На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия: предмет, предназначение и функции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Философия:  предмет, предназначение и функции.

Введение 

Мы живем на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение  глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель —  превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное  место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой  общества,— давно перешла в  разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического  развития человечества поставила его  перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места  и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности  за свои поступки и выбор форм и  направлений своей деятельности становятся главными.
В становлении  и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры
История происхождения науки  и термина философия
История термина
Считается, что  само слово «философия» первым придумал Пифагор. Но Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:
Очень много  должны знать мужи-философы[14].
Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока. В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия». Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви?дение»), «даршана» («теоретическое ви?дение»), «мата» — («теория»)[15]. В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).
В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ?? Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признаёт значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».
В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику. 

Первая форма мировоззрения–мифология. В мифах люди объясняли происхождение и устройство мира, явления природы, жизнь и смерть людей, испытания человека, его достижения(в ремеслах, земледелии, приручении животных). В мифе сочетаются зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка.Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком.
Наряду с мифологией существовала и религия. На ранних этапах развития общества они составляли единое целое. Специфика религии–обрядовые  действия, направленные на установление отношений со сверхъестественным. Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-прак-тический характер. Оно было связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы.
Проблема  зарождения философии. Философия зародилась приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. Разногласия во времени( проблема различия «миф- философское мышление»). Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, нежели философия Востока.
Приблизительно в 6 в до н.э.–бытовые, семейные вопросы, 10 ,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Др.Греции, Индии и Китае.  
К источникам философии  можно отнести:
народное творчество в целом(мифы и т.д.)
накапливающийся опыт
«Философия наблюдается  в момент разложения мифологического  мировоззрения»(Гегель)
В основе философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Ф. Проявляет себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи.
Основные концепции  происхождения Ф.:1. Мифогенная. 2.Гносеогенная. 3.Теологическая.–ряд разногласий между философами.
Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа(Гегель, Лосев, Коннфорд)
Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний(космогонии, медицины и т.д.)(Богданов)
Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дара божьего.
Каждая концепция  имеет «за» и «против».
Синтетический подход–философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.
Почему? Необходимо теоретическое  понимание действительности.
Разделение труда(отделение умствен. от физического).
Присущее человеку творчество духа(Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).
Пифагор: «Жизнь подобна  игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».
Во всех философских  системах есть: теория познания, методика, этика. Но решения этих проблем различны.
Различают европейскую, индийскую, китайскую философии. Но эти типы делятся на исторические ф. Различных народов(нация+религиозные особенности)–немецкая, иудейская и т.д.
Особая проблема–национальная  философия(национализм, национальная идея)
История философии-история самосознания человеческой культуры(в теоретическом, категориальном отношении)
Критерии типологизации:
Гносеологический( истоки и традиции философских направлений; соотношение субъекта и объекта познания; отношение к логике, к разуму). Материализм–идеализм, рационализм–иррационализм.
Методологический( метафизика–диалектика). Метафизика- вечность вещей и связей между ними, статичность мира. Диалектика–подвижность, текучесть мира.
Религиозный(отношение к религии). Атеистическая–религиозная философия.
Научный(отношение к науке). Сеитические–антисеитические.
Мировоззренческий и психологический(оптимистические и пессимистические)
По способу философствования.
Созерцательный(философ приходит вслед за событием и объясняет его; характеризует античную философию)
Умозрительный(восточная философия; ориентация на мистику, на иррациональное–«неоплатонизм»).
Социально–преобразовательный( деятельный- марксизм)
История философии
    Основная  статья: История философии
История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.
Существуют разные точки зрения на соотношение философии  и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает ещё и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии — это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.
Как бы то ни было, в философии соотношение предмета исследований и истории исследований отличается от характерного для обычных наук, где изучение их истории не обязательно для понимания их предмета, современного состояния исследований, которое всегда считается более истинным по отношению к предшествующим. Если история обычных гуманитарных или, тем более, естественных наук представляет собой скорее небольшой раздел истории, чем раздел самих этих наук, история философии сама является содержанием философского знания, предметом философского постижения, что скорее роднит философию с искусством или религией. Преемственность между философскими учениями носит неоднозначный характер, любая появляющаяся концепция рассматривается как развитие и/или новое сочетание уже существовавших, кем-то уже высказанных принципов. В противном случае она вообще не признаётся философской. Русский мыслитель В. Ф. Асмус выразился об этом ярко: «Если что нибудь открыли [в философии], покопайтесь в истории философии; если там ничего не найдёте — значит открыли глупость»[21] 

