На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль Китая в современной мировой экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ 5
1.1. Ресурсно-географическая  характеристика народного хозяйства 5
1.2. Демографическая  ситуация в стране 9
1.3. Государственное  и политическое устройство 11
1.4. Основные  показатели экономического развития 15
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА КИТАЯ 19
2.1. Вступление  Китая во Всемирную торговую  организацию 19
2.2. Развитие  в стране свободных экономических  зон 25
2.3. Мировые  торговые взаимоотношения КНР 32
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 35
3.1. Место  страны в международном обмене  техникой и технологиями 35
3.2. Участие  КНР в международном разделении  труда 41
3.3. Участие  страны в международной миграции  рабочей силы 43
3.4. Роль Китая  в мировой экономической интеграции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Особенности современного мирового развития связаны  с процессами, происходящими в  развивающихся странах, которые  составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай.
Китай превратился в мощный полюс мировой экономики и теперь нацеливается на лидерство в мировой политике.
Внушительные  успехи, достигнутые в КНР в  ходе проведения хозяйственных реформ, привлекают внимание всего мира. Составной  частью стратегии китайских преобразований является политика открытости внешнему миру. Внешнеэкономическая открытость считается в Китае необходимым  условием модернизации страны.
С середины первого десятилетия нынешнего  века во внешней политике Пекина появились  новые ориентиры. К этому моменту  Китай стал значимым игроком в  мировой экономике. И теперь нацеливается на лидерство в мировой политике.
Одной из приоритетных основ высоких темпов экономического роста Китая является использование политики ускоренной индустриализации и экспортной ориентации страны.
Либерализация системы внешней торговли в Китае  – это долговременный процесс, допускающий  возможность тактических отступлений. Китайское правительство никогда  не стремилось добиться благосклонности  международных деловых кругов за счет быстрого снятия тарифных и количественных барьеров на пути импортных товаров  и услуг. Разумная протекционистская  защита национальных производств является неотъемлемой частью индустриальной политики КНР.
 
Целью данной работы является изучение экономики  Китая и его места в мировой  экономике.
Здесь важно  отметить два момента. Во-первых, Китай  стремится к политическому лидерству  не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную  общественную модель. Его задача состоит  в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность  за планетарное развитие. Основой  притязаний на лидерство служит интеграция экономики Китая в мировую  экономику на рыночных принципах.
Во-вторых, главным препятствием для реализации амбиций Китая является двойственное восприятие этой страны Западом. С точки  зрения экономики Китай воспринимается мировым рыночно-демократическим  сообществом как «свой», т. е. рыночный, с точки зрения политики – как  недемократический, «чужой», живущий  при сохранении монополии Компартии  Китая на политическую власть.
В свете  этих двух моментов новая внешнеполитическая стратегия Китая содержит такие  направления своего развития: как  новые вызовы, обусловленные глобальными  амбициями Пекина, так и новые  возможности, связанные с его  готовностью нести свою долю ответственности  за мировое развитие.
 
