На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Обзорная классификация профессий Климова. Формула профессии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ГОУ ВПО «РГУ имени С. А. Есенина».
Институт  педагогики, психологии и социальной работы.
Кафедра социальной психологии и социальной работы. 
 
 

Дисциплина: «Основы профориентологии.»
    Тема: «Обзорная классификация профессий Климова. Формула профессии.».
 
 
 
                     Выполнила:
                     студентка 2 курса 22 гр. ОЗО
                                                                       Специальность:
                                                                      педагогика и психология
                      Касицына Анна Сергеевна.
                                                                      Проверил:
                      Бермичев В. Н. 

                                             
                                                    Рязань 2010. 
 

               План. 
     

         Введение. 

      Обзорная  классификация профессий Климова.
 
      ."Формула  профессии". Схема анализа профессии  и варианты ее использования  в групповой работе и в индивидуальной  профконсультации.
 
      2.1."Формула профессии". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации. 

      Заключение. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение 

Специальностей –  тысячи, и для удобства ориентации в этом множестве профессий нужно  их классифицировать. Возможны различные  классификации: по отраслям народного  хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим признакам. 
Основные предметные системы, с которыми имеют дело люди в труде, это системы живые и неживые (биотические и абиотические); далее, в рамках биотических систем для человека настолько развиты, значимы и специфичны (по признаку действующих там закономерностей) системы социальные (люди, группы, сообщества), что приходится их рассматривать как некую особую область; в рамках социальных систем возникли и развиваются по своим законам системы вещественной техники и информации; наконец, порождаемые людьми информационные системы отчетливо распадаются на знаково-символические и художественно-образные. 
Поскольку природные абиотические и искусственные технические системы имеют много сходного в качестве именно объектных систем труда (это прежде всего “царство” определенных естественнонаучных законов, связей и зависимостей явлений), можно полагать их психологически родственными в контексте профессиоведения. Поэтому, дистанцируясь от охарактеризованной выше истории развития-ветвления систем и связанной с этим логической иерархичности их общей картины, будем считаться с тем фактом, что сегодня можно выделить (несколько условно, но во имя ценной здесь простоты и краткости описания это важно) следующее минимальное количество (пять) основных разновидностей предметных систем, с которыми имеют дело люди в труде, а именно: 1) биотические, 2) технические и природные абиотические, 3) социальные, 4) знаковые, 5) художественные. 
Разумеется, в реальной деятельности людей в определенных зонах происходит взаимопроникновение этих систем; например, организатор сельскохозяйственного труда в качестве предметной области имеет систему, требующую от него, как минимум, и биологической, и технической, и социально-экономической, и практико-психологической компетенции (и соответствующих интересов, склонностей, мотивов). Имея в виду охарактеризованное обстоятельство, для общей ориентации будем различать перечисленные несколько выше базовые предметные системы и при этом полагать их равноценными (и в этом смысле рядоположенными в пределах классификационного описания).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Обзорная классификация профессий Климова.
 
Для грубого различения и “примеривания” каждым человеком к себе разных профессий  пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная Е.А.Климовым и его  сотрудниками. Суть ее в следующем. 
ПЕРВЫЙ ЯРУС 
 
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий. 
    1.    “Человек –  (живая) природа” (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. 
    2.    “Человек – техника (и неживая природа)” (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.  
    3.    “Человек – человек” (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.  
    4.    “Человек – знаковая система” (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.  
    5.    “Человек – художественный образ” (Х). Явления, факты художественного отображения действительности – предмет интереса представителей этого типа профессий.  
 
ВТОРОЙ ЯРУС 
 
В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей (определяемых операционально, то есть в ответ на вопрос “что делать?” распознать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное). Вот три класса. 
    1.    Гностические профессии (Г) (от др. греч. “гнозис” – знание). Примеры в типе “Человек – природа”: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе “Человек – техника”: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе “Человек – человек”: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе “Человек – знаковая система”: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе “Человек – художественный образ”: искусствовед, музыковед, театровед. 
    2.    Преобразующие профессии (П). Примеры в типе “Человек – природа”: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе “Человек – техника”: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе “Человек – человек”: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе “Человек – знак”: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе “Человек – художественный образ”: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей. 
    3.    Изыскательные профессии (И). Примеры в типе “Человек – природа”: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе “Человек – техника”: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе “Человек – человек”: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе “Человек – знак”: программист, математик; в типе “Человек – художественный образ”: художник по проектированию интерьера, композитор. 
 
