На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возможные варианты организации бухгалтерского управленческого учёта: автономная и интегрированная системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тамбовский Государственный Университет имени Г.Р.Державина
 
 
Академия экономики и управления
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
 
«Возможные варианты организации бухгалтерского управленческого учёта: автономная и интегрированная системы»
 
 
 
 
 
 
 
 
              Подготовил:
              Студент 414 группы
              Севальнева О.Б.
              Научный руководитель:
              Баева Е.А.
 
 
 
 
 
 
             
 
 
 
              Тамбов 2011
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие финансового и управленческого учета…………………………………………..5
1.1. История развития управленческого учета……………………………………………….5
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета……………….8
2. Модели взаимосвязи финансового и управленческого учета и их особенности.............15
2.1. Интегрированная модель учета…………………………………………..………………15
2.2. Автономная модель учета……………………………………………...…………………20
3. Практическое применение интегрированной модели управленческого учет в ОАО «Камелия»…………………………………………………………………………………….....29
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Камелия»………………...…..29
3.2 Интегрированная модель учета на предприятии оптовой торговли ОАО «Камелия»…
4. Пути совершенствования…………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………………….43
Приложения…………………………………………………………………………………….45
Приложение 1…………………………………………………………………………………..45
Приложение 2…………………………………………………………………………………..47
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
     Чтобы правильно реагировать на динамичные внешние условия развития экономических процессов, на смену режима функционирования организации, на изменения номенклатуры и объема производства продукции, необходима четкая система построения бухгалтерского и управленческого учета. Уровень ее функционирования в значительной степени определяет успешное развитие предприятия, как на российском рынке, так и во внешнеэкономической деятельности.
     Построение системы управленческого учета на современном предприятии среднего и крупного звена – достаточно сложный и важный процесс.
   Актуальность темы данной курсовой работы связана с тем, что в современных условиях развития рыночной экономики крайне важным становится вопрос изучения взаимосвязи финансового и управленческого учета. Существуют различные модели взаимодействия их. В этой курсовой работе мы рассмотрим интегрированную (монистическую, однокруговую) и автономную (дуалистическую, двухкруговую) модели взаимодействия финансового и управленческого учета в условиях современного Плана счетов.
      Объектом исследования данной курсовой работы является бухгалтерский управленческий учёт.
       Предметом исследования является автономная и интегрированная системы организации бухгалтерского управленческого учёта.
     Цель данной работы - проанализировать теоретические основы систем ведения бухгалтерского управленческого учёта и показать их практическое применение.
          Основные задачи данной курсовой работы:
1.       Исследование исторических аспектов возникновения и развития бухгалтерского учета;
2.       Сравнение финансового и управленческого бухгалтерского учета;
3.       Изучение моделей взаимосвязи финансового и управленческого бухгалтерского учета в современных условиях;
4.       Исследование применения моделей организации бухгалтерского управленческого учёта на примере предприятия оптовой торговли ОАО «Камелия»
    Методы исследования: анализ, синтез, дедукция.
       Структура данной курсовой работы состоит из введения, четырёх глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются понятия финансового и управленческого учёта, их взаимосвязи и отличия. Во второй главе детально рассказано о моделях организации управленческого учёта, а именно: интегрированной и автономной системах. В третьей главе исследуется практическое применение систем управленческого учёта, подробно рассмотренных в главе второй.
       Степень разработанности в литературе.  Литература, используемая в данной курсовой работе, состоит преимущественно из учебников по дисциплинам «Финансы», «Бухгалтерский управленческий учёт», а также нормативно-правовые акты.
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Понятие финансового и управленческого учета.
1.1   История развития управленческого учета.
     До начала ХХ века существовал единый бухгалтерский учет, который в начале 30-х годов начали частично регламентировать.
     В результате появился финансовый учет – та часть бухгалтерского учета, которая подлежит обязательной регламентации. Во второй половине 40-х голов другая часть, на которую не распространялась регламентация, получила название “Management accounting”, дословный перевод с английского языка – “управленческое счетоводство”.
     Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий нельзя понимать формально. Система двойной записи на счетах, описанная Л.Пачоли, получившая впоследствии в России название “бухгалтерский учет”, предназначалась для контроля за сохранением и преумножением индивидуального капитала, отражения расчетных операций и имущества индивидуального предпринимателя или нескольких предпринимателей, объединенных в простое товарищество. Бухгалтерский учет вели для внутреннего потребления, а оперативное управление осуществлялось путем личного надсмотра и наблюдения, даже надобность в калькулировании не возникала.
     С появлением и развитием мануфактурного производства, в особенности текстильного и кораблестроительного, получили развитие калькуляционные методы формирования информации. Британская энциклопедия сообщает, что время зарождения калькуляции неизвестно, а методы калькулирования в кораблестроении породили позаказную, а в текстильном производстве – попроцессную калькуляцию, которые являются прямыми предшественниками всех современных методов калькулирования. Таковы истоки того, что мы теперь называем производственным учетом затрат и калькулированием. Производственный учет стал составной частью общего бухгалтерского учета [2, c. 46].
     Распространение акционерных обществ и фондовых рынков (бирж) в середине XIX века явилось началом не только финансового капитала. Сам акционерный капитал отделился от его производственного применения. Собственники капитала стали инвесторами и поручили специалистам-менеджерам управлять применением этого капитала. Возникли отношения, требовавшие отчетности управляющих перед собственниками с целью подтвердить эффективность управления. Но собственники стали акционерами, их акции свободно продавались и покупались. Сама собственность на капитал не только отделилась в виде акций от ее применения, но и изменила правила игры из-за перехода акций от одного владельца к другому. Необходимостью стала публичная бухгалтерская отчетность, достоверность которой подтверждается независимым специалистом-аудитором. Инвестор-акционер на основе анализа такой отчетности принимает решения о том, покупать, продавать или держать акции определенной компании [7, c. 163].
     Финансовый учет для составления финансовой (бухгалтерской) отчетности стал отдельным самостоятельным направлением бухгалтерского учета. Управляющие компанией через финансовую отчетность должны показать своим акционерам и потенциальным инвесторам, что капитал в компанию вложен надежно и выгодно, а их работа на данном посту заслуживает доверия.
     Для того, чтоб финансовая отчетность бала понятна всем пользователям, она должна составляться по единым и всем известным правилам. Очевидность этого была окончательно осознана после биржевого краха 1929 года и последовавшего за ним мирового экономического кризиса. Появились общепризнанные правила бухгалтерского учета, так называемые ГААП, предшествовавшие современным международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В основе финансового учета лежит известный балансовый метод, применяемый путем регистрации хозяйственных фактов и событий при помощи двойной записи на счетах. По большому счету финансовый учет воплотил в себе традиционный бухгалтерский учет, освобожденный от формирования не свойственной ему информации для внутрихозяйственного управления (под которым принято подразумевать внутрихозяйственный расчет).
     Финансовый учет используется для внутрихозяйственного управления, но только в пределах той информации, которая формируется в нем в рамках требований МСФО или национальных стандартов учета и отчетности. Утверждения о том, что финансовый учет не служит целям управления финансовой деятельностью компании только потому, что есть еще управленческий учет, формирующий информацию для внутреннего управления, неверны. Учет всегда и во всех формах поставляет информацию для управления, формирует в системе управления наряду с анализом контур обратной связи. Но финансовый учет ограничивается управлением только теми процессами, для учета которых он предназначен [16, c. 82].
     Управленческий учет возник в ответ на потребности крупного индустриального производства. Его истоки восходят к системе Тейлора, учету затрат по методу “стандарт-кост”, бюджетированию и системе гибких смет, методу “директ-кост”. Управленческий учет развивался по мере усложнения производственный процессов, исходя из жизненно важных потребностей внутреннего управления, и сложился в современную систему к концу 40-х годов  XX века. Конечно, управленческий учет выходит за рамки собственного учета. Это комплексный метод внутрихозяйственного управления, очень похожий на хорошо известный в прошлом отечественный внутрихозяйственный расчет. Это новое прочтение методов внутрихозяйственного расчета, продвинутое и приспособленное к условиям рыночной экономики.
 
