На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История развития кредита и государственного долга в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
 История развития  кредита и государственного долга  в России
 


Содержание
 
 
Введение 4
Кредит и кредитная система 4
Необходимость и сущность кредита 4
Функции кредита 6
Законы кредита 6
Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ 7
Основные этапы развития кредитной системы РФ. 8
Государственный долг 33
Государственный долг: определение, связь с бюджетным дефицитом 33
Понятие государственного долга в современном финансовом законодательстве 34
История государственного долга России 35
Анализ внутреннего и внешнего долга России за последние годы 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 43
 
 
 


Введение

В современном мире практически  все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства  развитых стран, тем более для  стран с переходной экономикой и  развивающихся. Не обошла эта тенденция  и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные  проблемы.
Отношения, связанные с  формированием государственного внутреннего  и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера управления финансами страны. Участие в формировании политики государственных заимствований  и ее практической реализации требует  от государственных служащих специальных  знаний о рынке государственного и муниципального долга и глубокого  понимания механизма его функционирования.
Современная кредитная  система - это совокупность различных  кредитно-финансовых институтов, действующих  на рынке ссудных капиталов и  осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию  денежного капитала.
На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие  и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Кредит и кредитная  система

Необходимость и сущность кредита

 
Кредит является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, оказывающим непосредственное воздействие  на процессы расширенного производства на макроуровне и на уровне отдельного предприятия. Будучи одновременно категорией воспроизводства и перераспределения, он ускоряет процессы воспроизводства  на всех его фазах – производства, распределения, обмена, потребления.
За счет кредита происходит формирование основных и оборотных  средств предприятий; осуществляются расчеты между товаропроизводителями, портфельные и реальные инвестиции, оплата рабочей силы, увеличение объема денежной массы, участвующей в денежном обороте (в том числе и в  функциях средств платежа и обращения); ускоряются процессы реального накопления, производственного и личного  потребления, формирования доходов  бюджета, поступления выручки от реализации продукции предприятий.
Кредит в переводе с  латинского (kreditum) имеет два значения – «верую, доверяю» и «долг, ссуда». Являясь экономической категорией, кредит выражает экономические отношения, возникающие между собственниками (хозяйствующими субъектами) по поводу перераспределения временно свободных материальных ресурсов, денежных средств на условиях возвратности и платности.
Кредитные отношения как  отношения кредитора и должника являются формой бытия кредита. Вне  этого специфического отношения  кредит возникнуть и существовать не может. При этом следует учитывать  указания К. Маркса, что данное отношение  «…хотя и составляет естественную основу кредитной системы, но вполне может развиваться и до существования  последней». 1
Кредитное отношение предполагает субъектов (кредитор и заемщик), а  также объект – ссужаемую стоимость  в денежной или товарной форме.
Кредитор – это субъект, предоставляющий ссуду, заемщик  – субъект, получающий ее. После  получения ссуды заемщик превращается в должника. В условиях банковского  кредита в роли посредника между  конечными реальными кредиторами  и должниками выступает кредитное  учреждение, которое является одновременно должником кредитора-вкладчика и  кредитором должника-заемщика.
Кредит тесно связан с отношениями собственности, положением собственников как хозяйствующих  субъектов, состоянием и воспроизводством объекта собственности, процессами производственного и личного  потребления. Отношения собственности  обуславливают распределение объектов собственности (средств производства и предметов потребления) между множеством хозяйствующих субъектов и предопределяют строго ограниченный, фиксированный размер ресурсов каждого отдельного собственника. В этих условиях производственное и личное потребление ограничено рамками закрепленной за хозяйствующими субъектами собственника (ресурсов). Между тем для каждого хозяйствующего субъекта существуют объективно необходимый минимальный уровень потребления, без которого его существование, нормальное функционирование и развитие невозможно. Минимальный объем ресурсов, необходимых для такого потребления, называется необходимой потребностью. Ее уровень имеет исключительно подвижный, колеблющийся характер и зависит не только от кругооборота средств хозоргана, но и от других факторов (в том числе случайных), в то время как объему закрепленных за хозяйствующим субъектом ресурсов свойственна большая стабильность (их изменение осуществляется лишь в процессе воспроизводства объекта собственности).
Кругооборот средств, определяя  уровень необходимой потребности  хозяйствующего субъекта в оборотных  средствах, периодичность их авансирования  и высвобождения, является причиной необходимости кредита.
В процессе исторического  развития изменялись характер передаваемого во времени пользование объекта, социально-классовый облик собственников (хозяйствующих объектов) – кредитора и должника, а также социально-классовый характер кредитных отношений. Однако коренные основные причины необходимости кредита оставались неизменными.
Таким образом, кредит представляет собой совокупность экономических  отношений, связанных с перераспределением на условиях возвратности временно свободных  материальных ресурсов, денежных средств  разных собственников и хозяйствующих  субъектов – предприятий, государства, населения.

Функции кредита

 
Под функцией кредита  понимаются направленность и содержание действия кредита. Сущность и содержание кредита проявляются в его  четырех основных функциях: перераспределительной, воспроизводственной, замещения действительных и наличных денег кредитными орудиями обращения и стимулирующей.
С помощью перераспределительной  функции осуществляется передача временно свободных материалов и денежных ресурсов одних собственников во временное пользование на условиях возвратности и платности другим. Посредством перераспределения  бездействующие материальные и денежные ресурсы превращаются в функционирующие. Кредитное перераспределение происходит в двух формах – в денежной и товарной.
Воспроизводственная функция  кредита проявляется двояко:
    получение заемщиком кредита обеспечивает его необходимым объемом капитала для ведения предпринимательской деятельности (производства). Посредством кредита происходит воспроизводство хозяйствующего субъекта (товаропроизводителя) как такового;
    в результате предоставления кредита разным предприятиям воспроизводятся как лучшие, так и худшие для общества условия производства товаров (качество, себестоимость, цена).
Функция замещения действительных и наличных денег кредитными орудиями обращения состоит в следующем:
    во-первых, действительные деньги (золото) замещаются денежными знаками (банкнотами), являющимися долговыми обязательствами государства и знаками стоимости золота (население, получившее их в виде национальной валюты, – кредитор, а государство, отдавшее их за товары, – должник);
    во-вторых, в процессе обращения наличные денежные знаки, в свою очередь, замещаются кредитными орудиями обращения – векселями, чеками, безналичными расчетами предприятий в банке (если счет предприятия в банке, то предприятие – кредитор, а банк – его должник).
Стимулирующая функция. Кредит оказывает стимулирующее воздействие  на производство и обращение, способствует расширенному воспроизводству на макро- и микроуровнях экономики, а также более экономному использованию ресурсов.
Кредит обязывает заемщика средств осуществлять хозяйственную  деятельность так, чтобы улучшить свои экономические показатели, обеспечить получение доходов и прибыли, достаточных для его погашения, уплаты процентов по нему и подтверждения  своей кредитоспособности.
На микроуровне коммерческие банки, предоставляя кредит, могут выдвигать  конкретные требования в виде условий  кредитного договора, предусматривающие  улучшение отдельных аспектов деятельности заемщиков, что также является стимулирующим  фактором.

