На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Организация и нормирование труда служащих и специалистов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПЛАН 

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ И УСЛОВИЯ ТРУДА  СЛУЖАЩИХ
    2. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА СЛУЖАЩИХ
    3. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА СЛУЖАЩИХ
    4. РАЗРАБОТКА УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ  ЧИСЛЕННОСТИ ПО ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ
       Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА  СЛУЖАЩИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ 

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ И  УСЛОВИЯ ТРУДА  СЛУЖАЩИХ
    Служащие  — это категория работников, в  деятельности которых преобладают  те или иные виды умственного труда. В соответствии с действующей Единой номенклатурой должностей, служащих к этой категории относятся руководители, специалисты и технические исполнители.
    Руководители  предприятий, отделов, цехов, участков, мастера осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы подразделений, обеспечивают слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов.
    Специалисты (инженеры, экономисты, техники и др.) разрабатывают и внедряют в производство новые виды продукции, технологические процессы, технические и экономические нормативы, формы и методы организации производства и труда; обеспечивают производство необходимой документацией, материалами, оснасткой, ремонтным и другим обслуживанием; проводят анализ показателей деятельности предприятия, разрабатывают и реализуют мероприятия по их улучшению.
    Технические исполнители осуществляют переработку и передачу первичной информации, подготовку и оформление документов, необходимых для выполнения функций управления.
    В отличие от рабочих, служащие сами непосредственно не участвуют в производстве материальных ценностей, однако они обеспечивают необходимые организационно-технические и социально-экономические условия для эффективного труда людей, занятых выполнением производственных операций. В процессе трудовой деятельности служащие используют информацию, характеризующую состояние производственного процесса на управляемом или обслуживаемом ими объекте и преобразуют ее в соответствующие решения как в форме документов (чертежей, технологических карт, планов, распоряжений и др.), так и в устной форме. Информационный характер непосредственного предмета и продукта труда служащих обусловливает принципиальное отличие в содержании и результатах их деятельности. Содержание труда служащих постоянно меняется под воздействием организационных и технических факторов.
    Особенности труда служащих необходимо учитывать  при разработке мероприятий по совершенствованию организации труда этой категории работников, в частности при разделении и кооперации труда, организации рабочих мест и трудового процесса, нормировании и оплате труда.
    Работа  по совершенствованию организации  рабочих мест и условий труда служащих проводится на основе аттестации и рационализации рабочих мест применительно к специфике каждой должностной группы. Большое значение имеют типовые проекты (карты) организации труда. Каждый типовой проект предусматривает наиболее рациональную планировку рабочего места, выбор мебели и оборудования, средств документационной, вычислительной и коммуникационной техники индивидуального пользования, а также обеспечение работника всем необходимым для выполнения возложенных на него должностных обязанностей. Критерием рациональной организации рабочих мест является их соответствие требованиям типовых проектов. Наряду с существующей практикой разработки типовых проектов рабочих мест, для определенных категорий работников может быть применен метод поэлементного (блочного) проектирования посредством выбора нужного варианта каждого элемента. Это значительно упрощает решение вопроса организации рабочего места для служащего.
    Основной  принцип организации рабочих  мест служащих - комплексное их оснащение необходимыми средствами труда. Так, конструкция рабочих столов и другой служебной мебели должна полностью соответствовать антропометрическим, эргономическим и эстетическим требованиям, обеспечивая наиболее благоприятные условия для работы.
    В оснащении рабочих мест большое  значение придается мебели из унифицированных  элементов, которые выбираются с  учетом должностных обязанностей и  характера работы каждого работника. Из таких элементов, возможно, сконструировать разнообразные рабочие столы, приставки к ним, тумбы, шкафы. Рабочие места служащих, и прежде всего руководителей, оснащаются средствами коммуникационной техники (телефонами, оперативными переговорными устройствами, электронными директорскими коммутаторами, телевизионной техникой), широко внедряются автоматизированные рабочие места служащих.
    Оснащение рабочих мест служащих и служебных  помещений необходимыми техническими средствами должно предусматриваться при проектировании административных зданий и их реконструкции. Одним из важнейших должностных требований к работнику, которое должно отражаться в должностных инструкциях, является умение использовать технические средства.
    Специфика труда служащих предъявляет высокие требования к условиям труда на рабочем месте, что находит отражение в соответствующих санитарных нормах и стандартах. При создании благоприятных условий для этой категории работников особое внимание должно быть обращено на освещенность рабочих мест. В служебных помещениях оптимальным является использование комбинированного освещения: потолочные светильники освещают равномерно все помещение, а местные - рабочую зону. Освещенность на рабочей поверхности от светильников общего освещения должна быть не менее 300 лк при люминесцентных лампах и 150 лк при лампах накаливания. Для местного освещения применяются поворачивающиеся передвижные лампы на гибком шланге мощностью не менее 50-70 Вт.
    В целях борьбы с шумом применяются  технические средства звукоизоляции (облицовка стен и потолков в помещениях звукопоглощающими материалами, прокладки между поверхностями столов и пишущими машинками, ковровые дорожки и др.).
    При оформлении рабочих мест необходимо учитывать и эстетические требования. Озеленение помещений не только украшает интерьер, но и улучшает состав воздуха, снижает нервно-психическое и зрительное утомление, что особенно важно для работников умственного труда.
    Для плодотворного умственного труда  необходим рациональный режим труда и отдыха, учитывающий физиологические закономерности организма человека. Общее время регламентированных перерывов в течение рабочего дня должно составлять для специалистов 20- 25 мин, для технических исполнителей – 25-30 мин.
    Важным  элементом оптимальных условий труда служащих является своевременное обеспечение работников документами и другой информацией, хозяйственное обслуживание - снабжение материалами и принадлежностями, ремонт технических средств и др. 

