Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема вступления Китая в ВТО

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                       6
1 Общие  положения ВТО                                                                                          7

  1.1 Краткая история и структура ВТО                                                                    7

       1.1.1 История ВТО                                                                                               7

      1.1.2 Структура и функции ВТО                                                                        8

  1.2 Основные цели и принципы ВТО                                                                  10

  1.3 Направления и содержание работы ВТО                                                        12

  1.4 Преимущества торговой системы ВТО                                                           15

2 Китай  и ВТО                                                                                                           24
   2.1 Процесс вступления Китая в ВТО                                                                  24
  2.2 Влияние вступления в ВТО на Китайскую экономику                                 27
  2.3 Анализ внешнеторговых связей Китая                                                            30
       2.3.1 Анализ динамики объемов экспорта и импорта КНР                            30
       2.3.2 Анализ динамики отношения экспорта и импорта к ВВП                    33
       2.3.3 Анализ основных торговых партнеров КНР за 2000 - 2008 гг.             35
       2.3.4 Товарная структура экспорта и импорта КНР 1995 - 2007 гг.              39
3 Проблемы  и обязательства при вступлении  Китая в ВТО                                 43
Заключение                                                                                                                 52
Библиографический список                                                                                      54 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа содержит 56 стр.,  7 рисунков, 7 таблиц,  26 источников. 

     ВТО, экономика, торговля, внешнеэкономические  связи, экспорт, импорт, ВВП, ГАТТ, ГАТС, внешний долг, валютные резервы, индекс потребительских цен, инвестиции в основные средства, розничные продажи, уровень безработицы, обменный курс, валютные резервы, внешний долг , импортная квота и экспортная квота. 

     Новый Китай долгое время не был членом ВТО. И путь вступления в ВТО был длинным и извилистым. Эксперты считают, что после вступления в ВТО политика открытости Китая перешла от политической открытости к системной, от односторонней открытости к многосторонней между членами ВТО, от пассивной к активной, учитывая участие в разработке международных торговых правил. Вступление в ВТО позволило открытости Китая взять новый страт.  

     Целью написания данной работы было изучение процесса вступления Китая в ВТО, а также рассмотреть экономические последствия для страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Всемирная торговая организация - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной  торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной  торговли.
     Новый Китай долгое время не был членом ВТО. И путь вступления в ВТО был  длинным и извилистым.
     В условиях открытого рынка китайские  предприятия переживают сильную международную торговую конкуренцию, но в то же время получают новые возможности развития.
     Эксперты  считают, что после вступления в  ВТО политика открытости Китая перешла  от политической открытости к системной, от односторонней открытости к многосторонней между членами ВТО, от пассивной к активной, учитывая участие в разработке международных торговых правил. Вступление в ВТО позволило открытости Китая взять новый страт.
     Целью данной курсовой работы является –  оценка вступления Китая в ВТО.
     Для достижения цели необходимо решить ряд  задач:
    1) рассмотерь всемирную торговую организацию в целом;
    2) изучить  процесс вступления Китая в  ВТО;
     3) в динамике рассмотреть как  на экономику Китая повлияло  вступление в ВТО.
     При написании курсовой работы были использованы сайты интернета такие как www.wto.ru, www.wto.org, www.worldbank.comwww.statgov.cn, www.GKS.ru, а также учебная литература таких авторов как Голованова С. В, Владимирова А.А, И.Н. Герчикова и другие. 

     1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВТО

     1.1 Краткая история  и структура ВТО

     1.1.1 История ВТО

     Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся продолжателем  действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда. Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли1.
     Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля по реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
     С 1947г. обсуждение глобальных проблем  либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
     Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). На сегодняшний  день в организацию входят 153 государствА; еще более двадцати стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении2.

     1.1.2 Структура и функции ВТО

     ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать3.
     Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
     Решения на высшем уровне в ВТО принимает  Министерская конференция, состоящая из представителей государств-членов, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Также Генеральному совету подчиняются комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Как было сказано выше, существует четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран: о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине. Они привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету4.
     Генеральный совет делегирует функции трем основным органам, находящимся на следующем уровне в структуре ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
     Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В деятельности ему оказывает помощь ряд специализированных комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем. Совет осуществляет контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). Совет сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами5.
     Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
     Секретариат ВТО базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Секретариат ВТО несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической поддержки различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказание технического содействия развивающимся странам, проведение анализа мировой торговли и разъяснение положений ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО6.  