ТРЕТИЙ ЯРУС 
 
По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела. 
    1.    Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант. Примеры в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. Примеры в классе изыскательных профессий – ручные средства здесь могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, “карандаш – бумага” в руках конструктора. 
    2.    Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля. 
    3.    Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А), – оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи. 
    4.    Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Мы зайдем в теоретический тупик, если не признаем внутренних, психологических средств труда (мысленных схем решения задач, разного рода мысленных эталонов – образцов результатов деятельности). Эти средства есть у представителя каждой профессии, но в некоторых случаях они являются главными и основными. 
Очень часто секрет профессионального успеха или неуспеха коренится в недооценке или в недостаточном владении именно внутренними функциональными средствами деятельности, которые есть в каждом виде профессионального труда: даже подметая улицу, важно не только иметь метлу, но и знать, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чистота; мысленная схема ориентации в обстановке – одно из важных средств любого труда. 
 
ЧЕТВЕРТЫЙ ЯРУС 
 
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы: 
    1)    работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, “комнатному” (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ; 
    2)    работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции; 
    3)    работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.) (Н): антеннщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный; 
    4)    работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Таблица 1 
 
Системное представление средств труда профессионала  
(в нумерованных клетках – отдельные примеры)

Функциональные  внутренние средства  
 
 
 
Вещественные  средства (познание)  
Невербальные 
 
 
11 
 
Мысленные эталоны результатов 
 
 
Приборы, машины 
 
 
Дающие изображение
 
Бинокль, микроскоп
 
Дающие  знак, символ 
 
 
2  
 
Вольтметр, термометр
 
Вербальные 10 
 
 Правила, последовательности самоинструкций
 
Вычисляющие
 
ЭВМ, 
 
счетчик
 
     
Функциональные  внешние средства Вещественные  средства (воздействие)  
Применяемые в социальных системах 4  
 
Система телевидения, люди (оркестр и т.п.), мегафон, сирена
 
Выразительные средства речи, поведения
 
Интонации речи, позы, жесты, выражение лица (мимика)
 
Применяемые в природных, технических системах Ручные 5  
 
Коловорот
 
Организм, его системы 8  
 
Слезы (актера), опорно-двигательный аппарат (акробата)
Механизированные
 
Электродрель
 
Автоматизированные, автоматические 7  
 
Робот, ткацкий станок
 
Ясно, что  выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими – они приведены просто как  возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.  
Выше мы не случайно все время вводили условные литерные обозначения: пользуясь ими, можно, во-первых, дать обзорную схему “карты” мира профессии, во-вторых, составить примерную формулу определенной профессии; эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к проектируемой.  
 
Рис. 1. Обзорная схема классификации (“карты мира”) профессий (по Е.А. Климову) 
 
Формула “вот этой” профессии в простейшем варианте может состоять из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий (важно не путать порядок позиций; так, литера П (“природа”) в первой позиции означает тип “Человек – природа”, а во второй позиции – класс преобразующих профессий). Рассмотрим пример: вам хотелось бы помочь подобрать кому-то профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда вам хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет такой – ЗПАБ. Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д. 
Понятно, что пятичленное деление огромного множества таких сложных многопризнаковых объектов, как профессии, специальности, занятия, есть некоторое существенное огрубление описываемой действительности: нельзя распределить строго по пяти типам, а также классам, отделам, группам все интересующее нас множество – мир (универсум) профессий. Но ограниченное количество типов профессий удобно как средство предварительной (обзорной) ориентировки в универсуме видов человеческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. "Формула профессии". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.

    Сама "Формула  профессий" рассматривается как  основа построения "Схемы анализа  профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности (см. Климов, 1990):
      типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х;
      классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;
      отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;
      группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.
Например, с помощью "Формулы профессий" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х), цели труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н). 
          К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессий" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, при анализе профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" - Ответ "техника" его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно…". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А. Климовым вариант "Формулы". Ниже представлена построенная на идеях Е.А. Климова "Схема анализа профессии" (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2. Схема анализа профессии (вариант  работы с группой в игре "Угадай профессию")
Характеристики  профессий Место для первого примера  профессии - "таксист"1 Место для кодирования  загаданной профессии (для  игры "Угадай профессию")
    Предмет труда:
      природа (животные, растения)
      материалы и заготовки
      дети
      взрослые
      техника
      знаковые системы (тексты, информация в компьютерах... )художественный образ
взрослые 
техника
 
