На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные итоги приватизации в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:

    Введение          с.3 

    Глава 1. Теоретические аспекты  приватизации.      
      Сущность  приватизации.      с. 4
      Понятие и виды собственности  как неотъемлемой части приватизации.         с. 6
      Субъектно-объектная  структура приватизации.  с. 8
      Цели  и задачи приватизации в экономике страны. с. 12
    Глава 2. Особенности приватизационных процессов в России.
      Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.         с.16
      Ваучерный этап приватизации.     с.20
      Денежный этап приватизации.     с.24
      «Плюсы» и «минусы» приватизации.    с.25
      Реальные  проблемы и перспективы  приватизации. с.28
    Глава 3. Основные итоги приватизации в России.
Заключение

Список  используемой литературы и источников.

Приложения.

 
 
 
    Введение
    Актуальность  темы исследования.
      Важнейшие направления формирования рыночной экономики России - поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. Т. е. практическая актуальность работы определяется тем, что в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В теории же имеет необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
    Анализ  теории и практики приватизационного процесса занимает важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием понимания этих процессов в острой политической полемике и вовлечением всего населения в обсуждение ее хода и результатов. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического (основного), так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые элементы, черты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Нельзя так же оставить без внимания, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте, необходимости приватизации в экономической реформе; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации, об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки.
    Научная разработанность проблемы представляется не адекватной ее актуальности. Наиболее активно о необходимости анализа приватизации заявляют многие ученые-экономисты, такие как: Видяпин В. И. – Президент Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Ивантер В. В. – директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Чичканов В. П. – проректор по научной работе Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации , Ясин Е. Г. - доктор наук, научный руководитель ГУ – ВШЭ, дающий наиболее глубокий анализ данной проблематики, и многие другие представители различных научных областей.  Наиболее актуальными остаются такие проблемы как: критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов. Анализ организации, устройства и процесса осуществления приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.
    Таким образом, цель данного исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
    определение экономического содержания и значения процесса приватизации;
    проведение сравнительного анализа моделей, форм и способов осуществления приватизации;
    изучение основных подходов, концепций и этапов приватизации;
    выявление предварительных итогов приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России;
    рассмотрение  перспектив приватизации в России.
      При написании работы использовался  материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и правительственные документы.
    Структура  дипломной работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения,  3 глав (6 параграфов), заключения и списка литературы, включающего 10 источников. Объем дипломной работы  –  40 страниц.
    Глава 1. Теоретические аспекты приватизации.
      Сущность приватизации.
   Стоит начать с того, что сам термин «приватизация» имеет несколько трактовок.
   Наиболее  распространенным  и общепринятым является определение приватизации как широкомасштабной передачи государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.
   Законодательство  РФ дает наиболее полную трактовку данного понятия.
   В соответствии со ст.1 Закона «О приватизации…» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц». Т. е. государственная или муниципальная собственность переходит в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:
   - Приватизация основывается на  признании равенства покупателей  и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
   - Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;
   - Приватизация муниципального имущества  осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.
   (Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.)
   Второй  Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.
   В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в  законную силу 26 апреля 2002 года. Так  же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года).
      Однако  стоит отметить, что между приватизацией  в странах с рыночным хозяйством и приватизацией в странах, где ранее была командная экономика, есть принципиальные различия.
     В высокоразвитых странах Запада –  это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах не играл доминирующей роли, а функционировал на фоне рыночного механизма. Поэтому здесь приватизация предприятий могла осуществляться относительно безболезненно, как правило, без острых социальных конфликтов(см. Приложения, Табл.1).
     В социалистических же странах господствовала монополия государства на управление производством. Поэтому для таких  стран разгосударствление – это качественное сокращение сферы и объема государственного вмешательства в экономику, форма перехода от командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Из-за отсутствия опыта перехода от командной экономики к рынку и стремительности его проведения, а также из-за вмешательства в него криминальных кругов, гиперинфляции в России, разгосударствление экономики в нашей стране оказалось намного более сложным процессом, чем разгосударствление на Западе. Т. е. если в развитых странах денационализированные предприятия легко и быстро «растворялись» в рыночной конкурентной среде, то в странах с командно-административной экономикой этой среды практически не было, она была не предпосылкой разгосударствления, а скорее ее желаемым результатом.
     Приватизация - одно из важнейших  звеньев политики разгосударствления. Приватизация в широком смысле слова – это преобразование государственной собственности в другие формы собственности. Строго говоря, в узком смысле слова, приватизация - только передача собственности в частную (индивидуальную) собственность. Именно такое определение звучало в российском Законе о приватизации 1991: «Приватизация – это приобретение государственных предприятий и их имущества в частную собственность и частное управление». Однако исторически этот термин используют более широко, для обозначения любых изменений государственной формы собственности – даже для акционирования, когда новым коллективным собственником становится акционерное общество (корпорация), т.е. не одно лицо, а тысячи или десятки тысяч совладельцев. Но об этом позже и подробнее я расскажу в Главе 2. 
 