    2. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА  СЛУЖАЩИХ
    Важнейшим направлением работы по совершенствованию организации труда служащих является создание рациональной системы разделения и кооперации труда работников. При этом основными требованиями являются целесообразность специализации работников и коллективов подразделений, строгое разграничение сфер их компетенции, прав и ответственности, установление четкого взаимодействия всех участников совместной работы для обеспечения эффективного и качественного выполнения возложенных на них функций.
    Разделение  труда служащих осуществляется по следующим основным признакам: функциональному, технологическому и профессионально-квалификационному.
    Функциональное  разделение труда служащих заключается  в классификации их деятельности по функциям управления и инженерно-технического обеспечения производства: организация управления, прогнозирование и планирование, управление научно-техническим прогрессом и техническая подготовка производства, координация и оперативное управление производством, управление трудом и социальным развитием коллектива, материально-техническое обеспечение, сбыт продукции, ремонтное, транспортное и другое обслуживание, бухгалтерский учет и использование финансовых ресурсов, реконструкция или расширение управляемого объекта. Для выполнения названных функций создаются специализированные структурные подразделения и службы, работники которых также соответствующим образом специализированы.
    Технологическое разделение труда служащих осуществляется по видам работ. Все операции, выполняемые  служащими в общем виде, могут быть сведены в следующие группы: организационно-административные, аналитико-конструктивные и информационно-технические. В деятельности руководителей преобладают организационно-административные операции, которые органически сочетаются с аналитико-конструктивными. Основным видом деятельности специалистов являются аналитико-конструктивные операции, вместе с тем часть времени они расходуют на организационную работу, необходимую для реализации разработок. Технические исполнители выполняют информационно-технические операции и дополнительно осуществляют организационно-техническое обслуживание руководителей.
    Профессионально-квалификационное разделение труда основано на распределении  обязанностей и разграничении ответственности  между работниками с учетом занимаемых должностей, степени сложности поручаемых работ, специальности и квалификации работников в целях обеспечения эффективного труда. С целью рационализации разделения и кооперации труда разрабатываются положения о структурных подразделениях и должностные инструкции. Должностные инструкции разрабатываются в соответствии с квалификационными характеристиками, предусмотренными Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Они определяют конкретные обязанности каждого работника применительно к условиям данного предприятия и структурного подразделения. Должностные инструкции позволяют осуществить четкое разделение труда специалистов и технических работников, рационально распределить функции каждого структурного подразделения между работниками. Должностные инструкции составляются для всех видов должностей, предусмотренных штатным расписанием, за исключением должностей руководителей, так как их права и ответственность определяются положениями о предприятии или о соответствующем структурном подразделении.
    В должностные инструкции рекомендуется  включать следующие разделы: общую  часть, в которой определяется подчиненность  данного работника, порядок его назначения на должность и освобождения от должности, уровень квалификационных требований, предъявляемых к работнику при замещении данной должности; должностные обязанности работника; взаимосвязь с другими работниками; права работника; ответственность за выполнение возложенных обязанностей. В должностных инструкциях должна быть максимально отражена специфика данного предприятия: характер производства, применяемая документация, формы отчетности, методы работы и др.
    Для повышения эффективности труда  служащих большое значение имеет  организация трудового процесса. С этой целью на предприятиях разрабатывается технология выполнения работ по функциям управления, устанавливается перечень решаемых задач, содержание работ по каждой задаче, порядок и методы их осуществления.
    Большое внимание уделяется разработке типовых  межотраслевых и отраслевых процедур (технологий) выполнения работ. Процедура предусматривает определенный порядок и последовательность выполнения служащими комплекса операций по обработке конкретных документов с целью получения определенных по форме и содержанию результатов. Она содержит графическое изображение порядка прохождения документов и выполнения операций с ними, комплект форм документов, маршрутно-технологические или должностные операционные карты. Разработка процедур - важнейший этап проектирования трудового процесса служащих. Процедуры оформляются в виде регламентов, включающих в себя следующие разделы:
    1. Перечень задач, подлежащих решению  в рамках данного регламента и рекомендации по созданию необходимых условий, гарантирующих их качественное и своевременное исполнение;
    2. Описание технологии всей работы  в целом, графическое изображение алгоритма выполнения работы по всем операциям в их технологической последовательности с указанием: наименования этапов, операций и их трудоемкости; должности, численности исполнителей; поступающих (входных) документов; разрабатываемых и направляемых за пределы подразделения (выходных) документов;
    3. Описание технологии выполнения  частей работы на каждом ее  этапе (структурно-информационные  схемы этапа - СИСЭ). Документ содержит наименования: операций с расчленением каждой из них на повторяющиеся действия; должностей с указанием численности исполнителей и трудозатрат по каждому действию; получаемых исходных данных (входных); разрабатываемых документов, направляемых за пределы подразделения (выходных);
    4. Описание технологии важнейшей  (ключевой) операции (структурно-информационная схема операции - СИСО). Документ содержит графическое изображение последовательности выполнения всех действий данной операции с указанием трудоемкости каждого, а также анализ затрат времени исполнителей и предложения по рационализации трудового процесса;
    5. Норма рационализации трудового  процесса. Документ составляется на работу, этап работы и ключевые операции и содержит перечень мероприятий, направленных на сокращение трудоемкости элементов трудового процесса (операций, действий), а также итоговые данные по сокращению трудозатрат работников отдельных должностей;
    6. Образцы форм поступающих (входных)  и разрабатываемых (выходных) документов.
    Регламенты  создаются на комплексы работ, реализующие  функцию или самостоятельную функциональную задачу, на отдельные работы и этапы работ, отдельные важнейшие операции. 
 
