Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 18.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Профилактика  суицида
Организация работы по профилактике суицида
в образовательной  среде
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ  О НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
    смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
    предпочтение траурной или скорбной музыки
    раздача личных вещей, составление завещания
    разговоры об отсутствии ценности жизни
    фантазии на тему смерти
    интерес к возможным средствам самоубийства
    высказывания «я не хочу жить», «я хочу умереть», «нет смысла жить дальше» и т.д.
    косвенные высказывания «ничего, скоро вы отдохнете от меня», «ничего, скоро все закончится для меня», «он скоро пожалеет, что отверг меня» и т.д.
    приобретение средств самоубийства
    приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел
    высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
    написание прощальных писем
    странное «прощальное» поведение с людьми
    несвойственная молчаливость или высказывание со скрытым вторым смыслом, связанные со смертью, символичные высказывания
    особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти
    проявление признаков депрессии
 
 
ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ
    понижение настроения, глубокая печаль
    резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность, плаксивость, слабость
    потеря аппетита, переедание
    повышенная сонливость, бессонница
    недомогание
    снижение внимания
    нерешительность
    апатия потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим интерес
    социальная самоизоляция, отход от семьи, друзей, молчаливость
    снижение эффективности труда, учебы
 
 
ФАКТОРЫ СИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
    предшествующая попытка суицида
    тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье
    смерть близкого человека, любимого, разрыв значимых отношений
    прогрессирующая тяжелая болезнь
    переживание острого кризиса
    эмоциональные нарушения (острые приступы паники, вины, стыда)
    психические заболевания
    алкоголизм, наркомания
    отверженность в детстве
    переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека
    воспитание и пребывание в семье, где есть алкоголики, наркоманы и психические больные
    ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства
    совершение уголовно-наказуемого поступка
    получение необратимых увечий и травм (потеря зрения, конечностей и т.д.)
    неразделенная любовь
    психическая травма в результате насилия
    измена любимого человека
    предательство близких
    боязнь позора
    значительные бытовые и материальные  трудности
    принадлежность к группе риска (гомосексуалисты, заключенные, военнослужащие)
 
 
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ  МЕРЫ 
 
    Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
    Организация внеклассной воспитательной работы.
    Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. 
    Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
 
  
 
Задачи педагога-психолога:
    Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
    Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
    Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
    Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
    Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
    Своевременное выявление  групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
 
 
МЕРОПРИЯТИЯ
-Диагностика суицидального  поведения совместно с классным  руководителем.
-Выявление детей, нуждающихся  в незамедлительной помощи и  защите.
-Работа с семьей ребенка,  попавшего в трудную жизненную  ситуацию или испытывающего кризисное  состояние.
-Оказание экстренной  первой помощи, обеспечение безопасности  ребенка, снятие стрессового состояния.
-Индивидуальные и групповые  занятия по обучению проблеморазрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
-Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
-Родителей необходимо  познакомить с информацией о  причинах, факторах, динамике суицидального  поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка  замечены признаки суицидального  поведения. 
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения… словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ  УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВ
    Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведет себя демонстративно и др.
    Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся.
    Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т.п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку, главное в этот период – учебное достижение, а эмоциональное благополучие.
    В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах  с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости
каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать  свой успех – с конкретными  примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.
    Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.
    6.       В школах разместить плакаты
с адресами помощи и надежды:
- наркологической службы (телефон  и адрес);
- центра медицинской  профилактики (телефон, адрес);
- центра службы  практической психологии (телефон,  адрес)
 
 
 
 
Организация работы по профилактике суицида 
в образовательной  среде
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
Учреждение образования, где подростки  проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данном докладе будет предложена модель суицид альной превенции  на уровне отдельного образовательного учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предо твратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло. Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции. 
Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой. 
Принципы модели:
    Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
    Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
    Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
    Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
    Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат 
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения. 
 
Модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде»
Первый уровень  – общая профилактика
Цель - повышение групповой сплоченности в школе.  
 
Мероприятия. 
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.  
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
    Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
    Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
    Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
    Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
    Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
 
Второй уровень  – первичная профилактика
Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.  
 
Мероприятия 
1.Диагностика суицидального поведения 
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
    Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
    Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
    Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
 
2.Индивидуальные и групповые  занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
    Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
    Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
 
3.Классные часы, круглые столы,  стендовая информация 
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
    Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
    Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков. 
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. 
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому. 
 
4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
    Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
    Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.
 