     1.2 Основные цели и принципы ВТО
     Сфера деятельности ВТО охватывает уже  более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа  на рынки, предсказуемости условий  деятельности предпринимателей на иностранных  рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:
     - рост торгового обмена товарами  и услугами;
     - сокращение тарифных и нетарифных  ограничений в мировой торговле (использование преимущественно  тарифных средств защиты национального  рынка, а не количественных  ограничений или аналогичных  мер);
     - деятельность на основе принципа  наибольшего благоприятствования,  т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования7 в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
     - прогрессивное снижение таможенных  тарифов в ходе периодически  проводимых раундов многосторонних  торговых переговоров (МТП) и  их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
     - взаимность в предоставлении  торгово-политических уступок;
     - прозрачность торговой политики;
     - разрешение торговых споров путем  проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах.
     Главная цель ВТО заключается в либерализации  торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача ВТО в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС).
     "Главные  задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на июль 2008г. насчитывалось 153, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств"8.

     1.3 Направления и содержание работы ВТО

     Направления деятельности ВТО во многом определяются постоянными представителями при  ВТО стран-членов. Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики9.
     Направления работы ВТО:
     В настоящее время правилами ВТО  регулируется  почти  95%  стоимостного объема мировой торговли. Одной из основных тенденций в развитии мировой  торговли  является  ее либерализация и глобализация.
     Кроме того, планируется значительно либерализовать торговлю  услугами, ужесточить меры по защите интеллектуальной собственности. Глобализация экономической активности, прежде всего, проявляется в  том, что большинство товаров поступает на  мировой  рынок  либо  через  внешнюю торговлю,  либо  изготовляется  в  стране  с  использованием  иностранного компонента10.
     С точки зрения  политики,  глобализация  означает,  что  правительства  должны учиться сотрудничать в более  широком круге областей, чем в  прошлом. По мере совершенствования международных правил  сокращается  поле  для внутренней политики. Действительным выражением суверенитета в современном мире  является  способность  демократически избранных правительств четко  выражать  интересы  избирателей  посредством переговоров и международных обязательств. Процесс глобализации не проходит безболезненно.  Неизбежны  социальные издержки в связи с экономической интеграцией и торговой либерализацией, но в целом этот процесс приносит выгоды. Повышается   эффективность    производства    за    счет    углубления специализации,  благодаря   росту   торговли   усиливается   экономическая активность, и новые рабочие места создаются в большей мере, чем сокращаются старые11.
     Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетание позитивных итогов с  обязательствами,  которые  еще  предстоит  выполнить.
     Среди позитивных итогов следует выделить следующие:
     -  реализация соглашений Уругвайского  раунда переговоров (в результате  переговоров было подписано свыше  50  документов  —  соглашений,  решений, деклараций, протоколов и пр.);
     - разрешение  торговых  споров  (создан   уникальный   и   достаточно эффективный механизм их разрешения и значительная  часть  поданных  в  ВТО жалоб была урегулирована без обращения в  высший  арбитражный  орган  этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон);
     - создание апелляционного органа;
     - расширение числа членов организаций;
     - торговля  и  окружающая  среда  (ВТО  разработала  широкомасштабную программу деятельности в этом направлении).
     В то же время медленно идут переговоры в таких секторах  сферы  услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц,  предоставляющих  услуги,  морское  судоходство.  Хотя  первоначально установленные сроки прошли, но диалог  продолжается  и  может  привести  к взаимоприемлемой договоренности. На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшей в  декабре  1996  г.  в  Сингапуре,  были  определены  перспективные  цели Всемирной торговой организации12.
     В качестве  основной  цели  следует  выделить  либерализацию  торговли товарами и услугами через совершенствование  торговых правил. Проблема заключается, прежде всего, в разном понимании этой  цели.  Одна группа  стран  не  проявляет   заинтересованности   в   увеличении   своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда,  тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение  таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли  профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать  технические  стандарты  и  упростить  правила определения происхождения товаров.
     К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде  о  том, чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнительных  обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства  и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продолжить  рассмотрение  проблем  взаимосвязи торговли и  окружающей  среды,  регулирования  инвестиций  и  конкурентной политики, трудовых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д13.
     В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил,  подобно  существующим  многосторонним  правилам  в торговле. В дополнение к мерам  в  отдельных  секторах  необходим  всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения  ее  основополагающие  принципы   —   режим   наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал  бы  требования, связанные с охраной окружающей среды.
     Опасность заключается в том,  что  в  отдельных  странах  до  сих  пор существуют несовместимые, и  даже дискриминационные  национальные  режимы  в отношении иностранных инвестиций.
     Необходимо  обеспечить  действительно  многосторонний  подход  к  этой проблеме, который  бы принимал во внимание  не  только  роль  инвестиций  в международной  торговой  системе,  но   также   общую   заинтересованность индустриальных  и  развивающихся  стран  в  благоприятном   инвестиционном климате14.