Предмет философиифилософия–наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии–рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»
Назначение философии–поиск  удела человека, обеспечение его  бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
Основными методами философии  являются:
Диалектика–метод, при котором вещи, явления, рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика–метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично(игнорируются изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно(поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям).
Догматизм–восприятие мира через призму догм–принятых убеждений. Присущ средневековой теологической философии.
Электрика–метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций. Часто применяется для обоснования взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.
Софистика–метод, основанный на выведении ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок. Распространена в Древней Греции.
Герменевтика–метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Распространен в западной философии.
Одновременно и  направлениями и методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.
. 
 

Функции философии:
Регулятивные и  организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
Объяснителная (когнитив-ная)
Аксологическая (аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)
Типы философствования:
Созерцательный  (пассивный)
Умозрительный (творческая сущность познания)
Деятельностный (активный)
Если философия–наука, то должна иметь предмет исследования. В центре материального, духовного  и идеального–стоит человек; здесь надо искать предмет философии. Проблема человека–проблема сопоставления себя и природы.(Кант: «Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться?»–сводится к одному–«Что такое человек?»)
Вся проблематика вращается  вокруг центра–человека. 
 
 
 
 
 
 

Философия и мировоззрение. Философия и наука.
Мировоззрение–это сложное, синтетическое, интегральное образование  общественного и индивидуального  сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.
Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.
Принцип научности  требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории  имеют «размытые» края. С точки  зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.
  [править]
[
Является ли философия наукой?
    Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
    Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?
 
 
Евклид. Единство философии и математики

Рене  Декарт. Единство философии, физики и математики
При рассмотрени и первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»[17].
С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские  вопросы, ничем и  никем не обязывается  основывать свои размышления  на опыте предшественников. Отсутствие общепризнанных результатов, как  коренное отличие  философии от науки, было отмечено Ясперсом в его работе «Введение в философию»[18].
Задача  развертывания философии  по образцу науки  ставилась в марксизме и диалектическом материализме. Кроме того научный статус зачастую придаётся логике как нормативной науке, традиционно рассматривающейся в качестве составной части философского знания. Примерами подходов, в которых философия строится вне научного образца, могут служить некоторые виды религиозной философии (построения средневековых мистиков, религиозных философов XX века, например Льва Шестова), а также философия, выраженная в форме афоризмов и эссе и нашедшая широкое распространение у таких философов, как Ницше и Кьеркегор.
Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.
Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем  наука, её началом  и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Однако  даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может  рассматриваться  как наука, имеющая  дело с более высоким, вторичным уровнем  обобщения, воссоединяя  частные науки. Первичный  уровень обобщения  приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.
Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.
Ответ на вопрос о соотношении  ненаучного знания и  философии связан с вопросом о соотношении  философии и феномена «заблуждающегося разума». Этот момент необходим  с исторической точки  зрения в силу самого характера процесса познания, из-за неполноты  знания о предмете с одной стороны  и стремлением  объяснить его, предугадать  точное знание (сформулировать гипотезу) — с другой. Он свойственен любому способу познания, в том числе и науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.
Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов; примером могут служить работы Пола Фейерабенда. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремится свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.
 
[править] Смысл и польза философии
Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления.
 
Польза философии часто ставится под сомнение и она критикуется с самых разных позиций (например, в структурализме
[20] или в религиозной философии С. Н. Булгакова и Л. Шестова).
[править]
.

