На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные направления социологии в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИИ                                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                       УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКИЙ         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  КАФЕДРА ИСТОРИИ,КУЛЬТУРЫ И СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема «Основные направления социологии в России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Подготовила:
                                                                                          Студентка группы ВТЭ-360
                                                                             Каплевич Кристина
                                                              Проверил:
                                                                                                         доцент 
 

Волгоград 2011 

План:
Введение                                                                                                                                            
1 Зарождение  социологии в России                                  
2 Направления  в социологии России Х1Х-ХХв.                                                                                                                                                                                                                       
3 Заключение                                                                                                                                       
4 Список  литературы                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
      Данная  проблема представляет интерес для  исследования, поскольку история  социологии России X1X – начала XX веков – это часть общемировой социологической науки. Зарождение социологии в России началось в середине  XIX в. Несмотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология  концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии.  Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.
      Необходимо  отметить, что уже на первом этапе становления российской социологии появилось множество направлений, зачастую имеющих принципиальные различия и отстаивающих противоположные позиции.
1.Зарождение социологии в России 

1.1.Причины зарождения  социологии в России

      В 40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась необходимость реформ. В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Это привело к зарождению и становлению в России новой науки.
      Возникновение социологии в первую очередь связано  с капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический  рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции.
      Становлению социологии как самостоятельной науки предшествовал подготовительный этап, в котором выделяется два направления общественной мысли: западническое и славянофильское. Символически это выражается в том, что российское государство расположено на двух континентах: Европа и Азия.
      Западники доказывали, что Россия как часть  европейского континента должна пройти европейский путь развития. Они критически относились к существующему в России строю и считали образцом западный парламентаризм. В качестве преобразований выдвигались отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение конституции и организацию просвещения народа. Там, где славянофилы видели самобытность, западники усматривали невежество и насилие.
      Славянофилы считали, что необходимо учитывать  особенности азиатского происхождения  государства, его уникальность. Конечно  же, они признавали отставание России от Запада в области экономики и техники, но подчеркивали, что она идет впереди в сфере духовной культуры. Славянофилы идеализировали патриархальный уклад быта, общинные традиции и православие. Общинные отношения славянофилы рассматривали как семейные, поэтому они тесно связывали общину, семью и государство.
1.2.Этапы развития  социологии в России
           В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 этапов.
Первый  этап – 1860 – 1890 гг.
Второй  этап – 1890 г. – начало XX в.
Третий  этап – первая четверть XX в.
Четвёртый этап – 20-е – 30-е годы XX в.
Пятый этап – конец 50-х годов, по настоящее  время. [1: 23]
      Первый  этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского
населения и усложнения социальной структуры  российского государства.
      Если  за рубежом русскую социологию приветствовали, то в России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».
      Не  смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы  социального поведения.
      В 1897 г. вышел первый учебный обзор  по социологии на русском языке (Н. Кареев "Введение в изучение социологии"), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше.
       К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений.
      До  революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:
    Позитивизм (становление социологии, конец 60-х – конец 80-х годов ХIХ в.)
      Географический детерминизм;
      Органицизм;
      Концепция культурно-социологических типов;
      Народничество;
      Субъективная школа;
      Психологическое направление;
      Классический позитивизм.
2.  Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХ в. – ХХ в.):
      Ортодоксальное направление;
      Философский иррационализм;
      Индивидуальный психологизм.
3.  Неопозитивизм (начало  ХХ в.)
      После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Создаются  кафедры социологии в Петрограде и Ярославле, и даже  вводится научная степень по социологии. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию.  В эти годы начала издаваться  литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П. Сорокина.  Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. Наряду с теоретическим знанием развивались социальные исследования, рассматривавшие проблемы рабочего класса, деревни, культуры в целом. К концу 30-х годов ХХ в. социологию упразднили.
      С 50-х. годов ХХ в. началось возрождение  социологии. К 80-м. годам ХХ в. возникает  понимание социологии как науки  о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность - субъект общественных отношений. Это свидетельствует о конкретизации предмета.
2.Направления в социологии России Х1Х-ХХв.
2.1. Географическое направление.
      Позитивистское  направление в русской социологии сформировалось на этапе становления  новой науки в конце 60-х конце 80-х годов XIX в.
      Одним из течений позитивизма является географический детерминизм, основателем  которого был Мечников Л.И. (1938-1988). Так же в этом направлении работали Соловьев С. М. (1920-1879) и Ключевский В.О.
        Наиболее важной работой Мечникова Л. И. было издание «Цивилизация и великие исторические реки», где он разделяет законы природы и законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность и общество. Общественностью Мечников Л. И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей. По мнению данного ученого развитие социологии может быть осуществлено при наличии двух условий. Во-первых, при выявлении специфики социальных законов. Во-вторых, при определении критериев социального прогресса с точностью биологической науки. Мечников Л.И. пишет, что в органическом мире основным является закон борьбы за существование, а  социальном мире главенствует закон солидарности и сотрудничества. Он выделяет три типа солидарности: подневольная (принудительная), подчиненная, добровольная. Мерилом социального прогресса Мечников Л.И. считает степень свободы и добровольности объединений людей. Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор. Природа определяет ход истории, общество способно к солидарности при освоении ее богатств. Первые цивилизации возникают воль рек таких, как Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Ганг. Главным природным факторов, по мнению Мечникова Л.И. является вода. Исходя из этого, он выделяет три эпохи в ходе истории:
      Речная (период создания древних государств по берегам рек);
      Морская или среднеземноморская (цивилизации создаются вокруг морей)
      Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся с открытия Америки)
      Ключевский  В.О. как представитель географического детерминизма, большое внимание уделяет влиянию природы на начальной стадии развития человеческого общества. В русской истории он выделял четыре стадии:
      Русь Днепровская, городовая, торговая (VШ-ХШ века)
      Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-землевладельческая (ХШ-середина ХVвека).
      Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая (конец XV- начало ХVII века)
      Всероссийский период, императорско-дворянская, фабрично-заводская (конец XVII- начало XIX века)
      Ключевский  В.О. выделил так же и пятую стадию, которую он назвал периодом правового государства. Этот период должен был наступить после отмены крепостного права и реформ. Ключевский В.О. выделял феномены России: миграция, подчинение государственному аппарату, бюрократия, медленное раскрепощение. Он верил, что его отчество станет сильным государством, авторитетным в мире, с высоким уровнем культуры и образования.
      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что сторонники географического  детерминизма считали главным в  развитии человеческого общества географический фактор.[1: 42 – 46]