На макроуровне государство, осуществляя кредитную экспансию, либо рестрикцию, оказывает определенные стимулирующие воздействия на деловую  активность в стране и происходящие экономические процессы.

Законы кредита

Представление общества о  кредите не может быть полным без  раскрытия законов его движения. Знание законов, налаживание механизма  их реализации дает возможность наиболее успешно применять те ресурсы, которые дополнительно получают субъекты рынка в виде временно используемых стоимостей.

Закон возвратности кредита  отражает возвращение ссуженной  стоимости к кредитору, к своему исходному пункту. В процессе возврата от заемщика к кредитору передается именно та ссуженная стоимость, которая  ранее была передана во временное  пользование. Важно здесь и то, что возвратность ссуженной стоимости  – это возвратность в квадрате, поскольку средства возвращаются не только заемщику, совершив свой кругооборот, но от него к юридической исходной точке.

К законам кредита можно  отнести также закон сохранения ссуженной стоимости. Средства, предоставляемые  во временное пользование, возвратившись  к кредитору, не теряют не только своих  потребительских свойств, но и своей  стоимости; ссуженная стоимость, возвратившись  из хозяйства заемщика, предстает  в своем первозданном равноценном  виде, готовая вступить в новый  оборот. В отличие от средств производства, частично или полностью перенесших часть своей стоимости на готовый продукт, ссуженная стоимость возвращается в своем постоянном равноценном качестве, обладая теми же потенциальными свойствами, что и при первичном поступлении в оборот.

Рассмотренные законы движения кредита имеют для практики большое  значение. Отход от их требований, нарушение  их сущности может отрицательно повлиять на денежный оборот, снизить роль кредита  в народном хозяйстве.

Нарушение возвратности кредита  дестабилизирует денежное обращение, приводит к банковскому банкротству  банков, обостряет социальные противоречия, вызывая недовольство вкладчиков тех  банков, которые объявили о своей  несостоятельности.

Отсутствие дисбаланса между  ресурсами, вовлекаемыми в процесс  кредитования, увеличивает денежную массу, приводит к снижению покупательской способности денежной единицы.

Нарушение сохранения ссуженной  стоимости приводит к девальвации  ресурсов кредитора, снижению размера  реальных стоимостей, предоставляемых  в порядке помощи народному хозяйству.

Знание и учет законов  кредита выступают наиболее важной задачей государства и банков в регулировании экономики страны.

Роль государственного кредита в современных условиях хозяйствования в РФ

 
Кредит в современных  условиях служит объектом активного  государственного регулирования. Воздействие  на кредит позволяет достичь более  глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных  денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшения валютного положения  в стране. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».
Государственный кредит выдает государство субъектам РФ, отраслям хозяйственного комплекса, организациям и гражданам для реализации определенных экономических программ (конверсионных, инвестиционных, технического содействия), на поддержку отдельных регионов, отраслей хозяйства (сельского, угольной промышленности), отдельных предприятий, новых форм хозяйствования (фермерство, малый и средний бизнес), для  создания рабочих мест, обустройства беженцев, индивидуального жилищного  строительства и т. п.
Государственный кредит в  современных условиях хозяйствования играет существенную роль. Это можно  подтвердить примером, развития национального  проекта «Развитие АПК», который  включает в себя три направления:
    Ускоренное развитие животноводства;
    Стимулирование развития малых форм хозяйствования;
    Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.
Реализация первого направления  Национального проекта позволяет повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов, предприятий промышленного рыбоводства и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Это станет возможным за счет:
    повышения доступности долгосрочных кредитов, на срок до 5 и 8 лет;
    роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства и промышленного рыбоводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства до 10 лет;
    совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов скот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Государство оказывает  поддержку племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного  оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства, а также дополнение в связи  с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.
Также государство направляет средства на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, обеспечивает доступным жильем молодых  специалистов на селе, создаст условия  для формирования эффективного кадрового  потенциала агропромышленного комплекса.
ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в 2008 году выделил 5 700 000,0 тыс. рублей в целях кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих  личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и  формирования системы земельно-ипотечного кредитования.

Основные этапы  развития кредитной системы РФ.