 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ

1.1. Ресурсно-географическая характеристика  народного хозяйства

Китайская Народная Республика или просто Китай – буквально: «срединное государство».
Китай расположен в Восточной Азии. С востока КНР омывается водами западных морей Тихого океана. Площадь территории Китая составляет 9,6 млн. км?. Китай является самой большой страной в Азии и третьей по площади страной в мире, уступая только России и Канаде.
Суммарная длина сухопутных границ Китая составляет 22 117 км с 14 странами. Побережье Китая тянется от границы с Северной Кореей на севере до Вьетнама на юге и имеет длину 14 500 км. Китай омывается Восточно-Китайским морем, Корейским заливом, Желтым морем и Южно-Китайским морем.
Вдоль берега Китая расположено множество  островов, крупнейшие острова Китая, Тайвань и Хайнань, в составе  группы островов Южно-Китайского моря являются крайней южной точкой страны1.
Топография Китая очень разнообразна, на его территории имеются высокие горы, плато, впадины, пустыни и обширные равнины. Обычно выделяют три крупных орографических региона:
- тибетское нагорье высотой более 2000 м над уровнем моря расположено на юго-западе страны;
- пояс  гор и высоких равнин имеет  высоты 200-2000 м, находится в северной части;
- низкие  аккумулятивные равнины высотой  ниже 200 м и невысокие горы на северо-востоке, востоке и юге страны, на которых проживает большая часть населения Китая.
Великая Китайская  равнина, долина реки Хуанхэ и дельта Янцзы объединяются около морского побережья, простираясь от Пекина на севере до Шанхая на юге. Бассейн Жемчужной реки (и ее главного притока Сицзян) расположен в южной части Китая и отделен от бассейна реки Янцзы горами Наньлин и хребтом Уишань (который включен в список Всемирного наследия в Китае).
В направлении  с запада на восток китайский рельеф образует три ступени. Первое из них – Тибетское нагорье, где преобладают высоты более 4000 метров над уровнем моря. Следующую ступень образуют горы Сычуани и Центрального Китая, высота которых от 1500 до 3000 м. Здесь растительность резко изменяется, на сравнительно небольших расстояниях происходит смена природных зон от высокогорных холодных пустынь к субтропическому лесу. Последней ступенью служат плодородные равнины, занимающие высоты ниже 1500 м над уровнем моря2.
Климат Китая очень разнообразен – от субтропического на юге до умеренного климата на севере. На побережье погода определяется муссонами, которые возникают из-за различных поглощательных свойств суши и океана. Сезонные движения воздуха и сопутствующие ветра содержат большое количество влаги в летний период и довольно сухие зимой. Наступление и отход муссонов в большой степени определяют количество и распределение осадков по стране. Огромные разницы по широте, долготе и высоте на территории Китая порождают большое разнообразие температурных и метеорологических режимов, несмотря на то, что большая часть страны лежит в области умеренного климата.
Более 2/3 страны занимают горные хребты, нагорья и плато, пустыни и  полупустыни. Примерно 90 % населения живет в прибрежных районах и поймах больших рек, таких, как Янцзы, Хуанхэ (Желтая река) и Перл. Эти районы находятся в тяжелом экологическом состоянии в результате долгой и интенсивной сельскохозяйственной обработки и загрязнения окружающей среды.
Самая северная провинция Китая  Хэйлунцзян находится в области умеренного климата, похожего на климат Владивостока и Хабаровска, а южный остров Хайнань – в тропиках. Разница температур между этими регионами в зимние месяцы велика, но летом различие уменьшается. В северной части Хэйлунцзяна температура в январе может опускаться до -30°C, средние температуры – около 0°C. Средняя температура июля в этой области составляет +20 °C. В южных же частях провинции Гуандун средняя температура колеблется от -10 °C в январе до +28 °C в июле3.
Количество осадков изменяется даже в большей степени, чем температура. На южных склонах гор Циньлин выпадают многочисленные дожди, максимум которых приходится на летние муссоны. При движении к северу и западу от гор вероятность дождей уменьшается. Северо-западные районы страны – самые сухие, в расположенных там пустынях (Такла-Макан, Гоби, Ордос) осадков практически нет.
Южные и восточные области Китая  часто (около 5 раз в год) страдают от разрушительных тайфунов, а также от наводнений, муссонов, цунами и засух. Северные районы Китая каждую весну накрывают желтые пыльные бури, которые зарождаются в северных пустынях и переносятся ветрами в сторону Кореи и Японии. Китай богат разнообразными видами топливных и сырьевых минеральных ресурсов. Особенно большое значение имеют запасы нефти, угля, металлических руд4.
Китай располагает земельными ресурсами  и запасами каменного угля, железной руды, нефти, природного газа, сурьмы, вольфрама, олова, меди, свинца, цинка, марганца, ртути, молибдена, урана и других полезных ископаемых, долгое время позволявшими ему осуществлять самодостаточное  развитие. По ряду важнейших показателей, таких как добыча угля, выплавка стали, производство цемента, минеральных  удобрений и электроэнергии, Китай  вышел на первые-вторые места в  мире. КНР обладает самым большим  гидроэнергетическим потенциалом.
Китай имеет залежи почти 150 известных  в мире полезных ископаемых. Основным источником энергии в Китае является уголь, его запасы в стране составляют 1/3 мировых запасов. Месторождения  угля, по запасам которого Китай  уступает немногим странам, концентрируются  преимущественно в Северном Китае. Крупные ресурсы имеются также  в Северо-Западном Китае. Беднее углем  другие районы, особенно южные. Большая  часть залежей представлена каменным углем. Угольные месторождения в  основном расположены в Северном и Северо-Восточном Китае. Самые  большие запасы угля сконцентрированы в провинции Шаньси (30 % общего объема запасов) – Датунские и Янцюаньские угольные шахты5.
Другим важным источником энергоресурсов является нефть. По запасам нефти  Китаю принадлежит заметное место  среди стран Центральной, Восточной  и Юго-Восточной Азии. Месторождения  нефти обнаружены в различных  районах, но наиболее значительны они  в Северо-Восточном Китае (равнина  Сунгари-Нонни), прибрежных территориях  и шельфе Северного Китая, а также  в некоторых внутренних районах – Джунгарской котловине, Сычуани.

1.2. Демографическая  ситуация в стране

 
Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. По оценке ООН численность  населения на начало 2010 года составляет примерно 1 338 613 000 чел., при этом плотность  населения составляет 139,6 чел./км?.
В Китае живут около 55 различных  народов – каждый со своими обычаями, национальными костюмами и во многих случаях с собственным языком. Но при всем их разнообразии и богатстве культурных традиций – эти народы составляют лишь около 7 % населения страны, главную часть которого образуют китайцы, называющие себя «хань». Модернизация общества и межнациональные браки неизбежно ведут к стиранию различий между этническими группами, и тем не менее многие из них гордятся своим наследием и остаются верными обычаям и верованиям6.
В составе  населения Китая множество народов,  принадлежащих к различным языковым группам и семьям; 93,3%  населения – китайцы (хань), остальные - хуэй, уйгуры, маньчжуры,  ицзу, тибетцы, буи, мяо и другие.
Национальные  меньшинства населяют всю западную часть  страны, а также ряд районов на юге и севере Китая. На юге и юго- западе живут народы, относящиеся к сино-тибетской, паратайской и австроазиатской семьям. В совокупности они составляют 73% общей численности национальных меньшинств, 26% общей численности нацменьшинств образуют народы алтайской семьи и корейцы, расселенные на западе и севере Китая.
Наиболее  сложным в этническом отношении районом является Юго-Западный Китай. Здесь на сравнительно небольшой  территории живет около 30 народностей.
Своеобразным  этническим составом отличаются города Китая. Подавляющую часть населения городов составляют китайцы; вместе с ними там живут в небольшом числе хуэй, а в Северо-Восточном Китае - и маньчжуры. В городах южной части Синьцзяна живут в основном только уйгуры, а в городах Тибета - тибетцы.
В ноябре 2000 года Китай провел пятую по счету всекитайскую перепись населения. Как показала статистика, общая численность населения в континентальной части страны составляла на тот момент 1 млрд. 265 млн. 830 тыс. человек и является самой большой в мире. Чтобы задержать рост населения, Китай перешел к политике планового деторождения. Несмотря на то, что естественный прирост населения в Китае уже снизился до среднего уровня, оно из-за огромной базисной цифры по-прежнему из года в год намного растет.
С населением более чем 1,3 миллиардов человек КПК очень озабочена приростом населения в КНР и пытается осуществить строгую политику планирования семьи. Ее результаты довольно противоречивы.
Цель правительства – один ребенок на семью, с исключениями для этнических меньшинств. Гибкая политика проводится и в сельских районах, где у семьи может быть второй ребенок, если первый является девочкой или имеет физические отклонения. Цель правительства состоит в том, чтобы стабилизировать прирост населения в начале 21-ого столетия.
Политике, проводимой государством, сопротивляются, особенно в сельских районах, из-за потребности в рабочей силе и  традиционного предпочтения мальчикам (которые могут со временем стать наследниками). Семьи, которые нарушают политику, часто лгут во время переписи. Официальная правительственная политика выступает против стерилизации или абортов, но на деле местные власти практикуют такой способ ограничения рождаемости, так как они сталкиваются с большими штрафами в случае провала попытки обуздать прирост населения.
В настоящее время предполагаемая средняя продолжительность жизни  среди китайского населения – 71 год. 36,22 % китайского населения составляет городское и 63,78 процента сельское. Уровень урбанизации все еще довольно низок, и избыточной рабочей силы в селе довольно много. В 90-х годах XX века процент городского населения в Китае ежегодно рос в среднем на 0,91 процента. Как предполагается эти темпы сохранятся и в начале XXI века. По прогнозам ООН население китайских городов возрастет к 2030 году до 884 млн. Другими словами, оно составит 59,1 процента всего населения страны и в целом достигнет к тому времени среднемирового уровня7.    
Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества. Начиная с  августа 1956 года, правительство целенаправленно  осуществляет контроль за численностью населения, а именно: молодым людям  запрещается вступать в брак до достижения 20 лет, а супружеским парам разрешается  иметь не более одного ребенка (за исключением представителей национальных меньшинств, для которых планка поднимается  до уровня двух детей).
Тем не менее, и у этой политики государства  есть своя оборотная сторона: необходимо учитывать такие негативные последствия  демографической политики, как относительное  сокращение трудоспособного населения, на которое ложится все более  тяжелая демографическая нагрузка, и нарастающее недовольство граждан  вмешательством государства в личную жизнь каждого гражданина.