2.2. Органицизм.

      Такое направление социологии, как органицизм, сложилось на базе идей европейских  социологов, его сторонниками были Лилленфельд П., Новиков К.А., Стронин  А.Н. Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся на общественные явления.
      Внутри  организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т. д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Они сочетаются с различного рода естественными программами и алгоритмичностью на сигнальной основе, а также с адаптивностью, агрессией в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием, саморазвитием и др. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.
       Для единичного организма и человечества в целом существуют определенные общие алгоритмы, закономерности и единые ценности. Они обладают сходными общими свойствами, функциями и отношениями. Это общее включает следующее:
1) существование  на единой – материально-энерго-информационной  – основе в рамках локализованных  пространства и времени.
2) системность  строения, функций, организации (наличие  структур) и иерархичность;
3) многопараметричность;
4) многофакторность, стохастичность;
5) стремление  к поддержанию оптимизированного  и эффективного существования,  жизнеспособности;
6) сохранение  определенной упорядоченности, устройства, структуры, организации на протяжении  значительных, но характерных для  жизненного цикла также определенных систем отрезков времени;
7) извлечение  и усвоение материала, энергии  и сигналов ради обеспечения  жизнеспособности за счет взаимодействия  с окружающей средой (метаболизма)  и антиэнтропийной деятельности (самоорганизации, реорганизации  и повышения уровня организации – арогенеза);
8) системность  жизнедеятельности, допускающая  динамику, вариативность, мутации,  трансформации, наличие новаций  и самоактивности (инициатив) целого  и частей;
9) самовоспроизводство  в целом и в частях и т.д.;
10) управление  и самоуправление.
11) адаптивность  по отношению к условиям за  счет лабильности и самоорганизации,  реорганизации и саморазвития;
12) функциональность  целого и частей, функциональная  инвариантность;
13) цикличность  жизнедеятельности и общего развития, включая индивидуальное рождение и индивидуальную смерть;
14) наличие  фаз перехода (“переходных состояний”) и “снятия” предыдущих форм, качеств и состояний в ходе  развития к высшему или низшему.
      Таким образом, в органицизме как направлении  социологии рассматривалось развитие человеческого общества по аналогии с развитием единичного организма.[1: 46 - 49]

2.3. Концепция  культурно-исторических типов.