 
Созданию современной  кредитной системы Российской Федерации  предшествовал длительный исторический период, который определялся социально- экономическими условиями развития страны.
Первые попытки устройства в России государственных кредитных  учреждений относятся к XVIII веку.
Начало этим попыткам положено в годы правления императрицы Анны Иоановны. Своим указом она повелевала в 1733 г. открыть ссуды из Монетной конторы. Однако кредитные операции Монетной конторы были очень незначительны и вскоре были прекращены.
Более существенные попытки были осуществлены при императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I, правление которой  продолжалось 20 лет (1741 - 1761 гг.).
13 мая 1754 г. указом императрицы  учреждаются Государственные Заемные  Банки для дворянства (Дворянские  Банки) в Москве и Санкт - Петербурге при Сенате и Сенатской конторе.
Этим же указом учреждается Купеческий банк в Санкт - Петербурге при Коммерц - Коллегии.
Дворянские банки выдавали ссуды, из 6% годовых, сроком на год, под залог:
1) золота, серебра, алмазных вещей  и жемчуга - в размере 1/3 стоимости;
2) недвижимых имений, сел и деревень  с людьми и со всеми угодьями, полагая по 50 рублей на 50 душ. 
Кроме кредита под названные  залоги, допускался и личный кредит за поручительством «знатных, пожиточных и надежных людей». Отсрочки ссуд не должны были превышать более 3 лет, после чего не выкупленное имение подлежало продаже с торгов.
Основной капитал Дворянских банков первоначально составлял 740 тыс. руб. В царствование Екатерины II основной капитал был увеличен до 6 млн. руб.
Купеческий банк выдавал ссуды  из 6 % годовых русским купцам, торговавшим  при Санкт-Петербургском порте, под  залог товаров сроком на 1 - 6 месяцев. Годом позже сроки ссуд были увеличены  до 1 года, а в 1764 г. разрешалось выдавать купцам ссуды без залога товара - за поручительством магистратов  и ратуши.
Деятельность первых кредитных  учреждений, как дворянских, так  и купеческих, была малоуспешна. Они  не оправдывали ожиданий российского  правительства. Казенные капиталы, выданные банком для оборота, были розданы  в сравнительно немногие руки, в  которых деньги и продолжали оставаться. Помещики не только не возвращали в  срок ссуд, но большей частью не платили  и процентов. Подписанная законом  продажа просроченных залогов на деле не применялась; правильного бухгалтерского учета не было; отчеты, представляемые Императрице, были весьма приблизительные; в разное время были установлены  злоупотребления. В итоге, Санкт - Петербургский и Московский дворянские банки были закрыты в 1785 г. Их дела были переданы вновь учрежденному Государственному Заемному банку.
Купеческий банк закрыт в 1782 г. В  этот период правительство было озабочено  изысканием средств, для облегчения обращения медных денег. 21 июля 1758 г. издается указ об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве самостоятельных банков под общим названием «Банковых контор вексельного производства для обращения медных денег». Эти учреждения, известные под именем «Медного банка». Банки обязаны были:
1) иметь постоянные сношения  с казенными учреждениями в  Петербурге и Москве для того, чтобы знать, сколько и когда  следует им получить денег  из других городов. Деньги поступали  в банк посредством вексельного  перевода;
2) принимать казенные и частные  капиталы;
3) вести главную бухгалтерскую  книгу, в которой учитывались  взносы и выдачи;
4) удовлетворять деньгами по  векселям не только одних купцов, но и помещиков, фабрикантов  и заводчиков.
Медный банк представлял собой  уже значительный шаг вперед сравнительно с Купеческим банком; здесь замечается уже зародыш операций трансферта (перевода) и текущих счетов.
При императрице Екатерине II (1729 - 1796 гг.) пребывавшей 34 года на престоле, заботы правительства в области организации  кредита направлялись главным образом  на устройство земельного и ломбардного  кредита. Для этих целей в 1772 г. были открыты в столицах новые кредитные  учреждения, а именно Сохранные и  Ссудные казны. Сохранные казны, учрежденные при воспитательных домах в Санкт-Петербурге и Москве, принимали вклады для приращения процентами на всякие сроки и до востребования и выдавали ссуды  под залог недвижимых имений на срок от одного года до 8 лет. Прибыль от этих операций обращалась на содержание воспитательных домов.
Ссудные казны в С. - Петербурге и Москве выдавали ссуды под залог  золота, серебра, алмазных вещей и  часов, сроком от 3 до 12 месяцев, из 6% годовых. Примечательно то, что Ссудные  казны собственных капиталов  не имели и никаких вкладов  не принимали, а источником для выдачи ссуд служили капиталы Сохранных  казен, причем Ссудные казны за свои заимствования уплачивали Сохранной  казне 5%.
В 1755 г. во всех губернских городах  были учреждены Приказы Общественного  Призрения. Фактически эти Приказы  получили характер долгосрочных ипотечных  учреждений. От Сохранных казен они  отличались тем, что могли выдавать ссуды под залог недвижимых имений лишь той губернии, в которой они  сами находились.
Указанные кредитные учреждения все  еще не могли удовлетворить всей потребности в долгосрочном кредите. В виду этого в 1786 г. был учрежден Государственный заемный банк для  содействия дворянскому землевладению.
В 1797 г. была сделана попытка  организовать земельный кредит на новых  началах. Указом 18 декабря 1797 г. был  учрежден Вспомогательный для дворянства банк на следующих главных основаниях:
    ссуды выдаются на 25 лет, но не деньгами, а особыми банковскими билетами, под залог недвижимых имений, в размере 40 - 75 руб. на крестьянскую душу и в зависимости от класса губерний;
    заемщик уплачивает 6% и погашение по этому расчету
    за невзнос в срок платежей имение берется в опеку;
    банковские билеты, выданные заемщику, обязательно принимаются как частными лицами, так и казной по нарицательной цене и приносят доход 5%.
Практика показала, что банковские билеты не могли приобрести себе доверия  самостоятельных, реально обеспеченных кредитных обязательств.
Как видно из сказанного во все  время царствования Екатерины II заботы правительства для устройства земельного кредита, для организации же коммерческого  кредита не сделано было нечего.
В первую половину царствования Александра I правительство, поглощенное военными событиями (наполеоновские войны, нашествие  Наполеона на Россию), не имело возможности  приступить к преобразованию государственных  кредитных учреждений сообразно  нараставшим потребностям отечественной  торговли и промышленности и нуждам землевладения. В виду этого меры, принимавшиеся правительством в  этой области, носили характер лишь частичных  изменений и улучшений.
Из таких мер следует указать  на открытие в 1806 г. новых учетных  контор в Москве, Архангельске, Таганроге  и Феодосии. Однако в 1817 г. конторы  в Москве и Архангельске были преобразованы  в конторы Государственного Коммерческого  банка.
В 1817 г. на более широких началах  был учрежден Государственный Коммерческий банк, который при Александре II в 1860 г. был заменен ныне существующим Государственным банком.
По своей организации Государственный  Коммерческий банк представлял собой  учреждение, отвечавшего нуждам коммерческого  и промышленного кредита, а потому деятельность его быстро развивалась, особенно с открытием провинциальных контор в ряде губерний.
Система земельных кредитных учреждений, представленных Заемным банком, Сохранной  казной и Приказами Общественного  Призрения, продолжали действовать  на прежних основаниях.