    
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
     Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Международный институт дипломированных бухгалтеров управления (CIMA) определяет управленческий учет как предоставление информации, необходимой руководству для таких целей, как:
     - выработка политики;
    -   планирование и контроль деятельности предприятия;
    -   принятие альтернативных решений;
    -   раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционеры и другие);
    -   раскрытие данных служащим;
    -   обеспечение сохранности активов.
    Тремя основными целями управленческого учета являются:
    -   планирование и контроль;
    -  информационное обеспечение принятия решения;
    -   определение затрат [12, c.65].
     Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям).
       Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной (см. рис.1, стр. 9).
 
 
Рис.1 Взаимосвязь управленческого и финансового учета
 
 
 
 
?        финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга (вариант 1);
?        часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако в целом это разные системы (вариант 2);
?        управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую в том числе и финансовый учет (вариант 3)[15, c. 237].
Последний вариант редко встречается в российских компаниях.
     Таким образом примерная схема взаимодействия финансового и управленческого учета может выглядеть следующим образом. (см. схему 1, стр.9).
Схема 1. Взаимодействие финансового и управленческого учета.
 
 
    
 
 
 
 
Несмотря на то, что управленческий учет является логическим следствием бухгалтерского учета, отметим наиболее существенные различия между ними.(см. табл. 1, с.10).
 
Таблица 1. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
 
Критерий
    Финансовый учет
       Управленческий учет
1
 
Обязательность ведения учета
 
Ведение обязательно. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 26.11.1996 г. №139-ФЗ «О бухгалтерском учете», действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ.
 
 
Ведение зависит от воли руководства. Собирается и обрабатывается информация, ценность которой для управления не ниже затрат на ее получение.
2
Цель ведения учета
Подготовка информации для внешних пользователей об активах и обязательствах компании, финансовых результатах ее деятельности, т.е. внешней отчетности.
Обеспечение менеджмента компании достоверной и оперативной информацией, необходимой для планирования, анализа, контроля, принятия решений.
3
Пользователи информации
Внешние (акционеры, инвесторы, налоговые органы, покупатели и т.д.) и внутренние пользователи (менеджмент).
 
Только внутренние пользователи, в соответствии со своей компетенцией.
 
 
 
Таблица 1. Продолжение
 
Критерий
    Финансовый учет
       Управленческий учет
4
Степень регламентированности
Регламентируется нормативными актами (Закон о бухгалтерском учете, ПБУ). Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми правилами, а публичная отчетность подтверждается аудиторами.
Отсутствие законодательной регламентации, использование Приказа об учетной политике или других внутрифирменных документов.
5
Привязки ко времени
Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций.
В структуру управленческого учета наравне с информацией отражающей финансовую историю организации включаются оценки и планы на будущее.
6
Тип информации
Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финансового учета, содержат информацию в стоимостном (денежном) выражении.
В управленческом учете фигурирует информация как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
7
Степень точности информации
Приближения и примерные оценки в финансовом учете практически не применяются.
В управленческом учете часто используются приблизительные оценки, т.к. управляющим нужна своевременная информации, ради скорости ее получения можно пожертвовать точностью.
 
Таблица 1. Продолжение
 
Критерий
    Финансовый учет
       Управленческий учет
8
Периодичность отчетности
Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальные – поквартально.
Детализированные отчеты в управленческом учете большие организации составляют ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности могут составляться еженедельно, ежедневно, в некоторых случаях немедленно.
9
Сроки представления отчетов
 
Поскольку для выверки данных и проверки их внешними аудиторами требуется время, к которому надо добавить некоторый срок на печатание и распространение финансовых отчетов, последние попадают к пользователям только через несколько недель после окончания отчетного периода.
 
Отчеты по управленческому учету могут содержать информацию, требующую  немедленных действий. Эти отчеты обычно составляются им представляются в течение нескольких дней по окончании отчетного месяца.
10
Объект отчетности
 
Ведется в целом по предприятию, рассматривает его как единый хозяйственный комплекс.
 
Ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию.
 
Таблица 1. Продолжение
 
Критерий
    Финансовый учет
       Управленческий учет
11
Ответственность за правильность ведения учета
Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону.
Методология управленческого учета законодательством не регламентируется, учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных задач.
     Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.
     Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям [2, c. 127].
    С учетной точки зрения финансовый и управленческий учет основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляет их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации.
 