1.3. Государственное и политическое  устройство

 
Китайская Народная Республика была провозглашена в результате победы народной революции 1 октября 1946 года. После образования КНР были приняты  четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР – социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший орган государственной власти – однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе8.
Из-за большого количества депутатов  в период между сессиями функции  ВСНП выполняет избираемый из числа  делегатов постоянный комитет (около 150 человек).
К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и  восьми так называемых демократических  партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Собственные органы законодательной власти действуют на территории специальных административных районов Гонконга и Макао.
Все депутаты ВСНП являются представителями  блока коммунистов и демократов.
Председатель КНР – Ху Цзиньтао, генеральный секретарь ЦК КПК. Это представитель уже четвертого поколения руководителей страны.
Переход властных полномочий к этому  поколению начался в 2002, когда Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту генерального секретаря ЦК КПК. В марте 2003 Ху Цзиньтао был избран председателем КНР, а в сентябре 2004 – председателем центрального военного совета (ЦВС) ЦК КПК. Ранее все эти посты также занимал Цзян Цзэминь. 8 марта 2005 сессия китайского парламента (Всекитайского собрания народных представителей) одобрила просьбу Цзян Цзэминя об отставке с поста председателя центрального военного совета КНР. Позднее этот пост также занял Ху Цзиньтао, что завершило процесс смены власти в высшем руководстве страны.
Центральный военный совет КНР был учрежден в 1982 году9. Его первым председателем был Дэн Сяопин, в 1990 году на этом посту его сменил Цзян Цзэминь. Посты председателей ЦВС ЦК КПК и ЦВС КНР в нынешней политической системе Китая, как правило, совмещает один человек. Военный совет и его руководитель играют важную роль в китайской политической системе.
Со времени провозглашения Китайской  Народной Республики в 1949 правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК).
Существуют также еще восемь зарегистрированных политических партий, тесно связанных с КПК.
Законодательную власть осуществляет ВСНП КНР, которое включает депутатов, избранных от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил.
Исполнительная власть принадлежит  Государственному совету КНР, находящемуся в ведении ВСНП и его Постоянного  комитета.
Верховный суд КНР, члены которого назначаются ВСНП КНР, в совокупности с местными и специальными народными  судами представляют судебную власть.
Конституция 1982 года восстановила волостные  органы власти, сельские народные коммуны.
Правящая Коммунистическая партия Китая, основанная 1 июля 1921 года, насчитывает  более 66,3 млн. членов10.
Китайская народная республика осуществляет административный контроль над 22 провинциями; при этом правительство КНР считает Тайвань своей 23-й провинцией. Кроме этого, в КНР также входят 5 автономных районов, где проживают национальные меньшинства Китая; 4 муниципальных образования, соответствующих городам центрального подчинения, и 2 специальных административных района.
22 провинции, 5 автономных районов и 4 города  центрального подчинения объединяются  термином «континентальный Китай», куда обычно не входят Гонконг, Макао и Тайвань.
В конституции КНР де-юре предусмотрено трехступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в материковом Китае насчитывается пять уровней местного самоуправления:
- провинциальный  уровень: 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района;
- окружной  уровень: 17 округов (префектуры), 283 городские округа, 30 автономных округов, 3 аймака;
- уездный  уровень: 1464 уезда, 374 городских уезда, 117 автономных уездов, 49 хошунов, 855 районов, 3 автономных хошуна;
- волостной  уровень: 19522 поселка, 14677 волостей, 1092 национальные волости, 181 сомон, 1 национальный сомон, 6152 уличных комитета и 11 районов уездного подчинения;
- деревенский  уровень: деревни и местные общины, или микрорайоны (в городах).
Денежная единица Китая –  юань. Юань является одной из наиболее стабильных азиатских валют11.
С целью обеспечить устойчивость стабильно  высокого роста национальной экономики  китайское правительство поддерживает фиксированный обменный курс юаня по отношению к доллару США, в  то время как происходит девальвация  последнего по отношению к основным мировым валютам, йене и евро. Незначительная девальвация обменного курса черного рынка и увеличение валютных запасов почти вдвое за последние 3 года свидетельствуют об искусственном завышении национальной валюты Китая, что служит предметом спора с политиками США и прочих государств. Тем не менее, премьер Государственного совета КНР Вэнь Цзябао отмечает, что Китай продолжит совершенствование механизма регулирования курса юаня с учетом реальной финансово-экономической ситуации в стране и состояния международных платежей.