Отечественная война 1812 г. приостановила  деятельность Заемного банка, так как  капиталы его были обращены на подкрепление средств Государственного казначейства. В 1822 г. возобновилась выдача из Заемного банка новых ссуд под залог  недвижимых имений, но в незначительных размерах и притом не иначе как  по особым Высочайшим повелениям.
Лишь в 1824 г. был издан манифест об открытии вновь займов из Земского банка на основании нового положения, в котором подробно излагались условия  и сроки выдачи ссуд. Новое положение  Земского банка оказало заметное влияние на расширение операций этого  банка.
Что касается частной и общественной инициативы в области кредита, то, как и раньше, так и в царствование Александра I, она почти совсем отсутствовала, если не считать возникновения двух городских общественных банков и  одного сельского. Эти банки обязаны  своим возникновением частным лицам, имевшим в виду, главным образом, благотворительные цели.
В царствование Николая I система государственных  кредитных учреждений не подвергалась существенным преобразованиям. Сама деятельность этих учреждений развивалась, пока во главе Министерства финансов стоял  граф Канкрин.
Кредитная политика министерства финансов сводилась к тому, чтобы сжимать  размеры кредита, уменьшать обороты  банковской деятельности и пресекать  всякую частную инициативу в банковском деле. Граф считал, что частные банки  вообще вредны.
Такая политика наложила свою мертвецкую печать и на вторую половину царствования Николая I. Полный запой в развитии старых кредитных учреждений привел к ликвидации их, когда они оказались  не подготовленными действовать  в новых условиях при царствовании Александра II.
При Николае I было издано немало узаконений по кредитной части, но они не вносили  ничего существенно нового в деятельность Коммерческого и Заемного банков, Сохранных казен и Приказов Общественного Презрения.
Единственным новым крупным  банковским установлением следует  считать образование в 1828 г. Польского  банка. В царствование Николая I было положено начало деятельности Сберегательных касс для приема мелких вкладов.
Первые сберкассы были учреждены  в 1842 г. при Сохранных Казнах в Санкт - Петербурге и Москве, а затем при некоторых Приказах Общественного призрения. Кассы принимали вклады от 50 копеек до 50 рублей единовременно. Общая сумма вкладов по одной книжке не должны были превышать 300 руб. Кассы платили по вкладам 4% годовых.
Деятельность касс развивалась  очень слабо даже в столицах, а  вне столиц касс было весьма мало. В 1853 г. всех касс при Приказах было всего 37. Общая сумма вкладов в Сбербанки  была крайне ничтожна и никакого заметного  влияния на оборотные средства кредитных  учреждений не оказывала.
Что касается частных кредитных  учреждений, то развитие их, как уже  было сказано, встречало непреодолимые  препятствия в кредитной политике графа Канкрина и его окружения. К этим внешним препятствиям присоединялось и влияние общих условий экономического строя России в ту эпоху: крепостное право, преобладание натурального хозяйства, слабое развитие фабрично - заводской деятельности, полное отсутствие хороших дорог - все эти условия сковывали частную инициативу в банковском деле.
За 20-летнее управление Министерством  финансов граф Канкрин согласился на открытие только одного городского банка (Верхотурского Попова банка в 1836 г.), да и то ввиду личного желания Императора и благотворительной цели банка.
Лишь после выхода в отставку графа Канкрина начали мало помалу возникать городские банки в различных губерниях России - с 1843 г. по 1849 г. было открыто 15 городских банков.
Итак, в период царствования Николая I система государственных и особенно частных кредитных учреждений развивалась  очень слабо и не подвергалась существенным изменениям.
В первые годы нового царствования обнаружился сильный наплыв частных вкладов в государственные кредитные учреждения. За два года, с 1 января 1855 г. до середины 1857 г., общая сумма вкладов возросла с 873 млн. руб. до 1276 млн. рублей. Такое быстрое возрастание вкладов объясняется, с одной стороны, крупными выпусками кредитных билетов по случаю Крымской войны (1853 - 1886 гг.), а с другой - тем, что вследствие общего торгово-промышленного застоя частные капиталы не находили себе прибыльного помещения, и усиленно поступали в казенные банки.
Чрезмерное накопление капиталов  в условиях слабой, доставшейся по наследству, кредитной системы не могло не ставить эту систему  в весьма затруднительное положение. Слабые стороны в организации  государственных кредитных учреждений привели, в конечном результате к  необходимости ликвидации старой кредитной  системы. Произошла реформа кредитной  системы.
Указом от 20 июля 1857 г. принимались  меры для ослабления накоплений вкладов  в казенных банках, и дать им другое направление. В частности имелось  в виду направить часть капитала на покупку акций и облигаций  Главного общества российских железных дорог (что и было достигнуто). Указом предусматривалось снижение процента по частным вкладам и уменьшение платежей процентов по долгу государственного казначейства кредитным учреждениям.
Результаты указа 20 июля 1857 г., однако, не оправдали ожиданий и обнаружили полную непригодность старых кредитных  учреждений при наступивших новых  условиях экономической жизни. Эпоха  после Крымской войны была не похожа на 1830 г., когда графу Канкрину удалось понизить вкладной процент с 5 до 4 без всяких заметных колебаний в размере вкладной операции.
Чем вызывалась настоятельная необходимость  радикального преобразования всей системы  государственных кредитных учреждений? Причин было несколько, и все они  имели весьма важное значение, обусловленное изменением в экономической жизни России.
Прежде всего, со второй половины 1857 г. начала пробуждаться промышленная жизнь, и прежний застой сменялся лихорадочной предпринимательской, главным образом, акционерной деятельностью. Такая  ситуация привела к тому, что вклады стали отливать из банков с невиданной быстротой: общая сумма вкладов  понизилась с 1276 млн. руб. в 1857 г. до 900 млн. руб. в 1859 г., а кассовая наличность со 140 млн. руб. до 20 млн. рублей. Положение  государственных кредитных учреждений становилось критическим, их надо было спасать от банкротства.
Необходимость преобразования кредитных  учреждений вызывалась предстоящей  крестьянской реформой.
Какие были приняты меры?
1) Комитет финансов сделал попытку  затруднить насколько возможно  производство ссуд под недвижимые  имения. Но эта мера не остановила  оттока вкладов.
2) Для подкрепления касс кредитных  учреждений было ассигновано  из ресурсов государственного  казначейства 77 млн. руб. Но этой  суммы оказалось недостаточно  для удовлетворения всех потребностей  кредитных учреждений.
3) Тогда, была сделана попытка,  консолидировать часть вкладов  посредством внутреннего займа. 13 марта 1859 г. была объявлена  подписка на 4% непрерывно-доходные  билеты. Однако подписка дала  незначительные результаты: к 1 января 1960 г. подписка достигла 22,8 млн.  руб., в то время, как пассив государственных кредитных учреждений составлял 900 млн. руб.
4) Для усиления касс казенных  банков был заключен 20 марта 1859 г. внешний долг (Лондон и Берлин) на 12 млн. фунтов стерлингов.
5) Указом от 16 апреля 1859 г. приостанавливается  выдача ссуд под населенные  имения. Составлены были новые  правила для этих ссуд не  по числу душ в населенном  имении, а по количеству удобной  земли.
В сложившейся обстановке Комитет  финансов нашел необходимым принять  следующие меры (опубликованные 10 июля 1859 г.):