 
 

    3. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА  СЛУЖАЩИХ
    Организация труда этой группы работников предопределяется характером выполняемых работ, их содержанием, периодичностью повторения и степенью регламентации объема работ: По степени регламентации содержания и объема работ служащие могут быть разделены на две группы: работники, для которых перечень и количество выполняемых операций обусловлены производственным заданием (билетные кассиры, дежурные по станции, электромеханики и т. д.) или регламентируются специальными положениями (работники, занятые учетом и отчетностью и т. д.) и работники, для которых перечень отдельных операций и выполняемая работа в целом не имеют строгой регламентации содержания и объема (специалисты производственных подразделений и аппарата управления).
    Для работников первой группы частое повторение одних и тех же операций и устойчивое содержание элементов трудового процесса позволяют регламентировать порядок, методы и сроки выполнения работ на основе их пооперационной технологии и трудоемкости отдельных операций. Для работников второй группы не всегда возможно заранее предусмотреть содержание, объем и методы выполнения работ, поскольку их необходимость довольно часто вызывается сложившейся в данный момент производственной ситуацией. Эти особенности вызывают необходимость планирования труда каждого работника и регламентации содержания труда должностными инструкциями.
    Разносторонний  и сложный характер труда служащих не позволяет при нормировании принять однозначное методическое решение. Для нормирования труда служащих применяется система норм затрат инженерного и управленческого труда, которая позволяет комплексно решать задачи планирования труда, его оценки и стимулирования (табл. 1).
    Нормативы и нормы времени устанавливаются  в тех случаях, когда возможно прямое нормирование затрат труда. Это, как правило, однородные работы, состоящие из повторяющихся операций. Объем, содержание и методы выполнения таких работ строго регламентированы. На железнодорожном транспорте нормы времени могут быть использованы для нормирования труда билетных кассиров, дежурных по станции, операторов станционно-технологических центров.
    При нормировании труда служащих по нормативам времени определяют трудоемкость выполнения отдельных операций или работ. Умножением трудоемкости на количество операций или работ получают общую трудоемкость работы в человеко-часах. Исходя из фонда рабочего времени одного служащего рассчитывают численность, необходимую для выполнения данного объема работ.
    Норматив  численности (регламентированная численность  работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции в определенных организационно-технических условиях) рассчитывается по факторам, которые оказывают решающее влияние на численность служащих либо в целом по предприятию, либо по отдельным функциям управления.
Таблица 19.1.
Виды  норм затрат инженерно-управленческого труда на предприятии 