     1.4 Преимущества торговой системы ВТО

     Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом15.
     Выгоды ВТО для  потребителей:
     Основной  выгодой здесь считается понижение  стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров.
     - понижение стоимости жизни;
     Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.
     В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые  товары и услуги, но и отечественная  продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.
     Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная  реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.
     - более широкий  выбор товаров и услуг;
     Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.
     Кроме того, в результате более активного  товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.
     Увеличение  экспорта отечественной продукции  также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну  и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом16.
     Выгоды ВТО для  экономики страны в целом: Экономические выгоды:
     - повышение доходов;
     Невозможно  провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.
     Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет  перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.
     - повышение занятости;
     Развитие  торговли ведет в долгосрочной перспективе  к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.
     Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта  приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест.
     Повышение эффективности  внешнеэкономической деятельности:
     Применение  принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций17.
     В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
       Политические выгоды:
     Помимо  экономических выгод от более  свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.
     - защита от лоббирования;
     У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.
     Проводимая  государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь, в конечном счете, от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.
     Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется  на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.
     Борьба с коррупцией:
     Система свободной торговли также создает  предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете, способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.
     Прозрачность  и гласность, т.е. обеспечение доступности  всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана18.
     Выгода системы  ВТО для взаимоотношений между  странами:
     - обеспечение равных шансов для  всех участников;
     Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО19.
     - эффективный механизм разрешения  споров;
     Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.
     Каждый  спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих  норм и правил. После принятия решения  страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.
     Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.
     - укрепление международной стабильности;
     Торговая  система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
     Общие преимущества от членства в ВТО можно  суммировать следующим образом:
     - создание более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;
     - доступ к механизму ВТО по  разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, следовательно, устранение дискриминации;
     - возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в многосторонних торговых переговорах (МТП) при выработке новых правил международной торговли.
     При анализе возможных последствий  членства в ВТО нельзя ограничиваться только перечнем преимуществ, декларируемых самой организацией20. Перечисленные выше экономические выгоды в большинстве своем вытекают из преимуществ либерализации внешней торговли, рассматриваемых экономической теорией. «Отождествление процессов, протекающих в рамках ГАТТ (ВТО), с движением в сторону растущей либерализации мировой торговли стало в послевоенный период настолько общим местом, что в аудитории, не состоящей сплошь из профессиональных экономистов, часто приходится делать оговорку, что глобальный многосторонний механизм либерализации не является единственным способом достижения большей открытости экономики»21. А что можно сказать об альтернативных механизмах? Прежде всего, это односторонняя либерализация или, иными словами, национальная политика внешней торговли, направленная на либерализацию последней. Эта альтернатива обладает одним бесспорным преимуществом: она позволяет ориентироваться на оптимальный для национальной экономики режим внешней торговли, не связанный с необходимостью учитывать встречные требования со стороны партнеров по внешнеэкономической деятельности. Действительно, если рекомендации ВТО или других партнеров по либерализации так полезны для национальной экономики, что мешает принять их в одностороннем порядке? Зачем связывать себя обязательствами? Проблема возникает, если национальное правительство руководствуется не столько национальными интересами, сколько интересами поддерживающих его бизнес-сообществ, лоббирующих свои интересы. Тогда, действительно, следование нормам ВТО может уберечь от опасности коррупции и лоббирования на национальном уровне. Однако эта оговорка не отменяет отмеченного выше преимущества односторонней либерализации, а скорее заставляет более внимательно относиться к мотивам, лежащим в основе внешнеторговой политики.