1.4. Основные показатели экономического  развития

 
Экономика КНР занимает 2 место  в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.
По данным статистики ВВП страны в 2009 году составил 4,9 трлн. долл. США12.
Согласно Конституции КНР является социалистическим государством, однако около 70 % ВВП обеспечивается частными предприятиями. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 2004 году, частная собственность является «неприкосновенной». Официально КНР называет свой нынешний экономический строй «социализмом с китайской спецификой».
Начиная с 1980 китайская экономика растет в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.
Ярким показателем экономического роста страны является потребление  энергоносителей. Так, например, потребление  нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объем потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.
Нефтяные компании Китая, такие  как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки и Латинской Америки.
Потребление природного газа КНР в  2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.
Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.
Реформы в КНР по выведению Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую  экономическую арену, начало которым  было положено в конце 70-х годов  Дэн Сяопином, уже приносят зримые плоды.
Темпы экономического роста в стране составляют одну третью среднемировых темпов экономического роста. Если в основу подсчета заложить паритет покупательной способности  валют – методику, уменьшающую  искажения при оценке экономического потенциала развивающихся стран, – то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США13.
За годы реформ кардинально изменилась структура  народного хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику  представляли 83700 государственных предприятий  в городе и 264700 колхозов в деревне, производивших 80,8% и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные  предприятия, число которых снизилось  до 118000, производили 33,9%, коммерческие фирмы – 36,6%, частные предприниматели  – 12,9% и совместные предприятия – 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1000 человек (табл. 1).
Таблица 1
Темпы экономического развития КНР, % в среднем в год
Показатель
1
2
3
4
5
6
Население
2,4
1,5
2,2
2,0
1,3
ВВП
9,2
3,8
6,2
6,1
9,8
Сырьевые отрасли 
3,8
0,4
2,4
2,1
5,0

Продолжение таблицы 1
1
Промышленность и строительство 
19,7
8,1
10,3
11,0
11,9
Сельское хозяйство 
4,5
1,2
4,0
2,7
6,6
Услуги 
9,6
3,7
5,0
5,5
10,6
ВВП на душу населения 
6,2
3,0
5,7
4,0
8,4
Экспорт
15,0
1,8
7,8
10,0
16,7

 
Согласно  статистическим данным Мирового банка, структура народного хозяйства  КНР неуклонно сближается с той, которую имеют промышленно развитые страны.
Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным сдержанным кредитованием  Национального банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции14.
Создание  благоприятного инвестиционного климата  и привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовых техники  и технологий стали залогом успеха проводимой экономической реформы  в КНР: в результате, Китай уверенно удерживает второе место в мире по ежегодным объемам привлечения  иностранных инвестиций.
В связи  с необходимостью трудоустройства  новых абитуриентов и миграции в  поисках работы работников молодого и среднего возраста из деревни в  город положение с занятостью является крайне напряженным.
В начале XXI века, несмотря на экономический  рост, Китай столкнулся с рядом  серьезных экономических, экологических  и социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между богатыми и  бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась  безработица, в некоторых районах  оказалась отравлена земля, почва  и гидросфера. В Китае нарастают  уличные протесты. На сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.
 

ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА КИТАЯ

2.1. Вступление Китая во Всемирную  торговую организацию

 
Экономика Китая в последние годы постоянно  приковывает к себе внимание зарубежных экономистов и предпринимателей. Динамичный экономический рост, увеличивающиеся  объем экспорта, импорта и инвестиций – все это привлекает пристальные  взгляды всего мира.
Экономика Китая вышла на новый  этап развития, вызванный его присоединением к ВТО в декабре 2001 г. В этой связи поставлены задачи, направленные на модернизацию и структурные сдвиги, включающие создание «новой экономики» и ускоренное развитие приоритетных отраслей, а также на совершенствование  внешнеэкономических отношений.
Получив членство во Всемирной торговой организации 11 декабря 2001 года, Китай  стал одной из последних крупнейших торговых держав, вступивших в эту  организацию. Мир получил ясный  сигнал: Китай готов к тому, чтобы  стать полноценным игроком на глобальной экономической сцене15.
Вступление Китая в ВТО, которому предшествовал период 15-летних многосторонних переговоров, обеспечивает доступ страны к передовым технологиям, расширяет  привлечение иностранных инвестиций, способствует повышению конкурентоспособности  китайских товаров на мировом  рынке. По оценкам Всемирного банка, членство в ВТО позволит стране в  течение 10 лет дополнительно увеличить  экспорт на 38% и повысить среднегодовые  темпы роста на 1,8 – 2,5%.
Главная проблема при вступлении Китая  в ВТО заключалась не столько  в доступе на его рынок, сколько  в необходимости транспарентности (прозрачности) экономического режима, формирования правовой, административной и институциональной системы, механизма исполнения обязательств. В числе основных вопросов, поставленных перед КНР на заключительном этапе переговоров, можно отметить следующие:
- отмена системы директивного  планирования и директивного  выполнения экспортно-импортных  планов;
- переход ценообразования на  рыночные рельсы;
- прозрачность внешнеторгового  режима, системы лицензирования  и квотирования, рынка государственных  закупок; 
- либерализация доступа на внутренний  рынок услуг для зарубежных  предпринимателей;
- отмена субсидирования экспорта, отказ от финансовой поддержки  государственных предприятий и  протекционистской защиты сельского  хозяйства.
В экономике Китая государство  представляет реальную силу, регулирующую процессы рыночных преобразований с  использованием нормативно-правовых и  административных рычагов. Центральным  элементом госрегулирования является разработка долгосрочных программ социально-экономического развития. Программа на 1996 – 2010 гг., принятая на 4-й сессии ВСНП 8-го созыва, наметила в качестве основных целей  повышение эффективности и конкурентоспособности  экономики, сближение системы внешней  торговли с международными стандартами, пересмотр существующих законов  и подзаконных актов, касающихся вопросов торговли, инвестиций и т.д., а также подготовку менталитета  граждан к условиям рынка.
В последние годы Китай отказался  от стратегии догоняющего развития и перешел к стратегии сравнительных  преимуществ. В ее основе лежит развитие трудоемких отраслей – сельского  хозяйства, легкой промышленности, сферы  услуг, что обеспечивает занятость  дешевой избыточной рабочей силы.
На передний план выходят сегодня  такие проблемы, как изменение  нормативно-правовой системы в целях  проведения эффективной фискальной и денежно-банковской политики, а  также стимулирования расширения экспорта; введение антимонопольной, экологической  и антикоррупционной политики. Важная роль отводится политике привлечения  иностранных инвестиций, включающей меры по либерализации режима торговли, дифференцированному подходу к  иностранным инвесторам, разработке свода прав и обязанностей вкладчиков капитала. Торговая политика основывается, с одной стороны, на открытом доступе  к мировым рынкам, с другой –  на создании условий для появления  новых отраслей.
Цель финансовой политики – обеспечение  стабильности и позитивного эффекта  от интеграции страны в глобальную экономику, формирование конкурентоспособности, что требует активизации внутреннего  спроса и предпринимательства.
Вступление  в ВТО принесло пользу Китаю и  всей мировой экономической системе. Членство в ВТО способствует дальнейшему  экономическому росту Китая на фоне проводящихся в этой стране структурных  реформ.
Во многих отношениях членство в ВТО – лучший для Китая путь удержания темпов экономического роста и реформ. Мировая  экономика стала намного более  сложной и взаимозависимой, и  участие в ней Китая – на основе правил международной торговли – имеет важнейшее значение и  для самого Китая и для остального мира. В качестве члена ВТО Китай  получает возможность участвовать  в формулировании правил, регулирующих международную торговлю и инвестиции16.
В то же время Китай получает возможность  защищать свои торговые интересы, используя  для этого имеющуюся в ВТО  систему урегулирования разногласий. Китайские экспортеры извлекают пользу из того, что их торговые партнеры обязаны выполнять установленные ВТО правила. Это означает, например, что члены ВТО не могут предпринимать на своих рынках дискриминационные меры в отношении китайских товаров. Членство в ВТО сделало Китай еще более привлекательным объектом для иностранных инвесторов. А дополнительный приток финансовых средств в Китай повлек за собой создание дополнительного числа высокооплачиваемых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в государственную казну и получение Китаем доступа к современным технологиям17.
Обязательства Китая перед ВТО способствуют усилению конкуренции во всех секторах экономики. Китайские потребители  получают прямую пользу от того, что  в результате конкуренции расширяется  выбор товаров и услуг, снижаются  цены на них и возрастает их качество, не говоря уже об усилении внимания и ответственности в отношении  прав интеллектуальной собственности  и прав потребителей. Конкуренция  ведет к дальнейшему росту  эффективности и производительности, а это несомненно укрепляет китайскую  экономику и дает китайским фирмам дополнительные возможности для  конкуренции с самыми известными многонациональными корпорациями на любом  рынке.
Китайская экономика получает дополнительные прибыли от расширения диапазона  услуг – в области финансов, страхования, распределения – которые  экспортируют в Китай иностранные  компании после его вступления в  ВТО. Конкуренция в этой сфере, в  свою очередь, стимулирует развитие отечественного сектора услуг в  Китае, в результате чего компании и потребители получают еще более широкий диапазон выбора18.
Наряду  с тем, что Китай извлекает  немалую пользу от участия в ВТО, важно не забывать о том, что ВТО  не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. За плечами  у Китая 15 лет труднейших переговоров, особенно с Соединенными Штатами  и Европейским союзом, по вопросам вступления в ВТО. Китай согласился взять на себя широкий спектр обязательств.
В основу открытой политики, провозглашенной  китайским правительством, легли  такие элементы стратегии, как реформа  системы управления внешнеэкономическими связями, создание благоприятного климата  для привлечения иностранного капитала, закупка в развитых странах технологий и оборудования, образование специальных  экономических зон, формирование новой  международно-правовой базы экономического сотрудничества.
Вступление  КНР в ВТО привело к изменениям в механизме управления внешнеэкономическими связями. Принят новый закон о  внешней торговле, позволяющий сбалансировать права и обязанности отечественных  производителей перед ВТО, а также  более эффективно защищать их интересы на мировой арене. Правительство  выступает теперь гарантом честной  и упорядоченной конкуренции  между ними, принимает меры для  поддержания производителя в  случае ущемления его прав в рамках внешнеторговой деятельности. Новый  закон восполняет пробелы в юридической  сфере, что позволяет национальным предприятиям эффективно защищать свои интересы и права.
Важный фактор включения Китая  в мирохозяйственные связи –  политика привлечения в экономику  иностранного капитала. Для создания благоприятного инвестиционного климата зарубежные инвесторы получили право вывоза прибылей за границу, частичное или полное освобождение от налогов на два – три года, льготы по оплате за аренду земли, а также таможенные льготы при условии использования передовой технологии или производства продукции на экспорт.
Условия вступления КНР в ВТО отразились в Положении об отраслевом регулировании  привлечения иностранных инвестиций. К приоритетным сферам отнесены освоение природных и возобновляемых ресурсов, техническая реконструкция традиционных производств машиностроительной, легкой и текстильной промышленности и  ряд других. Вместе с тем для  иностранных инвесторов открыт доступ в те области, куда ранее он был  ограничен и осуществлялся только с разрешения центра: банковское и  страховое дело; аудиторские, юридические, консультационные услуги; туризм; внешнеторговая, транспортная, телекоммуникационная деятельность19.
Так жн сохраняются серьезные проблемы, связанные с низкой эффективностью и соответственно низкой конкурентоспособностью многих отраслей китайской экономики  на мировых рынках. Среди отраслей, которые наиболее значительно пострадали от вступления в ВТО, называется прежде всего машиностроение – производство энергетического, металлургического, горнодобывающего и сельскохозяйственного  оборудования, оборудования для химической промышленности и производства минеральных  удобрений.
Как отмечают в Китае, открытость экономики  привела к закрытию неэффективных  предприятий, пользующихся ранее протекционистской  поддержкой, массовому сокращению рабочих  мест и росту безработицы. Эти  потери намечается компенсировать за счет увеличения производства и занятости в отраслях экспортного сектора наряду с расширением конкурентоспособных трудоемких отраслей.
В целом результаты присоединения  к ВТО оцениваются Китаем позитивно, однако выполнение в полном объеме условий вступления в эту международную  организацию требует решения  многих проблем, в первую очередь  правого характера.

