случае спора факт отсутствия товара должен быть доказан этим лицом.
Дополнительная проверка товара должна производиться в соответствии с установленными обязательными требованиями - техническими регламентами, и договором, а в случае отсутствия таких правил в этих документах - в соответствии с обычно применяемым порядкам для данного товара.
А.Я. Парций пишет: «При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положение п. 1 ст. 416 ГК РФ о прекращении обязательства (в данном случае по замене товара) в связи с невозможностью его исполнения, вызванного обстоятельством, за которое ни одна из сторон договора не отвечает. Например, действием непреодолимой силы, снятием товара с производства и т.п. В этом случае потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные ГК РФ (ст. 503) и Законом (ст. 18). Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от замены товара, а также принятие всех необходимых мер для замены лежит на лице, которому предъявлено требование. Если недостаток обнаружен в основном товаре, то замене подлежит товар в целом, т.е. со всеми составными частями и принадлежностями».1
Законом уточнены условия осуществления обязанности соответствующих лиц доставить потребителю по его требованию на время замены аналогичный товар длительного пользования. Такая обязанность возникает, если для замены товара требуется более семи дней, и она должна быть выпол
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.