  [править
  [

1. Предмет Философии

Термин «философия»  происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Однако это еще  не раскрывает существа дела, потому что  одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем  и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.
Первым, кто попытался  объяснить слово «философ», был  древнегреческий ученый и мыслитель  Пифагор (вт. пол. VI в. — нач. V в. до н. э.). согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.).
Но совсем другого  мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.
Знаменитый древнегреческий  мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия — единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
Следует отметить, что понимание предмета философии  связано и с социально-историческими  условиями. Так, например, разложение античного  общества, безусловно, повлияло на появление  концепций, согласно которым философия  призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий  и способствовать достижению счастья  и душевного здоровья. Наиболее ярким  представителем такого взгляда был  древнегреческий мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».
В любой теории, как известно, различается предмет  и объект. Объект составляет всю  реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим  объектом изучения является отношение  человек—мир, причем это отношение  исследуется в наиболее общем  плане, прежде всего для того, чтобы  человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести  смысл своего бытия.
Отмеченная задача решается не только философией, но и  другими формами мировоззрения  — мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Всякое мировоззрение  пытается преодолеть пропасть между  человеком, его сознанием, способным  к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифологии, философия пытается не просто утвердить какую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественнонаучного знания.
Следует отметить, что понимание предмета философии  связано и с социально-историческими  условиями. Так, например, разложение античного  общества, безусловно, повлияло на появление  концепций, согласно которым философия  призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий  и способствовать достижению счастья  и душевного здоровья. Наиболее ярким  представителем такого взгляда был  древнегреческий мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».
Одни мыслители  видели суть философии в отыскании  истины, другие — в том, чтобы  ее утаить, исказить, приспособить к  соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие —  к человеку; одни утверждают, что  философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Особенно отчетливо  это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда возникает множество  самых различных по своему характеру  философских школ и направлений, предметом исследования которых  стали многообразные стороны  бытия, познания, (человека и человеческого  существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Однако сказанное  вовсе не означает, что различным  философским концепциям не присуще  нечто общее. Можно вычленить  существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.
Исследование  наиболее общих вопросов бытия. При  этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие  и небытие; бытие материальное и  идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о  бытие получило название онтологии (от греч. учение).
Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем  или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем  заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект  и объект познания и т.д. Философское  учение о познании получило название гносеологии (от греч.— учение).
Изучение наиболее общих вопросов функционирования и  развития общества. Формально эта  проблема, конечно, находит свое место  в учении о бытие. Но поскольку  именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует  социальные качества человека, постольку  эту проблему следует выделить в  отдельный раздел. Раздел философии, изучающий общественную жизнь, называется социальной философией.
Исследование  наиболее общих и существенных вопросов человека.
Этот раздел также представляется одним из важнейших  для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и  действует не абстрактный дух, а  человек. Философия человека называется философской антропологией.
Итак, философию  можно определить как учение об общих  принципах бытия, познания и отношений  человека и мира.
Однако это  лишь краткая дефиниция, требующая  своего дальнейшего пояснения и  развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей  свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика  философской теории заключается  в том, что ее законы, категорий  и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия  выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.
Всякая философия  является мировоззрением — совокупностью  наиболее общих взглядов на мир и  место в нем человека. Однако это  вовсе не означает, что всякое мировоззрение  является также философией. Понятие  «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.
Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением  различных уровней отражения  действительности. Мировоззрение, в  том числе и философия, есть результат  отражения мира. Но глубина этого  отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения  происходит на уровне ощущений. Применительно  к мировоззрению он связан с мироощущением, или миросозерцанием. Здесь фиксируются  лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения  в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.
Отметим еще  один — исторический аспект разграничения  философии и мировоззрения. Философия  — это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший  после мифа и религии. В связи  с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может  обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает  мировоззрение, представляющее или  мифологическое мироощущение или религиозное  миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.