     В противоположность односторонней  либерализации любое многостороннее соглашение - глобальное или региональное - предполагает существенное ограничение национального суверенитета во внешнеэкономической сфере. С одной стороны, участники соглашения могут стремиться реализовать в его рамках внутриэкономические приоритеты (оптимизационная координация), с другой, соглашение может быть направлено на поддержание эффективного и стабильного международного экономического режима (режимная координация). В первом случае национальное правительство стремится достичь наилучшего состояния с учетом как собственных интересов, так и интересов партнеров по соглашению. Режимная координация, напротив, предполагает отказ национальных правительств от достижения оптимальной стратегии в пользу поддержания оговоренного соглашением порядка.
     Большинство существующих региональных соглашений относятся к первому типу координации, глобальная же координация склоняется к обеспечению порядка, опирающегося на строго определенные правила. Таким образом, существуют конкурирующие типы многосторонней либерализации внешней торговли, и неудивительно, что представители ВТО рассматривают региональные группировки как "игроков" с потенциально конкурирующими целями. Между тем в последние годы отмечается усиление значимости региональных групп (ЕС, страны Юго-Восточной Азии), а в современной экономической литературе признается факт, что принятие решений в рамках ВТО все больше зависит от процессов, протекающих в региональных блоках. Это и понятно: в рамках регионального соглашения легче прийти к общему решению вследствие меньшего числа участников, а на уровне ВТО эти участники, де-юре независимые и обладающие правом голоса, де-факто действуют согласованно, склоняя чашу весов в ту или иную сторону. Отсюда видно, что региональные соглашения действительно представляют собой реальную и действенную альтернативу таким глобальным организациям, как ВТО, и заслуживают внимания при выборе стратегии либерализации внешней торговли22.
     Другие  поводы усомниться в бесспорности упомянутых преимуществ членства в ВТО вытекают из рассмотрения ее как политического  рынка. Как утверждает экономическая  теория, свободная торговля оптимальна для достижения наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов, а существование протекционизма обусловлено, скорее всего, политическими факторами. Эти факторы влияния можно представить в виде своеобразного рыночного взаимодействия, где предметом торгов являются мероприятия экономической политики, "спрос" предъявляют избиратели, лоббисты, а "предложение" обеспечивают политики и чиновники. На таком рынке мероприятия экономической политики обмениваются на факторы политической поддержки, начиная от голосов избирателей и заканчивая взятками.
     Уже отмечалось, какие опасности для  внешнеэкономической политики могут  возникать на национальном политическом рынке, а также влияние региональных политических рынков на принятие решений в ВТО. А как работает глобальный политический рынок, институтом которого является эта организация? По большому счету, механизм взаимодействия участников глобального политического рынка не отличается от процессов, происходящих на национальных политических аренах. Здесь также отстаиваются протекционистские интересы, причем умение "расталкивать локтями" имеет, возможно, даже большее значение, поскольку за интересами конкретных компаний-лоббистов стоят национальные правительства с различным потенциалом политического давления.
     Это проявляется как в содержании вопросов, обсуждаемых в ВТО, так  и в определении правил глобального  экономического режима. По сути, на повестке дня в переговорах ВТО - постоянное обсуждение взаимных уступок в отношении доступа к рынкам. Причем возможности влияния часто определяются не экономическим, а политическим потенциалом сторон. В этом смысле политически слабые участники чаще проигрывают. Сами правила урегулирования споров также являются результатом взаимодействия разных групп игроков с различным политическим весом, и, таким образом, нельзя гарантировать беспристрастности принимаемых политических норм23.  
 