Схема 2. Взаимосвязь документации в финансовом и управленческом учете.
 
 
 
 
 
        Вывод. Таким образом, в данной главе мы изучили историю зарождения финансового и управленческого учёта. Выяснили, что управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Также исследовали взаимосвязи и отличия финансового и управленческого учета, которые основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляет их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации.
 
 
2. Модели взаимосвязи финансового и управленческого учета и их особенности.
    
2.1. Интегрированная (монистическая, однокруговая) модель учета.
      Управленческий учет может быть организован по-разному:
     - без специального отражения операций управленческого учета на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи (т.е. синтетический учет не затрагивается);
    - с отдельным отражением операций управленческого учета на счетах синтетического учета (в том числе с применением разных вариантов корреспонденции счетов).
     Самый простой вариант состоит в том, что операции управленческого учета отражаются на соответствующих бухгалтерских счетах и эти бухгалтерские счета являются как бы счетами управленческого учета.
     Реальное выделение подсистем управленческого и финансового учета осуществляется посредством введения для них отдельной корреспонденции счетов (двухкруговая система). При этом счета подразделяются на счета финансового и управленческого учета не формально, а отражают реальные обороты указанных подсистем. На практике каждый из этих счетов имеет свои достоинства и недостатки и используется в тех или иных конкретных условиях [6, c. 231].
    При интегрированной модели учёта счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета.
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации», расходы по обычным видам деятельности, т.е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам [4]:
     материальные затраты,
     затраты на оплату труда,
     отчисления на социальные нужды,
     амортизация,
     прочие затраты.
     Для учета каждого элемента, как и в международной практике, есть возможность вести отдельный счет бухгалтерского учета.
     В разделе III плана счетов можно открыть следующие счета:
     30 «Материальные затраты»
     31 «Затраты на оплату труда»
     32 «Отчисления на социальные нужды»
     33 «Амортизация»
     34 «Прочие затраты»
     37 «Отражение общих затрат»
     Вводить эти и другие счета в раздел III Плана счетов можно, поскольку инструкция по применению Плана счетов разрешает организациям устанавливать состав счетов именно в данном разделе.
     По дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонденции со счетами:
     10 «Материалы»
     16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»,
     60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
     отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальной составляющий других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К счету 30 «Материальные затраты» открываются субсчета по видам и направлениям материальных затрат.
     По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетами:
     70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
     96 «Резерв предстоящих расходов и платежей»
     отражаются суммы начисленной заработной платы, включая любые формы премирования и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческого персонала. На данном счете также начисляют различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.
     По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом :
     69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются суммы, начисленные для формирования пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты. Если отчисления на социальные нужду приобретают форму социального налога, то счет 32 «Отчисления на социальные нужды» корреспондирует с кредитом счета:
    68 «Расчеты по налогам и сборам»
     Предстоящие социальные выплаты по решению собственника или его представителей (совет директоров и т.п.) начисляют по дебету счета 32 в корреспонденции со счетом:
     96 «Резервы предстоящих расходов».
     К счету 32 «Отчисления на социальные нужды» ведутся субсчета по видам отчислений на социальные нужды.
     По  дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденции со счетами:
     02 «Амортизация основных средств»,
     04 «Нематериальные активы»,
     05 «Амортизация нематериальных активов»
     отражают расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.
 