2.2. Развитие в стране свободных  экономических зон

 
Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных  экономических зон.
Сейчас в Китае действуют 5 специальных  экономических зон (СЭЗ). Три из них: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы  в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета Всекитайского  Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть позже, в  октябре того же года, в результате подобного решения появилась  зона Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона – провинция Хайнань  – возникла по решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года20.
Отдельными решениями Госсовета  КНР с 1984 г. по 1993 г. также были созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. После  чего было решено новых зон не создавать. Особый статус имеет также так  называемая «новая зона развития Пудун» (район Шанхая), возникшая по решению  Госсовета КНР в сентябре 1990 года. В дальнейшем речь пойдет о пяти районах, официально именующихся спецэкономзонами. В других особых зонах могут существовать незначительные отличия по юридическому статусу, связанные с местной  спецификой.
Вклад спецэкономзон всех типов  во внешнеэкономические связи КНР  значительно превышает их «вес»  в населении или промышленном производстве. В 1995 г. суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иноинвестициями – 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в СЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. – около 12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений21.
В других особых экономических зонах  создано около 15 тысяч предприятий  с иностранными инвестициями (только в Пудуне их насчитывается до 4 тыс.). Суммарный экспорт этих зон превышает $10 млрд., что составляет 7% общего экспорта КНР, в том числе Пудуна – $3 млрд.
Основные цели китайских СЭЗ:
- привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка  национальных кадров; 
- увеличение экспортной валютной  выручки; 
- стимулирование реформы, предварительная  "обкатка" ее мероприятий; 
- стимулирование развития экономики  страны в целом, передача передовой  зарубежной технологии и опыта  управления во внутренние районы  страны; 
- эффективное использование природных  ресурсов; 
- создание "буферов" в связи  с возвращением Гонконга (1997 г.) и  Макао (1999 г.), а в перспективе  и Тайваня; 
- мобилизация финансовых возможностей  китайской эмиграции; 
- обеспечение ускоренного развития  тех регионов страны, где находятся  СЭЗ всех типов. 
Высшим органом административного  управления зонами является Канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она  разрабатывает основные политические установки и контролирует их выполнение, осуществляет общее руководство  другими ведомствами в той  части их деятельности, которая относится  к СЭЗ22.
На развитие СЭЗ Китая оказали  благоприятное воздействие как  объективные факторы: дешевизна  и избыток рабочей силы; благоприятное  географическое положение (выход к  морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане –  наличие благоприятных природных  ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для  иностранного капитала; экономические  льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.
Правом принимать местные положения  по всем экономическим вопросам СЭЗ  с последующим утверждением ПК ВСНП и Госсоветом КНР обладают собрания народных представителей провинций  Гуандун, Фуцзянь и Хайнань.
Главными особенностями китайских  СЭЗ являются:
1. самостоятельное экономическое  развитие на основе принципов  рыночного регулирования;
2. опора на иностранные капиталовложения;
3. главный современный отраслевой  приоритет – промышленность;
4. экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного  сырья. 
В провинциях находятся сборочные  заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечной сети в Китае и проч23.
Создание  особых экономических районов (ОЭР) является важным шагом китайского правительства. На территории общей площадью более 30 кв. км проводится специфическая экономическая  политика и осуществляется особая система  экономического управления, напоминающие практику «портов свободной торговли»  западноевропейских государств: будучи ориентированными на внешний рынок  и предусматривая налоговые и  таможенные льготы, упрощенные регистрационные  и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской  деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских  ОЭР отличается как от статуса  существующих в некоторых странах  зон переработки продукции, ориентированной  на экспорт, так и от статуса особого  административного района Сянгана, законодательно оформленного после  его присоединения к Китаю. Цель создания ОЭР состоит в привлечении  иностранных инвестиций, ввозе передовых  высоких и новых технологий, заимствовании  управленческого опыта зарубежных партнеров, создании дополнительных рабочих  мест для граждан КНР и повышении  качества кадрового состава и, в  целом, общего уровня хозяйствования.
В Китае  принято выделять три этапа развития ОЭР. На первой стадии (5-7 лет) формируется  производственная, инженерная, транспортная, социальная и иная инфраструктура, привлекаются иностранные капитал, техника и технологии, приобретаются  навыки управления и налаживаются внешнеэкономические связи; вторая такой же продолжительностью связана с переходом к внешне ориентированной модели экономического развития от значительного удельного веса в экономической структуре торговли и сферы услуг к преобладанию промышленности и внешнеэкономической деятельности, в то время как наблюдаются рост применения передовой технологии в традиционных отраслях деятельности и их модернизация и ставится цель осуществлять 50-60% инвестиций за счет иностранного капитала, а долю экспорта довести до 70% общего производства; третий этап является зрелой фазой, характеризующейся реконструкцией традиционных производств и существенной долей наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Таким образом, на протяжении 20 лет реформы экономической системы в Китае сформировался сравнительно совершенный режим ОЭР, благоприятствующий привлечению зарубежных инвестиций24.
Сегодня китайские СЭЗ характеризуются  наличием следующей отличительной  черты, а именно: зоны высоких и  новых технологий, или аналоги  американских технопарков, на долю которых  приходятся 4% национального ВВП  и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономической  экономики.
Свидетельством  их превращения в главную движущую силу развития отрасли высоких и  новых технологий на фоне оптимизации  экономической структуры КНР  служит тот факт, что, начиная с 1991 года, их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более  чем на 40%.
Таким образом, китайская модель территориально-экономической  открытости на основе создания различных  типов СЭЗ весьма реалистична  и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку  и постепенное включение в  систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических  связей стран и регионов.
На подавляющее большинство  товаров и услуг СЭЗ действуют  рыночные цены. Единые государственные  цены сохраняются на железнодорожные, морские, авиационные перевозки, почтово-телеграфные  услуги, жилье, воду, электроэнергию, медицинское  обслуживание, городской транспорт, централизованно распределяемые материальные ресурсы.
СЭЗ создавались по принципу отказа от государственных централизованных капиталовложений. Единственным исключением  стал Пудун, на развитие которого выделяются значительные средства из центрального бюджета.
Развитие СЭЗ финансируется  сформировавшимся в них своеобразным механизмом. В ряде случаев компании за счет банковского кредита создают  на небольшом участке необходимую  инфраструктуру, иногда строят фабричные  постройки, а затем сдают земельные  участки и сооружения в аренду китайским и иностранным инвесторам. Арендные платежи идут в счет погашения  кредита.
Наиболее последовательно этот механизм внедряется в Шэкоу, где  работает гонконгская компания «Чжуншан» (принадлежащая правительству КНР). Она не только предоставляет землю  и постройки, но и обеспечивает предприятия  водой, электроэнергией, транспортными  услугами. После освоения начального участка средства начинают вкладываться в его расширение, что обеспечивает дальнейшее его развитие на базе относительно небольших первоначальных затрат.
Другая модель, финансирующая развитие, отрабатывается на Хайнане. Эта зона начала развиваться позднее других, в условиях «инвестиционного голода»  в стране, а площадь ее в десятки  раз больше других СЭЗ. Поэтому внутренние инвестиции не могут быть основой  ее быстрого подъема. Там практикуется выделение крупных участков земли  для освоения зарубежными фирмами, которые сами создают всю необходимую  инфраструктуру и используют землю  и постройки по своему усмотрению.
Специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В  зонах гораздо быстрее, чем в  среднем по стране, растет занятость  населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились  уникальной по масштабам школой современного управления экономикой.
В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации  внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической  системы. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей  и ученых-экономистов КНР, они  в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и  методы их работы нуждаются в существенном обновлении.
Будущее СЭЗ стало предметом  дискуссий. КНР вступила во Всемирную  торговую организацию, одним из условий  членства в которой является равенство  условий торговли по всей территории страны, в связи с чем потребуется  определенная юридическая корректировка  статуса СЭЗ25.
В последнее время китайское  руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным  инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд здешних экспертов  критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или  иным территориям, рассматривая его  как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего  рынка. Внутренние районы Китая также  критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими  провинциями льгот, что неприемлемо  для центра.
В этих условиях руководство КНР, подтверждая  неизменность основных положений политики в отношении СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы. Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории СЭЗ с базовыми принципами рыночной экономики остается в повестке дня.