      Понятие и формы собственности как неотъемлемой части приватизации.
   Однако  перед тем как начать говорить о субъектах и объектах приватизации следует дать четкое определение самому термину «собственность».  Причем наиболее используемыми являются 3 значения.
   Собственность – (в общем смысле) отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения благ и, прежде всего, средств производства.
   Собственность - (в экономическом смысле) имущественные отношения человека и вещи. Собственник получает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами.
   Собственность – (в юридическом смысле) (имеет социальную основу) взаимодействие людей друг с другом по поводу условий труда и использования его результатов.
   Необходимо  также выделить основные социально-экономические  элементы отношений общества:
    Кто присваивает факторы и результаты производства, т. е. кому принадлежит власть
    Какие экономические связи обеспечивают использование материальных ресурсов
    Как в обществе экономически реализуется собственность (приносит доход ее владельцу).
 
    И формы собственности:
    Частная (Собственность во владении конкретного индивидуального лица, семьи)
      Индивидуальная (дом, имущество, подсобные крестьянские хозяйства, небольшие фирмы, в том числе без образования юр. лица)
      Корпоративная (мелкие и средние фирмы, функционирующие, как правило, в виде товариществ)
  Частная собственность также подразделяется на трудовую и нетрудовую. Субъекты трудовой частной собственности - единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда.
    Коммунальная (коллективная) – собственность, право на которую имеют группы, локальные сообщества людей (кооперативы, некоммерческие организации, объекты принадлежащие муниципалитетам). (Формами коллективной собственности в России является кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т.п.).
 
    Государственная - система отношений, при которой  управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).
   Субъекты  собственности – юридические, физические лица, между которыми возникают отношения по поводу собственности.
   Объекты собственности – все то, по поводу чего складываются отношения собственности: факторы производства, предметы потребления, доходы.
   Как уже было отмечено ранее, собственность традиционно относится к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного и индивидуального использования собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и успешность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.
   Никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной (т. е. о приватизации) был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.  
 

      Субъектно-объектная  структура приватизации.
   Субъектами приватизации являются продавцы, покупатели государственного  имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями этих органов по управлению являются:
    разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;
    разработка проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;
    принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
    преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;
    осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности.
   «Продавцом федерального имущества (в соответствии со ст.6 Закона «О приватизации») по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.
   Покупателями  федерального имущества могут являться любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.
   Установленные федеральными законами ограничения  участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.»
   Объекты приватизации - это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом.  Государственная программа приватизации, в зависимости от возможности приватизации выделяет следующие группы объектов:
    имущество, приватизация которого запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и т.д.;
    имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
    имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ;
    имущество, которое приватизируется на основании решения Мингосимущества РФ;
    имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.
   Необходимо  также подчеркнуть, что существует целый ряд способов приватизации государственного имущества. Перечень этих способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
    преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (акции созданного общества, как правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования);
    продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену;
    продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (акции продаются на открытых торгах, все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;
    продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут);
    продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);
    продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);
    продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);
    продажа  государственного  имущества   без   объявления   цены (осуществляется,   если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в этом случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);
    внесение государственного  имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
      при учреждении открытых акционерных обществ;
      в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ;
    продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно).
 
В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько  этапов. Они отражены в Федеральном  законе «О приватизации …».
1. Выступление  с инициативой в проведении  приватизации. Инициатором проведения  приватизации имущества может  быть Правительство РФ, Мингосимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
2. Принятие  решения о приватизации. Порядок  принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.
3. Создание  комиссии по приватизации. В случае  принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские,  консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.
4. Приватизация  объекта в соответствии с утвержденным  планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации. 
 
 

      Цели  и задачи приватизации в экономике страны.
   Проведение  приватизации преследует следующие  цели:
идеологическая – добиться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;
экономическая – повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;
социальная – снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.
     Как я уже отмечал ранее, приватизация, процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную, - необходимый и неизбежный шаг для успешного развития и функционирования рыночной экономики. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики. Однако рыночная экономика в чистом виде не существует. Есть страны с данным видом экономических отношений, но с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции государственные предприятия могут быть эффективными. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии.  Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы (прежде всего марксисты) были полностью убеждены, что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.
     В развитых странах после Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма, тенденции монополизации и национализации сменились противоположной тенденцией: приватизация повсюду стала модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, которая осуществила приватизацию в значительной части угольной промышленности. В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Позже в такой атмосфере начинались российские реформы.
     Разгосударствление (деэтатизация от французского etate –  государство) в высокоразвитых странах  Запада – это переход от одной  модели смешанной экономики к  другой ее модели. Государственный  сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать  на фоне рыночного механизма ( см. Приложения, Табл. 2).
     Но  вернемся к приватизации за рубежом. А именно к реформам 1979–1987 консервативного правительства Великобритании М.Тэтчер. Сущность проводимых реформ касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Для того, чтобы добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.
     Этим  примером последовали многие развитые и развивающиеся страны.
     В 1986, например, правительство Франции начало проводить широкомасштабную приватизацию: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В последующие 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.
     Стоит отметить, что активная роль Великобритании и Франции в проведении приватизации привела даже к появлению терминов «тэтчеризм» и «ширакизм» как синонимов «приватизации». Кроме них, масштабную приватизацию проводила Германия: в 1990, после воссоединения страны, был создан Опекунский совет, призванный провести постепенную приватизацию экс-социалистической экономики восточных земель.
     Т. е. в ходе приватизации в развитых странах Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы, где проводились наиболее широкомасштабные приватизационные мероприятия, так как в странах других регионов не было крупного государственного сектора.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.