     По дебету счета 34 «Прочие затраты» в корреспонденции со счетами:
     60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
     71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
     76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
     79 «Внутрихозяйственные расчеты»
     и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному их этих элементов. Ведение субсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны [3].
     Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат» записью:
     Дебет счета 37 «Отражение общих затрат»
     Кредит счетов 30 «Материальные затраты»,
                              31 «Затраты на оплату труда»,
                              32 «Отчисления на социальные нужды»,
                              33 «Амортизация»,
                              34 «Прочие затраты».
     Собранные на счете 37 «Отражение общих затрат» суммы распределяют между калькуляционными счетами и записывают в дебет счетов
     20 «Основное производство»,
     23 «Вспомогательные производства»,
     25 «Общепроизводственные расходы»,
     26 «Общехозяйственные расходы»,
     29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а также в дебет счета
     44 «Расходы на продажу».
     Этот вариант вытекает из требования п. 8 ПБУ 10/99, в котором сказано, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам. Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно. Перечень элементов расходов строго определен, а перечень калькуляционных статей каждая организация устанавливает самостоятельно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Схема 3. Учет по элементам и статьям затрат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Автономная (дуалистическая, двухкруговая) модель учета.
     В автономной модели учета финансовый и управленческий учет каждый в отдельности представляет собой замкнутый круг учета. В финансовом учете задействованы те счета, которые формирую балансовые статьи (отчетный баланс) и показатели финансовой отчетности.
     Существуют несколько вариантов автономной модели учета. Рассмотрим некоторые из них.
     Вариант первый. Обе системы учета самостоятельно, каждая в отдельности, балансируются, причем в системе управленческого учета фиксируются только обороты, следовательно, имеет место только взаимное балансирование общей суммы дебетовых и кредитовых оборотов. Единство и слаженность обеих бухгалтерских систем обеспечивается с помощью специально выделяемых передаточных счетов (передающих информацию из одного круга счетов в другой)[12, c.140].
     В состав счетов управленческого учета включаются счета по учету затрат на производство готовой продукции, товаров и реализации. На этих счетах отражается конфиденциальная информация о формировании затрат по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности, по носителям затрат – калькуляционным объектам, по статьям себестоимости и сметным статьям. Здесь фиксируется объем производства и себестоимость продукции по видам, формируется производственная себестоимость, отражаются общие периодические затраты, характер и величина производственных потерь, отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной. Счета этих разделов содержат информацию о товарообороте, наценке, обороте по реализации продукции, другую информацию, представляющую коммерческую тайну предприятия. Такую информацию желательно скрыть от конкурентов, она внутреннего потребления. Выделение ее в самостоятельную систему счетов бухгалтерского учета позволяет лучше обеспечить конфиденциальность внутрихозяйственной информации, чем при интегрированной системе учета.
     Бухгалтерскую информацию второго круга счетов создают из счетов III, IV раздела Плана счетов бухгалтерского учета. В этих разделах сконцентрированы в основном операционные счета, информационное значение которых заключается в показателях их оборотов [1].
     Счета, имеющие сальдо, относятся одновременно к обоим кругам бухгалтерского учета: управленческого и финансового. Но в финансовом учете на счетах будут зафиксированы только сальдо, а обороты, отражающие характеристику финансовых операций, регистрируются в системе управленческого учета.
     Таким образом, связь счетов финансового и управленческого учета можно представить в виде схемы.
     Поскольку один и тот же счет может входить в систему финансового и управленческого бухгалтерского учета, необходимы отличительные признаки для распознавания счетов из разных систем. Например, можно помечать штрихом или звездочкой код каждого счета, входящего в систему бухгалтерского управленческого учета. Все счета, не отмеченные таким образом – счета финансового учета.
 
Схема 4. Взаимосвязь счетов финансового и управленческого учета при автономной модели учета.
 

              Фиксируется                      Фиксируются
                     сальдо                         обороты по
                             счетам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Вариант второй основывается на выделении счетов 20 – 29 по учету затрат на производство в самодостаточную систему счетов управленческого учета, отделенную от системы других синтетических счетов бухгалтерского учета. Для этого к имеющимся счетам необходимо добавить специальный отражающий счет 27 «Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37 «Отражение общих затрат».
     Все расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете группируют на счетах 30 – 34 по элементам затрат. Ежемесячно эти счета закрывают в дебет чета 37 «Отражение общих затрат». Одновременно те же суммы расходов записывают по кредиту другого отражающего счета 27 «Распределение общих затрат» в корреспонденции со счетами 13, 47.
 