Третий уровень  – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение самоубийства 
 
Мероприятия 
1.Оценка риска самоубийства  
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). 
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
    Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
    Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
 
2.Оповещение соответствующего учреждения  психического здоровья (психиатрическая  клиника?), запрос помощи. Оповещение  родителей.  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. 
 
3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. 
 
Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
    Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
    Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
    Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
 
Четвертый уровень  – третичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. 
 
Мероприятия 
1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. 
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе: 
•    Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы). 
 
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. По мнению автора доклада, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов. 
 
Предложенная модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» требует дальнейшего теоретического и практического осмысления.  
Предлагаемый психологический тренинг «Психологическая поддержка как фактор профилактики суицидального поведения» является попыткой практического осмысления данной темы. (скоро будет разработка) 
 
Разработка здесь 
 
 
 
Литература:
    Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
    Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
    Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
    Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
    Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
    Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september
Глоссарий
Агрессивное поведение - поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.  
Аддиктивное поведение - зависимое поведение.  
Антисоциальное поведение - поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.  
Аутистическое поведение - поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.  
Аутодеструктивное поседение - поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности. Внутренние формы суицидального поведения — суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции. Внешние формы суицидального поведения — суицидальные попытки и завершенные суициды  
Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни. Суицид — психологическое явление - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.  
Самоубийца — человек, потерявший веру, надежду, впавший в грех уныния и отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних.
Суицидальное  поведение - любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
 Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальная  попытка - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Социальные отклонения- нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например преступность или пьянство.  
Дезадаптация- состояние сниженной способности ( нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.  
Делинквентное поведение- действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку. Деструктивное поведение- поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.
Хроническое суицидальное поведение — саморазрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».
Профилактика  суицида.
 
Нет того, чего мы хотим. 
Есть то, к чему мы можем приспособиться. 
М. Жванецкий  
 
Содержание:
    Задачи общей профилактики суицида.
    Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида.
    Первичная профилактика суицида.
    Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида.
    Вторичная профилактика суицида.
    Третичная профилактика суицида.
    Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).
    Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида.
Работа по профилактике суицида  в школе должна проводиться не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет  несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.  
 
Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).
 
Еще на тему профилактики суицида:
    Профилактика суицида в школе. Семинар для педагогов.
    Суицид. Как предотвратить самоубийство? - презентация.
    Диагностика суицидального риска (подборка материалов направленных на диагностику суицидального риска).
    Помощь при потенциальном суициде.
    Суицид. Возрастные аспекты суицидального поведения.
Как мы видим, на этапе общей  профилактики отдельных мероприятий, посвященных тематике самоубийств, нет. Все проводимые на этом этапе  мероприятия направлены на содействие адаптации ребенка и взрослого  в учреждении образования. 
 
Адаптация — это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. В норме все субъекты учебно-воспитательного процесса должны адаптироваться к условиям образовательного учреждения, причем на трех уровнях: физическом, психическом и социальном. 
В целях эффективной физической адаптации учреждение образования соблюдает режим учебного процесса с учетом возрастных особенностей, рассадку детей в классе с учетом рекомендаций врача, организует питание в школе и др. 
 
Психологической адаптации будет содействовать наличие благоприятного психологического климата в учреждении образования, психологическое здоровье педагогов и других субъектов образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей учеников и педагогов в процессе организации деятельности, возможностей личностной реализации и др.
Для эффективной социальной адаптации важным является наличие сплоченного педагогического и классного коллектива, общие для всего учреждения образования правила и нормы, традиции, ценности и др.
Мероприятия в рамках общей  профилактики будут работать на поддержку  адаптации, автоматически формируя (усиливая уже имеющиеся) антисуицидальные барьеры. 
 
Для учащихся можно предложить следующее: классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл занятий, посвященных жизненным ценностям); акции и флэш-мобы («Мы голосуем за жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей», «День без конфликтов» и др.).  
 
В рамках акций можно провести конкурс фотографий (темы жизненных ценностей), диспуты для старшеклассников («От противостояния к пониманию!»), совместные уроки с учителями истории, русского языка и литературы (например, по произведениям поэтов Серебряного века, В. Шекспира «Ромео и Джульетта» или А.Н. Островского «Гроза»). 
 
Эффективным будет обучение медиаторов (волонтеров) из числа подростков оказанию кризисной помощи (антикризисные, информационные бригады). Что касается специфической диагностики, выявляющей суицидальный риск, то на этом этапе специально она не проводится. Для первичного выявления достаточно наблюдения и анализа (с опорой на маркеры суицидального риска) уже имеющегося диагностического материала.
Задачи психолога  на этапе общей профилактики суицида.
    Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей (что уже входит в план мероприятий психолога).
    Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтеров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование и др.).
    Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др.
 