Вид норм Задачи применения норм Метод установления норм
Нормы численности 
 
 
 
Дифференцированные  нормы численности, нормы числа  подчиненных, нормы соотношений, нормы обслуживания 

Нормы времени, нормы обслуживания 
 

Нормы времени, нормированные задания
Установление  достаточной численности работников по функциям на предприятии и в его подразделениях 
Установление  квалификационно-должностной структуры штата работников 
 

Распределение работ между исполнителями 
 

Нормативное обоснование заданий и уточнение распределения работ I между исполнителями
Аналитически-расчетный  с применением нормативов численности, нормативов трудоемкости и нормативов централизации работ 
Аналитически-расчетный 
 
 
 

Аналитически-расчетный, аналитически-исследовательский (построение балансов, применение ЭВМ) 

Аналитически-расчетный, аналитически-исследовательский с использованием результатов наблюдений
    Рекомендуемые соотношения численности работников по функциям в аппарате управления и в цехах устанавливают на основе нормативов централизации работ.
    При планировании численности инженерного  и управленческого персонала  на основе нормативов важно регулирование  соотношения исполнителей и руководителей  всех уровней и рангов. С этой целью применяют нормативы соотношений численности. Например, норматив соотношения ведущих инженеров, старших инженеров, инженеров и техников может быть выражен как 1:2:4:3.
    При использовании норм обслуживания численность  работников по должности
    

    где V - объем работ, выполняемых за смену по рассматриваемому виду обслуживания;
    Нo - норма обслуживания по данному виду работ.
    Нормативы соотношений численности совместно  с нормативами числа подчиненных  используют для детализации количества работников, установленного по нормативам численности, и позволяют обосновать требующийся квалификационно-должностной состав работников.
    Нормы числа подчиненных (нормы управляемости) используют для установления численности  работников, осуществляющих функцию линейного руководства (мастеров, старших мастеров, заместителей начальников цехов и т. д.). Как правило, норма управляемости составляет 4-6 подразделений, которыми может эффективно руководить вышестоящий линейный руководитель. Для низовых линейных руководителей норма управляемости обычно 10 подчиненных работников и более, если они мало связаны между собой при выполнении производственных заданий.
    Разработана формула для расчета нормы  управляемости для мастера:
    
    где Ч0 — численность основных рабочих в цехе;
    Рc — средний разряд работ;
    Пр — условный показатель типа производства (1 - единичное, 3 - серийное, 5 - массовое).
    На  норму числа подчиненных мастеру  рабочих влияет также уровень автоматизации производства, форма организации труда (наличие бригадиров).
    Особый  вид нормативов составляют минимальные значения численности работников для образования самостоятельных структурных подразделений управления (отделов). Например, минимальная численность в планово-экономическом отделе - 8 чел., в юридическом отделе - 5 чел., в нормативно-исследовательском бюро -3 чел. При меньшей численности самостоятельные подразделения не создают, группа исполнителей входит в состав другого отдела. 