Таблица 2. Схема управленческого учета.
Счет 
Наименование счета
Назначение
20
 
«Основное производство»
 
 
Отражают прямые затраты на производство в аналитическом разрезе по подразделениям (местам возникновения затрат), что обеспечивает контроль отклонениями от норм или от нормативных (запланированных) затрат.
23
 
«Вспомогательные производства»
 
29
 
«Обслуживающие производства и хозяйства»
25
«Общепроизводственные расходы»
Группируют производственные накладные расходы по сметам производственных подразделений (филиалов, цехов, участков и т.п.) и контролируют отклонения фактических расходов по статьям смет.
26
«Общехозяйственные расходы»
Группируют общие управленческие накладные расходы для контроля за соблюдением смет по филиалам, управленческим подразделениям и другим центрам ответственности (местам возникновения затрат).
  
 
Таблица 2. Продолжение
Счет 
Наименование счета
Назначение
26*
 
Группируют коммерческие и другие расходы на продажу для детального учета и контроля, соблюдения смет соответствующими коммерческими и торговыми подразделениями
 
     Счета 25 ««Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» ежемесячно закрывают, списывая собранные на них суммы в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», на которых таким образом обеспечивается возможность калькулирования сокращенной и полной производственной себестоимости продукции (работ, услуг), даже с учетом коммерческих расходов. К счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» следует вести по крайней мере по два субсчета: 1 «Остатки незавершенного производства», 2 «Калькулируемые расходы за отчетный период». В конце отчетного года калькулируемые расходы на этих счетах закрывают записью:
     Дебет счета 27 «Распределение общих затрат»
     Кредит счета 20 «Основное производство»
                            23 «Вспомогательные производства»
                            29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
     При необходимости получить более подробную и полную информацию для управления затратами и себестоимостью на счетах управленческого учета организуется требуемый для этого аналитический учет.
     Чтобы обеспечить баланс в системе счетов бухгалтерского учета (после отделения от нее счетов управленческого учета), необходим еще один синтетический счет 38 «Незавершенное производство» для учета стоимости заделов незавершенного производства и остатков полуфабрикатов собственной выработки [14, c. 83].
     Счет 37 «Отражение общих затрат» ежемесячно закрывают, проводя записанную на нем сумму по кредиту счета 37 «отражение общих затрат» в корреспонденции со счетами:
     15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
     40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
     44 «Расходы на продажу».
 
 
Таблица 3. Распределение общих затрат.
Дебет
Кредит
Содержание
37
15
Сумма расходов по заготовке и доставке материально-производственных запасов в организацию.
40
Расходы по выпуску продукции, выполнению работ, оказанию услуг, (включая и общие управленческие расходы).
44
Сумма коммерческих расходов и издержек обращения за отчетный период.
 
     Второй вариант применения счетов управленческого учета необходим для больших и средних организаций, которые нуждаются в надежной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью.
     Третий вариант. Для крупных российских организаций со многими видами деятельности, управленческий учет нельзя уложить в рамки, ограниченными счетами 20 – 29, отнесенные к счетам управленческого учета.
     Существует проект нового плана счетов бухгалтерского учета европейского типа, разработанный ЗАО «Союзаудит» по заказу министерства финансов России. Он состоит из 10 классов счетов, каждый из которых включает по девять групп счетов, а в каждой группе по девять синтетических счетов. Такое построение плана счетов дает возможность на порядок увеличить количество синтетических счетов по сравнению с действующим планом счетов.
     Все счета разбиты на три раздела: счета финансового учета (семь классов счетов); счета управленческого учета (два класса); счета забалансового учета (один класс).
     Счета управленческого учета, объединены в два класса, содержат более 150 синтетических счетов.
     Счета управленческого учета, объединяемые классами семь и восемь, ведут обособленно от счетов финансового учета. Информацию из счетов управленческого учета не включают в отчетный бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Группа семь содержит счета, предназначенные для конечного балансирования информации управленческого учета. Баланс управленческого учета ежегодно сводится к нулю путем закрытия и последующего открытия счетов [15, c. 249].
     На счетах управленческого учета предлагаемого проекта плана счетов можно получить достоверную и детализированную информацию, позволяющую составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, а налоговую отчетность – согласно Налоговому кодексу РФ.
Таблица 4. Счета управленческого учета.
Класс
Наименование
Содержание
Группа
Наименование
Содержание
1
2
3
4
5
6
 
 
 
7
 
 
 