Первичная профилактика суицида.
 
Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.
В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В рамках повышения компетентности педагогов и родителей следует  разработать для них памятки, в которых будет содержаться  информация, как распознать острое кризисное состояние у ребенка  и что делать, если ребенок высказывает  суицидальные намерения. Для этой же аудитории целесообразно пригласить медиков с лекцией по проблематике депрессии и суицидального риска. По вопросам проблемных взаимоотношений  с ребенком для родителей и  педагогов должна быть организована консультативная психологическая  помощь.
Каждый случай сотрудники СППС должны оценить с точки зрения сложности, распределить ответственность, решить вопрос привлечения других специалистов (медиков, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста по вопросам опеки и  попечительства, юриста и др.), определить примерные сроки, в течение которых  будут решены проблемы ребенка, и  пр. По сути, это обычная работа по сопровождению подростков группы риска, где дополнительной задачей является профилактика суицидального риска.
Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, тем более что это является частью психологопедагогического сопровождения. Предлагаем следующие методики:
    Патохарактерологический опросник (Личко).
    Тест фрустрационной толерантности (Розенцвейга).
    Опросник суицидального риска (ОСР).
    Опросник социально-психологической адаптации (Роджерса–Даймонда).
    Шкала самооценки уровня тревожности (Спилбергера–Ханина).
    Опросник агрессивности (Баса–Дарки).
Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно  можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (Подмазина С.И.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.
Работа с семьей подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, должна носить комплексный характер. 
 
Как правило, если в семье есть реабилитационные ресурсы, заинтересованность в помощи, отсутствует фактор алкоголизации, педагог-психолог может справиться сам. Если мы столкнулись с неблагополучной, алкоголизированной семьей или семьей, в которой один из родителей имеет психиатрический диагноз, педагог-психолог не справится самостоятельно. Необходимо разделить ответственность (на консилиуме) со специалистами СПЦ, медиками и др.
Задачи психолога  на этапе первичной профилактики суицида.
    На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов (по нашему опыту, почти у всех подростков группы риска или находящихся в социально опасном положении он есть).
    Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду.
    Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.
    Участвовать в работе консилиума.
    Участвовать в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения. Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др., то есть осуществить то, что обычно делаетпедагог-психолог в рамках коррекционного направления психолого-педагогического сопровождения.
    Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка.
    Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать).
    Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.
 
Вторичная профилактика суицида.
 
Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида. 
 
В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства. Существует три степени риска: незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого). Оценить степень риска педагог-психолог может, используя следующие диагностические методы:
    Опросник суицидального риска (ОСР),
    Карта риска суицидальности,
    Шкала оценки риска суицида (Патерсона),
    Шкала безнадежности (Бека).
В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.
Первоочередные (начальные) задачи психолога при  незначительном риске суицида.
    Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.
    Проработать суицидальные чувства.
    Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.
    Направить к психотерапевту (психиатру).
    Постараться встретиться через определенное время и наладить постоянный контакт.
 
 
Задачи психолога  при наличии риска средней  степени.
    Предложить подростку эмоциональную поддержку.
    Проработать суицидальные чувства.
    Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства).
    Обсудить альтернативы самоубийства.
    Заключить контракт.
    Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее.
    Связаться с семьей, друзьями.
 
 
Задачи психолога  при наличии высокого риска суицида.
    Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту.
    При необходимости удалить орудия самоубийства.
    Заключить контракт.
    Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.
    Информировать семью.
Для педагогов надо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой  риска на период преодоления кризисной  ситуации. Для родителей — индивидуальные консультации.
В случае необходимости оказания психотерапевтической помощи семье  у психолога должна быть информация, которую он сможет предоставить родителям (телефон, адрес, условия оказания помощи).  
 
Педагоги и школьный персонал, которые могут быть включены в суицидальный случай, нуждаются в выражении своих чувств, переживаний. Служба СППС должна предоставить им возможность групповой или индивидуальной консультации, в том числе с приглашенными специалистами, так как педагог-психолог или социальный педагог также могут быть включенными в кризисную ситуацию и нуждаться в помощи.  
 
Чтобы решить подобные задачи можно организовать в районе добровольную антикризисную бригаду, куда войдут различные специалисты (психолог, социальный педагог, врач, юрист и др.), обученные кризисной помощи. СППС учреждения образования мог бы обратиться к специалистам антикризисной бригады за помощью и тогда, когда у них уже произошел суицидальный случай. Кроме этого, все включенные в суицидальный случай субъекты должны внести предложения относительно стратегий и индивидуального плана работы.  
 