1) Ликвидировать существующие кредитные  учреждения, прекратив выдачу из  них ссуд;
2) Прекратить прием вкладов в  Сохранные казны и приказы  и подчинить их Министерству  финансов;
3) Вклады до востребования принимать  в Коммерческий банк только  до 1 января 1860 г. Проценты на вклады  исчислять вместо 3 в размере 2% и образовать комиссию для  разработки проекта учреждения  земских (т.е. земельных) банков.
Комиссия, закончив свою работу к 30 января 1860 г., пришла к следующим заключениям: необходимо отказаться от казенной системы  поземельного кредита и предоставлять  учреждение земских банков частной  инициативе. В изданных комиссией  «трудах» собраны обширные материалы по исследованию существующих форм поземельного кредита, и напечатан с подробными разъяснениями проект положения о земских кредитных обществах. Однако этот проект не был представлен к утверждению в законодательном порядке. Таким образом, первая попытка «общего» банковского законодательства не увенчалась успехом. Пришлось ограничиться преобразованием отдельных учреждений.
Прежде чем приступить к образованию  новых кредитных учреждений, необходимо было изыскать средства для ликвидации обязательств упраздненных казенных банков. Для этой цели 1 сентября 1859 г. было издано положение о 5% банковских билетах, которые  выдавались в обмен вкладных свидетельств казенных кредитных учреждений. Приобретателями 5% билетов могли быть только частные  лица, а правительственным учреждениям, дворянским, городским и сельским обществам, а также церквам, монастырям и другим благотворительным учреждениям  не было дано право превращать свои вклады в 5% банковские билеты, и они  должны были довольствоваться 4% непрерывно-доходными  билетами. И, тем не менее, выпуск 5% банковских билетов имел крупный успех, всего  было выпущено билетов на 277,5 млн. руб. (вспомним, что подписка на непрерывно-доходные билеты всего 22,8 млн. руб.).
Осуществив подготовительные меры, стало возможным приступить к  окончательному преобразованию кредитных  учреждений.
31 мая 1860 г. Заемный банк был  упразднен, а дела его переданы  в С. - Петербургскую Сохранную  Казну. Сохранные Казны и Приказы  должны были прекратить банковские  операции и ограничить свою  деятельность производством расчетов  с прежними заемщиками и передачей  получаемых от них сумм во вновь учрежденный 31 мая 1860 г. Государственный банк, к которому передали дела Государственного Коммерческого банка. Все вклады, внесенные в старые кредитные учреждения, предписано было также передать в Государственный банк, на который была возложена обязанность расчета с вкладчиками. Организация Государственного банка по уставу 31 мая 1860 г. представлялась в общих чертах, в следующем виде. Банк учреждается для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы. Основной капитал определен в 15 млн. руб., причем допущено увеличение его перечислением из резервного капитала (до 3 млн. руб. за счет ежегодных отчислений из прибылей).
Банк находится в ведении  министра финансов и под наблюдением  Совета Государственных Кредитных  Установлений. Непосредственные заведование делами банка возлагается на правление и управляющего банком. Правление банка состоит из управляющего, его товарищей, шести директоров и трех депутатов от Совета Государственных Установлений.
Местные учреждения Госбанка - двух типов: Конторы, учрежденные по особым Высочайшим повелениям и Отделения, открываемые  непосредственным распоряжением Министерства финансов. Конторы и Отделения  непосредственно подчиненные Правлению  Госбанка. Первоначально учреждено было 7 Контор и открыто 47 Постоянный Отделений Госбанка (в период 1862 - 63 гг.).
Вслед за учреждением Государственного Банка стали возникать частные  кредитные учреждения, как в форме  обществ заемщиков, связанных круговой ответственность, так и в форме  акционерной. Первым частным кредитным  учреждением, основанным на взаимности, было Санкт - Петербургское городское кредитное общество - для выдачи ссуд под залог городских недвижимостей. Вторым частным учреждением для долгосрочного кредита, основанным на взаимности, был Херсонский заемный банк. Банк учреждался для предоставления землевладельцам Херсонской губернии средств для получения ссуд под залог поземельной собственности. Однако кредитные общества по образцу Херсонского заемного банка в России не получили развития.
После отмены крепостного права  необходимо было поставить сельское хозяйство на новых началах. Для  этого требовалась более широкая  организация долгосрочного кредита. Решение этой задачи было возложено  на Общество взаимного поземельного кредита, возникшее в 1866 г. Общество учреждалось для выдачи ссуд под  залог земельной собственности.
Почти одновременно с учреждением  долгосрочного кредита стали  возникать и учреждения для краткосрочного кредита, также на началах взаимности.
В период царствования Александра II было положено начало акционерным банкам, как для краткосрочного коммерческого  кредита, так и долгосрочного  земельного. В 1864 г. утверждается устав  первого акционерного коммерческого  банка. Таким стал Санкт-Петербургский  Частный Коммерческий банк.
Первым акционерным земельным  банком являлся Харьковский Земельный  банк (1871 г.) - для обслуживания заемщиков 5-ти губерний.
Акционерные банки быстро сделались  в России самой излюбленной формой не только коммерческого, но и земельного кредита. За одно первое десятилетие 1864-1873 гг. было учреждено 31 акционерный коммерческий банк, а в течение 3-х лет (1871-1873 гг.) возникло 11 акционерных земельных  банков.
В заключении следует отметить издание  нового Устава сберегательных касс (16 октября 1862 г.). По этому Уставу сберкассы  находятся в ведении Государственного банка и учреждаются при Уездных  Казначействах или Городских  думах. Впрочем до середины 1880-х годов  сберкассы в России не получили большого распространения. К 1 января 1881 г. насчитывалось  всего 67 касс, имевших 96594 вкладчиков и  на 8,07 млн. рублей вкладов.
В царствование Александра III законодательная  деятельность в области кредитных  учреждений была весьма разнообразной. Существующие кредитные учреждения подверглись крупным преобразованиям, возникли новые обширные государственные  кредитные учреждения, в отношении  частных и общественных кредитных  учреждений принят ряд мер, направленных к тому, чтобы деятельность этих учреждений соответствовала экономической  потребности страны.
Отметим, прежде всего, преобразование Государственного Банка. По уставу 1860 г. Госбанк должен был решать две  основные задачи: оживление торговых оборотов и упрочение денежной кредитной  системы. Обе эти задачи Госбанк  решал слабо. Главной причиной такого положения был недостаток денежных средств. Поэтому, еще в царствование Александра II, были приняты меры для  развития коммерческой деятельности банка, с одной стороны, расширением  операций его и круга лиц, к  ним допускаемых, а с другой - снабжением его необходимыми для этого оборотными средства. И, главным образом, возмещением  ему сумм, затраченных в прежнее  время из его средств на нужды  казны.
1 января 1881 г. повелено было прекратить  заимствование денег из Госбанка  на нужды казны, приняв меры  к увеличению средств Госбанка, чтобы он имел возможность  производить как платежи по  распоряжению государственного  казначейства, так и ссуды для  развития торговли и промышленности, не прибегая к дальнейшим выпускам  кредитных билетов. То есть  эмиссии, и с тем, чтобы количество  уже выпущенных кредитных билетов  поддавалось по возможности сокращению.