 
 
 
 
 
 

     2 КИТАЙ И ВТО 

     2.1 Процесс вступления Китая в ВТО
     Важной  идеей внешнеэкономической стратегии  КНР, воплотившейся в жизнь в  начале - середине 80-х годов, было постепенное "открытие" территории страны: прибрежный пояс и особенно районы, соседствовавшие  с Гонконгом, получали возможность  для сравнительно свободного взаимодействия с зарубежными предпринимателями. Широко распространилась практика создания зон с особым таможенным и налоговым режимом. Им отводилась важная роль в заимствовании зарубежного опыта, решении общих народнохозяйственных задач.
     На  этапе бурного индустриального развития, китайские достижения в области активизации внешнеэкономических    связей,    использования преимуществ международного разделения труда и современных экономических инструментов, как правило, не противоречили идеологии и практике роста самообеспечения.
     Стратегия Пекина учла масштабы и ресурсное  обеспечение страны: в результате по мере активизации участия Китая в мировом хозяйстве в указанный период его экономика прибавляла в независимости и комплексном характере. Данные таблицы 1 говорят не только о высокой и стабильной экономической динамике в Китае, но и иллюстрируют сравнительно низкую зависимость страны от мировой конъюнктуры: резкие колебания в объемах внешней торговли не сопровождаются изменениями в темпах экономического роста. Если же учесть, что примерно треть всей внешней торговли страны и привлеченных прямых иностранных инвестиций приходится лишь на одну провинцию - Гуандун, то следует признать, что экономический рост КНР главным образом базируется на внутренних факторах. Хозяйство в целом демонстрирует высокую устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним воздействиям, что в условиях нынешней вялой конъюнктуры на мировом рынке выгодно отличает Китай от большинства новых индустриальных стран, которые не в состоянии обеспечить стабильный рост ВВП при продолжительных падениях объемов внешней торговли.
Таблица 1 – Темпы прироста ВВП и внешней торговли КНР24, %
     
 
      
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
     ВВП      Оборот  внешней торговли
10,2 18,6
9,7 3,2
8,5 12,0
7,8 -0,4
7,6 6,2
8,2 28,2
    
     Вместе  с тем постепенный рост самостоятельности  субъектов хозяйства, развитие рыночных отношений и успехи внешнеэкономической  политики стимулировали дальнейшую активизацию участия Китая в мировой экономике. Сформировался более либеральный и реалистичный подход к месту страны в современном мире и глобальной экономике, послуживший основой для успешного завершения переговоров о вступлении в ВТО. Подход этот базируется на следующих основных пунктах. Во-первых, хозяйство страны признано достаточно мощным, управляемым, комплексным и конкурентоспособным, чтобы противостоять неблагоприятному воздействию извне. Отчасти китайское руководство убедил в этом финансово-экономический кризис в странах Восточной и Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг., лишь незначительно затронувший КНР. Во-вторых, у Китая есть возможность бороться за то, чтобы внешняя торговля и иностранный капитал работали на дальнейшее продвижение реформ и консолидацию национального рынка.
     В-третьих, большее открытие внутреннего рынка  для внешней конкуренции, унификация действующих таможенных и налоговых норм будут, по мнению многих специалистов, прямо и косвенно способствовать укреплению центральной власти. В-четвертых, возросшая роль Китая в мировой экономике уже обеспечивает ему сохранение необходимой самостоятельности в принятии стратегических экономических решений, исходя из принципа взаимозависимости и ответственности за состояние своего хозяйства и рынка перед зарубежными партнерами и мировой конъюнктурой. В-пятых, остро встала проблема сохранения внешнего сбыта национальной продукции, а ее высокая ценовая конкурентоспособность может принести Китаю новые рынки в случае выхода мирового хозяйства из застоя. Наконец, судя по основным внешнеэкономическим показателям положение страны достаточно прочно, что наглядно изображено в таблице 225.
Таблица 2 - Основные внешнеэкономические показатели, млрд. долл.
     