Может так произойти, что все ваши действия и шаги не изменят намерения суицидально настроенного подростка и он попытается совершить или совершит задуманное. В этом случае перед специалистами СППС встанет дополнительная задача сопровождения одноклассников, сверстников, педагогов и родных несостоявшегося (или состоявшегося) самоубийцы.
 
Третичная профилактика суицида.
 
Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения.  
 
В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы. 
 
Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки. По мнению Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева, существуют три главных компонента ближайшего постсуицида:
    актуальность конфликта,
    степень фиксированности суицидальных тенденций,
    отношение к совершенной попытке.
Задача специалистов СППС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.
Исаев и Шерстнев выделяют четыре типа постсуицидальных состояний. 
 
Критичный. Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен.  
 
Манипулятивный. Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно шантажного характера. 
 
Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдет — возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода. 
 
Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль. 
 
Таким образом, мы видим, что по-прежнему основной мишенью работы специалистов СППС остается причина (кризисная ситуация, конфликт и др.), толкающая ребенка или подростка к страшному решению. Поэтому, кроме психолого-педагогического сопровождения суицидента и его окружения, необходимо возвращение к источнику проблемного поля и выработка стратегий разрешения кризисной ситуации. Мы должны четко понимать, что если бы проблемы решились раньше - попытки суицида не было бы! 
При организации третичных профилактических мероприятий в школе после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента как правило, испытывает вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению К. Лукаса и Г. Сейдена, обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы -это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам (педагогам, включенным в ситуацию) поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.
Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине  смерти в среде учащихся (особенно задающих вопросы) должно звучать слово  «самоубийство», а не «несчастный  случай» или «неизвестная причинасмерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.  
 
Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон, но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации.
 
Правила работы с  подростками, друг или подруга которых  совершили самоубийство (Э. Гроллман).
 
 
С л е д у е т:  
 
Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны «в интересах детей». Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.  
 
Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливых временах и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.  
 
Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.  
 
Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце и самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного .потерпеть.  
 
Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходят после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.  
В подобной помощи нуждаются также педагоги и сами специалисты СППС. Здесь на помощь может прийти районная антикризисная бригада.  
 
Что касается источников помощи специалистам СППС в школе, при желании педагог-психолог может подготовить из педагогов и старшеклассников, увлекающихся психологией, антикризисную группу (группу медиаторов), которые будут обучены навыкам антикризисной поддержки и станут серьезным подспорьем в кризисной ситуации.  
 
На период переживания суицидального случая в школе может быть создан антикризисный штаб, куда войдут специалисты СППС, районных служб, врач, подготовленные медиаторы, активные педагоги и родители. Штаб работает по определенному его членами расписанию. На базе штаба проходят консилиумы по суицидальному случаю, где принимаются решения о сопровождении нуждающихся в этом групп, о привлечении специалистов извне и т.п.  
 
Кроме этого, на базе штаба может быть организован временный центр кризисной поддержки для всех нуждающихся, в котором дежурят по очереди специалисты СППС и подготовленные медиаторы.
 
Задачи психолога  на этапе третичной профилактики суицида.
 
    Определение типа постсуицидального состояния у подростка.
    На основании результата разработка шагов социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам).
    Участие в работе консилиума по суицидальному случаю (в организации и работе антикризисного штаба).
    Индивидуальная коррекционная работа с подростком.
    Организация групповой работы в классе и включение в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (это может быть коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности).
    Организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей и детей (или консультирование в рамках антикризисного штаба).
    Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).
В ситуации завершенного суицида  специалистам СППС целесообразно привлекать специалистов СПЦ или других подобных организаций для оказания социально-психологической  поддержки, так как они сами будут  нуждаться в помощи и не смогут работать эффективно.  
 
Для этого необходимо заранее на базе района создать антикризисную бригаду (на добровольных началах), которая в подобном случае будет действовать оперативно и профессионально. В подобную бригаду может войти: психиатр (психотерапевт) районной поликлиники, психологи, имеющие подготовку в этой области (2 чел.), социальный педагог, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних, активные родители. 
 