 
Учет издержек и доходов
Счета, позволяющие перегруппировать расходы и доходы, отражаемые на счетах финансового учета для получения, обобщения и детализации информации об издержках производства в калькуляционном разрезе, для контроля по аналитическим центрам, структурным единицам. 
71
Издержки производства по продукции, работам, услугам
На счетах обобщают и детализируют затраты на производство и производственную себестоимость в разрезе объектов калькулирования и калькуляционных статей с выделением нормативных затрат и отклонений от норм.
72
Издержки производства по аналитическим центрам
Отражается информация по статьям возникновения затрат и центрам ответственности, соотносимым со структурой управления организацией и построения ее работы.
73
Издержки отчетного периода
Счета общих, накладных, коммерческих и других расходов, которые не включают в калькуляцию себестоимости, а относят на уменьшение прибыли того отчетного года, в котором они возникли.
74
Прочие расходы и доходы
Учитываются расходы, не включаемые непосредственно в себестоимость продукции, работ, услуг (операционные и внереализационные расходы группируются по центрам ответственности)
 
 
 
 
 
    
     Таблица 4. Продолжение
1
2
3
4
5
6
 
 
 
75
Выпуск и продажа продукции
 
Обобщение аналитических данных о затратах на выпущенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на всех стадиях производства и обращения, информация о доходах, расходах и финансовых результатах от продажи продукции, сдачи работ, оказании услуг.
76
Финансовые результаты
 
Информация об общей балансовой прибыли (убытке) за отчетный период для сопоставления и контроля с данными финансового учета и для получения дополнительных данных для управления процессом формирования финансовых результатов.
77
Перераспределение расходов
 
Отражаются суммы расходов, переходящие для учета на счетах, объединяемых классом 7. В конце отчетного года счета данной группы закрывают.
78
Перераспределение доходов
 
 
 
79
Другие перераспределения и закрытие счетов
Учитываются данные об активных и пассивных операциях, переходящие на счета управленческого учета и со счетов управленческого учета.
 
     Таблица 4. Продолжение
1
2
3
4
5
6
 
 
8
 
 
 
Учет запасов и обязательств
 
81
Приобретение материалов
 
Отражается детальная информация об операциях по приобретению оборотных материальных ценностей, заготовлению материалов, а также об отклонениях в ценах на материалы и начисленных оценочных резервах согласно требованиям осмотрительности при составлении бухгалтерской отчетности.
 
82
Материальные запасы
 
Ведется детальный количественно – стоимостной аналитический учет по всей номенклатуре материальных оборотных запасов с отражением необходимых для управления технико-экономических характеристик. На отдельных счетах ведут учет малоценного имущества по всем необходимым технико-экономическим показателям.
 
84
Товары и готовая продукция
 
Ведется детальный, количественно – стоимостной учет товаров и готовой продукции, необходимый для управления коммерческими операциями.
 
 
 
 
 
Таблица 4. Продолжение
1
2
3
4
5
6
 
 
 
85
Обязательства по коммерческим расчетам
 
Счета предназначены для отражения дополнительной (по отношению к счетам финансового учета) информации о состоянии обязательств по коммерческим расчетам, технических условиях полученных кредитов, сроках платежей и других данных, необходимых для управления расчетами по обязательствам.
86
Прочие обязательства
 
Счета для детального аналитического учета состояния обязательств по расчетам, которые не отражаются на счетах группы 85.
 
 
 
 
 
 
 
 
       Вывод. Таким образом, в данной главе мы рассмотрели две системы организации бухгалтерского управленческого учёта: интегрированную и автономную.  Интегрированная система учёта предполагает, что счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. Автономная же - финансовый и управленческий учет ведётся каждый в отдельности, и представляет собой замкнутый круг учета.
 