     Годы      Внешний долг      Валютные  резервы      Экспорт
     1997      1998
     1999
     2000
     131.0      146.0
     151.8
     145.7
     139.9      145.0
     154.7
     165.6
     182.8      183.7
     194.9
     249.2
 
     Завершающий этап переговоров с ВТО был  начат визитом премьера КНР Чжу  Жунцзй в США в апреле 1999 г. Тогда  не удалось достичь взаимоприемлемых договоренностей. Но уже в ноябре того же года стороны заключили соглашение по тарифным уступкам, основные положения которого перекочевали в документы, зафиксировавшие членство Китая в ВТО. К другим важным событиям заключительного этапа переговоров можно отнести решение конгресса США в сентябре 2000 г. предоставить КНР "нормальный торговый режим" на постоянной основе (аналог РНБ вместо существовавшей процедуры его ежегодного продления), заключение в мае 2000 г. соглашения по тарифным уступкам с Европейским союзом. Переговоры Китая с ВТО на финишной прямой были отнюдь не гладкими, драматичные политические события на рубеже веков несколько раз ставили под вопрос их продолжение. Оставляла желать лучшего и атмосфера переговоров. Китайская сторона отмечала, в частности, "чрезмерную политизацию позиции западных стран, высокомерие американских и европейских переговорщиков".
     Политика  реформ и открытости открыла нашей  стране выход в мир. В итоге 15-летних трудных переговоров 11 декабря 2001 года Китай стал 143-м членом ВТО. Чтобы  выполнить требования по вступлению в ВТО, Китай коренным образом изменил механизмы внешней торговли, заимствования иностранного капитала, а также отечественную экономическую систему26. 

     2.2 Влияние вступления  в ВТО на Китайскую  экономику
     Эксперты  считают, что после вступления в  ВТО политика открытости Китая перешла  от политической открытости к системной, от односторонней открытости к многосторонней между членами ВТО, от пассивной к активной, учитывая участие в разработке международных торговых правил. Вступление в ВТО позволило открытости Китая взять новый страт.
     В условиях открытого рынка китайские  предприятия переживают сильную международную торговую конкуренцию, но в то же время получают новые возможности развития.
     Китай и ВТО нуждаются друг в друге. Вступление в ВТО не только изменило Китай, другие страны мира также нашли новый торговый рынок в открытом Китае.
     Согласно  договору со Всемирной торговой организацией, Китай в широких масштабах снижает таможенную пошлину на сельхозпродукцию. В 2004 году средняя таможенная пошлина на 977 видов сельхозпродукции в Китае сократилась на 15 %, в то время как среднемировая таможенная пошлина на сельхозпродукцию составляла 62 %. Уровень открытости китайского сельскохозяйственного рынка также превысил аналогичный уровень многих американских и европейских развитых стран. Зарубежная сельхозпродукция может напрямую выходить на китайский рынок.
     В 2008 году общий объем торговли Китая  составил 2 трлн. 560 млрд. долларов, увеличившись в 2266 раз по сравнению с показателем 1950 года. В настоящее время Китай занимает 3-е место в мире по торговым объемам после США и Германии. Процент Китая в международной торговле повысился с 0.9 % в 1950 году до 8 % в 2008 году. Динамичное увеличение экономических показателей свидетельствует, что вступление Китая в ВТО приносит общую пользу и китайской, и всемирной экономике. Вступление в ВТО изменило не только вид китайской экономики, но и прагматизм китайцев27.
     Об  этом свидетельствуют данные таблицы28.
Таблица 3 - Общие экономические и финансовые показатели Китая
     в миллиардах юаней
     