5 апреля 1883 г. издается Закон  об изменении и дополнении  существовавших правил открытия  новых акционерных коммерческих  банков, действовавших под контролем  правительства.
4 июня 1893 г. было принято Высочайшее  соизволение о временных мерах  по обеспечению деятельности  Управляющего Госбанком и Правлением  банка с целью облегчения управления  Госбанком от непосредственного  заведования текущими делами  и операциями банка в Санкт - Петербурге; заведование текущими делами и операциями поручить особому лицу, с представлением ему тех же прав, которыми пользуются Управляющие конторами банка; оставить в ведении Управляющего Госбанком и Правления банка общее заведование делами Госбанка, как в Санкт - Петербурге, так и в его провинциальных учреждениях, а также непосредственное заведование теми особыми операциями, которые не входят в круг ведомства контор, а именно: заведование металлическим фондом и фондом кредитных билетов, особые операции с заграницей, распоряжение портфелем процентных бумаг и др. Министру финансов представлялось право, в порядке инструкционном определять круг дел, подлежащих временному изъятию из непосредственного ведома Управляющего Госбанком «Правления банка».
Устав Госбанка 1860 г. не подвергался  коренному пересмотру. Осуществлялись лишь изменения и дополнения в  некоторых второстепенных подробностях. Между тем опыт свидетельствовал, что Устав и основанная на ней  деятельность Госбанка не вполне отвечали современным условиям банковской политики и изменившимся, за истекший почти 35-ти летний период времени, экономическим  условиям страны. Поэтому министр  финансов С.Ю. Витте  счел необходимым  безотлагательно подвергнуть переработке  Устав Госбанка. 21 сентября 1892 г. была образована под председательством  Министра финансов особая комиссия по переработке Устава Госбанка.
Комиссия разработала проект нового устава Госбанка, который был внесен Министром финансов на законодательное  обсуждение (Государственному Совету). Госсовет, рассмотрев проект устава и  сделав в нем некоторые изменения, постановил проект Устава Госбанка и  расписание должностей этого банка  представить на утверждение Императора. Утверждение последовало 6 июня 1884 г.
В соответствии с новым уставом  Госбанка с 1 сентября 1884 г. учреждается  Центральное Управление во главе  с Советом и Управляющим Банком.
Состав Центрального управления:
    Управляющий банком;
    Отдел кредитных билетов: для заведования выпуском в обращение билетов, обменом и уничтожением билетов (изъятых из обращения); для хранения разменного капитала билетов и металлического фонда;
    Судейский отдел, осуществляющий общее наблюдение за производством взысканий по просроченным долгам Банку и за оставшимися за Банком залогами и закладными. Отдел ведал составлением договоров и прочих гражданских актов и документов;
    Центральная бухгалтерия, в которой сосредотачивается общее счетоводство по Банку; бухгалтерия составляет периодические балансы и торговые отчеты;
    Инспекция - для надзора за операциями местных учреждений Банка и для производства ревизий этих учреждений;
    Канцелярия - для переписи и делопроизводства по административным вопросам;
    Управление сберегательными кассами.
Указанные учреждения, кроме Судебного  отдела, существовали и раньше, а  Судебный отдел был образован  впервые.
В 1885 г. были образованы местные учреждения Госбанка. Первоначально предполагалось, что к местным учреждениям  Госбанка относились конторы, отделения  и агентства. Однако, в дальнейшем Госбанк решил агентства не учреждать, опасаясь излишней децентрализации  управления Госбанком.
К концу царствования Александра III действовало 10 контор и 94 отделения.
Конторы учреждались в наиболее крупных торгово-промышленных центрах  и непосредственно подчинялись  Центральному Управлению Госбанка. В  каждой конторе в порядке управления отчетностью создавалось определенное число отделений.
По уставу 1894 г. основной капитал  Госбанка установлен в размере 50 млн. руб., а запасной (резервный) - 5 млн. руб.
Госбанк осуществлял следующие  операции: учет векселей; открытие кредитов по специальным текущим счетам; выдача ссуд различного предназначения; покупка  и продажа иностранных тратт; покупка и продажа за свой счет процентных бумаг; прием вкладов - срочных  и бессрочных; перевод сумм между  пунктами, в которых есть учреждения Госбанка; расчет между железными  дорогами.
С 1881 г. правительство начинает проявлять  повышенное внимание к развитию сберегательного  дела. Был повышен % по вкладам с 3 до 4. Открываются все новые и  новые сберкассы. К 1 января 1889 г. общее  число сберкасс достигло 622 (с суммой вкладов около93 млн. руб. по 523736 сберкнижкам). Затем, что к 1 января 1881 г. в России имелось всего 76 сберкасс, принято  вкладом на сумму около 9 млн. руб., выдано 104072 сберкнижек. Нетрудно видеть, что за 8 лет сберегательное дело достигло заметного развития.
Сберкассы открывались не только как  городские, но и при учреждениях  почтово-телеграфного агентства, при  фабриках и заводах, а также при  таможнях.
20 мая 1881 г. утверждается императором  положение о Крестьянском Поземельном  Банке в ведении Министерства  финансов. Банк обязан был выдавать  кредиты для покупки земель. Учреждения  банка в 1883 г. были открыты  в 11 местных отделениях, а к  1894 г. действовало уже 43 отделения.  Всего за время с 1883 г. по 1894 г. крестьянами было приобретено  при содействии Банка 2228 тыс.  десятин земли за 98,4 млн. руб.
3 июня 1885 г. утверждается императором  положение о Государственном  Дворянском Земельном Банке. Банк  учреждался для выдачи ссуд  потомственными дворянам под залог земельной собственности. Действия Банка распространялись на Европейскую Россию, за исключением Финляндии, губерний Царства Польского и Прибалтийских губерний. В 1890 г. деятельность Банка была распространена на Закавказский край в интересах грузинского дворянства.
5 апреля 1883 г. издается Закон  об изменении и дополнении  существовавших правил открытия  новых акционерных коммерческих  банков, действовавших под контролем  правительства.
В 1895 г. В России действовало 34 акционерных  коммерческих банков. Деятельность акционерных  коммерческих банков значительно расширилась. Основные капиталы банков увеличились  более, чем на 35 млн. руб., запасные - на 25 млн. руб., а сумма вкладов возросла на 100 млн. руб.
Продолжали существовать в большом  числе городские общественные банки. Их деятельность была упорядочена в 1883 г. новыми положениями. Была проведена  ревизия банков и по результатам  ревизии приняты соответствующие  меры вплоть до закрытия банков, по причине  полнейшего расстройства деятельности банков (с 1883 г. по конец 1894 г. прекратило свое существование 44 банка).
Период царствования Александра III был отмечен весьма активной и разнообразной правительственной деятельностью в области совершенствования кредитной системы Российского государства: принят новый Устав Госбанка, образованы новые Государственные банки - Крестьянский и Дворянский, созданы учреждения банков на периферии, учреждены городские ломбарды, росло количество сберегательных касс, упорядочена деятельность городских общественных банков.
В царствование Николая II непрерывно развивалась деятельность Государственного Банка.
В 1897 г. Министерство финансов утвердило  новый наказ по учетной операции Госбанка.