2.3. Мировые торговые взаимоотношения  КНР

 
За более  чем 50 лет своего существования КНР  из полуфеодальной и полуколониальной страны превратилась в мощную индустриальную державу мира.
Главными  торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны ЕС и АСЕАН26.
Китай во всевозрастающей степени вывозит  промышленную продукцию. Одежда, обувь, ткани и текстильные изделия, различные виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, как-то: мебель, пластмассовые  изделия, спортивный инвентарь, сумки, детские коляски, игрушки, а также  морепродукты, зерновые, овощи и  фрукты – в основном трудоемкие товары – представляют традиционный китайский экспорт.
В целом, за период реформ структура китайского экспорта претерпела качественные изменения, которые отражают происходящие в  рамках государственной политики догоняющего  индустриального развития фундаментальные  сдвиги в структуре промышленности от сырьевой к промышленно ориентированной.
Основными статьями китайского импорта являются специализированное промышленное оборудование, электрические приборы и запасные части к ним, телекоммуникационное оборудование, прочее промышленное оборудование в сборе и частями, железо и  сталь, необработанные пластмассы, нефть  и нефтепродукты, текстильное волокно, ткани и удобрения. Однако даже выход на первое место в мире по выплавке стали не избавил Китай от необходимости импортировать ее в значительных количествах (табл. 2).
Таблица 2
Изменение структуры внешнеторгового оборота  КНР за 2007 год
Показатель
млрд. долл.
Рост %
Товарооборот
2173,8
23,5
Экспорт
1218,0
25,7
Импорт
955,8
20,8
Положительное сальдо
262,2
47,7