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ВВП 9921.5 10965.5 12033.3 13582.3 15987.8 18321.7 21192.4 25730.6 30067.0 33535.3
Рост  ВВП (%) 8.4 8.3 9.1 10.0 10.1 10.4 11.6 13.0 9.0 8.7
Индекс  потребительских цен 0.4 0.7 -0.8 1.2 3.9 1.8 1.5 4.8 5.9 -0.7
Industrial value-added output* 2539.5 2832.9 3299.5 4199.0 5480.5 7218.7 9107.6 11704.8 NA NA
Рост, % 17.8 11.6 16.5 27.3 30.5 31.7 26.2 28.5 12.9 11.0
Инвестиции  в основные средства 3291.8 3721.3 4350.0 5556.7 7047.7 8877.4 10999.8 13732.4 17282.8 22484.6
Рост, % 10.3 13.0 16.9 27.7 26.8 26.0 23.9 24.8 25.9 30.1
Розничные продажи 3910.6 4305.5 4813.6 5251.6 5950.1 6717.7 7641.0 8921.0 10848.8 12534.3
Рост, % 9.7 10.1 11.8 9.1 13.3 12.9 13.7 16.8 21.6 15.5
Urban per capita disposable income (RMB) 6280.0 6859.6 7702.8 8472.2 9421.6 10493.0 11759.5 13785.8 15780.8 17175
Рост, % 7.3 9.2 12.3 10.0 11.2 11.4 12.1 17.2 14.5 8.8
Rural per capita net income 2253.4 2366.4 2475.6 2622.2 2936.4 3254.9 3587.0 4140.4 4760.6 5153.0
                     
Продолжение таблицы3
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Рост, % 1.9 5.0 4.6 5.9 12.0 10.8 10.2 15.4 15.0 8.2
Уровень безработицы** 3.1 3.6 4.0 4.3 4.2 4.2 4.1 4.0 4.2 NA
     Анализируя  данные таблицы 3, можно сказать об уверенном укреплении китайской  экономики после вступления в  ВТО. Показатель ВВП за 8 лет увеличился на 22569,8 млрд. юаней, это резкое и значительное увеличение. Также нельзя не отметить, что инвестиции в основные средства тоже заметно возросли и в 2009 году составили уже 22484,6 млрд. юаней.
Таблица 4 – Финансовые показатели Китая 2000-2009 гг.
     
Основные  показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Агрегат М0 1465.3 1568.9 1727.8 1974.6 2146.8 2403.2 2707.3 3037.5 3421.9 3824.6
Рост , % 8.9 7.1 10.1 14.3 8.7 11.9 12.7 12.2 12.7 11.8
Агрегат М1 5314.7 5987.2 7088.2 8411.9 9597.0 10727.9 12603.5 15256.0 16621.7 22000.0
Рост, % 16.0 12.7 16.8 18.7 13.6 11.8 17.5 21.0 9.0 32.4
Агрегат М2 13461.0 15830.2 18500.7 22122.3 25410.7 29875.6 34560.4 40344.2 47516.7 60600.0
Рост, % 12.3 17.6 16.8 19.6 14.7 17.6 15.7 16.7 17.8 27.7
Обменный  курс (RMB/$) 8.28 8.28 8.28 8.28 8.28 8.07 7.81 7.30 6.83 6.83
Валютные  резервы ($ млрд) 165.6 212.2 286.4 403.3 609.9 818.8 1066.3 1528.2 1946.0 2399.2
Внешний долг ($ млрд) 145.7 170.1 171.4 193.6 228.6 281.0 323.0 373.6 374.7 NA
 
     Китай учится у других стран передовым  идеям управления, придает огромное значение воспитанию профессиональных кадров, обращает внимание на искренность, умеет беречь свои интересы юридическим путем. В Китае появились открытые и демократические структуры гражданского общества, открытой информации, службы связей с общественностью правительства и т.д. Вступление в ВТО ускорило не только экономическое развитие Китая, но и процесс реформ административного механизма.
     В настоящее время в Китае постепенно совершенствуется механизм по защите интеллектуальной собственности. Принятые законы расширяют масштабы защиты интеллектуальной собственности, определяют права и обязанности сторон, усиливают борьбу с нарушениями прав интеллектуальной собственности.
     В течение нескольких лет после  вступления Китая в ВТО в стране были внесены поправки в 10 соответствующих  законопроектов, включая Закон КНР  о внешней торговле и Закон  КНР о контроле над импортируемыми и экспортируемыми товарами. Кроме того, в стране был разработан новый Закон о контроле за банковской деятельностью. Были также предприняты меры по развитию и регулированию фондового рынка. Госсовет КНР также разработал положение о таможенной защите интеллектуальной собственности, и пересмотрены многие административные законы и положение, связанные со вступлением в ВТО.
     В течение нескольких лет после  вступления в ВТО в Китае произошли  беспрецедентные позитивные перемены во всех областях, в частности в  экономическом росте, совершенствовании административных механизмов государства, и законодательстве29.  