Госбанку рекомендовалось стремиться, по возможности, к тому, чтобы учреждения банка были доступны не только капиталистам, но и средним и мелким торговцам. Для этой цели введена была операция ссуд ремесленникам и кустарям. Другая форма содействия мелкому кредиту выражалась в кредитовании Госбанком ссудо-сберегательных товариществ и образованных по закону 1 июня 1895 г. новых учреждений мелкого кредита - кредитных товариществ. К 1 октября 1902 г. число кредитных товариществ достигло 157, располагавшими основными капиталом в 257,9 тыс. рублей.
При осуществлении учетной операции требовался более осторожный подход при предоставлении кредитов. В деле учета векселей требовалось сокращение срока учета и постепенное  освобождение портфеля Банка от векселей нетоварного происхождения.
Кроме коммерческих операций, Госбанк  продолжал производить обширные операции за счет казны и разных казенных учреждений. К числу их, помимо операций по выпуску кредитных  билетов, принадлежат: реализация новых  госзаймов, конверсия государственных  и частных процентных бумаг, текущий  счет государственного казначейства и  другие.
Значительное развитие сберегательного  дела за время царствования Александра III поставило на очередь необходимость  общего пересмотра законодательных  постановлений. В связи с этим был пересмотрен устав сберегательных касс, а 1 июня 1895 г. утверждается новый  устав сберегательных касс.
Его главнейшие отличия от ранее  действовавшего устава:
    Сберкассам присваивается наименование государственным.
    Образован особый отдел в составе центрального управления Государственным банком, с точно определенной компетенцией по заведованию кассами.
    Установлены определенные правила о сумме сберкасс, запасном их капитале, расходах, отчетности и контроле.
    Облегчено расширение сети сберкасс властью Министра финансов без утверждения в законодательном порядке.
Вкладчикам предоставлены  многие существенные удобства, которыми они раньше не пользовались, а именно: обеспечивается хранение в тайне  всех счетов по вкладам; отменены существовавшие раньше ограничения размеров взносов  за один раз; предоставлено право  делать взносы по имеющимся книжкам  в любой кассе Империи; расширены  права юридических лиц и несовершеннолетних; причем последним разрешалось самостоятельно вносить вклады и распоряжаться  таковыми на общих основаниях; предоставлено вкладчикам право делать при взносе вкладов завещательные распоряжения на случай смерти; возложено на обязанность касс обращать часть вкладов собственным распоряжением в процентные бумаги, когда сумма вкладов достигает предельного размера, допускаемого Уставом (1000 руб. для единичных вкладчиков и 3000 руб. для юридических лиц), и если вкладчик не сделает распоряжения об уменьшении вклада, чтобы упредить приостановку выплат процентов по вкладам; обеспечена для вкладчиков покупка через кассу процентных бумаг за счет вкладов.
За последовавшими изменениями  Устава, был принят ряд мер по расширению сети сберкасс и облегчению пользования ими. В частности  учреждались (после введения сберегательных марок ценою в 1,5 и 10 коп. для самых мелких сбережений) школьные сберкассы для правильного воспитания у населения привычки к сбережениям.
В 1901 г. произведено новое преобразование управления сберкассами в целях  предоставления большей самостоятельности  по заведовании сберегательным делом.
По новому закону от 4 июня 1901 г. заведование  сберегательными кассами возлагается  на управляющего этими кассами, состоящего лишь под общим наблюдением Управляющего Госбанком.
Общее состояние сберегательного  дела в России к началу 1902 г. было следующим: всех сберегательных касс открыто 5629. Число вкладчиков в этих кассах достигло 3936 тысяч, владеющих вкладами на сумму 832 млн. руб.
Для сравнения: к началу 1892 г. было 2326 сберкасс с 999 тыс. вкладчиков, при  общей сумме вкладов 200 млн. руб.
В период царствования Николая II происходит централизация и концентрация банков, что не наблюдалось в предшествующие времена.
Система местных провинциальных банков начинает уступать свое место крупным  банкам с обширной территорией своей  деятельности, причем Правления этих банков начинает централизоваться в  столице и центрах промышленности и торговли.
Одновременно с централизацией банковского дела замечается исчезновение многих провинциальных банков. Начало 20 века - период их вымирания.
Причина вымирания банков состоит  в невозможности конкурировать  с крупными банками, открывавшие  свои филиалы в тех городах, где  были провинциальные; многие из них  закрывались, другие превратились в  филиалы крупных банков.
Наряду с процессом централизации  банковского дела в Петербурге намечается процесс концентрации, путем слияния  двух или нескольких банков в один.
Период концентрации захватывает  все десятилетие с 1903 по 1914 год.
За сравнительно короткое время  своего существования Акционерные  Коммерческие Банки в России выросли  в гигантские учреждения, захватившие  в свои руки всю торговлю и промышленность страны.
Акционерные коммерческие банки, несмотря на кризисы, проявляли неуклонный рост своих капиталов, вкладов, активных операций и сети отделений.
Следующие данные свидетельствуют  о концентрации банков. Количество банков с 34-х в 1885 г. достигло к началу 1914 г. 46, увеличившись всего на 35%, а  капиталы банков со 120,1 млн. руб. возросли до громадного числа 836,3 млн. руб., т.е. почти  на 700%. Еще заметнее увеличение количества отделений, которые с 39 в 1885 г. достигли к 1914 г. до 822 и увеличились, таким образом в 21 раз.
Вместе с концентрацией банковского  дела, происходит быстрое увеличение притока в банки чужих капиталов, что чрезвычайно способствует увеличению могущества банков и еще больше связывает  их с промышленностью страны путем  соответствующего увеличения их активных операций. С 1885 г. по 1 января 1914 г. сумма  вкладов увеличилась почти в 12 раз, активные операции во столько же.
С течением времени между банками  происходит разделение сферы влияния  на народное хозяйство. Главнейшие предприятия  оказываются поделенными между  несколькими небольшими группами лиц, концентрирующимися вокруг крупных  банков. Происходит формирование крупной  финансовой буржуазии, сосредоточившая в своих руках управление народным хозяйством.
В России к 1913 г. было 19 крупнейших акционерных  коммерческих банков, которые можно  разделить на две группы: на группу банков с иностранными капиталами и  группу банков, работающие исключительно  на русские капиталы.
Первых банков по отчетам за конец 1913 года насчитывалось 11 банков с активами в 3054,2 млн. руб. В числе этих банков было 4 банка с немецким влиянием, 2 с английским и 5 с французским. Влияние иностранных капиталов  распространяется главным образом  на Петербургские банки.
Вторых банков было 8 с активами в 855,3 млн. руб. Эти банки принадлежали Московским банкам, их активы составлены из капиталов русских капиталистов.
Таким образом, концентрация коммерческих банков в России в период царствования Николая II перешагнула далеко за пределы  России, тесно связавшись с Западом.
За время мировой войны 1914 - 1917 гг. прилив вкладов в Коммерческие Банки значительно вырос. Это  объясняет переходы России с начала войны на бумажно-денежное обращение, в результате которого страна была наводнена громадным количеством бумажных денег, поступавших в значительной мере в коммерческие банки.
В течение 1915 - 1916 гг. Коммерческие банки  еще более усиливают свое участие  в промышленных предприятиях, путем  реализации новых акций, а также  и по другим причинам, в1916 г. и начале 1917 г. развился сильнейший биржевой ажиотаж  и спекуляция ценностями, главным  образом золотом, золотыми монетами и проч.