Для того, чтобы выводы об общих целях жизни человека, его ценностных приоритетах, его нравственной позиции были убедительными, хочется именно получить знание о порядке организации мира в целом. Человек, разумеется, стремится прожить более счастливо и желает иметь надежные критерии определения счастья. Поэтому-то философия всегда и пыталась достигнуть целостного знания о мире. Ясно, что достичь такого знания, сделать выводы о всеобщем и бесконечном, опираясь лишь на отдельные области знания исследуемые конкретными науками, нельзя. Невозможно достичь его и на основе простого суммирования знания конкретных наук. Эта процедура породила бы больше вопросов, чем ответов, т. к. по мере исследования отдельных областей и интеграции разных наук новые проблемы возникают лавинообразно. Но знание о всеобщем и бесконечном, если исключить откровение, в то же время нельзя получить ниоткуда, кроме как из конкретного знания. Получается сложная ситуация: знание о всеобщем и бесконечном нужно построить на основе познания ограниченных областей реальности, но, обладая лишь таким знанием, нельзя быть до конца уверенным в истинности выводов, касающихся всеобщего и бесконечного. В этом двойственном положении, вообще говоря, заключается природа философского знания, которое стремится быть доказательным, построенным по типу естественно-научного и в то же время не может полностью быть таковым в силу бесконечности мира, неисчерпаемости бытия. Многие философские концепции решают это противоречие, обращаясь к так называемому интуитивному познанию, утверждая возможность контакта с бытием в состоянии экстаза или самоотрешения. Считается, что философия может делать выводы вероятностного характера, включая рассуждения, предположения об организации универсума в целом. «Если философ стремится охватить, очертить мир в целом, он неизбежно должен дорисовать контуры мира, «включив» в него не только социум, но и проблематичные миры, космический разум и многое другое, в том числе такое гипотетическое, что граничит с человеческой фантазией. Общая, философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества». С такой постановкой вопроса сочетается определение идей, которое предлагает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.
Но возможна и другая позиция в отношении  решения спорных философских  вопросов. Это позиция разумного  скептицизма. В рамках такого подхода  полагается, что мы можем строить  ориентиры собственной жизни  только на основе тех реальных фактов, которыми мы владеем, и что нам  совсем не нужно конструировать для  этого какие-то метафизические миры. Здесь можно вспомнить древнегреческого философа Эпикура, который полагал, что научные знания имеют относительный  характер, но они достаточны для  преодоления наших страхов.
В целом в  философском мышлении можно выделить две линии, по которым делалась попытка  решения мировоззренческих проблем. Это, с одной стороны, линия, которая  предполагала какие-то особые методы философского исследования. Данная линия так или иначе имеет продолжение в ходе всей истории развития философии, в частности — выражается в утверждении особых возможностей интуитивного познания глубинных составляющих души человека и организации мира в целом. Категория интуиции была решающей в концепции А. Бергсона,
Другая линия, которая может быть названа сциентистской, не предполагает, что философия обладает какими-то собственными средствами познания, отличными от методов естественных наук, но обладает возможностями обобщать достижимые в разных областях знания результаты таким образом, что выводы самой философии получаются отличными  от выводов каждой конкретной науки. Они касаются такой реальности, которая  в принципе не может стать объектом изучения естественных наук, в силу пределов их познавательных возможностей. Это все те же мировоззренческие  вопросы о том, кто мы, откуда мы взялись, в чем смысл жизни  и т. д. Такие известные философы, как Гоббс, Бекон, Декарт, Конт, Спенсер, работали в направлении решения  методологических проблем развития научного метода. Их общие философские  выводы во многом были связаны с  характером того, как они понимали научную методологию.
Но отношения  философии и науки не являются, так сказать, отношениями односторонней  зависимости, в которой уровень  развития научного знания влияет на характер философского обобщения мира. Дело в том, что в самой науке  нередко возникают кризисные  ситуации, одна система идей начинает противоречить другой, рушатся принятые, казавшиеся ранее незыблемыми положения. В такие периоды философия  оказывает существенное влияние  на развитие научного знания, т. к. именно она дает такой уровень обобщения  культуры, на основе которого может  быть переосмыслено традиционно  принимаемое содержание фундаментальных  научных понятий.
Философия должна привлекать весь возможный арсенал  средств для убеждения человека в необходимости кооперации с  другими людьми, внушения ему базовых  нравственных истин, наполнения индивидуального  существования смыслом, возникающим  в результате осознания различных  форм связи своего индивидуального  бытия с бытием некоторого целого — своей страны и человечества в целом, а также, возможно, и более  общего целого, представленного как  мысленная связь с прошлыми и  будущими поколениями, с другими разумными формами жизни. Без допущения, утверждения такой связи, как показывает весь опыт развития человеческой культуры, жизнь человека оказывается обедненной. Материалом для этого в принципе служит все накопленное человечеством знание, включающее законы любой степени общности, начиная от всеобщих форм логики и математики и кончая конкретными закономерностями психической жизни индивида. Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество создало более простые, хотя и не менее важные для бытия человека, формы мировоззрения.