 
В процессе индустриализации экономики Китая  значительно возросла доля производственных товаров в импорте27.
Высокие или сверхвысокие темпы роста  экспорта обуславливаются активной государственной политикой его  всяческого стимулирования.
Таким образом, ключевым для внешнеэкономической  стратегии Китая является вопрос повышения его конкурентоспособности, а именно создания новой – с  целью заменить либо дополнить традиционный экспорт одежды, текстиля и игрушек  – группы высококонкурентных трудоемких изделий массового спроса, таких  как телевизоры и холодильники, а  также освоения капиталоемких и  наукоемких производств.
В развитии инвестиционного потенциала Китая  большую роль играет привлечение  иностранного капитала, предназначение которого заключается в восполнении  недостатка внутреннего капитала, улучшении  инвестиционного климата, создании механизма конкурентной борьбы и  приобретении передового опыта управления и современных техники и технологий.
Привлекаемые  иностранные средства состоят из внешних займов и прямых иностранных  инвестиций. За 1979-1995 годы Китай освоил 229,14 млрд. долл., в том числе внешних  займов на сумму более 91,44 млрд. долл. В 1990 году Китай по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций вышел  в первые ряды среди развивающихся  стран. По объему фактически использованных прямых иностранных инвестиций с 1993 года КНР занимает первое место среди  развивающихся стран и второе место в мире, пропустив вперед лишь США: так, в 2002 году объем привлеченных чистых прямых иностранных инвестиций составил 41 млрд. долл.
Среди всех форм привлечения иностранного капитала наибольшая доля принадлежит совместным предприятиям Китая с зарубежными  странами.
По отраслевой структуре иностранных инвестиций преобладают промышленность и капитальное  строительство. Минимальными остаются иностранные инвестиции в инфраструктурные и сельскохозяйственные отрасли.
Большая часть иностранных инвестиций сконцентрирована в восточных приморских районах  Китая в ущерб центральным  и западным. 
Источниками внешних займов являются преимущественно  иностранные правительственные  кредиты, кредиты международных  финансовых организаций, иностранные  банковские ссуды на экспорт, а также  ценные бумаги иностранных корпораций.
Большая часть источников поступления прямых иностранных инвестиций приходится на инвестиции из Сянгана, Аомыня и  Тайваня, меньшую долю занимают инвесторы  из США, Японии, Сингапура, Южной Кореи, Великобритании, Германии и Франции.
КНР использует привлеченные иностранные средства главным образом на строительство  крупных и средних объектов, связанных  с инфраструктурными отраслями, а именно: энергетикой, транспортом  и связью – нефтехимической, металлургической и легкой промышленностью, сельским хозяйством, а также культурой, просвещением и научными исследованиями.
В последние  годы актуальной для Китая становится борьба с незаконной утечкой капитала из страны. Так, согласно данным Пекинского института национальной экономики  при фонде «Реформа», объем незаконно  вывезенного капитала увеличился более  чем в 9 раз28.
Несмотря  на значительные объемы привлекаемого  иностранного капитала, его эффективность  и масштабы в рамках китайской  экономики оставляют желать лучшего.
Выполняя  роль сборочных цехов, куда выносится  массовое промышленное производство из США, Японии и стран ЕС, свой успех  Китай основывает на импортируемых  технологиях и дешевой местной  рабочей силе, что определяет зависимость  от промышленно развитых стран, между  тем как лидерство на мировой  арене в современных условиях обуславливается только самостоятельно завоеванными передовыми позициями  в сфере инноваций.
Таким образом, в ближайшие годы китайскому правительству  предстоит продолжить воплощение политики, направленной на улучшение инвестиционного  климата в стране и открытие внутреннего  рынка для зарубежных предпринимателей.
 

ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ  В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1. Место страны в международном  обмене техникой и технологиями

 
Значительные  успехи в развитии науки и техники  произошли в Китае в ходе выполнения 15-летнегогосударственного плана  «863»29.
В соответствии с комментариями Министерства науки  и техники КНР, по «863»-ему плану  получено большое количество научно-исследовательских  результатов мирового уровня, осуществлен  прорыв и достигнут целый ряд  кардинальных технических решений, сокращены разрыв и отставание от мирового передового уровня, подготовлен  ряд производств продукции высоких  технологий, стимулировано в значительной степени развитие в Китае новых  технологий и производство их продукции, а также предоставлена база высоких  технологий для реорганизации традиционного  производства.
Уровень развернутых научно-исследовательских  работ в сфере высоких технологий, которые поддерживаются этим «863»-им планом и являются для него приоритетными, в значительной степени сократил свой разрыв с мировым передовым  уровнем в целом. Согласно выборочному  анализу специалистов, видно, что  на местах уже сложились приоритеты, они начинают занимать первые места  в сфере высоких технологий мира, среди них есть такие технологии, которые от нуля поднялись до 60% мирового уровня и выше, достигли или приблизились к передовому мировому уровню.
Коренными технологиями, которыми занимаются по «863»-ему плану, являются подготовка условий в Китае при тесном сотрудничестве с предпринимательскими кругами для производства продукции, базирующейся на самостоятельных правах на интеллектуальную собственность, в  сфере биоинженерии, медикаментов, оборудования связи, вычислительных машин  с высокими характеристиками, устройств  ввода информации на китайском языке, искусственных кристаллов, фотоэлектронных  материалов и компонентов и другой «горячей» современной продукции  высоких технологий, обладающей международной конкурентоспособностью. В ходе производства такой продукции начинают складываться реальные силы, могущие конкурировать с развитыми государствами, эти силы становятся базой производства продукции и источником новых высоких технологий Китая.
Одновременно  появилась группа способных людей  среднего и молодого возраста, которые  проявили свой талант; в Комитете экспертов  по выполнению плана «863» число  специалистов моложе 43-летнего возраста превысило 30%.
За последние 15 лет в соответствии с вышеуказанным  планом подготовлено около 10 тысяч  докторов, магистров и других научно-технических  деятелей высокого класса, а также  выпестован отряд в составе нескольких сотен тысяч практических работников по высоким технологиям и их популяризаторов  для научно-исследовательских учреждений, в особенности для предприятий  и местных органов.
Государство приняло решение долгосрочно  проводить в жизнь план «863»  и в два раза увеличить капиталовложения на эти цели. В период экономического и социального развития страны Китай  развернул крупные и важные научно-технические  исследования и приложил усилия для  совершения больших прорывов в сфере  микроэлектроники, информационной безопасности, новых технологий и других областях исследовательской работы.
Со второй половины 90-х годов Китай приступил  к формированию и реализации инновационной  стратегии экономического роста. Китайское  правительство проводит активную политику по внедрению новой агротехники, фундаментальных проектов в сфере  связи и энергетики, машиностроения, электроники, нефтехимической и  автомобильной промышленности, проектов по улучшению окружающей среды, а  также новых технологий на основе малоотходных и безотходных производств и полной переработки мусора.
С 1995 года КНР вступила в новый этап индустриального  развития, который характеризуется  ускорением темпов развития новых и  высоких технологий и наукоемких производств и дальнейшим совершенствованием промышленной структуры30.
Стратегия подъема производительных сил за счет науки и образования должна умножить возможности в научно-технических  инновациях и улучшить качество рабочей  силы.
Развивая  новые и высокие технологии, охватывающих авиацию, космонавтику, компьютеры и  компьютерное обеспечение, электронику  и средства связи, производство медицинских  и лекарственных препаратов, основанное на та
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.