      Основателем концепции культурно-исторических типов является Данилевский Н. Я., которого считают приверженцем идей славянофильства, вступившего  в тот период в стадию упадка. Он был одним из наиболее типичных представителей панславизма. В книге "Россия и Европа" Данилевский Н. Я. подробно развивает теорию "культурно-исторических типов" человечества.
       В своей работе Данилевский Н.Я. наделяет культурно-исторические типы следующими характеристиками: самостоятельные, своеобразные в плане религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. Его социальная позиция выражена в следующем: «В продолжение этой книги мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже и враждебное... Из этого, однако, еще не следует, чтобы мы могли или должны были прервать всякие сношения с Европой, оградить себя от нее Китайской стеной: это не только невозможно, но было бы даже вредно, если бы и было возможно... Но если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то... необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой, русской точки зрения». [Данилевский Н.Я. Россия и Европа.М.,1991.С.440-441]. 
 Данилевский считал, что общественные явления управляются общими духовными законами, но в тоже время: «Различия культурно - исторических типов есть, в конечном счете, различия характеров народов, их составляющих: различия этнографические, племенные, которые выражаются в особенностях психического строя народов». Каждая цивилизация имеет характеристики, которые не могут быть переданы другой цивилизации. Поэтому исторический прогресс общества состоит в том, что бы следовать по пути развития своего культурно-исторического типа.