    4. РАЗРАБОТКА УКРУПНЕННЫХ  НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ  ПО ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ
    Нормативы численности являются основным видом трудовых нормативов, применяемых для определения необходимой численности работников управления предприятий. Нормы численности занимают ведущее положение в системе норм затрат инженерного и управленческого труда, поскольку они устанавливают количество работников, необходимых для выполнения определенного объема работ соответствующего качества. Содержание процессов управления непосредственно связано с конечным результатом деятельности исполнителя, подразделения, предприятия в целом.
    Деятельность служащих, несмотря на большое ее разнообразие, может быть разделена на ограниченное число обособленных и в то же время взаимообусловленных комплексов работ, необходимых для управления предприятием.
    В общем случае для управления каждым предприятием необходимо осуществление следующих групп функций:
    организация системы и процессов управления - организация управляемой системы, рационализация аппарата управления, организация процессов управления;
    планирование  и прогнозирование - перспективное и текущее планирование, установление и регулирование цен, анализ производственно-хозяйственной деятельности, организационно-методическое руководство планово-экономической работой в подчиненных звеньях управления (в производственных единицах и т. п.);
    техническое развитие и технологическая подготовка производства - прогнозирование и планирование технического развития предприятия, конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, нормирование материалов, стандартизация, управление качеством продукции, рационализация и изобретательство, разработка мероприятий по охране труда и технике безопасности, ведение технической документации, научно-техническая информация, руководство подчиненными техническими подразделениями (исполнителями);
    управление  трудовыми ресурсами - подбор и расстановка кадров, подготовка (повышение квалификации) кадров, организация труда и заработной платы, социальное развитие коллектива;
    управление  финансовыми ресурсами - бухгалтерский учет, контроль производственно-финансовой деятельности, финансовое планирование, оформление отношений со сторонними организациями, взаиморасчеты с клиентурой;
    материально-техническое  обеспечение;
    оперативное управление производством - перечень и содержание функций устанавливается в зависимости от специфики производства: организация выполнения плана (ремонта локомотивов, вагонов и т. п.), организация и формирование поездного потока, диспетчерское регулирование движения поездов, оперативное сменно-суточное планирование работы;
    обеспечение безопасности движения поездов - организация выполнения ПТЭ и других правил и инструкций;
    статистический  учет и отчетность - организация учета, разработка и анализ отчетности, методическое руководство подведомственными подразделениями, организация и проведение единовременных учетов и переписей;
    автоматизированный  сбор, передача и обработка информации;
    управление  вспомогательными процессами - ремонтное обслуживание подразделений, энергетическое обслуживание производственных единиц, обеспечение оснасткой и инструментом, внутрипроизводственное транспортное обслуживание;
    административно-хозяйственное  обслуживание - делопроизводство, организация хранения документов, юридическое обслуживание производства, обеспечение производственных и бытовых нужд работающих.
    Перечень  функций и их содержание устанавливается  для групп предприятий, выполняющих  идентичную работу. Однако количество, наименование функций и объем  работ по каждой из этих функций  для каждой группы предприятий могут  быть различными.
    Для разработки укрупненных нормативов численности служащих по каждой функции управления в качестве исходных данных принимают: численность работников, определенную по дифференцированным нормам времени и обслуживания или фактическое наличие работников с корректировкой по данным фотохронометражных наблюдений, проведенных в условиях рациональной организации труда; показатели, характеризующие изменение объема работы по каждой рассматриваемой функции управления; принятое распределение работ между различными инстанциями управления внутри и вне предприятия; данные об оснащенности предприятий техническими средствами инженерного и управленческого труда и других организационно-технических условиях выполнения работ; перечень основных работ и методы их выполнения.
    При разработке нормативов по функциям управления часто прибегают к косвенной оценке затрат труда через факторы, характеризующие изменение объема работы по каждой функции управления, а нормативы численности при этом рассчитывают по эмпирическим формулам корреляционной зависимости.
    Укрупненные нормативы численности разрабатывают  для типового функционального и квалифицированного разделения труда. Для сбора исходных данных все предприятия разбивают на группы, характеризующие однородность выполняемой работы, сопоставимый уровень технической оснащенности и другие факторы. В результате обработки данных о фактической численности работников соответственно каждой функции управления на предприятиях и количественных значений выбранных факторов (численность рабочих, стоимость активной части основных фондов, число поставщиков) получают расчетные формулы. Общий вид формул норматива численности работников по функциям управления:
    

    где а - постоянный коэффициент уравнения;
    х1, х2.....хр - значения факторов, определяющих численностью работников соответственно функциям управления;
    а1, а2, ... , ар - коэффициенты регрессии (показатели степени или коэффициенты при факторах), характеризующие влияние соответствующего фактора на численность работников.
    Например, численность служащих, занятых бухгалтерским учетом и финансовой деятельностью в отделениях железных дорог, определяется в зависимости от количества структурных единиц х
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.