 
 
 
 
3. Практическое применение интегрированной модели  управленческого учет в ОАО «Камелия»
 
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Камелия»
          Акционерное общество «Камелия» является коммерческой организацией, учреждено в соответствии с Указом Президента РФ № 721 от01.07.1992г. на основании распоряжения предприятия «Камелия», несет права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до его преобразования в акционерное общество «Камелия».
           Акционерное общество «Камелия» является открытым акционерным обществом. По состоянию на 01.01.2011. уставный капитал общества составляет187,7 тыс.руб. Он состоит из 118765 штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 рублей каждая. Акции выпущены в бездокументальной форме.
         Основной вид деятельности – торговля продовольственными товарами оптом и в розницу и другие виды деятельности.
         Общество действует в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 07.08.2001 №120-ФЗ, иным действующим законодательством РФ и настоящим уставом.
         Цель предпринимательской деятельности общества – получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами. Для достижения своих целей общество вправе заниматься любыми видами хозяйственной деятельности, не запрещенными Федеральным Законом в частности: торгово-закупочной и посреднической, внешнеэкономической, сдачей в аренду имущества, предоставление различных платных услуг юридическим лицам.
          Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным Законом, ОАО «Камелия» может заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии). Руководитель избирается общим собранием на 3 года. Бессменным руководителем со дня основания является Семенова Тамара Васильевна.
        В структуру ОАО «Камелия» входят четыре продовольственных магазина общей площадью 1031 кв.м и три базы площадью 2860 кв.м , холодильник емкостью 780 куб.м и автопарк.
          В аренду частным предпринимателям сдается 500 кв.м или48,5% от общей площади. Основные поставщики: ОАО «Роса», ОАО «Хлебопек»,ОАО«САХКО», ОАО«Смолмясо».
       Общество обеспечено достаточным количеством компьютерной техники и информационными средствами.
          Капитальный и текущий ремонт торговой и складской сети, а также техническое перевооружение осуществляется по плану-графику стройгруппой общества и инженером по оборудованию.
       Общество имеет четыре грузовые автомашины, которые занимаются завозом товаров от поставщиков и обеспечивают доставку товаров покупателям, а также две легковые.
Среднесписочная численность рабочих составляет 53 человека.
Органами управления общества являются:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- генеральный директор;
- ликвидационная комиссия.
         Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества назначена ревизионная комиссия. Для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности общество вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного с имущественными интересами общества и его участниками. Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества проводится по требованию любого из его участников (См. Приложение 1).
        Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законом и уставом общества. Финансово-хозяйственная деятельность общества характеризуется следующими основными показателями (См. Приложение 2).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные показатели деятельности ОАО «Камелия» за 2010г.
 
№ п\п
Название показателей
Единица измерения
2010г.
1.






 
Общий объем товарооборота (без НДС) в том числе:
А)оптовый товарооборот (без НДС);
Б)розничный товарооборот.
 
Тыс. руб.
 
Тыс. руб.
 
Тыс. руб.
 
53712
 
42152
 
11560
 
2.

 
Валовой доход
Уровень к товарообороту
Тыс.руб.
Тыс.руб.
 
7431
13,8
 
 
3.

 
 
Издержки обращения
Уровень к товарообороту
 
 
Тыс. руб.
%
 
7116
13,2

 
4.


 
Прибыль от реализации
Рентабельность реализации
 
 
Тыс. руб.
%
 
315
0,6

 
5.
Прибыль чистая
Рентабельность чистая.
 
 
Тыс.руб.
%

 
753
1,4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2. Интегрированная модель учета на предприятии оптовой торговли ОАО «Камелия».
     Система субсчетов и счетов аналитического учета, применяемая в одномерных системах, при наличии многоуровневой иерархии объектов или групп аналитического учета, становится громоздкой и неудобной для работы, в т.ч. анализа. Для составления управленческой отчетности необходимы дополнительные усилия для группировки объектов аналитического учета в соответствии с потребностями менеджмента.     Рассмотрим, как выглядит аналитический учет счета 44(Расходы на продажу) на данном предприятии:
     44.1.  Транспортные расходы             44.1.1 Доставка товара
                                                                   44.1.2 Погрузо-разгрузочные работы
     44.2 Проценты по банковскому кредиту
     44.3 Арендная плата                         44.3.1 Склады
                                                                 44.3.2 Офис
     44.4 Услуги связи                              44.4.1 Телефон
                                                                                44.4.1.1 Местный
                                                                                44.4.1.2 Межгород
                                                                  44.4.2 Интернет
     44.5 Выплаты персоналу               44.5.1 Заработная плата
                                                              44.5.2 Прочие выплаты
     44.6
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.