В начале войны отлив средств  из Акционерных Коммерческих Банков, в связи с мобилизацией в армию, заставил их обратиться в Госбанк  за увеличением кредитов. Госбанк  пошел навстречу и в значительной части удовлетворил просьбы Акционерных  Коммерческих банков. Затем после  первых месяцев отлива последовал снова  прилив денежных средств в Коммерческие банки.
В течение конца 1915 г., всего 1916 г. и  начала 1917 г. Коммерческие Банки постепенно погасили свою задолженность Госбанку и кроме того за время войны  больше 2-х млрд. они ссудили казне.
Перед Октябрьской революцией, к 1 января 1917 г. в России действовало 52 Акционерных Коммерческих Банка. Из них 15 Петроградских, 7 Московских и  остальные 30 провинциальных.
Широкое участие в наших Коммерческих Банках приняли иностранные капиталы. Всех иностранных акционерных и  облигационных капиталов, вложенных  в наши кредитные, промышленные и  торговые предприятия к 1 января 1917 г. состояло в России около 2242,97 млн. руб. На долю наших Коммерческих Банков приходилось 232,71 млн. руб., т.е. 10,5% от всей суммы иностранных капиталов (исключительно  в качестве акционерных капиталов). Сопоставляя общую сумму иностранных  капиталов с общей суммой основных капиталов наших Коммерческих банков (883,5 млн. руб.) получили, что иностранные  капиталы на 1 января 1917 г. составляли 26,3%.
По национальности капиталов первое место занимала Франция - 48%, остальные 5 стран располагались в таком  порядке: Германия - 35%, Англия - 10,8%, Голландия - 3,9%, Бельгия - 2%, Австрия - 0,5%.   
 Проводимая советским правительством  политика «военного коммунизма» привела к почти полному переходу промышленности в руки государства; рыночные отношения были ликвидированы, финансирование экономики осуществлялось на бюджетных началах, и, как следствие, отсутствовала необходимость в банковском кредите. Тем не менее, в исторически сжатые сроки (менее чем за 10 лет), удалось создать довольно разветвленную кредитно-банковскую систему, в процессе построения которой, был наработан определенный теоретический и практический опыт, высказаны идеи, актуальные и сейчас, когда дальнейшее совершенствование банковской системы рыночного типа в России является объективным условием успешного осуществления экономической реформы в стране. 
   Существует расхожее мнение о том, что кредитная система в России создавалась в условиях государственной монополии на банковское дело. Однако, если отбросить политические декларации того времени и сосредоточиться только на анализе нормативных правовых актов, то перед нами предстанет совершенно иная картина. 
   Действительно государственная монополия на банковское дело была введена 14 декабря 1917 г. Декретом ВЦИК «О национализации банков». Смысл Декрета состоял в следующем: 
  а) банковское дело объявлялось государственной монополией; 
   б) все существовавшие в момент издания Декрета частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Народным банком РСФСР с передачей ему активов и пассивов ликвидируемых организаций. 
   Деятельность иностранных банков в стране была запрещена Декретом ВЦИК от 2 декабря 1918 г. В период проводившейся в стране политики «военного коммунизма» была поставлена задача уничтожить банки и превратить их в соответствии со II Программой РКП(б) в «центральную бухгалтерию коммунистического общества». В этих условиях деятельность Народного банка не имела необходимых предпосылок, и потому Декретом СНК от 19 января 1920 г. он был упразднен и его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению НКФ. 
   В марте 1921 г. XI съезд РКП(б) принял решение о переходе к нэпу. 
   30 июня 1921 г. был издан Декрет СНК «Об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций», суть которого сводилась к следующему: 
   а) были отменены всякие ограничения денежных сумм, могущих находиться на руках у частных лиц; 
   б) были установлены начала неприкосновенности вкладов и банковской тайны. 
   12 октября 1921 г. ВЦИК постановил учредить Государственный банк РСФСР. Положение «О Государственном банке РСФСР» было принято IV сессией ВЦИК. Постановление по докладу НКФ, опубликованное от имени этой сессии, повторяло принципиальное положение Декрета 1917г.: «Стоя на точке зрения государственной банковской монополии, утвердить Декрет СНК от 4 декабря об образовании в составе НКФ Государственного банка». 
   Таким образом, можно сделать вывод, что с 1917 по 1921 г. точка зрения советского правительства на государственную банковскую монополию не изменилась. Однако показательным является тот факт, что уже в постановлении IV сессии ВЦИК по этому вопросу о государственной монополии на банковское дело не упоминалось, в нем просто указывалось: «учредить в составе НКФ Государственный банк РСФСР».   
 В 1921 г. был создан Российский  коммерческий банк, который являлся  частным предприятием, учрежденным  на основании концессионного  договора. 
 Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. урегулировало вопрос о порядке организации акционерных банков, где также не запрещалось учреждение частных акционерных банков. 
   К 1929 г. советское законодательство допускало существование наряду с государственными кредитными организациями кооперативных, частных и смешанных. В число кооперативных кредитных организаций входили сельскохозяйственные и промысловые кредитные товарищества и их союзы, Всероссийский кооперативный банк и Украинский кооперативный банк. К частным кредитным организациям относились общества взаимного кредита, к смешанным — местные коммунальные банки. И уставы акционерных банков общесоюзного значения (Промбанка, Цекомбанка и др.) допускали участие частного капитала.   Нормативно-правовое построение кредитной системы было закреплено в Постановлении ЦИК и СНК от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы СССР», согласно которому руководство всей кредитной системой СССР возлагалось на Госбанк СССР, который являлся государственной кредитной организацией.  
 Согласно ст. 1 Положения о  Госбанке главная его задача  состояла в том, чтобы «способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, концентрации денежных оборотов и проведению иных мер, направленных к установлению правильного денежного обращения». 
   Постановление ЦИК и СНК от 15 июня 1972 г. «О принципах построения кредитной системы СССР» предоставило Госбанку широкие полномочия, к числу которых относились: 
   - право участия в лице своих представителей в советах и ревизионных органах кредитных организаций, в которых был представлен государственный капитал; 
   - право непосредственного наблюдения за использованием банками предоставляемых им кредитов и за направлением этих кредитов по отраслям народного хозяйства в соответствии с директивами правительства; 
   - право требовать от всех кредитных организаций представления балансовых данных, сведений о вновь создаваемых кредитных организациях, о задолженности отдельных клиентов, о текущих счетах и вкладах государственных органов; 
   - обязанность всех кредитных организаций держать в Госбанке свои сводные резервы в размерах, устанавливаемых Комитетом по делам банков; 
   - обязанность Госбанка кредитовать отдельные кредитные организации в соответствии с ростом их операций и оказывать им поддержку в периоды их кассовых затруднений, исходя из общей экономической конъюнктуры, их финансового положения и степени мощности.
Новые события начались в 1987 г., когда был принят пакет прав
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.