     2.3 Анализ внешнеторговых  связей Китая
     2.3.1. Анализ динамики объемов экспорта и импорта КНР за 1995-2008 гг.
     В таблице 5  представлены данные об объёмах экспорта и импорта КНР, общием внешнеторговом обороте, а также сальдо в период с 1995 по 2008 гг. проанализировав таблицу можно наблюдать изменения во внешней торговле до и после вступления в ВТО30.
Таблица 5 – Объем экспорта и импорта КНР в 1995-2008 гг, в млрд.$
     
     Год Общий внешнеторговый оборот Объем экспорта Объем импорта Сальдо
     1995 2808,6 1487,8 1320,8 167,0
     1996 2898,8 1510,5 1388,3 122,2
     1997 3251,6 1827,9 1423,7 404,2
     1998 3239,5 1837,1 1402,4 434,7
     1999 3606,3 1949,3 1657,0 292,3
     2000 4742,9 2492,0 2250,9 241,1
     2001 5096,5 2661,0 2435,5 225,5
     2002 6207,7 3256,0 2951,7 304,3
     2003 8509,9 4382,3 4127,6 254,7
     2004 11545,5 5933,2 5612,3 320,9
     2005 14219,1 7619,5 6599,5 1020,0
     2006 17604,0 9689,4 7914,6 1774,8
     2007 21737,3 12177,8 9559,5 2618,3
     2008 25604,1 14287,6 11316,5 2971,1
     Из  данных таблицы мы видим что общий  объем экспорта и импорта за 13 лет увеличился более чем в 9 раз с 280 млрд. $ в 1995 году до 2 трлн. 560 млрд. $ в 2008 году.  Мы видим, что с каждым годом увеличивается как объем экспорта, так и объем импорта КНР. На протяжении всех 13 лет во внешнеторговом балансе наблюдается положительное сальдо, которое увеличилось за исследуемый период почти в 18 раз, хотя и не было постоянной тенденции к увеличению. Так, в 1995 г. чистый экспорт составил 16,7 млрд. $, но в 1996 г. он снизился до 12,2 млрд. $, затем в 1997 г. вырос в 3 раза по сравнению с 1996 г. и на протяжении следующих 7 лет имел тенденцию то к росту, то к снижению, но не опускался ниже 22 млрд. $ и не превышал 43 млрд. $. И в 2005 году мы видим резкое увеличение объема чистого экспорта до 100 млрд. $ и на протяжении следующих лет прослеживается тенденция к его росту. Это объясняется увеличением темпа роста объема экспорта на фоне относительно невысокого увеличения темпа роста объёма импорта.
     На  рисунке 1 представлены данные о темпах роста объемов экспорта и импорта31.
     
     Рисунок 1 – темпы роста объемов экспорта и объемов импорта
     Рисунок показывает неоднородные темпы роста, как объема экспорта, так и объема импорта товаров. Но, однозначно мы можем сказать, что каждый год  наблюдается увеличение объемов  экспорта и импорта по сравнению  с предыдущим годом за исключением 1998 года, когда объем импорта составил 98 % от предыдущего года. Снижение объемов экспорта является следствием ухудшения внешнеторговой конъюнктуры мирового рынка, а сокращение объемов импорта товаров сопровождалось значительным сокращением физических объемов закупок.
     Также мы можем проанализировать долю объемов  экспорта в общем внешнеторговом балансе32.
       
     Рисунок 2 – Доля экспорта в общем внешнеторговом балансе
     Как видно из графика, удельный вес экспорта во внешнеторговом балансе за рассматриваемый  период не опускался ниже 51 % . Но, также  как и в темпах роста, нет четкой тенденции роста или снижения доли экспорта во внешнеторговом балансе.
     2.3.2 Анализ динамики отношения экспорта и импорта к ВВП за 1995-2008 гг.
     В таблице 6 представлены данные о ВВП, объемах экспорта и импорта33
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.