Повторим еще раз: основная задача профилактики суицида среди детей и подростков — это раннее выявление суицидальных факторов и их устранение.
Презентация «Профилактика  суицидального поведения подростков».
Рекомендуемая литература
Актуальные проблемы суицидологии: Сборник трудов московского НИИ психиатрии. — М., 1978. 
Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. — М., 1978. 
Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М., 1978. 
Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). — М., Мысль, 1994. 
Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. — Самара, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
Программа социально-психологической   
профилактики   суицида 
 
Введение
 
В настоящее время решение  проблемы суицидального поведения  подростков и молодежи в целом  является наиболее актуальной среди  других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.
Ученые считают, что суицидальное поведение является результатом  сложного взаимодействия социальных, психологических и социокультурных  факторов в экстремальных для  личности ситуациях.
Частота  суицидов  в мире на данный отрезок времени составляет в среднем 15 случаев на каждые 100 тысяч населения в год. Число  суицидов  ниже 10 на 100 тысяч населения в год считается низким, 10-20 — средним, более 20 — высоким, более 30 — очень высоким. Частота  суицидов  в разных странах, культурах, этнических и религиозных группах существенно колеблется: 2-4 случая на 100 тыс. населения в Испании, Италии, Греции, 10-30 в странах Скандинавии, Германии, Японии, 30-50 в России, странах Балтии, Венгрии.
Беларусь сегодня относится  к числу стран с очень высоким  уровнем  суицидов  – 33,4 случая на 100 тысяч населения в 2002 году, причем за последние 13 лет частота их быстро росла: 1988 – 18,5, 1990 – 20,4, 1993 – 28, в 1997 – 32,3, 1998 – 34.2, 2000 – 34,4, 2001 – 32,5 случая на 100 тысяч человек. За пять лет в результате самоубийств из жизни уходило 3400 человек. Показатель этот существенно колеблется по разным городам и областям нашей страны – от 17,1 в Минске, 27,1 в Брестской области до 44 в Минской и 44,4 в Витебской областях.
До сих пор остается неясным, что толкает молодежь на совершение столь безрассудных действий. В любом случае, считается, что  лучше предотвратить проблемную ситуацию, чем потом расплачиваться за ее последствия. В связи с этим, должное внимание уделяется стратегиям совладания с трудностями в повседневной жизни молодежи, как факторам профилактики и коррекции суицидального поведения.
 
Тема 1. "СМЫСЛ  ЖИЗНИ"
"Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как."
Ф. Ницше
 
Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью.
Задачи:
1. Выявить общие и индивидуальные  проблемы возраста.
2. Помочь осознать особенности  своего возраста, сопоставить свой  жизненный опыт с опытом сверстников.
3. Помочь сформировать  активную жизненную позицию, развитие  саморефлексии.
ЗАДАНИЯ:
1. Подготовить визитки (для знакомства с участниками занятия).
Задание: участникам занятия  предлагается оформить свою визитку, написать имя (или как бы он хотел, чтобы  его называли на занятиях другие), ребята могут изображать на визитках все  то, что поможет им лучше раскрыть свой образ, сделать представление  о себе более оригинальным и насыщенным.
2. "Мой девиз по жизни".
Задание: ребята должны представить  свой жизненный девиз, свой главный  принцип жизни. Важно отметить оптимистичные  и пессимистичные девизы.
    "Сказка о милостивой судьбе" (Д. Соколов).
СКАЗКА О МИЛОСТИВОЙ СУДЬБЕ (Д. Соколов) 
Росло два деревца: молодых и красивых.  
Вечерами они шептались о судьбе.  
- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первой буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные...  
- Нет, говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...  
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж - спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них - то, что было когда-то первым деревцем, - расскажет, что вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.  
Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
Задание: ведущий рассказывает сказку, после прослушивания которой предлагается ответить на несколько вопросов. Вопросы для обсуждения сказки:
¦ Можно ли изменить судьбу?
¦ Какова судьба дерева? (рост, всасывание, цветение)
¦ Какова судьба человека?(рождение, развитие, продолжение рода, смерть)
¦ Как хотело изменить судьбу второе
дерево?
¦ Достигли ли они своих целей?
¦ Может ли ызов судьбе привести к печальным последствиям?
¦ Что определяет: смысл жизни судьбу или судьба смысл жизни?
¦ Для чего живет человек, зачем он пришел в этот мир?
¦ Для чего живете вы?
4. Игра "Золотая рыбка".
"Жизнь не шутка и  не забава, жизнь - тяжелый труд".
И. С. Тургенев
Цель: определит каковы потребности современного подростка.
Задание: ребятам предлагается ответить на вопрос:
"О чем бы вы попросили  золотую рыбку, чтобы ваша жизнь  (судьба) стала интереснее?"
    Игра "Удары судьбы".
Цель: выявить способ реагирования на внешние препятствия.
Задание: ребята делятся на подгруппы по 4—5 человек. Один из участников должен лечь на пол, а остальные ребята искусственно создают внешние препятствия. Задача ведущего встать (за 1—2 минуты), а остальные мешают этому, удерживая его. На месте ведущего должен побывать каждый из участников.
При этом каждому участнику  задаются вопросы:
¦ Какие трудности возникли при выполнении этого задания?
¦ Какие чувства возникли?
Ведущий должен сделать вывод  о том, что человек при ударах судьбы не должен быть как глина, а  должен реагировать как мяч. Глина принимает "уродливую" форму, а мяч, ударяясь, отскакивает, оставаясь таким же. Неприятности не должны разбивать нас, а должны делать нас сильнее и выносливей.
6. Рефлексия.
Задание: ребятам предлагается ответить на вопрос: "Какие мысли возникли в ходе нашего занятия?".
Мнение может высказываться  в любой последовательности: по кругу, передавать игрушку, бросать мяч, и т. д.
7. Домашнее  задание: предлагается написать мини-сочинение: "Смысл моей жизни". "Для чего я живу".
8. Подарок: ведущий занятия дарит каждому участнику открытку или пожелание в виде цитаты.
"Тайна бытия человеческого  не в том , чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлеба".
Ф. М. Достоевский
"Наша жизнь путешествие.  Идея – путеводитель. Нет путеводителя и все останавливается, цель утрачена и сил как не бывало".
В.Гюго
 