2. Функции философии.

Все проблемы философии  концентрируются вокруг основного  вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему6.
Центральный философский  вопрос — вопрос о человеке, о  целях его бытия влияет на характер формулирования всех иных философских  проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (представление  о мире и ожидания его состояния  в будущем), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (ценностное отношение к миру, стремление сделать его лучше, принять одни стороны реальности как цели бытия и отвергнуть другие), праксиологические, или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские проблемы предстают как жизневоззренческие (экзистенциальные). Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимно дополняют друг друга, как, например, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема «части и целого»), являются все же так или иначе связанными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.
Информация, получаемая при постижении проблем, концентрируется  в философских понятиях (категориях), законах и принципах.
Многообразие  содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов  обусловливает и широкую полифункциональность философии.
Часто за основание  делений функций принимают теоретическую  и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии  оказываются присущи следующие  подфункции (или функции): в мировоззренческих — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отражательно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристическую, координирующую, синтезирующую и логико-методологическую функции.
Мировоззренческая функция, которая в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения  связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира. Следует  отметить двойственный характер самих  философских концепций, который  выражается в их тяготении или  к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
Это также методологическая функция, которая заключается в  том, что философия высыпает как  общее учение о методе и как  совокупность наиболее общих методов  познания и освоения действительности человеком.
Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез  об общих тенденциях развития материи  и сознания, человека и мира. При  этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем  больше философия опирается на науку.
Нельзя не упомянуть  и такую функцию философии, как  школы теоретического мышления и  мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.
Критическая функция  философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый  многими философами, свидетельствует  о важности критического подхода  и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему  знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.
С критической  функцией философии тесно связана  и ее аксиологическая функция (от греческого — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.
Социальная функция  философии является довольно многоплановой  по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия  призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие  и способствовать его материальному  и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем  пытаться изменить социальный мир, нужно  предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива  в разработке всеобъемлющих концепций  интеграции и консолидации человеческого  общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию  коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности  философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может  ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому  человеку.
С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия  должна играть адаптационную и жизнеутверждающую  роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей  и идеалов, утверждению позитивного  смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна  в периоды нестабильного состояния  общества, когда прежние кумиры и  идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование  находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и  каждый должен делать свой нелегкий выбор.
Думается, что  именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.
Можно выделять познавательные и идеологические ее функции, которые затем, в зависимости  от уровня понятий «субъекта» и «объекта», будут подразделяться на множество  подфункций.

Заключение

Термин «философия»  происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости.Объект философии составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Можно вычленить моменты, свойственные философскому знанию
Исследование  наиболее общих вопросов бытия.
Анализ наиболее общих вопросов познания.
Изучение наиболее общих вопросов функционирования и  развития общества.
Исследование  наиболее общих и существенных вопросов человека.
Многообразие  содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов  обусловливает и широкую полифункциональность философии. Можно выделить основные функции философии мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, социальная, гуманитарная познавательная, идеологическая.
Zu beginn der sechziger Jahre hatten zahlreiche Lander, insbesondere auf dem afrikanischen Kontinent, ihre politische Unabhangigkeit erkampft. Man brauchte qualifizierte Fachleute. Deshalb hat man im Jahre 1960 in Moskau die Universitat der Volkerfreundschaft eroffnet, die heute die Patrice- Lumamba- Universitat zu Ehren des Heldes der afrikanischen Volker Patrice-Lumamba
Die Studenten aus den Landern Asies, Africas und Latcinamericas werden an dieser Universitat zu Ingenieuren, Lehrern, Arzten, Juristen, Physikern, Chemikern, Wirtschaftsfachleuten Agronomen.
Der Lehrgang dauert 4 bis 5 Jahre. Die Studenten mussen ein bis drei Jahre an der Vorbereitungsfakultat studieren. Gegenwartig studieren an der Universitat der Volkerfreundschaft rund viertausend Studenten. Das Studium  an der Universitat ist gebuhrenfrei. Die Lehranstalt stellt den Studenten Platz im  Studentenheim, Lehrbucher und arztliche Hilfe zur Verfugung damit die Studenten aus vielen Landern der Welt alle Bedingungen zum Studium haben.
In den modern ausgerusteten Laboratorien der Universitat fuhrt man Laborarbeiten und wichtige wissenschaftliche Forschungsarbeiten durch. An der Universitat kann man die Vortrage bekannter russischer und auslandischer Wissenschaftler horen. Die Themen aller Dissertationen sind konkrete und aktuelle Probleme der Wissenschaft, Wirtschaft und Kultur.
Von den ersten Tagen an herrscht zwischen der Studenten verschiedener Lander die Atmosphare der Freundschaft. Am Morgen besuchen sie Vorlesungen. Auf den Unterricht bereiten sich die Bibliothek uber alle notwendigen Bucher und Zeitschriften in verschiedenen Sprachen verfugt.