2.4. Народничество.
      Народничество 70-80-х годов XIX в. в России носило характер массового общественного движения и сыграло значительную роль в историческом процессе, породив социал-революционеров и российскую социал-демократию. Анархистские идеи в России имели свои достаточно глубокие национальные корни. Это, возможно, следует из идеологии русского сектантства, которое своеобразно пропагандировало необходимость освобождения человека от всяческих форм насилия, включая и государственное правление.
      В России революционно-демократические  движения основной причиной своей активности имели растущее недовольство самых  широких общественных кругов половинчатостью  и непоследовательностью проводимых царским правительством реформ. Феодальные формы прошлого сильно связывали капиталистическую инициативу, сдерживали экономический и культурный рост крупнейшей мировой державы. На этом фоне во многих городах царской империи в молодежной среде возникают и множатся различные подпольные революционные кружки, ставящие своей целью широкий спектр задач: от пропаганды и агитации, изучения и распространения запрещенной литературы до организации террористических актов против царственных особ. Практически все эти кружки были анархистского толка, поскольку велико было в них влияние идеологии, отрицающей деспотизм государства в деле устройства человеческой общества
      Тактика "хождения в народ" первых народников соответствовала основной анархистской установке - помочь народу самому осознать свои надежды и стремления. Отход от анархизма во взглядах народников и связанный с этим раскол "Земли и Воли" 1876 года имел своей причиной провал тактики "хождения в народ" и насущное требование организационных начал в революционном движении. Раскол народнического движения, в конечном счете, породил две ветви революционной оппозиции: социал-революционеров и социал-демократов, далеких от анархистских принципов и стоящих на позициях государственности.[1: 25 - 34]
2.5. Субъективная  школа.
      Наиболее влиятельной в русской социологической традиции была субъективная школа. Это положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала продолжительное время, с конца 60-х гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в. В количественном отношении субъективная школа была представлена множеством публикаций. Наряду с "отцами-основателями" (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев) в ней обнаруживаются несколько поколений последователей. Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали российскую социальную реальность. В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса.
      Основоположником  субъективной школы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире (то, что позднее стали называть "предсоциологией"), понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологией.
      Лавров  утверждал, что культура в жизнедеятельности  общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, являясь "зоологическим  элементом" цивилизации. Правда, иногда он считал возможным говорить и об "инстинктивной культуре животных". Начальные, первобытно-родовые и последующие цивилизованные формы социокультурного, вплоть до современных, Лавров призывал изучать, сочетая их объективное рассмотрение с оценкой со стороны идеала, что и составляло суть субъективного метода.
      Лавров  отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над  нею в равной степени. И то, и  другое были для него патологией, "социальным заболеванием", часто встречающимся  в истории. Ему были близки те исторические личности, которые участвуют в прогрессе, воплощение идеала "справедливого общества", т.е. способствуют росту солидарности наибольшего количества лиц и росту их личностного развития. Темпы так понимаемого прогресса, его ритмов и фаз направленности и ускорения, его "цены" он считал главнейшими проблемами. Социологию, не указывающую пути прогресса, он называл "болтовней", а не наукой.
      Михайловский  Н. К. был  также одним из зачинателей  социологии в России и со временем стал общепризнанным лидером субъективной школы. Центральная проблема социологии Михайловского, как и многих других исследователей второй половины XIX в., была связана с выяснением природы, функций и противопоставлением двух видов связей людей в обществе. При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку (и наоборот). Михайловский выдвигает два типа связей "личность - общество" или кооперации человеческой деятельности, предполагая, что сумма разнообразных форм этой деятельности  составляет "социальную статику" общества. Первый тип - исторически более ранний, охватывает первобытную общину и начальную эпоху варварства. Он построен на следующем: деятельность людей носит относительно недифференцированный характер, отсюда тотально сходные общественные функции и интересы всех людей, развитая солидарность, взаимопомощь, действие обстоятельств, столь свойственных другим сферам бытия. Здесь сказывается и близость исследователя к изучаемым общественным фактам (субъективный метод).
      Главной формой, типом "общественной индивидуальности", по Михайловскому,  является личность, а борьба за нее является борьбой  с групповым диктатом, калечащим  разделением труда, групповыми стандартами  в познании, предрассудками и т. п. Наряду с неделимой "человеческой индивидуальностью" в социуме есть и другие более сложные, делимые "общественные индивидуальности" (разные социальные группы: классы, семья, профессиональные группы, партии и институты: государство и церковь). Все эти виды "общественной индивидуальности" ведут между собою борьбу с попеременным успехом и постоянную борьбу с личностью, направленную на превращение ее в винтик, орган более комплексных организаций. За долгую историю человечества сложилось два четких состояния этой борьбы ("простая и сложная кооперация") и масса переходных конкретных вариаций между ними.
      Для Михайловского социологическая  методология ("субъективный метод" - "борьба за индивидуальность") должна не только объяснить объективный  ход исторического процесса, но и дать определенные правила поведения, нормы для субъективной корректировки этого объективного процесса - с помощью идеала.
      Михайловский, как и подавляющее большинство  социологов XIX в. был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса, дать его критерий, оценить другие социологические подходы к этой проблеме Его знаменитая "формула прогресса", с предъявлением которой Михайловский и вошел в историю отечественной социологии (1869-1870 гг.) звучит следующим образом: "Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно все, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов". В этом определении главный упор делается на чисто метафизическую трактовку количественных моментов  двух разновидностей разделения труда - "экономического" и  "органического"  на каждом этапе развития.
      Южаков  С. Н. был третьим после Лаврова  и Михайловского крупным социологом субъективной школы.  Он критически рассматривал механический перенос  выводов биологии в социологию, в частности дарвинизма, указывая, что естественный (и половой) подбор работает в социальной сфере иначе, чем в природной, так как с ним сильно конкурируют новые факторы - богатство, власть, общественное положение, статусные привилегии, нравственные ценности, культура в целом. Культура представляет собой реальность особого рода, в эволюционном отношении самую высшую.
      Существует, по мнению Южакова, три вида деятельности личности, важные для процессов социальной динамики: самостоятельная деятельность, но не согласованная с интересами общества (деятельность преступников), принудительная деятельность, насильственно согласованная с обществом (подневольный труд раба, заключенных или крепостного) и самостоятельная, свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и общества (труд изобретателя, ученого, артиста). Идеал справедливого общества предполагает максимальное расширение последней сферы.
      Особенностью  социологии Южакова было то, что  он рассматривал мораль не как синоним  этического, а в более широком смысле всего психического, отличного от материального, как "идеальные начала общественности". Мораль при таком толковании объявлялась "явлением чисто социальным", продуктом и вместе с тем, условием функционирования и развития общества. Нет ни одной сферы общества, свободной от моральных норм, кодексов, предписаний. На этом основании морали предписывалась интегральная роль в достижении экономического, политического и социального "согласования" (консенсуса) и особое значение в социальных конфликтах и кризисах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.