 
Тема 2. "МУЖЕСТВО БЫТЬ"
"Жизнь — это красноватая  искорка в мрачном океане вечности, это единственное мгновение, которое  нам принадлежит".
И. С. Тургенев
Цель: воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции.
Задачи:
1. Установить причинно-следственную  связь между потерей смысла  жизни и  суицидом .
2. Формировать осмысленность  жизненного пути.
3. Развивать "мужество  быть".
1. Приветствие.
Цель: показать значимость каждого участника как Личности.
Задание: ребятам предлагается закончить предложения:
"Меня любят за то, что..." "Если меня не будет,  то кому-то будет, без меня…"
"Я хочу жить, потому  что..."
2. Проверка домашнего задания: учащиеся зачитывают по кругу свои мини-сочинения, ведущий комментирует каждое, демонстрируя позитивные стороны и отмечая важность смысла жизни для людей.
3. Беседа о причинах самоубийства.
Цель: проанализировать причины самоубийства и последствия  суицида  для человека и окружающих его людей, показать взаимосвязь между утратой смысла жизни и  суицидом .
Вопросы для беседы:
¦ Почему и ради чего человек лишает себя жизни, совершая самоубийство? (облегчить страдание, назло близким, чтобы пожалели о своих поступках, из-за страха перед будущим, чтобы не быть обузой, трудно жить, устал сопротивляться…)
¦ Какими могут быть причины самоубийства?
¦ Что это за люди? (слабые, наркоманы, одинокие, творческие, больные)
¦ Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость? (проводится голосование)
Ведущий должен подвести к  выводу, что человек проявляет  слабость духа, так как не может  найти в себе силы сопротивляться трудностям, не может обрести смысл  жизни, поступает эгоистично и т. д.
4. Игра  «Обрыв».
Задание: на полу изображается черта, за чертой – «обрыв». Все ребята становятся в одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы.
Обратить внимание как  использовать поддержку группы.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было идти? Какие способы использовали? Хотели  ли бы вы реально оказаться  в такой ситуации? Как вы себя  повели? А если бы от этого  зависела ваша жизнь или жизнь  другого человека? Какое качество  для этого понадобиться? (мужество)
Человек думает о самоубийстве, когда не видит смысла в своем  дальнейшем существовании, когда он не хочет быть, потому что быть –  трудно. Жизнь требует мужества. Мы пришли к выводу, что альтернатива  суициду  – мужество бытия, мужество быть.
5. "Мужество быть".
Задание: на листочках бумаги предлагается цветными мелками отразить ощущения смысла "Мужество быть", возникающие в сознании ребят в ответ на это словосочетание. (Например, рыцарь в доспехах с оружием — защищенность и возможность противостоять; дерево под солнцем, дерево под дождем — рост вопреки всему; огонь в ладонях; дом — покой, уверенность; яблоко — целостность жизни, всех ее компонентов; лодка на волнах — выстоять вопреки.).
6.  Работа  с таблицей: ведущий предлагает заполнить 1-ю колонку, 2-ю колонку дети заполняют самостоятельно, затем записанные варианты обсуждаются. Какие качества уже у вас есть?
 