Список  литературы

Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
Философия: Учебник  для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. - 576 с.
Философия: Учебник  для вузов / Под ред. проф. В.Н. Ла-Ф56 вриненко, проф. В. П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622 с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников».)
Философия: учебник  для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2000. – 584с. 

править] Примечания
    ^ 1 2 Философия // Кругосвет
    ^ 1 2 3 Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с. — (Мир энциклопедий).
    ^ Philosophy // Philosophy Dictionary; Philosophy // Columbia Encyclopedia
    ^ Философия — Философский словарь — Яндекс. Словари
    ^ 1 2 Философия // Большая советская энциклопедия
    ^ См., например: Зотов А. Ф. Существует мировая философия? (Провокационные заметки) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 1998. С. 3-30; Соколов А. В. Как возможна мировая философия (размышления по поводу «Провокационных заметок» и возражения им) /// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 2. 1999. С. 3-18.
    ^ Философия // Энциклопедия «История философии»
    ^ Парменид. Фрагменты. B 3 DK // Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подг. А. В. Лебедев. — М., 1989.
    ^ Гегель Г. В. Ф. Философия права // Сочинения. Т. 7. М.-Л., 1934. С. 15.
    ^ Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. — М.: Мысль, 1974. С. 57.
    ^ Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. С. 330.
    ^ «Penguin Dictionary of Philosophy» («Философский словарь изд. Penguin»)
    ^ Диоген Лаэртский. Книга I // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. — М.: Мысль, 1986.
    ^ Фрагмент B 35 DK. Пер. М. А. Дынника.
    ^ Парибок А. Философия в Индии // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика, 1996. — С. 432.
    ^ Доброхотов А. Л. Философия как образ жизни // Доброхотов А. Л. Введение в философию
    ^ Наука логики // История философии: Энциклопедия.
    ^ Введение в философию
    ^ Энгельс, Фридрих. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. М., 1979. Т. 3. С. 382.
    ^ Ильин И. Структурализм // Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов.
    ^ Грякалов А. А. «Мифологема крепостничества в современном сознании» // Крепостное право и его отмена: История и современность: Сборник статей (2005)
    ^ Воронина O. A. Философия пола // Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина и др. М.,1998
Проект  «Философия»
    Философия в России
    Национальная философская энциклопедия Поиск по 48 философским словарям
    Электронная библиотека по философии
    Книги по философии в электронной библиотеке Гумер
[править] Литература
    Трубецкой С. Н., История древней философии, М.: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1906
    Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — С. 327—345.
    Хайдеггер М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. — 1993. — № 8. — С. 113—123.
    Мамардашвили М. К. Философия — это сознание вслух // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1992. — С. 57-71.
[править] Учебники для начального изучения
    Вундт В. Введение в философию. — М.: Добросвет, 1998.
    Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. — М., 2000.
    Доброхотов А. Л. Введение в философию. — М., 1995.
    Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 1 том - 832 с., 2 том - 784 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-222-07261-4
    Родзинский Д. Л. Философия в вопросах и ответах. — М.: МПСИ, 2009.
    Сычев А. А. Основы философии. — М., 2010.
    Ясперс К. Введение в философию. — Минск, 2000.
[править] Энциклопедии
    Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.
    Современная западная философия: словарь. — М., 1998.
[править
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.