    Цели  труда:
      контроль, оценка, диагноз
      преобразовательная
      изобретательная
      транспортирование
      обслуживание
      собственное развитие
транспортирование 
обслуживание
 
    Средства  труда:
      ручные и простые приспособления
      механические
      автоматические
      функциональные (речь, мимика, зрение, слух... )
      теоретические (знания, способы мышления)
      переносные или стационарные средства
механические 
функциональные
 
    Условия труда:
      бытовой микроклимат
      большие помещения с людьми
      обычный производственный цех
      необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
      экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
      работа на открытом воздухе
      домашний кабинет, лаборатория, мастерская
экстремальные  
    Характер  подвижности в  труде:
      преимущественно сидя
      преимущественно стоя
      множество разнообразных движений
      длительная ходьба
      вынужденные статичные позы
      высокая избирательная подвижность определенных групп мышц
сидя  
    Характер  общения в труде:
      минимальное общение (индивидуальный труд)
      клиенты, посетители
      обычный коллектив (одни и те же лица... )
      работа с аудиториями
      выраженная дисциплина, субординация в труде
      небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)
клиенты  
    Ответственность в труде:
      материальная
      моральная
      за жизнь и здоровье людей
      невыраженная ответственность
жизнь и здоровье  
    Особенности труда:
      возможность работы по совместительству
      большая официальная зарплата
      льготы
      "соблазны" (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации... )
      изысканные отношения
      встречи со знаменитостями
      частые загранкомандировки
      командировки по стране
      завершенный результат труда (можно полюбоваться)
      высокий престиж профессии
      явно выраженная общественная полезность труда
"соблазны" 
знаменитости
 
    Типичные  трудности и наприятности:
      нервное напряжение
      профзаболевания
      распространены мат и сквернословие
      повышенный риск судимости
      невысокой престиж работы
      очень маленькая зарплата
      общественно презираемый (осуждаемый) труд
нервы 
профзаболевания 
сквернословие
 
    Минимальный уровень образования  для работы:
      без специального образования (после школы)
      краткосрочные курсы
      начальное профессиональное
      образование (СПТУ)
      среднее профессиональное образование (техникум)
      высшее профессиональное образование (вуз):
      незаконченное высшее
      бакалавриат
      магистратура
      ученая степень (аспирантура, академия...)
      дополнительное профессиональное образование
начальное професс.  
    Вариант использования схемы  в работе с классом (в  игре "Угадай профессию") предполагает следующий  порядок работы с  группой (или с  классом):
      сначала участникам процедуры самим предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;
      быстро обнаруживается, что они ее "вроде бы знают", но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны "конкретные вопросы");
      и тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;
      преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);
      далее начинается собственно игра "Угадай профессию": все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше - конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).
    Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации:
      Когда клиент вообще не знает, какую выбрать профессию. Общий порядок работы следующий:
        знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему): в самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу же на примере 1-2 профессий показывается, как с помощью схемы можно их анализировать;
        далее организуется игра с клиентом (консультант и клиент загадывают друг другу профессии и пытаются отгадать их - см. выше);
        после клиент обозначает на отдельном листке бумаги наиболее привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессий (как бы обозначает с помощью схемы свои "пожелания");
        потом организуется совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по 5-7 профессий, соответствующих "желательным" характеристикам);
        наконец, организуется последующее обсуждение (совместный выбор варианта, наиболее соответствующего "пожеланиям" клиента).
      Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор. Порядок работы примерно следующий:
        знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-2 профессий);
        но после знакомства со схемой, клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант - пытается ее "отгадать" (из 5-7 вариантов);
        далее организуется совместное обсуждение и возможная коррекция представлений клиента о своей профессии.
Заметим, что эффективность использования схемы анализа профессий (особенно в индивидуальных профконсультациях) заметно повышается, если психолог-профконсультант предварительно проанализирует самостоятельно несколько десятков различных профессий. Это важно для выработки навыка "отгадывания" профессий по выделенным характеристикам. Опыт использования данной схемы показывает, что она, даже несмотря на свою "не экзотичность" и простоту, достаточно эффективна и, главное, позволяет организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естественно, при условии, что психолог-консультант не пытается постоянно навязывать ему своего мнения. 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.