Что включает в себя понятие  «Мужество быть»?
Какие качества для этого  необходимы?
Согласие с миром
Согласиться с тем, что  рождение и смерть – два объективных  понятия
Терпимость
Доброта
Стремление вперед, к цели
Сила
Выносливость
Способность выходить из любых  ситуаций
Смелость не сойти с  пути
Страсть, уверенность
Борьба, сила воли
Целеустремленность
Самостоятельность
Ответственность
Осознание несовершенства мира и общества
Ответственность за свои поступки
Любить жизнь и людей
Не ждать отдачи от других
Уметь увидеть важное и не убиваться по пустякам
Найти свое место, дело
Не унывать
Осознать самоценность человеческой жизни
Оптимизм, юмор
Терпение
Вера
Надежда
Любовь
Мудрость
Опыт
Умение прощать

 
7. Рефлексия.
Задание: ребятам предлагается закончить предложение "Я рад, что...". Работа осуществляется по кругу  или в любой последовательности.
8. Домашнее задание: заполнить таблицу или написать домашнее сочинение "Гроза в моей жизни".
9. Подарок: ведущий рассказывает "Сказку о каретном мастере".
Как в этом мире дышится  легко.
Скажите мне, кто жизнью не доволен.
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать  волен.
Пусть он придет! Я должен рассказать
Я должен рассказать опять  и снова.
Как сладко жить…
Н. Гумилев
 
Тема 3. «Я готов  к испытаниям»
 
Живи так, как растет дерево, радуйся солнцу и знай, что в  самую страшную грозу идет дождь  и питает все живое.
К. Черный
Цель: развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию.
Задачи:
    Осмысление своих социальных сторон и качеств.
    Формирование умений конструктивного решения проблем.
    Развитие творческих способностей, стремления к реализации личностного потенциала.
 
1. Приветствие.
Задание: учащимся предлагается закончить предложение : «Жизнь прекрасна потому, что…»
Ведущий должен создать атмосферу  оптимизма, формировать умение видеть позитивное.
2. Проверка  домашнего задания: обсуждаются написанные сочинения, таблица, ведущий комментирует ответы учащихся.
3. Притча
Задание: ведущий рассказывает притчу о буре, затем обсуждаются  вопросы.
Вопросы для обсуждения:
-Какую роль сыграла  буря в этой притче?
-Какая возникает у  вас ассоциация при слове «буря»? (конфликт, ссора, развод, болезнь,  предательство, смерть).
-Приведите пример из  жизни или из художественных  произведений, поговорок, пословиц.
Например: "Не было бы счастья, да несчастье помогло", "Нет  худа без добра", "Что ни делается — все к лучшему" и др.
Ведущий показывает, как  решается проблема безысходности, трудного положения в народном творчестве, художественных произведениях. Подчеркивает, что все сложности разрешимы, главное то, как к ним относиться.
    Игра «Мяч».
Задание: (Вариант 1) Ребята стоят в кругу, ведущий в центре, бросает мяч и задает ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч обратно ведущему.
(Вариант 2) Ведущий бросает  мяч и задает ситуацию, если  ребенок отвечает позитивно, группа  соглашается, а если нет, то  ребенок снова отвечает, и так  пока не найдет позитивный  способ.
Например:
-Получил двойку…
-Поскользнулся и упал  в людном месте…
-Хочет на дискотеку,  а надо сидеть с младшим  братом (сестрой)…
-Хотел подарить подарок,  а денег нет…
-Конфликт с учителем…
-Стал жертвой зависти,  строят козни, наговаривают…
-Дали кличку…
-Провоцируют на драку…
-Потерял большую сумму  денег или дорогую вещь…
-Потеря друга, близких…
Ведущий должен сделать вывод : «Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потрудней. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя».
5. Таблица.
Задание: участники занятия должны заполнить таблицу:
 
Кто из близких людей может  тебе помочь в трудной ситуации?
 
В чем заключается эта  помощь?
 
Кому ты можешь помочь? В  какой ситуации (проблеме)?
 
Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
 

Необходимо обсудить с  ребятами их ответы. Особо подчеркнуть  то, что многим людям они нужны  и многие из окружающих могут им оказать помощь в трудной ситуации.
    «Чемодан».
Задание: участникам предлагается представить себе, что они собирают чемодан в дорогу, только упаковывать нужно будет не вещи, а необходимые качества.
-Какие качества сегодня  нужны молодому человеку, чтобы  достойно интересно жить и  добиться чего-то важного в  жизни?
-Какое главное качество  вы возьмете с собой?
(Ведущий записывает все  предложенные ответы на доске).
    Рефлексия.
Задание: ребятам предлагается заполнить анкету и нарисовать свое настроение во время всех трех занятий
1. Хочу сказать, что…
2. Больше всего запомнилось…
3. Теперь я …
4. Мое настроение (опиши  или нарисуй).
8. Домашнее  задание: предлагается написать жизненный сценарий (планы на будущее «Моя биография», «Мой портрет», на выбор).
9. Подарок
Ведущий раздает записки  с содержанием законов общения:
- Будьте внимательным  слушателем.
- Проявляйте эмпатию к окружающим.
- Другим людям тоже  нужна ваша помощь.
- Улыбайтесь!
- Старайтесь быстро запомнить  имена.
- Ведите разговор в  кругу интересов вашего собеседника.
- Заражайте оптимизмом  других.
- Меньше жалуйтесь.
- Побольше юмора!
- Уважайте чужое мнение.
- Помните: в споре рождается  истина, а в дискуссии - она  погибает.
- Демонстрируйте психологическую  поддержку вашему собеседнику.
- Чаще пытайтесь встать  на место другого.
Если вы будете выполнять  эти законы, то станете интересным собеседником, и многие люди будут  искать дружбы и общения с вами.
Приложение 
 
Позитивное Мышление
 
Это тренинг о том, как  ум мешает нам жить и как сделать  так, чтобы ум помогал жить.
 
Ты можешь верить, что  ты сможешь это сделать 
Ты можешь верить, что  не сможешь это сделать 
В любом случае ты окажешься  прав
(Г. Форд)
Коротко о главном:
 
Это тренинг о том, как  ум мешает нам жить и как сделать  так, чтобы ум помогал жить. Это  тренинг о том, что основополагающее влияние на наши чувства оказывают  не события жизни, а наша система  убеждений. И каждый может разобраться  в том, как появились эти убеждения, и изменить их. Это тренинг о  том, каким образом мы сами себе создаем  проблемы, и что нужно сделать  для того, чтобы прямо сейчас жить эффективно. Это тренинг о том, как наши ожидания и наше отношение  к миру влияют на то, что происходит с нами завтра.
 
Немного теории:
 
Этот тренинг для тех  людей, которые допускают идею о  том, что человек может изменяться. И для изменения достаточно начать замечать, как мы мыслим, думать по-другому  и делать выводы.
У каждого человека есть свои представления, суждения и верования, на которые он опирается, строя свои отношения с окружающим миром. Эти  представления, суждения и верования  можно назвать установками.
Человек приобретает установки  на протяжении всей своей жизни. Некоторые  установки возникают, когда человек  принимает на веру тот или иной факт или концепцию (например, вера в существование Бога). Другие установки  появляются, когда человек обобщает свой прошлый опыт ("Этот, этот и  этот человек не любит меня - значит никто не любит меня"). Человек может также создавать установки, как логическое (или нелогическое) следствие других установок ("Меня никто не любит - значит я недостоин любви").
Совокупность всех установок, которые есть у человека, можно  назвать "моделью мира" в том  смысле, что каждый человек взаимодействует  с окружающим миром не непосредственно, а через систему своих установок, воспринимая только определенные аспекты  окружающей реальности и исключая или  искажая те, которые не совместимы с его уже существующими установками. Таким образом, каждый из нас создает  свою субъективную реальность, богатство  и разнообразие которой определяется нашей моделью мира.
Но поскольку мы принимаем  нашу субъективную реальность за истинную реальность, наши установки начинают ограничивать нас и уменьшают  нашу способность к гибкости наших  реакций. Вообще говоря, все установки  по своей природе являются ограничивающими  в смысле ограничения количества выборов, которое они предоставляют  человеку. Но некоторые из них будут  скорее открывать мир, облегчать  жизнь, а некоторые гарантировано  приведут к разочарованию, депрессии, неудачам.
Именно поэтому к задачам  данной группы относится выявление, анализ и изменение наиболее распространенных ограничивающих убеждений в различных  областях жизни, представлений о  Себе, своем прошлом, возможном будущем  и практика нового ПОЗИТИВНОГО мышления.
 
Как создать у  себя и у других позитивный настрой?
 
Переходя к вопросу  о формировании на тренинге (или  самостоятельно) позитивного настроя  стоит учесть важный фактор: отношения, представления, эмоции не формируются  прямым указанием, а могут возникать  только как побочный продукт работы над целью. Это исследованная  и доказанная психологическая закономерность, ее легко проверить самим –  попробуйте
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.